Ядне Нина Николаевна : другие произведения.

Урок ботаники

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.66*4  Ваша оценка:


Урок ботаники

  
   Филипп Степаныч, участник войны с фашистской Германи­ей, коренастый мужчина лет сорока пяти, работал учителем бота­ники в сельской школе. Был он в расцвете сил, чисто выбритое полное лицо излучало энергию, и всегда было красное. Потому ученики прозвали его Красный Филипп.
   Дело было зимой. В середине класса - одноэтажного дере­вянного домика с соломенной крышей и трухлявыми бревенча­тыми стенами - стояла обыкновенная русская печь, аккуратно натопленная школьной техничкой.
   Рядом с печкой на широкой скамейке возвышался огромный цилиндрический алюминиевый бачок с питьевой водой, на крышке бачка находилась литровая алюминиевая кружка. В трёх шагах от печки вёл свой урок Филипп Степаныч. Он перестал садиться на табуретку с тех пор, как порезал свои наглаженные синие га­лифе с лампасами осколком лезвия. Как говорят, обжёгшись раз, будешь дуть и на холодную воду. Кусочки бритвы он нахо­дил и во влажной тряпке для вытирания доски. Пятый "а" для него был непростым классом. Как бы там ни было, он чётко соблюдал пра­вила приличия: при входе в класс здоровался, чего не скажешь о многих учениках. Некоторые даже не вставали с мест. Но Фи­липп Степаныч никогда не искал виновного среди учеников и не жаловался завучу или директору.
   - Сегодня мы с вами рассмотрим тему "Разведение картофе­ля как отрасль растениеводства", но прежде давайте вспомним домашнее задание, - стараясь скрыть свое волнение, мягко про­изнес учитель.
   Его почти никто не слушал, кроме самых дисциплинирован­ных. Класс постепенно начал гудеть, как пчелиный рой, кто-то пел, кто-то разговаривал, некоторые мычали с закрытым ртом - 5 "а" стал неуправляемым.
   Каждый ученик был уверен, что знает все эти расте­ния, которые проходили за учебный год. С детства эти растения находились рядом, видели их и даже пропускали через свои же­лудки в сыром и варёном виде, знали наизусть, где они растут и на какой почве, какие необходимы условия для благоприятного возделывания той или иной культуры. Многим приходилось ран­ней весной в послевоенные годы выкапывать из-под земли мёр­злую прошлогоднюю картошку на колхозном поле и убегать от жестокого полевого охранника Ваньки Долгова; бывало, попада­лись в его руки, а он безжалостно их наказывал. Быть может, всё это и было оправданием такого поведения 5 "а" класса.
   Рядом с Митей за первой партой сидел очень тихий и самый послушный ученик Роля. Про таких говорят: мухи не обидит. Но всё же в этот раз Филипп Степаныч выбрал в жертву именно его, самого дисциплинированного: он заметил, как Роля разговаривает с сидящими за ним, и именно в этот мо­мент вызвал его к доске. Роля не слышал слов учителя и пото­му продолжал отвлекаться - он попросил всего лишь черниль­ницу. Участнику войны явно не по душе пришлось такое хам­ство: даже самый прилежный и образцовый ученик его не хочет слушать. Митя видел, как учитель со всей силы размахнулся кар­тофельной ботвой и направил на голову Роли большой пучок! Ему было жалко своего троюродного брата с кучерявыми светлы­ми волосами и чистыми голубыми глазами. Митя быстро среаги­ровал на этот мощный удар, на лету перехватил весомый пучок ботвы и резким движением на себя вырвал из рук "красного ко­мандира". От неожиданности учитель опешил, его огненно-ры­жие волосы над невысоким лбом вздыбились, в покрасневших глазах пылала злоба, и он бросился на ученика, который успел выскочить из-за парты и скрыться за печкой.
   Учитель молча схватил кружку, зачерпнул воды из бачка и погнался за Митей. Зрелище было забавное: разъярённый учи­тель с полной кружкой воды гоняется вокруг печки за дерзким учеником! Вдруг учитель остановился, подбежал к двери и зак­рыл её на ключ, чтобы заблокировать выход на улицу и тем са­мым скорее изловить "негодяя". Ученик занял оборону возле печ­ки, он понял: печка - это спасение, отходить от неё нельзя, ина­че настигнет Красный Филипп. В это время в голове ученика промелькнула спасительная идея, которой он тут же воспользо­вался: на бегу правым плечом ловко зацепил бачок с водой за ушко, бачок опрокинулся, и вся вода вылилась на подскочивше­го учителя. Весь класс громко хохотал, был очень доволен кон­цовкой этого спектакля.
   Так ни за понюшку табака Роля и Митя чуть было не зарабо­тали по полной программе: кто картофельной ботвой по голове, а кто и кружкой!
   А Филипп Степаныч стоял перед классом весь мокрый и жал­кий, трясся и дрожащими руками выжимал свои армейские гали­фе. На этом урок ботаники закончился, учитель открыл дверь.
   Вероятно, за четыре года непрерывной войны многие её уча­стники так крепко вжились в образ вояки, что на гражданке некоторые из них просто не могли жить мирно, без скандалов, постоянно искали себе врагов, чтобы сорвать на них накопившу­юся агрессию, охладить пыл. Видимо, поэтому указка или карто­фельная ботва долгое время служили приёмами насаждения пре­мудрости в головы учеников послевоенного периода.
  

Нина Ядне.

  
Оценка: 4.66*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"