Боброва Н.А., Данакари Л.Р., Ивентьев С.И. : другие произведения.

Духовно-нравственный гуманизм как категория права

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье рассматривается концепт "духовно-нравственный гуманизм", который вводится авторами в оборот юридической науки в связи с тем, что гуманизм к своим ценностям не относит душу и дух человека, не предусматривает гуманное отношение к душе человека. Духовно-нравственный гуманизм - это человеческое и духовно-нравственное отношение человека к своей и другого человека духовной личности (духу и душе человека), которое подразумевает полный отказ от духовного и нравственного насилия над душой человека. Актуальность и новизна настоящего исследования связана с тем, что в работе раскрывается духовно-нравственный смысл понятия "гуманизм", пополняется классификация типов гуманизма новым видом - духовно-нравственным гуманизмом, что ново для философии и права. Исходные данные статьи: Боброва Н.А., Данакари Л.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственный гуманизм как категория права // Координаты современной урбанистики: новая гуманитарная перспектива: в 2 томах. Сер. "Научная мысль". - М.: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2023. - С. 45-54.

  Исходные данные статьи:
  Боброва Н.А., Данакари Л.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственный гуманизм как категория права // Координаты современной урбанистики: новая гуманитарная перспектива: в 2 томах. Сер. 'Научная мысль'. - М.: ООО 'Научно-издательский центр ИНФРА-М', 2023. - С. 45-54.
  
  
  УДК 34, 165.74
  
  Наталья Алексеевна Боброва¹
  Лилия Ричарди Данакари²
  Сергей Иванович Ивентьев³
  
  
  ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ГУМАНИЗМ КАК КАТЕГОРИЯ ПРАВА
  
  ¹ФГБОУ ВО 'Тольяттинский государственный университет'
  ²ФГАОУ ВО 'Волгоградский государственный университет'
  ³ООО 'ДЭЛИЛ', г. Казань
  
  
  В статье рассматривается концепт 'духовно-нравственный гуманизм',
  который вводится авторами в оборот юридической науки в связи с тем, что гуманизм к своим ценностям не относит душу и дух человека, не предусматривает гуманное отношение к душе человека. Духовно-нравственный гуманизм - это человеческое и духовно-нравственное отношение человека к своей и другого человека духовной личности (духу и душе человека), которое подразумевает полный отказ от духовного и нравственного насилия над душой человека. Актуальность и новизна настоящего исследования связана с тем, что в работе раскрывается духовно-нравственный смысл понятия 'гуманизм', пополняется классификация типов гуманизма новым видом - духовно-нравственным гуманизмом, что ново для философии и права.
  
  Ключевые слова. Бог, человек, дух человека, душа человека, духовность, нравственность, гуманизм, духовно-нравственный гуманизм, право, философия, юридическая наука.
  
