ББК 87.226, 88.351.2
Л.Р. Данакари, Волгоград, Россия
кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики,
психологии и социальной работы Волгоградского государственного университета,
К.П. Ермоченко, Смоленск, Россия
магистрант 1 курса Смоленского государственного университета,
С.И. Ивентьев, Казань, Россия
юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и
религиозных отношений ООО "ДЭЛИЛ", член РФО, советник РАЕ
Духовно-нравственная идентичность личности и социальная истина
Аннотация: В статье рассматриваются понятия "личность", "идентичность" и "социальная истина". Целью работы является - изучение взаимосвязи социальной истины с идентичностью личности. Методология исследования - логический и сравнительный анализ. Актуальность и востребованность исследуемой темы определяется отсутствием исследований, посвящённых именно взаимосвязи социальной истины с идентичностью личности. Авторами вводится в оборот новое понятие "духовно-нравственная идентичность", под которым понимается процесс осознания человеком себя образом Бога и духовной личностью, имеющей душу и дух. В статье представлена авторская классификация идентичности. В ходе изучения концепта "идентичность личности" была установлена взаимосвязь духовной личности человека с социальной истиной.
Ключевые слова: Бог, Истина, человек, душа человека, дух человека, личность, духовная личность, социальная истина, идентичность, духовно-нравственная идентичность, классификация идентичности.
L.R. Danakari, Volgograd, Russia
K.P. Ermochenko, Smolensk, Russia
S.I. Iventev, Kazan, Russia
Spiritual and moral identity of the individual and social truth
Summary: The article deals with the concepts of "personality", "identity" and "social truth". The purpose of the work is to study the relationship of social truth with the identity of the individual. Research methodology - logical and comparative analysis. The relevance and relevance of the topic under study is determined by the lack of research devoted specifically to the relationship of social truth with personal identity. The authors introduce a new concept of "spiritual and moral identity", which means the process of a person's awareness of himself as the image of God and a spiritual person having a soul and spirit. The article presents the author's classification of identity. In the course of studying the concept of "personal identity", the relationship between the spiritual personality of a person and social truth was established.
Key words: God, Truth, man, human soul, human spirit, personality, spiritual personality, social truth, identity, spiritual and moral identity, classification of identity.
Наука на современном этапе своего развития имеет достаточно полное представление о феномене идентичности личности, которая сегодня рассматривается и изучается с культурологических, экономических, психологических и многих других позиций. Но, несмотря на это, вопрос идентичности личности не может в полной мере быть изученным по причине, в первую очередь, специфики предмета проблемы.
Проблема личности и её проявлений всегда является нерешённым малоизученным вопросом, который постоянно находится в исследовательско-поисковом поле изучения многих наук и научных дисциплин. И все её проявления, в том числе и идентичность, составляют еще большую проблему для изучения.
Сложность данного вопроса связан также с тем, что понятие "личность" не полностью раскрыто.
Чтобы рассмотреть всесторонне заявленную тему, нам необходимо раскрыть концепт "личность".
Понятие "личность" стали использовать с появлением христианства, и оно было чуждо античному мировоззрению, так как оно пользовалось словом "ипостась", которое "обозначало все, что обладает действительным, но совсем не обязательно одушевленным существованием" [1, с. 36-37; 9, с. 122].
Непосредственно первой вехой в христианстве в вопросе понятия и принятия личности как социо-этической категории, по мнению Ю.Я. Крамаренко, явились триадологические споры. Они преследовали цель: попытаться осмыслить и понять единую троичность Бога мировоззрения [9, с. 122].
В христианстве Бога часто именуют Личностью [12, с. 72-83].
В богословии под словом "личность" понимается богодарованное уникальное начало в человеке, которое формирует неповторимый образ существования природы конкретного человека. Учитывая, что Бог есть Личность (в христианстве - три единосущные Личности), то и человек является личностью именно в связи со своей богообразностью. Считается, что эти два понятия ("образ Божий" и "личность") взаимосвязаны, но не тождественны [12, с. 72-83].
В психологической науке личность - это организованно-стойкая система индивидуально-психологических и социальных характеристик, которые составляют базовую основу структуры человеческой сущности с точки зрения ее социально-психологической природы [4].
В философии личность - персона (от лат. persona - маска, роль актёра) [18, с. 240].
Согласно Толковому словарю русского языка, личность - человек как носитель каких-нибудь свойств; лицо [13].
Из вышеизложенного видно, что понятие "личность" отождествляется с человеком, а также связано с персональными качествами (волевыми, нравственными и другими) и социальными характеристиками. При этом, к большому сожалению, понятие "личность" не увязывается с душой и духом человека и его духовно-нравственными характеристиками.
