Израилевич Лев Самуилович: другие произведения.

Польский Холокост

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Еврейские погромы в Польше после второй мировой войны.

  В 2002 году американский историк Ян Гросс, польский еврей, бежавший во время Второй мировой войны в США, опубликовал книгу "История уничтожения еврейского местечка".
  
  В ней он приводит многочисленные свидетельства очевидцев и ряд документов, неопровержимо доказывающих факт жесточайшего преступления, которое совершили польские жители городка Едвабне, что в 100 км от Белостока.
  
  На протяжении столетий евреи жили среди поляков. Правда, в подавляющем большинстве жили изолированно, сохраняя свой быт, культуру и свою историю. Отношения между поляками и евреями складывались по-разному. Не то чтобы они уж крепко дружили. Но более-менее мирно сосуществовали.
  
  23 июня 1941 года городок Едвабне оккупировали немцы. В тот момент в нём проживало примерно 1600 евреев. Половина всего населения. А 10 июля здесь разразился жуткий еврейским погромам. Поляки-соседи, веками жившие вместе, вдруг озверели. Они убивали своих еврейских соседей с варварской жестокостью. Рубили головы топорами, протыкали вилами животы, вырезали несчастным языки, выкалывали глаза, топили в пруду.
  
  Евреи бросились за помощью к местному ксендзу. Однако остановить кровопролитие он отказался. Цинично заявил, что все евреи коммунисты, т.е. заклятые враги поляков.
  Почти сто человек погибло. Но около полутора тысяч ещё оставалось в живых. Их всех загнали в амбар на окраине местечка. Закрыли ворота на замок и сожгли живьём. Не один еврей не выжил в едвабнском Холокосте.
  
  До 2000 года считалось, что это массовое убийство было совершено фашистами. Однако после публикаций профессора Яна Гросса стало ясно, что погром был делом рук местных жителей. Погром в Едвабне, к сожалению, не был единственным случаем уничтожения евреев поляками. Нечто подобное происходило в местечке Радзивиллово. Там с не меньшей жестокостью было убито 659 человек.
  
  Поляки убивали евреев в Вонсоши, Визне и других городах и местечках. А всего за годы войны поляки учинили в восточной части Польши ещё 25 подобных акций. Так что вполне можно сказать, что злодеяния совершённые фашистами чуть позднее в Ханыне под Минском и других местах Белоруссии не было их дьявольским изобретением. Нацисты вполне могли позаимствовали идею у поляков.
  
  В 2001 году на траурной церемонии в Едвабне, посвященной 60-летию погрома, тогдашний президент Польши А.Квасневский официально принёс извинение еврейскому народу за эти преступления. Однако, как не печально, далеко не все поляки готовы сегодня присоединиться к извинениям своего президента.
  
  На фоне подобных зверств не вызывает особого удивления и тот факт, что поляки не пришли на помощь повстанцам Варшавского гетто. В поэтической форме об этом тёмном пятне, лежащем на польском народе, рассказал поэт Александр Аронов в своей поэме "Варшавское гетто". Вот небольшой фрагмент из неё:
  
   Когда горело гетто, когда горело гетто
   Варшава удивлялась много дней подряд.
   Ах, сколько было треска! Ах, сколько было света!
   А люди говорили: "Так то ж клопы горят!"
  
   А через четверть века два мудрых человека
   Сидели за бутылкой хорошего вина
   И говорил мне Януш, мыслитель и коллега:
   "У русских перед Польшей есть и своя вина.
  
   Зачем вы в сорок пятом стояли перед Вислой?
   Варшава погибала, а все ж хотели жить!"
   А я ему: "Сначала силёнок было мало,
   Так вот и выходило- нельзя было спешить".
  
   "Варшавское восстание подавленно и смято.
   Варшавское восстание утоплено в крови.
   Пусть лучше я погибну, чем дам погибнуть брату!"
   С отличной дрожью в голосе сказал мой визави.
  
   А я ему на это: "Когда горело гетто,
   Когда горело гетто так много дней подряд,
   То было столько пепла, огня и много света,
   Но вы же все твердили: "Так то ж клопы ж горят!"
  
  Но что особо потрясает, польский антисемитизм не сошёл на нет и после окончания Второй мировой войны. Причин тому немало. Все перечислять не буду. Да всех я и не знаю. Но одну уверенно могу назвать. Это нежелание поляков возвращать евреям, мягко выражаясь, похищенные у них материальные ценности.
  
