Аннотация: "Я не верю в духов, но боюсь их" (Ф. Раневская)
Магическая реальность или реальная магия?
О магии для "чайников".
Содержание
1. Магия в почтенном возрасте
2. Миры человека и магическое пространство
3. Знание - Сила!
4. Мудрость Мага
5. Дьявольские вопросы
6. Религиозная магия
7. Предназначение и цивилизация
8. Магические ритуалы
9. Коммерческая магия
Был бы омут, а черти будут.
Говорят, что кур доят, а мы пошли да сисек не нашли.
Магия в почтенном возрасте
О магии говорить легко. Можно даже совсем не говорить. Любому человеку кажется, что он понимает смысл этого слова. Из магии, как из шляпы фокусника, можно достать эзотерику, оккультизм, религию. Потом сложить это обратно и показать пустую шляпу зрителям. Поэтому давайте сразу договоримся: слово "магия" - фигура речи, обозначающая загадочную связь с тонким (невидимым) миром духов и демонов и то, как кто-то представляет себе эту связь и её последствия. Это не термин. Представлять себе можно все, что угодно. Магия - это не синоним эзотерики и оккультизма, которые лишь пытаются объяснить и применить магические закономерности. И все же именно в этих, скажем так, дисциплинах тайноведения, содержится основная информация о магии, которая отразилась в них, как в зеркалах. Может быть это лабиринт кривых зеркал, а даже если и прямых - то все равно лабиринт. Об этом нужно помнить, пускаясь в путешествие по стране колдунов.
От магии часто требуют материализации духов и раздачи слонов, но это одна из задач науки делать невидимое видимым и/или очевидным с помощью экспериментов и технических средств. Магия вообще не озабочена доказательством своего существования, хотя полно людей, озабоченных магией и доказательствами своих магических талантов. Действительно, духи, привидения, невидимые миры и маги, кругом одни маги - обыденная реальность и нашего времени. Неразбериха кошмарная! Как сказал мудрец: "Чудеса происходят каждый миг. Ничего другого и не происходит".
В программном труде европейского оккультизма "Оккультная философия", который увидел свет в 1533 году, Генрих Корнелий Агриппа писал: "Магия есть возможность, имеющая очень большую власть, полная возвышенных тайн и заключающая в себе глубочайшее знание вещей наиболее секретных: их натуры, их силы, их качества, их действия, их различия и их отношения, благодаря чему она производит свои чудесные эффекты, соединяя и применяя различные свойства существ высших и низших; это - подлинная наука, философия наиболее возвышенная и наиболее таинственная".
Как видите, это не наводит на мысль о колдовстве или фокусах. Агриппа осуждал демонические суеверия, боролся с невежеством, но был наречён молвой чернокнижником. В европейском фольклоре он остался как человек продавший душу Дьяволу, по жизни его якобы сопровождал огромный пёс-демон, который после смерти и унёс душу мага в Преисподнюю. В таком образе Агриппа стал одним из прототипов доктора Фауста в одноименной великой трагедии Гёте. А в наше время, уже под собственным именем, Агриппа удостоился упоминания в шумной серии романов английской писательницы Дж. К. Роулинг "Гарри Поттер".
И все же, несмотря на обывательские представления, для просвещённых людей в XVI веке все науки следуют из магии. Сейчас учёные спускаются с высот технического прогресса к старушке матери, лишь для того, чтобы в очередной раз пожурить её за резвость не по возрасту.
Спрашивать магию о возрасте неприлично, а главное - бесполезно. Например, когда мы говорим о шумеро-халдейской магии, то не нужно забывать, что для своего времени она уже была такой же древней, как сейчас для нас шумеры и халдеи. К слову сказать, название народа халдеи стало синонимом колдунов, магов, волхвов, гадателей, астрологов. По одной из версий поклонится родившемуся Иисусу пришли именно халдеи-маги.
Оккультисты полагают, что магия древнее человеческих рас, населяющих землю. Более того, запросто заглядывая в глубину тысячелетий, они считают человеческую магию жалким подобием и подражанием "дочеловеческой" магии, то есть на лицо упадок и деградация до предрассудков и суеверий. Что тут скажешь! Я всегда подозревал, что не человек произошёл от обезьяны, а обезьяна произошла от человека. Увы, истинный прогресс идёт от лучшего к худшему. Золотой век всегда позади! О, времена! О, нравы! Это лозунг всех эпох и народов.
О магии чаще всего судят по намерениям и магическим манипуляциям. Всякое преднамеренное действие есть магический акт. Об этом говорится в любом руководстве по магии. "Произнести и пожелать то, что должно быть, - значит сотворить; произнести и пожелать то, чего не должно быть, - значит разрушить" - это слова Элифаса Леви, автора одной из лучших книг по магии. О нём будет ещё сказано.
Вся практическая магия стоит на трёх китах: воображении, эмоции и чувстве - вторят прочие учителя. И наконец, магия - это искусство вызывать изменения силой воли. Это ещё одна сентенция.
Магическая терминология в контексте научно-технического прогресса выглядит архаично. Поэтому для того чтобы избавится от ассоциаций с ненаучным происхождением сейчас входу такие слова как "экстрасенсы", "космобиоэнергетика", "телепатия" и тому подобное. В системе координат магии соответствия этим понятиям не являются чем-то обособленным и выдающимся. Более того, например, с прискорбием приходится констатировать современное оглупление до "телепатии" представления о невербальном общении, или по-другому, о прямом контакте через иное восприятие.
Вспоминается старая карикатура. На лавочке сидит человек в очках и читает газету. Крупный заголовок статьи: "Есть ли жизнь на других планетах?" Рядом сидит молодая девушка и в детской коляске качает младенца: зелёненького, с антеннами на голове вместо волос. Так и магия. Пока мы о ней рассуждаем, маги творят свои чёрно-белые дела.
Я уже употреблял слова "оккультизм", "эзотерика", "магия" и в дальнейшем мне без них не обойтись. Поэтому хотелось бы уточнить, что я под этими словами понимаю. Это необходимо чтобы самому не запутаться и вас не путать.
