Асадуллина Гузелия Рауфовна, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовно-нравственная ответственность в исламе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье на теоретическом уровне рассматривается концепт "духовно-нравственная ответственность", который вводится авторами в оборот в связи с наличием в литературе экономического концепта "духовно-нравственных рисков", связанного с духовным и нравственным уровнем человека и должностного лица, и такого восточного философского понятия, как карма, причисляемого к социальному регулятору общественных отношений. Актуальность темы связана с тем, что в существующей классификации видов ответственности отсутствует понятие "духовно-нравственная ответственность". Концепт "духовно-нравственная ответственность" исследуется с точки зрения религии ислама. Для цитирования: Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственная ответственность в исламе // Ислам и исламоведение в современной России. Сборник докладов II Всероссийского исламоведческого форума / Под общей редакцией М.Я. Яхьяева. - Махачкала: Алеф, 2021. - С. 37-49. https://elibrary.ru/item.asp?id=46238740


   Для цитирования: Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственная ответственность в исламе // Ислам и исламоведение в современной России. Сборник докладов II Всероссийского исламоведческого форума / Под общей редакцией М.Я. Яхьяева. - Махачкала: Алеф, 2021. - С. 37-49.
  
   https://elibrary.ru/item.asp?id=46238740
  

Асадуллина Гузелия Рауфовна

Башкирский государственный университет, доцент,

кандидат философских наук,

г.Уфа, Россия,

Ивентьев Сергей Иванович

юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и

религиозных отношений ООО "ДЭЛИЛ",

член Российского Философского Общества,

г.Казань, Россия

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ИСЛАМЕ

   Аннотация. В статье на теоретическом уровне рассматривается концепт "духовно-нравственная ответственность", который вводится авторами в оборот в связи с наличием в литературе экономического концепта "духовно-нравственных рисков", связанного с духовным и нравственным уровнем человека и должностного лица, и такого восточного философского понятия, как карма, причисляемого к социальному регулятору общественных отношений. Актуальность темы связана с тем, что в существующей классификации видов ответственности отсутствует понятие "духовно-нравственная ответственность". Концепт "духовно-нравственная ответственность" исследуется с точки зрения религии ислама.
   Ключевые слова: Бог (Аллах), человек, душа человека, дух человека, личность, религия, христианство, иудаизм, ислам, риски, духовно-нравственные риски, концепт, ответственность, духовно-нравственная ответственность, социальная норма.
  
