Эту удивительную историю я слышала от разных людей и в разных местах: в Антипаютинской и Находкинской тундрах, от ненцев - жителей посёлков Антипаюта, Находка, Тазовский и Газ-Сале Тазовского района Ямала. Разумеется, варианты толкования отличались друг от друга.
Очень долго думала и решила написать лишь после того, как одна из дочерей шамана сказала мне: "Пишите, Нина Николаевна, Вам мы доверяем потому, что Вы - наша землячка и цените обычаи и традиции своего ненецкого народа и думаем о том, что Вы напишете о шамане очень аккуратно и деликатно. Знаете ли Вы о том, что настоящая фамилия нашего отца была... другая?!"
Года три назад в больнице посёлка Тазовский завершил своё земное каслание шаман Енара Салиндер. Это был мужчина среднего роста, коренастый, быстрый в движениях. На его смуглом лице сияли светлые карие глаза, чёрные негустые волосы обрамляли приятное лицо с небольшим носом и волевым подбородком, а натруженные руки всегда были загорелыми, потому что он постоянно занимался чем-то: чинил лодки, нарты, плёл тынзяны (арканы из оленьих шкур), делал разные вещи, необходимые в быту, чинил сети, ловил рыбу в студёной Тазовской Губе... В его паспорте значилась дата его рождения - 1 мая 1924 года, хотя в те далёкие времена ненцы из Антипаютинской тундры, откуда он родом, никогда не знали даты своего рождения и тем более не имели свидетельства о рождении. Для нас, тундровых ненцев, дата рождения человека никогда не имело особого значения, старейшины рода говорили так: когда родился этот человек, то в том году погибло много оленей от страшной болезни в тундре или тогда, когда в конце зимы закончилась война... Письменности у ненцев долгое время не было и потому в памяти народа запоминались лишь особые приметы природы, случаи из жизни, важные или необычные события. В шестидесятые годы прошлого столетия во время массовой паспортизации жителям тундры и посёлков работники сельсоветов написали всем, особенно старшему поколению, приблизительный возраст: число, месяц и год рождения. Возраст определяли на глаз и потому многие дети оказались старше своих родителей. Но, может быть, Енара действительно родился 1 мая 1924 года. Интересен тот факт, что шаман Енара Салиндер умер именно 1 мая, но... уже 2005 года. В этом тоже есть что-то магическое и загадочное.
По своему происхождению Енара был незаконнорождённым. Его мать была работницей богатых ненцев из Антипаютинской тундры. Мало кто помнил его мать, но Енара знал то, что его мама была красивой женщиной и большой мастерицей по пошиву одежды. В те годы незаконнорождённых детей в тундре не воспринимали, даже не признавали. Это считалось большим грехом и позором.
Однажды хозяин стойбища отправил свою работницу, мать Енары, в далёкое стойбище своих родственников для работы с большим стадом оленей, которых нужно было отправить на север.
В это время в стойбище хозяина заболели олени болезнью "Ты хабча". Хозяин-старик решил накормить мясом больных оленей некоторых своих собак, которые не выдержали такого испытания и сразу же подохли.
Потом старик накормил мясом от больных оленей маленького мальчика Енар, которому к тому времени было около четырёх лет. Имя мальчика по-ненецки действительно был Енар. "Енар ни нга! Енар вуни нга!", что в переводе с ненецкого на русский язык буквально означает: "Что-то ерундовое, ничего не значащий".
Это был намёк на его происхождение. Позже русские люди стали писать и называть его Енара Салиндер. Фамилия Салиндер досталась ему от хозяев, где работала его мать.
А тогда, в отсутствие матери, старики так плотно накормили мальчика Енар мясом, что он сразу же сильно заболел. К вечеру второго дня малыш уже не подавал никаких признаков жизни. Старик понял, что мальчик умер, и принял решение оставить его на той стоянке, где стоял чум.
Как положено в таких случаях, ребёнка одели, укутали, поставили на нарту, на саване сделали прорезь над лицом, как принято у ненцев (издревле ненцы считали, что покойник после смерти, возможно, будет дышать и будет жить своей новой жизнью на том свете), но не забили для него ни одного оленя, а сами уехали подальше от этих мест.
