В этой главе мы обратимся к рассмотрению истории знаменитой авторской монограммы "AD" (а попутно и прочих вензелей). Практический смысл подобной работы будет заключаться в помощи при датировке спорных работ Мастера.
***
До Дюрера было два немецких гравёра, помечавших свои произведения личными инициалами.
Во-первых, это неизвестный по имени автор, оставивший после себя восемнадцать гравюр с монограммой "Е. S." (род. ок. 1420 - ум. ок. 1468) . И во-вторых, человек, которому Дюрер непосредственно подражал, - Мартин Шонгауэр (род. 1435/1440 - ум. 1491) тоже с двойной монограммой "М+S".
Вензель же нашего героя в классическом виде выглядит так:
Однако форму домика его инициалы обрели не сразу.
Образец ранней подписи рассмотрим на примере подросткового рисунка юного Альбрехта, выполненного в стиле его первого учителя рисования Михаэля Вольгемута.
"Мадонна с младенцем и музицирующие ангелы" (1485 г.):
К последнему году обучения в мастерской Вольгемута литеры в монограмме приобретают уже статичный вид, но пока ещё не объединены в одну группу.
"Собрание всадников" (1489 г.):
Кроме того, обратим здесь внимание на появление какого-то странного (солярного?) знака. Такого же, как и на работе "Солдаты" (1489 г.):
И на "Фехтующем рыцаре" того же года:
Теперь заглянем в "Словарь международной символики и эмблематики" В.В. Похлёбкина (Москва, "Международные отношения", 1994 г.), где в качестве первоначального знака свастики представлена "Свастика - Журавль":
Как видим, у Похлёбкина два знака, и автор кажется не очень уверенным, где здесь низ, а где верх.
Здесь-то мы и призовём на помощь танцующего журавля Дюрера:
Очевидно, что именно такое положение знака и должно считаться прямым.
Кстати, в той же статье у Похлёбкина упоминается, что "Свастика - Журавль" - "один из символов Вотана, - верховного бога германского пантеона". Думается, что этот момент и является ключевым при анализе данного вензеля в подписи 17-летнего Альбрехта.
На поздних его работах "журавля" мы уже не обнаружим, однако найдём нечто правопреемное. Обратим внимание на два еле заметных знака, обрамляющих датировку герба семейств Дюреров и Хольперов (1490 г.), - как бы перевёрнутые литеры "S" с "бабочками" посередине:
Те же два вензеля (в начале и конце строки с датой и подписью) находим на рисунке "Иисус-мальчик с глобусом" (1493 г.):
А вот аналогичные знаки на автопортрете Дюрера 1498-ого года:
И на гравюре "Адам и Ева" (1504):
В 1507 году художник пишет диптих "Адам и Ева". Здесь год написания также представлен в аналогичных вензелях:
Последнее применение этого знака находим на гравюре "Меланхолия" (1514 г.). Здесь данная арабеска возвращается к изначальному правостороннему варианту 1489-ого г.:
***
Далее повторно рассмотрим некоторые из вышеприведённых фрагментов в связи с одной смежной темой.
На гравюре "Адам и Ева" (1504 г.), в отличие от прежних работ, отмеченных только монограммой*, Мастером впервые оставляется полная подпись:
* Не считая двух автопортретов (1498 и 1500 гг.) с поясняющими приписками.
Но приглядимся к начертанию его имени на восковой доске. Обычно в транскрипции приводится вариант "Albertus", выдавая закорючку после "t" за окончание "us". Однако ниже здесь же, в слове "Noricus", приведено нормальное окончание, которое, казалось бы, даёт повод усомниться в тождественности закорючки и окончания "us".
В качестве рабочей здесь напрашивается гипотеза, что закорючка обозначает двойку, тогда подпись может читаться как "Альберт* второй" (в смысле, - Альбрехт Альбрехтович).
* Латинизированная форма имени Albrecht.
Однако на самом деле всё не так просто.
На диптихе "Адам и Ева" (1507 г.) опять находим латинизированную форму имени с закорючкой на конце, но уже более подробно-витиеватой. Вместе с тем в той же строчке находим слово "al[e]man" и ... ту же закорючку:
Что такое этот "alman" мы поймём из подписи к "Алтарю Геллера" (1509). Здесь замысловатым образом записанным находим слово "Alemanus"*. Как видим, окончание мужского рода "us" по воле автора объединено в один знак ("S" как бы спрятано в "U"):
* Из всех современных языков лишь в испанском ныне сохранилось слово "aleman" - "немецкий".
