Аннотация: Если Судьба предоставляет Вам слишком много возможностей. значит она готовит Вам путь по лезвию бритвы.
УЖЕЛИ РАЙ?
или
Война провинции
против столицы.
"Ко мне не ревнуют жены -
Я - голос и взгляд,
И мне ни один влюбленный
Не вывел палат"
Марина Цветаева.
Тогда Москву захлёстывала восторженная Провинция, а теперь - мерзейший столичный снобизм. Тогда Москва была центром просветителей, пусть даже и язычников, а теперь - центр расслабленного "римского" язычества, всепожирающего животного снобизма.
Но что же было "тогда"?
Ужели РАЙ был в Москве?
В тот год, перед поступлением во ВГИК, у меня был очень большой выбор в дальнейшем пути.
Была целая серия обещаний от людей, которые легко могли их выполнить.
Во-первых, я сдала в городской театр первую пьесу, которая теперь называется: "Безсмысленно БЫТЬ АНГЕЛОМ " И мне обещали, что ее поставят.
Зам.директора крупнейшего металлургического комбината (КМК) по кадрам! обещал взять меня из книготорга в отдел социологических исследований - не рядовым инженером, а - зав.отделом. Обещал двойную зарплату, по тем временам очень большую - 240 рублей. Обещал помощь в написании диссертации, ну и так далее. Тоже очень интересный путь.
И вот - третье - то, что я получила допуск к экзаменам во ВГИК, послав свои газетные статьи "Об интеллекте и интеллигентности" и какую-то свою прозу.
Мне пришло приглашение из ВГИКа, как обещание райской жизни в столице!
Казалось бы, первых два - сверхпрекрасны! И стоит ли убегать от уже заработанного уважения - в студенческую "начальность"?
Но убегаешь не от внешних событий, а - от себя.
Даже от самых лестных путей я должна была отказаться, чтобы вырваться из личных "коллизий" (Коллизия - противоречие и столкновение характеров, вынуждающее персонажей к поступкам).
Там в Сибири моя душа была уже распята.
Распята между несовместимыми крайностями: неуважением в личном уровне общения и огромным уважением - в социальном уровне. Простите мне эту "социологически-исследовательскую фразу". Иначе мне пришлось бы вылить на вас все свои рыдания. А так - замкнувши душу в кабинет психолога - можно и поформулировать.
Мне очень помог тогда малоизвестный поэт Глеб Горбовский. Я поняла, что не одинока и что это распятие не смертельно, если представить его как "выбор гвоздя", к которому прибиваешь свою руку:
А если я, разбитый наголову
В своих несбывшихся мечтах...
Вдруг стану деятельно-наглым?
От ног отряхивая прах
Былых восторженных деяний...
Я буду камнем каменеть...
Я буду жалким изваяньем
Среди друзей своих темнеть...
Любви я глотку перережу,
Восторгу - уши оборву.
Я перед Делом, словно Леший,
Свалюсь подкошенно в траву...
И землю буду я царапать,
И буду... лунно одинок...
И с неба будет Осень капать,
Чтоб я опомниться не мог.
(Глеб Горбовский)
Не справилась я, вначале, всего-то с одним человеком - и это оказалось столь безысходным, что я решила вернуть себя в годы студенчества, ибо именно оттуда и пошли мои несчастья. (Опять-таки по методу психолога))
Причина, по которой я так безоговорочно и с первого раза поступила: та уверенная безысходность, когда за тобой - только закрытая дверь.
Я не справилась со своей жизнью. Не с проблемами, как теперь любят говорить, а со всей жизнью. Бессмысленную жизнь, рассчитанную на дурацкое счастье, следовало закончить. Этому существу, как оказалось, дурацкого счастья не было. Значит?
ЛИБО ПЕРЕСТАТЬ БЫТЬ ДУРОЙ, ЛИБО - ПЕРЕСТАТЬ БЫТЬ.
"Перестать быть" - всегда успеешь. Вот и оставалось попробовать "перестать быть дурой". Хотя... Кто из нас знает, что это означает?
