Майка: другие произведения.

Занимательное стихосложение

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Творчество как воздух: VK, Telegram
 Ваша оценка:

  
  
  
  
  Занимательное стихосложение
  
  
  

Вступление. Почему я хочу писать про ЭТО?

  
  
  И действительно, какого черта мне нужно тратить свое драгоценное время и заниматься тем, о чем написано много хороших и умных книжек? Не легче ли упростить жизнь и просто дать полезную ссылку, (подобную этой http://www.stihi.ru/services.html) благодаря которой, вы, если захотите, поймете, чем ямб отличается от хорея, подыщите подходящие рифмы или вообще прибегните к услугам программы, которая фактически напишет за вас стихотворение? Нет! Перефразируя Льва Ошанина:
  
  Зачем же надо писать об этом?
  Нет, я хочу рассказать подробно,
  Куда юнцам бежать за советом,
  Как писать легко и удобно.
  
  Что же все-таки заставило меня начать писать про ЭТО? Ответ прост - сетевая поэзия.
  
  Вот читаешь иногда очередное шедевральное произведение автора и думаешь - то ли его Пегас нечаянно копытом по голове стукнул, то ли за Музу он, с большого бодуна, принял тетю Марусю, пенсионерку из соседней квартиры.
  
  Хорошо еще если это совершенно не знакомый мне человек. А если это друг? Если мы с этим другом пили на брудершафт? Читаешь очередное творение и чувствуешь, как этот брудершафт медленно, но верно начинает просится наружу...
  
  А если этот друг еще и замечательный человек? Ветеран гражданской войны? Отец многодетного семейства? Спонсор голодающих детей Африки? Ну не говорить же ему, уже парящему на крылышках сетевой славы, что он бездарь. Жалко. По крайней мере, мне - жалко. Вот я и решила - напишу чего-нибудь, вдруг кому-то, зачем-то, когда-то пригодится.
  
  Глава первая, в которой говорится о стихослагателях, стихоразлагателях и способе преодоления критического страха
  
  Итак, начну с самого главного. Если вы хотите стать поэтом, то вам прежде всего надо научиться правильно реагировать на критику.
  Все эти: я специально применил такой прием... для меня очень важен именно этот смысл...это мое очень раннее стихотворение... или любые другие оправдания, если вы не уверены, что соблюли все правила стихосложения, лишь принижают ваши поэтические способности в глазах понимающих в поэзии людей. Если вы уверены в своей правоте, не оправдывайтесь, а защищайте свое произведение. При этом желательно ссылаться не на себя, а, хотя бы, на википедию. Если вы не уверены, то примите критику к сведению, и извлеките из нее выгоду - никогда не повторяйте свои ошибки, на которые вам указали. Так рождаются поэты. Они впитывают критику как губки, и их поэтическое умение растет как на дрожжах.
  Я долго искала правильный антоним к слову поэт. И не нашла. В связи с этим, буду называть хороших поэтов - стихослагателями, а плохих - стихоразлогателями.
  К сожалению, даже незначительная критика стихотворений приводит нас, порой, к отчаянию. Это и понятно, ведь стихи это практически, наши дети. Если моего ребенка начнут критиковать, я, скорее всего, брошусь на его защиту как пантера, даже если критикующий будет прав. Так мы устроены. Таковы особенности нашей психики. Мы боимся критики и как маленькие дети ищем только похвалы. Это идет из глубокого детства.
  Наверное, стихоразлагатель становится потенциальным стихослагателем в тот момент, когда понимает, что критика может сослужить ему отличную службу.
  Увы, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Мы делом как раз занимаемся - мы пишем. При этом умные стихоразлагатели и в особенности умные стихослагаиели учатся писать на ошибках других, а также на своих собственных, а не очень умные соответственно, ни на чьих ошибках не учатся, потому что считают, что ошибок не совершают. А зря!
  Кстати, чтобы никого не обидеть, я буду все последующие примеры приводить из своей жизни, а стихотворным разборам и критике подвергать свои собственные стихи.
  Себя я без лишней скромности отнесу к умным стихослагателям и заранее поблагодарю всех, кто особенно сильно много меня критиковал и тем самым улучшил мое стихокачество.
  Когда-то давно, в бытность моей СамИздатовской молодости, я тоже очень болезненно воспринимала критику. Мои многочисленные описки и нелепые грамматически ошибки служили для некоторых Белинских источником саркастического критицизма. Но больше всего я страдала, когда критика касалась правил стихосложения, которые я тогда только осваивала. И я начала искать выход. Для начала русифицировала свой англо ориентированный компьютер и установила на нем автоматический корректор. Потом начала заводить дружбу с филологами или журналистами, которые, в свою очередь, исправляли ошибки корректора. И даже приобрела и положила на видном месте грамматику русского языка...
  Из всего этого напрашивается следующий вывод: при критике не нужно впадать в панику и проделывать с собой вещи, которые проделал лирический герой поэта Давида Паташинского:
   "Я повешусь на заре, отрублю себе я голову,
   выпью яды эти все, запалю себя дотла.",
  а надо начинать действовать.
  Можно, для начала, воспользоваться приведенным мною примером с корректором и филологами, а также ссылкой, упомянутой во вступлении. И перестаньте уже ненавидеть критиков!
  В заключение этой главы хочу поделиться простым упражнением по преодолению критического страха.
  1. Зайдите в свой раздел.
  2. Поставьте ноги на ширину плеч, а руки на клавиатуру.
  3. Закройте глаза и откройте рот.
  4. Скажите "Господи, помоги!" (атеисты могут сказать "Черт бы вас всех подрал!")
  5. Представьте, что ваше новое стихотворение, которое вы считаете шедевром, раскритиковано в пух и перья.
  6. Не закрывая рта и не отрывая рук от клавиатуры, нарисуйте картину страшных последствий, к которым может привести эта критика: от вас отворачиваются родственники, друзья вычеркивают из телефонной книжки, собственная собака лучше умрет с голоду, чем примет из ваших рук презренную кость, соратники по перу и клаве разрывают с вами дипломатические отношения.
  7. Дайте себе прочувствовать ощущение надвигающейся катастрофы: разрешите волосам встать дыбом, глазам (которые для этого нужно предварительно открыть) выкатиться, коленкам задрожать, ладоням вспотеть, голове пойти кругом, мурашкам побежать по коже, а кошкам заскрестись на душе.
  8. Через три дня после упражнения убедитесь, что друзья при виде вас не переходят на противоположную улицу, а земля не сошла с орбиты.
  9. Скрестите руки на груди, обратитесь к небесам и громко проговорите ""Черт бы вас всех подрал!"
  