Однако мы прекращаем томить читателя и уже высказываем напрямую основную догадку к данному фрагменту нашего повествования.
Вполне возможно, что элемент подписи к гравюре "Адам и Ева" (1504) дошёл до наших дней в слегка искажённом виде (горе-реставраторы тому виной, или что-то другое, - мы сейчас гадать не будем). И та закорючка, которая ныне так схожа с двойкой, изначально могла быть тем же авторским знаком "us", что и на подписи к диптиху "Адам и Ева" (1507):
***
Накануне первой поездки в Италию (осень 1494 г. - весна 1495 г.) Дюрер в качестве подписи к своим творениям оставляет ещё раздельные буквы (причём, "d" пока в прописном варианте).
Вот подпись с этюдного листа с автопортретом, рукой и подушкой (ок. 1493 г.):
Вот подпись с "Вакханалии с Силеном" (1494 г.):
Того же периода рисунок - копия гравюры Андреа Мантенья "Битвы морских божеств" (1494 г.):
Но впоследствии итальянское солнце, видимо, подвигло его к экспериментированию не только с образами, но с вариантами литер.
Например, взять рисунок "Двое мужчин, несущие на плечах двух женщин":
Или "Этюд младенца Христа":
Или этюдный портрет "Две венецианки":
***
Здесь мы плавно подошли к судьбоносному для Дюрера в плане оформления монограммы году. По всему вероятию, именно в своё первое посещение Италии (сразу после путешествия?) он начинает использовать вензель, в дальнейшем ставший классическим, - знаменитое "D" внутри "A".
Гравюра на меди "Святое семейство со стрекозой" ещё подписывается "d" прописной, - что позволяет идентифицировать данную монограмму, как один из первых "домиков" Дюрера:
А вот работа "Любовное предложение", относимая искусствоведами к 1495-му году, - на ней уже присутствует вензель с заглавной "D":
Рисунок "Обнаженная с посохом и драпировкой, фигура со спины" обозначен уже и датой. Эта работа, по-нашему, должна считаться самым ранним реальным примером датированной монограммы-домикаДюрера:
Кроме того, здесь же находим странные литеры "MD" в кружочке.
Ненадолго отвлечёмся на их анализ.
***
Аналогичный знак (но ещё без классического вензеля "AD") обнаруживаем в работе "Муза Каллиопа" (ок. 1494 г.) и на недатированном рисунке для Таро ("Благоразумие"):
А вот на эскизе "Рождество Пресвятой Богородицы" ("Geburt Maria") присутствуют уже оба вензеля, что позволяет нам отнести эту работу также к 1495-му году:
Думаю, что это время пребывания художника в Италии, когда он и позволял себе экспериментировать с вензелями в своём творчестве.
Но что же может означать это "MD"?
"D" - скорее всего, первая буква его фамилии. А вот "M"...
Свою догадку построим на основании того факта, что в средневековой Италии к представителям среднего класса традиционное общее обращение было "сер" (итал. ser), а к мастеру цеха, художнику или музыканту - "маэстро" (итал. maestro; немецкий аналог обращения - meister).
Итак, версия: "MD" - маэстро (мастер?) Дюрер.
***
Из следующего примера видно, что некоторое время после возвращения из Италии Дюрер продолжает совмещать обе подписи-монограммы (варианты - раздельныйи домиком). Тому в пример рисунок "Женская баня" (1496 г.):
Одну из поздних раздельных монограмм находим на зарисовке "Молодой вол", датированной 1508-ым годом:
Общий вывод теперь представим такой: с средины 90-х гг. для солидных своих работ Мастер использует вензель-домик, для непроходных - раздельные литеры раннего образца.
***
Далее отметим, что в творческом наследии, приписываемом руке Дюрера имеется несколько искусствоведческих догм, сбивающих всю нашу хронологию подписей с верного пути.
Разбор начнём с портрета Альбрехта Дюрера старшего, на котором фирменный логотип Мастера соседствует с датой "1490":
Моё личное мнение по этому вопросу следующее: хотя всезнающая Википедия и заявляет, что "это первая по времени подпись Дюрера монограммой AD", стоит всё же склониться к версии, что вензель на данной работе является чьей-то поздней дорисовкой*.
