Гацуцын Владимир Ильич : другие произведения.

Долгая дорога к Храму

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Одна из глав книги "История, поверянная Библией", переработанная в отдельную статью. Исследуются и пересматриваются некоторые даты по Библейской истории, в частности, история восстановления Храма в Иерусалиме.


   Д О Л Г А Я Д О Р О Г А К Х Р А М У.
  
  
   Прошло более десяти лет с тех пор, как в Славянском Миссионерском Издательстве (Ашфорд, Коннектикут, США) был отпечатан на русском языке пятый (заключительный) том капитального труда Даласской Теологической Семинарии - THE BIBLE KNOWLENDGE KOMMENTARY - под редакцией профессоров богословия John F. Walvoord, Roy B.Zuck.
   Перевод на русский язык и адаптацию выполнил коллектив русской редакции во главе с Платоном Харчлаа.
   Трудно переоценить значение этого события для православного русскоязычного населения. Впервые русскоязычный мир получил возможность познакомиться с оригинальным толкованием всех 66 канонических текстов Великой Книги. Подавляющее большинство толкований имеют огромную познавательную ценность. Во многих семьях пятитомник на русском языке стал настольной книгой. Особой популярностью этот труд пользуется среди тех, кто занимается самостоятельно изучением библейских текстов.
   Для тысяч таких, которые впервые взяли в руки Библию в зрелом возрасте, с твердым намерением прочитать все канонические тексты от начала и до конца, трудно порекомендовать более полезное издание, чем названный выше многотомник. Людям, которые имели возможность читать Библию уже в детском возрасте, трудно понять тех, кто сформировался, как личность, в мире, пронизанном воинствующим атеизмом, где религия считалась дурманом и где с ясельного возраста внушалась мысль о возможности гармоничного существования без религиозных убеждений. И когда разрушился привычный мир, для тысяч высокообразованных людей наступил момент поиска истины в религии. Лично мне известны десятки людей, имеющих университетское образование, бравших в руки Библию с искренним намерением прочитать все ее канонические тексты, но оставлявших это занятие, едва осилив несколько страниц "Бытия". И в том не их вина. Это их - беда!
   И лишь единицы, затратив некоторое усилие воли, сумели получить истинное удовольствие от прочтения канонических текстов библейских авторов. Прочтение текстов Библии не обязательно сделало их последовательными сторонниками веры. Но то, что их мировоззрение стало иным - бесспорная истина. И в этом совершенствовании мировоззрения огромную роль играет профессиональный комментарий к библейским текстам. Вот почему, каждый, кто берет на себя роль комментатора, одновременно обязан взять на свои плечи огромную ответственность. Любое искажение (часто непредумышленное) истинного смысла библейского текста, допущенное профессионалом-толкователем, неизбежно влечет у неподготовленного читателя недоверие к самому библейскому тексту. Знаю это из собственного опыта.
   Предлагаемую статью прошу рассматривать, как попытку вступить в доброжелательную дискуссию, имеющую единственную цель - приблизиться к истине в трактовке тех исторических событий, которые описаны авторами библейских текстов "Ездра" и "Неемия" и которые принято называть "постссыльным" периодом в жизни еврейского народа.
   Сознаю дерзость подобной попытки. Ведь я - врач по образованию - всего лишь любитель истории древнего мира, читающий библейские тексты в свое удовольствие. А хочу высказать мнение по поводу некоторых комментариев профессионалов-богословов. Единственное, что может извинять мою дерзость (или оправдывать) - жажда знать, как это было на самом деле.
  
  
  
  
  
  
  
   Принимая в целом пятитомный комментарий, как систематизированное пособие для изучения канонических библейских текстов, не могу согласиться с отдельными главами его, потому что они (по моему мнению) дают искаженную трактовку хронологии событий так называемого "постссыльного" периода.
  
