Предгорье: другие произведения.

Марк Певзнер

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 11/10/2002.
  • © Copyright Предгорье (denc@aaanet.ru)
  • Обновлено: 26/05/2003. 24k. Статистика.
  • Интервью: Литобзор



  • Стартовая страница / Интервью

    Марк Певзнер

  • Добавлено: 12 мая 2002 г.
  • Перейти в раздел автора
  • Поместить в избранное
  • Обсудить
  • Здравствуйте, Марк.
    Приветствую всех пишущих и читающих!

    "Информация об авторе" на вашей странице не заполнена и нам интересно узнать немного о вас как о человеке. Что-нибудь из вашей биографии, о любимом времяпровождение?
    Я родился 30.11.1969 в Ленинграде, за что в тот же день получил голубую медаль с изображением В.И.Ленина. Через моё детство красной нитью проходила потрясающая наивность. Я верил людям, не подозревая коварства и корыстолюбия в их помыслах и поступках. Сверстники с лёгкостью меня обманывали, не возвращая принесённых солдатиков, одолженные на мороженное двадцать копеек, разглашая доверенные им секреты.
    Мне всегда нравилось рисовать. Я посещал различные художественные кружки, а в девятилетнем возрасте меня без экзамена, только посмотрев мои работы, приняли в художественную школу. Учиться там было просто замечательно! Из группы в двадцать человек только двое были мальчиками. Я больше радостно перешёптывался с девчонками, за что постоянно получал замечания, чем рисовал. Тем не менее, я успешно закончил подготовительный год и должен был поступить на отделение живописи. Но тут я очень тяжело заболел, вернувшись к нормальной учёбе лишь через пол года. Родители решили, что для меня будет слишком тяжело посещать сразу две школы (обычную и художественную), и на этом моё официальное образование искусством окончилось.
    Я возвращался к живописи после этого многократно, моя основная техника - масло и холст. К сожалению, каждый раз жизненные обстоятельства уводили меня от этого занятия. Как и всякая профессиональная деятельность, живопись требует абсолютной отдачи. Нельзя творить после основной работы. Творчество - это работа. Тяжёлая работа, минимум восемь часов в день. Те же самые слова относятся и к литературе. Я всё время живу с мыслью о возврате к живописи. И, заметьте, Я ненавижу кубизм!
    С шестнадцати лет я увлёкся шахматами. Через два года я получил первый разряд, участвуя в игровых турнирах в шахматном клубе имени М.И.Чигорина. Однако, вскоре я осознал, что чемпионом мира мне никогда не стать, к тому же, шахматы пожирали уйму времени. Я потихоньку отошёл от игры и обратил своё внимание на шахматные задачи и этюды. Начал решать и составлять. К настоящему моменту у меня опубликовано около 250 задач в пятнадцати странах мира. Я достиг примерной силы кандидата в мастера по композиции. Отголосок этого увлечения можно заметить в моём рассказе Покупка.
    Ломку моего мировосприятия произвёл стройотряд. Я поступил в Ленинградский Институт Точной Механики и Оптики (ЛИТМО), на специальность инженер-ситемотехник. На вступительных экзаменах я получил пятёрку по сочинению! Призрачная свобода вскружила мне голову. Я не понимал необходимости учёбы и приобретения престижной профессии. Сессию я сдал плохо, остался без стипендии. После первого курса надо было срочно зарабатывать деньги. В Ленинградской области женщины ходили в ватниках и резиновых сапогах, ругались матом, в смысле, они просто так разговаривали. Мы вытаскивали камни из полей, подготавливая пашни. С нами работали только бывшие зэки, которых больше никуда не брали. В конце-концов меня обманули, выплатив всего 84 рубля за два месяца каторжной работы.
    После этого я начал качаться! Я никогда не пробовал протеин или даже комплексные витамины. Однако быстро пришли довольно ощутимые результаты. Я резко увеличил свои показатели по всем категориям. Это увлечение тоже сопровождает меня с перерывами на протяжении всей жизни. Я не добился впечатляющей мышечной массы или отличий на соревнованиях, но мне знакомо ощущение победы над весом и сладкая истома мышц после тренировки (а также и боль от выработанной молочной кислоты). Однажды, кто-то полусерьёзно-полушутливо упомянул, что шахматы и культуризм являются идеальным сочетанием. Что ж, возможно в этом есть немалая доля правды.
    В 1990 году я репатриировался в Израиль. Закончил Хайфский Университет со степенью по математике. Прошёл обязательную службу в Армии Обороны Израиля. После этого меня каждый год примерно на три недели призывали как запасника, что является непременным атрибутом жизни для всех военнообязанных мужчин в Израиле. Владею четырьмя видами стрелкового оружия, по званию - сержант запаса.
    Женат. Дико люблю путешествовать. За четыре года мы с женой побывали в Англии, Франции, Италии и Голландии. Старушка Европа полна очарования.
    Подвержен пагубному влиянию компьютерных игр. Могу "зависнуть" часов на восемь, абсолютно забыв о реальности. Отголоском этого увлечения написаны Вирус Боль и, возможно, менее удачный Последний уровень защиты.
    Обожаю кино практически всех жанров. Помню, что стипендию в институте я совершенно серьёзно рассматривал не как денежный эквивалент, а как набор жетончиков в видеосалон (в 1986 - 1990 такого рода заведения росли как грибы, вдохновляемые лозунгом "Культуру - в массы").
    Уже в Израиле открыл для себя замечательную плеяду бардов, авторов-исполнителей. Песни Александра Башлачёва и Михаила Щербакова оказали громадное влияние на моё мировосприятие. Мне удалось даже попасть на два концерта Михаила Щербакова.
    Последние пять-шесть лет работаю программистом. Специализация - крупные информационные системы, привязанные к базам данных. Ориентация - Microsoft (ASP,VB & SQL Server), хотя имел интимные контакты также с Java и Oracle. С недавним падением рынка развалилась и моя фирма. Судьба закинула меня в Канаду. Последние три месяца я обитаю в славном городе Торонто.

