Аннотация: В недалеком будущем, в нашей галактике, на третьей от Солнца планете...
Школьный коридор жужжал, словно разогревающийся диск старого компьютера - Бен когда-то видел такой в музее компьютерных технологий, куда они всем классом ходили на экскурсию. Там была уйма странных вещей, о предназначении которых по внешнему виду догадаться было невозможно - коробки с магнитными лентами, дырявые картонки, диски размером с ладонь. Несмотря на воодушевление экскурсовода, никто (кроме Алекса, но он не в счет), не заинтересовался историей металлических коробок с какими-то там платами. Вот микрочипы, вживленные в палец, или возможность смотреть чемпионат по хоккею на ладони, превращающейся в экран - это другое дело!
Бен тогда подумал, что экскурсовод, восторженно распинающийся о технологическом прогрессе, сам уже мог быть экспонатом музея - куда прикольней было бы если бы в каждом зале посетителей встречал бы робот, или все бы попадали в виртуалку прошлого - вот как в классе на уроке истории!
Но вживленные в ладонь телики оставались роскошью; во всей школе только у одной Инги была такая штука. Всем остальным давно бы запретили включать телик в школе, но не Инге - у нее жe отец президент какого-то там конгломерата. А микрочипы последней модели, с кредитной картой и телефоном, доступны были не всем; у Бена и Алекса были только базовые модели, которые вживлялись всем при рождении - группа крови, генотип, реакция на таблетки и прочие полезные но скучные вещи.
Родители пообещали Бену что микрочип СД-18 он получит в следующем июне, на день рождения - конечно, при условии успешного окончания школы. Подумав о несправедливости мироздания, Бен вздохнул и наконец-то прислушался к словам Ника, шагающего рядом и уже несколько минут что-то говорящего.
- Что? - переспросил, хотя и заранее знал реакцию друга.
- Блин, я тебе уже 10 минут объясняю! - взорвался тот. - Ты хочешь убить четыре часа своей жизни на проф-ориентацию?
- Можно подумать, у нас есть выбор, - Бен пожал плечами.
Выбора не было. Психометрический тест в 11 классе был обязателен, равно как и последующая беседа с психологом, и официальное объявление результатов - три профессии, на которые парень или девушка признавались "годными". Чаще всего народ выбирал свое "призвание номер 1", потому что это давало возможность в первую очередь записаться на все необходимые курсы в 12 классе, а также - при условии набранного среднего балла - без экзамена пойти по этой специальности в универ, и получить направление на работу. Выбор "Призвания номер 2" или тем более, "номер 3" увеличивал количество тестов, в том числе и при приеме на работу, и мог надолго отодвинуть счастливый момент окончания учебы.
- Ты правда, что ли, ничего не слышал? - удивился Ник. - В этом году проводят эксперимент - вместо психометрии и психолога можно сыграть в виртуалку с компом; он прочитает все эти нейроны-шмейроны в мозгу, и выдаст тебе распечатку призваний, раз-два-три! Полчаса, и можно идти !
- Врёшь ты всё, - рассмеялся Бен. - нет еще таких машин. Я читал, они хотели ввести их в строй только через три года.
- Так эксперимент же! Тестируют! Для тех кто хочет попробовать! Ну или стой в очереди, как эти чайники! - Ник показал рукой на толпу одиннадцатиклассников, терпеливо ожидающих своей очереди зарегистрироваться , взять экзаменационную планшетку и пройти в класс. Все они были серьезны и сосредоточены , а многие выглядели испуганными - еще бы, следующие несколько часов определяли всю их жизнь! Бен увидел в середине очереди рыжую шевелюру Алекса. Анни, конечно, стояла рядом.
- Ну куда вы пропали! - сердито сказала она. - Ещё немного, и вам пришлось бы стоять в очереди!
Она чуть подвинулась, уступая место Бену. Бен машинально шагнул вперед.
Анни столько лет была лидером их команды, что мальчишки подчинялись ей без особых раздумий. И не вспомнить когда это началось - когда в пятом классе они все на спор прыгали с крыши дома, и Анни прыгнула первой? Или в третьем классе, когда кто-то из старшеклассников потребовал, чтобы Ник отдал им карманные деньги, и Анни вцепилась зубами в руку обидчика, заступаясь за брата? Но что-то изменилось в последний месяц - Ник и Анни постоянно спорили, отстаивая право на свою точку зрения - поздновато для близнецов, считал Бен, но старался по мере возможности поддерживать друга. А Алекс... никогда нельзя было предугадать что скажет Алекс. Выныривая из своего мира, из своих книжек и фантазий, то ли о прошлом то ли о будущем, он рассеянно прищуривался и выдавал какую-нибудь фразу, цитату, строку из стихотворения, что-нибудь мутное из предысторических философов - и невозможно было понять на чьей он стороне.
Зато поступки Ника всегда были предсказуемы. Вот и сейчас он, возмущенно посмотрев на сестру , громко заявил:
- Ну вы че, с ума сошли? Пойдем лучше проверим виртуалку - там очереди нет!
Началось, подумал Бен. И правда, Анни - едва повернувшись к брату - спокойно заметила:
- Конечно, нет. Ты один на всю школу такой идиот, чтобы доверять железке выбор профессии , определяющий всю твою жизнь.
- Лучше железке, чем тетке в очках, у которой в инструкции написано - 5 программистов, 2 повара, 10 медсестер, - отпарировал Ник. Было видно что он заранее подготовил аргументы. Бен подавил усмешку; Анни и Ник уже, конечно, не были так похожи, как в детстве, когда их могли и перепутать друг с другом, но только слепой ( и полный идиот) не понял бы что они брат с сестрой - те же упрямые темно-карие глаза, вьющиеся угольно-черные волосы - заплетенные в небрежную косу у Анни, коротко остриженные у Ника - а главное, такой же взрывной характер.
- А у твоей железки, думаешь, в программе разнарядки нет? - ехидно поинтересовалась Анни и тут же поняла свою ошибку, но было поздно.
- А тогда какая разница? - победоносно спросил Ник. - Лучше попробовать что-то новое, чем тут торчать до вечера! - он взглянул на свой чип (на пару версий покруче чем у Алекса) - классная погода, можно в теннис поиграть. Или полетать.
- Выберет тебя твоя машинка дворником, всю жизнь летать будешь, - буркнула Анни. - Ты когда уже повзрослеешь? Мальчишки, а вы чего молчите? Ну скажите же ему!
Дух противоречия, обычно мирно спавший где-то за правым плечом Бена, проснулся неожиданно. Ну не совсем неожиданно, конечно. С самого начала учебного года он с тоской размышлял о заранее заданной траектории жизни. А сейчас у него вдруг появилась возможность свернуть с общей забетонированной дорожки , запрыгнуть в флайер и просто перелететь в пункт назначения.
- Я согласен с Ником, - сказал он. - Если нам все равно определяют три профиля годности, то мы можем хотя бы продвинуть вперед науку. По всякому, это будет интереснее чем писать тест. Я за виртуалку!
Анни обиженно поджала губы и повернулась к Алексу:
- А ты? Тоже за прогресс и виртуалку?
