Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Рецензия на статью М.А.Коноваловой "хронотопическая лексика заговоров (на примере русских заговоров Карелии)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Дана рецензия на работу, посвящённой заговорам. Рассмотрены некоторые аспекты заговоров.


   РЕЦЕНЗИЯ

на статью М.А.Коноваловой "Хронотопическая  лексика  заговоров  (на  примере русских  заговоров  Карелии) ?

  
  
   Преподавателем кафедры скандинавской филологии Петрозаводского государственного университета М.А.Коноваловой опубликована статья в вышеприведённой формулировке.
   В рассматриваемой работе заговор исследован с точки зрения филологии, как жанр, и отнесён автором поспешно только к народному фольклору.
   Заговоры следует рассматривать не только как элемент народного фольклора, но и как составляющую часть права человека на управление информацией и энергией.
   Отмечено, что М.А.Коновалова по-своему раскрыла суть слова "заговор" и структуру, но следует обратиться внимание на литературу, на которую ссылается рецензент, что придаст полноту исследуемой статьи.
   Согласно Толковому словарю русского языка Д.Н.Ушакова, "ЗА?ГОВОР, заговора, муж. 1. (заговор устар.), Тайное соглашение нескольких лиц о совместных действиях против кого-нибудь длядостижения каких-нибудь определенных политических целей. Противоправительственный заговор. Раскрытконтрреволюционный заговор. "Всё это - заговор! и в заговоре был он сам и гости все." Грибоедов.
   || Тайное соглашение, сговор. Кассиру удавалось долго скрывать растрату, так как он был в заговоре сбухгалтером. 2. Заклинание, магические слова, обладающие, по поверью, волшебной или целебной силой. Заговорпротив зубной боли. Заговоры основаны на вере в действие произносимых слов" [11].
   Безусловно, что заговоры могут содержать элементы космологических и космогонических представлений определённых народов.
   Автор работы указывает о том, что "Одной из важнейших составляющих заговора, как и других произведений литературы, является хронотоп, единство времени и пространства. Хронотоп может рассматриваться не только внутри текста".
   В данном случае под хронотопом (от др.-греч. ?????? "время" и ????? "место") мыслится "закономерная связь пространственно-временных координат" и выступает как элемент любого текста, а не техники.
   Хронотоп заговора рассмотрен в работе только как филологический элемент текста и не исследован как технология верной подачи информации.
   Л.В.Бутыльская произвела следующий сравнительный анализ заговоров и рекламы, дав следующие характеристики: " 1. Определение. Прежде всего, обратим внимание на определение понятий "заговоры" и "реклама". В.П.Аникин (6) считает, что заговор -произведение магического характера, произносимое с целью воздействия на окружающий мир, его явления и объекты, чтобы получить желаемый результат. Добавим, что слово "заговор" происходит от глагола "заговаривать", что буквально означает воздействовать на кого-(что-)нибудь колдовскими приёмами, специальными словесными формулами.  "Реклама, - как пишет одна из известных исследователей рекламы с точки зрения истории и философии В. В. Учёнова, - это ответвление массовой коммуникации, в русле которого создаются и распространяются информативно-образные, экспрессивносуггестивные тексты, адресованные группам людей с целью побудить их к нужным, с точки зрения рекламодателя, выбору и поступку" (7, с. 298). 
   Таким образом, уже в определениях данных понятий можно увидеть сходные черты: "магичность" (заговоров) - суггестивность (рекламы), воздействие (заговорного слова) -побуждение (как основная цель рекламы). 
   2. Исполнители. Заговорами с древних времён занимались знахари, или целители. Они считались хранителями основ древней традиции использования специфических методов для приобретения и поддержания благополучия или здоровья. Составлением рекламных текстов занимаются специалисты по рекламе, или рекламисты. Есть ещё другая категория специалистов - рекламологи, - которые занимаются изучением свойств, языка, философии и т.д. рекламы.  Можно сделать вывод, что и знахари, и специалисты по рекламе - люди посвящённые, знающие своё дело, понимающие силу воздействия своего продукта. 
  