По одной из схем тайноведения оккультизм следует относить физическому плану, эзотеризм - к астральному плану, герметическую философию - к ментальному плану, мистику - к духовному плану (космическому сознанию). Иногда слово "оккультизм" используют для обозначения некой совокупной системы особых, оккультных знаний, но чаще - для обозначения области сверхъестественного, необъяснимого с точки зрения науки и здравого смысла, при этом разделяя христианский оккультизм, европейский оккультизм, исламский оккультизм, индуиский оккультизм и так далее.
Слово "мистика" вполне уместно там, где речь идёт о глубоких религиозных переживаниях, прозрениях, явлении святых, божественных знамениях и так вплоть до психического расстройства.
Эзотеризм и герметизм тяготеют к некой систематизации оккультизма, мистики, магии и в этом похожи на философию, отсюда употребление в сочетаниях "эзотерические учения", "герметические науки".
Не будет большой ошибкой считать эти термины разными ликами одного явления. В дальнейшем, если вас заинтересует тема, вы составите свою карту тайноведения. Этому весьма способствует чтение соответствующей литературы. Совет опасный, но неизбежный. Я не знаю сколько людей сломали голову, увлёкшись книгами по оккультизму, мистике и прочему подобному, но думаю, в сумасшедших домах таких немало. А тех, кому вполне там место и вовсе не сосчитаешь. Чтение расширяет эрудицию, но вера в прочитанное делает сумасшедшим.
Добро пожаловать в мир галлюцинаций!
Миры человека и магическое пространство
Мы никуда не продвинемся в разговоре о магии, если не примем за аксиому, что человек, не сознавая этого, живёт одновременно в разных мирах, которые только для наглядности описания разделяются, например, на высокий, средний, нижний, или описываются ещё как-то по-другому, что создаёт впечатление о неких границах между ними. Но такие границы существуют исключительно в нашем восприятии неочевидного. Мы видим только мир проявленный нам, остальные - скрыты для нас по веским причинам. Только с помощью магии можно составить некоторое представление о запредельном и то с учётом вербальной неадекватности.
Есть мнение, что впечатления о тонких мирах - это проделки нашего подсознания. Я готов над этим задуматься, если мне наперёд кто-нибудь внятно объяснит, где расположено моё сознание. Рассуждения о подсознательном, архетипах, коллективном бессознательном замешанные на психоанализе всегда удивительно, чрезвычайно многословны, субъективны до необязательности, построены на странных допущениях и неочевидных утверждениях. Справедливости ради нужно сказать, что рассуждения о магии тоже не являют образцы внятности, но о магии все же известно значительно больше, чем о подсознании, поэтому у нас есть возможность продолжить разговор.
Общедоступная информация об иных окружающих нас мирах недостоверна и противоречива. То ли это философский мир чистых идей, реализованных в формах материального мира, то ли это многочисленные духовно-астральные тонкие миры, в которых обитают ангелы, духи, демоны, души... Разноголосица не удивительна, всегда должно быть удивительно её отсутствие, когда речь идёт о неочевидном.
Не буду рядиться в магические одежды и напускать на себя таинственность, воспользуюсь чужими впечатлениями.
Магическое пространство (оно же пространство тонких миров), в котором действует маг, даже отдалённо не похоже на земное. В первую очередь там отсутствуют законы как таковые. Свет-тьма, день-ночь, добро-зло... Это приметы нашей реальности, которая задаёт структуру мысли. А может быть, как раз наоборот - структура мысли задаёт реальность? Даже ничего не зная о диалектике Гегеля, мы в разной степени рабы единства и борьбы противоположностей, но не стоит принимать это близко к сердцу: философские формулы ещё никого не приблизили к пониманию сущей реальности.
В тонких магических мирах нет ни противоположностей, ни борьбы между ними. Там количество никогда не переходит в качество и, с нашей точки зрения, отсутствует развитие. Поэтому магии чужда идея прогресса или переустройства мира, а уж тем более революционность. Кто был ничем, тот не станет всем, как бы ни утверждалось обратное в косноязычном гимне пролетариев.
Некоторые разногласия не мешают сторонникам разных эзотерических учений сходится в том, что некое пространство, в одном случае обозначенное как духовное, в другом как магическое существует реально. От происходящего в нем зависит судьба мира. Работать с таким пространством может только магия. Не чураются на первый взгляд этих ненаучных взглядов и учёные. "Вполне возможно, что за пределами восприятия наших чувств скрываются миры, о которых мы и не подозреваем" - Альберт Эйнштейн.
Пространство тонких миров не связано с представлениями о расстоянии и времени. Понятия "далеко" и "близко" лишены смысла. Расстояние определяет сродство душ или симпатическая взаимосвязь. Кому-то такое утверждение покажется абсурдным. Ой-ой! Современная наука вплотную подошла к физическим явлениям, которые напрямую если и не подтверждают правоту магии, но заставляют задуматься о чём-то подобном.
Невозможность расстояния и движения, не отменяет иллюзию перемещения: вы можете притянуть к себе нужный объект, сущность, образ, "картинку", примерно так же, как в киноприёмах показывают увеличение снимка с космического спутника - сначала планета, потом континент, город, дом, окно... Вы можете реально "вертеть" Вселенную и остановиться в выбранном месте или в ситуации, оказываясь там практически мгновенно.
Если быть совсем точным, то времени, как мы его себе традиционно представляем, не существует и в нашем мире. Во всяком случае, говорят, что для магов оно не является преградой, как и пространство. Время и Пространство - это продукты нашего мышления. Кому-то эта мысль покажется революционной, кому-то нелепой. В действительности она стара, как мир и её следует отнести к числу эзотерических банальностей. Впрочем, и для науки это не новость. "Для физиков разница между вчера, сегодня и завтра - не больше, чем иллюзия." - сказал об одном из аспектов восприятия времени Альберт Эйнштейн.
Скептики спорят, а магу не составляет труда перенестись в любую точку Вселенной в любое время. В фантастических фильмах о будущем, это называется транспортация, телепортация и так далее... Например, маг может быть одновременно в разных местах, удалённых одно от другого на тысячи километров. Обычное дело! Наука рассуждает об антигравитации, а маги давным-давно ей пользуются. Я не буду обременять вас выдержками из различных свидетельств очевидцев и участников подобных действий. Литературы на сей счёт много, при желании, я думаю, вы без труда её отыщите.