- И ты, Брут? - отреагировал тот. Как обычно в подобных ситуациях, ответом ему было удивленное молчание. Нужно было переждать, когда Алекс вынырнет в реальность. После полуминутной паузы Алекс серьезно посмотрел на Бена:
- Про прогресс ты, конечно, прав. Но именно поэтому я хочу поговорить с человеком. Мы ведь не знаем , а вдруг это вообще последний раз, и больше такого никогда не будет? И потом будут только виртуалки и роботы? Круто ведь оказаться последним поколением, для которого профессию выбирали не компьютеры?
- Так же круто, как первым поколением, опробовавшим виртуальный выбор, - заметил Бен. Спорить с Алексом было так же интересно как и бесполезно - все равно что с инопланетянином.
- Знаете что, - вдруг сказала Анни. - вы идите, потом расскажете. А Алекс составит компанию мне. Только не жалуйтесь если вас запишут в бухгалтера!
- Анни, классная идея - вечером встретимся, обменяемся впечатлениями? - Бен подтолкнул Ника и, уже отходя, повернулся к Алексу с Анни и добавил, - Из вас получатся классные бухгалтера!
Анни, совершенно как в детстве, показала ему язык, почему-то немного фиолетовый - явно от каких-то конфет.
- Вообще-то это не была идея Анни; я и сам хотел разделиться, - немного обиженно заметил Ник, остановившись возле двери, на которой кто-то прикрепил листок с принтера с надписью "Экспериментальная лаборатория - нейро- выбор".
- Угу, - рассеянно кивнул Бен. За дверью было тихо. Белый прямоугольник на грязно-зеленой двери... нейро-выбор. Какого ж черта, надо было просто спокойно написать тест! Так нет, прогресс он решил двигать. Черт, а если они сначала какой-нибудь укол делают, типа, чтобы нейроны активировать? Уколы Бен не любил. Не боялся, конечно, нет. Просто не любил. Он взглянул на друга. Ника, похоже, тоже одолевали сомнения - он положил руку на металлическую ручку, но так и не повернул её.
- Ну и кто теперь боится? - над ухом Бена раздался насмешливый голос Анни. От неожиданности он отшатнулся и задел плечом Ника, в результате приложившего к дверной ручке больше усилий чем намеревался. Дверь чуть приоткрылась.
- Добро пожаловать! - женский голос из динамика где-то в потолке явно отреагировал на сенсорное движение. - Мы рады приветствовать вас в нашей лаборатории!
- Так мы пойдем двигать прогресс или как? - все так же насмешливо спросила Анни. Только потому что Бен знал её уже десять лет, он заметил, что её голос дрожит. Ну нельзя же позволять девчонке быть самой смелой в компании! Oн решительно переступил порог и зашел внутрь комнаты . Черт с ними, с этими уколами! За ним следом вошел Алекс, потом, взявшись за руки, Ник и Анни.
Дверь бесшумно закрылась, и они оказались вчетвером в пустой классной комнате. Когда-то давно, когда они учились в младших классах, это помещение использовалось для уроков танцев. Бен помнил этот кошмар, свое неуклюжее отражение в зеркалах во всю стену, абсолютную невозможность на слух отличить самбу от бачаты, бесконечные повторяющиеся наставления молодого преподавателя "переносим вес тела, шаг-тап, шаг-тап, слушаем музыку, слушаем ритм..." из них четверых только Ник слышал ритм и получал удовольствие от уроков. Потом уроки танцев из программы убрали, но зеркала так и остались на стенах. Шесть полусферических металлических будок, напоминающих колпак над кабиной пилота, теперь занимали середину зала, и, отражаясь в зеркалах и друг в друге, превращали полутемное помещение то ли в космический полигон, то ли в зал для лазерных догонялок.
- Здравствуйте, - казалось, что голос звучал отовсюду и заполнял собой всю комнату. Впрочем, он не был металлически- неприятным, как голос навигаторa. Бен подумал, что компьютерщики сымитировали голос медсестры: "не бойся мальчик, это не больно". Вот же привязалась эта идиотская мысль про уколы!
- Алекс, я думал что ты хотел с человеком пообщаться, - шепнул он, стараясь отогнать неприятные ассоциации.
- Передумал, - шепотом ответил Алекс. - У вас приключение намечается, как я мог пропустить? - Он улыбнулся, и Бен почувствовал, что охватившее его напряжение отступает. А ведь действительно - приключение!
- Дорогие ученики! Пожалуйста, внимательно выслушайте инструкции по использованию "нейрошлема"...
Анни чуть сжала рукой плечо Бена, мол, слушай внимательно, не болтай.
- Вы можете выбрать любую из кабинок в зале. Перед тем как одевать нейрошлем, заполните вашу информацию, ответив на вопросы анкеты. После этого вы увидите короткое видео, объясняющее как одеть и подключить нейрошлем. Следуйте инструкции на экране. Если шлем подключен правильно, первым, что вы увидите, будет карта звездного неба. После двадцати минут посещения виртуальной реальности программа завершится, и вы сможете отключить шлем. У вас есть вопросы?
- А если я не увижу карту? - громко спросила Анни. Она и в классе предпочитала живых учителей, а не общение с роботами. Бен почувствовал угрызения совести, вдруг осознав, что если машина выдаст Анни какое-нибудь идиотское признание годности (бухгалтер?), в этом будет и его вина.
- Попросите помощи, и к вам подойдет ассистент. Если шлем не заработает, вы можете вернуться к стандартной процедуре теста.
- А когда мы узнаем результаты? - спросил Ник
- Обработка данных занимает 15 минут. Вам нужно подождать результатов в соседней комнате . - Голос умолк. Несколько секунд они стояли молча. Еще можно было уйти. Отойти от края крыши, от обрыва. Бен протянул правую руку Алексу, левую - Анни:
- Ну что, прыгаем вместе?
"Имя... фамилия... год рождения ...Бен...Левин... серьезно? Вся эта информация есть у меня на чипе... нейроны считывают, а чип-сканер подсоединить не могут... вот лажа...или, просто проверяют как я реагирую на тупые механические задачи? Ну и фиг вам, плохо! Хотя нет, спокойно... спокойно...хочу в летный отряд, летный отряд... " Он дал мысленную команду своим нейронам - или надеялся что дал. Ник и Бен с детства мечтали вместе попасть в летный отряд и участвовать в экспедициях к Плутону, Юпитеру, или еще дальше, за пределы Солнечной системы. Шанс получить такое призвание , как говорили, был один из тысячи, и потом только один из сотни доходил до конца обучения, но уж Бен бы дошел до конца - только дайте ему этот шанс!
Табличка на экране сменилась коротким видеоклипом, в котором молодая девушка, чем-то похожая на Ингу (только поумнее), объясняла как правильно подключить виртуальный шлем. Бену показалось, что никакой необходимости в этом нет - шлем явно был неким апгрэйдом обычной виртуальной игры. Он защелкнул рычажок застежки на подбородке и нажал на кнопку с правой стороны шлема - по инструкции. Надеюсь, что у Анни там все работает, успел подумать он.
