Казанцева Дина Борисовна, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовно-нравственный потенциал личности в политической сфере современной России

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассматривается духовно-нравственный аспект политической сферы. В связи с тем, что ядром потенциала российского (русского) политика исторически выступало духовно-нравственное начало российской ментальности, формирующееся в результате духовно- го и нравственного развития, в процессе воспитания и обучения, аналитика, стратегическое управление и создание системы исполнительности, дававшие максимальный эффект результативности в развитии страны, создавались на основе духовно-нравственных идеалов управленцев как важнейших аксиологических ориентиров общества. Для цитирования: Казанцева Д. Б., Ивентьев С. И. Духовно-нравственный потенциал личности в политической сфере современной России // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2021. - Т. 21. - Љ 1. - С. 78-95. DOI: 10.15507/2078-9823.053.021.202101.078-095. ISSN 2078-9823


   Казанцева Д. Б., Ивентьев С. И. Духовно-нравственный потенциал личности в политической сфере современной России // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2021. - Т. 21. - N 1. - С. 78-95. DOI: 10.15507/2078-9823.053.021.202101.078-095.
   ISSN 2078-9823
   http://jg.isi.mrsu.ru/%d0%b4.-%d0%b1.-%d0%ba%d0%b0%d0%b7%d0%b0%d0%bd%d1%86%d0%b5%d0%b2%d0%b0%2c-%d1%81.-%d0%b8.-%d0%b8%d0%b2%d0%b5%d0%bd%d1%82%d1%8c%d0%b5%d0%b2-%d0%b4%d1%83%d1%85%d0%be%d0%b2%d0%bd%d0%be-%d0%bd%d1%80%d0%b0%d0%b2%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d0%bf%d0%be%d1%82%d0%b5%d0%bd%d1%86%d0%b8%d0%b0%d0%bb-%d0%bb%d0%b8%d1%87%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8-%d0%b2-%d0%be%d0%b1%d1%89%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be-%d0%bf%d0%be%d0%bb%d0%b8%d1%82%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b9-%d1%81.html
    
   УДК 130.32

Д. Б. Казанцева?

1 - Южный федеральный университет

(г. Ростов-на-Дону, Россия),

e-mail: dinasens@mail.ru

С. И. Ивентьев',

2 - ООО "ДЭЛИЛ",

(г. Казань, Россия),

e-mail: iventev_2017@mail.ru

  

Духовно-нравственный потенциал личности

в политической сфере современной России

  
   Введение. Рассматривается духовно-нравственный аспект политической сферы. В связи с тем, что ядром потенциала российского (русского) политика исторически выступало духовно-нравственное начало российской ментальности, формирующееся в результате духовно- го и нравственного развития, в процессе воспитания и обучения, аналитика, стратегическое управление и создание системы исполнительности, дававшие максимальный эффект результативности в развитии страны, создавались на основе духовно-нравственных идеалов управленцев как важнейших аксиологических ориентиров общества. Цель статьи - исследование влияния духовно-нравственного потенциала личности политика на политическую сферу современной России. Материалы и методы. В теоретико-методологической основе научного исследования лежат культурно-исторический, деятельностный, комплексный, трансдисциплинарный и психосоциальный подходы. Используются интенциально-динамическая концепция и теории когнитивного диссонанса, структуралистско-конструктивистская, структурационистская, этнометодологическая. Результатами исследования становится научно-философское обоснование того, что духовно-нравственное начало личности российского политика является сущностной основой ее ресурсного развития, источником силы, мотивов и внутренней активности. Духовно-нравственный потенциал личности политика детерминирует движение глубинных сущностных жизненных сил, разворачивающихся через ментальную программу, являющуюся родовым архетипичным основанием самореализации, определяя стратегию и тактику, вектор развития страны. Детерминированные цивилизационностью России ментальные программы поведения личности политика создают его устойчивые стереотипы поведения и ценности, на генетическом уровне храня русскую (российскую) ментальность, духовно-нравственные ценности и русскую культуру как способ бытия общества. В связи с идентификацией через духовно-нравственные ценности с российской идентичностью ему чужды цивилизационные основы других стран, его деятельность направлена на укрепление российской государственности. Обсуждение и заключение. В современной политической сфере России существуют противоречия между объективными законами развития потенциала личности политика и ее субъективными предпочтениями, создающими новые реалии, нарушающие основы цивилизационного развития страны; традиционного, культурообразующего и внешнего, цивилизационного чуждого, меняющего сущностное российских цивилизационных оснований, ослабляющего точку опоры в ментальности политических лидеров. Разрешение противоречий определяется особенностями культурно-исторического, духовного развития России, в которых заложены мобилизационные потенциальные возможности личности и общества; силой политической личности, являющейся активным субъектом политической деятельности, реализующей свой духовно-нравственный потенциал, запускающий глубинные сущностные силы родового архетипа духовно-нравственных качеств; осуществляющей процессы само- организации системы, устойчивое развитие и стабилизацию общества. Укрепление России как мировой державы возможно лишь политическому субъекту соответствующей ей ментальности, дающей силы и сущностное основание движения и развития, в связи с тем, что именно ментальность политика, являющаяся проявлением ментальной программы общества, создает возможность успешных действий в культурно-образовательном пространстве своей страны. Лишь в этом случае политика будет выступать духовно-нравственным идеалом и важным аксиологическим ориентиром для общества и каждого гражданина.
   Ключевые слова: политик, политическая сфера, управление, страна, цивилизация, ментальность, личность, духовность, нравственность, потенциал, духовно-нравственный потенциал личности, духовно-нравственные ценности, культурно-духовный код.
  
  

Dina B. Кazantseva? ,

Sergey I. Iventev'

1- Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia), e-mail: dinasens@mail.ru

2 - DELIL LLC (Kazan, Russia),

e-mail: iventev_2017@mail.ru

Spiritual and Moral Potential of Personality in the Social-Political Sphere of Modern Russia Introduction.