   Предмет исследования. Концепт "духовно-нравственная ответственность".
   Цель исследования. Используя экономический концепт "духовно-нравственные риски" и философское понятие "карма", исследовать наличие понятия "духовно-нравственная ответственность" в исламе перед другим человеком и обществом, её влияние и взаимосвязь с духовным и нравственным уровнем человека.
   Методология. В процессе исследования использовались теоретические методы логического и сравнительного анализа, аналогии и абстрагирования, а также систематизации.
   Введение. Становится всё более очевидным то, что ключевые проблемы современного общества возникают в связи с обесцениванием (девальвацией) духовных и нравственных ценностей, игнорированием и нарушением социальных норм. Известно, что духовная и моральная деградация порождает все виды социальных пороков и становится благодатной почвой для распространения различных человеческих страстей, разрушающих душу человека, которые активизируют процессы распада в различных сферах общества.
   Общественные отношения, возникающие в процессе социальной деятельности людей, регулируются следующими социальными нормами (регуляторами): неправовые обычаи, традиции, ритуалы, корпоративные нормы, религиозные нормы, мораль (нравственность), нормы права и карма [11, с.158-164; 19, с.112; 29, с.197].
   Этимология слова "ответственность" восходит к понятию "отвечать", под которым, согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля, понимается: "отвечать, ответить, чем, дать ответ, подать весть, сведенье на вопрос, отозваться, возразить, отповедать... Ответственность, обязанность отвечать в чем за что, повинность ручательства за что, долг дать, в чем отчёт" [10, с.717]. Понятие "ответственность" является этической категорией [22, с.215] и относится к духовно-нравственной ценности человека [26, с.61].
   Чувство ответственности увязывают с человеческой совестью, своеобразным "внутренним самоотчётом индивида за выполнение совершенно определенных духовно-нравственных обязанностей" [30, с.352].
   Совесть - есть ответственность человека перед самым собой, как носителем высших, универсальных ценностей [9, с.263]. Совесть выступает характеристикой или свойством души человека [14, с.125-126]. Чувство ответственности исходит от души человека, то есть от его духовной сущности, что говорит о том, что понятие "ответственность" носит наиболее выраженный духовный характер.
   Человек представляет собой духовную личность (духовную сущность), так как помимо физического тела он имеет душу и дух [1, с. 21-29].
   Издревле в человеке выделяют три составляющих: тело, душа и дух [9, с.10; 27, с.125]. Об этом также говорят древние философские труды, научно-философские трактаты, религиозные и эзотерические учения. При этом в христианстве преобладает трихотомическая (трихотомия др.-греч. ?????????? - разрубание, разделение натрое) концепция или мысль о трёхсоставности человеческого естества, а в исламе - двухсоставности человека (тело и душа).
   Как указывают А.М. и А.М.Багаутдиновы, "подобно христианству и иудаизму, ислам учит, что все смертные существа (как животные, так и люди) состоят из "глины" (хайула) -
осязаемого, но неодушевлённого материала, и "духа" (джинн) - неосязаемой бессмертной души, которая оживляет "глину" [4, с.39-40].
   В авраамических религиях  (иудаизмхристианство и ислам) особое внимание уделяется душе человека.
   В исламе душа человека по своей природе, как и Бог, трансцендентна (от лат. transcendens  - переступающий, превосходящий, выходящий за пределы) [5, с.48]. В этом и заключается ценность человеческой души.
   Согласно исламу, "каждая душа приобретает грехи только во вред самой себе. Ни одна душа не понесёт чужого бремени. Затем вам предстоит вернуться к вашему Господу, и Он поведает вам о том, в чём вы расходились во мнениях" (Коран 6:164). 
   В Библии читаем: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт. 2:7); "И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, - не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело - одежды" (Лк. 12:23); "..какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?"  (Мк. 8:36).