Такое звездное небо он последний раз видел в августе ... они на две недели рванули всей компанией во Флориду... океан и небо были бесконечны, звезды падали прямо в волны, и Бен не успевал загадывать желания. Млечный путь...Большая Медведица... Стрелец ... Вега... В шестом классе Ник уговорил родителей купить телескоп... ночи без сна когда они наперебой угадывали и учили созвездия... небо приближается, или это Бена поднимает туда вверх и несет прямо к созвездию Лиры ?... Вега становится еще ярче, Бен даже зажмуривает глаза на секунду, и когда он их открывает, ни звезд ни неба нет... он за штурвалом ... нет, не звездолет, космофлайер... это просто игра в догонялки среди скал из Звездных войн ... Бен это делал миллион раз ... быстрее, быстрее, еще рывок, еще, уходим, уходим! Ник, ты где? .. Черт, я возвращаюсь... рывок штурвала, крутой вираж... Бен взмывает над скалами, экран начинает мигать красными огнями, он из всех сил тянет штурвал на себя... поздно. Оранжевый песок застилает глаза, сирена флайера заглушена грохотом взрыва... снова темно. Он открывает глаза - больница? люди в синих халатах ... отрывок из какого-то старого фильма... Но Бен уже не на операционном столе, он проводит операцию... на столе Ник... спокойно, нормально, уже почти закончили, соединяем последнюю артерию, стягиваем ткани, заклеиваем... он отходит от стола в изнеможении, шесть часов на ногах, кивает ассистенту - разбудите меня через час и падает на кушетку, мгновенно вырубаясь. И просыпаясь . Тишина. Вокруг - бесконечные зеркала, разноцветные спирали лентой Мебиуса перекручивающие пространство, распадающиеся на части... снова сплетающиеся в калейдоскоп узоров, цветов, сфер, кругов, треугольников ... лабиринт... надо найти главную ленту, потянуть за нее, раскрутить и выйти ... Бен пробует одну ленту за другой, но они вырываются, словно лента бумажного змея (что это такое?), и звонко смеются каждый раз когда он пытается их поймать. .. Блин, так, всё... Это просто игра, сон. ... чтобы проснуться, надо открыть и закрыть глаза... нет, сначала закрыть, потом открыть... он так и делает ... шарахается от звука выстрела...нет, черт, он никогда не любил играть в войну, зачем?... неуверенным движением передергивает затвор пистолета, выглядывая из-за угла заброшенного здания... груды разбитых старых машин... солнце палит , обжигая кожу... снова выстрел, щепка отлетает от стены и процарапывает линию на щеке Бена...ну хорошо... Ник, прикрой!... и, перекатившись через открытое пространство между двумя зданиями, наконец-то видит нападающего... совсем еще пацан, но глаза полны ненависти... ну держи! ... он знает, что попал. Только вот почему такая боль в животе?...Ник, уходим!.. теряет сознание... .когда он приходит в себя, у него перед глазами доска исписанная формулами... Е=mc 2.....d x'= 0 ну тут хотя бы все понятно...эффект замедления времени... парадокс близнецов... в котором нет ничего парадоксального... для человека получившего пулю в живот он неплохо соображает...какая, к черту, пуля? ...доска с формулами растворяется... перед глазами - созвездие Лиры....что там было про кнопку слева?
Он открыл глаза. Темнота. Черт, это просто виртуальный шлем. Сколько же времени прошло? Пальцы не желали слушаться, но Бен, пересиливая боль в животе, всё ж стащил с себя шлем. Да нет, какая там боль, это же всё была виртуалка. Он поднялся со стула, пошатнулся, привыкая к гравитации, вышел из кабинки. Анни и Ник уже стояли у своих кабинок - Ник, взбудораженный более обычного и взрывающийся от желания - и невозможности - вот тут же, сейчас! - поделиться впечатлениями, и Анни - спокойная, но словно оглушенная чем-то. Бен не знал, можно ли им здесь разговаривать, но слов для адекватного описания своего состояния у него все равно не было. Наконец появился Алекс - единственный из них четырех он улыбался - "Ребята, это было здорово!", восхищенно сказал он, и на этих словах плотину прорвало, и Ник, не в силах более молчать, выдохнул : "это было круто! "
"Вы можете подождать ваши результаты в соседней комнате", - все с той же интонацией медсестры в приемном покое посоветовал металлический голос.
...Когда-то учитель танцев закрывал здесь оборудование; сейчас в маленькой комнате еле уместились два диванчика с потертой темно-зеленой обивкой и деревянный колченогий столик на котором стояло несколько бутылок с минералкой.. Бен открыл одну, протянул Анни; взял себе вторую и упал на диванчик. Ноги его не держали.
- Вы знаете, что прошло только 15 минут? - сказала Анни. - А мне показалось что несколько часов.
- Ага, мне тоже, - согласился Ник. - Столько всего произошло - и полет, и взрывы, и гонки. Алекс, а тебя ранило!
- Нет, ранило как раз тебя, - возразил Бен. - И меня. - он снова почувствовал боль в левом боку.
- Помните, как мы устраивали киномарафон и целую ночь крутили "Звездные войны", "Гарри Поттера" и "Пришельцев"? Вот у меня сейчас такое же состояние как после круглосуточного кино марафона, - задумчиво сказал Алекс. - Словно прожито несколько жизней.
- А у меня не было никаких взрывов, - сказала Анни. - Был какой-то город, и путешествия, и люди разные...
- Девчоночий вариант, - хмыкнул Ник. Прежде чем Анни успела отреагировать, Алекс сказал:
У меня тоже не было взрывов. Я думаю, каждый смотрел свое кино.
Бен кивнул, соглашаясь.
Интересно, что они могут понять на этом основании? Вот у меня были путешествия, что же я теперь, в пилоты пойду? - Анни начала приходить в себя. - Алекс, а что ты думаешь?
- А мне все равно, - пожал плечами Алекс, - я знаю кем я буду, так что если будет что-то интересное, пойду поучусь, если нет, сразу пойду туда куда я хочу.
Остальные трое уставились на него. Мысль о том что можно не переживать о распределении и просто делать то что хочешь, даже не приходила Бену в голову.
- И кем ты будешь?
- Писателем - если будет что-то интересное, пойду поработаю, чтоб лучше людей узнать, если нет, просто сразу буду писать. У меня уже есть несколько идей.
Действительно. После того как Алекс произнес эти слова, вдруг стало абсолютно очевидно, что только так и может быть, и никак иначе.
Дверь в комнатку с легким скрипом отворилась. Вместо робота в комнату вошел парень - едва ли сильно старше Бена - джинсы, черная рубашка, очки без оправы, четыре конверта в руке.
- Поздравляю, вы молодцы что решились на эксперимент! - его улыбка была такой заразительной, что они все заулыбались, несмотря на нервы. - В вашей школе больше никто не осмелился.
- А у вас это что, университетский проект? - набравшись наглости, спросил Ник.
Парень рассмеялся.
