Oahspe (написана в 1882 г) - это Библия, но не в традиционном понимании этого слова. В ней никто не говорит: Уверуйте и Вы спасётесь! Нет здесь и молитв, которые следует повторять слово в слово. Здесь не говорится, что нужно ходить в церковь, придерживаться праздников и постов, разрешающих пить и есть плоть в перерывах между ними. Как не нужны и сами церкви, храмы и их служители.
Примечательно, что только в Oahspe имеется полное и довольно правдоподобное описание возникновения всех основных мировых религий, сект и т.п., а так же показывается их примитивность и явные недочёты. Рассказывается о причинах их противоборства и о последствиях: масштабные войны, эпидемии и голодоморы.
В книге во главу угла ставится мудрость и вера в Создателя (не путать с Богом), в равноправии между ними, но вера не превозносится, как единственное, к чему стоит стремиться, как это делается в других религиях. В Oahspe не нужно ходить в церковь, чтобы 'пообщаться' с Богом. Создатель говорит в каждом из нас и его голос - это совесть человека.
Oahspe раскрывает суть своего учения постепенно. Читая о тех или иных событиях из истории нашей планеты и мироздания, так же важных для понимания всего смысла книги, читатель постепенно выстраивает целостную картину строения духовного, не видимого материальному человеку, мира (атмосферийного и эфирийного).
Oashpe побуждает человека к переосмыслению ценностей, поступков, отношения к другим людям и цели жизни. Примеры, показанные в этой книге, хоть и относятся, в основном, к делам духов (не материальным), но прививают ценности, которые мы утрачиваем, пребывая в мире, где жажда денег и власти давно пересилили мораль и человечность.
Oahspe наполняет жизнь смыслом, учит о добродетели и хороших работах; о самоотречении и любви; правосудии и правде; о мудрости и самоотречении; что Создатель - это всё, что мы видим вокруг, включая нас, что это Личность, достичь и постичь которую невозможно. Что нельзя убивать и делать зло. Что нужно не только проповедовать добро, но и практиковать его. О том, как важно делать добро, не заботясь о своих интересах; развивать свои таланты, личность и умения, чтобы не упасть в темноту, которая ведёт к развращённости и злу. Здесь повествуется о том, чем следует руководствоваться, давая милостыню, чтобы это не обернулось ещё большим злом для того, кто её просит.
Часть книги (Oahspe переводится, как 'говорит') посвящена описанию древнего Панического языка. К описанию приложены полный словарь и буквенные символы. При исследовании Панического (от названия затонувшего материка Пан) языка, он оказался комбинацией еврейского, греческого, латинского и китайского языков с примесью слов из диалекта американских индейцев.
Исследователь НЛО Джон Киль, много лет собиравший сведения о наблюдениях и контактах с НЛО и написавший затем книгу 'НЛО: Операция 'Троянский конь', сказал об этом:
'Чтобы составить такой язык, дантист Ньюбро, медиум, написавший Oahspe, должен был, при блестящих лингвистических способностях, потратить на это многие годы. Покопавшись в Oahspe, я обнаружил там много слов, которые, по утверждению контактёров, они слышали от обитателей НЛО.
Не многие имели терпение, а главное, должный запас знаний, чтобы прочесть Oahspe.'
В книге описаны многочисленные явления, которые мы, в своём материалистическом суждении, объясняем неправильно, а некоторые вещи, например, электричество или магнитное поле, вообще никак не объясняем (просто принимается, что это есть и точка).
Так же в этой книге можно встретить объяснение некоторых не поддающихся разумному объяснению явлений в нашей повседневной жизни. Например, интуиция, подталкивающая нас к принятию тех или иных решений, когда мы, впоследствии, не можем понять, почему поступили так, а не иначе. Особенно подвержены этому впечатлительные личности. Это объясняется тем, что разные духи вдохновляют людей к совершению тех или иных поступков. Однако никогда не знаешь кто из них - хороший или плохой - советует вам поступить так или иначе. Тем не менее, не стоит пользоваться таким объяснением постоянно, поскольку современная реклама и телевидение вдохновляют нас к ещё более сумасшедшим желаниям и поступкам.
