В основной части этой главы мы провели осмотр предметов "Меланхолии" с точки зрения алхимии. Сейчас попробуем приподнять ещё один весьма любопытный смежный пласт символов.
И для начала озадачимся вопросом: является ли случайностью то, что из под юбки большого ангела с обеих сторон обозначены части предметов треугольной формы с вершинами направленными вниз? Покажем их в неприкрытом виде на примере других работ Дюрера. Вот раскрытое поддувало "Мученичества Иоанна Богослова" (1496-1497) и раскрытые клещи "Мессы Святого Григория" (1511):
Случайно ли и то, что наверху юбки представлен треугольник циркуля, вершиной направленный вверх?
Теперь обратим внимание на то, что все обозначенные трансформеры* при соединении одной линией образуют трёхстороннюю фигуру. Внутри же этой фигуры можно представить ещё одну малую аналогично-встречную (из трёх металлических ограничителей кошельков):
Итак, не слишком ли явный намёк нагексограмму**?
И если таки да, то какое отношение всё это может иметь значение?
* Transformer (англ.) "меняющий форму".
** Гексограмма (греч. "шесть линий"), или состоящая из двух взаимопроникающих треугольников шестиконечная звезда, по исторически сложившейся традиции - древний символ постоянного великого противостояния (сосуществования) двух могучих сил. Два треугольника - две направленности, сочетание небесного начала (макрокосма), которое стремится к земле, и земного начала (микрокосма), стремящегося к небесам.
На эту загадку напрашиваются несколько вариантов ответов, и все их мы поочерёдно разберём.
***
Во-первых, затронем связь с иудейством, к которому Дюрер вполне мог иметь кровное отношение.
Дабы не быть голословным в сём утверждении, напомним обнажённый автопортрет 1505-ого года (скорее всего, выполненном в начале второго пребывания в Италии), на котором Мастер представил своё изображение ... с отсутствующей крайней плотью.
Подробнее к рассмотрению этой интимной темы мы ещё обратимся в отдельной главе. Пока же отметим насколько небезопасно было в то время афишировать своё еврейское происхождение на примере выдворения иудейской общины из одного соседнего с Нюрнбергом города.
В 1519 году умирает император Максимилиан I, до самой своей смерти отклонявший жалобы и предложения коренных жителей Регенсбурга изгнать с их территории еврейских поселенцев. Сразу после этого городской совет спешно оглашает предписание местным иудеям: за 2 часа забрать из синагоги все реликвии и в 5 дней самим покинуть Регенсбург.
Земляк и современник Дюрера художник Альбрехт Альтдорфер незадолго до разрушения регенсбургской синагоги запечатлел внутреннее убранство этого средневекового здания (постройка 1210-1220 гг.) на одной из своих гравюр:
Данный историко-художественный документ для нас будет любопытен и ещё одним моментом. Запечатлённая на стене синагоги криптозвезда (шестилучная "ромашка") может давать представление о том, как этот древний интернациональный знак начинал своё вхождение в религиозную сферу средневековых иудеев.
Как символ иудаизма (или иудейского населения) гексаграмма начинает использоваться не ранее середины 15 века. Однако первое упоминание "щита Давида" ("Маген Давид") относится к иудейской рукописи 12 века (при этом его форма сколько-нибудь достоверно неизвестна).
Так может, Альтдорфер как раз и успел запечатлеть тот первый вариант "щита"? Приглядимся, - фигура на стене действительно напоминает собой это средство защиты:
Однако время вернуться к нашей основной теме, вернее, к разбору следующего варианта ответа на загадку про меланхолическую гексаграмму.
***
...17-ый век знаменуется появлением на мировой общественно-политической сцене такого явления, как масонство. Нам крайне мало известно об истоках этого тайного течения. И тому есть объективная причина:
"Масонство как политическая корпорация издавна стремится не пользоваться письменными документами, указаниями, инструкциями, приказами своим членам, а старается, не оставляя письменных и ясных следов своей деятельности, прибегать к символическим знакам, намёкам, понятным лишь посвященным, и, не доверяя свои идеи и замыслы перу, доверять их символам" (В.В. Похлёбкин "Словарь международной символики и эмблематики", статья "Символы масонские"; изд-во "Международные отношения", 1994).
Теперь, опираясь именно на знаки-символы-намёки, разовьём одну смелую теорию.
Через год после завершения "Меланхолии" Дюрером пишется герб австрийского учёного, историка и гуманиста Иоганнеса Стабиуса (1460-1522):
Не станем глубоко вдаваться в анализ символики этого произведения. Обратим внимание только, что в левом верхнем углу его изображён лавровый венок - венец триумфатора, эмблема заслуг и славы*.
*Стабиус с 1514 г. находился на службе при дворе Максимилиана I как его советник по научным и литературным вопросам и за свои заслуги в том же 1515 году был посвящен последним в рыцари.