Упрощённо говоря, обычный человек может пребывать в трёх состояниях: в состоянии обычного бодрствования; в состоянии обычного сна; в состоянии самовнушения или гипнотического внушения. Люди продвинутые, говорят о четвёртом состоянии, в котором становится возможным "сверхчувственное" восприятие. Известно множество различных практик и способов изменения состояния сознания, для преодоления традиционных ограничений нашего мира и для путешествия по другим мирам, но что там делать, не изменив привычное мышление? Только магам и шаманам известна "топография" и "география" иной реальности.
Представление о древе жизни - это одна из устойчивых интерпретаций связи между мирами. Если вы представляете Землю как планету, тогда прибавьте много деревьев, каждое из которых "растёт" на своей планете и у вас получится лес, дремучий для пессимиста, и райские кущи - для оптимиста. Для мага нет никакой необходимости дырявить космическое пространство кораблями-монстрами, пожирающими колоссальные энергетические ресурсы. Он просто путешествует по лесу.
Один древнегреческий философ задолго да нашей эры рассказывал об устройстве Вселенной примерно так же, как сейчас объясняют детям в планетарии - планеты, звезды... И лишь по секрету сообщал, что на самом деле земля плоская. Все очень просто: вода - на земле, земля - на ките, кит - на воде.
Маг - всегда проводник между многими мирами. Ему не обязательно всякий раз отправляться в путешествие по иной реальности. Как правило, у него там есть свои агенты, духи, двойники или тройники - все зависит о силы мага. Он знает, что нужно сделать в тонком мире, что бы это отозвалось в нашей реальности. И никаких чудес!
Не уверен, стоит ли относить к области магического рассказы людей, перенёсших клиническую смерть. Склоняюсь к мнению, что их опыт, результат биохимических процессов в умирающем мозге. И все же, одно, на мой взгляд, интересное свидетельство приведу. Это рассказ ведущего конструктора ОКБ "Импульс" Владимира Ефремова.
"Но сознание почему-то не отключилось. Вдруг появилось ощущение необычайной лёгкости. У меня уже ничего не болело - ни горло, ни сердце, ни желудок. Так комфортно чувствовал себя только в детстве. Не ощущал своего тела и не видел его. Но со мной были все мои чувства и воспоминания. Я летел куда-то по гигантской трубе. Ощущения полёта оказались знакомыми - подобное случалось прежде во сне. Мысленно попытался замедлить полёт, поменять его направление. Получилось! Ужаса и страха не было. Только блаженство. Попытался проанализировать происходящее. Выводы пришли мгновенно. Мир, в который попал, существует. Я мыслю, следовательно, тоже существую. И моё мышление обладает свойством причинности, раз оно может менять направление и скорость моего полёта."
"Моё сознание работало совершенно иначе, чем прежде. Оно охватывало всё сразу одновременно, для него не существовало ни времени, ни расстояний. Я любовался окружающим миром. Он был словно свернут в трубу. Солнца не видел, всюду ровный свет, не отбрасывающий теней. На стенках трубы видны какие-то неоднородные структуры, напоминающие рельеф. Нельзя было определить, где верх, а где низ.
Попытался запоминать местность, над которой пролетал. Это было похоже на какие-то горы.
Ландшафт запоминался безо всякого труда, объем моей памяти был поистине бездонным. Попробовал вернуться в то место, над которым уже пролетел, мысленно представив его. Все вышло! Это было похоже на телепортацию".
"До какой степени можно влиять на окружающий мир? И нельзя ли вернуться в свою прошлую жизнь? Мысленно представил старый сломанный телевизор из своей квартиры. И увидел его сразу со всех сторон. Я откуда-то знал о нём все. Как и где он был сконструирован. Знал, где была добыта руда, из которой выплавили металлы, которые использованы в конструкции. Знал, какой сталевар это делал. Знал, что он женат, что у него проблемы с тёщей. Видел все связанное с этим телевизором глобально, осознавая каждую мелочь. И точно знал, какая деталь неисправна. Потом, когда меня реанимировали, поменял тот транзистор Т-350 и телевизор заработал...
Было ощущение всесильности мысли. Наше КБ два года билось над решением сложнейшей задачи, связанной с крылатыми ракетами. И я вдруг, представив эту конструкцию, увидел проблему во всей многогранности. И алгоритм решения возник сам собой.
Потом я записал его и ВНЕДРИЛ..."
"Моё информационное взаимодействие с окружающей обстановкой постепенно утрачивало односторонний характер. На сформулированный вопрос в моем сознании появлялся ответ. Поначалу такие ответы воспринимались как естественный результат размышлений. Но поступающая ко мне информация стала выходить за пределы тех знаний, которыми обладал при жизни. Знания, полученные в этой трубе, многократно превышали мой прежний багаж!"
"Процессы там протекают не линейно, как у нас, они не растянуты во времени. Они идут одновременно и во все стороны. Объекты "на том свете" представлены в виде информационных блоков, содержание которых определяет их местонахождение и свойства. Всё и вся находится друг с другом в причинно-следственной связи. Объекты и свойства заключены в единую глобальную информационную структуру, в которой все идёт по заданным ведущим субъектом - то есть Богом - законам. Ему подвластно появление, изменение или удаление любых объектов, свойств, процессов, в том числе хода времени".
"В загробном мире констант либо нет вообще, либо их значительно меньше, чем в нашем, и они могут меняться. Основу построения того мира составляют информационные образования, содержащие всю совокупность известных и ещё неизвестных свойств материальных объектов при полном отсутствии самих объектов. Так, как на Земле это бывает в условиях моделирования на ЭВМ. Я понял - человек видит там то, что хочет видеть. Поэтому описания загробного мира людьми, пережившими смерть, отличаются друг от друга. Праведник видит рай, грешник - ад...
Для меня смерть была ничем не передаваемой радостью, не сопоставимой ни с чем на Земле. Даже любовь к женщине по сравнению с пережитым там - ничто...."
Знание - Сила!
