Асадуллина Гузелия Рауфовна, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Экономический концепт "духовно-нравственные риски" в правотворческой деятельности

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье теоретически рассматриваются духовно-нравственные риски в правотворческой деятельности. Авторы в исследовании применяют экономический концепт "духовно-нравственных рисков" к правовой деятельности, в том числе юридической науке. Обращено внимание на то, что духовно-нравственные риски в правовой деятельности и юридической науке напрямую влияют на безопасность человека, общества и государства. Правильное цитирование: Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Экономический концепт "духовно-нравственные риски" в правотворческой деятельности // Взаимодействие власти, бизнеса и общества в правотворческой деятельности: Материалы XIII Международной научно-практической конференции (2 июля 2020 г.): сборник научных статей. - Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2020. - С.15-18. ISBN 978-5-6045577-9-2


   Правильное цитирование:
   Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Экономический концепт "духовно-нравственные риски" в правотворческой деятельности // Взаимодействие власти, бизнеса и общества в правотворческой деятельности: Материалы XIII Международной научно-практической конференции (2 июля 2020 г.): сборник научных статей. - Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2020. - С.15-18.
   ISBN 978-5-6045577-9-2
   тираж 300 экз.

Г.Р. Асадуллина

кан.философ.наук, доцент, БашГУ

С.И. Ивентьев

юрисконсульт, теолог, специалист в сфере

национальных и религиозных отношений, ООО "ДЭЛИЛ"

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ РИСКИ" В ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  
   Аннотация. В статье теоретически рассматриваются духовно-нравственные риски в правотворческой деятельности. Авторы в исследовании применяют экономический концепт "духовно-нравственных рисков" к правовой деятельности, в том числе юридической науке. Обращено внимание на то, что духовно-нравственные риски в правовой деятельности и юридической науке напрямую влияют на безопасность человека, общества и государства.
  
   Ключевые слова: Человек, правовая деятельность, юридическая наука, правотворчество, риски, духовно-нравственные риски, безопасность, концепция, концепт.
  
