Искандаров Шарафджон Фахриддинович, Данакари Лилия Ричарди, Ермоченко Константин Павлович, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовно-нравственная консолидация общества и проблема уважения человека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В настоящей статье рассматривается проблема уважения человека в связке с концептом "духовно-нравственная консолидация". В статье под духовно-нравственной консолидацией понимается процесс объединения человека, его души и духа в духовную общность на основе Божественных и духовно-нравственных ценностей и общих интересов, потребностей для достижения общих разумных целей жизни и полноценного, всестороннего духовно-нравственного развития человека и общества. По мнению авторов, духовно-нравственная консолидация общества взаимосвязана с активной деятельностью души и духа каждого человека. Полной духовно-нравственной консолидации препятствует не решённая проблема уважения человека, причина возникновения которой приводится в работе. Сделан вывод: чтобы окончательно консолидировать народ, нацию, общество и государство необходимо решить проблему уважения. Для правильного цитирования: Искандаров Ш.Ф., Данакари Л.Р., Ермоченко К.П., Ивентьев С.И. Духовно-нравственная консолидация общества и проблема уважения человека // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, перспективы : материалы IX Международной научно-практической конференции. Иркутск, 20 февраля 2023 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О. А. Полюшкевич. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2023. - С.30-38. ISBN 978-5-9624-2121-6


  
   Искандаров Ш.Ф., Данакари Л.Р., Ермоченко К.П., Ивентьев С.И. Духовно-нравственная консолидация общества и проблема уважения человека // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, перспективы : материалы IX Международной научно-практической конференции. Иркутск, 20 февраля 2023 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О. А. Полюшкевич. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2023. - С.30-38.
   ISBN 978-5-9624-2121-6
  
  
   УДК 177, 316
   ББК 60, 87.7

Искандаров Ш.Ф., Душанбе, Республика Таджикистан

Данакари Л.Р., Волгоград, Россия

Ермоченко К.П., Смоленск, Россия

Ивентьев С.И., Казань, Россия

  

Духовно-нравственная консолидация общества и проблема уважения человека

  
   Аннотация: в настоящей статье рассматривается проблема уважения человека в связке с концептом "духовно-нравственная консолидация". В статье под духовно-нравственной консолидацией понимается процесс объединения человека, его души и духа в духовную общность на основе Божественных и духовно-нравственных ценностей и общих интересов, потребностей для достижения общих разумных целей жизни и полноценного, всестороннего духовно-нравственного развития человека и общества. По мнению авторов, духовно-нравственная консолидация общества взаимосвязана с активной деятельностью души и духа каждого человека. Полной духовно-нравственной консолидации препятствует не решённая проблема уважения человека, причина возникновения которой приводится в работе. Сделан вывод: чтобы окончательно консолидировать народ, нацию, общество и государство необходимо решить проблему уважения.
   Ключевые слова: Бог, человек, дух человека, душа человека, духовность, нравственность, консолидация, духовно-нравственная консолидация, ценности, уважение, общество, образование, воспитание, проблема уважения.
  

Sh.F. Iskandarov, Dushanbe, Republic of Tajikistan

Danakari L.R., Volgograd, Russia

Ermochenko K.P., Smolensk, Russia

Iventev S.I., Kazan, Russia

Spiritual and moral consolidation of society and the problem of human respect

   Summary: this article deals with the problem of respect for a person in conjunction with the concept of "spiritual and moral consolidation". In the article, spiritual and moral consolidation is understood as the process of uniting a person, his soul and spirit into a spiritual community based on Divine and spiritual and moral values and common interests, needs to achieve common reasonable goals of life and full, comprehensive spiritual and moral development of a person and society. According to the authors, the spiritual and moral consolidation of society is interconnected with the vigorous activity of the soul and spirit of each person. Complete spiritual and moral consolidation is hindered by the unresolved problem of human respect, the cause of which is given in the work. It is concluded that in order to finally consolidate the people, nation, society and state, it is necessary to solve the problem of respect.
   Key words: God, man, human spirit, human soul, spirituality, morality, consolidation, spiritual and moral consolidation, values, respect, society, education, upbringing, the problem of respect.
  