   В очередной раз перечитываю канонические тексты "Ездры" и "Неемии", изложенные в "Библии" (в русском переводе с параллельными местами). Структура этих текстов такова, что трудно избежать желания сравнительного прочтения некоторых глав, написанных двумя выдающимися современниками. Лично я одновременно как бы накладываю хронологию их на хронологию событий, описанных в "Книгах Царств" и "Паралипоменоне". Особый интерес для меня представляет историческая основа всех этих текстов. Сознательно останавливаюсь на собственной методике чтения канонических исторических библейских текстов. Так легче ввести читателя в ту атмосферу, в которой иногда рождаются т.н. "открытия на кончике пера". Она (атмосфера) объясняет, почему многие подобного рода открытия совершают часто непрофессионалы, которых принято в официальных научных кругах считать "людьми со стороны". Для "людей со стороны" изучение материала, из которого извлекается новая идея, является не более чем увлечение, ничего общего не имеющее с их повседневной "основной" работой, дающей им средства для существования. Поэтому-то такие "открытия" выглядят, как бы случайными. И вызывают у профессионалов неприятие (почти законное с их точки зрения) не только автора открытия, но и самого открытия. И... (почти всегда!) забвение их. Таков один из путей познания. И изменить, что-либо в этой схеме, пока никому не дано.
   И все же, у "людей со стороны" есть одно преимущество: они обладают "свежим" взглядом, не зашоренным догмами общепринятого мнения. Без сомнения, "свежий" взгляд, при проверке может оказаться просто невежественным. И в противовес "свежему" взгляду правомерно должен существовать "здоровый" скептицизм профессионала. Но не предвзятость и необъективность.
   Параллельное чтение названных выше библейских текстов, изучение дат, имен, событий в сопоставлении с комментариями, порождало и раньше подсознательное ощущение какого-то недопонимания первоначального смысла и хронологии. В этот раз оно было особенно острым, так как касалось кардинального вопроса: времени определения года окончания восстановления разрушенного еще ассирийцами храма в Иерусалиме.
   При появлении сомнений, я давно применяю замечательный принцип, который почерпнул из одной очень умной и хорошей книжки: "ЧИТАЙ И ПОНИМАЙ (автор имел в виду тексты Библии), КАК НАПИСАНО!
   А все, что написано в "Ездре" и "Неемии", однозначно говорит: "515 г до Р.Х. не может быть годом окончания строительства (точнее, восстановления) Храма в Иерусалиме, как утверждают комментаторы и что зафиксировано в таблице "Хронология событий т.н. "постссыльного" периода" (см. стр.254 "Толкования...):
  
   Эта таблица там выглядит следующим образом:
  
  
  
  
  
  
  
  
   цари
  
   Персии
   даты их царствования
  
   до Р.Х.
   события, описанные в Библии
   ссылка на св.
  
   Писание
   даты до
  
   Р.Х.
   Кир
   559 - 530
   Указ его о возвращении евреев из плена;
  
   первое возвращение во главе с Зоровавелем
   (для восстановления храма);
  
   закладка основания жертвенника и храма
   "Ездра" 1:1 - 4
  
   "Ездра" 2
  
   "Ездра" 3:1-4:5
   538 г
  
  
  
   536 г
   Камбиз
   530 - 522
  
  
  
   Лжесмердиз
   522
  
  
  
   Дарий 1 Гистасп
   521 - 486
   завершение строительства храма
   "Ездра" 5 - 6
   515 г
   Ксеркс(Ахашверош)
   485 - 465
   Обвинение против Иудеи
   "Ездра" 4 - 6
   486 г
   Артаксеркс(Артахшашта0
   464 - 424
   приостановление строительства Иерусалима,
   2-е возвращение во главе с Ездрой
   3-е возвращение из плена во главе с

Неемией

   "Ездра" 4:7 - 23
   "Ездра" 7 - 10
  
   книга Неемии
   464 - 458 г
   458 г
  
   444 г
  
  
  
   Уважаемый читатель, давайте вместе прочитаем комментарий к "Ездре" и "Неемии". Он написан Джоном А.Мартином и Джином А. Гетцем соответственно. Этот комментарий размещен в русскоязычном издании в томе "Толкование ветхозаветных книг от первой книги Царств по книгу Песни песней" (в дальнейшем сокращенно "Толкование..."
   Вот Д.А.Мартин пишет:
   "книга Ездры охватывает два разных периода времени. Главы 1-6 описывают период протяженностью 23 года - от издания царем Киром его знаменитого указа до восстановления иерусалимского храма (т.е. период 538 - 515 г до Р.Х.)...
   В главах 7 - 10 речь идет о событиях после возвращения Ездры из Вавилона (458 г до Р.Х.).
   Имеются и два исключения, точнее "включения": в 4:6 говорится о событии, имевшем место в царствование Ксеркса (485 - 465 г до Р.Х.), а в 4:7 - 23 приводится, как бы в скобках, письмо, написанное позже, в царствование Артаксеркса (464 - 424 г до Р.Х.)
  
  
   Не знаю, как у кого, но у меня очень сложные схемы, с введением в них многочисленных "включений" и "исключений", вызывают почти всегда ощущение надуманности, неестественности, нежизнеспособности. Гениальное творение, как правило, всегда простое, логичное и даже внешне - красивое. Богодухновенная книга "Ездра", безусловно, - гениальное произведение, а автор его - пунктуальный даже в описании частностей, просто никак не мог создать алогичной, хронологически невыдержанной структуры текста.
   Между тем, истинная последовательность событий "постссыльного" периода предельно точно изложена и в "Ездре", и в "Неемии". Строго придерживаясь библейских текстов, понимая написанное в них буквально, мы с неизбежностью придем к единственно возможному толкованию хронологии событий:
   при Артаксерксе 1 было приостановлено не вообще строительство Иерусалима, а именно храма. И действия царя были вполне логичными. Он, как и его предшественники, - Дарий 1 Гистасп и Ксеркс (отец Артаксеркса 1) - не очень благоволили к еврейскому народу и его Богу. Им, скорее всего, некогда было заниматься вопросами строительства храма непочитаемому ими Богу где-то на задворках империи. Они были поглощены изнурительными войнами на западе, с греческими государствами.
   Артаксеркс 1 Долгорукий, однажды издав указ о приостановлении строительства храма в Иерусалиме, отменить его (даже если бы и пожелал) уже не мог. А ведь его правление продолжалось 40 лет. Таковы были законы Персидского царства! Закон этот известен и автору комментария. Никто другой, как Д.А.Мартин на стр.316 книги "Толкование...", комментируя библейский текст "Есфирь" (8:3 - 6), пишет:
   "по законам Персидской империи царский указ, однажды изданный, уже не терял своей силы".
   Это же неоднократно подтверждают и сами библейские авторы.
   Так, в "Есфири" (8:7 - 8) царь напоминает иудейке о невозможности изменить то, что написано от имени царя и скреплено перстнем царским.
   В "Данииле" (6:12) мы читаем:
   "Царь отвечал и сказал: "это слово твердо, как закон Мидян и Персов, не допускающий изменений".
  
