Яблонский Эдуард Генрихович: другие произведения.

Живое знание в гноселогоии С.Франка

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Загадка Лукоморья
 Ваша оценка:


Живое знание в гносеологии С.Л. Франка.

   Как писал сам С.Л. Франк, основной идее своего творчества он усматривал в оправдании идеи "Богочеловечности". И действительно, вслед за Владимиром Соловьевым вся его сознательная творческая жизнь посвящена развитию "Богочеловеческой философии". Раскол мира между тварным и Божественным, духовным и материальным, светлым и темным (свет во тьме светит, и тьма не в силах поглотить его), по мнению философа, несмотря на весь свой трагизм может быть преодолен человеком только с помощью знания. Но какого знания? Франк называет его Живым Знанием. Философ также определяет его как некую попытку "рационально выразить сверхрациональное существо реальности". Это знание является первичным и предстоит человеку не извне, но, скорее, открывается изнутри. "Наша мысль рожается и действует как-то из глубины самой открывающейся реальности, совершается в самой ее стихии". В связи с этим и познание реальности есть то, что последняя открывает нашей мысли, являясь при этом самодовлеющим и самодостаточным бытием. Поэтому, в отличие от гносеологии Декарта (Cogito ergo sum) у Франка мысль вторична реальности. Не предметное знание, как внешнее наблюдении бытия, но знание, вынашиваемое в глубине жизненного опыта является ключом в осмыслении целокупного бытия человека.
   Глубоко ошибочной, согласно мировоззрению Франка является философская традиция, берущая начала еще с античной натурфилософии, где знание понимается только как осмысление внешней по отношению к человеку эмпирической действи-тельности. И ошибочность такого взгляда заключается, прежде всего в том, что из континниума объектной действительности выпадает человек, как осмысляющее звено этой самой действительности. "На удивленный вопрос людей, которым чужда эта идея живого знания: "что же еще нам может быть дано знать, кроме всей совокупности объектов нашего знания?" - есть ближайшим образом один простой и самоочевидный ответ: за пределами всего мира объектов знания остается по крайней мере сам умственный взор, на него направленный".
   Реальность в философии Франка "есть реальность, в которой "объект" совпадает с "субъектом"". "Принадлежа к составу сферы внутренней жизни человека ... содержание душевной жизни человека... само собой входит в состав объективной действительности". Иначе говоря, реальность объемлет также и внутренний мир человека. Поэтому справедливее было бы говорить что реальность открывается даже не человеку в его субъективности, и уж тем более не человек самолично открывает ее актом своего воления, но реальность открывается самой себе, "в силу того, что самое ее бытие есть непосредственное бытие для себя, самопрозрачность". В процессе самораскрытия реальности в рационально немыслимых ее глубинах появляется осмысляющий компонент - человек, вербализующий единую, всеобъемлющую, сверхлогичную и сверхрациональную реальность в конечных понятиях множественности, логики и рациональности ее составляющих. Именно здесь происходит "сбой" в работе осмысляющего компонента - человека. Целостное знание-жизнь разбивается на миллионы "осколков-понятий", имеющих отвлеченно-ограниченный характер и тем самым активно препятствующих истинному целокупному осмыслению подлинного бытия. Здесь гносеология Франка близка христианской, где подлинное знание конституируется через Откровение Божье, но об этом несколько позже.