   Исторически термин "уважение" всецело принадлежит философии (И. Кант, М. Бубер, Э. Левинас и др.).
   На сегодняшний день уважение занимает положение нравственной категории этики, однако и другие науки проявляют к нему интерес. Уважение является объектом исследования социологии, психологии, педагогики и права. По мнению И. Канта, абсолютное уважение к личности составляет нравственное основание морали и права. Через чувство уважения человек утверждает достоинство - как своё, так и того человека, уважение к которому он выказывает [4, с. 116].
   В своих работах "Основы метафизики морали" и "Метафизика морали" И. Кант указывает на то, что в обращении с людьми необходимо помнить, что каждый человек имеет внутреннюю ценность, то есть достоинство. Морально правильным является уважительное обращение с человеком, не ожидая, что он вызовет у нас чувство уважения к себе. Необходимо руководствоваться не нашими желаниями, а осознанием и принятием долга. По мнению большинства исследователей, уважение имеет двойственную природу. В первом случае уважение проявляет себя как оценка заслуг и достижений человека (уважение, как оценка). Во втором случае уважение это признание прав человека и его внутренней ценности (уважение как признание). Однако взгляд исследователей на уважение не ограничивается анализом этических содержаний. Также имеет место правовое восприятие природы уважения, которое наиболее значимо в рамках настоящей статьи. Мнения многих исследователей совпадают в том, что уважительное обращение включает в первую очередь стремление воздержаться от причинения вреда другим и нарушения их прав. "Действовать уважительно по отношению к другим означает главным образом не знаки уважения, а непосредственное признание прав окружающих" [1, с. 188-192].
   Право на уважительное отношение к себе или уважительное отношение к себе как качество личности - способность уважать самого себя, то есть адекватно оценить степень, насколько Я состоялся в плане разумности, порядочности, зрелости, целостности и гармоничности.
   Право человека на уважение невозможно рассматривать вне контекста существующей концептуальной проблемы человеческого уважения, которая носит явный духовно-нравственный, идеологический, политический, аксиологический, социальный, семейный, религиозный, национальный и этнический характер.
   В настоящее время проблема уважения актуальна, так как имеет давние корни, связана с особенностями социального, религиозного, семейного и национального устройства человеческого общества. К большому сожалению, до сих пор данная проблема не решена, что, по нашему мнению, препятствует консолидации общества.
   Зачатки неуважения человеком других людей появились тогда, когда некоторые люди стали считать себя исключительными и выше других, чуть не богоизбранными людьми, с которыми, по их мнению, напрямую может или должен общаться Бог-Творец, стали искусственно производить человеческое "расслоение" и создавать так называемые социальные касты (социальные группы: жрецы, фараоны, рабовладельцы, воины, рабы и др.).
   Этот неверный и пагубный принцип неуважения человеком другого был заложен в основу государства, социальной структуры общества и созданную сословную систему, которая выражала неравенство даже в положении и привилегиях, а также в так называемые американские и западные принципы демократии или "народовластия".
   Аналогичная ситуация может прослеживаться на уровне семьи или рода. Часто старшие требуют к себе уважения от младших или других членов своей семьи, проявляя открыто своё неуважение и пренебрежение к ним (например, это взаимоотношения между тёщей и зятем, свекровью и снохой, авторитарной женой и мужем, старшими и младшими детей и т.д.
   Согласно Философскому энциклопедическому словарю, демократия (от греч.demos - народ и kratos - власть) - форма государственно-политического устройства общества, при которой народ является источником власти [23, с. 131].
   По нашему мнению, понятие "демократия" имеет другую этимологию и смысловую нагрузку.
   Негативная коннотация данного слова раскрывается в самом контексте, поскольку при "народовластии" решение принимает всё равно определённая группа людей, как правило, власть имущие. Это не народное вече, как в Древней Руси, где принимает решение весь народ.
   В литературе имеется мнение, что слово "демократия" происходит от слова "демон" и имени человека "Кратий", который придумал новую форму рабства, как труд рабов за деньги [16, с. 24-28]
   Получается, что составной частью слова "демократия" является не слово "народ", а слово "демон".
   Следовательно, слово "демократия" состоит из двух слов: "демон" (др.-греч. ?????? - божество) и "власть" (от греч. kratos - сила, господство, власть).
