Ивентьев Сергей Иванович: другие произведения.

Рецензия на статью В.А.Курилова "понятия секты, религиозного экстремизма и клерикализма в отечественных исследованиях второй половины Хх - начала Ххi в."

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
Оценка: 6.00*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Дана рецензия на работу, посвященной основным проблемам российского общества

   РЕЦЕНЗИЯ
  
  на статью В.А.Курилова
  "Понятия секты, религиозного экстремизма и клерикализма в отечественных исследованиях второй половины ХХ - начала ХХI в." *
  
  
   Аспирантом факультета философии, богословия и религиоведения Русской христианской гуманитарной академии Виктором Александровичем Куриловым была опубликована статья "Понятия секты, религиозного экстремизма и клерикализма в отечественных исследованиях второй половины ХХ - начала ХХI в.".
   Из названия работы видно, что автора интересуют актуальные вопросы, связанные с религиозным экстремизмом, экстремистскими сектами, а также клерикализацией государства.
   В.А.Курилов указывает, что "Одним из ярких примеров проявления идеологии клерикализма в современной России мы считаем так называемую концепцию "духовной безопасности".
  В обосновании данного вывода автор статьи приводит только мнения доктора философских наук А.В.Тонконогова, выраженного в монографии "Духовная безопасность современного российского общества", и РПЦ. При этом В.А.Курилов не раскрыл саму суть понятий "духовность" и "духовная безопасность". Говоря о духовной безопасности, автор работы не упомянул о влиянии норм морали и права на национальную безопасность страны. По этой причине у читателя складывается одностороннее мнение, что духовная безопасность только связана с религией.
   Давно в литературе существует такое понятие, как "духовно-нравственная безопасность" [4,с.250-252;5,с.39-47;6]. Автор статьи преднамеренно или по незнанию об этом не упоминает, делая акцент только на духовную безопасность, связанную с таким социальным регулятором общественных отношений, как религиозные нормы (религия).
   Под духовно-нравственной безопасностью понимают состояние защищённости общественного сознания и морального здоровья нации, её традиционных, духовно-нравственных ценностей и уклада жизни от внешних неблагоприятных влияний [6,с.6].
   На защиту общественной нравственности направлена Глава 25 Уголовного кодекса Российской Федерации "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности [7].
   Традиционно выделяют религиозную и светскую духовность [3,с.12-34]. Например, Р.Г.Янковский к категории "духовная безопасность" относит образование, науку, литературу и другие виды искусств, досуг, а также все "системы духовного жизнеобеспечения" на уровне отдельного человека, семьи и социальной группы [5,с.39-47].
   Из изложенного видно, что религиозная и светская духовность также взаимосвязаны с духовно-нравственной безопасностью.
   Как отмечает О.Б.Молодов, "понятие "духовная безопасность" появилось в отечественной науке в 2000е гг., и его введение в научный оборот было обусловлено потребностью реформированного российского общества в стабилизации и самосохранении не только в экономико-производственном плане, но и в плане поддержания и развития национальной, культурной и социальной макроидентичности" [1,с.22-31].
   Человек является духовным существом (духовной личностью) и в нём выделяют три составляющих: тело, душа и дух [2,с.101;8,с.38-39].
   Человеку как духовной личности принадлежат права, которые были провозглашены и закреплены четвёртым и пятым поколениями прав человека [9,с.20-21]. Безусловно, что человек имеет право на духовно-нравственную безопасность, о чём В.А.Курилов не говорит в своей статье.
  
  __________
  
  * - Курилов В.А.Понятия секты, религиозного экстремизма и клерикализма в отечественных исследованиях второй половины ХХ - начала ХХI в.//Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина. - 2015. - ? 2. - Том 2.Философия. - С.221-229. e-mail: viktor.kurilov.1983@mail.ru
  