   Русская Православная Церковь (далее - РПЦ) в "Основах учения о достоинстве, свободе и правах человека", принятым Архиерейским Собором РПЦ 26.06.2008 г., указывает о посмертных благах человеческой души [24].
   В исламе, как и в христианстве, подробно описывается путь души после смерти тела человека.
В Коране указывается, что Аллах Всевышний говорит о том, что человек никогда не познает тайну души, так как она является Его таинством: "Они спрашивают тебя о душе. Скажи: "Сущность души - одна из тайн Всевышнего, о которой знает только Он. И ваши знания по сравнению с Его знаниями ничтожны" (Коран 17:85). При этом в Коране раскрываются некоторые характеристики души человека.
   Так, в Коране душу человека именуют "нафс". Согласно исследованиям К.С. Васильцова, "анализ коранического текста показывает, что нафс обладает тремя основными характеристиками. В суре "Заря" упоминается нафс алутма'инна: "О ты, душа успокоившаяся!", т.е. душа благочестивая, ибо удел ее вернуться "к Своему Господу довольной и снискавшей довольство" (89, 27-28). В другом месте встречается нафс лаввама ("душа порицающая"), "ибо она не обрела еще совершенного успокоения и порицает своего владельца, когда тот проявляет небрежение в поклонении своему Господу" (75:2). В Коране имеется недвусмысленное указание на то, что душа человека является источником его низких стремлений: "Я не оправдываю свою душу, - ведь она побуждает ко злу" (12:53). В суре "Каф" говорится: "Мы сотворили уже человека и знаем, что нашептывает ему душа" (50:15). В данном случае нафс ассоциируется с ал-хава в значении "желание" и поэтому употребляется в негативном смысле, ибо, согласно толкованию Абу Хамида ал-Газали, душа оказывается падкой на искушения Иблиса. Отсюда, к слову сказать, в кораническом тексте имеются упоминания о том, что душу должно сделать терпеливой: "Терпи душой с теми, которые взывают к их Господу утром и вечером" (18:27)" [7, с.151].
   В Коране человеческая душа по своим качествам подразделяется на душу, повелевающую зло (живёт по лжи, вне веры в Аллаха), попрекающую душу или "душа порицающая" ("ибо она не обрела ещё совершенного успокоения и порицает своего владельца, когда тот проявляет небрежение в поклонении своему Господу" (Коран 75:2) и спокойную душу (признак её совершенство и праведность, главными качествами являются искренность, правдивость, терпение, мягкость, скромность, спокойствие, наполнение сердца любовью к Аллаху и Его Посланнику, соблюдение приказов Аллаха, храбрость, ревность на пути Аллаха, правдивость и милость) [7, с.151; 32, с.182]. Отмечается также, что душа имеет слабость в виде страха [32, с.205].
   Не раскрытие тайны души мусульманскому пророку Мухаммаду (22.04.571 - 08.06.632 гг.), не говорит о том, что она не будет раскрыта когда-либо людям.
   Душа человека - это Божественная и духовно-нравственная ценность, совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо (Суть), способное жить без тела человека, бессмертное Творение Бога [3, с.141-147].
   Современные наука и философия, в отличие от авраамических религий (иудаизм, христианство и ислам), считают, что после смерти человека наступает небытие и не существует загробной жизни [21, с.111].
   В религиозных учениях понятие "дух", который присутствует в человеке и в окружающем мире, всегда увязывается с Богом и Святым Духом (Божественным Духом). При этом дух человека отличен от Святого Духа по свойствам и качеству [3, с.142]. Под духом человека мыслится нетелесное, невещественное начало, эманация Бога [15, с.17, 352].
   Как отмечает К.С. Васильцов, "в Коране нафс строго употребляется лишь в значении "человеческая душа" и никогда не означает "божественный дух" (рух). При этом, однако, непосредственно из писания следует, что душа человека имеет особую связь с божественным духом, ибо Бог оживил человека, "вдунув в него от своего духа" оран 15:28-29, 32:9, 38:72) [7, с.150].