Догма - фундамент религии. Фундамент магии - знание. В этом смысле магия ничем не отличатся от науки, но наука считает её знание ненаучным. И правильно! Лженаучность случается, когда магии придают наукообразную форму. Путаница происходит потому что магия и наука пользуются одним принципом: одинаковые причины неизбежно порождают одинаковые последствия. Если уж быть совсем точным, то это магический принцип, из которого развилась наука, как частный случай магии. Учёные изучают относительно естественный порядок вещей, который сами же и установили с помощью экспериментов, опытов, приборов и время от времени корректируют свои представления о "естественности". Магия - это искусство изменения порядка вещей, который кому-то кажется естественным. Поэтому не стоит судить о магии с позиций сегодняшней науки о том, что ей "кажется" естественным. В таких случаях, народная мудрость советует: "Когда кажется, креститься надо."
Союз науки и магии существует до сих пор и только на поверхностный взгляд он выглядит, как спор. Сожалею, что пространство журнальной публикации не позволяет углубиться в эту тему. Да и сложновато будет для популярного изложения: придётся говорить о гравитации, о теории физического вакуума, о голографической Вселенной. А магия причём? Очень даже "причём", даже более "причём", чем в вампирских сагах, что не в упрёк: я смотрю их с удовольствием. Тем, кто обидится за науку, предлагаю, для примера, раскритиковать моё безапелляционное утверждение, что в квантовой механике использованы магические представления о строении материи.
Спорить о том, какое знание истинно: то, на которое опирается магия, или то, которым оперирует наука - занятие пустое. Пусть цветёт тысяча мнений! Я хочу поделиться лишь одним. Оно задокументированно в фильме о большом учёном. На склоне лет, глядя с экрана, как будто он смотрит в будущее, в котором его действительно уже нет, он сказал: "Наука - это не знание. Нет". По его мнению, наука - это что-то вроде контейнера для информации и фрагментов знания.
Чем маг отличается от учёного? Учёный гордится публикациями, открытиями, почётными званиями. Маг никогда, ни при каких обстоятельствах не признает себя магом, даже если на ваших глазах опускался на землю в образе белой птицы или превращался в серого волка. То, что другие люди называют его магом - это их дело, у них и спрашивайте! А те, кто без устали болтают о своих магических способностях, что они могут рассказать путного, кроме того, чем я уже поделился с вами? Ничего! Разве, приврут ещё в три короба...
Считается, что истинно посвящённые обладают сверхвозможностями, но крайне редко их проявляют, а уж тем более не поддаются на искушение продемонстрировать их ради удовлетворения своего тщеславия и никогда не соглашаются на испытание. Римский император Тарквиний очень интересовался древними книгами и предсказаниями сиббил, предлагал им деньги, но они предпочли сжечь книги и молчать. Христос молчит, когда у него просят знаков его божественной миссии. Агриппа умирает в нищете, но отказывается служить властительным ничтожествам.
Мудрость Мага
Чтобы достичь "мудрости и власти магов, необходимы четыре условия: разум, просвещённый учением; бесстрашие, которое не отступит ни перед какой угрозой; воля, которую ничто не в силах сломить; и осторожность, которая не уступит никакому искушению. ЗНАТЬ, ДЕРЗАТЬ, ЖЕЛАТЬ, ХРАНИТЬ МОЛЧАНИЕ - таковы четыре принципа мага...". (Элифас Леви)
В масонских обществах эти принципы излагались немного иначе:
Нужно знать, для того, чтобы отважиться.
Нужно отважиться для того, чтобы желать.
Нужно желать, чтобы владеть государством.
И, чтобы править, нужно - Молчать!
Я обильно цитирую из книги "Учение и Ритуал". Ее автор - Альфонс Луи Констант, взявший себе оккультное имя Элифас Леви. Он родился в Париже в семье сапожника в 1810 году. Учился на священника, но передумал и отказался от пострижения. Некоторое время был профессором семинарии, но его оттуда изгнали за приверженность к оккультизму. В своих произведениях Леви безуспешно пытался примирить магическую практику и христианство. Его судьба - судьба неудавшегося мага. В конце жизни он примирился с религией и умер добропорядочным католиком. "Учение и Ритуал" - самая известная книга Элифаса Леви. Она увидела свет в 1855 году. Автор пренебрёг одним из принципов мага - не сохранил молчание. Книга полна противоречивых утверждений и магических прозрений. Её чтение утомительно, а результат чтения не оправдывает ожидания. Мои цитаты экономят вам время.
Бесстрастные научные исследователи магии из любви к классификации выделяют два основных принципа - принцип подобия (имитации) и принцип взаимодействия, которые объединены под общим названием симпатическая магия. То, что наверху, подобно тому, что внизу. То, что внизу, подобно тому, что наверху. Это сказано в "Изумрудной скрижали" (лат. tabula smaragdina). По оккультному преданию её оставил людям на пластине из изумруда Гермес Трисмегист. Он же бог Тот, он же Триединый Мудрец (исследователи насчитали 171 его имя), а в целом - символ древнейшей и запредельной мудрости. Квинтэссенция его учения изложена в "Изумрудной скрижали" и является духовным руководством и для алхимиков, и для оккультистов вообще. Гермес Трисмегист рассказывает своим ученикам о создании из единства множественности возвращающейся к единству - "Так создан мир!" Впрочем, невнятный, странный текст скрижали даёт широкий простор для домысливания. Некоторые считают его примитивным и смеются над смыслокопателями.
Следуя принципам магического подобия, например, вы создали модель Солнечной системы, исполнили некие действия в соответствии с вашими намерениями (исполнили Ритуал) и погасили Солнце. В реальности такого быть не может, но направление мыслей верное. Маг знает секреты, используя которые, образно говоря, он с помощью своей Воли фокусируют Силу с заданной целью, направляя её в заданное место "подобное подобному".
Если вы держали в руках какой-то предмет, то этот предмет сохраняет с вами связь долгое время, хотя может находиться где угодно. Магические манипуляции с этим предметом помогут магу управлять вами через тонкие миры. Разумеется, тут не стоит проводить прямую аналогию с "квантовой запутанностью", но почему-то возникает мысль именно об этом.