  
   The article examines the spiritual and moral aspect of the political sphere. Due to the fact that the core of the potential of the Russian (Russian) politician has historically been the spiritual and moral principle of the Russian mentality, which is formed as a result of spiritual and moral development, in the process of education and training, then analytics, strategic management and the creation of a system of diligence gave the maximum effect of effectiveness in development of the country, were created on the basis of the spiritual and moral ideals of managers as the most important axiological guidelines of society. The purpose of the article is to study the influence of the spiritual and moral potential of a politician's personality on the political sphere of modern Russia. Methodology. The theoretical and methodological basis of scientific research is cultural-historical, activity-based, integrated, transdisciplinary and psychosocial approaches. The intentional-dynamic concept and theories of cognitive dissonance, structuralist-constructivist, structuralist, ethnomethodological are used. Research Results. The research results in a scientific and philosophical substantiation of the fact that the spiritual and moral principle of the personality of a Russian politician is the essential basis of his resource development, a source of strength, motives and internal activity. The spiritual and moral potential of a politician's personality determines the movement of deep essential vital forces that unfold through the mental program, which is the generic archetypal basis for self-realization, determining the strategy and tactics, the vector of the country's development. Determined by the civilization of Russia, the mental programs of the behaviour of the politician's personality create his stable stereotypes of behaviour and values, preserving the Russian (Russian) mentality, spiritual and moral values and Russian culture as a way of being of society at the genetic level. In connection with the identification through spiritual and moral values with Russian identity, the civilizational foundations of other countries are alien to him and his activities are aimed at strengthening the Russian statehood. Discussion and Conclusion. In the modern political sphere of Russia, there are contradictions between the objective laws of the development of the potential of a politician's personality and his subjective preferences, which create new realities that violate the foundations of the country's civilizational development; traditional, culture-forming and external, civilizational alien, changing the essential of Russian civilizational foundations, weakening the fulcrum in the mentality of political leaders. The resolution of contradictions is determined by the peculiarities of the cultural, historical, spiritual development of Russia, which contain the mobilization potential of the individual and society; the power of a political personality, which is an active subject of political activity, realizing its spiritual and moral potential, launching the deep essential forces of the generic archetype of spiritual and moral qualities, carrying out the processes of self-organizationof the system, sustainable development and stabilization of society. Strengthening Russia as a world power is possible only for a political subject of the corresponding mentality, giving strength and the essential basis of movement and development, due to the fact that it is the mentality of a politician, which is a manifestation of the mental program of society, that creates the possibility of successful actions in the cultural and educational space of his country. Only in this case politics will act as a spiritual and moral ideal and an important axiological guideline for society and every citizen. Keywords: politician, political sphere, government, country, civilization, mentality, personality, spirituality, morality, potential, spiritual and moral potential of an individual, spiritual and moral values, cultural and spiritual code.
  
   For citation: Kazantseva D. B., Iventev S. I. Spiritual and Moral Potential of Personality in the Social-Political Sphere of Modern Russia. Gumanitarian : aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2021; 21(1): 78-95 (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.053.021.202101.078-095.
  
