Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовно-нравственный аспект ментального здоровья человека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассматривается духовно-нравственная сторона ментального здоровья человека. Данные для цитирования: Ивентьев С.И.Духовно-нравственный аспект ментального здоровья человека // Ментальное здоровье - интеграция подходов: [Электронный ресурс]: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Нижний Новгород, 10-11 декабря 2019 г.). - Нижний Новгород: Издательство Приволжского исследовательского медицинского университета, 2020. - С.38-41.


   Ивентьев С.И.Духовно-нравственный аспект ментального здоровья человека // Ментальное здоровье - интеграция подходов: [Электронный ресурс]: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Нижний Новгород, 10-11 декабря 2019 г.). - Нижний Новгород: Издательство Приволжского исследовательского медицинского университета, 2020. - С.38-41.
   ISBN 978-5-7032-1348-3
   https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42795657

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ МЕНТАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Ивентьев Сергей Иванович

юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных

и религиозных отношений ООО "ДЭЛИЛ", член РФО

г. Казань, Россия

   Введение. При оказании помощи лицам с ментальными (лат. mens - ум, разум) расстройствами здоровья мало уделяется внимание духовно-нравственной сфере человека, его душе и духу. В связи с чем, автор на теоретическом уровне попытается раскрыть духовно-нравственную сторону ментального здоровья человека, по результатам которого выявить основные причины неэффективности устранения профессионального выгорания, различных профессиональных деструкций и нервных срывов и выработать рекомендации.
   Согласно преамбуле Устава Всемирной организации здоровья от 22.06.1946 г., "здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов".
   По нашему мнению, здоровье человека - это состояние организма человека, в котором сбалансированы духовно-нравственные и материальные потребности души, духа и тела человека [3, с. 271].
   С момента появления человека до наших дней актуальными так и остаются вопросы, касающиеся духовной реальности человека, его души и духа, которыми занимаются религия, философия, психология и другие научные дисциплины. К большому сожалению, наука до настоящего времени данный вопрос обходит в связи с отсутствием теоретического понятийного аппарата и методики.
   Издревле в человеке выделяют три составляющих: тело, душа и дух [2, с.10]. Об этом также говорят древние философские труды, научно-философские трактаты, религиозные и эзотерические учения.
   В авраамических религиях  (иудаизмхристианство и ислам) особое внимание уделяется душе человека (Библия: Быт. 2:7, Лк. 12:23, Мк. 8:36; Коран 6:164). 
   По вопросу наличия души человека в мировой философии на сегодняшний день сложились три позиции [6, с.5-11]. "Первая - отрицает душу у человека. Вторая - признаёт душу человека на словах, но на деле игнорирует её, сводя её сущность и свойства то к психике, то к сознанию, то к неосознаваемому. Но болит, например, не вся психика, а болит в ней душа. Третья - признаёт душу в человеке на деле, считая, что душа человека это особое образование в духе человека" [7, с.9].
   Хронология развития понимания духа человека имеет следующие стадии: "начинается с "души человека" в Древности, она превращается в полумистический "дух человека" в Средневековье, затем заменяется "сознанием человека" в Новое время, но постепенно открывается "психическая реальность" в Неклассическое время, которая дорастает до понятия "духовная реальность человека" в сегодняшнее Неоклассическое время" [8, с.162].
   С точки зрения современной философской научной рациональности и арелигиозной позиции "душа человека - это один из объективных элементов структуры духовной реальности каждого человека" [8, с.291]. Под душой человека понимается такой компонент духа человека, который фокусирует в себе всю намеренную духовно-соматическую энергию и содержание, растрачиваемую специально на управление внутренним миром человека и его самозащиту [8, с.245].
   Согласно авторскому определению, "Душа человека - это Божественная и духовно-нравственная ценность, нематериальное благо человека" [4, с. 153-164].
   "Дух - это побуждающая к действию, организующая, творческая сторона единого материально-духовного бытия; это вторая все оживляющая сторона бытия - то в бытии, что побуждает, так или иначе действовать само бытие и все в нем. На уровне неживой формы бытия - дух пребывает в свернутом состоянии, на разворачивании которого всякий раз проходят миллиарды лет; на уровне растений и животных дух действует более заметно, но не осознавая себя; и на уровне человека дух действует в виде сознания, неосознаваемого и души человека" [7, с.9].
   В религиозных учениях понятие "дух", который присутствует в человеке или в окружающем мире, всегда увязывается с Богом и Святым Духом. Автор под духом человека мыслит нетелесное, невещественное начало, эманацию Бога [5, с. 17, 352].
   Безусловно, что существует проблема идентификации "души человека" в структуре духовной реальности [9, с.57-64].
   Душа человека в концепции (от лат. conceptio "система понимания") четвёртого и пятого поколений прав человека или прав души и духа человека наделяется определёнными правами и свободами [1, с.183-185; 5, с.9], а также относится к нематериальным и бесценным благам [4, с. 158].
   Системность профессионального выгорания, различных профессиональных деструкций и нервных срывов на работе или учёбе связана с тем, что существует дисбаланс в духовно-нравственных и материальных потребностях человека. Редко встречается, когда человек занимается любимым делом (учёбой) или у человека работа является оплачиваемым хобби (от англ. hobby - увлечение, любимое дело), которое всегда сопутствует профессиональному благополучию. Психологи пытаются бороться с вышеуказанными профессиональными проблемами, но никак не могут сбалансировать материальные притязания человека и духовно-нравственные потребности его души и духа, т.к. в науке последние тщательно не изучены.
   Потребности души и духа человека удовлетворяются через религию, мораль, молитву, Божественное и духовно-нравственное творчество, духовно-нравственное воспитание и просвещение, осуществляемое семьёй, духовными и светскими учебными заведениями. В отличие от светских организаций, в религиозных учреждениях уделяется больше внимания духовно-нравственным потребностям души и духа человека.
   Выводы. Таким образом, из вышеизложенного следует, что системность профессионального выгорания, различных профессиональных деструкций и нервных срывов на работе или учёбе связана с тем, что существует дисбаланс в духовно-нравственных и материальных потребностях человека. Для разрешения рассматриваемых вопросов необходимо, в первую очередь, разработать единый понятийный аппарат духовно-нравственной сферы человека, его души и духа, а также принять меры по сбалансированию материальных притязаний человека и духовно-нравственных потребностей его души и духа.
  

