Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Концепт "cмерти" в идеологии терроризма

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье рассмотрена взаимосвязь идеологии терроризма со смертью и страхом. Исходные данные статьи: Ивентьев С.И. Концепт Јcмерти" в идеологии терроризма//Молодёжный экстремизм: современное состояние и методы противодействия. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г.Уфа, 25-27 апреля 2018 г.) / Составители: Д.М. Абдрахманов, З.Л. Сизоненко. - Уфа: Мир печати, 2018. - C.127-133. ISBN 978-5-9613-0547-0


КОНЦЕПТ "СМЕРТИ" В ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА

С.И.Ивентьев,

г.Казань

   Мы соглашаемся с мнением Б.Б.Бидовой о том, что "чтобы успешно бороться с явлением, следует разобраться, что лежит в его основе, чтобы попытаться устранить не следствие, а причину явления. Анализ причин терроризма (лат. terror - страх, ужас) показывает, что они кроются в возрастании кризисных явлений, неспособности общества регулировать сложные социально-политические процессы, быстрой смене систем человеческих и политических идеалов и ценностей, в подключении к активной политической деятельности широких масс населения, лишённых политического опыта. В результате активизируются стремления использовать слабости общественной и государственной системы и проложить кратчайший путь к поставленной цели, каким представляется путь насилия, путь террора... Таким образом, в большинстве случаев, причиной террористических актов является неспособность государства или международного сообщества создать условия для реализации надежды того или иного народа на обретение государственности, разрешить давно существующие или возникающие общинные, национальные, расовые, социально-экономические, религиозные и др. проблемы"Љ.
   Предметом нашего исследования является концепт (лат. conceptus - "понятие") "смерти" в идеологии терроризма в связи с тем, что связка "смерть-терроризм" мало изучена.
   Под идеологией (греч. ?????????, от греч. ???? - прообраз, идея; и ????? - слово, разум, учение) понимается система взглядов, идей, ценностей, социальных, политических, экономических и духовно-нравственных устремлений, выражающих интересы и идеалы части населения, определяющих оценку прошлого и реальной действительности, направленность на созидание своего будущего, формирующих глобальное, региональное и индивидуальное мировоззрение и мотивацию конкретной деятельности«.
   В Современном социоэкономическом словаре указывается: "Идеология - система политических, социальных, правовых,
  
   1 - Бидова Б. Б. Идеология терроризма // Молодой учёный. - 2014. - N 3. - С. 630-632. 
   2 - Васнецова А.С. Идеология терроризма // Социодинамика. - 2014. - N 12. - С.36-58.
  
  
   философских, нравственных, религиозных, эстетических идей и взглядов, исповедуемых партиями, политическими течениями, общественными движениями, научными школами, отражающих их мировоззрение, идеалы, целевые установки. В идеологии осознаются, отражаются, оцениваются отношения людей к окружающей действительности, общественные отношения, социальные проблемы, положение социальных групп и слоёв,
   их интересы, цели социально-экономического развития"Љ.
   А.С.Васнецова обращает внимание на то, что "важно, что в глобализирующемся мире любая идеология не существует как отдельно взятое концептуальное построение, а является интегративной конструкцией, объединяющей (синтезирующей, заимствующей и т.д.) для ряда иных идеологий и концептов", показывая взаимосвязь и взаимозависимость идеологии терроризма с экстремизмом, радикализмом, сепаратизмом и иными социальными явлениями; идеология терроризма (в соответствии с федеральным законом "О противодействии терроризму") в России обозначена как "идеология насилия"«.
   В соответствии с формами общественного сознания идеология классифицируется на экономическую, политическую, правовую, нравственную, эстетическую, национальную, экологическую, религиозную, атеистическую и т.п.Ё
   Сложным и опасным является терроризм на религиозной основе, то есть основанный на религиозной идеологии.
   Религиозный терроризм базируется на своём понимании Бога (Аллаха), души и духа человека, истины, смерти и бессмертия.
   В основе религиозного терроризма лежат некоторые постулаты ислама (араб. ???????? - "покорность", "предание себя [Еди­но­му] Бо­гу - Аллаху").
   Современная наука не дала официального международного определения душе и духу человека.
   В международном праве отсутствует определение истины.
   Кроме того, в международном научном сообществе нет единого понимания Бога.
   Вышеуказанные пробелы позволяют по-разному интерпретировать те или понятия, что приводит к различным злоупотреблениям и распространению идеологии терроризма, экстремизма, радикализма, сепаратизма и т.д.
  