  
   Введение
   Современные особенности развития России актуализировали значение духовно- нравственного потенциала для личности политика. Произошло это в связи с тем, что последние десятилетия обнажили причины проблемного развития страны, содержащиеся в политическом и непосредственно в управленческом, а не в исполнительском компоненте экономической и социальной сфер. Именно эти сферы отвечают за систематизацию и использование базовых компонентов российской (русской) цивилизации, а именно ментальности и потенциальности, обеспечивающих целостность и эффективность результатов деятельности. Отсутствие актуализации духовно-нравственного потенциала личности политика и его реализации в деятельности, за которую он отвечает, смещает вектор развития страны в сторону, не свойственную менталитету России, ее мировоззренческим основам и вековым ценностям, имеющим базой именно духовно-нравственное в развитии личности, общества, государства. Как следствие, разваливается экономика, страдает социальная сфера, рушатся судьбы людей, идет недоверие к политическим деятелям.
   Аналитика предшествующих периодов развития России, а именно имперского и советского, дает примеры актуализации духовно-нравственного потенциала в личности политика и управляемого им общества и благополучное решение, благодаря этому, вопросов развития страны и глобальных исторических противоречий. Духовно-нравственный потенциал как основа российской ментальности через культурообразующие духовно-нравственные ценности, присутствуя руководящим принципом в личности политика, регулировал "государствообразующие" вопросы. Через самореализацию потенциала личности раскрывался культурно-духовный код развития как личности, так и общества, актуализируя в свою очередь критериальные основы вектора и этапы прогрессивного развития. Духовно-нравственный потенциал личности наиболее отчетливо исторически про- являлся именно в политической сфере российского общества на всех уровнях власти: федеральном, региональном и местном.
   Современная реальность вскрыла главное противоречие в осуществлении политической деятельности, создающее столкновение конструктивных и деструктивных векторов развития: детерминированность реализации личности политика и вводимых им политических норм разными цивилизационными основаниями, с одной стороны, русской цивилизационной культурой, с другой - глобальными процессами, смыслами и ценностями иных цивилизационных культур.
   Анализ современной ситуации позволяет предположить, что духовно-нравственный потенциал российского политика в большинстве случаев не проявлен, как следствие, его аналитика не соответствует основам русской ментальности, в результате не соответствуют и стратегичность, стратегическое управление, а отсюда - и структурирование исполнительности. Все ошибки нижестоящего исполнителя предопределены позицией управляющий части, а именно ориентиров и аналитики, системности и стратегического видения. Запускается цепная реакция механизма деформации во всех сферах развития общества - как политической, так и экономической и социальной. В сложившейся ситуации глобального кризиса и разрушения в мировом пространстве основ не только русской цивилизационной культуры, но и других цивилизационных культур сохранение Российского государства возможно лишь при одном условии - актуализации духовно-нравственного потенциала личности каждого человека, особенно личности политика.
   В связи с этим в научных и политических источниках в разных формах осуществляется поиск выхода из длительного кризиса, поднимается вопрос о возвращении сущности духовного, потенциального, родового, ментального. Однако актуальными и неизученными остаются вопросы взаимовлияния духовного и потенциального, их взаимосвязь с ментальным, процесс актуализации и самореализации духовно-нравственного потенциала и особенно влияния его самореализации на личности политика, отвечающего за деятельность политической сферы общества. Сложность вопроса в его малоизученности в гуманитарных дисциплинах и поэтому отсутствии необходимого в данном случае междисциплинарного анализа.
   Актуальность данного вопроса определяется и тем, что глубокий кризис современных мировых цивилизационных сообществ, ранее размывших цивилизационные основания и, как следствие, нарушивших общие законы и нормы развития как личности, так и общества, привел к прохождению бифуркационной точки их эволюционного развития, смене состояния равновесия на неравновесие и неустойчивость, возникновению новых точек бифуркации. В сложившейся обстановке политические лидеры ищут внешние условия стабильного функционирования систем (расширяя территориальный охват влияния и получения как можно больше материальных ресурсов) для выхода из кризиса и перехода на более высокий уровень развития.
   Однако остаётся без внимания главное: процесс самоорганизации систем должен начинаться не со случайного и внешнего воздействия на систему, а с целенаправленного внутреннего воздействия потенциала личности на состояние системы. История России полна примерами, когда личность политика, самореализующая духовно-нравственный потенциал, ментальную основу русской цивилизационной системы, в переломные моменты неопределенности и хаотичности в кратчайшие сроки осуществляла процесс самоорганизации системы, устойчивое развитие и стабилизацию общества. Отсутствие в столь сложное время внимания к вопросу актуализации и самореализации духовно-нравственного потенциала личности политика уменьшает вероятность разрешения сложившихся противоречий и надвигающихся мировых потрясений.
   Обзор литературы
   Феномен духовно-нравственного потенциала и особенности его формирования можно увидеть в разных формах в работах таких ученых, как К. А. Абульханова-Славская, О. С. Анисимов, С. Ф. Анисимов, Г. Р. Аглямова, Т. Р. Азиуллина, К. Я. Вазина, Л. Х. Газгиреева, Л. М. Галиев, Н. И. Джегутанова, Д. Б. Казанцева, Л. В. Камедина, В. Ж. Келле, Н. Липатова, С. Парамонов, Н. А. Симонова, Н. Б. Трофимова, А. А. Тер-Акопов, Н. Успенский, Ф. . Цораева и др. Показаны сложность определения понятия "духовно-нравственный потенциал", фрагментарность его изучения, отсутствие полноценного исследования в сферах бытия. В связи с этим совершенно не рассматривается духовно-нравственный потенциал личности в политической сфере.
   Основы духовно-нравственного потенциала личности политика можно рассмотреть среди таких малоизученных понятий, как "духовный потенциал" и "нравственный потенциал", объединение которых в ряде работ придает характеристике потенциала не совсем точный смысл. Фрагменты структуры более явно проступают в ещё недостаточно изученном, но актуализированном учеными понятии "потенциал", которое, с одной стороны, в философии, социологии, психологии, политологии не имеет однозначного толкования, но, оставаясь дискуссионным, все же часто употребляемо, легко узнаваемо при разнообразных трактовках, что затрудняет однозначность его определения.
   Таким образом, анализ показывает, что духовно-нравственный потенциал личности политика остается неизученным, а именно его суть, структурные составляющие, описание его самореализации через непосредственно политическую сферу деятельности; нет целостного описания комплекса условий и факторов использования обществом этих глубинных ментальных способностей для социокультурного политического развития.
   Материалы и методы
   Теоретико-методологическую основу научного исследования специфики духов- но-нравственного потенциала личности в политической сфере составили: культур- но-исторический подход (Н. А. Бердяев, Ф. М. Достоевский, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, А. С. Хомяков, Д. Н. Уз надзе, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Л. С. Выготский и др.); деятельностный подход (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.); комплексный подход (Б. Г. Ананьев, В. М. Бехтерев, Н. А. Логинова и др.); психосоциальный подход (А. А. Бодалев, Л. Д. Гудков, А. Камю, Э. Фромм, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон и др.); интенциально-динамическая концепция (С. Ю. Степанов); теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер); структуралистско-конструктивистская теория (П. Бурдье); структурационистская теория (Э. Гидденс); этнометодологическая теория (Г. Гарфинкель); концепция фоновых практик (Л. Витгенштейн). Объединил все рассмотренные выше подходы и теории, став ментальной программой исследования, трансдисциплинарный подход (Л. П. Киященко, А. В. Лубский, В. И. Моисеев, Е. Князева, В. Порус, В. Пружинин, В. Н. Сыров, B. Nicolescu, E. Jantsch, E. Morin, R. W. Scholz).
   Результаты
   По мнению Д.Б. Казанцевой, духовно- нравственное начало личности является сущностной основой ядра ёе потенциала, главным и единственным условием возможного ресурсного развития. Потенциал, удерживая родовое, ментальное начало как источник силы личности, ее мотивов и внутренней активности, выступает базовой основой духовного развития личности и общества, предпосылкой формирования процесса самореализации через проявленность сущностных законов, свойств и детерминант развития. Феномен духовно-нравственного потенциала личности воплощает многомерность человеческого бытия, движение глубинных сущностных жизненных сил, разворачивающихся через ментальную программу - родовое архетипичное основание становления и самореализации (родовой архетип духовно-нравственных качеств человека и алгоритм движения по ступеням духовного развития), обеспечивая как путь субъективной идентификации с онтологическим содержанием духовного, так и специфику индивидуальной траектории развития духовно-нравственной личности, раскрывающую ее духовно-нравственное, сущностное начало [19, с. 50-55].