   И там же (6:15): "...никакое определение или постановление, утвержденное царем, не может быть изменено".
   И, несмотря на это, комментируя "Ездру" (4:17 - 23),Д.А.Мартин написал (см. стр. 263 русского издания книги "Толкование..."):
   "...14 - 15 лет спустя (в 444 г до Р.Х.) Артаксеркс отменил свое запрещение восстанавливать Иерусалим; туда позволено было возвратиться Неемии, чтобы отстроить стены иудейской столицы. Однако, непосредственным результатом письма, полученного Артаксерксом из Самарии в 458 г до Р.Х. было насильственное прекращение строительных работ".
   Так, однажды допустив ошибку в определении даты окончания восстановления храма в Иерусалиме, автор одной из глав книги "Толкование..." теперь уже вынуждено ошибается и в других датах и именах, называя 444 год до Р.Х. датой отмены Артаксерксом своего же якобы запрещения восстанавливать Иерусалим. И делается ошибочный вывод теперь уже вопреки историческим фактам и словам библейских авторов.
   Чтобы узнать истинные даты событий и имена царей, упомянутых в "Ездре" и "Неемии", прочитаем сами то, что написал библейский автор в каноническом тексте, ничего не изменяя по своему разумению. Конечно же, я пользовался Библией в русском переводе с параллельными местами.
   "Ездра" (4:7): "И во дни Артаксеркса писали Бишлам, Мифредат, Табеел и прочие их товарищи к Артаксерксу, царю Персидскому..."
  
   "Ездра" (4:24): "Тогда остановилась работа при доме Божием, который в Иерусалиме; и остановка продолжалась до второго года царствования Дария, царя Персидского..."
   Здесь однозначно, не допуская никаких разночтений, автор библейского текста говорит о приостановке строительства храма - "дома Божьего, который в Иерусалиме". О приостановке строительства стен города библейский автор не упоминает.
   Точно указана и продолжительность приостановки строительства храма: "до второго года царствования Дария, царя Персидского".
   Но, скажет читатель, и автор комментария утверждает, что строительство храма в Иерусалиме было завершено при персидском царе Дарии. И 515 год до Р.Х. действительно приходится на годы правления Дария. Так- то оно так, но в истории Персидского государства было несколько Дариев.
   К огромному сожалению, комментатор принял Дария 2, о котором писал библейский автор и при котором действительно было завершено восстановление храма в Иерусалиме, за Дария 1 Гистаспа. Правление Дария 1 Гистаспа, при котором по версии толкователей завершилось строительство храма в Иерусалиме, закончилось на двадцать лет раньше, чем началось царствование Артаксеркса 1, который по словам древнего летописца приостановил строительство того же самого храма в Иерусалиме. Налицо очевидное противоречие. Но...
   "Читай и понимай, как написано!" И тогда станет ясно, что после царя Артаксеркса 1 Персией в течение девятнадцати лет правил Дарий 2 (423 - 404 г до Р.Х.), а затем его сын Артаксеркс 2 Мнемон (404 - 358 г до Р.Х.).Он царствовал 46 лет.
   Чтобы хронология "постссыльного" периода находилась в полном соответствии с каноническими библейскими текстами "Ездры" и "Неемии", следует принять следующую ее версию:
  