  
   Статья В.А.Курилова не отвечает на такой вопрос: относится ли к национальной безопасности духовная безопасность? Если бы автор ещё бы ответил на него, то его исследование имело бы реальную научную ценность.
   Введение в оборот понятий "духовная безопасность" и "духовно-нравственная безопасность", рассмотрение обществом и государством данных вопросов не говорит о том, что происходит клерикализация государства.
   Чтобы понять истинную цель написания статьи, нам необходимо ознакомиться с другими работами В.А.Курилова [11-13]. Например, при исследовании права на свободу совести, В.А.Курилов указывает: "Цели Церкви в первую очередь религиозные, поэтому когда она получает функции публич?ной власти и становится частью политической системы, церковь пе-рестаёт восприниматься обществом как религиозный институт и тем самым утрачивает свою религиозную функцию, "расколдовывается". Только при наличии права на свободу совести церковь может стать общественным объединением, опереться не на государственный ап?парат, а на сообщество верующих прихожан, и с их помощью восста?новить свой моральный авторитет, не опасаясь при этом быть погло?щённой государством" [12,с.194-206].
   Из работ автор можно сделать вывод, что он ревностный сторонник традиционной религиозной веры и антиклеризации государства, борец с деструктивными объединениями, что и является мотивацией написания исследуемой работы.
   В.А.Курилов в рассматриваемой статье описал основные характеристики религиозного экстремизма и религиозных сект, ограничась только философскими источниками.
   Согласно Новейшему словарю религиоведения, секта (лат. secta - образ мыслей, образ действий, образ жизни, учение, школа, направление; также используется более нейтральный термин "культ" - англ. cult, от лат. cultus) - это вероисповедная группа, которая возникает как оппозиция по отношению к ранее утвердившимся и, как правило, господствующим религиозным направлениям. Для сект (особенно в начальный период их существования) характерны радикализм учения, проповедь собственной исключительности и единоспасающей силы своего учения, настроения избранности, резкое противопоставление себя другим религиозным направлениям и внешнему миру... Историческая судьба сект неодинакова: одни из них со временем прекращают свое существование, другие постепенно превращаются в иные типы религиозных объединений... В литературе термин "секта" часто без достаточных оснований применяется к другим типам религиозных объединений лишь потому, что они противопоставляют себя наиболее массовой церкви, хотя сами исторические церкви могут иметь значительное количество сектантских черт (например, уверенность в единоспасающей силе своей религиозной организации, свою субкультуру, проявлять нетерпимость и т. п.)" [10].
   Религиозный экстремизм базируется на идеологии неравенства человечества и превосходства одних над другими, а распространение сект относится к духовному террору [2,с.148, 153].
   В.А.Курилов не указывает основные причины появления экстремизма и сект (деструктивных объединений), которые, в первую очередь, связаны с духовно-нравственной деформацией общества.
   К большому сожалению, автор работы не предлагает конструктивных предложений по предотвращению экстремизма и появлению сект. В работе не приводятся законодательные акты Российской Федерации, направленные на борьбу с экстремизмом.
   Статью В.А.Курилов "Понятия секты, религиозного экстремизма и клерикализма в отечественных исследованиях второй половины ХХ - начала ХХI в." нельзя считать фундаментальным и междисциплинарным исследованием.
   На наш взгляд, рассматриваемая статья показывает, что в Русской христианской гуманитарной академии имеет место мировоззренческий раскол в понимании общечеловеческих и христианских ценностей.
   В целом работа требует вышеуказанных доработок, что позволит автору статьи в будущем при написании диссертации их не повторять.
  
  
  
   Список литературы
  
  
  1.Молодов О.Б. Конфессиональный фактор духовной безопасности России и Беларуси// Армия и общество. - 2013. - ? 4 (36). - С.22-31.
  2.Ивентьев С.И.Наш Бог-Творец. - Новосибирск: Издательство "СИБПРИНТ", 2014. - 228 с.
  3.Неробеев А.Б.Педагогические условия духовно-нравственного воспитания курсантов военного вуза: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Кострома, 2006. - 190с.
  4.Ивентьев С.И.Вопросы духовно-нравственной безопасности//Актуальные проблемы экономики, социологии и права в современных условиях. 5-я Международная научно-практическая конференция, 05-06 марта 2010/Международная академия финансовых технологий; отв.за выпуск А.Е.Медовой. - Пятигорск: Издательство МАФТ, 2010. - С.250-252.
  5.Янковский Р.Г. Духовно-нравственная безопасность России//Социологические исследования. - 1995. - ? 12. - С.39-47.
  6.Винградов Д.Л. Проблемы национальной безопасности//Право и безопасность. - 2003. - ? 1-2 (6-7).
  7.Уголовный кодекс РФ/Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, ? 25, ст. 2954.
  8.Коршикова М.Г.Духовно-нравственное развитие в ДОУ//Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в вузе и школе: матер. Всерос. науч.-практич. конф. г. Балашов, 4 апреля 2013 года / под ред. З. Л. Сучковой. - Балашов: Николаев, 2013. - С.38-39.
  9.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография/С.И.Ивентьев. - Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357с.
  10.Новейший словарь религиоведения. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  11.Курилов В.А.Проблемы права на свободу совести в Российской империи. Начало XX века//Начало. - 2013. - ? 28. - С.194-206.
  12.Курилов В.А.Советское государство и баптизм во второй половине XX века//Сборник материалов XV Свято-Троицких ежегодных международных академических чтений в Санкт-Петербурге. - СПб.: Издательство РХГА, 2015. - 303с.
  13.Курилов В.А.Политико-правовые отношения государственных органов исполнительной власти с Русской православной церковью во второй половине XX века//Материалы Первого конгресса российских исследователей религии "Религия в век науки", 12-14 октября 2012г. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://philosophy.spbu.ru/203/8314/8315/8317
  
  
  
  05 октября 2015г.
  
  
  Советник Российской Академии Естествознания,
  член Российского Философского Общества,
  юрист Ивентьев С.И.
Оценка: 6.00*4  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Д.Сугралинов "Кирка тысячи атрибутов"(ЛитРПГ) А.Емельянов "Тайный паладин"(Уся (Wuxia)) А.Кутищев "Мультикласс "Слияние""(ЛитРПГ) А.Ардова "Невеста снежного демона. Зимний бал в академии"(Любовное фэнтези) В.Соколов "Мажор 4: Спецназ навсегда"(Боевик) В.Старский ""Темный Мир" Трансформация 2"(Боевая фантастика) А.Кочеровский "Баланс Темного"(ЛитРПГ) А.Лерой "Ненужные. Академия егерей"(Боевое фэнтези) Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 2"(Антиутопия) А.Нагорный "Наследник с Земли. Обретение"(Боевая фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"