- Нет, просто студенты физфака помогают разработчикам на этой стадии. Нам практика, а им дешевая рабочая сила. Это ж во все школы людей посылать надо. Ну хорошо, бой барабанов и гром фанфар. Это вам, - он протянул первый конверт Анни. Девушка осторожно взяла его в руки, точно боясь что он то ли взорвется то ли рассыпется .
-Кто из вас Ник? - второй конверт.
- Алекс ... Бен ... - мальчишки держали в руках бумаги, которые сейчас - вот сейчас - расскажут им всё что дальше произойдет с их жизнью. Ну или почти всё. Открывать было страшно, даже страшнее чем одевать на себя виртуальный шлем. И гораздо страшнее чем уводить флайер от преследования.
- Спасибо, - наконец сказал Бен. Что-то ведь нужно было сказать.
Парень еще раз улыбнулся:
- Не бойтесь, мы проверяли алгоритм на всех студентах универа, работает точно. Будете сейчас открывать?
- Не, на улице, - быстро сказал Бен. Отлично, есть повод еще чуть-чуть остаться в неведении. Парень отступил в сторону, давая им возможность выйти и - уже в спину - пожелал удачи.
*
Не сговариваясь, все направляются в сторону своего любимого кафе - столик на террасе, вид на реку, четыре коктейля. Алкогольных. Сегодня, после получения результатов, наконец-то можно - открыто и на виду у всех. Лица у всех такие торжественно-серьезные, что бармен даже не требует взглянуть на документы; всё очевидно и так.
- Кто первый? - Ник отхлебывает свой джин-тоник (ну не то что они никогда не пробовали алкоголь, не дети всё-таки; у Бена и Алекса мартини; у Анни - какая-то оранжевая гадость - аперон? аперол?).
- Одновременно? - предлагает Бен. - Раз, два, три!
Несколько секунд он в изумлении читает три строки своих результатов, ожидая, когда буквы сольются во что-то другое, ожидаемое и понятное. Поднимает глаза на друзей. Глаза Ника сияют. Анни - в растерянности, Алекс... как всегда, задумчив.
- Меня взяли!!! - Ник разворачивает свой результат к друзьям. На первой строчке , жирным шрифтом, вожделенное ."Летный отряд". Бен дальше не читает. Один шанс из тысячи достался не ему. Что он сделал не так в этой чертовой виртуалке??? Они должны были быть там вдвоем! Как мечтали! Это несправедливо! Впрочем... если уж только одному из них должно повезти, пусть это будет Ник. Бен понимает вдруг что если бы его взяли в отряд, а Ника - нет , он всю жизнь чувствовал бы себя виноватым, и пытается улыбнуться. Ник так счастлив что даже не замечает насколько тяжело дается Бену эту улыбка.
- Еще не взяли, туда физтесты сдавать, - Анни напоминает очевидное, но счастье Ника не погасить ничем:
- Ты сомневаешься что я их сдам?! А что у тебя?
- Конечно, сдашь, - тем же жестом, что и брат, она поворачивает свой листок:
1 - Астр-антропологи
2 - психотерапевт
3 - Учитель
- Астро-антрополог? - пробует слова на вкус Ник. - Это такая специальность в бухгалтерии? - Он успевает увернуться от руки Анни, нацеленной на серьезный подзатыльник. - Да ладно, шучу же! Классно!
- Я хотела быть учителем, - Анни, тихо. - Может, взять третью опцию?
Бен поднимает на неё взгляд от своего листка - ну какой нормальный человек может променять звездную профессию на земную? - но вслух замечает только:
- Если они поставили тебе первой другую профессию, значит, в ней ты принесешь больше пользы.
- Наверно - она улыбается. - У тебя психотерапевта на листе нет? Под первым номером?
Бен смотрит на свой листок. Нет, психотерапевта там нет. И за последние пару минут не появилось. Он должен что-то ответить, но Алекс успевает раньше:
- У меня есть психиатр. Мы наверно, просто все немножко психи?
Пузырьки смеха в коктейле. В четырех. Смешиваются с алкоголем , взмывают в воздух и превращаются в веселящий газ, облаком нависающий над столиком.
- Это твой первый выбор? - сквозь смех спрашивает Ник.
- Нет, первый у меня - криминалист. Самая классная профессия для меня, просто мечта. Представляете, сколько сюжетов я наберу?
Все взгляды на Бене. Он отпивает глоток мартини, прокатывает его во рту - горечь джина, сладковатый вермут - и выдыхает: "кинорежиссер, дизайнер ВР, сомелье/миксолог"
- Со? Кто? - Ник давится своим джином.
- Понятия не имею,- реакция Ника злит Бена еще больше. Хорошо ему веселиться, с его распределением!
- Сомелье - специалист по винам. А миксолог... ну типа, бармен, - поясняет Алекс.
- Классно, - зло говорит Бен. - Они что, список профессий из 19 века взяли???
- Дизайнер ВиАр - круто, можно игры придумывать или контракты, в чипы встраивать. Сейчас пытаются создать индивидуальное ВиАр поле; например, прикинь, сидишь ты в школе, надоело, настроил чип - и ты уже в космосе,- миролюбиво предлагает Анни.
Бен взрывается:
- Ну да, пока Ник в летном отряде, а ты с ним в команде как антрополог, я тут буду сидеть и мечтать, и создавать космическую ВиАр! Да идите вы все!
Веселящий газ исчез. Вместо него - тяжесть и обида. Волны внизу, в такт настроению Бена, сердито набрасываются на прибрежную гальку, взрываются, разлетаясь сверкающими осколками то ли гранат, то ли зеркал, и каждый из осколков ранит прямо в сердце... была какая-то старая сказка, мама Бену в детстве читала, о чем там было? Он не помнит.
Бен? - прохладная рука Алекса у него на плече.
Он молчит.
- Ты ведь можешь делать все что захочешь, - говорит Алекс.
- Например, пойти в Лётный отряд? - ехидно замечает Бен.
- Или стать врачом. Или астрофизиком. Или инженером конструктором. Или снимать какие-нибудь потрясающие фильмы.
Алекс серьезен. Волны, отражающиеся в его серо-зеленых глазах, теряют свою угрюмость и теплеют. Бен опять переносится на флоридские пляжи, шаттл, взлетающий с мыса Канаверал к созвездию Лира... или куда там еще? Мир безграничен, как час назад.
-Ты веришь в это?
- Даже больше чем я верю в виртуальное распределение, - Алекс улыбается. - Пойдем к ребятам, мы заказали еще по коктейлю.
-Всем привет, с вами , как всегда в воскресенье утром, Яэль Мэй. Наш сегодняшний выпуск мы ведем с космической станции на орбите Плутона. Именно здесь мне наконец-то удалось поймать самого неуловимого и самого загадочного режиссера наших дней и уговорить его на интервью. Бен, а почему все-таки именно здесь?
-Если я отвечу на этот вопрос, я перестану быть неуловимым, так что позвольте мне просто сказать что я сейчас между двумя местами съемок.
-Действительно. Скажите, вы редко даете интервью потому что не любите журналистов?