  
  
  

Глава вторая А, в которой говорится о важнейшем элементе стихотворения

  
  
  Если театр начинается с вешалки, то стихосложение начинается с рифмы.
  
  Причем, желательно, чтобы рифмы были хорошие и красивые. Если ваши рифмы плохие и уродливые, то лучше пишите белые стихи (если, конечно, умеете).
  
  Чем же отличаются хорошие рифмы от плохих?
  
  Плохие рифмы режут слух (если таковой имеется). Хорошие его ублажают.
  
  Если вы можете отличать хорошую музыку от плохой, и слышите, как иногда фальшивят при пении, то вы, наверняка, не читая никаких правил стихосложения, будите использовать в своем творчестве, или, по крайней мере, будете стараться использовать рифмы услаждающие слух.
  
  Ежели вам на ухо наступил медведь, то придется потрудиться, а именно: послушать много хорошей музыки и почитать много хороших стихотворений. В крайне тяжелых случаях придется купить слуховой аппарат. Если и он не поможет, то написание стихов лучше прекратить, ибо от ваших стихов будут морщиться читатели.
  
  Хорошие рифмы (они же - точные) предполагают совпадение последних звуков, начиная от последнего ударного звука. Короче говоря, чем больше их совпадает, тем лучше. Но тут тоже надо не переборщить, так как рифма брат- двоюродный брат, хоть и имеет много совпадающих букв и звуков, но особой оригинальностью не блещет.
  
  Плохие же рифмы (они же - неточные, бедные, ассонансные) содержат в себе звуки, которые могут взаимозаменяться (например, глухие на звонкие) или могут быть добавлены лишние звуки, или звуков, наоборот, может не хватать. Примерами таких рифм могут быть и рифмы, с единственным совпадением гласного звука: зову - иду, шаги-земли, озарена-звезда.
  
  К плохим, а точнее бедным рифмам относятся рифмы составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах, так как подобрать такую рифму не составляет труда. Сюда относятся глагольные рифмы на "ать" (в словаре более 5500 слов): летать - стонать - читать - знать - играть - писать - держать...; рифмы из прилагательных на "ой" (свыше 1200 слов): большой - простой - сухой - немой - степной - озорной...; рифмы из существительных на "ание" (более 1000 слов): гадание - желание - знание - венчание - сверкание - сияние - щебетание...
  
  По идее, рифмованными словами можно считать слова, в которых совпадает хотя бы одна буква. Но это будет рифма, которую одновременно можно будет назвать плохой, уродливой, бедной и режущей слух. Чем неопытнее поэт, тем чаще он разрешает себе допускать подобные рифмы, тем ниже качество стихотворения, тем сильнее морщатся читатели которым повезло с медведями.
  
  Хочется еще упомянуть так называемую банальную рифму - связку слов, которая является избитой, примелькавшейся и давно утратившей свою свежесть. (Вновь - любовь - кровь. Ночь - дочь - прочь. Тебя - любя. Трудный - чудный. Поздравляю - желаю. Радость - младость. Вечер - встреча - свечи. Слёзы - морозы - грёзы - розы. Борьба - судьба. Век - человек. Чувство - искусство. Ночи - очи... и т п) Таких рифм надо избегать, хотя иногда использование их может быть оправдано контекстом. Но очень редко!
  
  Очень впечатляющей является авторская рифма - сочетание нестандартных слов или их частей. (исповедь - избы ведь, большевиков - больше веков, жизнь с кого - Дзержинского, наново я - банановая, Цезаря - лице заря, Киева - старики его - распни его, лёд щеки - лётчики, та ли я - талия, почему ж бы - службы, бьют об двери лбы - не поверил бы). Вам очень повезло, если вы обладаете способностью находить такие рифмы.
  
  
  Давайте обратимся к одному из моих ранних стихотворений
  
  Снова осень. Раздумья пускаются вспять.
  Вспоминаю о прошлом, и хочется верить,
  Что наступит весна и вернется опять
  То, во что я сумела однажды поверить.
  Не жалею о прошлом, не плачу о нем,
  Хоть и было оно самым чистым и светлым.
  Надо жить не прошедшим, а завтрашним днем,
  Навсегда отпустив уходящее лето.
  Не вернуться назад. Лишь во сне, в забытьи
  Я туда уношусь, свои думы оставив.
  Так лети моя птица, смелее лети,
  В неизвестную даль свои крылья расправив.
  
  
  
  Рифма вспять - опять это хорошая рифма, так как в ней совпадает целых 4 звука. Произнесите эти два слова быстро несколько раз. Прислушайтесь. Эти два слова как будто сливаются и звучат очень красиво. С другой стороны, эта рифма часто встречающаяся, что немного снижает ее хорошесть.
  