  
  Предмет исследования - концепт 'духовно-нравственный гуманизм'.
  Цель исследования - рассмотреть концепт 'духовно-нравственный гуманизм', используя понятие 'духовно-нравственный смысл'.
  Методика исследования - теоретические методы логического и сравнительного анализа, аналитического толкования, аналогии, использован междисциплинарный подход.
  Под духовно-нравственным смыслом человека понимается 'осознание им того, что он, прежде всего, является духовной личностью (сущностью), имеющего дух и душу, что, в свою очередь, позволит ему осознать и понять истинный смысл жизни в нашем мире' [Боброва 2022: 402].
  В целом можно сказать, что предмет исследования будет рассмотрен с позиции духовности и нравственности, а также, по мере возможности, с точки зрения души и духа человека, который подразумевает отстаивание и защиту их интересов.
  Понятие 'духовно-нравственный гуманизм' этимологически состоит из слов 'духовность', 'нравственность' и 'гуманизм', а также включает в себя словосочетания 'духовный гуманизм' и 'нравственный гуманизм'.
  Современная наука духовность рассматривает в двух направлениях: 1. Внутренняя, психическая жизнь человека, связанная с нею; с общностью идей, взглядов, стремлений и т.п.; 2.Связана с церковью, религией, принадлежит ей; церковный [Ожегов 2012: 270; Данакари 2022: 15]. При этом духовность относят к области духа, внутреннему миру, умственной деятельности человека [Введенская 2010: 130].
  В монотеистических (авраамических) религиях духовность напрямую увязывают с верой в Бога и миром Святого духа [Штумпф 2014: 186-190].
  В целом под духовностью подразумевают Бога, Его характеристики, свойства и деятельность, а также человека как образ и творение Бога, природу и деятельность души и духа человека [Данакари 2022: 15]. В связи с чем, в некоторых словарях, верно, указывается, что духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными [Ожегов 2012: 270].
  Например, в лексикографическом издании Второго отделения Императорской академии наук имеется лексема 'духовный' со следующими значениями: 1) бестелесый, бесплотный; 2) исполненный Святого Духа; 3) относящийся к духу или душе; 4) относящийся к духовенству; 5) состоящий из лица духовного звания [Словарь церковнославянского и русского языка 1847: 379], что подтверждает трансцендентальное, божественное понимание данной языковой единицы.
  Некоторые авторы духовность (переживание и оценка священного внутри или за пределами материального мира) отделяют от религии (лат. religare - связывать, соединять) как 'структурированной системы убеждений, включающей эмоции, мораль и чувство идентичности и общности', в связи с различными структурой, практиками поиска и подходами к истине, придавая секулярный смысл понятию, ибо духовность всегда связана с Богом (Духом), а также с душой и духом человека [Данакари 2022: 15-16].
  Понятия 'духовность' и 'нравственный' имеют сакральную семантику [Шкуран 2019: 336-353].
  Понятие 'духовность' справедливо не только увязывается с духом, религией и духовной культурой определённого народа, но и с душой и духом человека [Асадуллина 2020: 21-29].
  Так, в 'Словаре живого великорусского языка', 1861 г., В.И. Даль иллюстрирует семнадцать дефиниций понятия 'дух' (включая душу человека), почти все с положительной коннотацией, акцентируя внимание на особенностях русской культуры. Под духом человека подразумевается эманация (лат. emanatio - истечение, распространение) Бога, а под душой человека - Божественная и духовно-нравственная ценность, совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо (Суть), способное жить без тела человека, бессмертное Творение Бога. При этом многими исследователями под последними мыслится сознание и подсознание человека [Асадуллина 2020: 21-29].
  В 'Словаре древнерусского языка' лексема 'дух' представлена 13-тью дефинициями, среди которых появляются новые: 1) третье Лицо Святой Троицы; 2) благодать, вдохновение, дар Божий; 3) сила души, доблесть; 4) ум, мысль; 5) бес, дьявол, демон; 6) душевное свойство человека; 7) совесть; 8) способность приводить в движение, занимать или руководить другими; 9) чувство; 10) разум. Кроме этого, выделяется омонимичная пара со значениями: 1) дух мира сего; 2) нечистый; 3) злой, лукавый [Словарь древнего славянского языка 1899: 189-190].
  В Словаре морфем русского языка представлена словообразовательная цепочка дух - духов - духовный - духовно - духовность - духовник - духовенство [Кузнецова 1986: 37], что свидетельствует о религиозной семантике (от др.-греч. σημαντικός - обозначающий) и происхождении данных дериватов, среди которых употребляется адъектив 'духовный'.