   538 год до Р.Х. - персидский царь Кир 2 Великий, захвативший в этот год Вавилон, издает указ о возвращении первой партии репатриантов-евреев, находившихся до этого несколько десятилетий в плену.
   Читай "Ездра" 1:1,2:
   "В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского; и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно:
   Так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь, Бог небесный; и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее".
   Здесь требуется одно уточнение для впервые читающих эти строки библейского текста. Хотя правление Кира 2 началось еще в 559 году до Р.Х., но до 538 года оно не распространялось на Вавилонское царство, в плену у которого находились иудеи. В 538 году до Р.Х. (по некоторым источникам в 539г) Вавилон был захвачен войсками Кира 2, а вавилонское царство включено в Персидскую империю на правах провинции. Поэтому-то библейский автор и называет 538 год до Р.Х. "первым годом Кира". Впрочем, именно так толкуют это выражение все исследователи и комментаторы Библии.
   536 год до Р.Х. - получив по приказу царя значительные материальные средства, первая партия репатриантов в количестве около 50 тысяч человек (среди них были не только иудеи), во главе с Зоровавелем, на второй год после прихода из вавилонского плена, заложила основание храма в Иерусалиме.
   Читай "Ездра" 3:8 - 11:
   "Во второй год по приходе своем к дому Божию в Иерусалим, во второй месяц, Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков, и прочие братья их, священники и левиты, и все пришедшие из плена в Иерусалим, положили начало, и поставили левитов от двадцати лет и выше для надзора за работами дома Господня.
   И стали Иисус, сыновья его и братья его, Кадмиил и сыновья его, сыновья Иуды, как один человек, для надзора за производителями работ в доме Божием, а также и сыновья Хенадада, сыновья их и братья их, левиты.
   Когда строители положили основание храму Господню, тогда поставили священников в облачении их с трубами, и левитов, сыновей Асафовых, с кимвалами, чтобы славить Господа, по уставу Давида, царя Израилева.
   И начали они попеременно петь: "хвалите" и: "славьте Господа", "ибо - благ, ибо вовек милость Его к Израилю". И весь народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что положено основание дома Господня".
   Но из-за противодействия народов, которые были переселены на земли и в города Иудеи вместо угнанных в плен иудеев, а также из-за недостатка мастеровых рабочих рук и финансовых средств, первые годы строительства храма сопровождались большими трудностями. К тому же, вскоре (в 530 г до Р.Х.) в одной из битв с племенами Средней Азии погиб Кир 2, царь-покровитель. О ходе строительства храма в Иерусалиме в период с 530 года до 458 года до Р.Х. из библейских текстов почти ничего не известно. Само по себе такое умолчание библейских авторов говорит о многом. Вероятнее всего, строительство в эти десятилетия шло чрезвычайно медленно. Очень даже может быть, что оно приостанавливалось на годы. И тому есть объективные исторические обстоятельства. Во-первых, продолжалось противодействие живущих здесь народов, руководители которых постоянно писали в адрес персидских царей письма с обвинением иудеев в стремлении "отложиться". Противодействие иногда сопровождалось применением силы. И иудеи вынуждены были с оружием защищать строительство Иерусалима и храма в нем. Противоборство отвлекало и без того небольшие силы от основной работы по возведению храма.
   Во-вторых (и это, вероятно, - главное), правившие в Персии цари в эти десятилетия вели изнурительные и малоуспешные войны с греческими государствами и в таких условиях не могли (да, наверное, и не желали) тратить средства на строительство храма чужому для них Богу, где-то на задворках империи. Известно, что Ксеркс, сменивший на персидском троне Дария 1 Гистаспа, провел в своем государстве религиозную реформу, с целью усиления культа единого общеперсидского бога Ахурамазды.
   Наконец, одно из обвинительных писем, адресованное очередному правителю Персии -Артаксерксу 1 - достигло цели.
   В 458 году до Р.Х. (предположительно*) Артаксеркс 1 своим указом повелел приостановить строительство храма и города, заподозрив иудеев в стремлении "отложиться". Этот царь пребывал на троне сорок лет (с 464 по 424 г до Р.Х.). И, как говорилось уже выше, он не имел права отменить свой указ на протяжении всего периода царствования.
   Читай "Ездра" 4:21,24:
   "Итак, дайте приказание, чтобы люди сии перестали работать, и чтоб город сей не строился, доколе от меня не будет дано повеление"
   "Тогда остановилась работа при доме Божием, который в Иерусалиме; и остановка сия продолжалась до второго года царствования Дария, царя персидского".
  
   Нет никаких сомнений в том, что автор библейского текста здесь мог говорить только о Дарии 2, правление которого продолжалось около 20 лет ( с 424 г по 404 г до Р.Х.)
   Есть много исторически достоверных свидетельств, что персидский царь Дарий 2 , в отличие от своих предшественников на троне, находился под сильным влиянием иудейских священников и для него Бог Израилев уже не был враждебным божеством.
   Воспользовавшись изменившейся ситуацией, руководители иудеев полулегально возобновляют строительство храма в Иерусалиме.
   Читай "Ездра" 5:2:
   "Тогда встали Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков. И начали строить дом Божий в Иерусалиме, и с ними пророки Божии, подкреплявшие их".
  
   Эти действия снова вызывают ответную реакцию вождей враждебных народов. Они обращаются с просьбой к новому персидскому царю
   Читай "Ездра" 5:17:
   "... пусть поищут в доме царских сокровищ**, там в Вавилоне, точно ли царем Киром дано разрешение строить сей дом Божий в Иерусалиме..."
  