   Сегодня их стоимость уже оценили. Более того, польское правительство с расчётами согласилось. Правда, рассчитаться с наследниками пока не спешит. Поляки говорят самим не хватает. По самым скромным подсчётам частные лица и государственные структуры Польши завладели колоссальным состоянием евреев. По сегодняшним ценам - более 30 миллиардов долларов. Причём в эту сумму не вошло недвижимое имущество, принадлежавшее еврейским общественным организациям.
  
  Сразу после войны в Польшу вернулось около полумиллиона евреев. Понятное дело, все они тут же бросились к своим квартирам, домам и виллам. Ан нет! Там уже неплохо обжились новые хозяева.
  
  Ну а потом оказалось, что кое у кого из выживших в Холокосте нашлись, принадлежавшие им ранее неплохие действующие заводики, фабрички и прочий солидный бизнес. О возвращении этого добра, конечно, тогда не могло быть и речи. Польша, как известно, к этому времени стала социалистической. По крайней мере, с частной собственностью там коммунисты уже сражались насмерть.
  
  Тогда-то и проснулась у многих поляков жгучая ненависть к евреям. "Кровопийцам",
  былым владельцам этого добра. А нередко и горькое разочарование: мол нацисты не довели до конца свои сатанинские намерения по части "окончательного решения" еврейского вопроса. Вот она главная побудительная причина послевоенного Холокоста в Польше.
  
  К слову сказать, то, что нацистам помешала сделать антигитлеровская коолиция, коммунисты Польши, в конце концов, доделали сами. Спустя пару-тройку десятилетий после войны они таки превратили свою страну в "юденфрай". Кто не знает, поясню. Так нацисты Третьего рейха называли территории, свободные от присутствия евреев.
  
  Ну а теперь вернусь к послевоенным событиям в Польше. 4 июля 1946 года, спустя всего лишь год после победы над фашистами, в городе Кельцы поляки учинили чудовищный еврейский погром. Поводом для резни якобы послужило исчезновение польского мальчика.
  
  Евреев тут же обвинили в "кровавом навете". Мальчик потом нашёлся. Но было уже поздно. Озверелая толпа, вооружившись ножами и топорами, бросилась вершить "праведный суд". Как это невероятно, в погроме в г. Кельцы участвовали польские полицейские и военные. И это факт документально доказанный.
  
  Последствия погрома оказались ужасными. 42 чудом уцелевших в Катастрофе еврея были зверски убиты. Среди них обнаружили беременную женщину со вспоротым животом. Детей с размозженными головами. Мужчин, порубленных на части. И всё это в реке крови, из которой доносились стоны раненых и причитания уцелевших.
  
  Не меньше возмутила мировую еврейскую общественность наглая кощунственная реакция на это злодеяние официальных властей Польши. Министерство безопасности по причине полного бездействия не смогло предотвратить жуткий погром в Кельцах.
  
  Тем не менее на призыв наказать виновников министр МГБ ответил иезуитским вопросом: "Может быть, вы хотите, господа евреи, чтобы я сослал в Сибирь все 18 миллионов поляков?!" Разумеется, до этого дело не дошло.
  
  Поляки, конечно же, остались в Польше, а вот евреи уехали. К счастью, не в Сибирь, а на свою историческую родину. Исходу евреев из Польши здорово поспособствовал первый секретарь ЦК Польской рабочей партии товарищ Гомулко. Во взглядах на еврейский вопрос у него с министром безопасности не было абсолютно никаких расхождений.
  
  Из живших в Польше на начало сентября 1939 года 3,3 млн. евреев во время войны погибло 2,8 млн. то есть 85 %. Пережило Холокост 500 тысяч. 25 тыс. чудом уцелели в оккупированной фашистами Польше. 30 тыс. вернулись из советских лагерей. Остальные - это те, кто находился в эвакуации на территории СССР.
  
  С началом вторжения германской армии в Польшу 1 сентября 1939 года поток еврейских беженцев из этой страны устремился на восток. До 1940 года СССР принимал польских евреев.
  
  Однако затем границу закрыли. Еврейских беженцев стали возвращать обратно на польскую территорию, уже занятую фашистами. Почти все они там и погибли в газовых камерах нацистских лагерей смерти.
  
  Вся послевоенная "еврейская история" Польши - яркое свидетельств того, что у евреев здесь не могло быть будущего. Их буквально выдавливали из страны. К концу 1946 г. еврейское население Польши уменьшилось в пять раз и составило не более 100 тысяч.
  
  В ноябре 1948 г. в Польше были распущены все сионистские и прочие еврейские организации. Из программ еврейских школ исключили изучение иврита. Были проведены и другие антиеврейские мероприятия. В результате еще около 40 тыс. евреев покинули страну.
  