  Рифма верить - поверить (в учебниках такие рифмы называются полутафтологическими), хоть и совпадает по целым 6 звукам, относится к плохим (я называю такие рифмы ленивыми, так как они образуются без особого труда путем прибавления, в данном случае приставки. Сюда же я отношу многострадальные глагольные рифмы)
  
  О нем - днем. Рифма хорошая, хотя и не вносящая ничего нового. (Ответьте на вопрос, почему эта рифма хорошая? Если смогли ответить, то вы поняли, о чем я говорю. Если нет, я объясню вам более подробно в частной переписке)
  
  Светлым - лето. Эта рифма заслуживает того, чтобы о ней поспорить. Какая она? Хорошая или плохая? Здесь все зависит от вашего слуха и восприятия, ибо существует понятие субъективные акустические рифмы - рифмы построенные на созвучии слов и основанные сугубо на индивидуальном восприятии. Такие рифмы могут казаться созвучными для одних и неприемлемыми для других. (Ступа - рупор, ваши - фальши, они - раним, сласти - счастье, длинный - дивный...) Я считаю, что перегружать стихотворение такими рифмами не желательно, но они вполне приемлемы. ( Кстати, стихотворение, полностью состоящее исключительно из таких рифм, может быть очень даже оригинальным.)
  
  В забытьи - лети. Эту рифму можно отнести к плохим (бедным) так как она совпадает только по последним гласным. Немного на ступень выше эту рифму приподнимает общая согласная Т.
  
  Оставив - расправив. Опять таки - ленивая рифма.
  
  Получается, мое стихотворение написано плохо. А мне, казалось, что оно почти шедеврально. Ужасно неприятно выслушивать справедливую, но все-таки критику.
  Однако, я твердо решила относить себя к умным стихослагателям (читайте первую главу), поэтому закрываю глаза и открываю рот, потом убеждаюсь, что земля по-прежнему вертится, а потом иду учиться на собственных ошибках, извлекая полезное из только что услышанной критики.
  
  (Подошла пора домашнего задания. Попробуйте улучшить данное стихотворение, обогатив его хорошими рифмами.)
  
  

Глава вторая В где продолжается разговор о рифмах

  
  Итак, давайте попробуем воспользоваться ссылкой, которую я давала в предисловии http://www.stihi.ru/services.html
  Набираем нужное нам слово, к примеру, "красота". Получается 306 слов из 7 частей речи. И при этом люди продолжают выдавать на гора слабые рифмы? Не заморачивайтесь над тем, что поэт, якобы, должен рифмы извлекать из собственной головы. У Пушкина просто компьютера не было и этой программы, а то он бы с удовольствием ее использовал. Итак, перед вами 306 рифм к слову красота:
  нарицательное существительное: 160
  альта, баранта, беднота, бинта, бита, бледнота, блинта, болта, борта, бунта, бурта, быстрота, (полу)верста, винта, врата, высота, глиста, глухота, грязнота, гурта, густота, длиннота, доброта, долгота, долота, дурнота, духота, жгута, живота, зонта, (амино, пиро, угле)кислота, киста, кита, клевета, клеста, кнута, кота, кочета, краснота, креста, крота, круглота, куста, кута, лапта, лепота, лета, (полу)листа, лоскута, маета, мелкота, мерзлота, места, мечта, мокрота, моста, нагота, (глухо)немота, неполнота, неправота, нечистота, нищета, омута, острота, паспорта, перста, песта, пестрота, пласта, (электро)плита, плота, плута, подеста, позднота, полнота, поста, правота, преснота, простота, прута, прямота, пустота, пята, ранта, рапорта, решета, ришта, ропата, роста, рта, рыхлота, светлота, сипота, сирота, скита, скота, скукота, слепота, смехота, смуглота, сорта, срамота, стрепета, суета, сухота, счета, сыта, таранта, тафта, тахта, (полу)темнота, теплота, теснота, толстота, тошнота, (льно)треста, тщета, тягота, унта, уста, фата, финта, фита, хвоста, хлыста, хлюста, хобота, холста, хомута, хребта, хрипота, (лже)христа, хромота, цвета, частота, чернота, черта, чета, чистота, шеста, широта, шплинта, шпунта, штифта, шунта, шута, щедрота, (вакуум-, электро)щита
  
  
  прилагательное: 40
  
  (за)вита, густа, желта, злата, золота, крута, (в, на, раз)лита, люта, нажита, [за, при, с]нята, (мало, не)обжита, [ис, про, с]пита, приподнята, (не)проста, (полу)пуста, (не)развита, (пре)свята, (не)сыта, толста, холоста, (не)часта, (не, пре)чиста
  
  
  местоимение: 1
  та
  
  
  глагол: 7
  [до, от]быта, (за, про)клята, опита, развита
  
  
  причастие: 93
  взята, (в, вз, до, из, на, над, о, об, от, пере, по, под, при, с, у)вита, (не)долита, (не)допита, [до, за, из, на, об, от, пере, при, про, с]жита, (под)завита, (пере, при)занята, (в, воз, за, из, на, об, от, пере, по, под, при, про, раз, с)лита, (под, при)нанята, [до, об, от, пере, про, раз, у]нята, [за, от]перта, (в, за, ис, на, над, об, от, пере, по, под, про, рас, с)пита, [о, пере, про]плыта, (недо)понята, (вос, пред)принята, (за, на, от, пере)снята, [за, на, по]чата
  
  
  числительное: 1
  ста
  
  
  наречие: 3
  вполсыта, неспроста, спроста
  
  
  служебная: 1
  тра-та-та
  
  Какое слово выбрать? Лучше рифмовать слова, принадлежащие к разным частям речи: беднота-вполсыта, а не беднота-бинта. Это, конечно, не всегда возможно, но надо к этому стремиться.
  В русском языке есть много слов, к которым нельзя подобрать точную рифму. К ним относятся, например: "жизнь", "месяц", "обувь", "бездарь", "монстр", "доллар", "лагерь", "истина" и другие. Поэтому подобрать рифму к таким словам считается высшим пилотажем в стихосложении. Рифмы к таким словам получаются либо слабыми, либо избитыми, типа кровь-любовь, неба-хлеба. Лучше эти слова не ставить в конец строки, или пытаться придумать к ним авторскую рифму. Авторским рифмам можно поучиться у Маяковского или Высоцкого. Как правило авторские рифмы существуют в единственном экземпляре: "куст вам- искусство", "я благ - яблок". Если у вас в стихах хоть иногда проскальзывают подобные рифмы, то цены вам нет (при соблюдении всех прочих условий). Так же, лично мне ужасно надоели рифмы со словами "в горсти", "печаль", "даль", "плеч", "свеч" (я уже не говорю о "розах" и "слезах", они, по-моему, всем уже надоели). Меня всегда удивляет, ну почему надо постоянно упомянуть розы, к примеру? Чем плохи все остальные цветы?
  