   С точки зрения Н.И. Джегутановой, "понятие "духовно-нравственный потенциал личности" объединяет духовное и нравственное в личности как не реализованные в конкретный момент времени возможности личности, ее способности к действию, которые при определенных обстоятельствах (факторах, педагогических условиях) могут быть актуализированы. Данное понятие отражает стремление и способность (внутренне присущую силу) человека к самосовершенствованию" [14, с. 174].
   Под духовным потенциалом (от лат. potentia "сила") человека Н.Б. Трофимова подразумевает "личностный ресурс, который при соответствующих условиях может проявить себя в качестве основы для духовного поведения" [31].
   Г.И. Герасимов показывает общие закономерности раскрытия духовных и социокультурных основ развития человека и общества и грань потенциала, где он просматривается как возможность, переходящая в динамику действия в определенно-организованном культурно-образовательном пространстве, в котором сущность потенциала получает структурно-содержательное оформление. Автор отмечает, что потенциал реализуется с помощью определенного способа познания и связан с самореализацией, в ходе которой и осуществляется его раскрытие. Самореализация при этом выступает характеристикой субъектности личности, опирающейся на проектную культуру и проектное мышление, инновационную способность и инновационный образ жизни общества [12]
   Духовно-нравственный потенциал прямо связан с ментальностью и является про- явлением ментальной программы общества. По мнению А.В. Лубского, основой социокультурной памяти российского общества является неформальная ментальная матрица, несущая в себе особенности российского государственно-организованного общества на разных этапах его эволюции и формирующая через нормативно-ценностное историческое пространство особенности ментальных программ поведения личности, конструкты, изменяющие внутренний мир людей и задающие определённые стереотипы восприятия реальности и структуры сознания. Автор показал сознательные и бессознательные структуры менталитета, влияющие на формирование представлений, ценностей и установок, где неосознанные компоненты менталитета носят устойчивый характер и активизируются при создании благоприятных условий, выступая неосознанным мотивом поведения, При этом осознанные компоненты более неустойчивы и склонны к диверсификации под влиянием среды [23; 24].
   Именно особенности русского (российского) менталитета, детерминированного особым феноменом России, её цивилизационностью, отличной от Запада и Востока, существенно влияют на общество, разнообразные сферы деятельности, включая политическую, правосознание и правовое поведение россиян [18, с. 83].
   Что касается политической сферы проявления потенциала, то, как отмечают С.И. Ивентьев и А.Н. Нурутдинова, в политику кандидаты приходят уже с определённым духовно-нравственным уровнем развития. Анализируя данный вопрос, исследователи констатируют, что уже на уровне избирательной кампании и выборов, т. е. первого шага в политическую жизнь страны, предельно мало внимания уделяется духовно-нравственному аспекту избирательного процесса, касающегося этических требований к кандидатам, их поведению в предвыборных кампаниях, предвыборной агитации. В духовном и нравственном плане кандидаты изначально находятся в неравном положении из-за разницы в уровне воспитания, образования и развития. Духовно-нравственное неравенство определяется отсутствием в действующем российском законодательстве этических требований к кандидатам на выборные должности в органы государственной власти и местного самоуправления. Именно законодательство не предусматривает жесткий профотбор к занимаемой должности и наличие критически важных для современного общества, внутренних качеств политика [16, с. 266-270].
   В процессе политической деятельности, уже на выходе, используя служебное положение, отмечено открытое применение политиками разного рода манипуляций индивидуальным и общественным сознанием при реализации политических прав, а также ведении различных информационных войн, что говорит об их определенном духовно-нравственном уровне развития [17, с. 163-168].
   Как утверждает Ф. Н. Цораева, в воспитании многих политиков упущен процесс становления духовно-нравственного потенциала личности, представляющий собой "длительный многогранный процесс становления человека, приобретения индивидом моральных ценностей, выработки им нравственных качеств, способности жить согласно этическим нормам и правилам морали, ориентироваться на идеалы" [36, с. 426].
   Основой духовно-нравственного совершенствования, с точки зрения Т.Н. Липатовой [25, с. 158], являются ценности и ценностные предпочтения. Она отмечает, что приверженность национальным традициям подразумевает универсальные, личностные, религиозные ценности, ценности трудовой, социально-политической и духовной сфер жизнедеятельности. Именно ценности и ценностные предпочтения занимают важное место в структуре потенциала. Их система - фактор реализации духовного потенциала, актуализации возможностей и способностей, определяющих во многом поведение и деятельность людей. Объективные и субъективные факторы, создавая систему, выступают источником духовно- нравственного совершенствования личности. Они, создавая целостное видение и реализацию разнообразных способностей и талантов, определяют этнокультурное развитие каждого региона. При этом существует региональная специфика в реализации духовного потенциала.
   Непосредственно духовно-нравственные ценности, как уточняет З.А. Айзатуллин, - это "установки личности, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие ее на достижение высших идеалов" [1]. Действительно, под ценностью понимается "то, что имеет для человека важное значение, особую значимость" [31, с. 9]. При этом к духовно-нравственным ценностям относят не только религию, но и духовную сущность человека и её потребности, которые подлежат юридизации [2, с. 21-29; 6, с. 40-45; 7, с. 62-65; 30, с. 167-171].
   Функционирование и развитие общества, как отмечают В.В. Волков и О. . Хархордин, осуществляются на фоне проявления конкретной культуры, являющейся способом бытия данного общества, с её основаниями, выражающими глубинные смыслы и создающими (определяющими) специфику общества, сопровождающегося появлением соответствующих культуре идентичностей и идеологий [10, с. 9; 11; 20].
   Духовно-нравственные ценности являются базой актуализации духовно-нравственного потенциала личности и ядром идентичности. Механизм формирования идентичности заключается в присвоении духовно-нравственных ценностей личностью в ходе воспитания и самовоспитания. Н.А. Косолапов определяет идентичность как "интенсивно переживаемое индивидом, группой, социумом чувство их принадлежности к "своему" миру: самоотождествление с определенной социокультурной средой, ее нормами и ценностями; ...чувство неотъемлемой принадлежности к генетическим, историко-культурным, духовным корням этой среды; ощущение и осознание неразрывной связи своего собственного будущего с перспективами этой среды" [21, с. 102-103].
   Истинный российский политик на генетическом уровне несёт в себе русскую (российскую) ментальность, является хранителем и ревнителем духовно-нравственных ценностей, русской культуры народа, Родины, ему чужды цивилизационные основы других стран. Именно это предопределяет духовный и нравственный уровень политика, его жизненные приоритеты.
   Духовно-нравственный потенциал человека взаимосвязан с культурной и духовно-нравственной безопасностью, защитой фундаментальных российских ценностей (патриотизм, историческая память, идеалы личности и общества и др.), выполняющих в обществе мировоззренческую, преемственную, регулятивную, охранительную, инновационную, правовую и другие функции [3; 4; 11; 26]. Отсутствие у политика духовно-нравственного потенциала говорит о том, что политик не принадлежит к русской культуре и поэтому может не заботиться о российском народе, безопасности общества и государства.
   Таким образом, к личности российского политика должны предъявляться особые требования его духовно-нравственного уровня, так как она определяет стратегию и тактику, вектор развития страны, модель модернизации, осознанность онтологических оснований национального развития. От реализации ее потенциала и качества духовного мира зависят будущее народа, сохранение целостности страны, преемственность ее базовых цивилизационных оснований, проявленных в менталитете. Содержание внутреннего мира личности, её реакция на происходящие события являются особой точкой отсчета будущих результатов [33; 27].
   В связи с вышеизложенным актуализируется проблема самореализации духовно-нравственного потенциала личности политика, его идентификации через духовно-нравственные ценности с российской идентичностью и наличия духовно-нравственных основ в его нерефлексивных структурах неформальной ментальной матрицы.
   Обсуждение
   Современные реалии показывают кризис политической сферы. По мнению А. Безрукова [5], он обусловлен ростом "неатлантического мира", ослаблением глобальных систем, дефицитом идей и лидерства. Идёт новая война, где политики используют крайние формы борьбы во всех сферах, новые принципы - сделать плохо другим всеми доступными средствами. Война перманентная - заставить соперника сделать то, что тебе нужно. Война за то, какая система сильнее. Она охватила мироустройство, понятия и ценности, людей, мировоззренческие основы. Это война понятий и за понятия, за то, какая система лучше, и кто сильнее будет влиять на население других стран и своей страны. Автор отмечает, что на современном этапе никто уже не соблюдает правила игры - идёт борьба стандартов. Реализуется лишь стремление сделать именно свою страну безопасной, капитально контролирующей мировую ситуацию. Поэтому рост нестабильности внутри государств и на международной системе влечет увеличение ценности суверенитета и безопасности, контроля активов.