Во всех магических и колдовских приёмах практической низкой магии сочетаются в различной степени элементы симпатической магии. Иногда изощрённость ассоциаций не позволяет увидеть это сразу. Симпатическая связь между предметами, животными, людьми и Вселенной не ограничена пространством и может проявляться в бесчисленных вариантах и ситуациях. Вещи, предметы обихода, волосы, остриженные ногти, испражнения, особо кровь и сперма - в руках колдуна становятся проводниками, как симпатии, так и антипатии. Пронзая кинжалом куклу (или изображение) врага, маг наносит удар врагу. Совершенное оружие, не правда ли? Берегитесь!
Обычные люди принимают за причину то, что маг ясно видит как следствие. В результате эффективность магии всегда оспаривается учёными, которые находят разумное объяснение колдовству, и преувеличивается церковниками, которые находят колдовство там, где его нет. Магия неуловима для обывателя. Но она воздействует независимо от того, верите ли вы в такое воздействие или нет.
Многие народные и суеверные приметы, запреты, табу или предписания поведения - это своего рода техника безопасности от магического влияния колдовства и зловредных демонов. Если вы предохраняетесь амулетом от горя-злосчастья, то поступаете так же, как пращур вашего пращура затерянный в бесконечных тысячелетиях истории. Языческий оберег, православный крестик или царское ожерелье - суть одна. Искусство вышивания узоров на одежде - изначально охранительное, а потом уже декоративное. Специальные амулеты, барельефы и статуи - оберегали вверенное им пространство жизни человека от проникновения злых духов и привлекали добрых. Их эстетическая функция дополнительна - красота божественна и усиливает благотворное магическое действие, уродливость - привлекает нечисть. Подобное стремится к подобному.
Память о магических истоках человечества так глубоко укоренилась в поведении людей, в общении, в языке, что уже не воспринимается в своём изначальном смысле. Например, выражение "завязать горе верёвочкой" сейчас не более чем образ, украшающий речь. А на самом деле это отражение колдовской "науки об узлах", известной из глубины времён. Ей пользовались древнесемитские племена, восточные колдуны, русские ведьмы. В арабской легенде рассказывается о волшебнике, который вознамерился погубить Пророка: он завязал верёвку девятью узлами, каждый из которых символизировал проклятие и спрятал её на дне колодца. В узелки можно завязать не только зло, но и добро. Азиатские знахари лечат "дуя на узлы". Колдун берет три нити - зелёную, синюю, красную и сплетает из них верёвку. Затем завязывает на этой верёвке каждый день по узлу. Через семь дней зарывает её в недоступном месте, после чего больной должен выздороветь.
Не знаю, обратили вы внимание или нет, на магический числовой код, который проявился в кратком рассказе об узлах? Вероятно, нет. 937 - его объяснение приведёт нас к Каббале, Пифагору, Агриппе и в свою очередь породит новые вопросы.
Примеров магических словообразов в языке множество. К сожалению, в обзорном материале трудно уделить этой теме внимание, которого она заслуживает. Но вы и сами можете заняться этим вопросом. В качестве домашнего задания исследуйте выражение "на роду написано". Оно приведёт вас к славянской мифологии и магии, вы узнаете, что "род" - это не совсем то, о чём вы думали, а также, о том, кто, почему и зачем на роду пишет.
Магам не нужны шифровальные машины и сейфы. Иногда чтобы надёжно спрятать, достаточно положить на виду. Смотреть и слушать не означает видеть и слышать. Это ещё и пример истинной аналогии. Истинность её состоит в том, что она может быть применена наоборот, причём практически. Маг может показать вам то, чего на самом деле нет. Аналогии, которые не соответствуют магическому условию - это всего лишь фигуры речи, метафоры, сравнения.
Не стоит тратить время на поиск универсального учебника магии, или незыблемого свода правил и предписаний. Наверняка такие современные пособия существуют, но дело в том, что ни единоначалия, ни единодушия, ни единообрядности в магической среде нет, "процедурные" разногласия - норма, а не исключение из правила. Маг магу - не указ. Битвы между магами, войны между шаманами, вражда среди колдунов - всё это общеизвестно. Хотя непреложные правила существуют, но они как река, в которую не войдёшь дважды. Магическая процедура всегда уникальна, индивидуальна. Её попугайское повторение не приведёт ни к каким результатам. Не забывайте так же, что маги люди творческие, они постоянно изобретают что-то своё. Не соскучишься! Если брать круче, то единственно, что постоянно во Вселенной - это изменения.
Магия в книгах не живёт, но может обнаружится там, где вы меньше всего её ожидали обнаружить. Во время господства коммунистической идеологии, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания, сибирский шаман с тем же успехом вместо бубна использовал пустое ведро или тазик. Это не шутка. А камлание вполне сходило за собрание оленеводов или занятия кружка художественной самодеятельности.
Конкретное магическое действие недоступно для вербального (словесного) описания. Вполне возможны некоторые процедурные записи и беллетризированные впечатления, но не более того. А как же магическая образованность? Она существует. Доподлинно известно, что это не обучение в школе за партой. Обо всем остальном следует спрашивать у магов, только вот, не стоит рассчитывать на их многословие. Но, например, в стране Дураков большим успехом пользуются учебники, где магические манипуляции излагаются на манер кулинарных рецептов. Может быть там поискать ответ?
Все доступные на сегодняшний день европейские магические книги написаны в эпоху господствующей религии, приспособлены под неё. Немногое из того, что можно отнести к более древним временам, многократно переделано, поправлено или вовсе является подложным. Никакой практической ценности эта специальная литература не представляет. Для общего развития полезно знать об основных гримуарах, как о памятниках истории и культуры. Это, прежде всего: "Книги Гермеса" (Герметический свод), "Зогар", "Священная Магия Абрамелина-Мудреца", "Истинный Гримуар" (авторство приписывается царю Соломону), "Ключ Соломона", "Чёрная магия" (раритетом считается издание 1750 года). Разумеется, то не исчерпывающий список, а лишь минимальный уровень, о котором нужно иметь хотя бы представление, если вы интересуетесь магией.
Дьявольские вопросы
К младенцу Христу пришли три волхва, то есть, мага. В библейском прочтении это значит, что с приходом Спасителя эпоха магии закончилась. Но пути древнейшей науки наук и религии расходились долго. Окончательно христианство открестилось от магии, когда утверждало себя как господствующая религия и боролось с внутренней ересью. Сейчас церковь отрицает своё прямое родство с магией, хотя церковные ритуалы - магические по форме.