Спустя много лет сам Енара Салиндер вспоминал и рассказывал людям тундры следующую историю из своей жизни:
" ... Давно это было. Хозяева оставили меня одного. Это было зимой, может быть даже в начале весны, когда кое-где сквозь снег стала появляться земля. Помню тот момент, когда очнулся оттого, что кто-то обмахивал моё лицо чем-то мягким и влажным... Кто-то лил в рот водичку. Открыл глаза и увидел, что надо мной летала большая белая птица, которая обмахивала моё лицо мокрым крылом и водил им по моим губам. Мне от влаги, которая попадала в рот, стало лучше. Потом снова потерял сознание...
Но этот кто-то клал мне в рот ягодки. Потом увидел над собой летающего большого белого лебедя, который тормошил меня, клювом хватал за одежду, пытался поднять с нарты, опустить на землю. Каким-то чудом я встал и двинулся за лебедем, а лебедь забегал вперёд и звал меня за собой...
Спотыкаясь, побрёл за лебедем, шли долго и вскоре оказались на новом чумовище, где жили хозяева и мать со своим мужем. Отчим, увидев меня, сильно удивился, но сказал: "Ну что ж, коль суждено тебе жить, живи!"
Будучи юношей и взрослым мужчиной он изредка выходил на охоту, приносил в чум или дом гусей или другую дичь.
Но он никогда не стрелял в белых лебедей. Он бросал все дела, когда по весне раздавались клики лебедей, которые величественно летели высоко в небе, долго смотрел на них, любовался красивыми птицами, провожая взглядом и желая им счастливого полёта...
О чём думал шаман в эти минуты, теперь никто никогда уже не узнает.
Всю жизнь Енара считал лебедей священными птицами и ... своими братьями. Когда по весне в тундру прилетали лебеди, происходило чудо.
Что-то щемяще-родное, грустное и чудное будили эти пернатые в душе Енары. Он становился добрым, отзывчивым и мир казался ему совершенным и приветливым. Он запрягал свою лучшую упряжку из четырёх здоровенных серых оленей и выезжал в свою родную Антипаютинскую тундру, чтобы проведать старых друзей, дальних родственников, помогал всем, кто нуждался в его помощи, предсказывал будущее, общался с духами...
Енара рос трудолюбивым мальчиком, никогда не сидел без дела, стараясь научиться всему, что требовалось для жизни в суровых условиях тундры.
Тут пришла советская власть, его забрали в школу, но после трёх лет учебы он перестал учиться. С ним стали происходить странные вещи, но не каждому из ненцев дано было понять его душевное состояние.
Мальчик легко угадывал потерявшихся оленей, вернее их местонахождение, предсказывал погоду и будущее; лечил больных: приложив руку к голове больного человека, тот моментально чувствовал себя легче, нервных и беспокойных людей успокаивал. Часто предсказания юноши сбывались. Весть о колдовских чарах подростка молнией обежала всю тундру. Как-то в стойбище, где жил Енара, (а с этих пор его повсюду называли Енара Салиндер) приехал известный шаман Мертяко, который очень долго и внимательно присматривался к нему, поговорил и сказал: "Ты, Енара, наделён даром от Бога, ты станешь настоящим шаманом! Хочешь, я буду учить тебя? Тебе равных в нашей тундре не будет! Езжай со мной в мой чум!"
Так юноша стал учиться мастерству шамана. На это ушло более пятнадцати лет, а может и больше. Кто знает, ведь в тундре свои понятия обо всём: весна и лето - это один год, а осень и зима - это уже другой год.
Острый ум его впитывал в себя всё, словно губка, а беззаботная жизнь и душевное спокойствие не замедлили оказать своего влияния на Енару: он стал настоящим мужчиной, взгляд чудесных глаз приобрёл твёрдость, манеры стали изысканней, выступающие скулы и раскосые глаза как будто видели человека насквозь. Мудрый взгляд проницательных глаз подчёркивал принадлежность к какой-то особой категории людей, которые знали много тайн в этой и другой жизни.