   В связи с происходящими противоречивыми глобальными процессами и для рывка в новый техно-экономический уклад становится важен выход на первый план концентрации власти и сосредоточения сил вокруг сильной личности. Решающим фактором становится именно личность, умеющая действовать в ситуации риска, обладающая потенциалом, запускающим движение глубинных сущностных жизненных сил, благодаря чему появляются сильное влияние, контроль и безопасность, способность выиграть войну глобальных элит. Ментальность политика, являющаяся проявлением ментальной программы общества, создает возможность успешных действий в культурно-образовательном пространстве своей страны, совместной поддержкой потенциалов личностей которого и создается защита и успешность её развития.
   Ясно, что дисфункциональная политическая система России, в которой последние годы конфликтуют глобальность и ментальность, становится самой большой преградой укрепления страны и благосостояния народа. Приходится констатировать, что в кризисе, в связи с ослаблением точки опоры в ментальности, находятся как политические институты, так и политические лидеры. Всё это предъявляет особые требования к потенциалу личности политика.
   В политическом измерении потенциал предстает как ресурс для участия в политической жизни. В обостряющемся процессе политической трансформации обществ, характеризующемся высоким темпом разнообразных изменений и нагрузок на потенциалы личности и общества, возникают задачи: определения индивидуального стратегического плана профессионального пути политика; аналитического учета им определенного пространственно-временного континуума, вписанного в рамки более широкого цивилизационного глобализирующегося контекста; коррекции соответствия представлений политика и реалий проблем российского общества; распоряжения ресурсами каждой личности, живущей в России, в стратегических целях общества; активизации ресурсных потенциалов каждой личности и общества; максимальная реализация непосредственно потенциала лидера политики в политической сфере. Данные вопросы, как и все противоречия, снимаются самореализацией духовно-нравственного потенциала личности политика.
   Попадая в одну и ту же ситуацию, политик с духовно-нравственным потенциалом и политик без него дают разные реакции в виде действий на стимул со стороны социальной ситуации, а также разные интерпретации. Определяется это особенностями внутреннего содержания и развития, влиянием стереотипов собственной культуры. Репертуар и характер действий политика, его поведение, обусловленные культурой, могут носить как осознанный, так и неосознанный характер. Влияние базовых культурных оснований с общепринятыми в них ценностями и нормами определяет интерпретацию событий, нацеленность на результат, воспринимая их как реальные или нереальные.
   Проведенный анализ сущности духовно-нравственного потенциала и его проявленности в политической сфере позволяет утверждать, что политическое поведение, как и любое поведение личности, определяется духовно-нравственными стандартами, создающими в ментальной матрице нормативного поведения жесткую установку. Данные установки определяют внешние предписания, которым надо следовать человеку. Данным предписаниям, выраженным в официально принятых нормах, есть потребность, на бессознательном уровне нерефлексивных структур ментальной матрицы, следовать каждому человеку.
   В научных исследованиях ведётся дискурс, позволяющий с разных сторон исследовать данный вопрос. По мнению А.В. Лубского [23, с. 53-74], поведение определяется ментальной программой, путём интериоризации норм в когнитивные образования, и последовательно в социальные действия, социальное поведение, нормы социального поведения. Ментальные программы представляют собой "совокупность рефлексивных и не рефлексивных когнитивных, аксиологических и конативных структур, определяющих поведение людей в обществе" [23, с. 71]. Нерефлексивные структуры ментальных программ - архетипические константы, ментальные институциональные матрицы принципов и норм социального поведения, выполняющие функцию социальной идентификации. Рефлексивные структуры ментальных программ неустойчивы к внешним информационным воздействиям, под влиянием которых происходит трансформация рефлексивных структур. По мнению автора, благодаря ментальным программам люди конструируют различные образы, представления, картины социальной реальности, дают им оценку и интерпретацию.
   Дополним анализ теориями, которые создают единый синтез взглядов на такую сложную структуру, как личность и её реакции, позволяя глубже и объемнее понять и личность политика. Так, необихевиористы [38, с. 44-53], подчеркивая детерминирующее влияние социального окружения, показывают существование "имманентных детерминант", находящихся в интервале между стимулом и реакцией промежуточных психических процессов, определяющих поведение. Представители теории детерминант [22, с. 42; 26, с. 38] вскрывают уже комплекс внешних (принятых личностью для саморегуляции норм и ценностей культуры и субкультуры) и внутренних (психологические особенности, ценностные ориентации и смыслы, установки, мотивы) регуляторов (детерминант) поведения. В когнитивной психологии [37, с. 42] выделяют внешние факторы воздействия и сознание с организованной в нем системой знаний в понятийные схемы, организующие рамки мыслительных действий. В теории когнитивного диссонанса [35] по- казаны противоречия и возможность упорядоченного восприятия мира между знаниями личности и новой противоречащей им информацией. Теория установки [34, с. 87-88] показывает неосознаваемое образование - установку, формируемую в процессе жизнедеятельности, определяющую как фактор дальнейшее поведение личности и ее сознание. Культурный подход [28, с. 116-124] делает акцент на внешних регулятивах, а именно культурных традициях и нормах, влияющих на действия личности и в процессе интериоризации определяющих внутреннюю культуру личности. В целом психология при этом делает акцент на мотивацию личности, побуждающую эмоционально-когнитивное восприятие достижения целей действия, существующую в виде устойчивых ценностных детерминант, проясняющую взаимосвязь целей и ценностей.
   Анализ теорий в преломлении к личности политика позволяет увидеть, что соблюдение негласного набора традиционных культурных требований и норм основополагающего социума и его системы способствует воспроизведению личностью ролей и норм поведения данной системы, а связанные воедино цели, ценности и регулятивы дают базовые реакции и механизмы саморегуляции. При этом противоречия создаются при поступлении в упорядоченную культурой картину мира политического лидера новых знаний, воспринятых им как противоречащих традиционным. Внутренняя мотивация политического лидера побуждает достигать цели действия, выбирая между существующими устойчивы- ми ценностными детерминантами или новыми, внедряемыми под давлением новой социальной ситуации. Выборы зависят от ментальной устойчивости, антиментальной приверженности, индивидуальных черт характера, индивидуального осмысления, интерпретации социальной ситуации.
   Разрешение противоречий внутренне- го, традиционного, культурообразующего и внешнего, нового, - важный аспект в понимании реализации потенциала личности политика в современном мире. Поясняя закономерности их взаимодействия, П. Бурдье, отмечая детерминированность поведения социальной средой, писал, что при воспроизводстве закономерностей и принципов среды личностью через целесообразные среде действия и привычные поступки происходит влияние на среду, преобразование ее структуры. При этом формируемая система устойчивых схем восприятия, мыслей и действий защищается от новой информации при их несоответствии друг другу - ее отрицанием и уклонением [8, с. 40-58; 9, с. 198]. В то же время, подчеркивая необходимость становления человека как субъекта деятельности, в своих исследованиях Э. Гидденс [13, с. 10-497] указал, что постоянное воспроизводство набора правил и ресурсов прошлого опыта может показывать отсутствие субъекта деятельности, способного к рефлексии, его живого, деятельного и активного поведения.
   Вышеизложенное нуждается в пояснении. Большинство исследователей противопоставляют традиционный набор правил и ценностей и новые реалии, не анализируя глубже основы их совмещения или отторжения и поэтому делая акцент лишь на создавшихся противоречиях и необходимости их разрешения. При этом связываются воедино стабильность устоявшихся правил и ресурсов и отсутствие рефлексирующего субъекта деятельности. Однако личность, самореализующая духовно-нравственный потенциал, изначально являющийся максимально стабильной ментальной основой, уже подразумевает субъекта активной деятельности, постоянно рефлексирующего и видящего возможности совмещения традиционного, культурного, рефлексообразующего, сохраняющего базовое и сущностное в российском цивилизационном и нового, требующего учета новых социальных условий и веяний времени. Данное совмещение является силой личности политика, его умения решать ответственно глобальные вопросы, максимально используя ресурсы как традиционного, так и мировых форматов, гибко проводя политику в новых условиях окружающей действительности.