В научном мире единого мнения на этот счёт нет. Учёные, которые признают, что корни всех религий в магии, склонны считать магию примитивной, зачаточной формой религии. Другие не менее учёные учёные считают, что магия - это искажённое, извращённое отражение религии. Невольно приходишь к мысли, что в научные книги пробрался дьявол и своими проделками пытается окончательно нас запутать. Что было в начале - яйцо ли курица? Это вопрос дьявольский.
Трудно удержаться от ехидного замечания в адрес науки, когда она говорит о магии. Подчас это похоже на то, как если бы Папа римский начал рассуждать о таблице умножения с позиций догматов веры. Чем черт не шутит, может быть дважды два - это ересь?
Я отношусь к тем, для кого, бесспорно, что религия вышла из магии, как её разновидность для "всех", то есть в вульгаризированном, примитивном варианте. По этому вектору развития религия эволюционировала до сегодняшней зияющей высоты.
Религия меньшее зло, чем безбожная толпа. Издревле известно, что нет такого преступления и гнусности, на которое не пойдёт обыватель, освобождённый от узды религии. На поверку оказывается, что и такая узда не бог весть какая преграда для преступных страстей, но хотя бы что-то... В частности, и об этом говорил Гермес Трисмегист своему ученику, предостерегая его от попыток делиться "плодами Истины" "из опасения, чтобы нас не сочли за врагов Вселенной". "Берегись же говорить с толпой, чтобы, будучи в неведении, она была менее преступна из страха перед неизвестным". "Подобное любит подобное, а между различным нет дружбы. Речи сии требуют лишь небольшого числа слушателей, а возможно, и этого небольшого числа не найдётся". При всей сложности и неоднозначности "Герметического свода", главный вектор Учения - "религия разума" и её отличие от суеверий и невежества. Плоды Истины - знания причин, которые движут Миром, а не навыки превращения воды в вино и прочие чудеса. Истина недоказуема: она открывается, вы либо видите её, либо нет.
Для магии религиозное сознание - это примитивная форма человеческого духа, один из способов управления людьми. Поэтому она толерантна к любой религии и публично всегда ставит её впереди себя. Это характерно также и для эзотерики - ставить телегу впереди лошади. Но за кулисами магия - дама властная. Одной рукой она задавала параметры религии: вводила в бытовой оборот богов или убирала их по необходимости. Другой рукой - всячески способствовала развитию науки, которая в итоге отказалась использовать гипотезу "бог".
Религия долго не могла освободиться от закулисной опекунши. Самое "страшное" обвинение в борьбе с магией состояло в том, в чём никто и не сомневался - в связи магии с недоступными для религии силами, которые она сама же и назвала демонами.
К слову, о демонах. По началу греческое "daimon" означало божество. По преданию люди "золотого века" покинули наш мир бесследно, в том смысле, что их душ нет в Аиде (в царстве мёртвых), тогда как все прочие в наличии. Поэтому говорили, что они не умерли, а стали благостными даймонами (демонами) - невидимыми даже для богов помощниками людей. Они что-то вроде внутреннего голоса или интуиции, наитья, необъяснимого чувства, порой предостерегающего нас в сложной ситуации, они - ангелы-хранители. Не стоит путать их с гласом божьим и прочими голосами, которые, вероятнее всего, проявления шизофрении.
Благостных демонов в злых демонов переквалифицировало христианство. Языческим ангелам-хранителям была приписана дурная наследственность - это порочное потомство "дурных ангелов", то есть ангелов, которые "отпали от Бога и неба из-за вожделения к женщинам". Дальше - больше. Вы знаете, в чём причина массовости и живучести языческих заблуждений? Отцы-основатели молодой церкви объясняли это новообращённым так: "В древности злые демоны, являясь, и с женщинами прелюбодействовали и мальчиков совращали, и ужасы людям показывали, так что были поражены те, которые не пытались разобраться в происходящем, но, будучи охваченными страхом и не зная, что это - злые демоны, нарекали их богами и называли каждого тем именем, которое каждый из демонов себе дал". Такой вот ужастик! Процесс закономерный при смене богов. Обращаю ваше внимание: если вы общались с демонами до рождества Христова, то все в порядке, а после - ни-ни!
Сейчас человечеству не нужны новые боги, со старыми хлопот хватает, но если такая потребность будет, можете не сомневаться, магия их даст. Не берусь судить об исчерпанности религиозного потенциала, но предполагаю неизменность потенциала магического.
Религиозная магия
Во все века победоносного шествия по миру идей Спасителя высшее духовенство не брезговало магическими экспериментами, не отставали и миряне. В христианской Европе XIX века мистика и религия смешались в ядовитый коктейль. Мистические и прочие общества готовили второе пришествие Иисуса Христа под дьявольскими знаками. Нередко во главе таких кружков и обществ стояли бывшие священники. За христианской витриной - ритуальные убийства младенцев, сексуальная магия, гипнотические совокупления с Христом и святыми, и реальные - с Дьяволом. Путь к Господу - через половой акт. Неограниченный промискуитет, инцест, скотоложство, мастурбация и все что ещё можно вообразить - ничто иное как служение божеству. В общем, ничего нового. А "битвы магов и колдунов" в просвещённой Европе никого особенно не удивляли.
За что боролись, на то и напоролись. Это плата за социальный прогресс. Бизнесу сопутствует мошенничество, религии сопутствует мракобесие. Что из того? Отменить бизнес и религию? Спасибо, это мы проходили. Науке сопутствует лженаука. Христианству сопутствует христианский сатанизм, связанный с магией через христианство. Уберите из него догматы веры и что останется?
Власть, деньги, секс. Чтобы не быть многословным, употреблю слово "Дьявол", в котором собрано и сконцентрировано то, с чего по недоразумению начинается магия для обывателя. В чём разница между магистом (Белым Магом) и колдуном (Черным Магом)? "Дьявол, если только позволительно употреблять в научной книге это опозоренное и пошлое слово, покоряется магисту, а колдун отдастся Дьяволу". "Если вы хотите опьянить других, внушить им желание пить, то не пейте сами. Желаете обладать - не отдавайтесь". (Элифас Леви)
Средневековая европейская магия населяла материальный мир сонмом демонов разных чинов и рангов. Я упомяну лишь об основных.