  При подборе рифм надо полагаться, опять-таки, на свой поэтический слух - одни рифмы звучат более, а другие менее благозвучно. Тренируйте слух! Читайте знаменитых поэтов! Именно знаменитых, а не соседа по лестничной клетке, который научился рифмовать кровь-любовь и считает себя великим поэтом.
  
  (Домашнее задание: выловите в своих стихах плохие рифмы и попытайтесь их исправить на хорошие. Если у вас это получится - немедленно отмечать!)
  
  

Глава третья, про ритм

  
  Наш разговор сегодня пойдет об еще одном очень важном элементе стихотворения - ритме или размере. Очень хорошо определил значение ритма в стихосложении переводчик М. Лозинский, назвав его "самым глубинным, самым мощным организующим началом поэзии".
  Трудно дать простое и понятное определение стихотворного ритма. Стихотворный ритм подобен качанию маятника или метроному, и представляет собой повторение отрезков стихотворения, примерно одинаковой длины. Эти стихотворные отрезки можно отождествить со слогами, хотя это и не совсем так.
  Размеры бывают разные, и вам совершенно не нужно разбираться в них, чтобы писать хорошие стихи. Нужно обладать поэтическим слухом, а если он развит недостаточно - развивать его. Поэтому, прежде чем писать стихи, надо прочитать много хорошей поэзии, и понять, что стихи сродни музыке, слова в них должны литься ровно, как река, без подводных камней. Многие стихотворения можно пропеть, или, если вы учились в музыкальной школе, продирижировать, как на уроке сольфеджио. Если вам повезло родиться с музыкальным слухом, вы можете смело эту страницу проигнорировать и идти дальше.
  Очень важно сохранить ритм таким, каким он был задан первыми двумя строками, так как именно на ритм двух первых строк настраивается читающий. Неоправданный сбой ритма разочаровывает также, как бедные рифмы.
  Некоторые современные поэты очень вольно обходятся с ритмом, позволяя себе отклонения от него по поводу и без повода. Я категорически против такого вольного обращения со стихами, если же это, конечно, не определенный вид поэтического изложения. Если вы хотите не просто писать для себя, а услаждать слух своих читателей, то ритм вам придется соблюдать, а этому иногда приходится учиться. Как вы уже понимаете из моего повествования, поэзия это труд, поэтому, если вы ленивы, то писать хорошие стихи у вас вряд ли получится.
  Частой ошибкой начинающих поэтов, которые слышат сбой ритма в своих стихах, является вставление совершенно ненужных коротких слов типа: уж, тот, тут, наш и так далее. Этого делать не следует, лучше изменить всю строку. Поэтому, если вам указывают на сбой ритма, то надо проделать упражнение по преодолению критического страха, о котором я рассказала в первой главе, прислушаться к критике и исправить ошибку.
  (В качестве домашнего задания попробуйте найти и устранить в этом стихотворении сбой ритма, который я специально для этой цели сделал:
  Я прошлом никогда не плачу.
  Было, ну и что с того?
  Прошлое нельзя переиначить
  И нельзя совсем забыть его.
  
  Не посмеем вычеркнуть из жизни все былое,
  Хоть оно прошло давным-давно.
  То, что нам отписано судьбою
  В сердце зачеркнуть уже не суждено.)
  
  
  
  

Глава четвертая, про образы

  
  
  Вы когда-нибудь задумывались, почему одни стихи читаются легко, вызывают у нас массу эмоций, запоминаются практически с первого прочтения, проникая глубоко в душу, а другие этой прекрасной участи лишены?
  
  Конечно, огромную роль играет личное отношение читателя к автору. Совершенно очевидно, что стихи моего собственного мужа будут мне нравится больше, чем стихи мужа чужого. Но, согласитесь, немаловажную роль в восприятии стихов играют и поэтические образы.
  
  Что же такое образ? Образ - это описание того или иного явления, предмета, действия, которое передано словами автора на основе его восприятия,
  эмоций и чувств. Для создания поэтических образов используются поэтические средства, самым известным из которых является метафора - иносказательное описание обычного явления. Образы это то, что делает из стихов поэзию, а из множества людей, пишущих стихи - поэтов.
  
  Часть создаваемых поэтами образов можно легко представить, другие же представить сложно. Несмотря на это обстоятельство и те и другие можно условно разделить на плохие и хорошие.
  
  Образы могут быть яркими или тусклыми, интересными или невыразительными,
  неожиданными или банальными... Тусклых, невыразительных и банальных образов нужно избегать. Давайте объединим подобные образы общим названием плохие и попытаемся понять как создать хороший образ.
  
  Прежде всего - создание образа должно идти от сердца и возникать в состоянии вдохновения. Обычно образы вообще не ищутся, они приходят в голову
  по каким-то одним им известным тропам. Но и пришедший образ не всегда бывает хорошим. Попробуйте написать чего-нибудь, а потом закрыть глаза и представить себе то, о чем вы написали.
  