   Большая Российская энциклопедия указывает, что слово "демократия" от греч. ????? - земля, область, народ.
   В магии земля часто используется для вершения зла. Следовательно, слово "демократия" ассоциируется со злой (демонической) силой.
   Истинный смысл слова "демократия", данный в настоящей работе, подтверждается негативными результатами продвижения западной и американской демократии по миру, отсутствием равенства между людьми и реализации принципа "свой-чужой".
   Полагаем, что этимология слова "демократия", указанная в словарях, является неточной и даёт искажённое представление о сути данного понятия.
   Так называемые средствами массовой информации и самими же социальными группами (сословиями), имеющими капиталы и власть, "элиты" (англ. фр. Иlite от лат. eligo "избранный; лучший")  продолжают эту вековую традицию неуважения и пренебрежения к человеку и своему народу, другим социальным группам и государствам.
   В основном так называемые "элиты", "звёзды" и разные "мажоры" не являются ни духовными, ни моральными авторитетами (идеалами) для народа. Поэтому у народа отсутствует доверие к этой категории лиц. Некоторые из них не держат денежные средства в своей стране, не желая поддерживать её финансовую и социальную системы и народ, имеют паспорта других государств, чтобы, в случае возникших проблем в своей стране, уехать (сбежать) из неё, финансируют и участвуют в мероприятиях по развалу государства (террористические акты, саботаж, цветные революции, преднамеренное банкротство градообразующих и военных предприятий и пр.). По этой причине средства массовой информации не должны именовать власть (деньги) имущих и определённые социальные группы (кино- и артистические, политические и прочие) элитами, звёздами и другими высокими эпитетами.
   Следствием отсутствия так такового уважения человека к другому человеку, обществу, государству и их ценностям, открытого честолюбия, высокомерия и пренебрежения (презрения) к другой точке зрения являются ложь, обман, несправедливость, алчность, геноцид, антисемитизм, сепаратизм, манипуляция сознанием человека, совершаемые правонарушения и духовно-нравственные и уголовные преступления.
   Как справедливо замечает в своей статье М.Н. Руткевич, консолидация государственной власти и консолидация общества, хоть и тесно взаимоувязанные понятия, но не являются тождественными [18, с. 28]. Государство взаимодействует как с обществом в целом, так и входящими в него различными социальными группами и слоями, отстаивающими собственные и во многом противоречивые интересы.
   Поэтому приоритетной задачей власти на пути к консолидации общества становится устранение противоречий и нахождение консенсуса интересов социальных групп в осуществлении государственного регулирования. Это особенно важно в период модернизации экономики страны и определения её собственного места в глобализирующемся международном сообществе.
   В любом современном обществе, включая и российское общество, одним из основных негативных факторов в процессе духовно-нравственной консолидации является духовное и социальное неравенство, которое неверно определяет вектор духовно-нравственного развития личности.
   По нашему мнению, проблема уважения человека, его духовно-нравственного развития зависит от приобретенной или навязанной ему социальной роли, механизм действия которой характеризует место человека в обществе в соответствии с таким же приобретенным социальным статусом.
   Серьёзным барьером для консолидации общества является современный уровень социального неравенства, резкая поляризация общества на бедных и богатых, как одно из самых очевидных социальных последствий социально-экономических реформ.
   Проблема избыточности социального неравенства, по-прежнему, остается острой. Свидетельством этого являются не только реалии нашей повседневной жизни, но и объективные показатели статистики.
   В условиях, когда сравнительно небольшая группа представителей власти и бизнеса различными способами пропагандирует ценности сверхпотребления и стили "демонстративного поведения", а основные усилия большинства направлены на выживание и совладание с трудностями повседневной жизни, трудно говорить о серьезной стабилизации и консолидации общества.
   Без стремления представителей разных групп к диалогу и достижению приемлемого консенсуса ценностей и интересов, эти процессы не могут быть успешными.
   Существенная роль на пути выхода из духовно-нравственного кризиса отводится изменениям религиозной ситуации в стране, обусловленной ростом числа верующих в Бога людей, и формированием объединительной идеи религиозной составляющей современной идеологии. Этот процесс, по мнению некоторых авторов, становится предпосылкой консолидации общества.
