Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Рецензия на статью Н.В.Варламовой "третье поколение прав человека?"*

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Приводится рецензия на работу Н.В.Варламовой, касающуюся прав человека

   РЕЦЕНЗИЯ
  
  на статью Н.В.Варламовой "Третье поколение прав человека?"*
  
  
  
   Автор статьи, Варламова Наталия Владимировна, является кандидатом юридических наук, доцентом кафедры теории государства и права юридического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН), на момент написания работы являлась старшим научным сотрудником сектора истории государства, права и политических учений Института государства и права РАН (Москва).
  Данная работа фактически является продолжением её научных изысканий в области прав человека [1-7] и явно была написана под влиянием политических процессов, касающихся права нардов на самоопределение.
   После написания статьи "Третье поколение прав человека?" Н.В.Варламова, к большому сожалению, не обращалась к рассмотрению вопроса прав человека.
   Из аннотации следует, что "автор рассматривает концепцию трёх поколений прав человека, предложенную К. Васаком, выделяет её сильные и слабые стороны. Особое внимание уделено специфике прав третьего поколения как наиболее спорной группы в рамках данной классификации".
   При изучении работы будем исходить из того, что Н.В.Варламовой близка позиция чешского учёного К.Васака.
   Часто правоведы третье поколение прав человека называют третьим возрастом прав человека.
   Рассматриваемая автором статьи классификация прав человека базируется на генерационном основании.
   Третий возраст прав человека связан с интернализацией. Это "права солидарности", которые характеризуются, как правило, следующими параметрами: 1.Они вводят человеческое измерение в те области, где оно отсутствовало, такие как, мир, развитие, гуманитарная помощь в случае бедствия, окружающая среда, общее наследие человечества и т.д.; 2.Для их реализации необходимо, чтобы они были противопоставлены государству и требовали бы от него их реализации; 3.Могут быть реализованы только при условии всех участников социального действия индивида, государства, различных социальных обществ на национальном и международном уровне, то есть это прав братства, поскольку они вытекают из очевидной и необходимой солидарности людей в этом конечном мире [8,с.124-125].
   Права солидарности имеют надгосударственную и наднациональную природу и коллективный характер, на что верно обратила внимание Н.В.Варламова.
   По общему правилу в качестве таковых называют право на мир, право на безопасную экологию, право пользования экономическими и культурными ценностями. Есть авторы, которые отрицают права коллективов, называя по существу их народными правами, на что также обратил внимание автор статьи.
   К правам солидарности также следует отнести право на защиту человека от угроз, связанных с экспериментами в сфере генетики человека, открытиями в области биологии; информационные права и технологии и права человечества (право на мир, на ядерную безопасность, космос и пр.)
   Первое - третье поколения прав человека по своей сущности связаны с так называемыми правами тела. Н.В.Варламова через цитирование других авторов по-своему характеризует суть этих прав.
   Автор статьи полностью поддерживает мысль К.Васака, который "назвал права третьего поколения правами солидарности. По его мнению, права первого и второго поколений выражают чрезмерный индивидуализм и даже эгоизм, что предполагает противопоставление индивида и общества".
   В работе в основном рассмотрена только западная традиция, а российская правовая мысль в ней отсутствует, что снизило ценность самой работы.
   Н.В.Варламова в классическом виде, т.е. на уровне высшей школы, раскрыла основные характеристики прав третьего поколения человека.
   Третье поколение прав человека автором рассматривается только с политической точки зрения без учёта духовной и культурной составляющей народов, которые решили воспользоваться своим правом на самоопределение. В статье поверхностно была указана только социально-культурная цементирующая составляющая нации (народности), в частности, речь только идёт о социальной солидарности.
   Н.В.Варламова ограничилась исследованием только трёх поколений прав человека, несмотря на то, что ещё в конце ХХ века было открыто четвёртое поколение прав человека или так называемые духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности [8].
   Как правило, к четвёртому поколению прав человека относят право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право на благоприятную окружающую среду и другие права, которые вытекают из духовной и нравственной автономии личности.
   Н.В.Варламова, говоря о направленности, придаваемой правам третьего поколения, а именно о моральных "правах" (притязаниях) и обязанностях, не удосужилась пояснить читателям каким же образом права солидарности могут базироваться на морали. Не раскрыто соотношение и роль права и морали в регуляции человеческих отношений в общности (общество, корпорация и др.).
   Автор статьи не рассмотрел третье поколение прав человека с точки зрения коллективного права человека на духовную и нравственную безопасность, что очень важно при существенных геополитических процессах и мировой глобализации.
   К большому сожалению, вне осмысления автора работы осталось пятое поколение прав человека - Божественные права и свободы человека, хотя в момент написания рецензируемой статьи имелось много об этом опубликованных работ [8].
   К пятому поколению прав человека принято относить следующие права: право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством-временем, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога, право человека на бессмертие и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии.
   Четвёртое и пятое поколения прав человека направлены на защиту духовной сущности человека, его Души и Духа, которые бессмертны.
   Нормативно четвёртое и пятое поколения прав человека были закреплены в Декларации Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека от 23.11.2010г. [8], о которой автор статьи преднамеренно даже не упомянула.
   В работе осталась непонятной мысль о том, что права третьего поколения "могут быть реализованы только согласованными усилиями всех акторов на "социальной сцене": индивидов, государства, публичных и частных институтов и всего мирового сообщества". А куда при этом девается "духовно-нравственная сцена" (духовно-нравственная сфера человека)?
   Н.В.Варламова в основу своей работы положила в основном работы иностранных авторов и международные правовые акты, которые, как показало настоящее время, страны Евросоюза сами не исполняют. Это говорит о том, что права третьего поколения прав человека подлежат пересмотру и уточнению с учётом провозглашенных четвёртого и пятого поколений прав человека. То есть, как указал автор статьи, права человека третьего поколения пребывают на второй стадии процесса признания и осуществления прав человека.
   В целом работа направлена на провозглашение западных ценностей и не отличается своей новизной, носит консервативный и идеологический характер, а также говорит о том, что имеет место застаивание правовой мысли в области прав человека.
  