  Как всегда, объясню на примере. Вот что говорит лирическая героиня в первоначальном варианте одного из моих стихотворений:
  
  "Счастье белой скатертью
  Проплывает мимо.
  Не бывать мне матерью,
  Не ласкать мне сына"
  
  Не будем сейчас обращать внимание на плохую рифму 'мимо-сына', а попытаемся закрыть глаза и представить данную мной образную зарисовку. Почему это вдруг скатерть плывет? Разве скатерть может плыть? Плыть могут челны Стеньки Разина. Если бы героиня сидела на берегу реки, может тогда бы это имело смысл? Но она у меня на берегу не сидит. Зададим себе вопрос:'Что может делать скатерть?' Правильно - она может стелиться. Попробуем исправить ошибку:
  
  'Счастье белой скатертью
  Стелется, да мимо'
  
  Закроем глаза. Вот оно - счастье, совсем рядом, готово расстелиться перед героиней белой скатертью, но стелется мимо и приводит героиню к печальному итогу 'Не бывать мне матерью'...
  
  К плохим образам прежде всего относятся штампы. Штамп - это часто встречаемый образ. Перефразируя слова лингвиста Бархударова, штамп можно охарактеризовать как: "... явление речи, подменяющее собой то, что могло бы отразить творческую инициативу автора как художника слова...". Иными словами, штамп это передача своих мыслей с помощью известных, а часто и затасканных фраз: работа - повседневная, даль - туманная, даты - памятные, времена - былые, голова - седая, победа - святая, война - священная, край - родимый, земля - сырая, подвиг - бесценный, бои - смертельные, лица - суровые, служба - тяжкая, сон - вечный, беда - лютая, стан - девичий, слезы - горькие, годы - далекие, дни - светлые, любовь - страстная. Эти примеры я собрала из стихов, когда была номинатором конкурса "Великая Отечественная", на самиздате М. Мошкова (lib.ru).
  
  Если обратиться к разговорной речи, то она практически полностью построена из подобных клише, однако в литературе, а особенно в поэзии, штампов можно и нужно избегать. Наиболее частой причиной использования штампов является недостаточный словарный запас и неумение художественно передавать свои мысли и чувства, используя средства выразительности речи.
  
  Штампы можно также охарактеризовать двумя словами - отсутствие оригинальности. Банальными могут быть не только образы, но и рифмы, о которых мы говорили раньше: кровь-любовь-вновь, даль-печаль-жаль, свечи-плечи-встречи, слезы-грезы-морозы, век-человек, счастье-ненастье, неба-хлеба и прочие и прочие, в том числе пресловутые глагольные рифмы, являются банальными. Банальной может стать и оригинальная рифма, если она появляется в творчестве поэта много раз. Понятно, что самыми банальными рифмами стали рифмы к словам, которые наиболее часто употребляются в стихах: любовь, печаль, счастье и тд. Это вовсе не значит, что такие слова нельзя употреблять, их просто нужно поставить в начало или середину строки. То же самое, легко и просто можно проделать и с глаголами. Не пробовали? Обязательно попробуйте, и ваше творчество поднимется на ступень выше.
  
  Для примера рассмотрим одно из моих ранних стихотворений.
  
  Говорят, что забыть не трудно.
  Просто надо не вспоминать.
  Не мечтать. И в толпе многолюдной
  Твоих глаз теплоту не искать.
  Просто надо не думать о встрече.
  Не шептать твое имя во сне.
  И в холодный, заснеженный вечер
  О счастливой не думать весне.
  Улыбнусь, но печаль не стихает -
  Замерзает слезой на снегу.
  Каждый день я тебя забываю,
  Да забыть все равно не могу...
  
  Многолюдная толпа, теплота глаз, шептание имени во сне,
  холодный и заснеженный вечер, счастливая весна, неутихающая печаль,
  замерзающая на снегу слеза - все это звучит банально.
  (Кстати, многолюдная толпа это вообще абсурд. Почему?)
  
  А теперь домашнее задание. Найдите у себя в стихах штампы и попытайтесь их исправить. (Кстати, если вы хотите писать настоящую поэзию, то вам придется продать свою душу Музе и Пегасу. Без этих двух никакая поэзия у вас не получится.)
  
  
  
  

Глава пятая, про каки (осторожно, ненормативная лексика!)

  
  
  Моя любимая тема в стихосложении это артикуляционные ошибки. Я обожаю эти коварные неточности, которые могут вкрасться в творчество любого поэта. Что же такое артикуляционные ошибки? Пожалуй, лучше сразу начать с примера. Вспомните, как вдохновенно мы распевали знаменитую песню на слова Исаковского про "Лучше нету того цвету". А ведь там допущена артикуляционная ошибка ведь строка "как увижу, как услышу" звучит совершенно не поэтически - "каку вижу, каку слышу". Приведу и другие примеры:
  
  Как она (какана)
  как оно писано (какано, писано)
  Как, от чего (какать чего)
  Как убрать (каку брать)
  Как и в былые времена (каки в былые времене)
  Как Ассоль (кака соль)
  
  Самой знаменитой артикуляционной ошибкой была ошибка, которую по преданию сделала Вера Инбер в поэме про Степана Разина: "Отруби лихую голову" (отрубили х-ю голову). Каки Исаковского бездарно меркнут в сравнении с этой фразой, а все последующие ошибки молодых авторов являются просто детским лепетом.
  
  Хотя Блок в поэме "Двенадцать" тоже отличился:
  
  Утек подлец! Ужо постой, (жопостой)
  
  Были подобные ошибки и у других маститых поэтов. Пушкин в 4 главе "Евгения Онегина", к примеру, усадил в ванну сосну:
  
  "Со сна садится в ванну со льдом" (сосна садится) (Тут, кстати, ударение в словосочетании "со льдом"падает на сО льдом. Не думайте, что великий поэт еще и сбился с ритма)
  
  Была своя сосна и у Ахмадулиной: "И коль дитя расплачется со сна, не беспокойтесь - малость виновата".
  
  А у Брюсова есть такая, очень некрасиво звучащая строка: "Мы ветераны,
  мучат нас раны" (насраны)
  
  Надо сказать, что у людей имеется неодинаковая чувствительность
  к артикуляционным ошибкам: одни их моментально слышат, другим на них нужно указать.
  