   "Согласно Ибн Джазвийи, слово рух в арабском языке может употребляться как по отношению к Богу, так и человеку, в Коране рух означает "дух", исходящий от Бога. Происхождение духа он связывает с божественным повелением (амр). Поскольку амр в Коране, как настаивает Ибн Джавзиййа, употребляется лишь в единственном значении "веление" или "повеление", а рух происходит от божественного веления (амр), то это означает, что дух, во-первых, сотворен Богом и, во-вторых, его творение предшествует творению человеческой души. Что касается человека, то его телесная оболочка была сотворена, по Ибн Джавзиййи, прежде души, но последняя, тоже являясь божественным творением, вечна. Смерть означает отделение души от тела до последующего воссоединения в День Суда" [7, с.152].
   В соответствии с четвёртым и пятым поколениями прав человека или правам души и духа человека, душа человека относится к главной духовно-нравственной ценности человека, которая наделяется определёнными правами и свободами [6, с.62-65]. Безусловно, что права и свободы души человека находятся в одной связке с её обязанностями, за нарушение которых предусматривается ответственность.
   В целом под социальной ответственностью понимают объективную необходимость отвечать за нарушение социальных норм [20, с.214].
   Согласно существующей классификации видов ответственности, выделяют моральную, политическую, юридическую, общественную, гражданскую, профессиональную (корпоративную) и другие виды ответственности [20, с.214].
   Уровень ответственности личности зависит от ценностно-смысловой сферы человека, осмысленности жизни и его духовно-нравственного уровня [28, с.226-227]. Очевидно, что этот аспект касается и души человека.
   Например, духовно-нравственный уровень топ-менеджера отнесён к главному показателю духовно-нравственных рисков в управлении бизнесом, от которого зависит судьба сотрудников и финансово-экономическая безопасность любого предприятия [8, с.179-182].
   Кроме того, ответственность неразрывно увязывают со свободой человека, без которой невозможно первой [22, с.216]. При этом мы соглашаемся с мнением И.В. Королевой и Н.Ю. Чугуновой о том, что "подлинная свобода человека предполагает не только деятельность, но и его ответственность за результаты своей деятельности и последствия этих результатов" [16, с.90].
   Обсуждение рассматриваемой темы.
   Впервые концепт "духовно-нравственные риски" был использован в авторской концепции духовно-нравственных рисков в экономической дисциплине "риск-менеджмент" исследователей С.С. Гузенко и Р.А. Тимофеева, согласно которой любые риски связаны с человеческим фактором, духовным и нравственным уровнем человека, который определяет верные и направленные на пользу человека и общества управленские решения [8, с.179-182], с чем мы полностью соглашаемся. По мнению указанных авторов, топ-менеджер, имеющий духовно-нравственные пороки (алчность, зависть, чревоугодие, гордыня, властолюбие, мстительность и т.д.), будет всегда радеть только о личной выгоде или интересе, забывая о благе других людей и общества, не говоря о безопасности компании. Не исключено, что он может без зазрения совести пойти и на совершение какого-либо правонарушения или преступления" [8, с.179-182]. Аналогичная ситуация относится к нечистоплотным политикам, чиновникам и журналистам.
   Духовно-нравственные начала всегда играли весьма значительную роль в жизни человека. В человеке с бездуховным инстинктом отсутствуют вера, доброта, жалость, человечность, совесть и честь. Для него все хорошо, что ему выгодно. Он ищет богатства, и власти... Бездуховному инстинкту противостоит дух в человеке, начало сердца, разумной воли, его душа. "Я есть личность с духовным достоинством и правами, я знаю, что мне можно, должно и чего нельзя; и такую же свободную и ответственную личность я чту в каждом другом человеке" [12, с.31].
   Экономический концепт "духовно-нравственные риски" вводит в экономическую науку философско-религиозные категории как нематериальные явления: дух, душа человека и дух человека. Понятие "духовно-нравственные риски" напрямую взаимосвязано с ответственностью человека.