- Яэль, давайте этот вопрос вы спросите в конце интервью, а то я уже и не помню, люблю я журналистов или нет. (смех). А если серьезно, просто съемки и перелеты занимают столько времени, что на интервью никогда нет времени. Но раз уж вы совершили перелет до Плутона, я обязан ответить на ваши вопросы. Не все ваши коллеги отваживаются на межпланетку.
-Очень многие слушатели спрашивают, что важней в работе режиссера - талант, образование или чутье?
(смех). -Яэль, а работа журналиста была вашим первым или вторым выбором в ВиАр?
- Первым.
- Ну вот видите. Ваше поколение уже и не помнит что когда-то было по-другому. Я думаю, что ВиАр находит какой-то баланс между нашими врожденными склонностями, способностью обучиться какой-либо профессии, особенностями нашей психики и личности - так что в работе режиссера, как и в любой другой, важно всё.
- И тем не менее, на настоящий момент именно ваши фильмы транслируются не только по всей земле, но и на всех обитаемых планетах Солнечной Системы, и побивают все рекорды проката... Правда, они еще ни разу не выиграли ни одного приза ни на одном кинофестивале. Скажите, как вы к этому относитесь?
- К чему, к отсутствию призов? Я просто стараюсь быть профессионалом в своем деле и снимать такие фильмы которые мне самому интересно было бы смотреть. Но награды даются по другим показателям. Так что если мне вручат золотого "Аполлона", я не откажусь, а если нет, порадуюсь за того режиссера которому он достанется.
- Спасибо, Бен. Подождем следующей церемонии. Лично я очень люблю ваш последний фильм, "В кольце", и очень хочу увидеть вас получающим приз.
- Вы даже прилетите ради этого на Венеру?
- Конечно!Вот вы сейчас говорили про ВиАр. Я хотела задать этот вопрос позже, но давайте все-таки сейчас - расскажите о том как вы стали режиссером. Был ли это ваш первый выбор? Что вы посоветуете студентам, получившим подобное распределение от ВиАр? Мы получили много подобных вопросов от молодых ребят и девушек, мечтающих снимать такие же фильмы как ваши, и пытающихся понять секрет вашего успеха.
- И вы думаете что я готов раскрыть этот секрет? (смех)
-Нет, но я журналист, я должна попытаться!
(молчание, легкая усмешка) - Знаете, Яэль, я уже давно не возвращался памятью на 20...нет, 25 лет назад. Я никогда не думал о карьере кинорежиссера, я мечтал попасть в Летный отряд, или стать космическим исследователем, конструктором, на худой конец. Так что результат ВиАр для меня тогда был шоком. А потом один мой друг сказал мне удивительно мудрую вещь...
- Какую?
-Скажите, сколько человек нас сейчас слушает?
- сейчас... полтора миллиона. А в чем дело?
- Ну ладно, это действительно секрет, но полтора миллиона человек, пожалуй, смогут его сохранить. Алекс мне сказал что мы все можем стать кем угодно, и абсолютно наплевать на результат ВиАр. И это правда. Просто немногие настолько отважны.
-Алекс? Вы имеете в виду Алекса Бланка, автора сценария почти всех ваших фильмов?
- Да, и одного из моих лучших друзей. Он подал мне прекрасную идею, и мы с ним вместе ее осуществили, хотя я, пожалуй, зашел дальше чем он. Алекс выбрал одну из профессий из своего листа для того чтобы набраться опыта и материала для своих будущих романов... и сценариев. Он всегда знал что хочет быть писателем. А я... для кинорежиссера нет обязательных курсов в 12 классе. Я этим воспользовался и заявил что подготовкой к работе кинорежиссера должно быть знание того о чем он будет снимать фильмы. Удивительно, но моя наглость оказалась оправданной, мне предоставили полную свободу выбора, и я как-бы получил лицензию пробовать все, встречаться с людьми разных профессий, задавать вопросы, и таким образом прожить несколько разных жизней еще до того как начал учиться на режиссера. Так что я брал те же курсы что и мои друзья, и смотрел подряд все фильмы которые я мог найти. И так три года.
- Почему три?
- Мало кто знает, подобное не особо поощряется, но поступление на специальность первого выбора можно отложить на два года. Так что я изучал криминалистику вместе с Алексом, проходил тренировку Летного отряда с Ником Гонзалесом, слушал лекции по космологии, аэронавтике и антропологии... и смотрел фильмы. (смех). Вот, в общем, и весь секрет. Когда я наконец-то пришёл в киноинститут, у меня в голове уже был миллион образов, опыт тренировочных полетов... и идея как перенести съемки фильмов в космос.
-То есть ваш совет будущим режиссерам...
-А также писателям, журналистам - да и вообще всем - Не бойтесь! Не бойтесь пробовать и искать! И не бойтесь быть нахальными. А если вы все-таки боитесь - перешагните через свой страх.
-Спасибо, Бен. Скажите, вы упомянули Ника Гонзалеса - а как вы с ним познакомились?
-За партой в первом классе. (смех) И, предваряя ваш следующий вопрос - даже если бы я знал где сейчас Летный Отряд, я не имел бы права вам об этом сказать. Но конечно, то что Ник может нам рассказать при встречах, почти всегда превращается в идею нового фильма. Правда, все далекие созвездия и удаленные планеты мы чаще всего снимаем на Венере и Марсе. Я бы очень хотел для съемок вырваться за пределы Солнечной Системы, но к сожалению, это пока неосуществимо ни технически ни финансово ; жаль, поскольку я не уверен что мои фильмы передают зрителям ощущение бесконечности, которое испытываешь удаляясь за пределы притяжения Солнца.
- Бен, у меня еще очень много вопросов от слушателей, но время нашей передачи ограничено. Поэтому я хочу вам задать вопрос, интересующий лично меня - как вы работаете с музыкой? Саундтрэк каждого вашего следующего фильма - это событие и сюрприз. Чем вы руководствуетесь при подборе музыки?
- Знаете, Яэль, это очень интересный вопрос. Мне кажется, это музыка работает со мной, а не я с ней. Иногда я читаю сценарий и слышу песни, которые там звучат. И никакого оригинального саундтрэка. Иногда рассказываю композитору сюжет, и когда он приносит тему, я под эту музыкальную тему переписываю сцены и диалоги. А вот когда мы снимали "Стальной мир", я услышал музыку во сне, и это было мучительно для нас всех, когда я, с моим отсутствием музыкального слуха, пытался напеть что-то композитору. Хорошо еще, что я знал, что эта мелодия не придумана мной, а просто когда-то я ее слышал в детстве, на каком-то концерте на который меня за уши привела моя мама. Наш музыкальный редактор не спал две недели, но все-таки отыскал то что мне снилось.
-То есть возрождением интереса молодежи к Бетховену мы обязаны вашей маме?
(смех)
- И не только этим. Яэль.. вы простите, но у меня через час вылет. Так что давайте последний вопрос?
-Ой, у меня их еще много... Ну хорошо, стандартный вопрос - о чем будет ваш следующий фильм?