Самаель - князь мира, ангел яда и смерти. У него четыре жены, одна из них - проституция.
Сатана - противящийся богу. Он обольщает весь мир, творит великие знамения, спускает огонь с небес.
Вельзевул - князь тьмы и демонов.
Люцифер - дух астрального света.
Астарот - владыка Востока. Сообщает прошедшее и будущее.
Асмодей - ангел истребитель.
Бельфегор - гений открытий и изобретений.
Ваал - начальник адских легионов, дух вероломства.
Андроммелех - великий канцлер зла.
Лилит - одна из жен Самаеля. Истребительница новорождённых.
И в средневековой иудейской демонологии огромное количество демонов. Слава богу, что нам не дано их видеть. Но если кому-то все же хочется, то следует воспользоваться советом китайских колдунов: найдите в доме большое старое зеркало, в которое давно никто не смотрелся, оно откроет вам неприглядные лики духов. И все они готовы напасть, только дай повод! Главная мишень иудейской разновидности демонов - раввины. Простых людей это не должно успокаивать: раввинов на всех демонов не хватит.
Не стоит приписывать иудаизму особо неоптимистичный взгляд на обитателей тонкого мира и их намерения. Древние цивилизации всегда считали это соседство опасным и прибегали к магии, чтобы сохранить равновесие разнопроявленных сил жизни. Трудно удержатся в границах разумной предосторожности, когда у страха глаза велики, а спекуляция страхом сама по себе чудо - все равно, что деньги из воздуха. Имея только внешнее сходство с магией, подобная материализация, а точнее, монетизация духов всегда была и остаётся доходным бизнесом. Дотошные исследователи заметили - чем больше колдунов и гадалок в обществе, тем больше всякой астральной и прочей нечисти, которая строит козни человеку. Надо же как-то оправдывать своё существование и ремесло!
В обыденном сознании религиозная магия и колдовство связаны с порчей, сглазом, приворотами, но и с лечением, с целительством. Задача такой магии не только отвадить злые силы, но и привлечь добрые. В теории не трудно отделить "чёрненьких" от "беленьких", а на практике? Думаю, вам известны случаи, когда по ходу злого замысла совершаются добрые дела, а добрые дела способствуют злому замыслу. Поучительные рассуждения по этому поводу вполне исчерпываются пословицей: не было бы счастья, да несчастье помогло. Конечно, предпочтительно, чтобы чужое несчастье, но уж как получится.
"Я не верю в духов, но боюсь их" - сказала о себе Фаина Раневская, но это характерно для многих людей.
Народные представления о магии далеки от эзотерических заморочек. Считается, что ведьма может навести порчу, как проклятием, так и похвалой, прикинувшись добренькой, а колдун может "сглазить" и без умысла, просто потому, что такова его природа. Страх и ненависть в купе с желанием все же обратить себе на пользу нечистую силу, а если не на пользу, то хотя бы во вред соседу - основные народные чувства, питаемые к носителям магических способностей. Какие такие добрые дела? Что мне не в добро, то мне в убыток! Вот и попробуй, если не угодить, то хотя бы не прослыть "антихристом".
Увы, маги, считающие невежество тяжким грехом, питают его своими занятиями независимо от намерений, цели и результата. Магия в массах умножает невежество и порождает шарлатанов, усилия которых особенно плодотворны, когда социальные институты общества уже никуда не годятся. Тогда особенно расцветает коммерческий промысел, имитирующий магическую деятельность и всяческая религиозная чертовщина.
Магия либо борется с нечистой силой, либо ей служит. Это мнение растёт в болоте дремучих религиозных суеверий. На самом деле, ни то, ни другое. Арабские оккультисты XIV века, говорили о неисчерпаемой оккультной силе, которая не является ни доброй, ни злой и всегда находится в распоряжении мага. Вообще, в исламе, в отличие от христианства, колдовство не воспринимается однозначно со знаком минус. Следуя Корану, арабские мудрецы считали, что любая форма магии является несомненной силой. Здесь нужно добавить, силой, которая позволительна пророкам и адептам исламских изотерических учений. Что позволено Юпитеру, не позволено его волу.
Разделение магии на дозволенную и недозволенную, следовательно, на "белую" и на "чёрную" произошло в господствующих религиях. В стародавние до христианские времена с термином "чёрная магия" связывались иные представления, чем сейчас. Чёрная магия - это синоним египетской магии, как представляется с позиций сегодняшнего дня некоторым оккультистам. Заминка лишь в том, что, пожалуй, нет более сфальсифицированной истории, чем история Древнего Египта.
В европейский обиход чёрную магию, всё, что под этим понимается и до сих пор в духе Чёрной Мессы, ввела Инквизиция. Можно сказать, она её изобрела. Нужно ли объяснять, зачем это потребовалось инквизиторам? Разделение магии на "чёрную" и "белую" - это индикатор религиозного невежества. В магической традиции такого разделения нет. Другое дело, с какой целью маг использует свои способности. Одна рука и крест кладёт и нож точит. Молотком можно забить гвоздь, или проломить голову. Что при этом благой поступок, а что нет - зависит от обстоятельств.
К концу XIX века оккультная одержимость в просвещённой и цивилизованной Европе приобрела характер эпидемии. Она вытеснила религиозную мистическую чертовщину на задворки культуры. Масонские и оккультные общества, обозначая себя, претендовали на преемственность древних магических и эзотерических традиций. Все было и все повториться! Неудивительно, что практика посвящения в такие общества включала ритуалы, позаимствованные из магии. На примере одного из братств можно говорить о десятиступенчатой системе: Zelator (Ревнитель), но в Братстве Золотых Розенкрейцеров - Juniores (Ученик), Theoricus (Теоретик), Practicus (Практик), Philosophus (Философ), Adeptus Minor (Младший Адепт), Adeptus Major (Старший Адепт), Adeptus Exemptus (Свободный Адепт), Magister (Магистр), Magus (Маг), Supreme Magus (Верховный Маг). В различных модификациях эта система используется по сей день.