  В важном источнике восточнославянской лексикологии ХVII в., построенного на принципах толкового, этимологического, энциклопедического словарей, П. Берында в 'Лексиконе Славеноросском' 1627 г. иллюстрирует дефиниции языковой единицы с сакральной семантикой 'дух': 1) знак небесный; 2) дух истины, премудрости, совести, разума, крепости, бдения, благочестия, страха Божьего; 3) ангел ветра, борьбы; 4) жизнь, дыхание; 5) блудный [Беринда 1961: 13].
  Как обоснованно указывает З.А. Айзатуллин, 'духовность - это стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к высшим ценностям, идеалу. Она проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. Духовно-нравственные ценности - это установки личности, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов' [Айзатуллин 2015: 9-12].
  Понятие 'духовность' невозможно мыслить без Бога [Данакари 2022: 15].
  Существует огромное количество толкований и интерпретаций понятия 'гуманизм', некоторые из которых будут приведены в настоящей статье.
  В нашем исследовании особый интерес представляют понятия 'духовный гуманизм' и 'нравственный (моральный) гуманизм', о которых речь будет идти ниже.
  'Гуманизм происходит от 'homo', в котором не только 'человек', но и 'земля' ('гумус' как наиболее плодородный слой земли). И человек - 'homo' от земли, а не только 'men' от ума и 'антропос' от стремления ввысь. В этих трех словах - три концепции человека. В 'men' и 'антропос' нет ничего от земли и от человечности. Гуманизм, таким образом, по происхождению слова понимается как земной, экологический' [Горелов 2008: 44-45].
  Гуманизм (от лат.humanitas - человечность) - это рефлектированный антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека, за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам или используя его для недостойных человека целей [Философский энциклопедический словарь 2009: 120].
  Традиционно под гуманизмом понимают мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности по отношению к самому человеку, и относительная в ряду других ценностей мира и общества [Ивентьев: 2010].
  В некоторой литературе гуманизм отождествляют с моралью.
  Существует западное и российское (русское) понимание гуманизма.
  Российское (русское) понимание гуманизма связано со словом 'гуманность' и представляет не только определённое мировоззрение или философскую концепцию, но и практическое человеколюбие, можно сказать прикладную гуманность.
  В русском языке эквивалентом слова 'гуманизм' выступает понятие 'гуманность' (от лат.humanus - человечность), основанное на духовно-нравственных ценностях, нравственном и человеческом отношении человека к другим людям, природе и живому миру. При этом гуманность находится в одной связке с понятием 'равенство'.
  'Западный гуманизм - антитезис конфуцианскому (нравственно-ритуальный гуманизм - прим.авт.), но вместе с подчиненностью личности общественным порядкам, он выплеснул и гуманность. Произошла подмена гуманизма под влиянием развития западной материальной цивилизации, которая заменила гуманистическое желание 'быть' агрессивно-потребительским желанием 'иметь' [Горелов 2008: 44-60]. Кроме того, западное понимание гуманизма не несёт в себя принцип равенства, который, к большому сожалению, носит избирательный характер. В данном случае можно говорить о так называемом классовом гуманизме.
  В отличие от западного гуманизма, российский гуманизм всегда носит прикладной характер.
  К основным ценностям российского гуманизма относят человечность, жизнь человека, любовь, свободу, творчество и др. [Борзенко 2002: 158-184].
  К большому сожалению, к ценностям гуманизма не относят душу и дух человека.
   По мнению авторов, к основным ценностям гуманизма следует также отнести душу и дух человека.
  Среди культурно-исторических форм гуманизма выделяют античный гуманизм древнегреческой культуры, средневековый христианский гуманизм, гуманизм Ренессанса (XIV - XVI века), Нового времени (XVI в. - начало XX в.) и гуманизм современного времени [Бачинин 2006: 231].
  Греко-римский гуманизм считается источником европейского гуманизма, поскольку эта культура впервые открыла для себя человека [Чеботарев 2013: 95-96].