Но не следует думать, что всему, сказанному в книге следует поверить и тут же применять. Нет, в ней, как раз и говорится, что слепая вера хуже, чем неверие, и что ничто не следует принимать на веру, если это не согласуется с вашим мировоззрением и вы не можете доказать это себе. Только размышлениями, с постепенным ростом мудрости и знаний, вы сможете принять то или иное.
Из осознания всего того, что описывается в книге, следует, что законы, которые даются нам свыше, подходят лишь для определённого периода времени, а посему чтение древних текстов и попытка следовать их наставлениям, даже если они действительно исходили свыше, не является путём, подходящим для человека с современными знаниями и устройством общества. Поскольку для каждого периода времени и общества необходимы различные инструменты и законы, которым следует следовать. Однако нужно признать, что общечеловеческие принципы гуманности и благодетели никогда не бывают лишними.
На протяжении книги (т.е. истории земли и её небес), требования к избранным, которые способны попасть в эфирию, постоянно меняются, в зависимости от обстоятельств, которые сложились на земле и на её небесах. Поэтому, чтобы понять какие обряды и традиции должен соблюдать смертный, следует прочитать всю книгу, а не зацикливаться на каком-то периоде.
Однако из каждого периода можно почерпнуть для себя полезные рекомендации для гармоничного проживания в обществе, не считая того, сколько там даётся общих моральных принципов, которым должен следовать любой человек, но, как и во всём остальном, соглашаться и принимать что-либо, он должен в соответствии с собственным ощущением морали.
В Oahspe Бог - это должность, назначаемая Создателем, Джеховихом (или Ормазд) на некоторое время в некоторой области Вселенной, т.е теле Создателя. У Богов есть много помощников, а именно, Лорды, Лорды Боги, под-Боги, у которых, в свою очередь, так же есть свои офицеры, маршалы, ашары и т.д. Таким образом, производится постоянный рост человека, начиная от смертной формы, затем рождение после смерти в духовном мире, в качестве бессмертной души, а через тысячи лет - обучение и рост к Свету и путешествия на огромных судах огня, становление в качестве Богов и Богинь, с постоянным ростом в неисчислимых эфирийных королевствах на всё более высоких небесах и так бесконечно.
Следует предупредить читателя, что некоторые абзацы обрываются на полуслове. Это не ошибка переводчика - таков исходный текст. Так же отсутствует страница: 191b. Вероятно, она была утрачена при переиздании книги, так как даже в печатном варианте 1912 г. этой страницы не оказалось.
Следует отметить, что при переводе не всегда удаётся передать смысл определённых обозначений. К примеру, у Богов есть подчинённые, которые здесь переведены, для упрощения восприятия, как слуги. Однако, у них нет непосредственных подчинённых, как и слуг, поэтому чётко обозначить то, что подразумевается, невозможно. Это как духи, которые просто находятся уровнем (рангом) ниже и не более.
Читатель также может ознакомиться с английской версией на сайте http://www.sacred-texts.com/oah/oah/index.htm, но следует помнить, что время от времени там встречаются опечатки (возможно, полученные при сканировании книги), а также часты слова, написанные на старый лад с добавлением приставки -th и другое. К примеру, слово are зачастую пишется, как art, или слово food, как foot, что вводит в заблуждение.
Цитаты:
Зараустра спрашивал у ИхуаМазда[Бог]: Зло - злое; а добро - доброе? ИхуаМазда сказал: Зло - это зло для человека, но зло не является злом для Ормазда [в данном случае, Создатель]. Добро - это добро для человека; но добро не является добром для Ормазда. Только два обстоятельства стоят перед Ормаздом; не зло и ни добро; а зрелость и незрелость. Для Ормазда, то, что человек зовёт злом - незрелость; для Ормазда, то, что человек зовёт добром - зрелость. (стих 8, глава Х, книга Слова Бога)
...