А вот в правом... Символический Маген Давид здесь настолько завуалирован, что его не сразу и разглядишь. В его составлении обнаруживаем использованными два предмета из завершённой годом ранее "Меланхолии", - циркуль и щипцы (заключённые в окружность ремня и перекрещенные двумя ветками).
Вполне возможно, что источником для аллегории был всё тот же щит Давида, однако исполнение его оказалось более чем оригинальным*:
А сейчас самое интересное.
Впоследствии, скорее всего, именно этот образ с незначительными изменениями трансформируется в самый узнаваемый атрибут масонской символики:
В дошедших до нашего времени масонских документах циркуль и наугольник в их современном переплетении впервые появляются на английском патенте, выданном Провинциальной Великой Ложе Пенсильвании(патент датирован 15 июля 1761 г.).
Циркуль, раскрытый под углом в 60 градусов, по разъяснению самих масонов, изображает Небесный Свод, - в противовес наугольнику, символизирующему устремлённость к Земле (в принципе, значения те же, что и в классической гексограмме).
* Оригинальность с внутренним перекрещиванием также обнаруживается в символике позднего масонства. Центральный фасад Пензенского художественного училища им. К.А. Савицкого (постройка начала 20-ого века):
***
Теперь обратимся к поиску смысла приведённой на гербе Стабиуса завуалированной шестилучной звезды.
Напомним, что подобный символ в массовом порядке присутствует на родовой и территориальной геральдике Средней и Восточной Европы. В качестве наглядного примера можно вспомнить герб дворянина Вильгельма Вольфганга фон Роггендорфа, гравированный Дюрером в 1520-ом году:
Однако анализируемый знак Стабиуса обладает двумя существенными особенностями: во-первых, он не явный (максимально завуалирован от профанирующих взглядов) и, во-вторых, - сквозной*.
* По этому моменту оговоримся: основная разница между геральдическими звездами и так называемой звездой Давида как раз и заключается в том, что звезда Давида сквозная (графически образована двумя равносторонними треугольниками, обращенными вершинами вверх и вниз). Кроме того, на гравюрах Дюрера шестилучник с герба фон Роггендорфа часто изображаем в качестве рождественской звёзды; наиболее известный пример, - ксилография 'Рождество' из серии 'Малые страсти'.
Теорию родовой символики не станем принимать во внимание ещё и потому, что перед нами вовсе не герб рода Stoberer (настоящая фамилия персонажа, скрывающегося за псевдонимом Stabius). Да к тому же и не похож он вовсе на еврея:
(портрет работы Дюрера 1517 г.)
Далее предложим версию, что сквозная фигура, изображённая Дюрером, могла, символизировать какие-то личные качества заказчика, - скажем, его учёную мудрость.
Однако при этом не будем упускать из виду и тот момент, что Иоганнес Стабиус был известен членством в некоем венском кружке гуманистов, куда помимо него входили также известные учёные Георг Таннштеттер, Стиборий, Томас Реш, Стефан Розинус, Иоганн Куспиниан и реформатор Иоахим Вадиан.
Зададимся теперь предположением: а не могло ли данное "содружество интеллектуалов" быть прообразом одной из ранних домасонских закрытых лож, а шестиугольная звезда - одним из его тайных* символов?
* Членам подобных сообществ было, что скрывать. В то время, когда в Европе вовсю пылали костры инквизиции, эти независимые умы осмеливались обличать невежество и тупость богословов и монахов, а также пропагандировать свободное развитие человеческого духа.
Кстати, напомним, что Дюрер и сам входил в старейший гуманистический кружок Германии, возникший в городе Нюрнберг.
***
Но время подвести некий общий итог всему вышесказанному.
Мы можем только догадываться о подспудном смысле гексаграммы, намеченной на "Меланхолии". Очевидным остаётся только одно: треугольник, устремлённый вершиной в небо (состоящий из рабочих предметов), представлен доминирующим над малым треугольником, обращённом вершиной к земле (из ограничителей кошельков).
По поводу перекрещенных клещей и циркуля с герба Иоганнеса Стабиуса можно сказать следующее: если это действительно авторское изобретение Дюрера, тогда мы с полным основанием можем считать его предтечей главного атрибута масонской символики.
P.S.
Намеченная выше тема не является закрытой.
В качестве затравки для будущих исследователей оставим хотя бы такой вопрос.
Ещё один из масонских символов, - лестница-стремянка, состоит из 7 и 7 (всего" 14) ступеней, каждая из которых обозначалась особыми латинскими буквами, символизировала вход, путь на небо, соединение "земного ничтожества" с "небесным величием". Семь её ступеней иногда означали семь "должностей" или добродетелей (восходящие ступени: повиновение, познание самого себя, отвержение гордыни, любовь к человечеству, щедрость, скромность, любовь к смерти) или семь пороков (нисходящие ступени: гордость, скупость, неумеренность, похоть, корыстолюбие, праздность, гнев), которых масон должен избегать.
А теперь посчитаем количество видимых ступеней на лестнице с "Меланхолии"...