Перейти из "игрушек" - в игроки"? - как советовал когда-то мой первый режиссер - Лёня Иллюзоров.
Был еще один стимул: А что будет делать дочь, - если ей придется прикоснуться к чему-то похожему? - Ответственность за пример из своей жизни.
Третий стимул: понять-таки причины своих поражений. Ведь режиссура - это нечто от демиургов - создателей ситуаций, разыгывающих людей и их страсти.
Но это - потом, потом. А пока - я пошла ва-банк - на розыгыш поступления.
Я уже не раз в жизни пасовала перед Столицей и ее Культурой. Пора рискнуть самой жизнью.
Коллизия. Вынужденные поступки.И только? - скажете вы.- Но коллизия Медеи стоила жизни ее детям. А коллизия Электры стоила жизни ее матери. Не смею напоминать о коллизии Эдипа - уж эдипов комплекс известен своей безысходностью.
Я приехала в Москву и оказалась одна в московской квартире моей двоюродной сестры Анечки (бесконечная ей Благодарность!). Она оставила мне свой ключ, сама будучи на даче в Новом Иерусалиме. А я в ее квартире занималась подготовкой к экзаменам, и охраняла.
Да. Поступление было великолепно! Приятно вспомнить хотя бы письменные экзамены. Оказывается, так интересно перечитать школьные учебники истории и русского языка, будучи взрослым. С удивлением выяснять не запомнившиеся подробности. Например, что есть шесть правил, по которым следует "ставить точку". (А ну-ка, найдите?)
Все рядовые экзамены меня не смутили. Это было как-никак отрепетировано в прошлой жизни. Все-таки я уже закончила один институт, и препротивнейший! (Да простят меня мои друзья- преподаватели!)А сейчас меня ждало собеседование, которое могло выкинуть за борт и меня, и все предыдущие экзамены.
За дверью сидят мастера - все в джинсах и все - с пышными львиными гривами. Страх!
А перед дверью мечутся абитуриенты - в большинстве - евреи,прошедшие все предыдущие конкурсы, ошалевшие от требований:
Очень эмоциональные, бегающие наверх в библиотеку и обратно - читать "съезды кинематографистов".
Выходит следующий: все - к нему и тут же - опять наверх! Оказывается, его спросили об истории игрушек. Следующий - и опять уныние: чем отличается "фабула" от "сюжета"?
В чем разница между "коллизией и перипетиями"? Что это вообще такое?
Я помнила только одно: что мне надо поступить. А лучше они меня или хуже, опытнее или эрудированнее - мне было теперь все равно. Я - провинциалка. По-прежнему. И победить столичный снобизм им же? Всегда было бесполезно. Злость на себя за страх, презрение к страху и внутренняя целостность держали меня как три Музы. И вот - моя очередь.
Захожу. Да. Действительно, мастера впечатляют. Но потом я долго не могла соединить реальное ежедневное впечатление с этим - экзаменационным. Кто же был на экзамене? Они были так великолепны! А потом я, вроде, их и не видела во ВГИКе. Все были такие домашние, простые, Странно...А к концу учебы я даже поняла их зависимость от нас, студентов...
Но об этом потом.
Меня спросили: -Зачем я иду учиться?
Отвечала не я - будущая непоседливая студентка, а актриса, уверенно взявшаяся играть роль режиссера.Она ответила: - Чтобы изобразить то, что считаю необходимым, на пленке.
А необходимым я считаю обучение населения нравственным примерам из жизни и истории. Главное - поднять уровень нравственности и культуры.
- Слышите?
Слышите, как это точно по времени и той игре на выживание, которую тогда все вели. Мой будущий мастер радостно потер руки и сказал: - Это то, что надо.
И... считай - я победила. Экзамен продолжался только формально. Кто же будет возражать мастеру, если он считает, что "это - то, что надо"?
Меня спросили: "Какой я смогу создать сюжет из трех слов: -Заяц, ножницы и велосипед?