    Ваши произведения упорядочены по годам, и наблюдается большой разрыв с девяносто второго по двухтысячный год. Из вашей биографии уже можно предположить причину, но все же, с чем конкретно это связано?
    Всё очень просто. На смену пришли другие увлечения. Полностью захлестнула учёба, потом армия, а затем и проблемы трудоустройства. В самом начале своей жизни в Израиле я на одном дыхании написал рассказ Мы не одиноки, получивший неплохие отзывы на СИ. О ужас! В те времена это была всего лишь рукопись, а не электронный файл. Я разыскал в Израиле одного довольно известного русскоязычного фантаста, не буду здесь упоминать его имя, и предоставил на его суд свои работы. Он вёл в то время радиопередачу, посвящённую фантастике. Однако его волновали проблемы собственного обустройства, меня он просто скептически проигнорировал. Я тогда ещё не обладал противоядиям от критики (собственно, критики и не было), меня ранило такое отношение. Это также послужило моему отходу от литературы. В Израиле, насколько мне известно, теплится фантастический клуб, и даже издаются журналы, но тиражи смехотворно маленькие, всё основано на голом энтузиазме. Без русскоязычного рынка России такие начинания обречены на местечковое прозябание, хотя и талантов, и интересных авторов предостаточно. Однако, я всё-таки смог написать за это время Горючее. По-моему, вполне достойная вещь.
    В 2000 году я вышел в противоречивый мир сетевой литературы, для начала выложив свои старые работы. Кстати, некоторые рукописи так и остались лежать в столе, я посчитал их откровенно слабыми и вынес сам себе суровый приговор. Электронное литературное пространство подтолкнуло меня к новой творческой волне, с результатами вы можете ознакомиться.

    Тогда сразу такой вопрос - считаете ли вы, что можно сосредоточится на контакте с одним сайтом или лучше, продуктивнее постараться охватить как можно больше серверов?
    В принципе, это зависит от желания, трудоспособности и количества свободного времени. Разумеется, больший охват серверов существенно раздвигает горизонты начинающего автора и увеличивает его шансы быть замеченным каким-либо издательством. Здесь действуют чёткие законы рекламы, а точнее, саморекламы. С другой стороны, разброс на несколько серьёзных сайтов подразумевает активную работу автора на всех фронтах. Что включает в себя исправления, реакцию на конструктивную критику, постоянное обновление и дополнение работ, участие во внутренних литературных форумах, дискуссиях и т.д.