   То, что в данном случае речь идет о строительстве именно храма в Иерусалиме, не требует никаких доказательств: библейский текст говорит сам за себя. Он также однозначно утверждает: строительство храма еще не закончено.
   Примечания: * из-за отсутствия этой даты в библейском тексте, она взята из других источников. Но здесь ошибка в 2-3 года значения не имеет, так как не влияет на определение даты окончания строительства храма.
   ** так звучит русский перевод.
  
  
   В приведенном выше стихе содержится главное доказательство ошибочности принятой авторами книги "Толкование..." хронологии "постссыльного" периода. Используемые в библейском тексте слова свидетельствуют о том, что все уже успели основательно позабыть содержание указа Кира 2 о разрешении первой партии иудеев возвратиться в Иерусалим и приступить к строительству храма. Если допустить бесспорность версии об окончании строительства храма в Иерусалиме в 515 году до Р.Х. (т.е. в царствование Дария 1 Гистаспа), то необходимо одновременно как-то удовлетворительно объяснить и невероятную забывчивость приемников Кира 2 и всего великолепно отлаженного государственного механизма Персидской империи. Как могли они за столь короткий период (менее двух десятилетий) забыть цель исхода из плена пятидесяти тысяч человек, руководители которых получили из государственной казны значительные сокровища для строительства храма? Кто хотя бы поверхностно знаком по историческим документам с дисциплиной и порядком в Персидской империи того периода времени, тот не сможет принять версию об окончании строительства храма в Иерусалиме в 515 году до Р.Х., не вступив в противоречие с очевидным. "Забывчивость" можно удовлетворительно объяснить только фактором времени: с момента издания указа Кира 2 (538 г до Р.Х.) до написания письма Дарию 2 (около 424 г до Р.Х.) прошло уже почти 115 лет.
   Читай "Ездра" 6:1,2:
   "Тогда царь Дарий дал повеление, и разыскивали в Вавилоне, в книгохранилище, куда полагали сокровища.
   И найден в Ектабане, во дворце, который в области Мидии, один свиток, и в нем написано так "Для памяти:..." и далее см. стихи 4,5.
  
   Разобравшись в ситуации, именно Дарий 2 не только разрешил продолжить возведение храма в Иерусалиме, но своим повелением способствовал окончанию затянувшегося строительства.
   Читай "Ездра" 6: 6 - 12:
   "Итак, Фанфай, заречный областеначальник, и Шефар-Бознай с товарищами нашими Афарсахеями, которые за рекою, - удалитесь оттуда.
   Не останавливайте работы при сем доме Божием: пусть Иудейский областеначальник и Иудейские старшины строят сей дом Божий на месте его.
   И от меня дается повеление о том, чем вы должны содействовать старейшинам тем Иудейским в построении того дома Божия, и именно: из имущества царского - из заречной подати - немедленно берите и давайте тем людям, чтобы работа не останавливалась:
   И сколько нужно - тельцов ли, или овнов и агнцев, на воссожжение Богу небесному, также пшеницы, соли, вина и масла, как скажут священники Иерусалимские, пусть будет выдаваемо им изо дня в день без задержки,
   Чтоб они приносили жертву приятную Богу небесному и молились о жизни царя и сыновей его.
   Мною же дается повеление, что, если какой человек изменит это определение. То будет вынуто бревно из дому его, и будет поднят он и пригвожден к нему, а дом его за то будет обращен в развалины.
   И бог, Которого имя там обитает, да низложит всякого царя и народ, который простер бы руку свою, чтоб изменить сие ко вреду этого дома Божия в Иерусалиме. Я, Дарий, дал это повеление; да будет оно в точности исполняемо".
  
   Приведенный здесь библейский текст более чем красноречиво описывает отношение персидского царя Дария к Богу Израилеву.
   Это мог быть только Дарий 2. Ничего подобного не могло быть во времена царствования в Персии царя Дария 1 Гистаспа. Он поклонялся другим богам.
  
   И, наконец, наступил 418 год до Р.Х. - год действительного окончания строительства храма в Иерусалиме.
   Читай "Ездра" 6:14,15:
   "И старейшины Иудейские строили и преуспевали, по пророчеству Аггея пророка и Захарии, сына Адды.
   И построили и окончили, по воле Бога Израилева и по воле Кира и Дария и Артаксеркса, царей Персидских.
   И окончен дом сей к третьему дню месяца Адара, в шестой год царствования царя Дария".
  
   К словам библейского автора просто невозможно что-либо добавить. Они не нуждаются в комментарии.
   Однако, автор комментария "Ездры" на стр. 265 русскоязычной книги "Толкование...", уже находясь в плену неразрешимых противоречий с библейским текстом, пишет:
   "...нельзя не заметить, что Артаксеркс, вступивший на престол, когда строительство храма было уже окончено, никакого отношения к нему не имел..."
  