Кто-то во мне усмехнулся, и я сказала: "Драму. Заяц раньше имел красивый длинный пушистый хвост. Но он при этом страстно любил ездить на велосипеде. И этот хвост ему страшно мешал. Путался и застревал. И вот - он взял ножницы..." Мастера засмеялись и сказали: "Довольно. Это слишком печальная драма".
Потом меня спросили: "Давно ли я была в Третьяковке?"
Я ответила: "Вчера".
-А помните ли вы картину Брюллова: "Графиня М. Бек с ребенком в спальне"?
-Я ответила: -Да. (Хотя тогда не знала ее фамилии. Но картина как по волшебству встала у меня перед глазами).
-Так что же там нарисовано в правом нижнем углу? - "Каминные меха" - сказала гениальная актриса - "Верно" - ответили мастера. И я, страшась своей непонятной и ускользающей прозорливости, опустила голову.
-А кто нарисовал графический портрет Анны Ахматовой? - Модильяни. - мгновенно ответила - но не знала. -Спасибо. А не скажете ли вы, какова ширина пленки? - "Нет. Назовите, и я запомню эту цифру. Мое будущее дело - изображение на этой пленке. А ширина может быть разной"
-Скажите, а по какой причине Вы выбрали именно этот вид искусства как свой? - сказал мастер, вроде бы наслаждаясь нашей с ним гармонией.
"Мои родители в молодости были студийцами третьей студии МХАТ", - удачно отыграла я на втором рояле - "Их разогнали. Потом были годы продолжения как бы репрессий - непрерывных убеганий. И - мой отец сейчас директор клуба, а мама заведует всей детской самодеятельностью в далеком сибирском поселке. Это и для них слишком мало, и для меня. Это первое. А второе - я с детства сидела за кулисами и поэтому вижу жизнь картинками. Меня более всего забавляет превращение одной картинки в другую. Это самое интересное. Теперь - третье: я так насмотрелась на многочисленные повторения одних и тех же спектаклей, что мне очень жаль живых актеров. В кино же достаточно отыграть один раз - и - гораздо большая аудитория получит воспитательный урок "
"Стало быть, - довольно сказал мастер - хотите вознаградить родителей за их потери?.."
Я была принята. Это было и чудом, и удачей, и это было результатом моей длительной, страстной и горькой молитвы Богородице.
Я очень ЕЕ просила помочь мне. Она и дала мне совершить это Чудо!
Итак, я в живом столичном РАЮ!- С чего вообще следует начинать НОВУЮ ЖИЗНЬ? Трепещу и знакомлюсь. Трепещу от страха, что вот-вот распознают недостойную и тороплюсь хоть что-то ухватить райское.
Я вверху! Что же тут делается?
В "Раю", оказывается, тоже есть расписание занятий: техника речи, фехтование, танец и пластика.
Факультативы: "современный театр и методы воздействия на зрителей разных театральных школ". Музыкальные знания, для желающих. (Ох! Как все всего желали!): обучение игре на нескольких инструментах. (Простите мне мои слезы!)
Конный спорт... Простите мои пешие дороги среди железных вонючих конструкций - сибирской зимой - на работу и с работы! Я вас предаю! И ухожу в свет и красоту столичной жизни!
Словом, следует немедленно прекратить, а то это перейдет из существовавшей нереальной реальности в несуществующую уже реальную нереальность. Я заблужусь между выполненной мечтой в Раю и невыполненными грезами в Аду.
... История кино, кинопросмотры, фестивали, встречи с режиссерами и актерами, - все... эти развлечения как минимум Высшего Света... Не зря половина учащихся была из Высшего Света: им не надо было иметь профессию, а надо было лишь иметь культуру и навыки, общие в Высшем Свете.
А мы и не знали... что этому тоже учат. Мы думали, что они так и рождаются с ракеткой в одной руке, шпагой - в другой и слаломными лыжами на ножках. Ах, если бы этому учили всех и везде! Ведь разницы между "истинным Высшим Светом" и нами-провинциалами не ощущалось никакой!Даже наоборот - Великая благодарность Василию Шукшину и его тогдашней славе!
А пока было полное счастье беготни, общения с "лучшими", решение собственных философских проблем, создание собственной личности, вернее, - очищение... И главное - беготня, беготня, беготня. Вот блаженство!