В философии и религии понятие "личность", так или иначе, увязывается с лицом или ликом человека.
Если рассматривать понятие личности в плоскости учения Церкви, то, как указывалось выше, первая предстает как образ Божий, запечатленный в человеке. Так, личность не доступна познанию, стремящемуся всегда быть исчерпывающим и полным.
Изучение личности человека в фокусе объекта науки не имеет такой же алгоритм рассмотрения, применимый к объектам - предметам внешнего мира. Личность всегда глубинна, непостижима и сущностно-наполнена. Она неповторима, ее проявление - это всегда сокровенно-недоступное сущностное единение всей духовной структуры. Её нельзя определить к бытийной реальности [16, с. 17].
Русский советский философ, религиозный мыслитель А.Ф. Лосев, рассматривая проблему лика, отнёс его к выражению личности. При этом, лик, по мнению учёного, выступает не субстанцией личности, а её смысловым явлением и образом [15, с. 484].
По нашему мнению, верно, будет под личностью понимать человека, его духовную сущность, состоящую из души и духа, обладающего индивидуальными духовными, нравственными, психологическими, социальными, интеллектуальными, физическими и другими характеристиками, компетенциями и духовно-нравственным потенциалом.
Таким образом, под личностью мыслится человек и его духовная сущность. Следовательно, в настоящем исследовании будет рассматриваться духовная сущность человека (души и духа), что ново и необычно для философии и науки в целом. В этом, собственно, заключается актуальность темы статьи.
Согласно Философскому энциклопедическому словарю, идентификация (от лат. idem - тот же самый и facere - делать) - уподобление; идентифицировать - отождествлять; идентичность - тождественность, одинаковость, полное совпадение чего-нибудь с чем-нибудь [18, с. 169-170].
"Слово "идентичность" пришло, как и многие другие прочно укоренившиеся в социальных исследованиях термины, из латыни. Прилагательное identicus (от лат. idem - то же, тот же) сохранило корень в современных европейских языках (ср. англ. identical и франц. identique - одинаковый, тождественный, равнозначный, сходный). В русском языке слово "идентичный" в значении "тождественный", "равнозначный", "совершенно одинаковый" и производное от него существительное "идентичность" были зафиксированы в начале прошлого века в целом ряде изданных тогда же словарей иностранных слов, вошедших в состав русского языка" [7, с. 20].
Выделают следующие подходы к определению термина "идентичность" по дисциплинарному критерию: 1.Социологические; 2.Психологические; 3.Культурологические; 4.Исторические; 5.Религиоведческие; 6.Экономические; политологические; 7.Юридические; 8.Медицинские и т.д. [17, с. 19]. Отсюда различное понимание концепта "идентичность".
Понятие "идентичность" - это категория социально-гуманитарных наук.
По мнению А.Ф. Поломошнова, "идентичность, как неотъемлемое свойство личности и общества дифференцируется по субъектам социокультурного процесса (индивидуальная, групповая, этническая, национальная, государственная, цивилизационная) и по сферам социокультурной жизни и деятельности личности и общества (физиологическая, экономическая, политическая, культурная и т.д.)" [17, с. 19].
Идентификация наблюдается не только по социальным, этническим, национальным, политическим и прочим, но и религиозным признакам. В связи с чем, выделяют социальную, этническую, политическую, религиозную и другие виды идентичности (самоидентификации).
Многогранная сложность понятия идентичности (от англ. identity - тождественность) личности заставляет разноплановые науки действовать сообща, обобщать имеющиеся знания, совокупность которых способна в наибольшей, но не полной, степени предоставить цельный образ-толкование рассматриваемого явления.
В наибольшей степени вопрос идентичности личности попадает в фокус научного исследования, в первую очередь, психологических наук, которые пытаются на основе имеющегося, следует отметить, серьёзного исследовательско-методологического инструментария более полно и разносторонне представить данное явление, попытавшись разобрать его на составные самостоятельные элементы.
Так, в частности, В.М. Капицин смог выявить основные причины, которые ещё раз доказывают спорность и противоречивость феномена идентичности [10, с. 9-10]. К их числу он отнёс:
- --
Гносеологическая, которая определяет сложность постижения сущности через его явления.
- --
Логико-лингвистическая, которая, непосредственно, и выявляет разноуровневые подходы к проблеме изучения.
- --
Транзитологическая - темпоральный элемент идентичности, соотносящийся с социальными изменениями.
Так как основным субъектом идентичности является человек, поэтому первоначальным подходом к исследованию его идентичности должна быть психология личности.
Тема личностной идентичности введена в психологию Э.Х. Эриксоном (15.06.1902 - 12.05.1994 гг.), который рассматривал первую как "психологическое переживание индивидом своей личностной самобытности в её взаимодействии с окружающей социальной средой" [19]. Автор уделял большое внимание вопросу формирования индивидуальной личностной идентичности.