  Не буду загружать данную главу долгими рассуждениями на тему артикуляционных ошибок, а просто приведу примеры забавных фраз и словосочетаний,
  употребление коих в поэзии крайне не желательно:
  
  "И цел к утру" (опасная манипуляция, могущая привести к потере девственности (и целку тру)
  "Искала, выбирала я тебя" (Из чего выбирала? Впрочем, можно провести санитарную обработку - главное, чтобы мужчина хорошим был (из кала выбирала я тебя)
  "Когда любови с нами нет " (Весна? Минет? Очень может быть - там где любовь,
  там и остальное)
  "Он с сарказмом смотрел на меня" (может послышаться - с оргазмом)
  "Запись диска" (зап-здистка - новое ругательное название женщины?)
  "Люблю - и баста" (Без слухового аппарата можно подумать,
  что это девиз человека с сильным сексуальным темпераментом)
  "Что же реки любовь от меня прочь умчали" (прочумчали? Прочумчание - новый способ транспортировки любви?)
  "Сигарету дососу я (Само по себе очень забавное словосочетание,
  но кто такой сосуй?)
  "Нет, не проста та борьба с темнотою" (Действительно, не простата,
  а фонарь поможет в данном случае)
  "Их уйма" - очень неприлично.
  
  Кроме того, в русском языке есть слова и словосочетания, которые не стоит употреблять в стихах из-за их неоднозначного понимания. К примеру, нужно особенно осторожно обращаться со словами, которые либо содержат в себе части нежелательных слов, либо при сочетании с другими словами создают слышимые нежелательные слова. Классическим примером такого слова является слово застрахуйте (застрахуй), которое содержит в себе всеми хорошо видимое и слышимое ненормативное слово. По поводу этого слова даже существует хороший анекдот:
  
  Приходит к агенту клиент и говорит:
  
  - Застрахерте меня.
  
  - ???
  
  - А вы хотите, чтобы я сказал застрахуйте?
  
  К этой же опере относятся слова, оканчивающиеся на ху: (блоху, валуху, верху, греху, доху, жениху, жмыху, кожуху, лопуху, мху, ольху, пастуху, паху, петуху, сноху, соху, стиху, требуху, труху, уху, цеху, чепуху, шелуху, штриху) и последующим я.
  
  К примеру: Стиху - язык, а песне - слово.
  
  Приведу еще несколько примеров забавных артикуляционных ошибок из моей коллекции.
  
  без страха (без траха)
  Под датой смерти (поддатой смерти)
  C виноватой улыбкой (свиноватой улыбкой)
  прохладные стали воды (прохладные сталиводы)
  икры с хлебом (и крыс с хлебом)
  нас рать (на-рать)
  и кается (икается)
  
  Кроме того, лично я не люблю употребялть в стихах трудновыговариваемые (типа этого) слова и словосочетания, например - без возврата.
  
  
  Домашнее задание - найдите в своем творчестве, или в творчестве других поэтов артикуляционные ошибки, и передайте в мою коллекцию.
  
  
  
  
  

Глава шестая, про мусор и гадов ползучих

  
  
  
  Хочу продолжить начатую в прошлой главе тему о стихотворных ошибках.
  
  Следующая ошибка, которой я хочу уделить внимание, это какология (да, да, именно такое неприятное слово)
  
  Какология - это неправильный оборот или неправильная расстановка слов:
  'одержать успех' вместо 'одержать победу' или 'добиться успеха;
  'поднять тост' вместо 'поднять бокал' или 'произнести тост' 'ерунда собачья'
  вместо 'чушь собачья'; 'планы исполняются' вместо 'желания исполняются'
  или 'планы строятся'.
  
  Еще одной погрешностью является авторская глухота - стилистические и смысловые ошибки, не замеченные автором. Такие ошибки часто случаются просто по недосмотру автора, который увлечен стихотворением (рифмами, размером и тд) и не обращает внимания на детали. Приведу несколько примеров:
  
  у А. Пушкина:
  
  Вот испанка молодая
  Оперлася на балкон
  (вместо на перила балкона)
  
  
  у М. Лермонтова:
  
  И Терек, прыгая, как львица
  С косматой гривой на хребте...
  (грива растет только у льва и не на хребте, а на шее);
  
  у А. Фета:
  О первый ландыш! из-под снега
  Ты просишь солнечных лучей.
  (из-под снега вырастает подснежник, а не ландыш,
  который появляется уже в разгар весны);
  
  у И. Уткина:
  Не твоим ли пышным бюстом
  Перекоп мы защищали?
  (советские войска в гражданскую войну не 'защищали', а штурмовали перекоп).
  
  Ужасно нелюбимой мной ошибкой, является стилистический мусор. Возникает эта ошибка в случае, когда автору не хватает слогов, чтобы соблюсти размер. Самым вредным стилистическим мусором являются частицы, а самая распространенная из них,
  пожалуй, частица 'уж'. Категорически никаких ужей! Эти скользкие, ползучие гады сделают любое стихотворение безобразным.
  
  К 'ужам' относятся такие уточнительные слова как 'тот', 'тут', 'все', 'эта', 'та' и другие.
  
  (Частицу 'уж' можно использовать в устоявшихся словосочетаниях:
  'ну, что уж теперь вспоминать', 'куда уж тебе', 'вы уж постарайтесь')
  
  Таким образом, употребление местоимений (тот, этот, моя, твое), а также других
  вспомогательных частей речи,(а, но, и, б) которыми так легко заполнять промежутки,
  выдает неумение автора. Чем меньше в стоке маленьких, но ужасно кусачих ужей,
  тем сильнее услада уха читателя.
  
  
  Домашнее задание - попробуйте выловить своих собственных ужей и заменить их на
  другие объекты флоры и фауны.
  
