Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Образование

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    С момента сотворения человека общество всегда волновали проблемы просвещения и передачи накопленных знаний. В настоящее время особо актуальны вопросы духовного и светского образования подрастающего поколения, которые автор выносит для всеобщего обсуждения.

   В конце ХХ века в России было открыто четвёртое поколение прав - духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовно-нравственные ценности личности¹.
   С учётом открытия совсем нового поколения прав, предметом нашего рассмотрения являются духовно-нравственные права и свободы человека, которые непосредственно были отражены в основных источниках международного и российского права.
   Во Всеобщей декларации прав человека (статья 26), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статьи 13 и 14), Конвенции о правах ребёнка (статьи 28 и 29) и Конституции Российской Федерации (статья 43) закреплено право каждого человека на образование.
   В юридической науке право на образование относят ко "второму поколению прав".
   Непосредственно к духовно-нравственным правам и свободам человека, которые, по нашему мнению, были закреплены в международном и российском праве, следует отнести право человека на образование, направленное на глубокое изучение религии, морали и этики. В свою очередь, светское образование следует отнести к социальным правам и свободам человека и гражданина.
   Образование - целенаправленная познавательная деятельность человека по получению и совершенствованию знаний, умений и навыков.
   Согласно пункту IV.6. Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека: "Уподобление Богу в добродетели является целью земной жизни человека. Образование - это не только средство для приобретения знаний или для введения человека в жизнь общества, но и воспитание личности в соответствии с замыслом Творца. Право на образование предполагает приобретение знаний с учетом культурных традиций общества и мировоззренческой позиции семьи и личности. В основе большинства культур мира лежит религия, поэтому всестороннее образование и воспитание человека должно включать в себя преподавание знаний о религии, создавшей ту культуру, в которой этот человек живет. При этом должна уважаться свободы совести".
  Важность процесса образования заключена в том, что через него происходит передача от поколения к поколению знаний о духовном и материальном мире, духовно-нравственных ценностях цивилизации.
   Человеку принадлежат материальные и неимущественные (духовные и моральные) блага.
   Духовно-нравственные ценности человечества базируются на нормах морали (нравственности) и религии, которые затрагивают фактически все сферы жизнедеятельности человека (духовную и интеллектуальную)².
   В настоящее время человечество все больше обращается к проблемам образования, его развития и совершенствования.
   Современное развитие науки и техники перед человечеством ставит задачу по повышению эффективности образования.
   Российская национальная система образования состоит из духовного и светского образования. Как указывает Н.А.Лобанов, объектом воздействия и светского, и духовного образований является человек как неделимая духовная сущность. Духовное образование направлено на духовное и нравственное развитие человека, а светское образование - материалистическое развитие человека.
   Духовное образование базируется на религии, морали и нравственности, которые являются высокоэнергетическим структурами³. В свою очередь, основу светского образования составляет наука.
   В отличие от науки, мораль и нравственность, в первую очередь, защищают не тело человека, а Любовь и человеческую душу³.
   Российское светское образование находится в глубоком кризисе, связанного с резким снижением материальной базы образовательных учреждений и отсутствием конкретных целей и содержания самого образования, утратой системой образования духовно-нравственных ценностей.
   Духовное и светское образование разобщены по причине отделения государства от религии.
   Государство, отделив себя от религии, фактически отказалось заниматься вопросами духовного и нравственного образования и развития человека.
   В основу своего существования государство поставило науку и нормы права, которым чужды мораль и религия. Поэтому законы имеют прямую научно-материалистическую направленность и являются безнравственными. При этом государство духовное и нравственное развитие человека возложило на религиозные объединения и самого человека, не определив на государственном уровне духовно-нравственные ценности и приоритеты человека, общества и государства в области духовного и нравственного развития. Государство, основываясь на научных достижениях, провозгласило и активно занимается только улучшением материального благосостояния страны. На этом фоне мы наблюдаем конфликт права и морали, государства и религии.
   Между духовным и светским образованием существует большая пропасть. Многие преподаватели светских учреждений далеки от основ духовного образования. Преподаватели духовных учреждений не допускаются до преподавания светских и духовных дисциплин.
   Духовное и светское образование не могут существовать раздельно по причине неправильного осознания человеческих ценностей и идеалов, неравномерного духовно-нравственного и физического развития человека. Фундаментом развития человека являются духовно-нравственные ценности, которые должны быть поставлены в основу международной и национальной системы образования.
   Как указывает Г.Н.Манов, "история показывает, что государственное разрушение религии неизбежно влечет за собой нравственную деградацию общества..., ибо в конечном счёте и право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия" 4.
   Указанные проблемы системы образования можно решить через интеграцию духовного и светского образования, формирование высоких духовных запросов, определения на государственном уровне приоритетов человека, общества и государства в области духовного и нравственного образования и развития.
  
  
  __________________________
  
  1.Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. - Казань: ТИСБИ. 1999. http://iventev.narod.ru/. с.5-6.
  2.Андреев Д.Л. Собрание сочинений. Т.2. М.: Московский рабочий: Присцельс,1995. с.446.
  3.Лазарев С.Н.Диагностика Кармы. Преодоление чувственного счастья.- Спб., 2001. с.236.
  4.Манов Г.Н. Теория права и государства. -М.: Изд.Бек,1995., с.128.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"