Якубис Александр Федорович : другие произведения.

Четыре Благородные Истины

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

                          ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ

   Обыкновенный бар, ни лучше и ни хуже других. Незнакомые люди, музыка, сига-
ретный дым и пиво. Не слишком сильный свет падает на барную стойку, на стака-
ны, на бутылки, стоящие за барменом. Свет падает на бильярдный стол с доста-
точно потертым сукном. Он падает на фотографии, развешанные по стенам. На пол,
местами покрытый сигаретным пеплом и пятнами от пива.
   Я временами прихожу сюда. После каждого кризиса. Я сижу и размышляю. Ищу
новый путь. Ищу дорогу в рай. Я просто хочу быть счастливым. Каждый хочет быть
счастливым. Каждый понимает счастье по-своему, но каждый хочет быть счастлив.
   Рай - вот все, что я прошу.
   Я просто сижу и пью пиво.
   Ты такой же парень, как и я. У тебя, точно также, есть свои проблемы. Ты,
точно также, хочешь быть счастливым.
   Ты, точно также, просто сидишь и пьешь свое пиво.

                                    * * *

   - Посмотри на эту бутылку.
   Он говорит:
   - Просто посмотри на эту бутылку.
   Мы оба сидим за барной стойкой и пьем пиво. Вокруг клубы сигаретного дыма.
Пахнет пивом и табаком. За столами сидят какие-то люди. Музыка играет не очень
громко.
   Свет падает на бутылку светлого пива, стоящую перед нами, так, что пиво в
ней кажется еще светлее. Бутылка холодная. Ее только-что открыли и поставили
перед нами. Пузырьки в ней все плывут и плывут вверх.
   Мы оба сидим и смотрим на бутылку. Он спрашивает меня:
   - Что ты видишь?
   Он говорит:
   - Ты видишь обычную бутылку пива. Бутылку обычного светлого пива.
   Он отпивает глоток из своего стакана и говорит:
   - Ты мог бы увидеть больше. Я имею ввиду, намного больше. Не марку пива. И
не цвет стекла. Не цвет этикетки. Не количество пены. Все это мелочи. Лучший
способ не замечать целое - сосредоточиться на мелочах.
   Он говорит:
   - Если бы ты смог хоть раз, хотя бы на миг, увидеть эту бутылку, не обращая
внимания на все эти мелочи. Не обращая внимания даже на саму бутылку. Если бы
ты только смог забыть на миг все, что когда-либо знал и думал об этой и всех
других пивных бутылках в мире. Забыть о том, что это. Какого оно цвета. Как
этим пользоваться. Как открывать. Забыть о пиве. Забыть обо всех тех праздни-
ках и обычных днях, когда ты его пил. Не думать о его запахе. Вкусе. Не думать
вообще ни о чем. Забыть все. И просто взглянуть на эту бутылку...
   Он смотрит на бутылку и говорит:
   - Черт, тогда ты смог бы увидеть целое.

                          Первая Благородная Истина

   Признайся, друг, ты когда-нибудь думал о том, счастлив ли ты?
   Если нет, подумай, наступит ли оно вообще когда-нибудь - твое счастье?
   Если да, то расскажи мне, что это?
   Уж ни думаешь ли ты, что твое счастье - это твой дом, твой телевизор, твоя
стериосистема и твое любимое кресло? Ты же не думаешь, что это твои друзья,
твоя семья? Что это - твоя любовь? Совместные походы в кино, в клубы, в бары,
на концерты, на футбол и по магазинам? Счастье - это не твой компьютер с игра-
ми и не бестолковый просмотр телепередач по вечерам. Все это - бренные и непо-
стоянные вещи.
   Дерьмо случается. Миллион случайностей могут легко разрушить счастье, кото-
рое ты ищешь в своих вещах, своих развлечениях и близких тебе людях. Пожар в
твоей любимой квартире, авто- и авиакатастрофа, в которую попадают твои род-
ные, растущая преступность и терроризм. Сибирская язва и больной ублюдок с но-
жом, поджидающий в лифте твою жену и детей. Никто из нас не застрахован от
всего этого.
   Одни вещи неизбежно сменяют другие. Привычное больше не может доставлять
тебе удовольствие. И ты каждый раз пытаешься найти удовлетворение в разных ве-
щах. Вчера ты думал, что твое счастье - это твои увлечения, твои друзья и мно-
го-много красивых девчонок. Сегодня это - твоя семья. А завтра это будет твой
участок земли и внуки, навещающие тебя два раза в год. Того, что ты считаешь
счастьем сегодня, завтра уже не будет. Постоянно изменяться - неизменное сос-
тояние всего сущего.
   Когда исчезнет то, что приносило тебе удовольствие, тебе останется только
одно - страдание. И ты судорожно начнешь искать удовлетворение в другом.
   Так одни пристрастия в твоей жизни сменяют другие.
   Но страдание никуда не уходит.
   Оно навсегда остается с тобой.
   Такие вещи, как болезни, старость, печаль, расставание с друзьями, потеря
любимых людей, страх, отчаяние, неисполнившиеся мечты, желания - все эти ха-
рактерные особенности существования есть страдания. До самой смерти они не ос-
тавят тебя. Все радостное и желанное завершается страданием, поскольку оно
временно и непостоянно.
   Чего бы ты ни достиг в этой жизни, все рано или поздно станет прахом. Все,
чем ты гордишься, рано или поздно будет выброшено на помойку. Все, кого ты лю-
бишь, когда-нибудь или бросят тебя, или умрут.
   Такое счастье обманчиво, так как заканчивается слезами и печалью.
   Наша жизнь - суть страдание. В этом и состоит Первая Благородная Истина.