   ? - Коновалова  М.А.Хронотопическая  лексика  заговоров  (на  примере русских  заговоров  Карелии)//Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций. - 2016. - N 4 (16). - С.134-145. E-mail: konovmasha@yandex.ru
  
  
  
   3. Особенность. Одним из важных признаков заговора считается вера в магическую силу слова (заговор часто заменяется понятием "магические формулы"). Что касается рекламы, то сведения относительно качественных характеристик или способов использования предмета, средства, услуги и т.п., представленные в рекламных текстах, сегодня для большого числа людей являются единственным источником достоверной информации. Таким образом, непреложность заговорных формул и рекламных сообщений - ещё одна общая особенность данных явлений. 
   4. Суть. В заговорах выражается желание вызвать или устранить какое-нибудь нежелательное явление, например, болезнь, порчу. В текстах заговоров есть упоминание о том, от чего надо избавиться и о том, каким образом: "Шёл святой Пётр, споткнулся, сустав на сустав наткнулся, кровь на кровь нашла, жилу на жилу навело. Святой исцелитель, помоги рабу Божьему (имя) в лечении (назвать пораженный орган) (8, с.75). В рекламных текстах мы также часто встречаем похожий приём, который называется "рекламная антитеза": в начале текста - негатив (перечисляются различные заболевания или проблемы быта, внешности, времени и т.д.), в концовке - позитив (универсальный выход из создавшегося положения). Рекламисты утверждают, что перестановки невозможны, так как ведут к разрушению установленных рекламой причинно-следственных связей, формирующих положительный образ предлагаемого товара: "Плохая экология, стрессы, частое окрашивание приводят к тому, что волос выпадает больше, чем вы готовы отдать, а растут и восстанавливаются они медленнее, чем хотелось бы. Но можно помочь уснувшим волосяным луковицам быстрее пойти в рост. Для этого компания "Линда" разработала инновационную программу по уходу за волосами". 
   5. Роль слова. Сила заговора всё-таки заключается в словах, произносимых знахарем. Обращаясь к истории заговоров, исследователи обязательно указывают на тот период, когда заговоры составляли некое триединство: слово + пение + обрядовое действие. Однако со временем слово вытесняет пение, "став видом чисто словесного творчества" (6, с.63). На освобождение заговоров от песенных свойств и возрастание значения слова в первую очередь повлиял такой мощный фактор, как вера людей в силу произнесённого слова. Но обрядовые действия ещё пока остаются элементом теперь уже двуединого по своей структуре ритуала заговора. Среди обрядовых действий выделяются такие, как скармливание еды кому-либо, сжигание чьих-нибудь следов, сплёвывание через левое плечо, натирание землёй, взятой с кладбища и др....
   6. Авторитеты. В заговорах часто можно встретить обращение к христианским святым (Спасителю, Богородице, апостолам, угодникам). В текстах же рекламы используется такой приём манипулирования, как ссылка на авторитеты. Ссылки на авторитеты могут быть конкретными и абстрактными. Среди конкретных авторитетных источников сообщения выделяются названия каких-либо учреждений, министерств: "Ассоциация собаководов России"; "Всемирная Федерация Стоматологов"; "Рекомендован Минздравом России"; "По данным Института питания РАМН" и др. Также в качестве конкретных авторитетных источников может привлекаться известная личность. С точки зрения психологии, реклама, исходящая от знаменитостей или просто популярных людей, "обогащает" социальную значимость имиджа товара и использует при этом психологический приём прямого совета, играющего первостепенную роль в процессе внушения (10, с. 124). Абстрактные авторитеты представлены в виде выражений "врачи рекомендуют", "стоматологи рекомендуют", "наука доказала", "испытания доказали", "клинически доказано", "в результате многочисленных опытов установлено", "рекомендован ведущими производителями посудомоечных машин", "проведённое врачами-дерматологами в Европе" и др. 
   Таким образом, мы выделяем ещё один общий компонент заговоров и рекламы - привлечение известных образов и имён. 
   7. Классификация. Следует обратить внимание и на разновидности заговора и рекламы. По своей направленности заговоры делятся на белые и чёрные (уроны, сглазы, порчи). И.Ю. Черепанова выделяет собственно заговоры (лечебные, благотворные заклинания) и наговоры (вредоносные заклинания) (9, с.149). Построение чёрных и белых заговоров по сути своей зеркальное: "Стану я, раб божий (имя рек), благословясь, выйду перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротьми..." (белый заговор); "Стану я, раб Божий (имя рек), не благословясь, и пойду не перекрестясь, из избы не дверьми, из ворот не в ворота; выйду подпольным бревном и дымным окном..." (чёрный заговор)...". [1,с. 91-97].
   При заговорах используется образное мышление.
   Заговор создаёт мыслеобразы, которые, как отмечается в литературе, каким-то непонятным пока ещё для науки образом отпечатывают себя в материальном мире [3, с.12].
   Таким образом, из вышесказанного видно, что заговоры, как и рекламу, используют для управления человеческим поведением [1,с. 91-97].
   Многие заговоры содержат элементы молитвы или таковыми являются, на что мало обращено внимание автора статьи.
   В статье, к большому сожалению, не раскрыт механизм заговора, согласно которому происходит реализация того или иного желания человека, то есть здесь речь идёт о праве человека на управление информацией (энергией), которое относится к четвёртому поколению прав человека [2, с. 202].
   Заговоры - один из способов реализации человеком права на управление пространством-временем и энергией (информации).
   Заговор, как и средства массовой информации, так или иначе, можно отнести к манипуляции массового сознания [5, с.5-6], что не было раскрыто автором статьи.
   Объём получаемой информации зависит от статуса субъекта, её запрашивающего и режима запрашиваемой информации [12, с.23-34], что не было обращено внимания М.А.Коноваловой.
   Заговор отрицательной или положительной энергией меняет энергетику человека и окружающего мира.
   Человек состоит из 52% положительной энергии и 48% отрицательной энергии, что составляет его энергетический баланс [2, с. 206], который через заговоры, заклятия и другие манипуляции может меняться.
   Напомним, что одним из проявлений права человека управлять энергией является дематериализация, под которой понимают буквально исчезновение какого-либо материального тела при переходе в иное энергетическое состояние [2, с. 209].
   Помимо дематериализации человек может воздействовать (управлять) своей энергией. Примером тому служат действия целителей, экстрасенсов, магов и шаманов по излечению человека. Всем известны феномены Вольфа Мессинга, В.В.Шерешевского, Розы Кулешовой, Нинель Кулагиной, Ванги, Чумака, Кашпировского, Джуны, Лонго, Ури Геллер и других.
   Экстрасенсорное воздействие представляет собой воздействие электромагнитными или акустическими полями, а также неизвестными пока науке излучениями в различных частотных диапазонах.
   В древности друиды (лат.druides, жрецы у древних кельтов) и другие жрецы (одного корня со словом жертва, посредники между богами и людьми) управляли погодой и природными стихиями, тем самым реализуя право человека управлять энергией [2, с. 210].
   Заговоры напоминают собой экстрасенсорное воздействие на человека или предметы, меняя их свойства и качества.
   С точки зрения энергоинформационной теории истины [4, с.106-107], статья М.А.Коноваловой является незавершённой, так как исследуемые вопросы автором не рассмотрены с точки зрения души и дух человека. Полагаем, что автор доработает свою статью и опубликует востребованную человечеством уже научную монографию.
  