Советский социолог, психолог И.С. Кон (21.05.1928 - 27.04.2011 гг.) сумел выявить следующие аспекты идентичности личности:
- психофизическая идентичность, представляющее собой единство психических и физиологических процессов;
- социальная идентичность, т.е. осмысление собственного места в определенной социальной группе;
- самоидентичность, т.е. "единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов и смысложизненных установок личности, осознающей себя субъектом деятельности" [11].
При этом вне исследования и осмысления осталась духовно-нравственная идентичность, которая связана с духовной сущностью (личностью) человека, а именно с его душой и духом.
Под духовно-нравственной идентичностью следует понимать процесс осознания человеком себя образом Бога и духовной личностью, которая имеет душу и дух, отождествление с ней, а также выработки и следования определённым правилам её поведения.
Личностная идентичность, по мнению родоначальника учения о самосознании У. Джеймса, представляет собой "последовательность и непротиворечивость субъекта, тождественность себе, ощущение себя "настоящего", творящего, реали-зовывающего свой намеченный путь" [5].
Например, М.В. Заковоротная определяет идентичность как "многомерный процесс в человеческом становлении, исследование которого совмещает социальные, психологические, культурологические, биологические аспекты. Идентичность - модель жизни, позволяющая разделить "Я" и окру-жающий мир, определить соотношение внутреннего и внешнего для чело-века, конечного и бесконечного, адаптации и самозащиты, упорядочить разнообразие в целях самореализации и самоописания" [6, с. 9-10].
Таким образом, личностная идентичность является индивидуальной самобытностью отдельного человека по форме, но социокультурной по содержанию. Однако важно подчеркнуть, что личностная идентичность - не "пассивный слепок культуры, накладываемый на пассивную и пластичную форму индивидуального человека, а результат активного, деятельного личностного освоения, преломления (от принятия до непринятия) выбора культурных образцов, ценностей и норм".
Исходя из вышеизложенного, можно условно классифицировать идентичность на следующие группы: 1.Духовно-нравственная идентичность (осознание и отождествление себя духовной личностью, образом Бога); 2. Личностная идентичность (осознание самого себя, отношение к себе, отождествление с определённым образом); 3.Религиозная идентичность (отождествление с определённой религией или культом); 4.Социальная идентичность (отнесение человеком себя к определённой социальной группе, осмысление собственного места в социальной группе); 5.Этническая (национальная) идентичность (самоидентификация своего этноса, нации, национальности); 6.Культурологическая идентичность (осознание принадлежности к какой-либо культуре или субкультуре); 7.Политическая идентичность (отождествление себя с какой-либо политической партией или движением (лидером); 8.Корпоративная идентичность (отождествление себя с определённой корпорацией, группой с корпоративными интересами); 9.Научная идентичность (приверженность к определённым философским и научным взглядам); 10.Магическая идентичность (отождествление себя с определённым магическим образом или культом); 11.Оккультная идентичность (отождествление себя с определённым оккультным или эзотерическим образом или культом) и другие.
Самоидентификация человека связана с определённым социумом (группой, государством и пр.), нацией и культурой, которые устанавливают те или иные социальные истины.
Концепт "социальная истина" состоит из двух образующих слов "социальный" и "истина" и буквально обозначает общую, коллективную человеческую истину, т.е. истину социума [14, с. 111-118].
В энергоинформационной концепции истины под Истиной мыслится Божественная, духовная и материальная (физическая) информация (энергия), критерием которой выступают душа и дух человека [8, с. 167].
С точки зрения государства социальная истина представляет собой государственную социальную идеологию (греч. ?????????, от греч. ???? - прообраз, идея; и ????? - слово, разум, учение), которая закрепляется в основном законе страны (конституции) и, по нашему мнению, немыслима без духовно-нравственной сферы человека, его души и духа [14, с. 111-118].
На духовном плане душа одного человека связана с другой душой, т.е. представляют собой духовный социум, в котором представления об Истине единое. При этом индивидуально у человека и его души в нашем материальном мире по ряду причин представления об истине, в т.ч. о социальной истине, могут отличаться от Истины духовного плана и Абсолютной Истины [14, с. 111-118].
Дух человека больше связан с Богом (Абсолютной Истиной) [14, с. 111-118].
Социальная истина не может пребывать вне души и духа человека [14, с. 111-118], для которых первая выступает материалом, а также одной из категорий, можно сказать средством их проявления в материальном мире.
Социальная истина напрямую взаимосвязана с совестью человека, социальной и духовно-нравственной ответственностью [2, с. 34-41].
