Алексей Кудрин на 15 съезде РСПП сморозил очередную глупость. Правительство, по его мнению, в качестве эмитента вытесняет ЦБ России. Основание: правительство, используя средства резервных фондов, вкладывает в экономику больше чем ЦБ кредитных ресурсов. Поэтому де вполне закономерно (!) наблюдаемое существенное снижение объёмов кредитования со стороны ЦБ России, так как в этом уже нет нужды. На самом деле, средства резервных фондов восполняют недостаток доходов и расходуются в основном на поддержание социальных программ и восполнение оборотных средств избранных предприятий. По своей сути ни о каком сравнении с инвестиционными кредитами не может быть и речи.
Главный смысл этого пассажа в другом - снижение объема кредитных ресурсов, выделяемых ЦБ РФ. Сбивчивые и запутанные объяснения Кудрина - это попытка завуалировать этот факт. Средства резервных фондов хранятся в иностранной валюте. Они обеспечены мировыми товарными запасами, их появление на рынке не приведет к нарушению товарно-денежного равновесия. Даже напротив, потребует увеличения рублёвой массы, необходимой для конвертации валюты. Так что предположения, что массированное использование средств резервных фондов должно сочетаться с сокращением кредитной эмиссии ЦБ РФ - совершенная дичь.
Тогда почему же происходит снижение объёмов кредитования ЦБ РФ? По очень простой причине - некому брать кредиты. Доходы в связи с кризисом сократились, а ставки по кредиту возросли. За 2008 год ставка рефинансирования ЦБ РФ возросла с 10% до 13% . Значит сразу плюс 3% по каждому кредиту. Инфляция возросла с 12% в 2007 году до 13,3% в 2008 году. Это тоже увеличило ставку около 1%. Итак на начало 2008 года банки получали от ЦБ РФ рефинансирование по 10% годовых. Плюс 6% необходимо на покрытие инфляции, так как инфляционная составляющая рассчитывается нарастающим итогом с начала года - в первый месяц кредитный платёж плюс 1% инфляции за месяц, второй месяц плюс 2% на покрытие инфляции и т.д. в среднем 1/2 величины инфляции за год. Итого банки в начале 2008 года получали кредитные ресурсы с учетом инфляции по 16% годовых. С конца 2008 года по текущую дату банки получают кредитные ресурсы 13% (ставка рефинансирования) плюс 7% на покрытие инфляции (инфляционные ожидания 14%) итого по 20% годовых. Тогда для конечного потребителя нижняя граница ставки по кредиту должна составлять 21-22% , что мы и наблюдаем в действительности - абсолютное большинство банков предлагает кредиты не ниже 21%, что означает рост ставки по кредиту на 1/4. Нужно быть большим простаком, чтобы поверить в кредит по 18%, когда сам банк получает по 20%. Алексей Кудрин совсем не простак. Он демагог, потому что скромно умалчивает, что в этом случае за кредитное обслуживание банк взимает дополнительно до 4% годовых..
Кризис характеризуется снижением доходов и как следствие снижением деловой активности. Рациональной тактикой финансовых институтов государства является стремление восполнить недостаток собственных средств предприятий более доступными кредитами. Европейский центральный банк с начала кризиса снизил ставку рефинансирования с 4% до 1,25% и планирует в ближайшее время снизить ещё на 0,25% . Федеральная резервная система США установила ставку рефинансирования на рекордно низком уровне 0,25%. Высокая ставка ЦБ РФ, да ещё и её увеличение в условиях кризиса совершенно абсурдны.
Доступность кредитов для производственных целей одновременно является для России также решением проблемы инфляции. По сути в производстве происходит возрастание стоимости, оно всегда представляет на рынок товаров по стоимости больше чем необходимо для их производства и этим смещает товарно-денежное равновесия в пользу товарного предложения. Специфической особенностью российской инфляции есть то, что в основе явления лежит монополизм. Доступные кредиты это решающее условие эффективной конкуренции и соответственно необходимое условие проявления здоровых тенденций рынка к конкурентному стремлению добиться успеха через снижение издержек производства и цены.
Недоступные кредиты за счет высокой ставки рефинансирования это политика удушения российской промышленности. Она антинациональна по своей сути. Сокращения объема взятых кредитов есть клиническое проявление гибельности для нашей экономики такого курса. Без решения стратегических проблем финансирования российской промышленности план антикризисных мероприятий выглядит пустой бумажкой. Вы только представьте себе, в результате реализации плана АКМ не происходит модернизации российской промышленности, тогда как на западе она именно в момент кризиса идёт на полных парах, в силу специфических механизмов конкуренции. Соответственно Россия проигрывает конкуренцию и закрепляется на позиции сырьевой окраины мира. Тогда зачем нам такой план? Ничего не предлагая для решения стратегических проблем финансирования развития промышленности, все эти планы просто вода, переливание из пустого в порожнее.
Ничего не делается для перевода нашей экономики на путь интенсивного развития, нет даже никакого ясно выраженного идейного плана на эту тему. Нет команды единомышленников, на которую можно было опереться, начиная преобразования в экономике. А ведь для создания этих предпосылок у руководителей государства Дмитрия Медведева и Владимира Путина в запасе было 10 лет. Если они не способны добиться перелома аутсайдерских тенденций в экономике, они ведут Россию в тупик.