  В начале 1970-х годов по инициативе первого секретаря ЦК Польской объединенной рабочей партии В.Гамулко была развёрнута широкая общегосударственная антисемитская кампания по сталинскому образцу. Правда, без человеческих жертв. Но что печальнее, польский народ её поддержал. Если не весь, то уж, по крайней мере, немалая его часть.
  
  Антисемитская кампания началась в Лодзи. 19 июня 1967 года на большом общегородском митинге Гомулко заявил, что в Польше существует пятая колонна. Империалистическо-сионистская.
  
  За первым секретарём выступили другие секретари и прочие партийные боссы и функционеры с призывами типа "Бей жидов, спасай поляков". Не утверждаю, возможно, призывы были другими. Но суть не в этом. Антисемитские выступления привели к тому, что были уволены, и вынуждены эмигрировать тысячи польских граждан еврейского происхождения.
  
  К 1961 году в Польше осталось не более 25 тыс. евреев. После Шестидневной войны (июнь 1967) в польской армии произвели генеральную чистку. В буквальном смысле. Десяток генералов и высших офицеров, евреев по происхождению, из армии турнули. Заставили выйти в отставку.
  
  Затем последовала мощная волна всеобщей чистки. Из партийно-государственного аппарата все иудеи были изгнаны. Одновременно громились еврейские театры, газеты, издания. Закрывались еврейские школы, клубы и прочие общественные организации.
  
  Старшему поколению былых советских граждан еврейского происхождения картина
  знакомая. Иосиф Виссарионович точно так же боролся с "безродными космополитами". Впрочем, ошибся. Вождь и Учитель положил на алтарь этой антисемитской борьбы не одну тысячу достойнейших людей. В.Гомулко, что там не говори, был намного милосердней.
  
   Вот после этой компании евреев в Польше уже почти не осталось. К началу 1970 г. там проживало не более 6 тыс., в основном пожилых людей. Теперь в Польше живёт менее тысячи. Но что удивительно, с исчезновением евреев антисемитизм в Польше не пропал!
  
  Лозунги, правда, малость изменились. Если польские юдофобы в годы войны охотно поддерживали нацистский пропагандистский лозунг о "жидокоммуне" и "еврейских комиссарах", то теперь они живут по формуле покойного коммунистического лидера В.Гомулки - "Евреи, которые радуются победам Израиля, - наша пятая колонна".
  
  А надо сказать, израильтяне, особенно школьники и молодёжь, часто посещают эту страну. Особенно место невдалеке от польского городка Освенцим. В годы войны здесь размещалась самая ужасная нацистская фабрика смерти - концентрационный лагерь Аушвиц-Биркенау.
  
  С 1947 года он превращён в музей, который включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Его посещение входит в израильскую программу школьного обучения.
  
  И всё же, дабы не искажать действительность, отмечу, что не все поляки оказались безучастными к судьбе своих еврейских сограждан. Поляк Ян Карский, к примеру, рискуя жизнью, несколько раз пробирался в Варшавское гетто.
  
  Собирал там вещественные доказательства нацистских преступлений. В 1943 году ему непостижимым образом удалось встретиться с Черчиллем и Рузвельтом. Карский предъявил им неопровержимые доказательства еврейского геноцида в Польше. Однако никаких действий со стороны союзников не последовало. Но это уже от Карского не зависело.
  
  Ну а помимо Карского великодушных поляков, с риском для жизни спасавших в годы Холокоста евреев, в Польше оказалось немало. Они уберегли от газовых камер не одну тысячу своих еврейских соседей. Женщин, стариков, детей. Свыше 2 тыс. поляков, спасавших или помогавших евреям, фашисты казнили. Большую часть публично.
  
  Немцы сожги сотни домов, и немало деревень целиком, в которых жили эти благородные люди. В Иерусалимском музее Яд Вашем на аллее Праведников Народов Мира сегодня шумит целая роща из 6266 деревьев.
  
  Именно стольким благородным мужественным польским гражданам на начало 2011 года присвоено, большинству, к сожалению, посмертно, очень почётное в Израиле звание Праведник Народов Мира.
  
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com LitaWolf "Жена по обмену. Вернуть любой ценой"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) А.Шихорин "Создать героя"(ЛитРПГ) А.Ардова "Брак по-драконьи. Новый Год в академии магии"(Любовное фэнтези) В.Свободина "Прикованная к дому"(Любовное фэнтези) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик) Р.Цуканов "Дух некроманта"(Боевое фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) С.Суббота "Наследница Драконов"(Любовное фэнтези) А.Черчень "Дом на двоих"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"