   Такова логика заблуждения. Однажды допустив ошибку, комментатор теперь уже вынужден считать упоминание имени Артаксеркса ошибкой богодухновенного автора библейского текста!
   Здесь уместно сказать и еще об одном феномене. В плену ошибки, допущенной одним комментатором, в конечном случае, оказывается и весь авторский коллектив, работавший над созданием многотомника. Ошибочной версии о сроках окончания строительства храма в Иерусалиме вынуждены придерживаться и комментаторы некоторых других исторических библейских текстов.
   В стихах 17 - 22 главы шестой автор "Ездры" описывает процедуру освящения храма, принесения жертв Богу и празднование народа по случаю окончания строительства храма. И далее, в полном соответствии с хронологией, седьмую главу "Ездры" автор начинает словами: "после сих происшествий. В царствование Артаксеркса, царя Персидского...Ездра вышел из Вавилона...в седьмой год царя Артаксеркса" (см. "Ездра" 7:1,6,7).
   Шел 397 год до Р.Х.. Началось возвращение из вавилонского плена второй партии репатриантов-иудеев. Возглавил эту партию Ездра - "книжник, сведущий в законе Моисеевом". И происходило это уже в царствование старшего сына Дария 2 - Артаксеркса 2 Мномона, который взошел на трон Персидского царства в 404 году до Р.Х. Правление его продолжалось 46 лет. До 358 года до Р.Х.
   Как и его отец Дарий 2, новый царь находился под сильным влиянием иудейских священников-книжников и знатоков закона Моисея.
   Именно Артаксеркс 2 на седьмом году своего царствования направил щедрые дары храму в Иерусалиме, восстановленному двадцать один год назад, при его отце - царе Дарии 2.Артаксеркс 2 предоставил руководителю второй партии иудеев-репатриантов большие привилегии.
   Читай "Ездра" 7:6:
   "...И дал ему царь все по желанию его, так как рука Господа, Бога его, была над ним".
   И далее читай стихи 15 - 23 той же главы:
   "И чтобы доставить серебро и золото, которое царь и советники его пожертвовали Богу Израилеву, которого жилище в Иерусалиме,
   И все серебро и золото, которое ты соберешь во всей области Вавилонской, вместе с доброхотными даяниями от народа и священников, которые пожертвуют сии для дома Бога своего, что в Иерусалиме;
   Поэтому немедленно купи на эти деньги волов, овнов, агнцев, и хлебных приношений к ним и возлияний для них, и принеси их на жертвенник дома Бога вашего в Иерусалиме.
   И что тебе и братьям твоим заблагорассудится сделать из остального серебра и золота, то, по воле Бога вашего, делайте.
   И сосуды, которые даны тебе для служб в доме Бога твоего, поставь перед Богом Иерусалимским,
   И прочее потребное для дома Бога твоего, что ты признаешь нужным, давай из дома царских сокровищ.
   И то меня, царя Артаксеркса, дается повеление всем сокровищехранителям, которые за рекой: все, чего потребует у вас Ездра священник, учитель закона Бога небесного, немедленно давайте:
   Серебра до ста талантов, и пшеницы до ста коров, и вина до ста батов, и до ста же батов масла, а соли без обозначения количества.
   Все, что повелено Богом небесным, должно делаться со тщанием, для дома Бога небесного, дабы не было гнева Его на царство, царя и сыновей его".
  
   Им бы признать еще и то, что эти выдающиеся деятели древнееврейского народа были и современниками персидского царя Артаксеркса 2. И тогда нам не пришлось бы читать на стр. 261 русского издания книги "Толкование..." совсем уж невероятное допущение: Так разве после таких благодеяний имя царя Артаксеркса упомянуто в древнем библейском тексте случайно?
   Богатые царские подношения для храма в Иерусалиме, привилегии руководителям второй волны иудеев-репатриантов обязательно должны были оставить глубокий след в истории еврейского народа и в памяти его летописцев.
   Поэтому-то, упоминание (см. "Ездра" 6:14) имени персидского царя Артаксеркса (разумеется, Артаксеркса 2 Мнемона) в связи с храмом не только не было ошибочным, как полагает комментатор Д.А.Мартин, но, напротив, логично, закономерно и объяснимо с точки зрения исторических событий. Упоминание имени этого царя именно в этом месте библейского текста
   "...все, о чем говорится в стихах 6 - 23 главы 4 "Ездры", следует рассматривать как своего рода вставку ("сообщение в скобках").
  