Желаемо мне было, чтобы мне всегда было некогда, желаемо мне было перестать задумываться - этого я и добилась. Стало некогда! некогда! некогда!
Через полгода я поняла, что беготня была моим психологическим феноменом: останавливаться было страшно: сразу захлёстывала такая тоска, что я беспросветно в ней тонула. И так продолжалось во всё время учебы.
Самый беспокоивший меня вопрос: с моей дочкой - можно сказать, и не решался. Все было разрешено заранее. Вместе с поступлением. Мне разрешили жить с нею в общежитии, разрешили ей учиться в школе, которая находилась прямо под окнами общежития. Училась она отлично. В этой школе я оказалась самой бедной одинокой мамашей - и Наташе выдавали бесплатно и школьную форму, и туфельки, и книжки, и портфель, и питание в школьном буфете. И я даже сумела ее устроить к преподавательнице музыки. Общежитие тоже приняло ее очень ласково. Все, случайно свободные студентки, кормили ее, водили в школу и обратно, зазывали в свои комнаты и учили рисовать. Я приходила и кричала в коридоре: -Наташа!- И откуда-нибудь слышался нежный голосок: -А! Я здесь, мамусь!
Когда у нас бывали вечеринки, особенно у Саши Сокурова, то наши осторожные с дамами интеллектуалы просто спасались, танцуя с Наташечкой. С нею им было так хорошо - она не претендовала ни на их тело, ни на их гениальность, а просто веселилась от всей своей отроческой души. Этого им так часто не хватало!
Некоторые из режиссеров даже снимали ее в своих курсовых работах.
У меня сохранилось несколько чудесных фотографий, связанных с такими моментами. Она и во ВГИК ходила со мной. И очень любила сидеть за монтажным столом и гонять пленку - учиться монтировать.
Как приятно человеку чувствовать себя райским, а?
1978 год. Нет, вернее, конец 1977 года.
ВГИК. Второй год обучения. Времени катастрофически не хватает!
Занятия с 8-30 утра и до 19-00 как минимум. Часто просмотры. (Это еще 2 часа). А параллельно съемка курсовых работ. Когда? И, легко сказать, съемка!... .. А подготовка к ней? Когда?
.
.
Но, если быть точнее, то - все время вспоминается боль в коленях от беготни по лестницам. Все перемены. Какая-то нескончаемая вертикально-круговая беготня. Зачем? Не припомню.
По логике - поиски кого-нибудь, чтобы: договориться о съемке, оценке, просмотре, костюмах, пленке, смете, смене, титрах, монтаже, зачете и... Не хочется писать "и т. д." Так как хочется перечислять и перечислять любимые занятия!
- Ах, хорошо же в Раю!
Параллельно с учебой стала участвовать, как тогда говорили, "в общественной жизни" ВГИКа. Какая еще общественная работа, когда ты еле-еле успеваешь справиться с этими потрясающими тебя и захватывающими моментами учебы?
Что тут открывать? И... что тут ужасного? Дела, учеба, а уж тем более, - общественные нагрузки - велись только за счет симпатий. Эти чувства и их начальная стадия, были, в основном, двигателями.Что-то должно же быть двигателем в бесплатных и ненужных для учебы делах?
Хорош был - треп в комитете ВЛКСМ!. Да! Опять ВЛКСМ! Выяснение чужой, а скорее, собственной позиции. Чужая нужна только для затравки.Вот зачем нужен был комсомол
А еще - для симпатий.
Хотя - даже в этой среде - предназначенной для роли мопассановской Пышки, уж так формально "запрещались" эти симпатии.
Тогда мне было НЕПОНЯТНО: почему меня выбрали председателем творческого клуба ВГИКа? Как много времени это все занимало при моей добросовестности! Но, тем не менее, когда возникала грандиозная идея, то все быстренько включались. И в результате - получалось то, что и должно было получаться: из этой сверхактивной человеческой массы: вылуплялся какой-нибудь новый шокирующий снобов, вечер, новые, уникальные даже для всей Москвы, происшествия.