  Гуманизм классифицируют на следующие группы: 1) древний гуманизм - понятие, относящееся к системам философии Аристотеля, Демокрита, Эпикура, Лукреция, Перикла, Протагора или Сократа; 2) классический гуманизм - понятие, относящееся к древним гуманистическим идеям, ставшим модными в период Ренессанса у таких мыслителей, как Бэкон, Боккаччио, Эразм Роттердамский, Монтень, Мор и Петрарка; 3) теистический гуманизм - понятие, включающее в себя как христианских экзистенциалистов, так и тех современных теологов, настаивающих на способности человека работать над своим спасением совместно с Богом; 4) атеистический гуманизм - понятие, описывающее творчество Жан-Поля Сартра и др.; 5) коммунистический гуманизм - понятие, характеризующее убеждения некоторых марксистов (например, Ф. Кастро или бывшего секретаря Л. Троцкого Раи Дунаевской), полагающих, что последовательным натуралистом и гуманистом был К. Маркс; 6) натуралистический (или научный) гуманизм - эклектический набор установок, рожденных в современную научную эпоху и сконцентрированных на вере в высшую ценность и самосовершенствование человеческой личности; 7) нормативный гуманизм. На первое место ставятся потребности каждого человека и считали, что не он должен приспосабливаться к обществу, а общество - к нему [Чёрный 2003: 130]. К древнему восточному гуманизму относят идеи Конфуция (нравственно-ритуальный гуманизм), в основе которых лежит мораль и ритуал, и дзен-буддизма.
  Выделяют следующие типы гуманизма с их последователями: духовный гуманизм (Ш.А. Амонашвили и гуманистическое педагогическое сообщество), нравственный (моральный) гуманизм (принцип 'отказ от насилия, в основе лежит мораль и нравственность), светский гуманизм (П. Куртц и его единомышленники Г. Блекхем, Э. Флю, Р. Браун, Р. Докинс, Т. Флинн, О. Дейси, Б. Карра и др., В.А. Кувакин и др.), эволюционный гуманизм (Дж. С.Хаксли в 40-70 годы XX века и ученые: Дж.Д. Симпсон, К.Г. Уордингтон, Э. Майр, Дж. Хемминг, Дж. Бёркс, Р. Докинс и др.; З.П. Трофимова и др.), ноосферный гуманизм (А.А. Богданов, И.М. Борзенко, В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев, С.А. Подолинский, П. Тейяр де Шарден, Н.А. Умов, Н.Ф. Федоров, А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский и др.), религиозный гуманизм (буддизм, христианство; Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, В.И. Несмелов, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, А. Швейцер, Л.И. Шестов, Тейяр де Шарден, С.Т. Уайн, П. Сампсон и др.), глобальный гуманизм, экологический гуманизм (принцип гармонии человека и природы и признании равноценности всего живого) (В. Буллоу, Е.А. Когай, Н.В. Тимофеев-Ресовский, Г. Парсонс и др.), гражданский гуманизм в России (А.В. Бузгалин, Ю.Г. Волков, Г.Г. Гивишвили, В.Л. Гинзбург, В.Д. Жукоцкий, А.Г. Круглов, В.А. Кувакин, Г.Г. Шевелёв, А.С. Шутов и др.), диалектико-материалистический гуманизм (К. Маркс и Ф. Энгельс), нравственно-ритуальный гуманизм (Конфуций), социальный гуманизм, политический гуманизм, классовый гуманизм, научный гуманизм, бытовой гуманизм, правовой гуманизм, педагогический гуманизм (В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.), глобальный гуманизм, трансгуманизм и др.[Слепцова 2021: 160-172; Чёрный 2003: 119-158; Горелов 2008: 44-60; Ивентьев 2010: 60-64; Новичкова 2014: 71-75; Weiming Т. 2019: 16-37].
  'Духовный гуманизм - это вера в человеческую природу: задача обучения быть настоящим человеком состоит в том, чтобы 'сформировать одно тело с Небом, Землей и множеством вещей', ибо существует внутреннее единство между имманентностью и трансцендентностью'. При этом под человеческим телом понимается 'дом для нашего разума, души и духа' [Weiming 2019: 35-36].
  'Система духовного гуманизма, коренной общности человечества, представляется тождественной духовной антропологии, подразумевающей позитивные синхронные преобразования тела, сознания и души человека, т.е. обобщенным выражением антропогенного гуманизма, антропокосмизма. В отличие от него рациональный гуманизм ограничивается сохранением и поклонением материальному, т.е. фрагментам антропокосмизма' [Иевлев 2012: 277].
  Основу духовного гуманизма составляют: любовь и нравственность, а главными компонентами являются: Человек - Семья - Род - Народ - Страна - Мир - Природа - Время - Бог [Иевлев 2012: 277].
  По нашему мнению, понятия 'духовный гуманизм' и 'нравственный (моральный) гуманизм' не должны быть разрозненными, а синтезированы в единое универсальное понятие 'духовно-нравственный гуманизм'.
  Духовно-нравственный гуманизм направлен на духовную личность (сущность, реальность) человека - на его душу и дух. Этот гуманизм можно назвать духовно-нравственным гуманизмом души человека.
  Духовно-нравственный гуманизм представляет собой человеческие отношения людей, основанные на Любви, и в которых отсутствует какое-либо духовное и нравственное насилие над человеком и его душой.
  К одному из видов духовного и нравственного насилия над человеком и его душой можно отнести манипуляцию сознанием, которая производится тайно и в ущерб человеку [Ивентьев, Рудаков 2018: 163-168].