  
  
  
  __________
  
  * - Варламова Н.В. Третье поколение прав человека? Третье поколение прав человека? // Российский юридический журнал. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2011, ? 2 (77). - С. 9-18.
  
  
  
  
  
  
   Список литературы
  
  
  1.Варламова Н.В.Третье поколение прав человека как форма юридизации отношений между социальными общностями//История государства и права. - 2009. - ? 14. - С.46-48.
  2.Варламова Н.В.Третье поколение прав человека как форма юридизации отношений между социальными общностями//История государства и права. . - 2009. - ? 15. - С.44-47.
  3. Варламова Н.В.Третье поколение прав человека как форма юридизации отношений между социальными общностями//История государства и права. . - 2009. - ? 16. - С.41-45.
  4.Варламова Н.В.Основные права и свободы человека: юридическая природа и место в правовой системе //Конституционные права и свободы личности в
  контексте взаимодействия гражданского общества и правового государства. - М.:
  Российская академия правосудия, 2010. - С. 236 - 244.
  5.Варламова Н.В.Права человека как предмет юридической
  интерпретации//Государство и право. - 2009 . - ? 2. . - С.24 -29.
  6.Варламова Н.В.Юридическая природа прав человека разных
  поколений и ее влияние на их обеспечение и
  защиту//Ежегодник сравнительного права, 2011. - М.: Статут, 2011. - С. 27-62.
  7.Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к положениям Конституции РФ. Избранные права: Монография// Варламова Н.В. и др. - М., 2002.
  8.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография/С.И.Ивентьев. - Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357с.
  9. Ивентьев С.И. Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека как источник права//Збiрка наукових праць. Часть 1. - Киев: НАИРН, 2010. - С.60-65.
  
  
  
  31 декабря 2014г.
  
  
  Советник Российской Академии Естествознания,
  член Российского Философского Общества,
  юрист Ивентьев С.И.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"