Яров Эдуард: другие произведения.

Секрет успеха Гарри Поттера

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Peклaмa:


Оценка: 7.00*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В этой статье раскрывается секрет феноменального успеха книг о Гарри Поттере. Вход только для писателей!

  
  
  
Секрет успеха Гарри Поттера
  
  В этой статье мы попробуем разобраться, в чём секрет феноменального успеха книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере. Причём, будем делать это с писательской стороны, поэтому читать статью читателям, строго говоря, не рекомендуется. Поскольку главная преследуемая цель статьи не просто препарировать книгу, а узнать, как из обычного произведения сделать хорошее произведение. Под обычным произведением будем понимать литературное сочинение, где есть герои, есть сюжет, есть идея и есть - внимание! - мораль. То есть, произведения, где к примеру повествуется о том, что хотя вампиры всех убивают, но всё равно такие душки, будем считать лишёнными морали или аморальными.
  В основном, будем рассматривать первую книгу "Гарри Поттер и философский камень", поскольку последующие книги уже шли, по сути, по проторенной дорожке, хотя и нельзя отрицать, что они развили успех ещё больше. В книге бесспорно есть всё, что нужно для обычного произведения: герои, сюжет, идея и мораль. Но дьявол кроется в деталях (особенно для детских произведений), вот им мы и уделим основное внимание.
  
  Конечно, можно сказать, что Джоан Роулинг просто повезло, однако многочисленные переиздания, переводы на другие языки, экранизация и всемирная популярность явно указывают, что есть объективные причины популярности Гарри Поттера.
  
  Номинально, целевая аудитория книги - читатели среднего школьного возраста, но сюжет выстроен и написан таким образом, что книга интересна всем читателям без ограничений. Стиль повествования выдаёт начинающего автора (первая глава, к примеру, довольно плохая и даже вредная для книги), однако для подростковой литературы этот стиль самый подходящий! Стоит отметить, что последние книги написаны, безусловно, профессиональнее.
  
  Очень важно, что действие книги происходит в школе, то есть в том месте, которое знакомо и близко каждому, где появились первые друзья, первые враги, первая любовь... Пример других произведений о школе чётко показывает, что это практически беспроигрышный вариант. Книги: Н.Носов - "Витя Малеев в школе и дома", А.Макаренко - "Педагогическая поэма", Л.Пантелеев, Г.Белых - "Республика ШКИД", Д.Сэлинджер - "Над пропастью во ржи" и прочие. Фильмы: "Педагогическая поэма", "Республика ШКИД", "Доживём до понедельника", "Большая перемена", "Весна на Заречной улице", "Внимание, черепаха", "Уроки французского", "Все умрут, а я останусь", "Розыгрыш" и прочие.
  
  Но у Роулинг не обыкновенная школа, а школа волшебства. Волшебные школы в литературе бывали и раньше, например, "Волшебник Земноморья" Урсулы Ле Гуин, то есть и здесь Джоан Роулинг не является первооткрывателем. Сразу все скучные школьные занятия становятся необычными и интересными. Даже само здание образовательного учреждения не просто здание, это целый замок с привидениями, магическими зверями и всяческими тайнами. Что может быть притягательнее для обычного читателя, а тем более подростка! А всякие волшебные истории (перечислять их даже не имеет смысла) любят все - от мала до велика.
  
  Автор с первых страниц вызывает симпатию к своему герою, показав его невыносимую и полную лишений жизнь у Дурслей. Последующее небольшое наказание приёмных родителей и попадание в новый мир, полный волшебства, где оказывается, что Гарри Поттер - герой и легенда, воспринимается настолько хорошо, что Джоан Роулинг первые четыре книги вообще не меняет схему развития сюжета.
  
  Гарри Поттер, по сути своей, обычный попаданец, попадающий в волшебный мир. А подобная тема также чрезвычайно популярна у читателей. Книги: А.Волков - "Волшебник Изумрудного города", Р.Желязны - "Девять принцев Амбера", В.Губарев - "Королевство кривых зеркал" и прочие.
  
  Автор довольно находчиво решает проблему родителей, которые вечно путаются под ногами у юных искателей приключений и досаждают им нравоучениями. Волшебная школа одновременно является интернатом, то есть дети имеют возможность преспокойно шастать по ночам по замку, ведь, как известно, всё самое интересное происходит в тёмное время суток!
  
  С первых дней в школе у Гарри Поттера появляются как друзья, так и враги, как любимые преподаватели, так и ненавистные. Развитие общего сюжета сопровождается постоянными разнообразными стычками и соревнованиями факультетов, которые не дают угаснуть читательскому интересу. Кроме того, Роулинг изобретает новый волшебный вид спорта, и главный герой, конечно же, сразу попадает в сборную.
  
  Неправдоподобно, что никто из одиннадцатилетних детей не скучает по родителям, однако иное лишь внесло бы в сочинение ненужную сентиментальность и умалило бы многих персонажей в глазах юных читателей.
  
  Ещё несколько мелких, но очень притягательных моментов для юных читателей. У каждого школьника в книге обязательно и разрешённо есть какой-нибудь питомец. У всех совы для почтового сообщения, хотя волшебники наверняка могли бы придумать более соверешнный обмен сообщениями. Ученики для письма используют чернила, перья и пергамент. В школу дети добираются на старинном паровозе. Маги не воспринимают автомобили, однако допускают использование паровоза, хотя и то и другое - суть магловская техника. Но всё это опять-таки намеренные нестыковки, допущенные автором.
  
  Из всех вышеуказанных несомненно хороших составляющих Джоан Роулинг и создала удачную компиляцию - книгу "Гарри Поттер и философский камень", которая завоевала всемирный успех.
  
  Нужно отдать должное Джоан Роулинг - продолжения не только закрепили, но и развили успех первой книги. Хотя, как я уже упоминал выше, используется одна и та схема развития сюжета в первых четырёх книгах, она не ударилась в бесконечное копирование самоё себя и переливание из пустого в порожнее. Глобальный (надкнижный) сюжет развивается поступательно, чего очень не хватает многим и многим сериям. Последние три книги - это, по сути, вообще единая книга в трёх томах. Правда, если рассматривать надкнижный сюжет книги с точки зрения, например, персонажа Дамблдора, то выясняется, что в действиях этого самого Дамблдора маловато логики и последовательности.
  
  Браво, Роулинг!
  
Оценка: 7.00*5  Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  А.Респов "Эскул. Небытие" (ЛитРПГ) | | В.Мельникова "Жених для васконки" (Любовное фэнтези) | | A.Maore "Жрица бога наслаждений" (Любовное фэнтези) | | В.Мельникова "Избранная Иштар" (Любовное фэнтези) | | А.Енодина "Не ради любви" (Попаданцы в другие миры) | | Б.Толорайя "Найти королеву" (ЛитРПГ) | | Л.Петровичева "Попаданка для ректора или Звездная невеста" (Любовная фантастика) | | Н.Любимка "Рисующая ночь" (Приключенческое фэнтези) | | LitaWolf "Проданная невеста" (Любовное фэнтези) | | А.Атаманов "Ярость Стихии" (ЛитРПГ) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Атрион. Влюблен и опасен" Е.Шепельский "Пропаданец" Е.Сафонова "Риджийский гамбит. Интегрировать свет" В.Карелова "Академия Истины" С.Бакшеев "Композитор" А.Медведева "Как не везет попаданкам!" Н.Сапункова "Невеста без места" И.Котова "Королевская кровь. Медвежье солнце"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"