   Крайне последовательному и строго придерживающемуся хронологии автору библейского текста не было никакой необходимости прибегать к такому, ничем не мотивированному, приему. Разве что допустить: он думал, как бы сильнее запутать нас, его далеких потомков, живущих от него на расстоянии тысячелетий...
   Однажды погрузившись в трясину противоречий и ошибочного толкования библейского текста, комментатор "Ездры" теперь уже и не пытается выбраться из нее. Теперь. Без тени сомнений, он утверждает (см. стр.267 русского издания книги "Толкование..."):
   " именно он, Ксеркс, был тем "Артаксерксом", о котором пойдет речь в книге "Есфирь".
   Но, надо полагать, что авторы библейских текстов, приведя, например, имя Артаксеркса, лучше нас знали, кого они при этом имели в виду на самом деле. Да и не было у них повода называть Ксеркса Артаксерксом.
   Ко времени прибытия в Иерусалим второй партии иудеев-репатриантов, большая часть тех, кто пришел еще с Зоровавелем, смешалась с другими народами: Хананеями, Хеттеями, Ферезеями, Иевусеями, Аммонитянами, Моавитянами, Египтянами, Аморреями. "Потому что взяли дочерей их за себя и за сыновей своих, и смешалось семя святое с народами иноплеменными; и притом рука знатнейших и главнейших была в сем беззаконии первою" (читай "Ездра" 9:2)
   Смешение с другими народами, как свидетельствовала вся предыдущая история еврейского народа, приводила к отступничеству от законов, дарованных избранному Богом первенцу, к поклонению культам иноплеменных богов. Так было и на сей раз.
   Ознакомившись с духовным состоянием народа и используя полномочия, предоставленные персидским царем, Ездра осуществил ряд жестких мер, направленных на укрепление веры в единого Бога Израилева.
   Но эти меры неминуемо вели к обособлению иудеев от иноплеменников, проживавших на землях Иудеи и обострению отношений с ними.
   Снова возобновились нападения на строителей Иерусалима, одно из которых сопровождалось разрушением стены вокруг города, с таким трудом возведенной за десятилетия упорной работы.
   Читай "Неемия" 1:3:
   "И сказали они мне: оставшиеся, которые остались от плена, находятся там, в стране своей, в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем".
  
   "Еще: с того дня, как определен я был областеначальником их в земле Иудейской, от двадцатого года до тридцать второго года царя Артаксеркса, в продолжение двенадцати лет, я и братья мои не ели хлеба областеначальнического".
   Те же даты называет библейский автор и в первых стихах главы 1 и 2 "Неемии".
   Состоя в должности областеначальника Иудеи, и пользуясь покровительством персидского царя, Неемия довольно быстро восстановил разрушенную стену вокруг Иерусалима, поставил в ней ворота и приступил к интенсивной застройке города, побуждая переселяться в него, под защиту стен, проживавших в окрестных долинах иудеев.
   Читай "Неемия" 11:2:
   "И благословил народ всех, которые добровольно согласились жить в Иерусалиме".
   Возрождение города сопровождалось торжественным освящением стены, жертвоприношением и народным весельем.
   Читай "Неемия" 12:43:
   "И приносили в тот день большие жертвы и веселились; потому что Бог дал им великую радость. Веселились и жены, и дети. И веселие Иерусалима далеко было слышно".
   Предположительно, это событие можно датировать 372 годом до Р.Х.
   И хотя Иудея по-прежнему оставалась частью Персидской империи, завершился целый этап в жизни народа. Этап, который принято называть "постссыльным" (некоторые предпочитают употреблять термин "постпленный").
   Бог готовил избранный им народ к новым испытаниям - к многовековому рассеиванию по свету...
   И пережить даже многовековое рассеивание еврейскому народу, вероятно, помогло важнейшее событие "постссыльного" периода - восстановление храма в Иерусалиме Богу Израилеву, а значит, и возвращение к Вере.
   Доказательств того, что предлагаемая авторами книги "Толкование..." хронология "постссыльного" периода ошибочна и, что 515 год до Р.Х. не может быть принят серьезными исследователями библии в качестве даты окончания восстановления разрушенного в 586 году до Р.Х. храма в Иерусалиме, в канонических исторических библейских текстах много.
   В дополнение к уже приведенным, хочу изложить еще только два, имеющих универсальное значение.
   Прежде всего, - "фактор времени", как один из элементов доказательства при поиске истины. Известно (читай третью книгу Царств, 6:38), что царь Соломон строил храм в Иерусалиме семь с половиной лет. Строительство осуществлялось в то время, когда древнее государство еврейского народа находилось в зените своего развития, обладая огромными квалифицированными людскими и материальными ресурсами, в условиях благоприятной международной обстановки. К тому же, надо иметь в виду, что предшественник Соломона на троне - царь Давид - уже заготовил практически все необходимые строительные и даже отделочные материалы для будущего храма; в деталях был проработан и проект будущего храма.
   Восстановление полностью разрушенного храма, а по-сути, новое его строительство, в "постссыльный" период должно было выполняться в условиях острого дефицита рабочей силы и квалифицированных мастеров, при ограниченных материальных средствах, на неподготовленной территории, в окружении враждебных соседей, от которых приходилось защищаться часто с оружием в руках; с постоянной оглядкой на "настроение" царей государства-суверена.
   Трудно, почти невозможно, представить, что в таких неблагоприятных условиях можно было осуществить всего лишь за два десятилетия (с 536 по 515 г до Р.Х.) восстановление величественного сооружения, каким был храм в Иерусалиме.
   Даже окончание строительства храма в Иерусалиме в 418 году до Р.Х. (по моей версии) надо считать, не боясь преувеличения, подвигом той первой партии иудеев, которая вышла из плена в 538 году до Р.Х.
   Нельзя обойти молчанием и еще одно (пусть тоже косвенное) доказательство большей исторической достоверности моей версии хронологии "постссыльного" периода и даты восстановления храма в Иерусалиме в 418 году до Р.Х. Большинство исследователей Библии сходятся во мнении, что первая-вторая книги Паралипоменона были написаны библейским автором в самом конце пятого века до Р.Х. (около 400 г.), Тому есть довольно много доказательств, среди которых самым веским является упоминание имени Анании последним из перечисленных "сыновей дома Давида" (читай 1-ю книгу "Паралипоменон", 3:24). Это был потомок династии царя Давида в восьмом поколении, а значит, родившийся между 425 и 400 г до Р.Х.
   Автор библейского текста "Паралипоменон" стремился сосредоточить внимание читателя на двух темах. На теме "Давид и его потомки" и "Храм в Иерусалиме и поклонение в нем Богу Израилеву". Поэтому, почти без сомнения, можно допустить, что для библейского автора, вернувшегося на родину из вавилонского плена, окончание строительства (восстановления) храма в Иерусалиме было тем мощнейшим источником вдохновения, который просто обязывал донести до потомков подвиг предков, свершенный по замыслу Бога и под Его покровительством. Того Бога Израилева, который своеобразным способом вознаградил свой народ, возвратившийся к Вере отцов.
   Вот этим-то событием в жизни еврейского народа, которое (по моему предположению) произошло в 418 году до Р.Х., и объясняется время создания первой-второй книг Паралипоменона в конце пятого столетия до Р.Х. Появление библейского текста, с ярко выраженной религиозной идеей, было требованием времени. Все в этом мире, являясь элементами замысла Творца, взаимосвязано...
   За пределами данной статьи остался анализ причин появления ошибочной версии хронологии "постссыльного" периода, которая, в свою очередь, повлекла ошибки в хронологии правлений царей Иудеи и Израиля. Впрочем, это уже другая тема.
   Лет сто назад кто-то подсчитал, что на основании изучения библейских текстов видными исследователями Библии предложено свыше 150 хронологий. С тех пор, вероятно, число их увеличилось существенно. И читатель вправе задать автору очередной хронологии вопрос: "что изменится, если считать годом восстановления храма в Иерусалиме не 515 год до Р.Х., а 418-й?
   Отвечу откровенно. Мир, безусловно, не изменится; в нем не станет меньше зла и пороков, не уменьшится число голодающих и больных, не станет больше добра, взаимопонимания и уважения; не придет в этот мир и гармония. Но сам я, начав читать Библию в уже преклонном возрасте, и погрузившись в открывшуюся частицу смысла ее текстов, стал другим. И теперь до конца дней своих земных буду утверждать: "Библия - неисчерпаемый источник самых достоверных знаний!"
   Дверь к этому источнику всегда открыта для каждого из нас. Тот, кто сам не пожелал воспользоваться предоставляемой возможностью и не открыл дверь, достоин сожаления.
  