Тогда говорил ИхуаМазда: Два состояния принадлежат всем людям: вера и неверие. Они как потомство, что садится в душе людей в то время, когда ребёнок находится в лоне его матери; и когда он рождается в мир, они начинают расти в нём. Если человек будет удобрять только одно, то оно будет расти за счёт другого. Из-за неверия в человеке, он ищет правду и знания; но из-за веры в человеке, он находит счастье; но последнее может привести к глупости, и создать жестокость. Мудрец, поэтому, это тот, кто придерживается этих двух талантов, равномерно уравновешенных. (стих 32, глава ХII, книга Слова Бога)
...
ИхуаМазда сказал: Если человек не может понять вещь, он кричит, ЧУДО! Теперь Я объявляю, что ни Я, ни Зараустра не сделали никакого чуда. И всё же для смертных эти вещи - чудеса! Если так, разве человек не чудо для себя самого? Разве рождение - не чудо?
Вот, что Я нашёл, O Аша [персонаж], к чему человек не приучен, он зовёт чудом; после того, как он увидит суть вопроса, он зовёт это естественным законом. Можете ли Вы найти человека, который постиг первопричину чего-нибудь под солнцем? (стихи 2, 3, глава ХIII, книга Слова Бога)
...
7. Я [богиня Кпента-Армидж] слушала снова молитвы смертных; у них были великие несчастья, страшные болезни, голод и войны; торговцы были банкротами, и было великое страдание, и они молились относительно избавления.
8. Джехових сказал: Если вы поможете им, они возвратятся к их старым, злым привычкам. Я говорю Вам, торговец должен обанкрочиваться; король должен потерпеть неудачу; генерал терпеть поражение; здоровое должно быть больным в течение сезона. Пока они не узнают Мою власть, они не смогут учиться; пока они не почувствуют несчастье, они не будут помогать друг другу. Должен ли человек говорить: O Джехових, прийдите и излечите больного? Разве он не должен прежде всего признать Мою волю и узнать Мою власть?
9. Дать деньги алкоголику, что хорошего из этого? Дать богатство и земное процветание тем, которые не признают Меня, означает установить их против Меня. Дать исцеление лихорадочному, это как научить его, что у Меня нет никакой власти в невидимом воздухе. Не отвечайте на их молитвы. (Книга Кпента-Армидж, Дочери Джеховиха, глава 2)
...
20. Примите во внимание, что, человек не должен преклоняться, а поднимать свою голову и радоваться. Те, кто навязывают Меня, являются Моими врагами.(стр 355)
Вот выдержка из 33 главы Книги Бога о Искре, очень хорошо описывающая нынешнее состояние нашего общества:
19. Даже проповедники и руководители церемоний в храмах, которые объявляют добродетельность, милосердие и хорошие работы, не практикуют то, о чём они проповедуют. Они живут в непринуждённости и роскоши, но говорят нам давать бедным. Да, и они угрожают нам адом, если мы не сделаем этого.
20. Этих различных доктрин есть семьсот видов в священных книгах; и они все осуждают последователей других. В след за этим, чтобы избежать осуждения на ад, человеку потребовалось бы делать жертвоприношения больше, чем четыре тысячи дней каждый год! Это не возможно ни для одного человека. Поскольку есть всего лишь триста шестьдесят пять дней в году!
21. И при этом ни один человек не может изучить все книги; нет, и тысячи лет было бы не достаточно.
...
23. Так как мы не можем жить согласно множеству доктрин и основных положений, мы должны сократить их в рамках возможностей человека. И при этом мы не должны исключить ни одного из них полностью, или привести последователей его к восстанию.