   Из вышеизложенного видно, что фундаментом любого неуважения выступает специально созданное духовное и социальное неравенство людей, которое в настоящее время достигло огромных размеров (например, различное пенсионное обеспечение для простых граждан и бывших чиновников, огромный социальный и гендерный разрыв в зарплатах, обычному верующему сложно попасть к руководителям религиозных организаций, которых охраняет вооруженная охрана, и т.д.).
   Религия и государство попытались каким-то образом решить эту созданную ими же проблему, провозгласив моральный принцип уважения и любви, уважения прав человека, закрепив в законодательстве право на уважение человеческого достоинства. Обратим внимание на то, что это желание не всегда было продиктовано альтруизмом и искренностью помочь людям и даровать им реальную свободу, обеспечить свободу выбора, установить равноправие и справедливость, а часто преследовало цель укрепить только свою власть над душами людей, совершенствовать методы и способы манипуляции и управления людьми.
   В христианстве и исламе основы уважения и любви были заложены в Заповеди любви и Аяте любви, принципах почитания и уважения Бога (Аллаха), родителей, детей и старших (Библия, Иоанна 15:12; Коран, 2:165; 3:31 и др.) [3, 9].
   Современное международное право запрещает пытки или бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание (статья 3 Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. [10], статья 7 Международного Пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г. [11, с. 29-39], Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающее достоинство видов обращения и наказания от 10.12.1984 г. [12], статья 5 Всеобщей Декларации прав человека от 10.12.1948 г. [11, с. 23-29], статья 10 Декларации о правах инвалидов от 09.12.1975 г. [17], статья 37 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989 г. [11, с. 67-68]).
   Согласно пункту 1 статьи 10 Международного Пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г., все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущее человеческой личности [11, с. 29-39].
   Аналогичные нормы международного права были закреплены в национальных законодательствах.
   В Конституции Российской Федерации закреплен конституционный принцип уважения чести и достоинства личности, который детализирован в отраслевом законодательстве (статья 21 Конституции РФ, статья 9 УПК РФ) [22, с. 62; 12].
   Например, согласно статье 42 Конституции Республики Таджикистан, в Таджикистане каждый обязан соблюдать его Конституцию и законы, уважать права, свободы, честь и достоинство других людей [14].
   В современном мире понятие "уважение", к большому сожалению, имеет двойные стандарты особенно в политике.
   Уважение к другому государству и его ценностям западные государства проявляют только тогда, когда оно согласно утратить свой суверенитет или имеет мощную военную машину, а также рычаги экономического или политического воздействия. Но, несмотря на это, некоторые государства в свои основные законы включили обязанность уважать суверенитет других стран.
   Например, в статье 11 Конституции Республики Таджикистан, указывается, что "Таджикистан, проводя миролюбивую политику, уважает суверенитет и независимость других государств, определяет свою внешнюю политику на основе международных норм" [14].
   Часто правительства (так называемая политическая "элита") некоторых стран своих граждан ставит ниже себя, думают только о своих личных интересах, тем самым неприкрыто показывают неуважение к своему народу.
   В литературе, посвящённой этике, концепту "уважение" как морально-нравственной категории отдельно не посвящено глав [2, 4, 24]. При этом уважение имеет явную аксиологическую направленность, так как представляет собой нравственную и социальную ценность в обществе и государстве.
   Можно сказать, что через уважение происходит оценка самого себя (самоуважение) и другого человека. Следовательно, можно говорить о том, что понятие "уважение" - оценочная категория.
   Истоки "права на уважение" человека следует искать в международном праве. Термин "уважение" фигурирует в отечественном и международном законодательстве в связке с другими значимыми понятиями (уважение к закону, принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод и пр.). Однако прямого правового определения термина "уважение" международное законодательство не содержит.
   Обратимся к одному из классических определений. "Уважение" - одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически (в соответствующих действиях, мотивах, а также в социальных условиях жизни общества) признается достоинство личности [19, с. 362].
   По смыслу данного определения, уважение - это нравственная обязанность, которая является следствием признания достоинства личности. На мой взгляд, эта обязанность имеет и правовое значение, ее правовая природа представляет для нас основной интерес. Примечательно, что термин "самоуважение" имеет близкую связь с термином "достоинство". Поскольку данный термин остался, не раскрыт, обратимся к одному из юридических определений.
