Аннотация: Составлено из комментариев по этой теме в Диалогах о творчестве, приведено как есть.
137. *Такто 2021/05/19 03:28
Относительно рассказа Борхеса.
Он компактный, легко читается...
http://lib.ru/BORHES/sad.txt
Сюжет - завербованный немцами китаец, живущий и шпионящий в Англии, понимает, что его вот-вот поймают...
Ему надо передать в Германию информацию - в каком городе Франции стоит тайная британская артиллерия...
И вот ему приходит в голову неожиданное решение - и он начинает его осуществлять...
А китаец непростой - его предок был большим человеком и написал странный роман, никому не понятный....
Китаец едет к знаменитому английскому китаисту - и тот раскрывает ему тайну романа его предка...
После чего китаец его убивает...
Зачем?..
В этом вся интрига...
Но вот что поразительно: китаец рассуждает о важных материях, а в глубине души одно на уме: как убить, чтобы его шпионаж оценили хозяева...
Что тут скажешь?..
Такая вот загадочная восточная душа: будет с тобою вести многомудрые разговоры, а потом возьмет и прикончит, не делая скидку, - надо выполнить задание....
:)
**************
146. *Lena 2021/05/19 18:36
Доброго вечера.
Какой рассказ жуем?
>Хорхе Луис Борхес. Сад расходящихся тропок.
Я тоже попробую, если не возражаете :)
**************
150. *Lena 2021/05/19 19:42
> > 137.Такто
>.
>Относительно рассказа Борхеса.
Он конечно, интересный.
Но какой-то фантастический. Совсем не о реальных событях.
Самая первая фраза из приведенного дневника:
"я повесил трубку. И тут же узнал голос, ответивший мне
по-немецки. Это был голос капитана Ричарда Мэддена. Мэдден --
на квартире у Виктора Рунеберга!"
Уводит повествование от реальных событий.
Откуда Ю.Цун мог знать чей голос?
Китайцам вообще верить нельзя. Они мастера водить за нос.
**************
151. *Такто 2021/05/19 19:45
> > 145.Колышкин Владимир Евгеньевич
>> > 137.Такто
>Тут натяжка в том, что знаменитый китаист живет именно в том городе, где и дислоцируется тайная британская артиллерия.
>А если бы он жил в другом городе? китаец задание бы не выполнил.
>
>Китаец убивает английского китаиста. это убийство становится известным. китаист живет в таком-то городе. Значит...
У Борхеса чуть по-другому: фамилия английского китаиста совпадает с названием французского города, где скрыта британская артиллерия...
Но это неважно - общий принцип тот же...
Меня заинтриговала сама ситуация - китаец убивает великого китаиста, который расшифровал конгениальное послание предка этого самого китайца...
Вместо благодарности - и всё ради чего?..
Лишь ради того, чтобы сообщить своим хозяевам шпионскую информацию - и доказать им, что он чего-то стоит...
А послать этих самых хозяев подальше ему в голову никак не приходит...
О времена, о нравы!..
:)
**************
152. *Lena 2021/05/19 19:53
> > 151.Такто
>> > 145.Колышкин Владимир Евгеньевич
>>> > 137.Такто
Все проще, этот же китаец проверил заранее пистолет где был только один патрон. Нас это уже уводит в сторону мыслей о героизме.
А он едет к человеку о котором уже знает кто он. И едет убивать. Для себя он патрона не взял. Значит считает, что управится и без самоубийства. Специально вывел беседу на пик, для инсценировки грабежа. И скорее всего даже что-то взял и уничтожил. А сам скрылся. В той местности, скорее всего были и другие китайцы, что дало ему возможность перемещаться там не вызывая к себе внимания и повесить убийство на другого.
**************
154. *Такто 2021/05/19 20:23
> > 152.Lena
>> > 151.Такто
>>> > 145.Колышкин Владимир Евгеньевич
Цель китайца - убить китаиста, но не скрываться, иначе убийство не будет иметь смысла, а дождаться, чтобы его после этого арестовали и сообщили в газетах, что такой-то китаец убил великого английского ученого.
После чего в Германском штабе это прочтут и поймут, что это не случайное убийство, а скрытое шпионское послание.
Хотя для самого китайца всё должно закончиться неминуемым смертным приговором, - и он это знает и сознательно на это идет...
Но ситуация, конечно, фантастическая даже в бытовых деталях.
В самом деле, откуда китаец может знать голос английского контрразведчика, его имя и детали его биографии?..
И даже если они уже пересекались настолько, вероятность чего равна нулю, - почему в Англии английский контрразведчик должен отвечать по телефону по-немецки?..