   1 - Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2012. - С.171.
   2 - Васнецова А.С. Идеология терроризма // Социодинамика. - 2014. - N 12. - С.36-58.
   3 - Зуляр Ю.А.Политология. Учебное пособие. Том II. - Иркутск: ИркГУ, 2011. - С.372-373.
  
   Как нами указывалось, "под истиной следует понимать Божественную, духовную и материальную (физическую) информацию (энергию), критерием которой выступают душа и дух человека. При этом под духом человека понимается эманация Бога, а не сознание или что-то другое...
   В настоящее время утверждением "своей истины" открыто занимаются некоторые государства и экстремистские образования, доказывая своё превосходство оружием и пропагандой "своих ценностей",
   что мы повсеместно наблюдаем. К большому сожалению, российское государство ещё не выработало универсальную духовно-нравственную "вакцину" для граждан, повышающую информационный иммунитет... Проблемной в России является система образования, по которой и наносится удар для изменения молодёжи. Российское государство для защиты молодёжи поставило заслон, провозглашающий спорт и патриотизм, но этого мало, так как этот щит будут пробивать различными путями. В последнее время в отношении России ведётся агрессивная информационная война, в которой используются провокационная и фальшивая информация. Для чего это делается? Основной целью здесь выступает не только экономический или геополитический интерес, но, как нам кажется очевидным, и самый главный интерес в обладании истины, то есть атрибутом Богообщения, который позволит разобраться в сущности Добра и Зла, получить вечную жизнь (бессмертие), напрямую общаться с Богом, вывести любые народы и государства из духовно-нравственного и экономического кризиса или же укрепиться во власти. Это одна из причин любых региональных конфликтов, но об этом, к большому сожалению, мало говорят"Љ.
   Душа - Божественная и духовно-нравственная ценность, которая отнесена была к нематериальному благу человека«.
  
  
   1 - Ивентьев С.И.Истина. - Новосибирск: ООО "Агентство "СИБПРИНТ", 2016. - С.106-107,165-166.
   2 - Ивентьев С.И.Духовно-нравственный и правовой аспект сделки купли-продажи души человека//Справедливое общество - основа общественного здоровья: сборник научных статей / ред. В.Н. Аргунова; сост: А.Е. Антипова,С.В. Бояринцева, А.А. Лушавина, У.В. Куприна, А.Н. Нурутдинова. - СПб: Культурно-просветительское товарищество, 2017. - С.153-164.
  
  
  
  
   Права и свободы души и духа человека были закреплены в четвёртом и пятом поколении прав человекаЉ.
   Религиозный терроризм - это идеология страха и смерти.
   Наука до конца не изучила феномены "духовная смерть", "страха смерти" и "клинической смерти", говорящей о посмертном опыте человеческой души, чем и пользуются идеологи войны и экстремизма.
   Е.А.Зорина точно сказала, что "страх - главное оружие террористов. Он же - инструмент СМИ по привлечению аудитории. Страх - это идеальный способ отвлечения внимания. СМИ искажают картину мира. Если они и зеркало событий, то кривое зеркало. Постоянно обновляя новостную хронику, вовлекают в происходящее, давая ощущение сопричастности. Но только в то происходящее, которое выбирают сами. Они работают по закону аудиовизуальных искусств, социальной драме, предпочитая хоррор и боевик. Поэтому говорят о терроризме, но не о голоде, нищете, неравенстве, рабстве, детском труде на фабриках, шьющих ту одежду, в которую мы сейчас одеты, наркокартелях, которые работают под прикрытием правительств, и многом другом, что должно быть в новостных лентах, но чего там нет. СМИ приучают нас не замечать миллионы смертей в день, не задумываться о том, что можно сделать, чтобы это изменить, и не поднимать вопросы, от которых на самом деле зависит наша собственная жизнь. СМИ насаждают массовый синдром привычной смерти?"«.
   С психологической точки зрения, "страх, являющийся одним из способов столкновения человека с данностью смерти, способной разрушить базовые жизненные ценности, одновременно содержит в себе возможность более глубокого проникновения в собственную жизнь и открывает ценности иного рода - ценности, созидаемые идеей смерти, что позволяет человеку принять целостность своего бытия"Ё. Это порой и приводит к крайним формам деструктивного поведения.
  
