|
|
||
В конце нашего третьего сельскохозяйственного сезона, посетила меня крамольная мысль, связанная с историей изгнания Адама и Евы из Рая. С божьим напутствием: в поте лица будешь добывать ты хлеб свой насущный. В оригинальной библейской истории причина изгнания сформулирована, как грехопадение, связанное с познанием добра и зла. Позволю себе одну вольную интерпретацию тех далёких событий. Наблюдая жизнь стоя не не на асфальте, а на земле, постепенно приходишь к мысли, что в природе вообще нет абсолютно полезных или абсолютно вредных организмов. Каждая тварь Божья выполняет свою часть той общей работы, которая ни на миг не прекращается в природе. Всякая букашка зачем-то нужна, а ежели навесить на неё черный ярлык вредителя и начать непримиримую борьбу с ни в чём не повинной животиной, дело может обернуться бесконечной и бессмысленной войной и неотвратимым поражением. Потому что на стороне докучающего землепашцу сорняка или насекомого рано или поздно выступит весь биоценоз. Замечательную иллюстрацию подобного сражения с природой можно почерпнуть у Гарри Гаррисона в серии фантастических романов "Мир смерти". Первый роман был опубликован в русском переводе под названием "Неукротимая планета". Кто не читал, настоятельно рекомендую. Так что мне кажется, Адама и Еву Господь выселил из Эдема отнюдь не за познание, а как раз наоборот, за тупость, умственную лень, упрямство и самонадеянность. Господь пожалел Эдем, который стараниями возомнившего о себе Адама мог лечь в руинах. И никакое это не проклятье было, о хлебе насущном, а пророчество. Мол, не образумитесь, придётся вам всю жизнь вкалывать. Тут возникает провокационный вопрос: может их вовсе не существует, Добра и Зла? С таким суждением нельзя согласиться. Потому что в Библии речь шла не о Добре и Зле, а о "познании Добра и Зла". Вот вот тут Адам с Евой и споткнулись, на познании. Ведь кроме представлений о том, что бывает хорошо, а бывает и плохо, они осознали собственную индивидуальность. Они вдруг поняли, что отличаются друг от друга, что они - мужчина и женщина. Наверное, этот факт настолько затмил всё остальное, что первые люди стали оценивать природу не как единое целое, а побежали развешивать направо и налево ярлыки: это хорошо, а это - плохо. Яблоки и груши - это наше всё, а с сорняками надо бороться. Это всё равно, что человеку отнять левую руку, потому что она слабее правой, приносит меньше пользы, а значит - упразднить, чтобы не отнимала у лучшей, правой руки питание и не мешала той развиться еще лучше. Замечу, что традиционный (у нас) способ ведения сельского хозяйства никогда не был единственным, чему есть немало исторических свидетельств. А сейчас, пожалуй, пришло время, когда можно сойти с проторенной дорожки и протоптать новую. Наша семья тоже ищет "свою колею". Занятие это не простое, к тому же цена любой ошибки крайне высока. Не с точки зрения материальной стоимости, а с точки зрения временного фактора. Ведь зачастую новый шанс попробовать другой, альтернативный способ или подход может предоставиться лишь год спустя. Изучение чужого опыта приобретает важнейшее значение. И всё же, не всякий опыт можно использовать в будущем хотя бы из-за климатических отличий, не говоря уже о том, что и так год на год не приходится, взять хотя бы аномальную жару последних нескольких лет. Какой тут может быть опыт?
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"