"..."тайные" гримуары, все великие труды по вопросу магии являются не более чем ханжеским мошенничеством, греховодным бормотанием и эзотерической тарабарщиной хроникёров магических знаний, не способных или не желающих предоставить объективную точку зрения на этот вопрос". "Старая литература является отходами мозгов, гноящихся от страха и бессилия, излитых бессознательно в помощь тем, кто на самом деле правит миром, злорадно посмеиваясь со своих адских тронов." (Антон Шандор ЛаВей, Церковь Сатаны, Сан-Франциско, Вальпургиева ночь 1968 г)
Эти цитаты словно осиновый кол, вбитый в самое сердце религиозной магии. И что неожиданно - они из предисловия к "Сатанинской библии". Не спешите упрекать меня в пропаганде бесовщины. Или хотя бы отложите на время упрёки, пока будете читать (из любопытства, разумеется) "Одиннадцать Сатанинских Правил на Земле".
1. Не высказывайте своей точки зрения и не давайте советов, если только вас об этом не попросят.
2. Не рассказывайте о своих неприятностях другим, если только вы не уверены в том, что вас хотят выслушать.
3. В чужой берлоге выказывайте уважение, либо не появляйтесь там вообще.
4. Если гость вашей берлоги досаждает вам, обходитесь с ним жестоко и безжалостно.
5. Не делайте попыток сексуального сближения, если только не получаете приглашающий сигнал.
6. Не берите вещь, не принадлежащую вам, если только она не является бременем для её хозяина, и он не просит об освобождении его от этого бремени.
7. Признайте силу магии, если она была успешно вами применена для достижения ваших целей. Если вы отрицаете силу магии после того, как с успехом ею воспользовались, вы лишитесь всего достигнутого.
8. Не выражайте своего недовольства по поводу того, что не имеет к вам никакого отношения.
9. Не обижайте маленьких детей.
10. Не убивайте животных кроме как для пропитания и при защите от их нападения.
11. Находясь на открытой территории, не мешайте никому. Если кто-то мешает вам, попросите его прекратить. Если он не останавливается, уничтожьте его.
Это, можно сказать, моральный кодекс мага! К сожалению, маги далеко не всегда его придерживаются. А что касается "Сатанинской библии", то это, на мой взгляд, замечательная современная книга о магическом. Если вы опасаетесь, что после её чтения станете сатанистом, то используйте скептический принцип, заложенный в самой книге - "Я ставлю под сомнение все явления".
В подавляющем большинстве рассуждений о магии имеется в виду именно европейская религиозная магия, ставшая уже совершенно сказочной, давшая современному литературному и кино ширпотребу огромное количество сюжетов о добрых и злых волшебниках, вампирах и тому подобном. Это отвлекает от настоящего лица магии.
Предназначение и цивилизация
"Занятие общественной магией - поскольку оно было одним из путей, которыми наиболее способные люди пришли к высшей власти, - внесло вклад в освобождение человечества от рабского подчинения традиции и привело его к более свободной жизни, к более широкому взгляду на мир. Услуга немалая". ("Золотая ветвь" Д.Д.Фрезер)
В условно магические "нецивилизованные" времена, для упрощения назовём это так, магическое искусство считалось первосвященническим, царским и неразрывно было связано с властью как мирской, так и над душами людей. Бытовая магическая вакханалия не поощрялась и, хотя мелкие шарлатаны были всегда, погоды они не делали.
Одна из многих задач, которые, решала тогда магия - это гармонизация общества. Казалось бы, вопрос сугубо социальный, причём тут магия?
Декларация прав человека и гражданина - политический манифест Французской революции. В первых строках читаем: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах". Это центральный вопрос, в котором магия расходится с современной западной цивилизацией. Люди от рождения не равны, не свободны и не имеют равных прав. Равенство - это смерть, при жизни оно невозможно. Кроме того, не декларативно, а своей практикой магия отрицает права человека в целом, так как мы их понимаем сейчас. Говорю это не для дискуссии. Зачем спорить со мной? Читайте внимательно магические, эзотерические и оккультные тексты, и спорьте с магами.
Демократия и гуманизм в современном исполнении с позиций магии - апофеоз эгоистических ценностей. А маг демократ - это фантастика! Тут уместно будет вспомнить об оккультных (в данном случае следует читать - магических) корнях фашизма. Об этом написано не мало. Но не следует поспешно упрекать магию в человеконенавистничестве, хотя гуманистам все же есть от чего прийти в ужас - магия абсолютно не признает абсолютную ценность человеческой жизни!
Магическое обществоведение - одна из самых больших тайн магии. Говорить о ней могут только посвящённые и то в своём кругу. И слава богу, что американский президент о ней не знает. А то он бы показал магам куськину мать!
Не все уж так безнадёжно, о некоторых аспектах магической гармонизации общества кое-что известно. Магия всегда придавала огромное значение развитию науки, ремёсел и искусства. Искала, находила и поддерживала людей талантливых, причём, опекая с младенческого возраста. Увы, не все способны самореализоваться и найти своё место в жизни и в обществе, именно потому что не равны от рождения. С примитивными, скажем, неизбранными, и прочими бесполезными людьми магия не церемонилась.
Почему же магам не удалось построить на своих принципах гармоничное общество, которое просуществовало бы до наших дней? Да потому что магов мало, а нас много! За всеми не уследишь! На том стоим и держимся за свои права. Но надолго ли это? В исторической перспективе, вооружившись мощью современных и будущих технологий, с учётом ошибок прошлого, магия, вероятно, своё возьмёт. Это будет новое технократическое и разделённое на касты человечество, управляемое наследственными режимами. Гуманизм и демократия не исчезнут, а вернуться в своё изначальное состояние - не для всех.
Следует так же учесть, что человеческая раса не единственная разумная раса, связанная с нашей планетой нерасторжимыми узами. Маги об этом не просто знают, они знают расы "других", как и "другие" их. Проявления деятельности "других" часто приписывают космическим пришельцам. Из этого не следует, что нужно, раскрыв рот, внимать рассказам современных, так называемых, "контактёров", которые с серьёзным видом озвучивают чудовищные нелепости. Кто знает, тот молчит.