   Универсальность религиозно-философских взглядов Франка состоит в первую очередь в том, что они "не грешат" крайностями и категоричностью формулировок. А именно: в строгом смысле слова Франк не идеалист но, что уж совершенно очевидно, и не материалист. Он признает одинаково "реальными" и дух и материю. Просто вектор самораскрытия реальности направлен от идеального к материальному. Подобная парадигма бытия вообще присуща русской религиозно-философской мысли. Однако, пожалуй, только у Франка идея знания, как переживания, внутреннего опыта, живого знания получила столь мощное развитие. В подтверждение этого философ пишет: "Именно потому, что живое знание открывает нам глубинное измерение бытия, недоступное объективному, предметному познанию, совершенно безнадежна попытка охватить бытие в его целокупности, понять его до конца, оставаясь в пределах "объективной действительности" и строя "систему онтологии"". Но возможно ли это в принципе? Каким образом возможно познание реальности если отсутствует необходимый "познавательный инстру-ментарий"? Оказывается такая возможность все-таки существует. Философ называет ее трансцендированием. Душа, хоть и является "внутренней вселенной человека", отнюдь не статична, ее движение направлено вовне. Реальность, переживаемая человеком, движение души ею порождаемое "немыслимо иначе, как в связи с чем-то иным, ему запредельным". Можно сказать иначе: путем внутренней духовной медитации, самоуглубления, человеческое "я" постепенно переходит в "не-я", в то, что уже не может быть "моим", причем граница этого перехода неопределенна и вообще "размыта". То есть человек, имеющий опыт духовного сосредоточения ощущает субстанциональное сродство своего "я" - частного и дискретного, с "Я" целого и непрерывного. Где "я" маленькое переходит в "Я" большое и соединяется с ним может подсказать только мистический опыт человека, то что Франк называл еще умудренным неведением.. Подчеркивая это философ пишет: "...основоположная черта моего "внутреннего бытия" есть имманентно присущий ему момент трансцендирования - соучастия в бытии за пределами самого себя". Более того, реальность вообще может восприниматься человеком только в форме антиномичного знания, то есть то, "что мы разумеем под реальностью, должно одновременно и выходить за пределы всего логически определенного и все-же быть чем-то определенным". Или, реальность - это такое единство, в котором противоположности совпадают.
   Из принципа трансцендирования, Франком выводится его доктрина Богочеловечности. В самом деле, Абсолют в философии или Бог в религии смело могут быть названы непознаваемым. В апофатическом богословии Бог мыслится как отрицание всего мыслимого вообще. В философии Канта Бог - это "вещь в себе", непознаваемое, то есть неразложимое в категориях рассудка единство. Именно поэтому любое богопознание возможно лишь постольку и в той степени в какой сам Бог раскрывает себя человеку. При этом, человек, даже не имея положительного знания о Боге, интуитивно стремится к Нему внутренне ощущая себя одиноким в холодной и враждебной стихии "объективной действи-тельности". Иначе говоря, человек нуждается в той силе, которая спасала бы его от бедствий как природного, так и душевного порядка, которые ежечасно и ежеминутно подтачивают жизнь человека, неминуемо ведя к погибели. "Чтобы спасать нас от мира, эта сила должна быть в состоянии компенсировать страдания, причиняемые внешними бедствиями, более глубоким и полным удовлетворением исконных подлинных потребностей нашей души". Поэтому к спасательной реальности человек переносится освобождаясь от своей субъективности и, одновременно укореняясь в этой Абсолютной реальности, реальности Бога (Бог открывается мне непосредственно лишь в составе нераздельного единства "Бог и я). Итак, единственным удовлетворением человеческого духа является его устремленность к Богу. При этом, если глубинным онтологическим основанием как человека, так и эмпирической действительности является реальность, то вершиной всего бытия в его полноте и неисчерпаемости становится Бог. Будучи укорененным в реальности, имея двуединую (духовно-материальную) природу и носителем живого знания человек становится свидетелем и одновре-менно соучастником величайшей духовной мистерии самораскрытия Божественного бытия.
  
  
   Семен Франк. Реальность и человек. /Издательство РХГИ, Санкт-Петербург 1997, стр. 4
   там же стр.7
   там же стр.27
   там же стр.35
   там же стр.44
   там же стр.69
   там же стр.97
   там же стр.112
   там же стр. 52
   там же стр.59
   там же 65
   там же стр.159
   там же 182
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"