-Я уже и так достаточно секретов разгласил; скоро перестану быть таким загадочным как вы меня изобразили. Так что давайте скажем только что это будет экранизация старого и малоизвестного романa в жанре космической фэнтэзи.
- Дорогие слушатели! Не бойтесь быть нахальными, перечитывайте фэнтэзи ... и слушайте советов друзей! У нас в гостях был режиссер Бен Левин , а с вами, как всегда, была Яэль Мей.
*
Внешняя сцена
Сумерки. Темно-сиреневые облака на лиловом небе. Запах надвигающейся грозы. Камера опускается - мрачный лес, ядовито-оранжевые папоротники по обочине лесной дороги, по которой неровными рывками движется повозка. По мере приближения повозки видно что ее окружают вооруженные всадники; впереди шериф (капли пота на пухлых щеках, почти детское лицо, исполнено гордости и страха). За повозкой медленно идет человек - камера двигается к нему, его руки связаны впереди, веревка закрепленная на повозке, туго обмотана вокруг его пояса.
Крупный план
Лицо Хуго - серые глаза, в которых ничего невозможно прочитать, жесткий взгляд, усмешка на поджатых губах. Смотрит на шерифа, потом на небо, на грига, везущего повозку.
Камера следит за его взглядом - дорога уже почти подошла к воротам замка. У ворот толпа крестьян. С приближением камеры можно в их гуле уловить отдельные слова:
1й крестьянин
- Поймали убийцу?
2-й крестьянин
- Капитан сам будет судить.
Женский голос
- Известно, Хуго-наемник. Пытать будут пока не скажет кто ему заплатил. Эльфы, небось.
Камера отъезжает; широкий план - замок, небо. Из-за облака появляются две небольшие точки, стремительно приближающиеся к нам. Гул голосов постепенно затихает. Через пару минут очертания драконов становятся четкими. Тишину нарушает только нервный визг грига.
Наплыв
Инт. Темная комната, на стенах - оружие, книги, картины.
На столе - две свечи и бутылка портвейна. Два стакана.
Голос (зк)
- Садись, Хал. Позволь мне наполнить твой бокал. Не бойся, портвейн настоящий; он сделан без помощи магии. Только время...Как говорили раньше, выпьем на дорожку. Твоя миссия опасна. Ты должен вырваться из этого мира, построенного для нас Сартами, и добраться до Врат Смерти. Ты единственный на кого я могу возложить эту миссию. Ты должен найти ключ, позволяющий нам всем покинуть заточение в этом мире и добраться до остальных четырех миров.
Крупный план - мужская рука, перстень с сапфиром на среднем пальце, чернильные пятна на указательном пальце.
В стык
Звездное небо (снимать на Плутоне, камера отвернута от Солнца ). Широкий формат, медленный разворот камеры. Музыка.
*
Яэль проверила показатели аппаратуры - зеленый, зеленый, зеленый... все работает. "Эфир?" "Готовность три минуты", - прозвучало в наушнике. Все нормально, глубокий вдох, успокоиться... Так, еще вдох - казалось что в маленькой комнатке спешно оборудованной под студию записи на орбитальной станции, не хватает воздуха для двоих. Яэль уже давно перестала нервничать перед интервью. Ей приходилось спускаться в Марианскую впадину перед разговором с аквалангистами; прыгать с парашютом с трех тысяч метров, нырять с аквалангом в мексиканских подводных пещерах. и даже выходить в открытый космос с орбитальной станции возле Марса - не зря её называли самой бесстрашной журналисткой современности. Но человек, сидевший напротив неё... увидеть его вживую - было все равно что подняться на Олимп и встретиться с богом. Или полубогом. В кресле напротив сидел Ник Гонзалес. Он не вписывался в крохотную студию, в это кресло - казалось, ему нужен штурвал, полетный пульт, космофлайер, лазерный пистолет... Тем не менее, он терпеливо улыбался, спокойно рассматривая аппаратуру - и Яэль? - его черные, коротко остриженные волосы отсвечивали синим в отражении лампочек пульта, и семь золотых звездочек - по одной за каждый десант - слабо мерцали на кармашке сиреневой формы Летного Отряда.
Стряхнув чары обаяния Гонзалеса, Яэль изобразила на губах свою самую неотразимую улыбку. Она не имеет права провалить эту передачу. Только вспомнить, сколько инстанций ей пришлось пройти чтоб получить разрешение поговорить с Гонзалесом, сколько бумаг о неразглашении подписать , и сколько миллионов километров пролететь для этой встречи. Надо только не забыть какие именно вопросы она обещала не задавать в прямом эфире!
Яэль еще раз прокрутила в голове список вопросов. Интересно, получится ли у нее узнать у Гонзалеса что-нибудь сенсационное? Обычно ей это удавалось. Тогда рейтинг передачи - и ее премиальные - подскочат так, что она наконец-то сможет себе позволить настоящий межпланетный тур. Итак, поехали! Что-нибудь для разрядки напряжения:
- Знаете, Ник, мне кажется, у меня впервые в жизни звездная болезнь.
- Ничего удивительного, - улыбнулся Ник. - Я гораздо больше времени чем вы провожу ближе к звездам. Наверняка на моем костюме звездная пыль.
Улыбка Яэль на сей раз была искренней. Есть контакт! "Яэль, ты уже в прямом эфире!" - испуганный выдох в наушниках.
- Всем привет! С вами, как всегда в воскресенье утром, Яэль Мэй, и у нас в гостях - не нуждающийся в представлении Ник Гонзалес!
- И я рад возможности пообщаться с Яэль , чьи передачи зачастую помогали мне и всему Летному Отряду почувствовать связь с родной планетой.
Яэль благодарно кивнула Нику - похоже, он понимал правила игры. Тем лучше!
- Ник... какой из ваших семи десантов запомнился вам больше всего?
- Европа - почти не задумываясь, сказал Гонзалес. - Спутник Юпитера, - добавил он, заметив недоуменный взгляд Яэль, - Мы были готовы к уровню радиации, но мы попали под абсолютно потрясающее извержение водных гейзеров. Никакие фразы о том что они превышают высоту Эвереста, не подготовили нас к этому зрелищу. Наша аппаратура оказалась повреждена, и мы потратили лишние 30 дней на ее починку Всё что от нас требовалось - это установить аппаратуру для наблюдения и построить первую базу для поселенцев. Мы потратили на это два месяца. Вместо трех недель.
- Это был ваш самый дальний десант? (о черт!)
Гонзалес пристально посмотрел на Яэль, и (или Яэль это только показалось?) позволил себе усмехнуться, но его голос остался серьезным:
-Самый дальний, конечно, был Плутон. Я думаю, вы в курсе, что это последняя планета Солнечной системы? - он дождался кивка Яэль и продолжил, - ни для кого ни секрет что Летный Отряд тренируют для встреч с другими цивилизациями. И вполне возможно, что еще через несколько десятилетий человечество выберется за пределы нашей системы или даже галактики, и эти тренировки наконец-то будут полезными. Но пока что мы работаем как первопроходцы - проверяем что планета пригодна для высадки, определяем что необходимо для постройки орбитальных станций, берем пробы...Я бы предпочел родиться через пару поколений и иметь возможность участвовать в межгалактических перелeтах - но без того что мы делаем сейчас, будущие межгалактические перелеты невозможны.