                          Вторая Благородная Истина

   Все имеет свою причину, все зависит от определенных условий. В чем тогда
причина наших страданий?
   Удовольствие.
   Кто бы ты ни был, не то ли это, к чему ты стремишься каждую минуту, каждую
секунду, каждый миг своей жизни. Желая его всегда в как можно большем количес-
тве и лучшем качестве.
   Вся твоя жизнь: красавица жена, любящие дети, лучшие друзья, отличная рабо-
та, прекрасный дом с домашним кинотеатром, домашними животными и домашними та-
почками в виде кроликов. Твои увлечения: спорт, музыка, живопись. Твои путеше-
ствия. Чем бы ты ни занимался. Религия. Благотворительность. Секс. Все это -
погоня за удовольствием.
   Нет, конечно, в самом удовольствии нет ничего плохого. Проблема в том, что
все мы рабы своего удовольствия. Как наркоманы.
   Ты - раб своих вещей. Раб своей работы. Раб своего имиджа. Своей популяр-
ности и чужого мнения. Своих развлечений и удовольствий. Раб своих надежд.
   Медаль никогда не бывает с одной стороной. Если ты раб удовольствия, то ты
раб и страдания. Неизбежно, в погоне за одним, ты в равной степени получаешь и
другое.
   Ничто не вечно. И когда ты теряешь то, что приносило тебе удовольствие, ты
получаешь страдание.
   Именно так все взаимосвязано.
   Ты никогда не сможешь выбросить свой телевизор, который зомбирует тебя день
за днем. Компьютер, на котором ты тупо рубишься в разные дебильные игры. Более
того, ты будешь невероятно жалеть, потеряв все это. Если сгорит твой дом. Если
твою машину угонят. Если твои надежды не сбудуться. Ты будешь страдать.
   Отсюда возникает еще одна проблема - страх. Страх причиняет людям огромные
страдания. Ты боишься лишиться своих вещей. Боишься, что тебя выгонят из уни-
верситета, уволят с работы. Боишься лишиться своей популярности, уважения,
власти. Боишься, что о тебе плохо подумают. Грустишь при расставании. Плачешь,
потеряв близкого человека. И, наконец, больше всего на свете ты боишься собст-
венной смерти. Ты - раб страха и печали.
   Ты можешь сказать мне, что бояться - это нормально. Все чего-то бояться.
Печаль и страх компенсируются всеми теми радостями, которые нам дает жизнь.
   Ты можешь сказать мне, что работа, репутация, респектабельность - все это
необходимые составляющие современной жизни, без которых невозможно полноценно
отдыхать, получать необходимую долю удовлетворения. Кроме того, в самой работе
также можно найти удовлетворение.
   Я отвечу, что это отличный пример твоей рабской психологии. Я уверен, что и
рабы, работавшие на плантациях, находили, в конце концов, свою жизнь счастли-
вой. Для чего Моисей 40 лет водил народ за нос? Он ждал, пока умрет последний
раб. Рабская психология в нас от наших родителей, а в них - от наших дедов, а
наши дети унаследуют ее от нас.
   Ты привязан ко всему, что тебе нравится. Тебе недостаточно просто наслади-
ться вещью. Тебе нужно раз за разом наслаждаться ей. Вновь и вновь. Продлить
удовольствие на как можно более долгое время. Ты хочешь обладать этой вещью и
наслаждаться ей в любой момент, когда тебе заблагорассудится. И, в итоге, ты
становишься рабом этих вещей. Ты страдаешь, если не получаешь их. Страдаешь,
когда теряешь их. И страдаешь при мысле, что можешь их потерять. Потому что
там, где заканчивается удовольствие, начинается страдание. Когда нет удоволь-
ствия, тебе остается только грустить о нем.
   Жалкий раб, ты не более, чем кучка поющих и пляшущих испражнений жизни!
   Причина твоих страданий в желании обладать. В этом и состоит Вторая Благо-
родная Истина.

                          Третья Благородная Истина

   Из всего вышесказанного можно сделать один простой вывод: поскольку у стра-
даний есть причина, следовательно, устранив ее, ты избавишься и от самих стра-
даний. Все просто, черт возьми!
   Свобода... Да, именно так это и называется. Состояние без страданий. Сплош-
ная белая полоса в твоей жизни.
   Только так можно обрести истинное счастье.

                         Нирвана глубока, как океан,
                         Высока, как горная вершина,
                         Сладка как мед...

   Ни одно из этих сравнений не поможет объяснить несвободному человеку сущ-
ность этого состояния, как нельзя объяснить слепому, что такое свет, а глухому
рассказать про звук.
   Отсутствие всякого страха, какой бы то ни было печали. Умиротворение, все-
объемлемость и "пустота". Вот лишь приблизительные характеристики.
   Проще говоря - ноль проблем.
   Устрани причину страданий, и они исчезнут из твоей жизни. В этом и состоит
Третья Благородная Истина.

                                    * * *

   После спертого, пропитанного табачным дымом, воздуха, царившего в баре,
морской воздух кажется благословением.
   После только что прошедшего дождя, небо стало еще яснее, а воздух - еще чи-
ще. Мы сидим прямо на песке на берегу. Пьем пиво и смотрим вдаль.
   Легкий ветерок ощущается на лице, на руках и на босых ногах.
   Он говорит:
   - Стать свободным - значит узнать себя.
   Он говорит:
   - Но узнать себя значит забыть себя, особенно, когда речь идет о том, для
кого большая удача дожить до шестидесяти.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"