Социальная истина взаимосвязана с духовной сущностью человека - его душой и духом, а значит, является наполнением, строительным материалом и категорией духовно-нравственной сферы человека и общества [14, с. 111-118].
Социальная истина, как и другая истина, немыслима без свободы человека. В христианстве свободу человека увязывают с Истиной или с Богом, то есть с Абсолютной свободой.
Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него иудеям:
"Если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики,
и познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Библия, Иоанна 8:31-32).
Существующая тысячелетие рабовладельческая идеология культивировала утверждение, что человек раб Бога и низшее существо, и планомерно выработала у человека его самоидентификацию не как духовной личности, а как раба и "животного".
После появления эволюционной теории Ч. Дарвина наука человека стала идентифицировать даже предком обезьяны.
Авраамические религии апеллируют взаимоисключающими утверждениями: человек - сын и образ Бога, человек - это раб Бога [3, с. 17-21].
По вышеуказанным причинам человек не может духовно самоопределиться и постоянно находится в духовном поиске самого себя и смысла своей жизни.
По нашему мнению, новое понятие "духовно-нравственная идентичность" позволяет устранить взаимоисключающие религиозные, а также научные утверждения, влияющие на самоидентификацию личности.
Таким образом, из вышеизложенного видно, что до настоящего времени душу, и дух человека не использовали в качестве категорий идентичности и самоидентификации, что ново для науки.
Настоящее исследование пополняет понятийный аппарат идентичности новым понятием.
В ходе исследования авторы пришли к следующим выводам:
1.Важным для человека является духовно-нравственная идентичность, которая позволяет человеку осознать, кто он есть на самом деле, и понять смысл своей жизни.
2.Духовная личность человека (душа и дух) имеет определённую связь с социальной истиной, а также наполняет и раскрывает полноту её содержания.
3.Социальная истина немыслима без духовной личности человека и его свободы.
4.Можно однозначно утверждать, что социальная истина имеет взаимосвязь с идентичностью личности.
5.Концепт "духовно-нравственная идентичность" можно использовать для исследования различных процессов и явлений в жизни человека, общества и государства.
1.Армстронг А.Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. 256 с.
2.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Социальная истина и духовно-нравственная ответственность // В поисках социальной истины : материалы II Международной научно-практической конференции. Иркутск, 30.11.2020 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич, Г.В. Дружинина. Иркутск : Издательство ИГУ, 2020. С. 34-41.
3.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Можно ли считать человека рабом Божьим после законодательного запрета любого вида рабства? // Человек в современных социально-философских концепциях: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, г. Елабуга, 26.11.2021 г., ред.кол.: С.В. Смирнов (отв. ред.), А.Г. Сабиров (науч. ред.) и др. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2021. С. 17-21.
4.Ведмеш Н.А. Структура личности [электронный ресурс] URL: https://psihomed.com/struktura-lichnosti/ (дата доступа: 15.10.2022).
5. Джемс У. М.: Гаудеамус : Акад. Проект, 2011. 316 с.
6.Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов н/Д.: Изд-во Сев.-Кавказ. науч. центра высш. шк., 1999. 200 с.
7.Идентичность: личность, общество, политика. / отв. ред. И.С. Семененко. М.: Весь Мир, 2017. 992 с
8.Ивентьев С.И. Истина. Новосибирск: ООО "Агентство СИБПРИНТ", 2016. 384 с.
9.Крамаренко Ю.Я. Личность человека в православном богословии и в психологической науке // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 2. С. 122-148.
10.Капицин В.М. Идентичности: сущность, состав, динамика (дискурс и опыт визуализации) // PolitBook. 2014. N 1. С. 8-32.
11.Кон И. Идентичность // Энциклопедия Кругосвет. Название [электронный ресурс] URL: ww.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/sociologiya/IDENTICHNOST.html?page=0,3 (дата доступа: 15.10.2022)
12.Леонов В., свящ. Взаимосвязь понятий "личность" и "образ Божий" в православном богословии // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. 2010. С. 72-83.
13.Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Правда, 1990. 656 с.
14.Мухамеджанова Л.А., Асадуллина Г.Р., Ермоченко К.П., Шкуран О.В., Ивентьев С.И. Социальная истина и духовно-нравственная сфера человека // В поисках социальной истины : материалы III Международной научно-практической конференции. Иркутск, 29.11.2021 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич. Иркутск : Издательство ИГУ, 2021. С. 111-118.
15.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М. : Мир и Образование : ОНИКС, 2012. 1375 с.
16.Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. 240 с.
17.Поломошнов А.Ф. Современные концепции идентичности // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2020. N 4 (38.2.). С. 18-25.
18.Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2009. 570 с.
19.Erikson E.H. Identity: Youth and Crisis. N.Y.: W.W. Norton, 1968. 336 p.