   Предмет исследования. Концепт "духовно-нравственные риски" в правовой деятельности.
   Цель исследования. Используя экономический концепт "духовно-нравственные риски", исследовать наличие духовно-нравственных рисков в правовой деятельности, включая правотворческой деятельности, и их взаимосвязь с безопасностью человека.
   Методология. В процессе исследования использовались теоретические методы логического и сравнительного анализа, а также аналогии.
   Введение. Становится все более очевидным то, что ключевые проблемы современного общества возникают в связи с обесцениванием духовных и нравственных ценностей. Известно, что духовная и моральная деградация порождает все виды социальных пороков и становится благодатной почвой для распространения различных человеческих страстей, разрушающих душу человека, которые активизируют процессы распада в различных сферах общества.
   В последнее время отечественная экономическая наука занялась исследованием духовно-нравственных рисков в управлении бизнесом, которые связаны с личностью и духовно-нравственным уровнем самого топ-менеджера [3, с.179-182]. В свою очередь, предметом исследования юридической науки выступают только риски, касающиеся договорной работы (риски ответственности, экономические, производственные, социальные, инновационные и пр.), правотворческой и правоприменительной деятельности (социальные, экономические и пр.) [7, с.5-20; 8, с.19-27]. При этом правоведами не рассматриваются риски, связанные с морально-нравственным обликом юриста, то есть духовно-нравственные риски, возникающие при осуществлении любой правовой деятельности, а также их влияние на безопасность человека и общества. В связи с чем, этот пробел по мере возможности на теоретическом уровне восполняется настоящим исследованием, что и определяет актуальность темы статьи.
   В правотворчестве духовно-нравственные риски, так или иначе, выявляются в результате проверки законопроектов на предмет коррупционной составляющей и нарушения антимонопольного законодательства.
   Обсуждение рассматриваемой темы. Впервые концепт "духовно-нравственные риски" был использован в авторской концепции духовно-нравственных рисков в экономической дисциплине "риск-менеджмент" исследователей С.С. Гузенко, Р.А. Тимофеева, согласно которой любые риски связаны с человеческим фактором, духовным и нравственным уровнем человека, который определяет верные и направленные на пользу человека и общества управленские решения [3, с.179-182], с чем мы полностью соглашаемся.
   По мнению вышеуказанных авторов, "менеджер именно формирует бизнес, определяя его приоритеты и ценностную политику. Низкий морально-нравственный уровень специалиста-менеджера может привести бизнес к репутационным (от лат. reputatio - размышление, рассуждение) рискам, а также к неверным управленческим решениям, например, к уходу бизнеса в теневую экономику, уклонению компании от уплаты налогов или приобретению дешевой контрафактной продукции, опасной для жизни потребителя, и т.д.
   Специалист-менеджер, имеющий духовно-нравственные пороки (алчность, зависть, чревоугодие, гордыня, властолюбие, мстительность и т.д.), будет всегда радеть только о личной выгоде или интересе, забывая о благе других людей и общества, не говоря о безопасности компании. Не исключено, что он может без зазрения совести пойти и на совершение какого-либо правонарушения или преступления" [3, с.179-182]. Ибо духовно-нравственные начала всегда играли весьма значительную роль в жизни человека. В человеке с бездуховным инстинктом отсутствуют вера, доброта, жалость, человечность, совесть и честь. Для него все хорошо, что ему выгодно. Он ищет богатства, и власти... Бездуховному инстинкту противостоит дух в человеке, начало сердца, разумной воли, его душа. Правосознание есть одно из основных проявлений "я есть личность с духовным достоинством и правами, я знаю, что мне можно, должно и чего нельзя; и такую же свободную и ответственную личность я чту в каждом другом человеке" [5, с.31].
   Экономический концепт "духовно-нравственные риски" вводит в экономическую науку философско-религиозные категории: дух как нематериальное явление, душа человека и дух человека.
   Экономический концепт "духовно-нравственные риски" по своей сути является универсальной категорией, так как применим не только к экономической науке, но и к другим сферам деятельности человека (юриспруденция, политика, философия, искусство, религия, медицина и т.д.).
   По нашему мнению, экономический концепт "духовно-нравственных рисков" можно по аналогии также применить и к юридической науке и правой деятельности, что расширит поле исследования различных правовых явлений, позволит раскрыть их положительные и негативные стороны, а также всесторонне изучить влияние этих рисков на безопасность человека, общества и государства.
   Под правовой (юридической) деятельностью понимается деятельность, связанная с таким регулятором социальных отношений, как право [9, с.197]. Сюда относят юридическую деятельность государства (юридическая наука, правотворчество, юстиция, правосудие, правоохранительная и контрольно-надзорная деятельность и пр.) и юридическую деятельность граждан, юридических лиц и общественных объединений [2, с.175-185; 8].
   Под духовно-нравственными рисками в правовой деятельности и юридической науке следует подразумевать человеческий фактор, связанный с морально-нравственным обликом и духовно-нравственным уровнем человека, должностного лица, которые занимаются правовой (юридической) деятельностью на теоретическом и прикладном уровне и (или) принимают определённые решения, осуществляют государственное и корпоративное управление.
   Теоретическую основу правовой деятельности обеспечивает юридическая наука, которая не всегда в своей работе руководствуется морально-этическими принципами.
   В результате правовой деятельности вырабатываются нормы и правила и обеспечиваются физическая, правовая и духовно-нравственная безопасность человека, общества и государства.
   Принимаемые в ходе правовой деятельности решения напрямую зависят от человека или группы лиц, наделённых определёнными властными полномочиями (должностные лица, депутаты органов государственной власти и местного самоуправления). От них зависит благополучие и безопасность человека, общества и государства. Следовательно, законом и обществом к ним предъявляются повышенные требования, в том числе к духовно-нравственному уровню человека.
   Духовно-нравственные риски в правовой деятельности и юридической науке напрямую влияют на безопасность человека, общества и государства, так как духовно-нравственный уровень человека влияет на принимаемые решения в области безопасности, в разработке определённых теоретических и прикладных норм и правил обеспечения безопасности человека в различных сферах его деятельности. Слабая и безнравственная теоретическая база юридической науки способствует принятию бесчеловечных законов, поощрению духовно-нравственных пороков и преступлений (например, отсутствие в законодательстве более адекватного наказания за коррупцию и конфискации имущества, полученного преступным путём, не пресекает, а способствует распространению коррупции).
   Авторы считают, что общество и государство особое внимание должно уделять духовно-нравственной безопасности, под которой мыслится обеспечение защиты духовной и нравственной сферы человека и общества, души и духа человека [4, с.87-91]. Поиск источников и условий, при которых происходит становление и развитие духовно-нравственной деятельности людей, связан с возникновением способности человека превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, ставящий вопрос об отношении к самому себе, и необходимостью формирования самопроцессов духовного развития. Ведь без существования внутреннего духовного ядра и творческих процессов, в нем происходящих, никакой социальный строй не приведёт к новому человеку [1, с.380-381].
   Если эти ключевые ценности станут основополагающими в жизни российского общества, то они неизбежно повлекут за собой доброту и честность, трудолюбие и социальную ответственность и другие подобные качества. Именно поэтому, сегодня необыкновенно важно уделять духовно-нравственной безопасности, так как духовная безопасность является неотъемлемым элементом системы национальной безопасности общества.
   Заключение. Духовно-нравственные риски в юридической науке и правовой деятельности, включая правотворчество, напрямую взаимосвязаны и влияют на безопасность человека и общество, их духовно-нравственную сферу. Концепцию духовно-нравственных рисков в риск-менеджменте можно применить не только к экономической науке, но также к юридической науке и правой деятельности. Концепт "духовно-нравственных рисков" обогащает смысловым содержанием исследуемые предмет и явления человеческого общежития, позволяет вобрать и буквально "растворить" в духовно-нравственном бытие те или иные явления, которые, на первый взгляд, не имеют никакого отношения к духовно-нравственной сфере человека, к его душе и духу.
   Выводы. Тщательное изучение духовно-нравственных рисков в теоретической и прикладной правовой деятельности позволит в ближайшей перспективе разработать методику юридической деятельности с критериями, позволяющими минимизировать в данной деятельности негативные последствия человеческого фактора, связанного с низким духовно-нравственным уровнем человека, принять соответствующие нормы и правила поведения, а значит, исключить и пресечь негативные последствия деятельности учёных-правоведов и юристов. Экономический концепт "духовно-нравственные риски" применим не только в правовом дискурсе, но и при исследовании других научных дисциплин.
  

