Яблонский Эдуард Генрихович : другие произведения.

Привет братец!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Привет братец!
  Очень мне интересна твоя жизненная философия - та философия, которая позволяет оставаться трезвым долгие годы. Слушая тебя на группе, я ловлю себя на мысли, что ты, наконец-то, обрел ту незыблемую внутреннюю "точку опоры", которая позволяет тебе трезво и здраво оценивать себя, свою жизнь, поступки, взаимоотношения и т.д. При этом, одновременно, я усматриваю в твоей доктрине, насколько о ней можно говорить "навскидку", глубокую внутреннюю ложь.
  В твоих словах мне удалось услышать множество жизнеутверждающих оттенков, которые, вкратце, можно охарактеризовать, как стремление к духовной эволюции, заключающейся в личном пересмотре отношения к окружающему миру. В твоем (насколько мне удалось понять своим скудным умом) представлении мир - безусловно хорош и правилен; неправильно, в общем смысле, только отношение человека к окружающей объективной действительности со всеми вытекающими из этой "неправильности" последствиями. То есть, - считаешь ты, - измени я негативное отношение к миру на позитивное, - и все разом изменится. Во всем этом я усматриваю явную тенденцию твоей мысли к основным положениям восточной философии.
  Китайский мудрец Ван Гэнь, например, говорил - "любое воздействие на общество и мир возможно лишь воздействием на самого себя". С подобным утверждением трудно не согласиться. Хотя есть и оговорка. И она весьма существенна. И она, опять-таки, сводится к указанной мною выше предпосылке, что мир по своей природе хорош. Эта установка традиционно присуща восточному мировоззрению. Но для меня, как человека западного, подобное представление о мире не является бесспорным. Почему, собственно, я должен допускать, я бы даже сказал, конституировать, что мир подлинно хорош? Да, в моем воспаленном воображении алкоголика он может казаться то хорошим, то плохим - в зависимости от перепадов настроения. Но, в любом случае, то, что я думаю о мире, и то, что он подлинно есть - не одно и то же. И именно эта гносеологическая предпосылка является для меня аксиомой. Можно сказать и более: мир в отношении меня вообще нейтрален. По большому счету ему (миру) до меня нет никакого дела, и если я его не трогаю, то и он, в свою очередь, не трогает меня. Материальная вселенная существует по своим законам; законам хотя и совершенным, но не абсолютным, время от времени дающим "сбои", которые могут отразиться, а порой еще и как, на моей жизни. Это правда. Поэтому окружающий меня мир, несмотря на всю его гармоничность и глубину я не могу принимать за Абсолютное Начало, т.е. Бога. А если мир в своем составе все же имеет некую онтологически ему присущую несовершенность, то никакое мое личное совершенствование в своем пределе, не в состоянии изменить, или хоть как-то повлиять на совершенствование мира. Иначе говоря, сколько бы я духовно не совершенствовался - это мое совершенствование не является достаточным (говоря математическим языком) в абсолютном смысле условием улучшения окружающей действительности. Если бы это было не так, то люди давно бы уже пребывали на "небесах", а не на "грешной земле".
  Подобное представление, однако, отнюдь не означает, что я и вовсе не должен духовно изменяться, преобразовывать свою несовершенную духовную природу. Я говорю лишь о том, что в моей личной духовности нельзя искать и видеть причину Абсолютного Смысла и цели Бытия. Хотя и здесь некоторые находят оговорки. Иные "мудрецы" выдумали термин "бытие-для-себя" и придали ему статус Абсолюта. Поэтому понимание Бытия, которое я формулирую как живое самораскрытие Реальности им чуждо и непонятно. Они не могут или не хотят выйти за рамки своей субъективности.
  Всю эту длинную и, на первый взгляд, нудную философскую "преамбулу" я написал для того, чтобы хоть как-то опредметить свое отношение к той идеологии, которую я конкретно услышал в твоих словах относительно Высшей Силы и которая, до известной степени, претит моим духовным принципам. На группе ты старательно уходишь от разговоров о Высшей Силе (как-то раз ты выразился, что у тебя с Ней "свои отношения"). Не особо ты охотлив и до слова "Бог". Почему? Не хочешь делиться сокровенным? Может быть, не разделяешь взгляды большинства? Боишься быть непонятым? Услышать не то, что хотелось бы? Лично я склоняюсь к последнему. Где же тот Бог, которому ты служишь? И как ты Его понимаешь?
   Я вижу твоего бога в эклектичном и причудливом симбиозе пантеизма и агностицизма. В таком случае получается, что Бог, Творец Вселенной, в том смысле, как Его представляет христианство , да и, вообще, все монотеистические религии, для тебя либо умер, либо Его вообще не было. Это - если быть честным до конца. Но тогда , что же двигает тобой в стремлении возрастать духовно, меняться? Где та "движительная" сила? Скажешь: "Она внутри меня". Но если эта "движительная" сила есть в тебе,- значит ты и есть бог, по крайней мере в своей самодостаточности и автономности. Нет, здесь явная ошибка. Потому, что если ты бог, ты не можешь не быть совершенным, ты просто обречен на совершенство. А по факту - все иначе. Значит, то, что "двигает" тебя в развитии твоего духа никак не может находиться внутри. Ты, конечно же, можешь сказать, что "я - частица божества". Но где, - в таком случае, - целое? И если оно, все же, существует, то как оно может быть совершенным, будучи соединенным с несовершенными частями? Опять "нестыковки". И,вообще, все ли в твоей мотивации от Бога? Для человека, исповедующего христианское мировоззрение, ответ, безусловно, будет отрицательным. Но у тебя, похоже, иной подход. Однако, каким бы он ни был, он позволяет тебе оставаться трезвым. Хотя, честно говоря, оставаться трезвым, можно и не исповедуя трезвого, в нравственном отношении, учения, которое, одно только и является истинным, а пребывая в "мудрствовании лукавых учений". Трезвость и нравственность - не синонимы.
  К моему письму прошу не относиться как к критике. На самом деле, твое мировоззрение мне неизвестно. Здесь я, по большей части, веду полемику с самим собой, пытаясь разобраться в той внутренней раздвоенности, природа которой в шаткости и неукорененности моих духовных ориентиров. Поэтому я должен избавиться от того, что мне мешает в процессе духовного становления и тот эмоционально-интеллектуальный фон, который рождают во мне твои искренние и незамысловатые речи мне всегда в помощь. Трезвости тебе и будь здоров.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"