  К духовному и нравственному насилию над человеком и его душой также следует относить духовный террор (тирания, репрессии, навязывание чуждой идеологии (например, атеизма или одной только религии), распространение сект, отсутствие свободы слова и вероисповедания и пр.), морально-нравственный террор (наркомания, проституция, порнография, алкоголизм, гомосексуализм, распространение инфекционных заболеваний и пр.) [Боброва, Ивентьев 2019: 45-51].
  В настоящее время проблема духовного и морального-нравственного насилия над человеком и его душой не решена.
  Проблема гуманизации права возникла не на пустом месте, а появилась ещё в глубокой древности при становлении государства и формирования законодательства.
  Гуманизм наряду со справедливостью и равенством выступает одним из главных принципов права. При этом принцип правового гуманизма конкретизирует принцип справедливости [Филимонов 2013: 102]. Это подтверждает, что понятие 'гуманизм' выступает одной из категорий права и юридической науки.
  Принцип гуманизма имеет не только социальное, но и духовно-нравственное содержание.
  Понятие 'социальный гуманизм' подразумевает социальную ценность человека, а духовно-нравственное содержание гуманизма - духовную и нравственную ценность человека.
  В литературе в основном раскрывается социальное содержание принципа гуманизма [Холостова 1999: 148-150]. При этом в настоящее время вне контекста духовной личности человека (его души и духа) остаётся духовный и нравственный (моральный) гуманизм.
  Духовно-нравственное содержание принципа гуманизма состоит в придании общественным, политическим и правовым отношениям, социальной и моральной функции государства направленности на защиту интересов духовной личности человека (души и духа человека).
  Уголовное законодательство Российской Федерации предусматривает принцип гуманизма (статья 7 Уголовного Кодекса РФ).
  Часть 2 статья 7 УК РФ предусматривает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.
  Отношение к человеку как к социальной ценности выражено также в норме статьи 82 УК РФ, предусматривающей возможность применения к осужденным беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до 14 лет и являющемуся единственным родителем, отсрочки отбывания наказания [Филимонов 2013: 102-108].
  В концепции четвёртого и пятого поколений прав человека или прав души и духа человека человеческая душа наделяется определёнными правами и свободами, и относится к нематериальным благам или нематериальному активу, который бесценен [Боброва 2019: 63-64].
  Душа человека - главная духовно-нравственная ценность, которая, как и сам человек, подлежит защите [Боброва 2019: 63-64].
   Духовно-нравственный гуманизм - это человеческое и духовно-нравственное отношение человека к своей и другого человека духовной природе (духом и душой человека), а также к его окружающему миру.
  Главная идея духовно-нравственного гуманизма заключена в полном отказе от насилия над духовной природой человеком (духом и душой человека) и окружающей его материальной и нематериальной природой. Безусловно, что данный принцип должен присутствовать в современном праве.
  Соавтор настоящей статьи рассмотрел понятие 'гуманизм' с позиции
  прав и свобод человека и гражданина [Ивентьев: 2010]. По мнению данного автора, гуманизм базируется на первом-третьем поколениях прав человека (конец XVIII-XX вв.), которые породили секулятивного человека (безразличного к нормам морали и религии).
   Гуманизм относится к житейскому (обыденному) и философскому мировоззрению, который противостоит религиозному мировоззрению. В отличие от четвёртого и пятого поколений прав человека, гуманизм и первое-третье поколение прав человека, не ставят на главное место духовно-нравственные ценности личности, а направлены только на удовлетворение материальных потребностей человека [Ивентьев: 2010: 60-64].
  Учитывая, что понятие 'гуманизм' является философской и правовой категорией, то и концепт 'духовно-нравственный гуманизм' как разновидность гуманизма также входит в состав данной категории.
  Таким образом, исходя из вышеизложенного, по результатам исследования можно сделать следующие выводы:
  1) душа и дух человека - это ценности гуманизма и духовно-нравственного гуманизма;
  2) духовно-нравственный гуманизм, как и гуманизм, относится к одной из категории права;
  3) понятие 'духовно-нравственный гуманизм' - важная категория философии и общественных наук, включая юридическую науку;
  4) концепт 'духовно-нравственный гуманизм' позволяет человечеству обратить пристальное внимание на ценность души и духа человека, а также на существующую проблему духовного и морального-нравственного насилия над человеком и его душой.
  5) душа человека подлежит защите от противоправных посягательств и любых нарушений её прав.
  
