Ядне Нина Николаевна: другие произведения.

Урок ботаники

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
Уровень Шума. Интервью
Peклaмa
Оценка: 4.66*4  Ваша оценка:


Урок ботаники

  
   Филипп Степаныч, участник войны с фашистской Германи­ей, коренастый мужчина лет сорока пяти, работал учителем бота­ники в сельской школе. Был он в расцвете сил, чисто выбритое полное лицо излучало энергию, и всегда было красное. Потому ученики прозвали его Красный Филипп.
   Дело было зимой. В середине класса - одноэтажного дере­вянного домика с соломенной крышей и трухлявыми бревенча­тыми стенами - стояла обыкновенная русская печь, аккуратно натопленная школьной техничкой.
   Рядом с печкой на широкой скамейке возвышался огромный цилиндрический алюминиевый бачок с питьевой водой, на крышке бачка находилась литровая алюминиевая кружка. В трёх шагах от печки вёл свой урок Филипп Степаныч. Он перестал садиться на табуретку с тех пор, как порезал свои наглаженные синие га­лифе с лампасами осколком лезвия. Как говорят, обжёгшись раз, будешь дуть и на холодную воду. Кусочки бритвы он нахо­дил и во влажной тряпке для вытирания доски. Пятый "а" для него был непростым классом. Как бы там ни было, он чётко соблюдал пра­вила приличия: при входе в класс здоровался, чего не скажешь о многих учениках. Некоторые даже не вставали с мест. Но Фи­липп Степаныч никогда не искал виновного среди учеников и не жаловался завучу или директору.
   - Сегодня мы с вами рассмотрим тему "Разведение картофе­ля как отрасль растениеводства", но прежде давайте вспомним домашнее задание, - стараясь скрыть свое волнение, мягко про­изнес учитель.
   Его почти никто не слушал, кроме самых дисциплинирован­ных. Класс постепенно начал гудеть, как пчелиный рой, кто-то пел, кто-то разговаривал, некоторые мычали с закрытым ртом - 5 "а" стал неуправляемым.
   Каждый ученик был уверен, что знает все эти расте­ния, которые проходили за учебный год. С детства эти растения находились рядом, видели их и даже пропускали через свои же­лудки в сыром и варёном виде, знали наизусть, где они растут и на какой почве, какие необходимы условия для благоприятного возделывания той или иной культуры. Многим приходилось ран­ней весной в послевоенные годы выкапывать из-под земли мёр­злую прошлогоднюю картошку на колхозном поле и убегать от жестокого полевого охранника Ваньки Долгова; бывало, попада­лись в его руки, а он безжалостно их наказывал. Быть может, всё это и было оправданием такого поведения 5 "а" класса.
   Рядом с Митей за первой партой сидел очень тихий и самый послушный ученик Роля. Про таких говорят: мухи не обидит. Но всё же в этот раз Филипп Степаныч выбрал в жертву именно его, самого дисциплинированного: он заметил, как Роля разговаривает с сидящими за ним, и именно в этот мо­мент вызвал его к доске. Роля не слышал слов учителя и пото­му продолжал отвлекаться - он попросил всего лишь черниль­ницу. Участнику войны явно не по душе пришлось такое хам­ство: даже самый прилежный и образцовый ученик его не хочет слушать. Митя видел, как учитель со всей силы размахнулся кар­тофельной ботвой и направил на голову Роли большой пучок! Ему было жалко своего троюродного брата с кучерявыми светлы­ми волосами и чистыми голубыми глазами. Митя быстро среаги­ровал на этот мощный удар, на лету перехватил весомый пучок ботвы и резким движением на себя вырвал из рук "красного ко­мандира". От неожиданности учитель опешил, его огненно-ры­жие волосы над невысоким лбом вздыбились, в покрасневших глазах пылала злоба, и он бросился на ученика, который успел выскочить из-за парты и скрыться за печкой.
   Учитель молча схватил кружку, зачерпнул воды из бачка и погнался за Митей. Зрелище было забавное: разъярённый учи­тель с полной кружкой воды гоняется вокруг печки за дерзким учеником! Вдруг учитель остановился, подбежал к двери и зак­рыл её на ключ, чтобы заблокировать выход на улицу и тем са­мым скорее изловить "негодяя". Ученик занял оборону возле печ­ки, он понял: печка - это спасение, отходить от неё нельзя, ина­че настигнет Красный Филипп. В это время в голове ученика промелькнула спасительная идея, которой он тут же воспользо­вался: на бегу правым плечом ловко зацепил бачок с водой за ушко, бачок опрокинулся, и вся вода вылилась на подскочивше­го учителя. Весь класс громко хохотал, был очень доволен кон­цовкой этого спектакля.
   Так ни за понюшку табака Роля и Митя чуть было не зарабо­тали по полной программе: кто картофельной ботвой по голове, а кто и кружкой!
   А Филипп Степаныч стоял перед классом весь мокрый и жал­кий, трясся и дрожащими руками выжимал свои армейские гали­фе. На этом урок ботаники закончился, учитель открыл дверь.
   Вероятно, за четыре года непрерывной войны многие её уча­стники так крепко вжились в образ вояки, что на гражданке некоторые из них просто не могли жить мирно, без скандалов, постоянно искали себе врагов, чтобы сорвать на них накопившу­юся агрессию, охладить пыл. Видимо, поэтому указка или карто­фельная ботва долгое время служили приёмами насаждения пре­мудрости в головы учеников послевоенного периода.
  

Нина Ядне.

  

Оценка: 4.66*4  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Куст "Поварёшка"(Боевик) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Д.Дэвлин, "Особенности содержания небожителей"(Уся (Wuxia)) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик) О.Мансурова "Идеальный проводник"(Антиутопия) В.Бец "Забирая жизни"(Постапокалипсис) Д.Сугралинов "Дисгардиум 4. Призыв Нергала"(ЛитРПГ) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана"(Любовное фэнтези) Л.Джонсон "Колдунья"(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"