Список литературы

  
   1.Гузенко С.С.Что такое права души человека? // Молодёжь и наука: материалы международной науч.-практ. конф. (26 мая 2017  г., г.Нижний Тагил) в 2 т. Т.2. - Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. - С.183-185.
   2.Гусейнов А.А. Великие моралисты. - М.: Республика,1995. - 352 с.
   3.Ивентьев С.И.Справедливость с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека // Социальная справедливость - основа общественного здоровья / Материалы научно-практической конференции 13 марта 2018 г. - СПб.: Культурно-просветительское товарищество, 2018. - С.271-282.
   4.Ивентьев С.И.Духовно-нравственный и правовой аспект сделки купли-продажи души человека // Справедливое общество - основа общественного здоровья: сборник научных статей. - СПб: Культурно-просветительское товарищество, 2017. - С.153-164.
   5.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография. - Новосибирск: СИБПРИНТ, 2012. - 357 с.
   6.Меньчиков Г.П. Душа человека: историко-философский экскурс // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - N 1. - С.5-11.
   7.Меньчиков Г.П. Душа человека: некоторые закономерности её существования // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - N 1. - С. 9-13
   8.Меньчиков Г.П. Неосознаваемое в структуре духа человека. - Казань: Познание, 2012. - 268 с.
   9.Меньчиков Г.П. О проблеме идентификации "души человека" в структуре духовной реальности. Вестник Пермского гос. ун-та. Философия.Психология. Социология. - 2013. - Вып. 4 (16). - С.57-64.
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"