  Литература
  
  Айзатуллин З.А. 2015. Роль духовно-нравственных ценностей Ислама в поликультурном обществе. [электронный ресурс]. URL: http://islam.ru/content/obshestvo/44258 (проверено 15.08.2022)
  Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. 2020. Национальная духовная культура и душа человека // Башкирская духовная жизнь в поликультурном пространстве: прошлое, настоящее и будущее: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Уфа, 21.05.2020 г.) / отв. ред. Г. С. Кунафин. Уфа : РИЦ БашГУ. С.21-29.
  Беринда П. 1961. Лексикон Славеноросскій и именъ тлъкованіє. Відп. ред. К. К. Цілуйко. К. : Вид-во АН УРСР, Ін-т мовознавства ім. О. О. Потебні. 272 с.
  Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. 2002. Основы современного гуманизма: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.А. Кувакина и А.Г. Круглова. М.: Российское гуманистическое общество. 350 с.
  Боброва Н.А., Данакари Л.Р., Ивентьев С.И. 2022. Духовно-нравственный смысл понятий 'преступник', 'жертва' и 'сакральная жертва' // Актуальные проблемы теории и практики уголовного права и процесса в современных условиях: Материалы II международной научно-практической конференции, 20-21.05.2022 г., г. Донецк / отв. ред. к.ю.н., доцент С.Ю. Мироненко. Донбасская юридическая академия. Донецк. С. 53-59.
   Боброва Н.А., Ивентьев С.И. 2019. Духовно-нравственные аспекты противодействия терроризму и экстремизму // Противодействие идеологии терроризма: концепции и адресная профилактика. Всероссийская научно-практическая конференция (6 июня 2019 года, г. Уфа) / Составители: Зинурова З.С., Фахретдинов Т.Р., Хазиев В.С., Юлбаев Р.З. Уфа: Изд-во ИП Кузнецов Н.В. С. 45-51.
  Бачинин В.А. 2006. Энциклопедия философии и социологии права. СПб: Изд-во 'Юридический центр Пресс'. 1081 с.
  Чеботарев С.С. 2013. Гуманистические основы в праве: к истории проблемы // Евразийский юридический журнал. ? 12 (67). С. 95-97.
  Боброва Н.А., Ивентьев С.И. 2019. Человеческая душа как главная духовно-нравственная ценность человека // Философия человека: материалы Второго научного симпозиума, 11-12.10.2019г., Таганрог / отв.ред. В.П. Рыжов. Таганрог: Типография Ступина С.А. С.62-65.
  Введенская Л. А. 2010. Учебный словарь антонимов русского языка. Ростов-на-Дону: Издательский центр 'МарТ'; Феникс. 320 c
  Введенская Л.А. 1995. Словарь антонимов русского языка. Ростов-на-Дону: Феникс. 544 с.
  Горелов А.А. 2008. Развитие гуманизма (от древности до наших дней) // Гуманистические основы взаимодействия цивилизаций: доклады и выступления: междунар. науч. конф., 26-27.10.2007 г., г. Москва / сост., общ. ред. У. Новотный, С. Андреева. М. : РУДН. С. 44-60.
  Данакари Л.Р., Ермоченко К.П., Ивентьев С.И. 2022. Духовно-нравственная консолидация российского общества // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы : материалы VIII Международной научно-практической конференции. Иркутск, 21 февраля 2022 г. / ФГБОУ ВО 'ИГУ' ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич. Иркутск : Издательство ИГУ. С.14-21.
  Ивентьев С.И. 2010. Гуманизм с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека // Гуманизм: история, современность, перспективы: сборник материалов международной научно-практической конференции, Биробиджан, 19-20.11.2010 г. / Под научн.ред.В.И. Пятака. Биробиджан: ГОУВПО 'ДВГСГА'. С. 60-64.