24. Так как у нас есть так много книг законов и очень много декретов Суда, всем из которых человек должен обучиться прежде, чем он сможет стать судьёй в суде, что невозможно, мы должны сократить их в несколько примером, но достаточных, чтобы покрыть правила благоразумия в суждении. Лучше урезать судью суда частично относительно его собственного суждения и ответственности, чем чтобы он стал пуст относительно суждения, просто читая декрет предшествующего суда.
25. И относительно религии этого человека, или того человека; смотрите, пройдёт время, когда всё придёт в собственный порядок, представляя его обряды, церемонии, жертвоприношения и молитвы, как обученная лошадь в кругу клоуна, идущая по кругу и по кругу, зная значения этого.
26. Поскольку прошло время, и религия сделала машины из верующих; книги закона сделали машины из судов; книги правительства сделали машины из губернаторов и императоров.
А вот как описывается наше общество в вопросах детей, которые воспитывались вне нашего 'цивилизованного' общества (Глава XX, КНИГА ИСТОРИИ ШАЛАМА):
4. Скажите нам, что это значит, очень много людей, гуляющих в безделье? Почему они сидят, читая газеты? Кто из них мастера, а кто слуги? Как они знают это? Почему слуги не мастера, и другие не служат им? Какие красивые фургоны! Какие красивые зеркала! Для чего женщины украшают их одежду? Для чего звонят те колокола? Они находятся в храмах Джеховиха? Отведите нас туда! Что издаёт эти неприятные запахи? Смотрите на ту старую женщину с наполовину голым малышом, и ведущую того грязного ребёнка! Почему он протягивает руку, когда мы проходим? Она - служанка или мастер? Почему никто не сказал богатым, что неправильно проходить мимо той бедной женщины, не помогая ей для её дома? Почему она не входит в нашу гостиницу, и не имеет комнаты? Что люди подразумевают о правах и привилегиях? Может ли одна личность в Уз иметь больше прав и привилегий, чем другая? И почему так?
5. Что это за кислый запах, внизу вон там, в том подвале, где они говорят настолько громко? Что это за кислое пиво? Смотрите, смотрите, человек с кровавым лицом! Борец? С кем, с тигром? Действительно ли они - плотоядные? Почему они курят? Почему никто не сказал им, что они должны скорее стремиться очистить себя, чем сделать противоположное? O, вот храм вероисповедания, отведите нас внутрь!
7. O тайна из тайн! Как эти вещи могут быть? Руководитель проповедовал наиболее превосходно; он знает все доктрины для выполнения права; но почему его люди не внимают ему? Почему он не собирает маленьких детей, и не поднимает их, чтобы постигать заповеди? Он должен быть лучшим из людей. Отведите нас, чтобы увидеть его.
12. Тае отвёл их, и когда они осмотрелись, они спросили: Почему бедные живут на грязных улицах? Почему они не уходят, и не живут в красивых местах? Кто дал эти распределения на богатых и бедных? Почему бедные не чистят себя, одежду и их здания? Почему бедные остаются в городах? И сходятся вместе в таких небольших комнатах?
13. Что это за большой дом? Теологический колледж? Для чего он? Что это значит, обучать религии? Разве ей могут обучить слова? Какова причина, что они не живут по религии? Почему никто не объяснил профессорам, что религия - вещь практики? Разве они не могут понять? Почему они не любят своих соседей, как самих себя? Разделяя то, что они имеют, с бедными? Почему эти дети ходят без ботинок и настолько рваные и грязные? Почему профессора и студенты теологического колледжа не идут, не моют и не одевают их?
Есть тут и некоторое упоминание о Вавилонской башне, а именно в том понимании, в котором этот вопрос рассматривал А. Скляров в своей статье 'Вавилонская башня - рекордсмен долгостроя':
5. Но люди были в темноте в те дни, и не поняли Бога. Так, соответственно, жители объединили названия, принадлежащие соседним племенам. То есть, если одно племя сказало, ут (пшеница); другое племя, для того же самого, сказало, ят; а третье племя сказало, ват; следующее, хут; и так далее. Так что, после всего получилось, утятватхут (пшеница), и это было названо языком Йи-ха; и таким образом Великим стало количество и размеры используемых слов, из-за чего письма древних пророков были потеряны, потому что никто не мог понять их.