   В ходе исследования связей семантико-синонимических и ассоциативных полей понятия "уважение" было выявлено, что оно ассоциируется с добротой [15, с. 99-106].
   В научной литературе уважение с признанием равенства, сочувствия и сопереживания именуют толерантностью [20, с. 73-74].
   Слово "уважение" является универсальным понятием, так как относится к одному из человеческих чувств и отношений, восходит к понятиям "любовь" и "достоинство" [1, с. 189].
   Очевидно, что уважение связано с правом человека на Любовь, а также с религиозной Заповедью любви [2, с. 200; 4, с. 278].
   Право человека на уважение в связке с правом на Любовь оносится к пятому поколению прав человека - Божественным правам и свободам человека [7, с. 162].
   Согласно Толковому словарю живого великорусского языка, "уважать, уважить кого, увадить арх. почитать, чтить, душевно признавать чьи-либо достоинства; ценить высоко; || честить почетом, потчевать, принимая почетно. Ну, брат, уважил, спасибо! угостил. Худого человека ничем не уважишь. || - что, почитать достойным вниманья, уваги, ставить за велико, принять за причину, убедиться и уступить, согласиться" [6, с. 460].
   Синонимами слова "уважать" являются слова: благоговеть, боготворить, вздыхать, высоко ставивший, высоко ставить, дорожить, жаловать, заботиться, имевший пристрастие, имевший слабость, иметь слабость, любить, обожать и др.
   Понятие "уважение" традиционно рассматривается как морально-нравственная категория (нравственная ценность), а также как правовая категория и важный принцип семейного права [22, с. 57].
   В семейном праве понятия "уважение" и "любовь" находятся в одной связке, но как два разных слова имеют различную смысловую нагрузку.
   Например, в России семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех её членов (статья 1 Семейного кодекса Российской Федерации) [21].
   Уважение выполняет следующие функции:
   1.Подтверждает, что человек является духовной личностью.
   2.Помогает замечать и соблюдать личные границы другого человека, удерживать свои.
   3.Служит базой для высокой самооценки, чувства собственного достоинства, ощущения личной значимости, самоэффективности, психологического и психического здоровья.
   4.Помогает выдерживать чужое осуждение, критику, неприязнь.
   5.Даёт возможность проявить лучшие качества: доброту, сочувствие, заботу.
   От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько их от излишнего к себе уважения.
   Уважение является важной составляющей духовно-нравственных ценностей человека, которые являются одной из основ духовно-нравственной консолидации общества.
   Духовно-нравственная консолидация базируется на деятельности души и духа каждого человека любого общества [5, с. 14-21]. Следует добавить, именно активной, а не пассивной деятельности души и духа (духовной личности человека).
   На духовном плане человечество объединено единством человеческих душ, скрепами которого выступают Бог и Любовь [5, с. 14-21].
   Обращается внимание на то, что в духовно-нравственной консолидации общества ключевая роль отводится воспитанию и образованию [5, с. 14-21].
   Духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации возможна и происходит благодаря базовым национальным ценностям, духовно-нравственным ценностям [5, с. 14-21]. Консолидация народа в других странах происходит на своих национальных и этнических ценностях.
   Российское общество консолидируют Божественные и духовно-нравственные ценности, а также единая многовековая история [5, с. 14-21].
   В иерархии общечеловеческих ценностей выделяют: 1. Божественные ценности (Бог, Любовь, Божественные энергия и информация, Сотворчество); 2. Духовно-нравственные ценности (Вера в Бога, религия, мораль (нравственность), этика и творчество); 3. Витальные (биологические) ценности; 4. Социальные ценности [8, с. 300-305].
   Под духовно-нравственной консолидацией следует понимать процесс объединения человека, его души и духа в духовную общность на основе Божественных и духовно-нравственных ценностей и общих интересов, потребностей для достижения общих разумных целей жизни и полноценного, всестороннего духовно-нравственного развития человека и общества.
   В настоящее время препятствием межнациональной духовно-нравственной консолидации выступают навязанные политические ценности, базирующие на западных принципах "свои-чужие" и русофобии, которые не приемлют какого-либо уважение к "чужим".
   Таким образом, из вышеизложенного видно, чтобы окончательно консолидировать народ, нацию, общество и государство необходимо решить проблему уважения.
  