Через много лет шаман Мертяко вручил ему пензер (бубен) и напутствовал в самостоятельный путь. Молодого шамана Енару приглашали во многие стойбища Антипаютинской и Находкинской тундры. Но советская власть не дремала. Вскоре за шаманство Енару посадили в тюрьму на три года. Но за эти годы неволи он не забыл навыки, переданные ему великим шаманом, который давно ушёл в мир иной. После выхода из заключения он переехал в Находкинскую тундру, хотел жить свободно, подальше от властей.
Енара женился на молодой вдове, женщине с двумя детьми. В семье рождались только девочки, а шаман мечтал о наследнике, которому хотел бы передать свой дар от Всевышнего. Но мальчик так и не родился. Ни в Находкинской, ни в Антипаютинской тундре он так и не нашёл себе способного ученика-преемника.
Многие ненцы считают, что дар шаманизма передаётся только одному человеку - сыну. Но тогда сын быстро уйдёт из жизни. Обычно шаман в зрелом возрасте начинал искать и выбирать себе преемника, чтобы передать ему свои навыки и знания. Енара долгие годы ждал и надеялся, что когда-то в тундре всё же появится мальчик, способный перенять у него этот божественный дар.
Проходили годы. Енара работал, рыбачил, семья росла, детей (приёмных и родных) он одинаково лелеял и любил. В перестроечные годы Енара Салиндер снова привлёк к себе внимание властей, но это были уже, слава богу, другие времена.
Как-то районные власти сообщили ему, что пришло приглашение в Москву, где собрали всех шаманов со всей России. Там среди многих сотен одарённых людей со всех концов страны ненецкий шаман Енара Салиндер показал всё своё умение, методы и мастерство. Компетентные профессионалы его официально признали настоящим шаманом.
В девяностые годы прошлого века и позже, он был, пожалуй, единственным действующим шаманом Находкинской тундры, иногда его приглашали в Антипаютинскую тундру по разным поводам, и он никому не отказывал. Главное предназначение Енары-шамана - провожать людей в другой мир, соблюдая ненецкий похоронный обряд. Он впадал в особое состояние, разговаривал с мёртвым человеком, спрашивал, от чего он умер, что не успел сделать в этой жизни, кому что сказать, отвечал на вопросы, передавал просьбы и последнюю волю покойника живым родственникам. В последние годы Енара Салиндер стал лечить людей от разных болезней.
Если его когда-то духи избрали своим посредником, то у него были незаурядные способности и познания в различных сферах жизни природы и общества, он владел приёмами и средствами народной медицины. В своей лечебной практике использовал различные травы, припарки, кровопускание, прижигание, широко применял психотерапию, внушение, мог оказать помощь при переломах и ранах, а также приёмы и средства чисто религиозные - заговоры, обряды, обереги и амулеты. Часто его приглашали в далёкие стойбища ненцев, куда брал с собой пензер и во время камлания, беседуя с больным, шаман отвлекал его внимание от страданий и боли. Тут главным было убедить душу вернуться или забрать душу, влияя на "духа", который украл её. Во время таких переговоров от шамана требовалось особое словесное искусство.
У ненцев бывают разные категории шаманов, а Енара относился к категории шаман-самбдорта (проводы в загробный мир) но, думаю о том, что он был носителем разных функций. Об этом говорит вся его непростая история жизни. Он был необычным человеком, фигурой, наделённым сверхъестественными способностями, общался с духами и посещал иные миры, отлично разбирался в явлениях природы, зверей и птиц. А лебедей считал священными птицами и когда кто-то в Находкинской тундре убивал лебедя, он с негодованием говорил: "Лебеди - мои родители. Не трогайте птиц!"
Каждую весну шаман уходил в тундру, подолгу бродил, с нетерпением ждал прилёта белых лебедей. Иногда Енара прикладывал к лицу лебединые перья, втягивал ноздрями далёкий дух, исходящий от маховых перьев, и глаза у него невольно делались мокрыми: это был запах прошлого, давно ушедших дней, запах того, что уже никогда не вернётся...
Некоторые рассказывают, что после его смерти в меховом подкладе подола его малицы обнаружили несколько пёрышек лебедя из крыла. Он возил их с собой по всей тундре, ездил в Москву на слёт шаманов. Некоторым образом лебединые перья стали своего рода амулетом.