  Ивентьев С.И., Рудаков А.Л. 2018. Права человека и манипуляции человеческим сознанием // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности: сборник статей Международной научно-практической конференции (20 июня 2018 г., г. Волгоград). В 2 ч. Ч.1. Уфа: АЭТЕРНА. С.163-168.
  Иевлев Е.К. 2012. Духовный гуманизм - коренная общность человечества // Казанская наука. ? 11. С. 277-280.
  Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. 1986. Словарь морфем русского языка. М.: Русский язык. 1136 с.
  Новичкова Н.М. 2014. Философский гуманизм как мировоззренческая основа гуманистического образовательного процесса // Научно-методический электронный журнал 'Концепт'. Т. 14. С. 71-75.
  Ожегов С.И. 2012. Толковый словарь русского языка. М. : Мир и Образование : ОНИКС. 1375 с.
  Словарь церковнославянского и русского языка, составленный Вторым Отделением Императорской Академии Наук. 1847. СПб.
  Словарь древнего славянского языка, составленный по Остромирову Евангелию. 1899. Под ред. Ф. Миклошичу, Ф.Х. Востокову, Я.И. Бередникову и И.С. Кочетову. СПб. 950 с.
  Слепцова В.В. 2021. Светский и религиозный гуманизм: история и современность // Народы и религии Евразии. Т. 26. ? 1. С. 160-172
  Теория социальной работы: Учебник. 1999. / Под. ред. проф. Е.И.
  Холостовой. М.: Юристь. 334 с.
  Филимонов В.Д. 2013. Гуманизм как принцип права // Государство и права. ? 1. С. 102-108.
  Философский энциклопедический словарь. 2009. М.: ИНФРА-М. 570 с.
  Чёрный Ю.Ю. Современный гуманизм (обзор) // Философия в XX веке. ? 2. С. 119-158.
  Штумпф С.П. 2014. Генезис духовности в контексте религиозно-философского дискурса // Ярославский Педагогический Вестник. ? 1. Т. I (Гуманитарные науки). С. 186-190.
  Шкуран О.В. 2019. Языковые единицы с сакральной семантикой: лингвокультурологический и лексикографический аспекты. Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. Т.10. ? 2. С. 336-353.
  Weiming Т. 2019. Духовный гуманизм: личность, социум, Земля и Небо // Век глобализации. ? 2. С. 16-37
  
  
  Nataliya A. Bobrova¹
  Liliya R. Danakari²
  Sergey I. Iventev³
  
  SPIRITUAL AND MORAL HUMANISM AS A CATEGORY OF LAW
  
  ¹Togliatti State University
  ²Volgograd State University
  ³DELIL LLC, Kazan
  
  The article deals with the concept of 'spiritual and moral humanism', which is introduced by the authors into the circulation of legal science due to the fact that humanism does not include the soul and spirit of a person among its values, does not provide for a humane attitude towards the human soul. Spiritual and moral humanism is a human and spiritual and moral attitude of a person to his own and another person's spiritual personality (spirit and soul of a person), which implies a complete rejection of spiritual and moral violence against a person's soul. The relevance and novelty of this study is due to the fact that the work reveals the spiritual and moral meaning of the concept of 'humanism', the classification of types of humanism is replenished with a new type - spiritual and moral humanism, which is new for philosophy and law.
  
  Keywords. God, man, human spirit, human soul, spirituality, morality, humanism, spiritual and moral humanism, law, philosophy, legal science.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"