   1 - Гузенко С.С.Что такое права души человека?//Молодёжь и наука: материалы международной науч.-практ.конф. (26 мая 2017  г., г. Нижний Тагил) в 2 т. Т. 2/ Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГАОУ ВО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина", Нижнетагил. технол.ин-т (фил.). - Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. - С.183-185; Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография. Новосибирск: ООО "Агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357 с.
   2 - Зорина Е.А.Синдром привычной смерти//Московский комсомолец. N 27177 от 15 августа 2016.
   3 - Баканова А.А.Системное описание страха смерти//
Культурно-историческая психология. - 2015. - Том.11. - N 1. - С.13-23.
  
   О.С.Парахневич и А.Г.Портнова отмечают, что "страх смерти, испытываемый людьми, обычно связывается с осознанием ими траектории жизни. В отличие от животных, человек знает о своей смертности, о том, что рано или поздно ему придётся пережить прекращение биологического существования. Взгляд на мир, выработанный наукой, базирующейся на материалистической философии, усиливает тяжесть положения умирающего"Љ.
   Некоторые авторы констатируют, что "наука, религия, философия, искусство сегодня пытаются понять и объяснить, что же происходит с человеком во время клинической и после биологической смерти.
   Научно доказанные факты свидетельствуют о том, что смерть не конец жизни личности, а лишь её переход в другие условия существования. Исходя из этого, медицинская наука начинает пересматривать своё традиционное понимание смерти"«.
   Науке необходимо заняться изучением вопросами жизни после смерти, чтобы раскрыть суть экстремистской идеологииЁ.
   О.М.Макарова провела сравнительный анализ отношения к смерти и посмертному состоянию в мировых религиях и пришла к следующим выводам: "В отличие от философов, которые считают, что смерть - это небытие и после смерти не существует загробной жизни, большинство религиозных взглядов основывается на том, что, кроме материальных компонентов, в человеке существует ещё одно составляющее - душа, без которой тело не может жить. Тело смертно, подвержено старению и умиранию, душа же вечна. Некоторые религии (например, христианство) утверждают, что помимо души существует ещё один компонент - дух и человек трихотомичен по своей сути (состоит из тела, души и духа).
  
  
   1 - Парахневич О.С., Портнова А.Г.Отношение человека к смерти (религиозно-культурологический аспект) //Вестник Кемеровского Государственного Университета". - 2005. - N2 (22). - С.140-145.
   2 - Усенко А.А., Кижаев С.А., Оленюк Д.В.К вопросу понимания состояния смерти с позиций информационной медицины// Материалы Международного Конгресса "Здоровый Мир - здоровый Человек". - Алушта. 2013. - С. 259-264.
   3 - Ивентьев С.И.Духовно-нравственные аспекты противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодёжи//Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции по профилактике экстремизма (г. Уфа, 24 мая 2017 г.) / Составители: Д.М. Абдрахманов, Ю.И. Малахов, Р.Р. Мухитдинова, З.Л. Сизоненко, Ш.Б. Эргашева. - Уфа: Изд-во "Мир печати", 2017. - С.108-115.
   Догматы ряда религий утверждают, что жизнь души не заканчивается со смертью тела. Вера в бессмертие души, воскресение из мёртвых - фундаментальные убеждения иудаизма, христианства, ислама. Будущая жизнь души после смерти чаще всего оценивается жизнью на земле, исполнением заповедей, поступками человека. ... отношение мировых религий и иудаизма к смерти, загробной жизни человека имеет сходства и отличия, причем это в разной степени выражено в том или ином случае. В целом, главное сходство мы видим в том, что все мировые религии призывают не бояться смерти, оценивая ее просто как своеобразную ступень при переходе из одного состояния человека в другое. Различия мы видим в их представлениях о загробной жизни человека: например, если в христианстве, иудаизме и исламе мы наблюдаем тенденцию к обещанию вечного райского блаженства для праведников и мучения в аду для грешников, то буддизм соединяет жизнь и смерть в единой целое, представляя весь этот процесс как цепочку непрерывного перерождения человека
   В.В.Тарасенко указывает, что "лексемы "жизнь" и "смерть", а также их производные, широко используются для обозначения явлений, не связанных напрямую с реалиями жизни и смерти"«. Это возможно стало потому, что наука не может низвергнуть философский и религиозный концепт "душа человека" и до конца не определилась с понятием "смерть".
   Идеологи войны и терроризма используют Бога и религию для разжигания этнической и религиозной розни, подменяя некоторые религиозные понятия и искажая сущность и цель миролюбивых религий.
   Кровавые действия исламских террористов часто противоречат канонам Корана:
  