Среди жителей тундры и посёлков Тазовского района Енара Салиндер пользовался авторитетом, ненцы его уважали, некоторые русские люди желали установить с ним контакт, привозили больных детей, родственников, просили наладить семейную жизнь, предсказать будущее.
Говорят, когда у Енары умерла жена, то он сказал: "Я остался один. За 7 отведённых мне лет я должен поставить на ноги своих детей, и они должны быть достойными людьми". После этого он прожил 7 лет и ещё 7 дней не дожил до 7 месяцев. У нас, ненцев, цифра 7 - священная, магическая.
Когда его похоронили, возвращаясь с кладбища, мужчины втыкали в снег по 7 еловых веток, а на гробе сбоку было сделано 7 дырок, сверху - одну большую. Это была последняя воля шамана.
Сегодня часто жители тундры вспоминают о том, как Енара во время очередного сеанса ставил перед собой чистое блюдце со спиртом или водкой, брал комочек чистого, только что выпавшего снега, глотал его, и из его рта выпадал камешек - если чёрный, то человек действительно болен, если белый - у человека всё хорошо. Белый камень считался амулетом, оберегом, его часто зашивали в малицу, чёрный камень тоже хранили, когда человек исцелялся - чёрный камень исчезал сам собой. Люди и сейчас с благодарностью вспоминают о шамане, ведь им теперь не к кому больше обратиться за помощью.
Но в те дни, когда великий шаман ушёл в мир иной, произошло ещё одно необычайное событие.
После того, когда родные шамана приготовили всё, что необходимо в таких случаях, когда покойник переночевал у себя дома последний раз, а после полудня, одетого в новую одежду покойника вынесли на улицу и поставили на нарту, соблюдая все похоронные ритуалы, зажгли маленький огонь около нарты, накрыли небольшой столик...
Люди стояли и ждали, когда будут закончены последние приготовления и процессия двинется далеко в тундру на родовое кладбище.
В начале мая в тундре очень холодно, хотя по календарю должны появиться первые признаки весны. В этот год зима долго не сдавала своих позиций.
...В тихом стоячем воздухе вдруг послышались далёкие звучные клики. Люди изумлённо вскинули головы, пошарили глазами по небу: перепутал что-то лебедь кликун, он никак не должен был находиться здесь зимой, что-то, видимо, в природе сместилось.
Клик одинокого лебедя возбудил в людях ликующее чувство, почему-то все горести и заботы отошли на задний план, они недоумевали и спрашивали друг друга: "Откуда взялся этот белый лебедь? В это время лебедей в тундре не бывает! Что его привело сюда?"
И только один древний старик негромко промолвил по-ненецки: "Хохорэй юнгумы ненеця сидянгм хосая!" ("Лебедь прилетел за душой исчезнувшего, ушедшего от нас").
Мы, ненцы, умершего человека покойником прямо не называем, а говорим уклончиво, как бы деликатно, осторожно по отношению к нему, ушедшему в иной мир: "Исчезнувший, ушедший от нас".
...Сначала этого лебедя, слетающего со священной нарты шамана, увидели другие люди - жители посёлка, после чего птица сделала три круга над двухэтажным домом, в одной из квартир которого жил шаман. Некоторые люди пытались подпустить птицу к себе, но она отлетала от них, изредка издавая жалобные клики.
Похоронная процессия медленно двинулась в путь, а белая птица с упорством следовала за этим печальным поездом, отчаянно махала крыльями и низко летала по направлению солнца. Потом резко поднялась в воздух и улетела в сторону солнца...
Очевидец этого события, который ехал последним на оленьей упряжке, потом объяснил поведение лебедя так:
"По всей видимости, ушедшему от нас всю жизнь помогала энергия солнца, птица об этом не скрывала. Лебеди - это души людей, этот лебедь прилетал за душой своего родственника. В душу лебедя навечно вселилась душа Енары и, может быть, птица унесла её с собой..."
Во всём этом есть что-то удивительно красивое, и всякий раз, когда я вспоминаю эту историю, меня охватывает волна тёплого чувства.
А ещё душу наполняет особое чувство гордости оттого, что настоящая фамилия великого шамана была... Ядне!