...
8. Услышьте, тогда, заповеди Бога (Хотота). Поскольку вы построили башню слов, вы запутались. Но Я приехал не гневаться, а чтобы помочь вам. И при этом Я не буду больше ни писать, ни преподавать письменные слова, поскольку они - всего лишь глупость для тех, кто не обучен. (стр. 145b, Пятая Книга Лордов, глава 2)
О словах:
5. Поскольку через Зараустру Слово Бога было установлено на земле; и с тех пор как слова самостоятельно погибают и дополняются новыми словами, должно наступить время, когда более высокий закон упадёт, как песчаный дом. Поскольку нет таких слов, которые постоянны, и которые понятны всем людям; сами по себе слова - всего лишь шелуха, которая окружает зерно. Люди, находящиеся в темноте, придираются на шелухе и не различают плода внутри.
6. Джехових говорил через Диву: Человек строит дом, и он погибает. Последующие поколения также должны строить, иначе искусство возведения здания погибло бы. Лучше пускай погибнет здание, чем искусство о том, как его построить. Я создал всех людей, чтобы работать и учиться. Что ещё требуют Мои Боги и ангелы? Поскольку язык изменяется, у создателей языков, то есть, Моих Лордов и Ашар, есть постоянная работа восхищения.
7. Див сказало: Глупые люди следуют за языком, который мёртв и развалился; но мудрые ищут язык, чтобы выразить дух вещей. Последние находятся под Диванским законом; первые же связаны, как Друки. И здесь вы должны быть осмотрительными; потому что смертные судьи, которые судят согласно более низкому закону, связаны в словах.
(Глава VII, стр. 289)
Универсальные заповеди, которым следовало бы придерживаться в идеальном обществе (стр. 320b, Глава V):
1. Мудрое должно управлять глупым, но для того, чтобы поднять их.
2. Богатые должны распределить их богатство в пользу города.
3. Бедные должны почитать богатых и составлять совет из них.
4. Смотрите, Я дал много даров своим людям: женщину - производить материнское молоко; очень сильного мужчину, чтобы переносить тяжести; мудреца, чтобы наблюдать за городом; обученного человека, чтобы объяснять древних; пророка, чтобы слышать мой голос; фокусника, чтобы слышать голос ангелов; целителя, чтобы излечить больного; каждой личности Я дал хорошие дары.
5. Вы не должны жаждать даров другого человека, но быть мудрыми в обнаружении вашего собственного, и использования его на пользу города.
6. И при этом вы не должны жаждать богатства другого человека, ни чего-либо, что принадлежит кому-то. Разве богатый человек больше, чем сторожевой пес? Смотрите, это - его предназначение - исполнить мои заповеди.
...
Есть тут и упоминание о пирамидах и об их предназначении (стр. 444, Глава XLVIII):
22. Осирис сказал: Приходите, поживите на небесах и увидеть всё самим. Тотма сказал: Как долго человек должен пребывать на небесах для того, чтобы изучить эту мудрость? Осирис сказал: Один день; сто дней; тысячу лет; миллион лет, соответственно для каждого человека отдельно.
...
25. Осирис сказал: Обеспечьте храм, и я приеду и буду преподавать вам. Тотма сказал: Как содержать тело так долго, чтобы оно не повредилось, вот какой вопрос? Фокусники, которые хоронились надолго, и были вскопаны и реанимированы, находили свои тела настолько повреждёнными, что они умирали вскоре после этого.
26. Осирис сказал: Вы должны построить ХРАМ АСТРОНОМИИ, и посвятить его Осирису, Спасителю людей и ангелов, Богу небес и земли. И он должен быть построен квадратным с востока на запад и с севера на юг. И линия наблюдения должна проходить через вершину вихря Хайдан, который лежит в срединной линии изменения Полярной звёзды (Туакс).