- Ник, но ведь межгалактический перелет будет означать полет в один конец. Насколько я знаю, при современных технологиях скорость звездолетов еще не позволяет человеку долететь до другой галактики и вернуться обратно. Вас это не пугает?
- Пугает, - Ник пожал плечами. - Но с другой стороны, еще в начале нашего века считалось что полет к Юпитеру может занять от 2 до 4 лет. Вместо этого теперь, через точки Лагранжа мы добираемся за 52 часа до Европы и Каллисто, и за 96 часов - до Плутона. Ну и к тому же, всегда есть анабиоз... хотя я бы предпочел без него обойтись.
Яэль пожалела что она не ведет видеорепортаж; голос Ника был спокоен, но его глаза вдруг перестали быть холодно-насмешливыми, и загорелись таким воодушевлением, что ей и самой вдруг захотелось сорваться и полететь к звездам - в компании с Ником Гонзалесом. И к черту все сенсации!
- Ник, а женщины могут попасть в Летный отряд? - спросила она и поёжилась под изучающим взглядом собеседника.
-Профессионалы мастер класса могут. Вот Кайра Лин - наш лучший специалист по 3-D printing в невесомости. Собираетесь поменять профессию?
-Конечно, нет! - Яэль ответила на насмешку вызывающим взглядом, но выдержала спокойный тон. - Просто хочу спросить что вы посоветуете ребятам... и девушкам... которые мечтают оказаться в Летном отряде?
Гонзалес замолчал так надолго, что Яэль физически почувствовала как уходят секунды драгоценного эфирного времени. "Яэль, что там у вас происходит? Осталось меньше трех минут!" - напомнил голос в наушниках.
- Быть готовыми ко всему, - наконец сказал он.- Научиться просчитывать сотни вариантов событий, знать что делать в каждом из них и суметь отреагировать когда произойдет сто первый не предвиденный поворот событий. А всему остальному можно научиться.
Его сиреневая форма сливалась с цветом неба в иллюминаторе; ей овладело ощущение нереальности. Искусственная гравитация помогала решать логистические проблемы невесомости, но звездный пейзаж не позволял ни на секунду забыть что они на орбите.
-Спасибо! И последний вопрос , - быстро сказала Яэль, усилием воли отбрасывая непривычное ощущение неловкости. - Каждый раз когда вы улетаете, вы ведь понимаете что можете не вернуться... или вернетесь через полгода, год. Нужно ли отказаться от личной жизни тем кто хочет служить в Летном отряде?
-Каждый решает для себя, - спокойно сказал Гонзалес. - У нас есть ребята, которых дома ждут семьи. А есть одиночки, как я.
Он явно не собирался дальше распространяться на эту тему. Ну что ж, она хотя бы попыталась..."тридцать секунд, закругляйся"
- Спасибо вам и спасибо всем кто нас слушал! С нами в эфире был аэронавт Ник Гонзалес, и конечно, Яэль Мэй!
...зеленые огоньки сменились красными, Яэль вытащила из уха наушник и легким нажатием пальца перевела свой встроенный чип в режим сна. Ник Гонзалес поднялся из кресла и чуть насмешливо улыбнулся:
- Нормально? Слушатели и начальство останутся довольны?
- Надеюсь. Хотя попадались мне и более разговорчивые собеседники, - Яэль дала волю сарказму.
- Привычка, - Гонзалес бросил на Яэль быстрый взгляд, - Если бы мы сейчас были на Земле или на Венере, я бы угостил вас ужином и хоть как-то компенсировал не совсем удачное интервью.
Она перевела взгляд на звезды за окном, глубоко вдохнула, чтобы унять участивший пульс - как перед погружением в океан. Или прыжком с парашютом. Или...
- Жаль что мы не на Венере. Но я всегда мечтала об ужине на орбите - представляю как метрдотель торжественно подает три тюбика на подносе и объясняет: "салат из морепродуктов, мясо по бургундски и крем-брюле на десерт".
На сей раз Гонзалес рассмеялся по настоящему и протянул ей руку:
- Пойдемте, я угощаю - проверим местные тюбики!
*
Анни показала язык своему отражению в зеркале, еще раз попыталась поправить прическу, но непослушная прядка, привыкшая жить своей жизнью, абсолютно не желала подчиняться куафюрным капризам. Анни вздохнула. Она тоже предпочла бы свои старые джинсы, футболку и удобные кроссовки этому дизайнерскому чуду - платье отливало всеми возможными цветами спектра, меняя их в зависимости от настроения Анни , стесняя каждый шаг, но при этом оставляя полностью открытой спину... а декольте соперничало по глубине с лунными морями. Впрочем, ради сегодняшнего события Анни была готова потерпеть. Она вздохнула, и черно-серые оттенки на платье превратились в закатно-сиреневые - в тон вечера.
- Ты готова? - получив утвердительный кивок в ответ, Алекс тронул за плечо водителя аэротакси. - Мы выйдем здесь и немного пройдем пешком.
Анни бросила на мужа быстрый взгляд - он казался спокойным. Купленный по случаю торжества костюм цвета глубокого космоса (официально) или цвета раздавленной сливы (по выражению Алекса), хоть и не сидел идеально на его худощавой фигуре, но тем не менее придавал его облику некую официальность и значительность. Поскольку Алекс чувствовал себя комфортно в любой одежде, он позволил Анни выбрать костюм на её вкус, с единственным условием " без этих разноцветных примочек, но с автоматической регулировкой температуры".
До Храма Аполлона было недалеко, минут десять пешком. Поскольку Анни отдала дань традиции и одела туфли на каблуках, у них прогулка заняла все двадцать минут. (Какой идиот придумал подобную обувь? Абсолютно не функциональна. Хорошо еще, сразу подстраиваются под форму ноги.) Да еще это платье... через двадцать шагов оно поменяло цвет обратно на темно-серый; правда, в этот момент Алекс начал рассказывать идею нового сценария (романтическая комедия, путешествия в параллельные вселенные), Анни отвлеклась, и платье снова расцвело оттенками заката. Интересно, это Алекс специально? Надо будет всю одежду купить с "психохроматикой".
Они завернули на аллею ведущую к зданию храма, и хотя Анни уже бывала здесь, у нее вновь захватило дух - аллея поднималась к главному входу под небольшим уклоном, и отсюда храм казался полу-распустившимся цветком лотоса, лепестки которого сегодня мерцали золотом, потом, вздрогнув, на секунду застывали холодным серебром а потом превращались в зеркала, отражающие нарядную шумную толпу у входа. В глубине портика, за колоннами можно было увидеть сияющую статую, простиравшую левую руку к гостям, и небрежно опирающуюся правой на лиру. Кино-бомонд, конечно, встречал сам Аполлон - Анни помнила, что на крутящемся диске были еще и статуи Афины и Марса, но сегодняшнее торжество было не в их честь.
