Ядне Нина Николаевна : другие произведения.

Антипаюта - моя родина (глава из трилогии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.12*9  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предание гласит, что странное название посёлка Антипаюта произошло таким образом: в верховьях, в 40 километрах выше по течению, две реки слились в одну и дали многоводную реку Паюте. На одном из её притоков жил старец Нгандеё Ядне. И первые русские, появившиеся в конце двадцатых годов нашего столетия, не могли выговаривать имя старца Нгандеё, а стали называть Анти. Отсюда появилось название посёлка Антипаюта. Ядне Нина Николаевна. Книга "Я родом из тундры" - стр. 30. Издательство ППО "Известия" 1999 г. Москва.


Ядне Нина Николаевна.

Антипаюта - моя родина

(глава из трилогии "Я родом из тундры").

   Среди развалин и воды находится мой родной посёлок Антипаюта, что в Тазовском районе. Здесь расположен и всё ещё жив совхоз "Антипаютинский", где трудится свыше трёхсот человек. Работают рыбкооп, больница, узел связи, средняя школа-интернат, вновь организованное на базе экспедиции глубокого бурения жилищно-коммунальное хозяйство, аэропорт и ряд других мелких предприятий. Давно прекратилось всякое строительство. Посёлок весь из старых построек тридцатых годов двадцатого века, жилые дома почти все превратились в развалины.
   По данным администрации посёлка, в посёлке Антипаюта проживает 1955 ненцев, 227 русских и 85 человек других национальностей. В основном здесь люди живут за счёт продажи рыбы лучших пород и содержания личных оленей.
   Раньше у совхоза на рыбодобыче насчитывалось более 80 добытчиков, а сейчас - считанные единицы. В поисках лучшей жизни и сбыта продукции северяне переместились на левый берег Тазовской Губы, где проходят морские суда. Там продукцию людей тундры покупают работники станций, вахтовики и жители посёлка Ямбург. Часто залётные вертолёты садятся к промысловикам.
   Хуже всего приходится тем, кто нигде не работает. Им нельзя ловить рыбу в устье реки Антипаюта, угодья считаются государственными, и там ловят рыбу совхозники. Местная рыбоохрана не даёт покоя рыбакам-любителям, которые тоже хотят кормить свою семью и купить самые необходимые продукты и вещи.
   Народ обнищал, многие пьют водку, продают последние вещи, сети. Старики еле сводят концы с концами. Молодёжь без работы и будущего. Из нашего посёлка Антипаюта мало кто учится в училищах и институтах. Причина всё та же - отсутствие средств.
   Но есть люди, которые быстро поняли, как развернуться, чтобы разбогатеть. Одни стали ловить много рыбы и нашли себе постоянных клиентов, другие ждут зимой коммерческих вертолётов и находят сбыт своей продукции, третьи привозят товары на теплоходе и приторговывают, а есть люди, их несколько человек, которые постоянно (днём и ночью) торгуют водкой и на этом уже сколотили немалое состояние. Людей, которые имеют хорошие деньги, в Антипаюте человек 15-20. А остальные перебиваются от зарплаты до аванса, пенсии и жалких детских пособий.
   Вокруг посёлка Антипаюта много чумов пенсионеров, безработных, одиноких и безоленных ненцев. Раньше я насчитывала чумов семьдесят, а последние годы их стало втрое меньше. Многие молодые люди ходят на работу из чума.
   Предание гласит, что странное название посёлка Антипаюта произошло таким образом: в верховьях, в 40 километрах выше по течению, две реки слились в одну и дали многоводную реку Паюте. На одном из её притоков жил старец Нгандеё Ядне. И первые русские, появившиеся в конце двадцатых годов двадцатого столетия, не могли выговаривать имя старца Нгандеё, а стали называть Анти. Отсюда появилось название посёлка Антипаюта.
   В 30-е годы посёлок начал строиться на сопках в глубине тундры. Чтобы быть поближе к морю, к рыбе, колхозники спустились на один из островов в затопляемую пойму и стали строить дома. Но не подумали о том, что через несколько десятилетий посёлок разрастётся и потомки весной, в половодье, во время большого прилива, будут ездить на работу, в магазин и в гости друг к другу на лодках. Это бывает самое весёлое время, когда случаются всякие истории, и люди потом месяцами рассказывают курьёзные случаи из жизни односельчан.
   Лет двадцать пять назад я летела на вертолёте в посёлок в конце июня и, посмотрев вниз, увидела, что по реке вслед за всякими сараями плывёт... поселковая баня!
   Одно время, когда председателем сельсовета был Ф. А. Набатов, депутаты решили перенести посёлок Антипаюта снова на сопки, которые далеко видны на горизонте. Но вскоре Набатов умер, и всё остановилось.
   А паютинцы привыкли к местонахождению своего посёлка, и им кажется, что лучшего в мире нет. Здесь живут третьи или четвёртые поколения русских и немцев, ненцев и людей других национальностей. Здесь живут мои родные.
   Посёлок пока ещё жив, молодёжь женится, рождаются дети, а старики уходят в мир иной. Жизнь продолжается. Каждую весну или лето я жду встречи с моей малой родиной и возвращаюсь сюда с великой радостью.
  

Ядне Нина Николаевна.

  
  
  
   1
  
  
  
Оценка: 4.12*9  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"