|
|
||
Своего рода продолжение к "О природе информации" |
Дошло дело и до активного элемента информационной сети, способного высказать собственную мысль и попытаться понять чужую. Того, кто уж точно не будет молчать, невзирая на призыв великого поэта. Неплохо бы разобраться с этими феноменами. Во-первых, появился термин "мысль". Во-вторых, субъект, способный её порождать. Откуда что берется? Философские изыски вместо ответов лишний раз дают повод задуматься о "бритве Оккама". Попробуем поискать, где же гнездится эта штука, мысль. Очевидно в недрах того, кто думает, мыслителя, субъекта. А еще точнее, в его мозгах. Однако, сколько эти мозги не препарировали, отыскать центральный процессор не удалось пока никому. Сигнальные цепи из нейронов, механизмы памяти, элементы саморегуляции - сколько угодно. А где процессор? Вполне очевидно, что штука должна быть не маленькая. Спрятан? Некоторые горячие головы утверждают, что его и вовсе нет внутри человека. За него ноосфера думает. А может он всё-таки существует? Математические модели, основанные на нейронных сетях тоже особо не радуют. Да, механизм запоминания, раскладывания по полочкам, поиск по нечётким критериям - тут нейронные сети на высоте. Нейронные сети способны обучаться и даже делать выводы, продуцировать прогнозы. Насчёт обучения - согласен, но это опять-таки классификация, поиск и запоминание информации. Сугубо с моей точки зрения. Предлагаю присмотреться к механизмам восприятия, в особенности к такому органу чувств, как зрение. Бинокулярное зрение человека - штука феноменальная, учитывая что глаз сам по себе оптическое устройство весьма далёкое от совершенства. Глаз видит лишь небольшой участок общей картинки, как у больного с туннельным зрением, а мозг заставляет его обойти всю картинку, сложить в единый кадр и уже его, кадр, воспринимать целиком. Ничего не напоминает? Ладно, идём дальше. На самом деле складывается две картинки. Сравнивая их, мы видим уже трехмерное изображение. Появляется глубина, выделяются объекты и появляются расстояния между нами. Чудо, без всякого преувеличения! Сравнение кадров левого и правого глаза даёт феноменальный результат. Ключевое слово тут - сравнение. Помните детскую забаву, найди десять отличий? В результате поиска возникает информация: тут нарисовано так, а на другой картинке по-иному. Одно отличие - это уже один бит информации. Первое в жизни сравнение и первый результат, который обретает субъект - это отличие "я" от "не я". Осознание собственного "Я", т.е. сознание. Способность сравнивать - ключ к поиску центрального процессора. Хотя, это далеко не всё. Пожалуй, важнее всё-таки - способность заполнить два или более кадра. Способность находить отличия в двух кадрах = вкус. Отличить кетчуп от томатного соуса, марочное вино от бормотухи - это дело вкуса. А способность наполнить первый кадр тем, что есть сейчас, а второй - желаемой картиной = фантазия. Протянуть между ними цепочку кадров, которая из исходной точки приведет в новый мир - талант. Если же фантазии маловато, а яркая картинка, подсмотренная у соседа манит и зовет, это что? Зависть и жадность. Из цепочки кадров, связанных между собой можно получить алгоритм, рецепт. То, какими промежуточными кадрами наполнена цепочка определяет её качество, насколько придуманный алгоритм получается правильным и эффективным. Что оказалось за кадром? Во-первых, воля, желание действовать. Во-вторых, алгоритм придуман, но насколько он реален, насколько фантазёр, который его сложил далёк от реальности. По щучьему велению - это ведь тоже цепочка, правда простейшая, всего из двух кадров.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"