   Говоря о реализации духовно-нравственного потенциала личности политика, Д.Б. Казанцева добавляет, что данный потенциал, представляя собой сложное и интегральное проявление сущностных сил человека, способен разворачиваться в непростой реальности развивающегося, противоречивого человеческого бытия и, давая силу и опору личности, создавать условия для ее нестандартных и быстрых решений в ситуациях риска. Однако, являясь ресурсом ментальности, он проявляет себя лишь при соответствующих базовых и культурообразующих условиях.
   Любое пространство имеет особенности социально-экономического, политического, культурно-исторического, духовного развития, которые формально или качественно мобилизуют потенциальные возможности использования ресурсов. Территориальная принадлежность политика - Россия - предъявляет особые требования к его ментальности, несущей в себе основы традиционного цивилизационного процесса, смыслов и ценностей. Приверженность национальным традициям России проверяется в первую очередь через наличие, благодаря механизму идентификации, духовно-нравственных ценностей. Данные ценности веками исторически пронизывали все сферы жизнедеятельности общества и её выдающихся личностей.
   Вместе с тем социокультурное пространство - это всегда поле личностных интересов. Происходящие в современной политической сфере процессы не способствуют актуализации и реализации духовно-нравственного потенциала, усугубляя тем самым кризис в России. Приходится констатировать, что разрушительные тенденции в политической сфере России, закономерное следствие отсутствия реализации духовно-нравственного потенциала в личности политика как возможное следствие его иной идентичности, не соответствующей российским (русским) традиционным ценностям или как следствие выбора частью российских политиков отказа от сущностных основ российской ментальной системы и замены их сущностью, смыслами и ценностями иной ментальности, несущей, в отличие от российского всеобщего и родового индивидуальное, единичное, проявленное ценностями индивидуализма, где все элементы благодаря этому взаимодействуют друг с другом специфическим образом. В результате в современной политической сфере проявляются противоречия между объективными законами развития личности и общества и субъективными предпочтениями личности, создающей новые реалии и их перспективы, нарушающие и вносящие диссонанс в основы цивилизационного развития страны.
   Внедряясь в пространство России, претендуя на замену сущностного в российских цивилизационных основаниях, новые ориентиры создают описанный многими исследователями конфликт как следствие указанной выше причины. Процесс российского родового, ментального общего со своей системой ценностей и норм, ради сохранения себя вынужден конфликтовать именно с иным, инородным для российской системы, пришедшим не на дружеской основе совмещения, а с целью уничтожения ментально родового традиционного российского. Такое направление деятельности политических лидеров является основой главного противоречия, закономерно ведущего к конфликтам - сначала внутриличностным, базовым ментальным, а затем и к внешним, создавая противостояние и столкновение разных цивилизационных оснований.
   В системе индивидуализирующегося общества со своими ценностями и ментальностью иначе понимается процесс самореализации. Самовыражение индивидуального и единичного, не базирующегося на духовном, являющемся всеобщим или отрывающимся от него, ведет к процессу формирования аномальных личностей, т.е. к самовырождению, что подтверждается разнообразными современными деструктивными явлениями, описанными в многочисленных исследованиях [15, с. 157-161; 29, с. 157-166; 32, с. 20-22].
   Необходимо отметить, что принятые за норму и ориентиры западные ценности и смыслы, оказывающие разрушительное влияние на ценностную основу российской ментальности, как следствие, разрушают и психический склад личности политика, его базовые ориентиры, а главное - связь с глубинной духовной сущностной потенциальной основой, дающей силу личности. В связи с этим духовно-нравственный потенциал у большинства политиков не реализуется, как следствие, вопросы сохранения российского государства не решаются, война с глобальными элитами проигрывается.
   В связи с этим появляется необходимость актуализировать проблему самореализации духовно-нравственного потенциала личности политика для повышения его успешности в битве цивилизаций. Особое внимание следует уделить сохранению духовно-нравственных ценностей, являющихся основой потенциала и российской идентичности. Важно создать благоприятные условия для самореализации духовно- нравственного потенциала личности политика с целью создания им общественного и государственного блага.
   Следовательно, необходимо ставить вопрос не о приоритетности ценностей и норм глобализирующегося мира или о сохранении лишь традиционной культуры россиян, а об их совмещении через принятие положительных мировых тенденций, укрепляющих российскую ментальность и развивающих её нормы и ценности, духовные базовые основы в новых условиях и через отказ лишь от токсичных новых ценностей и норм, разрушающих российскую ментальность. Объединяющим и смыслообразующим критерием при этом становятся духовно-нравственные ценности, общечеловеческие духовно-нравственные принципы.
   Приближение сущностных базовых основ российской ментальности к реализации в новых условиях даст необходимое единение этих двух сторон современной действительности, снимет их противоречие и напряжение. При разумной интеграции произойдёт и выработается новая система взаимодействия, учитывающая традиционное и новое. При учёте того, что ментальные механизмы очень инерционны, потребуются активизация всех сфер сознания, создание целенаправленных мер в воспитании и социально-культурной политике, определенность в ценностях, с выделением жизненно важных ценностных и духовных ориентиров, обновление норм и культурных смыслов.
   Следующей за самореализацией духовно-нравственного потенциала личности политика задачей, стоящей перед государством на сегодняшний день, становится реализация духовно-нравственного потенциала россиян, возрождения их сущностных сил и их идентичности, уважительное отношение к их ментальности.
   Все вышеизложенное под силу личности, являющейся активным субъектом политической деятельности, реализующей духовно-нравственный потенциал, запускающий глубинные сущностные силы родового архетипа духовно-нравственных качеств, ментальность которой является проявлением ментальной программы российского общества. Это обусловливается тем, что развитие российской действительности, укрепление страны как мировой державы возможно лишь для субъекта соответствующей ей ментальности в связи с тем, что ментальность общества и ментальность человека едины, и чувствующего ее глубину, основы, питающегося ее сущностной силой и лишь благо- даря этому способствующего ее развитию.
   Заключение
   В современных условиях глобализирующегося мира лишь самореализация духовно-нравственного потенциала политического лидера способна обеспечить гражданам России их стабильное, поступательное развитие, консолидацию традиционных и новых, положительных для развития ценностей и смыслов защиту прав и интересов. Прорыв страны в густой сети взаимосвязей кризисного мира к лидирующему мировому положению возможен лишь в условиях опоры на личностный ресурс ментальности, который при соответствующих условиях может проявить себя в качестве основы для духовного и морально-нравственного поведения, единственного, способствующего личному, коллективному, общественному, мировому максимальному развитию.
   В связи с тем, что в состав духовно-нравственного потенциала человека входит его духовный и морально-этический уровень, личность политика должна отвечать определённым этическим требованиям с дальнейшим их закреплением в действующем российском законодательстве. Достижение высшей ступени личностного развития, в том числе политического, невозможно без разворачивания духовно-нравственного потенциала через субъектное становление в сложноорганизованной сбалансированной системе нерефлексивных структур ментальной матрицы россиянина.
   Так как духовно-нравственный потенциал человека формируется в результате духовного и нравственного развития, воспитания и обучения, самосовершенствования и накопления опыта, в российской действительности этому необходимо уделить более пристальное внимание, особенно в системах образования и воспитания личностей. Духовное - это базовое для ментальности россиянина. Духовные ценности и ценностные предпочтения являются в структуре потенциала основным фактором реализации духовно-нравственного потенциала, актуализации его возможностей и способностей, определяющих силу поведения и деятельности личностей.
   В ходе исследования выявлено, что политика не лишена духовного и нравственного начала, она может быть в буквальном смысле одухотворена им, выступая духовно-нравственным идеалом и важным аксиологическим ориентиром для общества и каждого гражданина. Достигается это лишь через понимание и раскрытие духовно- нравственного потенциала личности.
   Таким образом, для формирования и укрепления личности российского политика необходимо актуализировать самореализацию его духовно-нравственного потенциала посредством восстановления духовно-нравственной и соответствующей духовным ценностям правовой основ российского государства, создания базы для формирования позитивного нравственного образа государства, с которым гражданам хотелось бы идентифицироваться, соответствующих условий для успешной интериоризации личностью базисной духовно-ценностной основы российской идентичности и российской ментальности.
  