Поистине уникальным было то, что у нас было очень умное начальство, оно, "так сказать, по минимуму, запрещало нам кое-что". Выдерживало только формальное соотношение между политикой и искусством. Так было установлено еще Эйзенштейном и Кулешовым: после очередного студенческого происшествия снимали одного из них и назначался другой. И так шло по кругу, страдали только руководители. А мы-то их ругали и очень даже непримиримо!
Но, по крайней мере, некоторые хохмы, родившиеся из чиновничьего абсурда, мы очень долго по ВГИКу повторяли. Например, когда собралась ехать делегация ВГИКовцев, состоящая из оплачиваемых сексотов, - в эту делегацию я наивно попробовала включить себя и Тамару Дуларидзе (не являвшихся оными), то именно нам двоим отказали. И нашли же причину! Я была уже с восьмилетней дочерью, а Тамара была еще старше меня, но "Московское управление Чего-то Там" указало, что "девушек за рубеж не брать". Это было написано на бланке под нашими фамилиями. После такого драгоценного вывода - мы сделали две копии этой бумаги и ходили и всем показывали, где это было возможно и прилично: Но за рубеж нас так и не пустили. Ни разу. Хотя таких поездок было что-то чересчур много для тех времен. Несколько раз, вместо студентов, особенно в Америку, со студенческими фильмами ездил сам ректор. И привез оттуда носки (да, да!) расписанные под американский флаг, кои и выставлял под столом , сидя на вгиковской сцене. Видимо, и наше руководство недалеко ушло от студенческого состояния души.
Мы же ездили с показом наших ВГИКовских фильмов всего лишь по разным институтам Москвы и городам Сибири. Мне пришлось поучаствовать в поездках в Новосибирский Академгородок, в Рыбинск и - в Москве - в Бауманское училище. Это были довольно стандартно устроенные вечера с показом наших фильмов и рассказами о ВГИКе. Но вызывали они большой энтузиазм и интерес. А уж вопросы задавались совершенно несусветные! Почему, например, наши юноши носят бороды? Или - длинные волосы?
Вот уж точный показатель времени!
В Бауманском был наиболее удивительный эпизод, когда откровенно попросили привезти и оставить им актрис. Это было настолько не принято и неприлично даже для того свободного духа ВГИКа, что было даже забавно видеть их разочарование, растерянность и слышать извинения.
Наталья Андрейченко (Мэри Поппинс), Ия Нинидзе ("Небесные ласточки", "Мелодии Верийского квартала", "Покаяние"), Лариса Удовиченко ("Летучая мышь"), Марина Левтова ("Ключ без права передачи") учились в те поры на актерском факультете. Могла ли я представить их в такой дешевой ситуации?
К осени Творческий клуб ВГИКа выяснил, что в феврале - круглая дата рождения и смерти Эйзенштейна. (80 лет со дня рождения и 50 лет со дня смерти.) Хорошо бы устроить вечер?
Пошли в музей-квартиру. Там, где чудный и умный человек - Наум Ихильевич Клейман - хранитель и собиратель - подарил идею (сколько бы теперь взяли денег за такую блестящую идею?), вокруг которой и начал вращаться сначала Творческий клуб, потом большинство студентов, потом многие преподаватели, потом уже и выдающиеся киностолпы, пока все не докатилось аж до Парижа. Да. Именно до Парижа! - Мы очень хотели пригласить на вечер Эйзенштейна жену Жоржа Садуля. Нам казалось, что, если она приедет, эффект будет ничуть не меньше, как если бы мы все поехали туда!
Заметьте, что приглашать ее мы наивно собирались за наш счет, личный, то есть за наши стипендии.
Эйзенштейн. Он нам нужен был для самозащиты. Его азарт, свобода, эпатаж - это то, чему мы учились. Хотя реально эта учеба напоминала ежедневное падение в темный и холодный колодец. Или рогатину на собственной шее, которая пригибает тебя и держит под водой.
Первым делом для проведения вечера Эйзенштейна надо было всех вдохновить. Потом - не мешать. Потом - опять вдохновить. И опять - не помешать.