  
  
  

Глава седьмая, про штабЫ, Меня и другие ошибки

  
  Поговорим еще о некоторых ошибках в стихосложении. Названия их знать не обязательно, но понять в чем суть надо. Рассмотрим ошибку, которая называется ритмическая инверсия.
  Ритмическая инверсия это ошибка, при которой ударение переставляется в слове так, чтобы не нарушился ритм, а потом искусственно (при чтении) переносится обратно, и мы слышим слово, с ударением, к которому привыкли. Иногда значение слова от этого не меняется, но иногда появляются новые слова. Ярким примером является использование в ритмической инверсии слов "чтобы" и "меня", так как из них получаются совсем другие
   слова: "штабЫ" и "мЕня" (какого Меня, не Александра ли?)
  Приведу несколько примеров из найденных в сети стихов:
  "Извелись уже лучшие музы". Здесь ударение с ужЕ переходит на Уже.
  "Просто вытрите со рта пену". А здесь ударение с "со ртА" переносится на "сО рта".
   "Поймёшь, что счастье так возможно,
   Что где-то тебя очень ждут". Ждут какого-то Тебя, с ударением на Е.
  
  
  Следующая ошибка - плеоназм, или ненужное пояснение. Посмотрим на примерах:
  
  В мае месяце (достаточно сказать: в мае).
  Местный абориген (достаточно сказать: абориген).
  Белый альбинос (достаточно сказать: альбинос).
  Я там был лично (достаточно сказать: Я там был).
  
  Или "Она взяла корзину в свои руки". Разве можно взять корзину в чужие руки?. Надо просто "Она взяла корзину"
  
  Другой ошибкой является амфиболия - двусмысленность, неясность выражения. Амфиболия возникает, когда рядом стоят подлежащие и дополнение, и они имеют одинаковые окончания и не понятно, что является подлежащим, а что дополнением. Наглядный пример пример есть у Пушкина:
  "Брега Арагвы и Куры
  Узрели русские шатры"
  Тут не понятно, кто кого узрел. Да, это ошибка!
  
  Гиатус - скопление гласных букв: "О осень!", "Иль попаду в далекие я страны" или наоборот - скопление гласных звуков: "Достоинств ты неисчислимых". Эта ошибка называется антиэвритмия.
  
  Иногда встречается фразеологическое смещение - когда берут два устоявшихся выражения и смешивают их. К примеру - из "производить впечатление" и "играть роль" возникает "производить роль" и "играть впечатление"
  
  И, наконец, элипсис - пропуск подразумевающегося слова. "Но не тут-то. Море не горит" (Крылов). Тут пропущено слово "было".
  
  И самое главное! Многое из перечисленного может считаться поэтическим приемом - главное это уместность употребления и вкус, конечно же.
  
  Домашнее задание - советую прочитать замечательную статью Светланы Скорик http://stihi.pro/178-o-rasprostranyonnyx-oshibkax-v-poyezii.html и стараться не допускать вышесказанных ошибок.
  
  
  
  

Глава восьмая, в которой даются советы как продолжать писать плохо

  
   "О сколько нам ошибок чудных
   готовит просвещенья дух"
   (эпиграф перефразирован Е. Петровой)
  
  В этой главе я дам советы тем, кто не хочет улучшать свое поэтическое мастерство.
  
  1. Продолжайте рифмовать глаголы. Очень хорошо глаголы смотрятся, когда они являются единственной рифмой в четверостишье:
  
  Как-то я по тропке шел
  Кошелек на ней нашел
  В кошелек тот посмотрел
  Ничего там не узрел
  
  2. Продолжайте нарушать ритм там, где вам вздумается:
  
  Как-то я по тропке шел
  Кошелек на ней нашел
  В кошельке там было много денег
  Потерял их академик
  
  3. Продолжайте пользоваться бедными рифмами:
  
  Как-то я по тропке шел
  Кошелек на ней нашел
  В кошелек тот посмотреть
  Отказался наотрез
  
  4. Продолжайте для ритма вставлять ненужные слова (втычки, к которым относятся уж, наш, свой, тот, себе, мне и тд):
  
  Как-то я по тропке шел
  Кошелек на ней нашел
  Уж ведь был тот кошелек
  Для меня оставлен впрок
  
  5. Продолжайте допускать артикуляционные ошибки:
  
  Как-то я по тропке шел
  Кошелек на ней нашел
  У меня теперь мигрень
  Я бодаюсь как олень
  
  (думаю, все услышали "кака лень". Тут, кстати, еще допущена неясность мысли - непонятно откуда взявшиеся действия, которые заставляют читателя напрягаться, чтобы понять автора. В данном случае совершенно непонятно, почему у нашедшего кошелек вдруг мигрень и почему он бодается (выглядит, как набор пустых фраз для рифмования)
  
  6. Сведите к минимуму или совсем прекратите использовать приемы стихосложения:
  аллегории, аллитерации, гиперболы, сравнения, тропы, эпитеты и ид
  
  7. Продолжайте употреблять гиатус - сочетание гласных на стыке слов:
  
  Как то я по тропке шел
  Кошелек на ней нашел
  О он очень был хорошо
  Лучше в мире не найдешь
  
  8. Используйте эллипсис (пропуск подразумеваемого слова):
  
  Как то я по тропке шел
  Кошелек на ней нашел
  Но не тут то В нем монет
  И в помине даже нет
  
  9. Пользуйтесь фразеологическим смещением, когда одна часть устойчивого выражения соединяется с частью другого устойчивого выражения:
  
  Как то я по тропке шел
  Кошелек на ней нашел
  Был он черный точно смоль
  Произвел большую роль
  
  (Произвел впечатление и сыграл роль)
  
  10. Используйте почаще плеоназм - ненужные подробности:
  
  Как то я по тропке шел
  Кошелек на ней нашел
  Осмотрел его глазами
  И заплакал я слезами
  
  (Чем еще можно осмотреть как не глазами, тоже самое про заплакал)
  
  11. Используйте антиэвритмию - нагромождение согласных на стыке слов, которые невозможно произнести:
  
  Как то я по тропке шел
  Кошелек на ней нашел
  Из достоинств там увы
  Лишь разлезшиеся швы
  
  (достоиНСТВ Там, последнюю строку, кстати, тоже не выговоришь)
  
  Домашнего задания в этот раз не будет, однако, об этих и других ошибках стихосложения, которые вам необходимы для того, чтобы другие писали лучше вас можно прочитать, покопавшись в Интернете.
  
