Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Рецензия на статью Н.А.Куликовой, Д.Э.Каратеева "цели и принципы духовно-нравственной экономики"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Даётся рецензия на статью и концепцию духовно-нравственной экономики

   РЕЦЕНЗИЯ
  
  на статью Н.А.Куликовой, Д.Э.Каратеева "Цели и принципы духовно-нравственной экономики" *
  
  
   Кандидатом философских наук, первым проректором Уральского института бизнеса Н.А.Куликовой, аспирантом Д.Э.Каратеевым была публикована статья в выше поимённой формулировке, которая является продолжением работ, касающихся концепции духовно-нравственной экономики [1,5,6,9].
   Благодаря концепции духовно-нравственной экономики впервые бездушной экономической системе стал придаваться духовно-нравственный аспект.
   Исторически становлению концепции духовно-нравственной экономики предшествовало открытие в России четвёртого и пятого поколений права человека [2].
   В конце ХХ века в Российской Федерации было открыто четвёртое поколение прав человека - духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности.
   Следует отметить, что рассматриваемая в статье концепция духовно-нравственной экономики также базируется на духовно-нравственных ценностях человека, что придаёт работе актуальную ценность для человека и общества.
   К четвёртому поколению прав относят право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право на благоприятную окружающую среду, право на одухотворение природы и другие права, которые вытекают из духовной и нравственной автономии человека.
   В начале нашего столетия в России было провозглашено и введено в юридическую науку пятое поколение прав человека - Божественные права и свободы человека, основу которых составляют Любовь, Божественная информация и энергия [2].
   К пятому поколению прав относят такие права, как право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством-временем, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога, право человека на бессмертие и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии.
   Четвёртое и пятое поколения прав человека направлены на защиту духовной сущности человека, его Души и Духа, которые бессмертны, о чём прослеживается и в рецензируемой статье.
   В статье указываются следующие цели нравственного, религиозного человека: "одухотворение, преображение, спасение в Боге для вечной благой жизни, поэтому цель духовно-нравственной экономики можно определить как создание наиболее благоприятных условий для духовного совершенствования человека, его преображения, достижения святости и соединения с Богом".
   В статье и концепции духовно-нравственной экономики одухотворение относится только к человеку. При этом, согласно четвёртому поколению прав человека, человек имеет право на одухотворение природы. Без этого невозможно внедрить и реализовывать основополагающие принципы духовно-нравственной экономики (принцип системности в отношении к природе, гармонизация взаимоотношений человека с природой на условиях вхождения в природные циклы и их восстановления; отношение к Земле как дару Божьему и др.).
  
  
  __________
  
  * - Куликова Н.А., Каратеев Д.Э.Цели и принципы духовно-нравственной экономики
  //Дискуссия. - 2014. - Љ1 (42). - С.57-65.
  
  
  
   В статье авторы верно к объективно значимым и высшим ценностям относят Бога, Истину, Любовь, Красоту, Добро и Веру, которые являются ценностями четвёртого и пятого поколений прав человека.
   Н.А.Куликова и Д.Э.Каратеев в своей работе не раскрыли значение слова "истина", а также основания отнесения Истины к объективно значимым и высшим ценностям. Во многих словарях понятие "истина" отождествляется со словом "правда". В данном случае можно ли отнести Правду к значимым и высшим ценностям?
   В статье непонятно, чем же нравственный человек отличается от религиозного человека. Например, атеист может быть нравственным человеком для государства, ибо он неукоснительно соблюдает законы страны, даже, если он исполняет приговор о смертной казни или поклоняется нацистским идеалам.
   Новой для экономической науки является аксиома, что "первенство духовных законов над законами экономическими и физическими".
   В основу экономики и управления верно предлагается взять христианские истины, изложенные в Святых Писаниях, в частности, Библии. При этом с учётом того, что Россия является многоконфессиональным государством, также должны учитываться духовно-нравственные ценности других религий (ислам, буддизм и др.) при построении духовно-нравственной экономики.
   Рассматриваемые авторами статьи духовно-нравственные ценности коррелируются с опубликованным Правительством России в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г., утверждённой распоряжением Љ 996-р от 29.05.2015г. перечнем духовно-нравственных ценностей: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством [4]. Данный перечень духовно-нравственных ценностей не содержит главной общечеловеческой ценности, которая была отражена в Конституции Российской Федерации, - Любви.
   Согласно преамбуле Конституции Российской Федерации, наши предки передали нам такие ценности, как Любовь, которая является основной ценностью пятого поколения прав человека, и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость [7].
   Как нами указывалось, нам была передана общевселенская и общечеловеческая ценность - Любовь (Бог) [8,с.71-72].
   Авторы работы правомерно предлагают относиться к человеку как к личности, а никак к средству получения прибыли. Безусловно, что это должно коренным образом сказаться на трудовом и пенсионном законодательстве (сокращение рабочего времени и пенсионного возраста, увеличение ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска по уходу за ребёнком и пр.).
   Многие выводы Н.А.Куликовой и Д.Э.Каратеева об истинной природе капитализма точно были также подмечены А.Б.Бакурадзе: "Вместе с тем представление о человеке как средстве достижения неких высших целей общества, представление о работнике как орудии получения выгоды для руководителя или социальной организации по сей день прочно укоренены в практике управленческой деятельности" [3,с.20-29].
   К большому сожалению, успешное развитие экономики Правительство России увязывает с увеличением прибыли в банковской системе (у ростовщиков), которая крепнет за счёт обнищания народа и небрежного отношения к природным ресурсам страны.
   В статье переосмысливаются основы методологии экономической науки, и предлагается совсем новые методы исследования экономических процессов.
   В целом работа направлена на перелом системы потребления, привитой нашему обществу западными и американскими "ценностями", что является актуальным в наше время.
   Хочется пожелать авторам статьи воспользоваться междисциплинарным подходом исследования поднятой темы и рассмотреть концепцию духовно-нравственной экономики с позиции четвёртого и пятого поколений прав человека.
  
  
  
   Список литературы
  
  
  1.Ветошкин А.П., Каратеева Н.А., Миняйло А.М. Духовно-нравственная экономика: монография. - Екатеринбург: Издательство УрГУ, 2008. - 702с.
  2.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография/С.И.Ивентьев. - Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357с.
  3.Бакурадзе А.Б.Ценности-цели и ценности средства управленческой деятельности// Вестник МГОУ. Серия: Философские науки. - 2015. - Љ 1. - С.20-29.
  4.Российская газета, Љ 6693, 08.06.2015.
  5.Сизов В.С.Библия как учебник управления// Вопросы новой экономики . - 2012. - Љ3 (23). - С.32-38.
  6.Компаниец В.В.Типизация социально-экономических систем по этическому критерию. Концепция духовно-нравственной социально-экономической системы //ВIСНИК ЕКОНОМIКИ ТРАНСПОРТУ I ПРОМИСЛОВОСТI. - 2009. - Љ 28. - С.262-273.
  7. Конституция РФ//Российская газета, 25.12.1993.
  8. Ивентьев С.И. Отражение национальной идеи страны в Конституции Российской Федерации/ФӘН-НАУКА. - 2011. - Љ 3/2011. - C.71-72.
  9.Гончаров С.З. Ценностная основа духовно-нравственной экономики // Русский экономический вестник. Журнал. Вып. 1. /Под ред. А. М. Миняйло. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. - С.28-46.
  
  
  
  
  23 августа 2015г.
  
  
  Советник Российской Академии Естествознания,
  член Российского Философского Общества,
  юрист Ивентьев С.И.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"