Мол, я тоже свой немецкий шпион, господа немецкие шпионы, приезжайте, встречу бутербродами и хорошим шнапсом, жду...
Как будто немецкие шпионы в Англии между собой говорят по-немецки, да еще по телефону!..
Это такой же бред, как если бы Штирлиц, находясь в Берлине, говорил по телефону на чистейшем русском со своими русскими агентами, вроде той же радистки Кэт...
:)
**************
155. *Lena 2021/05/19 20:36
> > 154.Такто
>> > 152.Lena
>>> > 151.Такто
>После чего в Германском штабе это прочтут и поймут, что это не случайное убийство, а скрытое шпионское послание.
Ага мальчик разносящий английские газеты с криком "Свежие новости..." собьет нескольких немецких генералов с ног где-то в Цюрихе:)
"Не иначе как сапоги у кота одолжил"
При этом подумает летчик Исаев :)
**************
156. *Lena 2021/05/19 20:41
А между тем сам рассказ Борхеса написан в жанре Сада, о котором он пишет.
**************
159. *Lena 2021/05/19 20:48
> > 158.Колышкин Владимир Евгеньевич
Я заметила несколько деталей Сада в том рассказе, не желаете привести нам свои рассуждения по таким точкам в том рассказе?
**************
160. *Колышкин Владимир Евгеньевич 2021/05/19 20:51
> > 159.Lena
>> > 158.Колышкин Владимир Евгеньевич
>Я заметила несколько деталей Сада в том рассказе, не желаете привести нам свои рассуждения по таким точкам в том рассказе?
Я его читал давно и смутно помню сюжет. А перечитывать неохота.
Вам если не трудно, расскажите в кратко, что за "точки" Вы имеете в виду?
**************
161. *Lena 2021/05/19 20:57
> > 160.Колышкин Владимир Евгеньевич
>> > 159.Lena
>>> > 158.Колышкин Владимир Евгеньевич
>>Я заметила несколько деталей Сада в том рассказе, не желаете привести нам свои рассуждения по таким точкам в том рассказе?
>
>Я его читал давно и смутно помню сюжет. А перечитывать неохота.
>Вам если не трудно, расскажите в кратко, что за "точки" Вы имеете в виду?
В рассказе идет речь о книге "сад расходящихся тропок" которая представляет собой роман-лабиринт, построенный по определенным законам.
В рассказе много места занимают именно о структуре этой книги и примеры из нее. И читая эти примеры обращаешь внимание на то, что они похожи на эпизоды рассказа. И до последней своей строчки рассказа это происходит. Рассказ построен на принципе, о котором он рассказывает.
**************
199. *Зарядка для ума 2021/05/20 23:41
Хорхе Луис Борхес. Сад расходящихся тропок
1.а Значит, Рунеберг арестован или убит**
1.б ** Нелепый и сумасбродный домысел. Прусский агент Ганс
Рабенер, он же Виктор Рунеберг, бросился с пистолетом на
капитана Ричарда Мэддена, явившегося к нему с ордером на арест.
При самозащите капитал ранил Рунеберга, что и повлекло за собой
смерть последнего. -- Примеч. издателя.
2. Несуразность: Из текста:
что предполагавшееся на участке Сер-Монтобан (где-то в районе Тулузы)
24 июля 1916 года наступление тринадцати британских дивизий
(при поддержке тысячи четырехсот орудий) пришлось отложить до
утра двадцать девятого.
По серому небу черкнула птица и представилась мне самолетом, роем самолетов над Францией, громящих своими бомбами артиллерийский парк.
что я знаю Тайну -- точное название места в долине Анкра, где
расположен новый парк британской артиллерии.
> мне поисковик ничего не выдал по запросу долина Анкра, предлагал Анкару, а это от Сер-Монтобан далековато. Но при запросе Анкра выдал ряд названий различных компаний и фамилий.
3. "Вечер стоял задушевный, бескрайний".
>- Так не мог написать китаец, это вольность или переводчика или автора. У них принцип созерцания даже в даосизме или у японцев СОЗЕРЦАНИЕ - основа познания.
4. "За прутьями угадывалась аллея и нечто вроде
павильона. И тут я понял: музыка доносилась отсюда, но что
самое невероятное -- она была китайская. Поэтому я и
воспринимал ее не задумываясь, безотчетно. Не помню, был ли у
ворот колокольчик, звонок или я просто постучал. Мелодия все
переливалась".
> а это вообще бред и вымысел. Звоночки, деревянные, металлические или любые другие источники звука, которыми играет ветер. Это их, а ни какой ни патефон и описывал уже не сын своей земли. Т.е. то, что это якобы из рукописи ложь и вымысел. Такое китаец написать в те времена не мог.