  
  
  
  

Глава девятая, в которой говорится о читателях

  
  Что мы все о поэтах, да о поэтах? Давайте-ка порассуждаем о читателях.
  Читатели бывают разные, к примеру - благодарные, равнодушные или злые. Давайте попытаемся разделить читателей на группы или виды.
  
  Молчаливый читатель.
  Такой читатель приходит к вам в раздел, молча ставит лайк и никогда не оставляет комментариев.
  Сюда же относится подвид "читатель молчаливый нечитающий лайковый" - это читатель, который ставит лайки, не читая. Как правило, его легко распознать по лайку, появившемуся в течение одной минуты после того, как было размещено произведение.
  
  Читатель-критик.
  Этот читатель оставляет длинные комментарии, как правило, указывая на ошибки и давая советы. Бывает двух подвидов: полезный и бесполезный. Первый - это читатель-критик разбирающийся в литературе. Такого читателя надо всячески беречь и прислушиваться к его советам. Второй - это читатель-критик, который в литературе ничего не смыслит, но считает себя специалистом. Такого читателя нужно мягко поставить на свое место.
  
  Благодарный читатель.
  Этот вид читателя все время говорит вам спасибо. Иногда еще ставит улыбающийся смайлик. Очень безвредный и преданный читатель.
  
  Читатель-мизантроп.
  Этот читатель всегда и всем недоволен. И ваше произведение не исключение. Как правило, такой читатель оставляет злостные комментарии, переходя на личность автора. Часто такой читатель может появляться под черным ником.
  
  Читатель-фанат.
  Такой читатель комментирует и лайкает каждое произведение, а иногда ищет контакта и вне вашего раздела (телефон, СМС, встречи в реале). Сюда относится подвид - "читатель-фанат не читающий" который не читает произведения, а увлекается исключительно автором.
  
  И, наконец, читатель-разумный.
  Самый адекватный читатель - лайкает только тогда, когда произведение нравится, высказывает свое мнение, вступает в разговор с автором.
  
  А теперь домашнее задание. Попробуйте определиться со своими читателями. Если таковые имеются.
  
  
  
  
  

Аппендикс. Примеры артикуляционных ошибок авторов СамИздата и классиков

  
  Андрей Ванюков в стихотворении "На актуальную тему 4"
  
  Тут правит бал ада наместник
  (Баллада наместник это звание или должность?)
  
  Егорыч "Улыбнитесь женщине"
  
  Как немного нужно ей
  (Женщене нужно много не как, а улыбок)
  
  Соколофф Александр Батькович
  "Русская Primavera"
  
  Жаль, колодца на всех не хватит, организм переводит воду
  (Колоться на всех не хватит?)
  
  Он же "На стыке слов"
  Хлебаешь из ведра любовь как квас
  (как вас)
  
  Очень забавное название стихотворения и строчка у Кати-Кентавры
  "Добычу чуя"
  
  Добычу чуя, взметнулась стая,
  (Дабы Чучуя? Кто такой Чучуй?)
  
  Эллана сдала в копилку свою козу:
  Давай приступим к азам. (к козам)
  
  Granovsky Irene
   - кто там по лестнице идет - определю по слуху я.
  "определю послу x.."
  (Очень нецензурно получается.)
  
  Николаева Надежда "Тайны больших деревьев" употребила известное выражение, которое
  звучит очень смешно.
  
  Ошибся - и попал как кур во щи. (и папалка курва щи)
  
  У Балабаш Александра в стихотворении "003":
  Проснется и мечется как олень - (проснется и мечется кака лень)
  
  Линникова Юлика написала стихотворение с названием
  Мы ли?
  (мыли)
  
  А вот пример из стихотворения Графова Емели "Что за чудо - наша жизнь" о том, в каком
  порядке опасно расставлять стихотворные размеры:
  Ямб, Хорей, Анапест, Дактиль (она п(извините)да)
  
  Пушкин Алексей Викторович назвал свое стихотворение "День и блики" (день иблики) -
  видимо это такой праздник и, видимо, языческий.
  
  А теперь уже пошли классики:
  
  Тютчев (стащила у Владимира Бродского)
  
  И между гор росисто (и между гор расиста) вьется
  Долина светлой полосой.
  
  Пушкин А.
  
  Слыхали ль вы (львы) за рощей глас ночной
  Певца любви, певца своей печали?
  
  Лермонтов М.
  
  В полдневный жар в долине Дагестана
  С свинцом (с винцом) в груди лежал недвижим я.
  
  Батюшков К.
  
  Шуми, шуми волнами, Рона, (волна Мирона)
  И жатвы орошай.
  
  Вяземский П.
  
  И тут нежданный стих, неведомо с чего,
  На ум (Наум) мой налетит и вцепится в него.
  
  Уткин И.
  
  Ты не мучь напрасно взора,
  Не придет он, так же вот (живот)
  
  
  
  
  
  Заключение
  
  
  
  О написании стихов можно говорить долго. Но любой оратор, даже самый разговорчивый,
  должен рано или поздно сойти со сцены. Уходя, я хочу надеяться, что сказанное если
  и не умножит количество хороших стихослагателей, то, по крайней мере, вызовет
  добродушную улыбку читателей.
  
  
   Ваша Элла Титова-Ромм (Майка)
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"