    Почему вы решил выложить свои работы именно на Самиздате? Выкладываете ли вы их сейчас где-то еще?
    До СИ я выкладывал их Большой Букве, которая благополучно скончалась, на Виртуальном Шансе, в котором тоже еле теплилась жизнь, хотя он был сделан довольно профессионально, а также на очень интересном сайте Игоря Желема, который я всем рекомендую посетить. Неплохо смотрелся литературный раздел Кастельвании, но и он со временем испарился. Есть несколько моих работ и на http://fantasy.21.ru. СИ мне кажется наиболее профессиональным, а главное - живым, позволяющим вести общение и обмениваться идеями. На данный момент СИ содержит самый полный перечень моих работ.
    Есть задумка создать свою собственную страничку, да всё руки не доходят. И это у человека, написавшего не одну сложнейшую веб-аппликацию. Воистину, сапожник - без сапог!

    Вы говорите, что сетевая литература подтолкнула вас к новой творческой волне, нельзя ли об этом немного подробней.
    Сам процесс выкладывания произведения и ожидания реакции на него очень волнителен. Это особенное переживание, своего рода испытание. Электронная версия, конечно, это не осязаемая и приятная на ощупь книга. Но, тем не менее, само существование доступной для многих копии очень приятно. Чрезвычайно важны отзывы, они-то и являются той движущей силой которая подталкивает вас к следующим шагам (читайте - печатным страницам). Вы начинаете строже относиться к своим печатным текстам, невольно воображая себе гипотетического избалованного и переборчивого читателя. Вы понимаете весь гигантский объём сетевой литературы, неимоверное количество стремящихся достигнуть вершин молодых и талантливых авторов. Всё это, несомненно, подымает планку качества, заставляет быть более требовательным к себе.
    Нужно быть готовым и к негативным комментариям. Конструктивная, объективная критика, только улучшает писательский стиль, я всегда открыт для неё. Обмен идеями обогащает. Разумеется, перепалки типа "Ну и дрянь же ты накарябал - Сам дурак, на себя посмотри" ни к чему не приводят. Мне особенно хотелось бы поблагодарить Панарина Сергея за его замечания и комментарии. Они оказали неоценимую помощь. Зайдите на его страничку, и вы обнаружите фонтан остроумия и интереснейших идей. У Сергея удивительно тонкое чувство русского языка. Также громадное спасибо Пересмешнику, его своеобразные рассказы непременно заинтересуют вас глубиной и философичностью. Под влиянием критики я вносил серьёзные исправления в тексты. Я подчёркиваю, объективный разбор работы, с выявлением всех слабых мест - на руку любому автору, способствует оттачиванию его мастерства.

    Сколько времени вы тратите на Самиздат?
    Моё посещение СИ довольно неравномерно. Иногда я пропускаю по несколько дней, а бывает, просиживаю по 2 часа. Среднее время посещения, скорей всего, 20-30 минут в день, около трёх дней в неделю (прошу без неуместных ассоциаций :)). Я читаю произведения прямо с экрана.

    Пробовали ли вы опубликовать свои произведения? Если да, то что из этого вышло?
    Три ранних рассказа вышли ещё в 1988 г. В малотиражке ЛИТМО. В 1991 в израильской русскоязычной газете был напечатан рассказ Долг, за который я даже получил гонорар - около 25 долларов. Покупка была напечатана в петербуржском шахматном журнале примерно в 1994. С подачи неутомимого энтузиаста Виталия Романова, журнал Магия ПК принял к публикации в майском номере в немного сокращённом варианте уже упомянутый Вирус Боль. Надеюсь, не обманут. Ну и разумеется, я жду не дождусь выхода в свет детища СИ - сборника фантастики и фэнтези "Вся неправда вселенной", в котором будут размещены На закате эпохи и Легенда о движущемся мире. Тешу себя надеждой, что это только начало. Приятно увидеть результат своих трудов на бумаге, да простит мне Общество Охраны Древесных Ресурсов. Я вообще-то не против электронных версий. Но знаете, электричество в один прекрасный день могут отключить.