Создали штаб. Но он все время расплывался, увеличивался и отпадал в самостоятельные пчелиные рои.
Художники, получив свою часть идеи и книгу с рисунками Эйзенштейна - остальное творили самостоятельно: выбор, размеры рисунков, , развешивание, подсветка - все сами!.
 
Под рисунками эйзенштейновские афоризмы:
"Лев состоит из переваренных баранов".
"Лошадь тоже ходит по мизансцене".
"Сейчас будут пилатить".
"Я хочу вернуть формуле чувственную форму".
"О реализм, сколько преступлений совершено именем твоим".
А? Это в эру реализма-то?
В фойе четвертого этажа на полу, полукругом решили положить огромные буквы: "ВЕЧЕР ЭЙЗЕНШТЕЙНА". Были разговоры, что опасно будет оставлять: наступят, разбросают... На колоннах - четыре контурных портрета Эйзенштейна: грустный, серьезный, готовый к остроте, и - улыбающийся.
Киноведы отделились в поисках отрывков из ранней хроники с участием Эйзенштейна. Реквизитом занялась режиссер-документалист Леночка Колобанова.
Оставались без присмотра приглашения. И тут мы установили печальную и, возможно, ждущую нас, истину, что уход из славы и из жизни - вещи, несомненно, разные. Живы! Живы были некоторые участники того спектакля Эйзенштейна, который мы надеялись повторить. Живы были его современники: Хохлова, Иванов (сын Иванова, написавшего "Бронепоезд 14-69") Левшин А. И. - исполнявший одну из главных ролей, в конце концов сам Александров!
Но нам нужны были и современные продолжатели традиций, а не только создатели.
И тут начался самый драматический момент в этом, казалось бы, насквозь правильном, партийном курсе нашего вечера. Хотя какой же он был правильный, если начальство в испуге теребило руки в ответ на каждое обращение?
Мы вдруг обнаружили, что во ВГИКе работает большинство тех, кто был ПРОТИВНИКОМ Эйзенштейна. Кто не успел ему доказать - это в лучшем случае. И кто - доказал ему. Кто его страшно боялся при жизни и даже теперь, после смерти. Боялся, "восстановления" нами тех событий, ненавидел, завидовал, затирал - и кто выжил, а потому - победил.
Даже один звук имени, звук воспоминания, звуки вечера - приводили их в неистовый трепет. А потому у нас было столько подводных камней, что и не упомнишь! Они как-то даже сливались в этакое подводное русло. И, может быть, поэтому мы и проскакивали, на нашем студенческом легкомыслии и на их парадоксах страха.
Но в одном месте они откровенно поднялись на дыбы. Тогда, когда мы пригласили в качестве продолжателя дела Эйзенштейна - Юрия Любимова.
Когда все это происходило - я ощущала физическую дрожь. Непрерывную и неудержимую - как икота. Я ощутила край. Край, за которым кончался мой Рай. Несколько дней. Несколько дней длилась операция по вырезанию из меня ВГИКа.А причиной тому был Юрий Любимов. И я попала опять на распятие: с одной стороны - неизвестность, Сибирь, страшное по своей звериности общество, с другой - предательство этого высшего общества, в которое я только-только входила. Что выбрать? Предать и остаться изгоем в Высшем обществе или не предать и вернуться в мрак? Лезвие бритвы.
Теперь я уже знаю, что нельзя предавать себя.НЕЛЬЗЯ. Как бы высоко ты не взлетел. Потрепыхавшись в воздухе, опустишься на Землю. И что? Воздух там, а ты - предатель навсегда. Если же сохранишь тепло и верность - то пусть мал, но золотник.
Такого много у каждого человечка, особенно маленького и неизвестного. Эти моменты жизни очень утешают и, вспоминая о них, он немножко больше любит себя. Вот и мне - всего-то Кошке, довелось несколько часов побыть Ангелом-хранителем.Много раз я чувствовала сердечное тепло этих часов и однажды даже написала письмо, которое так и не отправила никогда.