К тому же сам Дюрер четвёрку таким образом никогда не писал, да и девятка выведена не совсем типичным образом (реальную датировку "1490" руки Мастера можно видеть на гербе семейств Дюреров и Хольперов).
* Уже в ходе работы над данной темой нашёл сходную точку зрения у Филиппа Бранда и Феди Анцелевского. Эти авторы также допускали вероятность, что дата и монограмма на портрете отца были добавлены позже, и, возможно, не самим Дюрером (Brand Philip L., Anzelewsky F. The portrait diptych of DЭrer's parents // Netherlands Quarterly for the History of Art, Volume 10 / Borchert, Till-Holger (ed). - 1978-1979. - Т. 1. - P. 5).
Следом пройдёмся по акварельным пейзажам Мастера.
На многих из них стоит подпись домиком "AD", но ни на одном не найдём дату. При этом в популярном искусствоведении разброс в датировании сих пейзажных зарисовок огромен, - от конца 80-х - до конца 90-х гг.
Прежде всего возразим сторонникам теории более ранних датировок таким вопросом: почему Дюрер не оставил ни одного акварельного пейзажа Рейнланда, по которому путешествовал с 1490 по 1494 год (Базеля, Страсбурга и проч.)? И ответ здесь напрашивается только один: до первой поездки в Италию он не был близко знаком с техникой акварельной живописи.
Не совсем логично предполагать и то, что он обращался к изучению данной техники в короткий пред- и постсвадебный суетный для себя период лета 1494-ого, оставив в итоге зарисовки окрестностей родного Нюрнберга.
Вызывает сомнение и то, что он успел приобщиться к этому жанру в пути к Перенейскому полуострову (осень 1494).
Повторяем свою версию: скорее всего, мастерство акварельной живописи Дюрер мог перенять в Италии, и свои зарисовки путешественника начал делать по пути домой весной 1495-ого*.
* Один из моих любимых акварельных пейзажей - "Вид на Инсбрук с севера, с другого берега реки Инн":
Исследователи расходятся во мнении, когда именно Дюрер посетил Инсбург: то ли в 1494-ом, по пути в Италию, то ли в 1495-ом, возвращаясь обратно в Нюрнберг. На основании поставленной монограммы "AD" мы (в контексте нашей теории) теперь с уверенность можем склониться ко второму варианту (к тому же река Инн здесь, кажется, изображена в положении весеннего паводка: "Весна идёт - весне дорогу!").
P.S.
Далее вспомним такой психологический нюанс: Дюрер, как человек творчески увлечённый, отметился тем, что брался за определённую технику, целиком отдавался ей и через некоторое время переходил на другой уровень. Живописные окрестности Нюрнберга зарисовывались им, скорее всего, в ближайшее по прибытии из Италии время, - далее его внимание целиком захватит мир резцовой гравюры.
В своём зрелом творческом периоде за акварельные краски Мастер брался в редких случаях и то лишь для изображения растений и животных.
***
Затронем и ещё один миф, связанный с хронологической датировкой домика "AD".
Рисунок "Моя Агнес":
Общепризнанным считается, что Дюрер набросал изображение своей невесты летом 1494-ого, перед их свадьбой. Однако у нас нет оснований отрицать, что он мог зарисовать уже жену-Агнес и сделать это уже по возвращении из первого итальянского турне.
Хронологически данный рисунок роднится с географическими акварелями ещё и особенность автора давать беглым почерком краткое описание запечатлённого рядом со своим фирменным логотипом*.
* Наверное, в этом контексте, надпись на рисунке можно прочесть и так: "Моя далёкая (пейзажная) Агнес".
***
P.S.
Уже после того, как материал этой главы был практически собран, на глаза попалась информация, что я не одинок в своих монограммно-датировочных догадках.
Оказывается, швейцарский писатель, историк и искусствовед Генрих Вёльфлин (1864 - 1945 гг.) в своей работе "Искусство Альбрехта Дюрера" (Мюнхен 1905 г., гл. 4.1) также относил появление единой монограммы из букв латинского алфавита "A" и "D" ориентировочно к 1496-ому году.