    У вас на странице выложено большое количество стихотворений. Почему же вы заинтересовались именно фантастикой, а не прозой или, например, детективами?
    Стихотворения - это целый кусок моей жизни. Я писал что чувствовал. Для меня они очень дороги и значимы. Для тех, кто ещё не читал, могу предложить начать знакомство с Я скачу на коне из света , а также Шторм и Будет день...
    Позже я оброс какой-то житейской бронёй, хотя маленькая серебряная лира до сих пор спрятана в моём сердце.
    Почему же именно фантастика? Хм-м. Пожалуй, все жанры фантастики, т.к. мне не чужды и киберпанк, и фэнтези, и мистика, и хоррор, и даже элементы детектива (см. совсем недавнее Ночное чаепитие, а также, стряхнувшего вековую пыль Франкенштейн. Правда и только правда.). Возможно, я люблю этот жанр из-за его безграничных возможностей, из-за бесконечных лабиринтов для игры ума и сочетаний идей. Фантастический антураж зачастую вторичен, и на первый план выходят переживания людей и их поступки.

    Ваши рассказы невелики по объему. Из-за чего? Есть ли у вас крупные вещи?
    Наверное, в первую очередь из-за лени! Мне хочется поскорее донести свою мысль до читателя, поделиться с ним интересной идеей. Часто я отбрасываю ненужную трескотню - мне интересна центральная мысль. Хотя, должен признаться, с приобретением определённого опыта, у меня появляется тяга к неторопливой взвешенности, к большим объёмам. Эволюционирую?! Посмотрите на последние месяцы - Сказка о бродячих артистах, Три куколки вуду. Сколько электронов заключены в вечное рабство по моей прихоти? Повесть про оборотней Ночь в Шариньильском лесу не в счёт. Львиную долю текста создал Алексей.

    В каком режиме вы пишете? Опишите, пожалуйста, свою методику написания.
    ...знакомых сюжетов и совмещение, казалось бы, несовместимых вещей. Характерными для такого подхода рассказами являются Солдатики Ватерлоо, Зачарованный Огнями, Великая сила Любви. Я не спешу садиться писать. Я должен всё обдумать и взвесить. Чаще всего мне необходимо увидеть происходящее, прочувствовать сюжет изнутри.
    Далее - и это самое трудное!! - следует преодоление собственной лени. Надо подойти к компьютеру, открыть новый файл и, зарубая на ходу тысячи отговорок серебряным мечом, начать стучать по кнопкам с наклеенными русскими буквочками. И, о чудо! Аппетит приходит во время еды. Я немедленно вхожу во вкус, часа полтора-два работы обеспечено. Редко пишу больше за один присест. Потом нужно немного остыть, переварить написанное, продумать следующие этапы. Даже самые небольшие рассказы требуют два-три подхода. Текст обычно появляется в своей естественной последовательности, так же, как и конечной версии рассказа. Печатать в слепую не умею, но использую по три пальца на каждой руке - получается очень быстро, сказываются годы перед дисплеем и клавиатурой. Первые свои работы я печатал одним пальцем на подаренной мне старенькой машинке с прохудившейся лентой и западающими буквами. Сделать опечатку было всё равно, что наступить на мину.
    Интересно, что многие детали, и даже сюжетные повороты приходят во время физического написания, а не до него. Грешен, в моих рассказах встречаются грамматические ошибки и опечатки, с которыми я беспощадно борюсь, не без помощи спеллера, любезно предоставленного мне Эли Кравом. Я себя не оправдываю, более того, призываю всех графоманов искоренять этот порок в наших рядов. Не надо забывать и того, что тесное соединение трёх языков в моей голове (русский, английский, иврит) не всегда создаёт желаемые эффекты. Я думаю, резко возросшее качество текстов за недавний период можно легко заметить.
    После завершения тексту надо дать немного остыть, а затем, через день-два, взглянуть на него свежим взглядом. Это помогает исправить неочевидные повторы, ошибки, добавить несколько важных, ускользнувших до этого, мыслей.
    Раньше я писал на белых листах бумаги, лишь затем переводя текст на компьютер, но в последнее время я пропускаю первую, классическую стадию.
    Режим написания заметно уплотняется, что связано, не в последнюю очередь, с предоставленными мне судьбой несколькими месяцами свободного времени.