Когда они с Алексом наконец дошли до главного входа, церемония вековой давности уже была в самом разгаре - все приглашенные знаменитости неторопливо шествовали по красной каменной дорожке, позволяя толпе разглядывать свои причудливые наряды, а журналистам - мгновенно отсылать в космический эфир идиотские комментарии . Анни увидела Бена - он стоял у самого входа и, со своей вечной спокойной усмешкой, давал интервью молоденькой журналистке. В отличие от Алекса и Анни, Бен наотрез отказался отдавать дань условностям и появился на церемонии в джинсах (если они годятся для того чтобы в них снимать фильм, номинируемый на Золотого Аполлона, то уж тем более достойны того чтобы он в них и появился на церемонии).
Заметив друзей, он помахал им рукой. Взгляды и камеры журналистов повернулись в их сторону, и Анни с Алексом пришлось влиться в очередь по дорожке.
Поскольку задача Анни на сегодня была в том чтобы создавать фон для интервью мужа, она нацепила дежурную улыбку и для поддержания цвета платья размышляла о том, является ли ежегодная церемония вручения кинонаград актом религиозным или социальным, с антропологической точки зрения, а также о том как восприняли бы землян инопланетяне если бы первое что они увидели о человечестве, был бы этот парад тщеславия, ежегодно проводившегося на Венере, в специально выстроенном здании, с чьей-то легкой руки получившего название "Храма" и вот уже десять лет только так и называемого. В защиту землян следовало отметить что в остальные 11 месяцев года в Храме вручались и все остальные сколько-нибудь значимые для человечества премии, во всех областях науки и искусства. Таким образом, приглашение сюда - даже в качестве номинанта - означало признание . Признание человечества, не так уж плохо...
Анни почувствовала легкое прикосновение к своей руке и услышала слова Алекса репортеру::
- Извините, я думаю, вам придется повторить вопрос, Анни витает в облаках.
Репортер, высокий брюнет с рыбьими глазами неопределенного цвета, недовольно поджал губы, но вопрос повторил:
- Скажите, каково ваше первое впечатление от Храма? Сегодня здесь столько мировых знаменитостей...
Платье Анни на секунду вспыхнуло алым - почти в цвет каменной сверкающей дорожки, но тут же послушно приобрело нежно-розовый оттенок.
- Честно говоря, - насмешливо сказала она, - в прошлые разы мне понравилось больше. Сегодня здесь слишком все ярко, боюсь голова заболит от мерцания огней ...и количества звезд, - она почувствовала что Алекс легонько сжал её руку и чуть спокойней добавила, - в первый раз я здесь была со своим братом когда чествовали Лётный Отряд. А второй раз - когда нашей команде вручали приз Урании , за разработку универсальной инопланетной системы общения. Но вы правы, Храм действительно уникальное место и я каждый раз поражаюсь его энергетике.
Стушевавшийся "Рыбий глаз" невнятно поблагодарил Анни и отступил на шаг, освободив им путь внутрь помещения.
Алекс, улыбаясь, быстро шепнул ей на ухо:
- Зря ты его так; он наверняка освещает только новости поп-культуры.
- Это его не освобождает от необходимости делать домашнюю работу, - таким же быстрым шепотом ответила Анни и чуть громче спросила, - А где мы сидим?
- Рядом с Беном, в третьем ряду.
-А где Мона? Почему Бен один? - поинтересовалась Анни и тут же пожалела об этом, потому что Алекс узнавал сплетни последним. Но на сей раз муж её удивил:
- Потребовала такой дорогущий наряд для церемонии, что Бен с ней разругался, не дожидаясь своего обычного срока в полгода.
А новую пассию за два дня не нашел, непохоже на Бена, подумала Анни, но вслух сказала только:
- Ну и хорошо. Она ему совсем не подходила.
Номинанты сменялись на сцене один за другим; лучшая актерская работа первого плана, второго плана, костюмы, декорации.. Анни по профессиональной привычке классифицировала окружающих (лидеры, ведомые; павлины, попугаи, попугаи... этих здесь слишком много...гиена, осторожно) и лишь вполуха слушала речи, похожие одна на другую. Фильм Бена номинировался только в трех категориях... ну когда уже?? Вот, наконец-то!
-... И Золотой Аполлон за лучшие специальные эффекты получает фильм "Врата Смерти"!
Ребята из техгруппы вскочили как подброшенные пружиной. Алекс с Беном поднялись обнять коллег; оба улыбались - Анни видела каких трудов обоим стоит сдержать мальчишеский порыв и тоже не взлететь в воздух в порыве радости. Горик Лански, глава техгруппы, сказал со сцены что-то невразумительно-радостно-сумбурное, благодаря всю вселенную и ее родителей за врученный приз.
- Один наш, два осталось, - на удивление спокойно заметил Алекс.
- Волнуетесь? - спросила Анни.
- Конечно. Если окажется что мы зря купили этот костюм, я им не прощу, - серьезно ответил Алекс. Бен только усмехнулся:
- Вот видишь, я же тебе говорил, пойдем в джинсах. А ты - традиции, традиции! - Анни показалось или его голос все-таки дрожал?
... В номинации лучшего адаптированного сценария участвуют: Эли Каран, "Звезда надежды", Алиша Хан "Память о будущем" и Алекс Розенберг "Врата смерти". И Аполлон получает...
На большом экране показали лица затаивших дыхание номинантов. Анни закрыла руку мужа своей ладонью. Его участившийся пульс забился пойманным птенцом в её руке и тут же заколотился и затрепетал уже в её груди.
...Алекс Розенберг!
На сей раз Алекс и Бен вскочили со своих мест. Бен, не стесняясь, стиснул Алекса в объятиях:
- Я тебе еще не говорил что ты - гений?
- Ни разу, хотя я этого двадцать лет жду! Пусти уже, я сбегаю награду взять, - Алекс пытался шутить, но Анни видела что спокойствие ему дается нелегко, он был готов взорваться радостью. Наклонившись поцеловать Анни, он прошептал: - Это ведь сон, правда? Я сейчас проснусь?
Какой он все-таки был красивый! В этом костюме цвета спелой сливы, с непослушными рыжими вихрами, убранными в богемный хвостик, в свете всех прожекторов вселенной! Анни, обычно не сентиментальная, вдруг поняла что означает выражение "задохнуться от любви". Алекс уже начал свою речь, она явно пропустила несколько первых фраз:
..И конечно, всем спасибо! Моим друзьям, моей потрясающей жене Анни, и безусловно Бену Левину, моему лучшему другу - всё мое вдохновение от вас!
- Все вдохновение ушло на сценарий, на благодарственную речь ничего не осталось, - вполголоса заметил Бен. Анни не удержалась и прыснула смехом.
Алекс, сияющий ярче золотой статуэтки в руках, ушел со сцены за кулисы, в сопровождении двух маленьких девочек, одетых в белоснежные туники и несущих громаднейшие букеты цветов.
- Иди к нему, - шепнул Бен, - раздели момент славы.
- В лучах славы он и без меня справится, - твердо сказала Анни. - Я пока с тобой , а потом уже вместе пойдем.