Список литературы

   1.Асадуллина Г.Р. Духовные искания современной молодёжи: интересы и основные ценности// Евразийский юридический журнал. 2016. N 8 (99). С. 380-381.
   2. Беляев В.П. О классификации юридической деятельности // Ленинградский юридический журнал. 2005. N 13. С.175-185.
   3.Гузенко С.С., Тимофеев Р.А. Духовно-нравственный аспект риск-менеджмента // Информационные технологии в экономике: материалы IV Республиканской научно-практической Интернет-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, 25-26 марта 2020 года [Электронное издание]. Луганск: Изд-во ЛНУ им.В.Даля, 2020. С.179-182.
   4.Ивентьев С.И. Душа и дух человека как главный субъект безопасности жизнедеятельности // Безопасность жизнедеятельности: современные вызовы, наука, образование, практика: материалы IX Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (3-4 декабря 2018 г., г. Южно-Сахалинск): сборник научных статей. Южно-Сахалинск: САХГУ, 2019. С.87-91.
   5. Ильин И.А. О грядущей России. Изб. Статьи. - М.: Воениздат, 1993. 368 с.
   6.Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. 219 с.
   7.Лазарев В.В. К вопросу о рисках юридической науки // Журнал российской права. 2019. Т.7. N 3. С.5-20.
   8. Лазарев В. В. Риски в юридической науки // Юридическая техника. 2019. N 13. С.19-27.
   9.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: Дабаков, Ткачев, Димов, 1995. 384 с.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"