   Экономический концепт "духовно-нравственные риски" по своей сути является универсальной категорией, так как применим не только к экономической науке, но и к другим сферам деятельности человека (юриспруденция, политика, философия, искусство, религия, медицина и т.д.).
   В некоторой литературе философское понятие "карма" относят к социальному регулятору человеческих отношений [11, с.158-164]. В учении брахманистов, буддистов и джайнистов карма подразумевает закон причинно-следственных связей, согласно которому осуществляется справедливое воздаяние человеку за его дела и поступки, то есть предусматривает неотвратимое наказание и ответственность человека в этой и последующих жизнях [33, с.537].
   По нашему мнению, в классификацию видов ответственности необходимо дополнительно включить новую группу (вид) "духовно-нравственная ответственность", которая связана с духовно-нравственной сферой человека, с его душой и духом. При этом под духом человека понимается эманация (лат. emanatio - "истечение, распространение") Бога [1, с.24].
   В литературе отсутствует такое понятие, как "духовно-нравственная ответственность", которая связана с человеком и его душой.
   Духовно-нравственная ответственность человека и его души - это необходимость и обязанность человека отвечать за нарушение, искажение и попрание духовно-нравственных ценностей и законов перед Богом, своими душой и духом, другим человеком, обществом и другими живыми существами, а также природой. При этом в понимании авраамических религий (иудаизмхристианство и ислам) такая ответственность связана с верой и со всеми её обязательствами и наступает при нарушении Божьего Закона (Библия Лк.12:48, Иез.18:20, Сир.33:23; Коран 33:72).
   Согласно мусульманской традиции, "ответственность (амана) - производное от "веры" (иман), и кто бережен к ответственности перед Аллахом, тому Аллах оберегает его веру" [23]. Поэтому верующие люди наиболее ответственны за свои слова и дела, а также перед другими людьми и обществом.
   В классификации видов ответственности духовно-нравственная ответственность человека занимает главенствующее место в связи с тем, что она связана с духовной сущностью человека, его душой и духом.
   В исламе строго соблюдаются религиозные нормы, за нарушение которых следует неизбежная социальная ответственность (порицание, осуждение шариатским судом  (судом кади) и пр.).
   Кроме того, особое внимание у правоверных мусульман уделяется социальной ответственности бизнеса, базирующейся на принципе справедливости, перед людьми и обществом, то есть речь идёт о моральной (этической) ответственности богатых перед бедными [25, с.183]. Здесь по сути раскрывается духовно-нравственная ответственность души мусульманина перед Аллахом и нуждающимся ближним человеком.
   Следует отметить, что повышенную и особую ответственность в исламе несут люди, обладающие знаниями, в частности об исламе [18, с.114].
   В авраамических религиях духовно-нравственная ответственность, прежде всего, связана с ответственностью человека и именно его души перед Богом и другими людьми за нарушение Божественного закона.
   Духовно-нравственная ответственность человеческой души за грехи наступает не только на земле при жизни человека, но и после смерти тела в соответствии с Страшным судом, в соответствии с которым душа определяется в Рай или Ад (Библия Соф.2:2; 1Кор.15:51-52; Мф. , 2Кор.5:10; Коран 2:851131742123:554:87; 47:15-17).
   Согласно исламской традиции, суд над душой происходит дважды: на малом суде сразу после смерти человека, на основании которого душа получает "могильное наказание" (Коран 9:101-102), и большом Страшном суде [21, с.114].
   Концепт "ответственность", наряду с эффективностью в делах, твердой волей, исполнительностью, относят к важным ценностям профессиональной самореализации [31, с.236]. При этом ответственность личности причисляют к духовно-нравственной ценности [26, с.61]. В связи с чем, воспитание и культивирование ответственности человека имеет важное значение для общества и государства.