  

Список литературы

   1.Ахундова Ш.Дж. Уважение, его основа и типы // Вестник ТГПУ. 2013. N 1 (129). С. 188-192.
   2.Апресян Р.Г. Этика. М.: КНОРУС, 2017. 356 с.
   3.Библия: каноническая, русский синодальный перевод. М.: Российское Библейское общество, 2007. 1057 с.
   4.Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарики, 2000. 472 с.
   5.Данакари Л. Р., Ермоченко К. П., Ивентьев С. И. Духовно-нравственная консолидация российского общества // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы : материалы VIII Международной научно-практической конференции. Иркутск, 21.02.2022 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич. Иркутск : Издательство ИГУ, 2022. С. 14-21.
   6.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х тт. Т. 4. СПб.: ТОО Диамант, 1996. 688 с.
   7.Ивентьев С.И. Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека. Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2012. 357 с.
   8.Ивентьев С.И. Современные духовно-правовые ценности // Законность и правопорядок в современном обществе: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / Под общ.ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. С. 300-305.
   9.Коран / АН СССР, Ин-т востоковедения; Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского; ред. В.И. Беляев; авт. предисл. П. Грязневич, В. Беляев. 2-е изд. М.: Наука, 1986. 727 с.
   10.Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. N 20. Ст.2143
   11.Колосов Ю.М., Котляров И.И. Международное гуманитарное право в документах. М.: МНИМП, 1996. 556 с.
   12.Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающее достоинство видов обращения и наказания от 10.12.1984 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. N 45. Ст.747.
   13.Конституция Российской Федерации // Российская газета. 25.12.1993.
   14.Конституция Республика Таджикистан [электронный ресурс]. [URL: Режим доступа: https://www.mfa.tj/ru/main/tadzhikistan/konstitutsiya (дата доступа: 15.01.2023).
   15.Колодина Н.И., Лябина О.Г. Связь единиц семантико-синонимического и ассоциативного полей (на примере нравственных понятий "Уважение" и "Вежливость") // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. N 10 (64). Ч. 3. С. 99-106.
   16.Мегре В.Н. Новая цивилизация. Ч. 1. М. ; СПб. : ДИЛЯ, 2005. 223 с.
   17.ООН Генер.Ассамблея. Офиц.отчеты. 30 сессия. Дополнение N 34 (А/10034). С.114-115.
   18.Руткевич М.Н. Консолидация общества и социальные противоречия // Социс. 2001. N 1. С. 24-35.
   19.Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. 6-е изд. М.: Политиздат, 1989. 447 с.
   20.Сидорова А.Д. Научно-исторические аспекты понятия толерантность в отечественной и зарубежной литературе // Мир науки, культуры, образования. 2011. N 4 (29). С. 73-76.
   21.Семейный кодекс Российской Федерации // Российская газета. N 17. 27.01.1996.
   22.Ульянова М.В. Уважение как правовая категория и принцип осуществления семейных прав и исполнения обязанностей // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2020. N 4 (135). С. 57-67.
   23.Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2009. 570 с.
   24.Этика: учебник для бакалавров / под общ. ред. А.А. Гусейнова. М. : Издательство Юрайт, 2013. 571 с.
  
  
   Искандаров Шарафджон Фахриддинович - кандидат юридических наук, доцент кафедры прав человека и сравнительного правоведения юридического факультета Таджикского национального университета, г. Душанбе, Республика Таджикистан, E-mail: isharafjon@mail.ru
  
   Данакари Лилия Ричарди - кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы Волгоградского государственного университета, г. Волгоград, Россия, E-mail: liliya.danakari@yandex.ru
  
   Ермоченко Константин Павлович - магистрант 1 курса Смоленского государственного университета, г. Смоленск, Россия, E-mail: ermochenko.konstantin@gmail.com
  
   Ивентьев Сергей Иванович - юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и религиозных отношений ООО "ДЭЛИЛ", член РФО, г. Казань, Россия, E-mail: sergei-zsk@mail.ru
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"