Неужели те, которые погрязли в злых деяниях, полагали, что Мы сделаем их подобными тем, которые уверовали и совершали праведные дела, что их жизнь и смерть будет одинакова? Как плохо они рассуждают

(Коран 45:21).

   1 - Макарова О.А.Сравнительный анализ отношения к смерти и посмертному состоянию в мировых религиях и иудаизме // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20. - N 2. - С.111-115.
   2 - Тарасенко В.В. Концепты "жизнь" и "смерть" в системе языка и сознании разноязычных носителей: на материале фразеологизмов: диссертация ... кандидата филологических наук. - Комсомольск-на-Амуре, 2008. - 244 с.

Каждая душа вкусит смерть, но только в День воскресения вы получите вашу плату сполна. Кто будет удалён от Огня и введён в Рай, тот обретет успех, а земная жизнь - всего лишь наслаждение обольщением

(Коран 3:185).

Нет принуждения в вере (Коран 2:256).

И не убивайте самих себя, ведь Аллах для
вас милостивый
(Коран 4:29).

  
   В традиционном исламе джихад, насилие над людьми, убийство детей, женщин и стариков не относят к праведным и угодным Богу делам.
   Религиозный террор можно отнести к духовному террору, который направлен не только на тиранию (рабство) человека, но и на посягательство на человеческую душу.
   Террористическая идеология страха, насилия и смерти преследует цель духовно и нравственно поработить как больше человеческих душ, на что справедливо всегда обращает религия.
   Экстремизм и терроризм противостоят и нарушают право человека на жизнь, являющегося неотъемлемой частью духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина (четвёртого поколения прав человека)Љ.   
   Террорист всегда посягает на физическую, духовную и нравственную целостность личности, что не учитывается при разработке мероприятий по предотвращению и ликвидации идеологии экстремизма и терроризма.
   Насильственное прерывание жизни фактически приводит к лишению человека не только материальных прав и свобод, но и других основополагающих Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека, неразрывно связанных с личностью (право на Любовь, право на дары Бога, право на духовно-нравственное совершенствование и др.)«.
  
   1 - Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография. Новосибирск: ООО "Агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357с.
   2 - Ивентьев С.И.Духовно-нравственные аспекты противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодёжи//Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции по профилактике экстремизма (г. Уфа, 24 мая 2017 г.) / Составители: Д.М. Абдрахманов, Ю.И. Малахов, Р.Р. Мухитдинова, З.Л. Сизоненко, Ш.Б. Эргашева. - Уфа: Изд-во "Мир печати", 2017. - С.108-115.
   Страх смерти не позволяет душе человека должным образом воспользоваться своим правом на переселение, а также реализовать другие права, которые были закреплены пятым поколением прав человека.
   Таким образом, можно сказать, что терроризм - это лакмусовая бумажка духовно-нравственных проблем в обществе и государствах.
   Следует констатировать, что человек, общество и государство мало уделяют внимание вопросам души и духа человека.
   Государствам необходимо продолжать фундаментальные исследования в области обеспечения духовно-нравственной безопасности человека, а также изучение души и духа человека.
   Считаем, что в целях просвещения и разработки адекватных мер по борьбе с терроризмом на международном уровне, организаторам настоящей конференции необходимо также сборники материалов конференции с предложениями по предотвращению и ликвидации терроризма направить в ведущие научные библиотеки Мира, а также в международные организации по борьбе с экстремизмом и терроризмом.
  
  
  
   Исходные данные статьи:
   Ивентьев С.И. Концепт "cмерти" в идеологии терроризма//Молодёжный экстремизм: современное состояние и методы противодействия. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г.Уфа, 25-27 апреля 2018 г.) / Составители: Д.М. Абдрахманов, З.Л. Сизоненко. - Уфа: Мир печати, 2018. - C.127-133.
   ISBN 978-5-9613-0547-0
   Тираж 300 экз.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"