  
   Литература
  
   1.Бутыльская Л.В.Заговоры и реклама: сравнительный анализ//Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2010. - N 2. - С.91-97.
   2.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография/С.И.Ивентьев. - Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357с. URL: http://econf.rae.ru/article/7171
   3.Жертвы "мерседеса" эрцгерцога Фердинанда"//Приключения. Тайны. Чудеса. - 2015. - N 15. - С.12.
   4.Ивентьев С.И.Истина. - Новосибирск: ООО "Агентство "СИБ-ПРИНТ", 2016. - 386с.
   5.Владимирова М.Б.Трансформация массового сознания под воздействием СМИ (на примере российского телевидения): монография. - М.: НАУКА: Флинта, Наука, 2011. - 145с. 
   6.Аникин В.П.Русский фольклор. М., 1987. - 285с. 
   7.Учёнова В. В., Старых Н.В.История рекламы. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 304с. 
   8.Практика лечения заговорами. - Мн.: Книжный Дом, 2004. - 96с. 
   9.Черепанова И.Ю.Дом колдуньи: Суггестив, лингвистика. - СПб.: Лань, 1996. - 202с. 
   10.Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. - СПб.: Питер, 2004. - 368с. 
   11.Толковый словарь русского языка/Под редакцией Д. Н. Ушакова. - М.: Астрель, АСТ, Транзиткнига, 2006. - 1056с.
   12.Вахрамеев Р.Г. Механизм правового регулирования конституционного права на информацию//Вопросы права и политики. - 2013. - N 12. - С.23-34.
  
  
  
  
  
   25 марта 2017 г.
  
  
   Советник Российской Академии Естествознания,
   член Российского Философского Общества,
   юрист Ивентьев С.И.

Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"