  
   Библиографический список
   1. Айзатуллин З. А. Роль духовно-нравственных ценностей Ислама в поликультурном обще- стве [Электронный ресурс]. - URL: http://islam.ru/content/obshestvo/44258 (Дата обращения: 15.10.2020).
   2. Асадуллина Г. Р., Ивентьев С. И. Национальная духовная культура и душа человека // Башкирская духовная жизнь в поликультурном пространстве: прошлое, настоящее и будущее : сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвящен- ной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Уфа, 21 мая 2020 г.) / отв. ред. Г. С. Кунафин. - Уфа : РИЦ БашГУ, 2020. - С. 21-29.
   3. Аглямова Г. Р. Интеллектуальный потенциал молодого города и факторы его развития (на материалах города Набережные Челны). - М. : Вуз и школа (Тип. Чуваш. ун-та), 2003. - 383 с.
   4. Азиуллина Т. Р. Культурный потенциал современного города (на материалах города Набе- режные Челны) : дис. ... канд. социол. наук. - Казань, 2004.
   5. Безруков А. "Геополитика 2035 - контуры нового мира" [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=TxDS5itmKuA от 12:25, 11.07.2020 (Дата обращения: 15.10.2020).
   6. Бабаева Э. А. Духовность и религия. Тождество и различие // Духовно-нравственные и идеологические проблемы в современном обществе : сборник статей / под общ. ред. Н. А. Сар- каровой. - Махачкала : АЛЕФ, 2020. - С. 40-45.
   7. Боброва Н. А., Ивентьев С. И. Человеческая душа как главная духовно-нравственная ценность человека // Философия человека : материалы Второго научного симпозиума, 11-12 октября 2019 г., Таганрог / отв. ред. В. П. Рыжов. - Таганрог : Типография Ступина С. А., 2019. - С. 62-65.
   8. Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антрополо- гии. - 1998. - Т. 1. - N 2. - С. 40-58.
   9. Бурдье П. Практический смысл. - М. : Алетейя, 2001. - С. 198.
   10. Волков В. В. Хархордин О. В. Теория практик. - СПб. : Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. - С. 9-11.
   11. Галиев Л. М. Духовный потенциал сельского учителя и факторы его совершенствования : дис. ... канд. социол. наук. - Казань, 2007.
   12. Герасимов Г. И. Трансформация образования - социокультурный потенциал развития рос- сийского общества. - М. : Социально-гуманитарные знания, 2005. - 311 с.
   13. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / пер. с англ. И. О. Тюриной. - М. : Академический проект, 2003. - С. 10-497.
   14. Джегутанова Н. И. Потенциал личности как основа духовно-нравственного воспитания будущего учителя // Преподаватель XXI век. - 2007. - N 2. - С. 170-175.
   15. Ивентьев С. И. Духовно-нравственный аспект противодействия деструктивным молодёжным движениям // Вестник Прикамского социального института. - 2020. - N 1/85. - C. 157- 161.
   16. Ивентьев С. И., Нурутдинова А. Н. К вопросу о морально-этической стороне избиратель- ной кампании // Исследования и разработки в перспективных научных областях : сборник материалов IV Международной научно-практической конференции : в 2 ч. / под общ. ред. С. С. Чернова. - Новосибирск : Издательство ЦРНС, 2018. - Ч. 2. - С. 266-270.
   17. Ивентьев С. И., Рудаков А. Л. Права человека и манипуляции человеческим сознанием // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности : сборник статей Международной научно-практической конференции (20 июня 2018 г., г. Волгоград) : в 2 ч. - Уфа : АЭТЕРНА, 2018. - Ч. 1. - С. 163-168.
   18. Казанцева Д. Б., Ивентьев С. И. Правосознание личности в современном обществе // Правосознание обучающихся в юридическом вузе в условиях информатизации российского общества : сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Ставрополь : ИП Светличная С. Г., 2020. - Т. 1. - С. 83-90.
   19. Казанцева Д. Б. Самореализация духовно-нравственного потенциала личности в России : монография. - Прага : V?decko vydavatelskИ centrum "SociosfИra-CZ", 2020. - С. 50-55.
   20. Калдыбаева О. В. Концептуализация понятия "практика" в социальных науках [Электронный ресурс]. - URL: http://repository.enu.kz/bitstream/handle/123456789/2722/konceptualnaya_ponyatia.pdf (Дата обращения: 15.10.2020).
   21. Косолапов Н. А. Идентичность // Глоссарий по политической психологии. - М. : РУДН, 2003. - 298 с.
   22. Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М. : Педагогика, 1991. - С. 42.
   23. Лубский А. В. Ментальные программы и модели социального поведения в российском об- ществе : монография / отв. ред. А. В. Лубский. - Ростов н/Д : Фонд науки и образования, 2016. - С. 53-74.
   24. Лубский Р. А. Российский политический менталитет в конце ХХ века / отв. ред. Ю. Г. Волков. - Ростов н/Д : Издательство СКНЦ ВШ, 2006. - 124 с.
   25. Липатова Т. Н. Механизм воздействия ценностных ориентаций населения на формирование и развитие духовного потенциала региона // Вестник экономики, права и социологии. - 2010. - N 3. - С. 158-162. 26. Новикова Е. Ю. Экономический человек: быть или иметь // Вестник Московского университета. Серия 7 : Философия. - 1996. - N 6. - С. 19-29.
   27. Попов Л. М., Кашин А. П., Старшинова Т. А. Добро и зло в психологии человека. - Казань : Издательство Казанского университета, 2000. - С. 38.
   28. Павленко О. Б. Взаимосвязь ценностей культуры и моделей социального поведения // Аль- манах современной науки и образования. - 2010. - N 10 (41). - С. 116-124.
   29. Перцева У. С. Деструктивный культ в современном медиапространстве // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2019. - N 4. - С. 157-166.
   30. Сомкин А. А. Трехкратная смена идеологической парадигмы в понимании единства личности и социума в отечественной философии ХХ века // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2010. - N 1 (9). - С. 9-18.
   31. Трофимова Н. Б. Развитие духовно-нравственного потенциала учащихся в образователь- ном процессе школы (психолого-педагогический аспект) : монография. - Воронеж : ВГПУ, 2008. - 283 с.
   32. Трошина Н. В. Проблема деструктивности и агрессии: социально-философский аспект // Теория и практика общественного развития. - 2014. - N 9. - С. 20-22.
   33. Утяшев М. М. Права и свободы человека и общечеловеческие ценности // История государства и права. - 2010. - N 7. - С. 9-12.
   34. Узнадзе Д. Н. Общая психология. - М. : Смысл ; СПб. [и др.] : Питер, 2004. - С. 87-88.
   35. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. - М. : Э, 2018. - 251 с.
   36. Цораева Ф. Н. Обращение к искусству как к одному из важнейших средств духовно-нравственного потенциала личности // Вестник ИрГТУ. - 2015. - N 6 (101). - С. 426-430.
   37. Lachman R., Lachman J. L., Butterfield E. C. Cognitive psychology and human information processing. - N. J., 1979.
   38. Tolman E. C. A new formula for behaviorism // Psychological Review. - 1992. - No. 29. - P. 44-53.