5. К расходящимся тропкам имеет так же рассуждения Альбера с вечерним гостем про друг-враг.
6=>1. И замыкает круг слова:
"Остальное уже нереально и не имеет значения. Ворвался Мэдден, я был арестован. Меня приговорили к повешению".
>Если у вас найдутся примеры сада в самом саде я с интересом их прочитаю.
И напоследок: "Что-то -- наверно,
простое желание убедиться в ничтожности своих ресурсов --
подтолкнуло меня осмотреть карманы. Там нашлось только то, что
я и думал найти. Американские часы, никелевая цепочка с
квадратной монетой, связка уличающих и уже бесполезных ключей
от квартиры Рунеберга, записная книжка, письмо, которое я
собирался тут же уничтожить, но так и не уничтожил, крона, два
шиллинга и несколько пенсов, красно-синий карандаш, платок,
револьвер с одной пулей".
Довольно странный участок текста. Такое впечатление, что он проверял карманы не своей одежды... И нашел там то, что и ожидал.
**************
202. *Такто 2021/05/21 05:49
> > 199.Зарядка для ума
>Хорхе Луис Борхес. Сад расходящихся тропок
>что я знаю Тайну -- точное название места в долине Анкра, где
>расположен новый парк британской артиллерии.
Вот это у меня вызвало чувство смыслового диссонанса...
Какую "великую Тайну" он знает?..
Не Тайну времени, не Тайну бытия, не Тайну жизни и смерти... А всего лишь место, где расположена чья-то там артиллерия!..
Да кому она нужна, эта дурацкая "тайна", которую забудут через мгновение истории даже лично причастные...
И вот ради такой ерунды - чтобы победила одна из сторон на текущем участке фронта - он убивает носителя настоящей Мировой Тайны....
Притом, что и немцы, и англичане этому китайцу глубоко внутренне чужие, и он руководствуется не высокой идеей самопожертвования во имя Родины или победы мировой справедливости, а просто хочет угодить хозяевам, которые - он это знает - его презирают...
Этот китаец, созданный воображением Борхеса - какой-то фантастический зомби, а не человек здравого смысла - от таких можно ждать, чего угодно...
:)
**************
206. *Сфинкский 2021/05/21 13:27
> > 202.Такто
>> > 199.Зарядка для ума
>>Хорхе Луис Борхес. Сад расходящихся тропок
>
>>что я знаю Тайну -- точное название места в долине Анкра, где
>>расположен новый парк британской артиллерии.
>
>Вот это у меня вызвало чувство смыслового диссонанса...
>
>Какую "великую Тайну" он знает?..
>
>Не Тайну времени, не Тайну бытия, не Тайну жизни и смерти... А всего лишь место, где расположена чья-то там артиллерия!..
>
>Да кому она нужна, эта дурацкая "тайна", которую забудут через мгновение истории даже лично причастные...
>
>И вот ради такой ерунды - чтобы победила одна из сторон на текущем участке фронта - он убивает носителя настоящей Мировой Тайны....
>
Лабиринт как метафора бытия о полном отсутствии в ней порядка, ибо единственный порядок, наблюдаемый им в ней, - это вечно повторяющийся беспорядок --- это бесконечная случайная символическая последовательность, пример которой - нелинейное отображение единичного квадрата на себя, которое демонстрирует хаотическое поведение - динамический хаос.
За повторение беспорядка отвечает требование неустойчивости касательного преобразования. То есть ежели начать описывать касание к каждой точке в четырех местах ей принадлежащих, соответствующих противоположным, а также прямым и обратным ориентациям, то одно преобразование наводит хаос, а удвоенное - порядок в нем. Вот нулевом обьекте из теории категорий - в нейтральном двусторонем элементе его, есть коэфициент удвоения, который удвоив действие начального обьекта активирует терминальный обьект (в нем - динамический хаос), а удвоение терминального обьекта активирует начальный (первичный порядок).
Бесконечная случайная символическая последовательность - это последовательность начального обьекта в терминальном обьекте. Случайность задается тем, что начальный обьект распределен не в одном, а в разных (6) порядках, которые задаются 7 (3+4) или 15 обьектами нулевого обьекта, в зависимости от вида обобщения.
Кстати о случайностях - стоит начать рассматривать случайное событие в 6 порядках, оно становится закономерным. Порядок - это группировка всего многообразия величин в соответствии с математическими закономерностями, которые сводятся в самом общем виде к 3 зависимым преобразованиям + 4 независимым. 6 независимых уже дадут тензор напряженности и новый порядок в нём.
Но человеку слабо рассматривать событие в 6 порядках, в 3-х то теряется. Да и в двух тоже.