   Следует отметить, что духовное развитие расширяет осмысленную и сознательную ответственность человека [17, с.58].
   Как отмечает Н.А. Харькова, чувство ответственности выступает важным условием развития духовно-нравственных ценностей в психологической подготовке учащейся молодёжи к семейной жизни [30, с.350].
   По нашему мнению, именно через веру в Бога, духовно-нравственные ценности и самосовершенствование человек повышает свой уровень духовного и нравственного развития.
   Авторы считают, что общество и государство особое внимание должно уделять не только культивированию и трансляции духовно-нравственной ценностей, но и духовно-нравственной безопасности, под которой мыслится обеспечение защиты духовной и нравственной сферы человека и общества, души и духа человека [13, с.87-91].
   Поиск источников и условий, при которых происходит становление и развитие духовно-нравственной деятельности людей, связан с возникновением способности человека превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, ставящий вопрос об отношении к самому себе, и необходимостью формирования самопроцессов духовного развития. Ведь без существования внутреннего духовного ядра и творческих процессов, в нем происходящих, никакой социальный строй не приведёт к новому человеку [2, с.380-381].
   Если эти ключевые ценности станут основополагающими в жизни российского общества, то они неизбежно повлекут за собой доброту и честность, трудолюбие и социальную и духовно-нравственную ответственность и другие подобные качества. Именно поэтому, сегодня необыкновенно важно уделять духовно-нравственной безопасности, так как духовная безопасность является неотъемлемым элементом системы национальной безопасности общества и государства.
   Результаты. В ходе исследования классификация ответственности авторами была дополнена новым видом ответственности - "духовно-нравственная ответственность", сущность которой была раскрыта.
   Теоретическая и прикладная ценность статьи заключается в обобщении данных исследования в понимании духовно-нравственной ответственности, а также в использовании результатов исследования в раскрытии и глубоком понимании духовно-нравственной сферы человека и общества.
   Результаты исследования могут быть использованы в теоретической и практической работе различных специалистов, студентов и аспирантов.
   Заключение. Экономический концепт "духовно-нравственные риски" и философское понятие "карма" показывают, что духовно-нравственный уровень развития человека взаимосвязан и влияет на появление осознанной ответственности перед собой, другими людьми и обществом.
   Концепт "ответственность" находится в связке с понятием "обязанность".
   Духовно-нравственная ответственность личности связана с духовной сущностью человека (душа и дух), а значит, относится к духовно-нравственной ценности.
   Ценность концепта ""духовно-нравственная ответственность" заключена в том, что он применим не только к человеку и его душе, но и к обществу и государству.
   Религия, включая ислам, проповедует о духовно-нравственной ответственности человека и его души перед Богом (Аллахом), своей душой и другими людьми.
   Выводы. Подводя итоги, можно с уверенностью утверждать, что духовно-нравственная ответственность человека повышается в связи с ростом уровня его духовно-нравственного развития, на что обращает внимание религия, включая ислам.
   Ислам, проповедуя социальную ответственность, фактически говорит о духовно-нравственной ответственности человека и его души.
   Духовно-нравственная ответственность выступает значимым и существенным заслоном против девальвации духовно-нравственных ценностей в российском обществе, а также духовно-нравственных и уголовных преступлений.
   Введение авторами исследования в оборот понятия "духовно-нравственная ответственность" позволяет обществу и государству обратить особое внимание на духовно-нравственную сферу человека и его душу.
  