No Казанцева Д. Б., Ивентьев С. И., 2021

Поступила 17.10.2020.

   Сведения об авторах
   Казанцева Дина Борисовна - кандидат психологических наук, докторант Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, Россия). Сфера научных интересов: самореализация потенциала личности, духовность, нравственность, право, трансформация духовно-нравственных ценностей в современном обществе. Автор 4 монографий и более 180 научных и научно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6977-0052. E-mail: dinasens@mail.ru
  
   Ивентьев Сергей Иванович - юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и религиозных отношений ООО "ДЭЛИЛ" (Казань, Россия). Сфера научных интересов: духовность, нравственность, теология, религия, право, теория прав человека, права души и духа человека. Автор 5 монографий и более 150 научных публикаций. E-mail: iventev_2017@mail.ru
  

Submitted 17.10.2020.

  
  
   About the authors
   Dina B. Kazantseva - Candidate of Psychology, Doctoral Candidate, the Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia). Research interests: self-realization of the individual's potential, spirituality, morality, law, transformation of spiritual and moral values in modern society. The author of more than 170 scientific and scientific-methodical publications. ORCID: https://orcid. org/0000-0001-6977-0052. E-mail: dinasens@mail.ru
   Sergey I. Iventiev - legal adviser, theologian, specialist in the field of national and religious relations, LLC "DELIL" (Kazan, Russia). Research interests: spirituality, morality, theology, religion, law, theory of human rights, rights of the soul and spirit of man. The author of 5 monographs and over 150 scientific publications. E-mail: iventev_2017@mail.ru
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"