|
| | | |
Стартовая страница / Статьи
Хокан ЛондоИррациональная тяга к бумаге |
|
Бороться с традициями, устоями, стереотипами неблагодарно, трудно и бесполезно. Особенно, если не поборол их в себе и сам не до конца веришь в то, что говоришь. Но доводы будут приведены разумные и, может, хоть кого-то они заставят задуматься.
Итак, я утверждаю, что стремится к тому, что бы твое произведение было опубликовано на бумаге, да не тобой самим, а каким-то издательством, да тиражом побольше - это полностью иррациональное стремление. Отчасти даже глупое. Все то, что можно получить с помощью публикации можно с таким же успехом получить и в сети. А теперь, доводы, доводы, доводы.
Материальная заинтересованность. Нет ничего безнадежнее, чем пытаться заработать на хлеб с маслом с помощью написания фантастических романов. Возьмем наиболее благоприятный случай - вы можете написать два романа по двадцать авторских листов в год (многие, правда, и один за это время не успевают отшлифовать, но речь сейчас не об искусстве). При самом удачном раскладе вы получите в виде гонорара 1000 евро за каждый роман. Итого 2 000 евро в год. Получаем 166 евро в месяц! Как приработок - неплохо, но как основная работа, а при таких темпах это именно так, и никак по-другому, не самая выгодная должность, особенно, для жителей крупных городов.
А теперь посчитаем более реальные цифры! 3 романа за два года и по 800 евро за каждый. Сто евро в месяц! Тоже деньги, очень много людей получают меньше. Но достойно жить на такую сумму трудно. Я бы не рискнул.
Остальные запросы менее материальны и основываются на тщеславие автора и на его стремление к самореализации.
Популярность. Идешь по улице и видишь как два паренька показывают на тебя пальцем и тихонько переговариваются. 'Это ОН'. 'Точно?'. 'Да точно ОН. Я его по телевизору видел'. 'Ух, ты!' 'Иван Иваныч, можно взять у Вас автограф?'
Плохо представляю себе психику человека, который мечтает о подобном постоянно, но время от времени такие мысли посещают каждого из нас. Выйдет одна книга, вторая, третья и четвертая. А мысли так и останутся мыслями. Максимум на конвенте, кто-нибудь ткнет пальцем: 'Смотри, это Иван Иваныч, у него в 'Громаде' скоро уже пятый роман выходит'. Но на конах и так все всех знают.
Объясняется такое расхождение между желаемым и получаемым просто. Книг выходит очень много. Затеряться среди 200 новых романов в год еще проще чем на Самиздате с 3 000 фантастическими текстами. Потому, что за ту книгу надо платить деньги. Довольно много и сразу. Через интернет же читатель может себе позволить скачать что-то и ради простого любопытства.
Различать новых авторов между собой читатель и не пытается. Он отличает их от Пелевина или Лукьяненко и этого ему хватает. Найдутся, конечно, десяток 'ваших читателей', которые запомнят и автора и содержание, но Вы, скорее всего, о них и не узнаете.
Конечно автор, который пишет интересно, не останется не замеченным. Пройдет лет пять, шесть и о нем заговорят. Если он не сдастся раньше. Но хороший автор не затеряется и в сети. Я думаю, что количество человек, которые слышали об Алексе Экслере или читали его тексты превышает количество тех, которые знают о Константине Рогове (имена приведены только в качестве примеров и не характеризуют тексты авторов).
С популярностью тесно связан и такой критерий, как количество читателей. Трудно отрицать, что практически каждому автору хочется, что бы с его текстом ознакомились как можно больше людей. Довольно смешно с этой точки зрения выглядит публикация в журналах. Только у 'Если' более или менее приличный тираж. Остальные издания принесут Вам до 3 000 читателей. При этом проживать они будут преимущественно в крупных городах. Вася Пупкин, живущий в Тюмени, ничего о вас не узнает.
30 000 читателей (по два на книжку с тиражом в 15 000) в лучшем случае даст Вам издание книги. А может дать и 10 000 (по 1 читателю на книгу и 1 000 экземпляров не распродано). Уже лучше, но на том же 'Самиздате' лидеры рейтингов имеют и по 100 000 читателей. А ведь можно расположится не только на Самиздате:
Признание профессионалами. Выпускающий редактор человек опытный, со вкусом - через него проходит сотни текстов в год и то, что он счел мою работу достойной означает: ровным счетом ничего. Это всего лишь признание одного читателя. Да, читателя искушенного, но одного. У него есть свои взгляды на литературу, и вы, просто, эти взглядам соответствуете. А у другого редактора, не менее уважаемый, другие взгляды, и он вполне может втоптать текст в грязь. Это что, повод для трагедии? Конечно, нет! Но и признание - это не повод для самодовольной гордости.
Премии и награды. Премий и наград для русскоязычной фантастики много. К сожалению, не по количеству авторов, но десяток собрать можно. Вот только случаев предвзятого или странного судейства было достаточно, что бы большинство премий сильно обесценились. Не говорю, что ВСЕ полученные премии заслуженны не литературными достоинствами произведений, а с помощью махинаций, но достаточное количество, что бы об этом можно было говорить.
И, если Вы, к примеру, получили статуэтку 'странника', то это произведет впечатления на Вашу маму, бабушку, соседа Васю, но не на остальных писателей. С их стороны скорее наоборот спокойно может пойти слух о ваших 'полезных связях'. Поэтому, кстати, многие авторы спокойно живут себе без премий и радуются, что не оказались не во что замешенными.
Надеюсь, что сумел Вас убедить, что сочиняя фантастику вы не получите ни денег, ни славы, ни жен: В общем ничего, кроме волнений и ежедневный разочарований от отсутствия ответа со стороны издателя.
Под конец же рассмотрим кажущийся парадокс существующих известных фантастов, которые на первый взгляд уже получили все, что не получите Вы. Во-первых, получили они все только на первый взгляд. Многим приходится подрабатывать не литературным трудом, многие выполняют заказы издательств - работа, в которой творчества минимум.
Во-вторых, эти авторы заслужили себя ИМЯ (многие, не за один десяток лет) и у них теперь совсем другие условия. Они получают больший процент от большего тиража. Их книги часто переиздаются, благодаря тому, что договор с издательством об эксклюзивности прав у них заключен не на три года, а на один. А когда у некоторых речь заходит о переводах:
Не в деньгах счастье. Многие авторы согласны на бесплатную публикацию в надежде, что получат славу и ИМЯ. Только, как показывает практика, ничего они не получат. Только погибнет зря две ели, которые: Я думаю, вы знаете эту шутку дальше.
© Copyright Хокан Лондо, 2002 Использование текста возможно только с письменого разрешения автора
| |
|