  

Литература

   1.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Национальная духовная культура и душа человека // Башкирская духовная жизнь в поликультурном пространстве: прошлое, настоящее и будущее: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Уфа, 21 мая 2020 г.) / отв. ред. Г.С. Кунафин. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2020. - С.21-29.
   2.Асадуллина Г.Р. Духовные искания современной молодёжи: интересы и основные ценности // Евразийский юридический журнал. - 2016. - N 8 (99). - С. 380-381.
   3.Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Концепция прав души и духа человека как основа духовно?нравственной интеграции //  Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве: сборник материалов международной научной конференции / отв. ред. С.Г. Максимова. Вып. 8. Том 2. - Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2019. - С.141-147.
   4.Багаутдинов А.М., Багаутдинов А.М.Введение в историю и философию ислама: Учебное пособие. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2015. - 139 с.
   5.Багаутдинов А.М. Природа духовности человека в исламе // Проблемы востоковедения. - 2010. - N 2 (48). - С.46-48.
   6.Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Человеческая душа как главная духовно-нравственная ценность человека // Философия человека: материалы Второго научного симпозиума, 11-12.10.2019 г., Таганрог / отв. ред. В.П. Рыжов. - Таганрог : Типография Ступина С. А., 2019. - С. 62-65.
   7.Васильцов К.С. Представление о душе в средневековой мусульманской религиозно-философской литературе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. - 2008. - Вып. 2. - С. 150-158.
   8.Гузенко С.С., Тимофеев Р.А. Духовно-нравственный аспект риск-менеджмента // Информационные технологии в экономике: материалы IV Республиканской научно-практической Интернет-конференции студентов, аспирантов и молодых учёных с международным участием, 25-26.03.2020 г. - Луганск: Изд-во ЛНУ им. В.Даля, 2020. - С.179-182.
   9.Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. - М.: Гардарика, 1998. - 472 с.
   10.Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т.2: И-О. - СПб.: ТОО "Диамант", 1996. - 784 с.
   11.Ивентьев С.И. Карма как духовно-нравственный и социальный регулятор человеческих отношений//Социально-экономические науки и гуманитарные исследования: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции/ Под общ.ред.С.С.Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. - С.158-164.
   12.Ильин И.А. О грядущей России. Изб. Статьи. - М.: Воениздат, 1993. - 368 с.
   13.Ивентьев С.И. Душа и дух человека как главный субъект безопасности жизнедеятельности // Безопасность жизнедеятельности: современные вызовы, наука, образование, практика: материалы IX Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (3-4.12.2018 г., г. Южно-Сахалинск): сборник научных статей. - Южно-Сахалинск: САХГУ, 2019. - С.87-91.
   14.Ивентьев С.И. Права человека. Свобода мысли, совести и вероисповедания // Современность и психолого-педагогические науки. Современность и лингвистические науки. Современность и юриспруденция. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической Интернет-конференции / Под общ.ред. В.С. Курчеева и Т.В. Сидориной. - Новосибирск: ЦПИ - Издательство СИБПРИНТ, 2010. - С.121-131.
   15.Ивентьев С.И. Божественные и духовно-нравственные права и свободы   человека. - Новосибирск: СИБПРИНТ, 2012. - 357 с.
   16.Королева И.В., Чугунова Н.Ю. Свобода и ответственность как ценности современной молодёжи // Социально-гуманитарные знания. - 2019. - N 2. - С.87-95.
   17.Калашников В.Г. Развитие личности в психологическом и духовном контекстах // Развитие личности. - 2017. - N 2. - С.47-69.
   18.Койчуев А. А.-Дж. О концепции справедливости в исламе // Власть. - 2011. - N 3. - С.111-114.
   19.Лазарев В.В. Общая теория прав и государства. - М.: Юристъ, 1996. - 472 с.
   20.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник.  М.: Юристъ, 2004. - 512 с.
   21.Макарова О.А.Сравнительный анализ отношения к смерти и посмертному состоянию в мировых религиях и иудаизме // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2014. - N 2. - С.111-115.
   22.Никифорова О.А., Митрофанова Д.О. Концепции социальной ответственности бизнеса: исходные понятия и классификации // Вестник СПбГУ. Социология. - 2017. - Т.10. - Вып. 2. - С. 214-228.
   23.Об ответственности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://islam-vera.ru/biblioteka/knigi/440-2/glava-13-ob-otvetstvennosti/ (дата обращения 15.08.2020)
   24.Основы учения о достоинстве, свободе и правах человека. [Электронный ресурс]. URL: https://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/06/26/ob_osnovah_ucheniya_russkoj_pravoslavnoj_cerkvi_o_dostoinstve_svobode_i_pravah_cheloveka (дата обращения: 15.08.2020).
   25.Платини Э.А. Концепция корпоративной социальной ответственности в исламской экономической системе // KANT. - 2016. - N 4 (21). - С.182-186.
   26.Ребещенкова И.Г. Ответственность личности как духовно-нравственная ценность и функция непрерывного образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2013. - Т.11. - N 2. - С. 61-63.
   27.Слободской С. Прот. Закон Божий. - Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ, 1993. - 728 с.
   28.Слотина Т.В. Особенности ценностно-смысловой сферы подростков с разным уровнем и видами ответственности // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2019. - N  3 (43). -  С.223-228.
   29.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: Дабаков, Ткачев, Димов, 1995. - 384 с.
   30.Харькова Н.А. Чувство ответственности как условие развития духовно-нравственных ценностей в психологической подготовке учащейся молодёжи к семейной жизни // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - N 10. - С. 350-353.
   31.Хурамшин И.Г., Симзяева Е.Н., Рукавишников Д.А.Шушара Т.В.Социокультурная обусловленность воспитания ценностного отношения подростков к здоровому образу жизни // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - N  63-3. - С.235-238.
   32.Шейх Ибн Каййим аль-Джавзийя. "Китаб ар-Рух" / Перевод Хисамов Р.Г. - Казань, 2013.
   - 211 с.
   33.Энциклопедия символов / сост.В.М.Рошаль. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. - 1007 с.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"