27. В форме пирамиды вы должны построить его; измерение за измерением, я покажу вам каждую часть.
28. И вы должны обеспечить такую толщину стен, через которые никакой звук, ни температура, ни холод, не смогут дойти вовнутрь; и всё же Вы должны обеспечить палаты внутри, подходящие для вас непосредственно, для ваших руководителей и ваших друзей, которые являются также знатоками...
Так же тут есть отрывок, который может объяснить, почему мы живём в таком обществе, как сейчас и для чего это нужно. Поскольку всё в этом мире имеет некоторую цель, конечным пунктом которой, является достижение духовной мудрости. Вот этот отрывок (стр. 453, Глава LIII):
9. Джехових сказал: Даже для тех, кто выбрали темноту и зло, Я также дал свободу; поскольку они должны учиться посредством опыта, со временем, что все эти управленцы и лидеры, будь они королями, Богами, Лордами или Спасителями, являются всего лишь ловушками, из которых, рано или поздно, они должны повернуть для того, чтобы подняться из адов, которые они построили для других. Поскольку они отодвинули Меня далеко или отрицали Мою Личность, или называли Меня Пустотой, как ветер, не Я отвернулся от них; но они отвернули себя от Меня и, таким образом, упали в мучения.
10. Поскольку Я так же близок к материальным, как и к ессейным; пусть они, тогда, отрицают своих королей и Богов, и пусть имеют королевства, чтобы прославляться; и они должны поддержать Меня, поскольку Я Всегда Присутствующий. И это должны сделать все люди, как на земле, так и на небесах. Мои королевства работают не насилием или войной, а свободой к каждой душе; и кто бы ни практиковал мир, любовь и свободу другим, является Моим избранным. Они находятся на пути постоянного возрождения.
Вот строки из Оаспе, наиболее точно передающие смысл её учения (Глава XI стр. 800):
1. НЕ СТРЕМИТЕСЬ распространить Мои проповеди и соблазнить последователей к этому или тому, говорит Джехових.
2. Ни один не пойдёт проповедуя, говоря: Так говорит Джехових!
3. Пускай все люди услышат Меня своим собственным способом.
4. Ни один человек не должен следовать за другим.
5. У меня не будет никакой секты.
6. У меня не будет никакого вероучения.
7. Я не исключителен; но Я со всеми Своими живыми созданиями.
8. Для тех, кто выбирает Меня, практикуя их Самый Наивысший свет, Я - щит и укрепление против всей темноты, и против всего зла и борьбы.
9. Вы не должны устанавливать Меня согласно законам человека, как и правительством человека, говорит Джехових.
10. Как и не устанавливать согласно законам человека или правительства любую книгу или откровение, говоря: Смотрите, это - книга Джеховиха.
11. Удерживать человека от вмешательства к человеку, это является Великой работой.
12. Учить человека постигать свободу, особенно относительно мысли и знания, это является Великой работой.
13. Поскольку тот, кто ложится легко под вдохновением его окружения, ложится и под обучениями и убеждениями его брата.
14. Поскольку он приходит от Моей руки в мир в невинности беспомощным младенцем.
15. И его старшие братья используют в своих интересах его невинность, и преподают ему их собственное знание, вместо того, чтобы направлять его ко Мне.
16. И его старшие братья сами были в темноте и их старшие братья до них.
17. Я сказал человеку: Будьте свободны! Учитесь познавать свободу! Думайте за себя! Изучите вашего Создателя во всех вещах, и, особенно, в вас самих!
18. Отвернитесь от ваших старших братьев; приходите к Самому Наивысшему Источнику.
19. Не путайтесь в глубокомысленных рассуждениях; отстранитесь от всех Богоподобных вещей; изучите Создателя и Его создания, и ничего больше.
20. Вы один из потомств Джеховиха, и были посажены Его Рукой. Будьте свободным от всего мира.