    Вы написали несколько рассказов совместно с Алексеем Пеховым. Что совместное описание дало вам? Не планируете ли вы продолжить это начинание?
    Да, это прежде всего уже упомянутая мной повесть Ночь в Шариньильском лесу. Инициатива исходила от Алексея. Я внес определённые изменения в сюжет и создал несколько эпизодов. Хотя, повторяю, большая часть текста написана именно им. Я был в то время страшно занят, и писал урывками. Алексей вежливо подстёгивал мою активность. Как оказалось, не зря. Вообще, отличительная черта Алексея - потрясающая работоспособность и целеустремлённость. Он помог мне также добавить красок и отшлифовать На закате эпохи. Для меня совместный процесс написания являлся несомненно плодотворным опытом и отличной школой. У Алёши скоро выходит в свет его роман под условным названием Танцующий в тенях. Хочется от всей души поздравить его.
    Я всегда готов к совместному творчеству и открыт для любых идей и предложений.

    Уже традиционный вопрос: ваши любимые авторы? И отдельно: ваши любимые авторы на Самиздате?
    С детства читал довольно много. Навсегда запомню то неизгладимое впечатление, которое получил, открыв произведения Герберта Уэллса и Роберта Льюиса Стивенсона. Потом последовали обязательные Айзек Азимов, Клиффорд Саймак, Рей Бредбери, Роберт Шекли, Станислав Лем, братья Стругацкие, Кир Булычёв - всё то, что издавалось лет пятнадцать-двадцать назад в России. С трепетом вспоминаю серию "Зарубежная Фантастика" в матерчатых обложках, а также томики-антологии издательства Мир. До сих пор я болен неподражаемым Стивеном Кингом. Я собрал и прочитал более тридцати его книг. Можно любить или не любить его произведения, но, несомненно, Кинг служит эталоном писательского мастерства, профессионализма и трудоспособности.
    Книга Умберто Эко "Имя розы" пронеслась огненным метеором на моём читательском небосклоне. Кто не читал - бросайте всё и доставайте эту книгу немедленно! Толкиену удалось закольцевать меня ещё классе в пятом, а Чейзу - подстрелить, когда мне не исполнилось и двадцати. Я люблю произведения Василия Аксёнова, Фазиля Искандера. Не чуждо мне и всенародное очарование Б.Акунина. Из поэтов - Иосиф Бродский.
    Очень трудно объективно отметить авторов на СИ. У некоторых я читал всего по парочке работ, причём далеко не самых значительных, ко многим, к сожалению, даже не заглядывал. Обусловлено это громадными, нечеловеческими объёмами, заключёнными на СИ. Я ознакомился лишь с верхушкой айсберга. Однако мне хотелось бы выделить двух авторов. Хотя, это совсем не значит, что другие не привлекают моего внимания.
    Прежде всего, на небосклоне СИ высится грандиозная фигура Александра Шленского. Его просто невозможно не заметить. Его вещи отмечены глубочайшими философскими размышлениями, искрящимся юмором и печалью, исходящей из самого сердца. Его мысли неимоверно щедро рассыпаны также в многочисленных комментариях. Его непримиримое желание заставить людей задуматься над собственной жизнью поражает величием и силой пламени. Его тексты щедро пересыпаны ненормативной лексикой, отсеивая случайных читателей. Отстаивая свои позиции, Александр Шленский перессорился на СИ с громадным количеством народа, и в то же время приобрёл себе много друзей.
    Мне очень интересны работы Людмилы Фатеевой, грустные и смешные, иногда очень женские, иногда беспощадные в своей жестокой жизненной правде.

  • Перейти в раздел автора
  • Поместить в избранное
  • Обсудить
  • В начало страницы
  • Мы все желаем вам дальнейшего творческого роста и, что бы ваш текущий интерес к фантастике больше не прерывался. Большое спасибо за беседу.
    Спасибо и Вам, а также читателям, осилившим всё интервью. Для них, а также для осквернителей детективов, заглянувших сразу же на последнюю страничку, я приготовил маленький сюрприз. :-)

    Вопросы задавал: Хокан Лондо

  • Комментарии: 2, последний от 11/10/2002.
  • © Copyright Предгорье (denc@aaanet.ru)
  • Обновлено: 26/05/2003. 24k. Статистика.
  • Интервью: Литобзор

  • Все вопросы и предложения по работе журнала присылайте Петриенко Павлу.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

    Как попасть в этoт список