   Так видится хронология "постссыльного" периода, если понимать библейские тексты "Ездра" и "Неемия" буквально:
  
  
   цари Персии
   даты их
   царствований
   до Р.Х.
   события, описанные в Библии
   ссылка на св.
   Писание
   даты до
  
   Р. Х.
   Кир 2
   Великий
   559 - 530
   Указ его о возвращении первой партии
   евреев-репатриантов из вавилонского плена;
   закладка основания жертвенника и храма
   "Ездра" 1: 1 - 4
  
   "Ездра" 3: 8 - 11
   538 г.
  
   536 г.
   Камбиз
   530 - 522
  
  
  
   Лжесмердиз
   522
  
  
  
   Дарий 1
   Гистасп
   521 - 486
   Обвинения против иудеев
   "Ездра" 4 : 5
  
   Ксеркс
   (Ахашверош)
   485 - 465
   Обвинения против иудеев
   "Ездра" 4 : 6
  
   Артаксеркс 1
   Долгорукий
   464 - 424
   Повеление царя о приостановлении строительства
   храма и города
   "Ездра" 4 : 21, 24
   458 г.
   Дарий 2
  
  
   424 - 404
   Указ о возобновлении строительства в Иерусалиме;
  
   Окончание строительства храма в Иерусалиме
   "Ездра" 6 : 6 - 12
  
   "Ездра" 6 : 14,15
   418 г.
   Артаксеркс 2
  
   Мнемон
   404 - 358
   Направление в Иудею Ездры с дарами храму в Иерусалиме;
   Направлению в Иудею Неемии;
   Окончание восстановления стены вокруг Иерусалима
   "Ездра" 7 : 1,6,7, 15-23
   "Неемия" 5 : 14
  
   "Неемия" 12 : 43
   397 г.
  
   384 г.
  
   372 г.
  
   .
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"