Аннотация: В этой статье раскрывается секрет феноменального успеха книг о Гарри Поттере. Вход только для писателей!
Секрет успеха Гарри Поттера
В этой статье мы попробуем разобраться, в чём секрет феноменального успеха книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере. Причём, будем делать это с писательской стороны, поэтому читать статью читателям, строго говоря, не рекомендуется. Поскольку главная преследуемая цель статьи не просто препарировать книгу, а узнать, как из обычного произведения сделать хорошее произведение. Под обычным произведением будем понимать литературное сочинение, где есть герои, есть сюжет, есть идея и есть - внимание! - мораль. То есть, произведения, где к примеру повествуется о том, что хотя вампиры всех убивают, но всё равно такие душки, будем считать лишёнными морали или аморальными.
В основном, будем рассматривать первую книгу "Гарри Поттер и философский камень", поскольку последующие книги уже шли, по сути, по проторенной дорожке, хотя и нельзя отрицать, что они развили успех ещё больше. В книге бесспорно есть всё, что нужно для обычного произведения: герои, сюжет, идея и мораль. Но дьявол кроется в деталях (особенно для детских произведений), вот им мы и уделим основное внимание.
Конечно, можно сказать, что Джоан Роулинг просто повезло, однако многочисленные переиздания, переводы на другие языки, экранизация и всемирная популярность явно указывают, что есть объективные причины популярности Гарри Поттера.
Номинально, целевая аудитория книги - читатели среднего школьного возраста, но сюжет выстроен и написан таким образом, что книга интересна всем читателям без ограничений. Стиль повествования выдаёт начинающего автора (первая глава, к примеру, довольно плохая и даже вредная для книги), однако для подростковой литературы этот стиль самый подходящий! Стоит отметить, что последние книги написаны, безусловно, профессиональнее.
Очень важно, что действие книги происходит в школе, то есть в том месте, которое знакомо и близко каждому, где появились первые друзья, первые враги, первая любовь... Пример других произведений о школе чётко показывает, что это практически беспроигрышный вариант. Книги: Н.Носов - "Витя Малеев в школе и дома", А.Макаренко - "Педагогическая поэма", Л.Пантелеев, Г.Белых - "Республика ШКИД", Д.Сэлинджер - "Над пропастью во ржи" и прочие. Фильмы: "Педагогическая поэма", "Республика ШКИД", "Доживём до понедельника", "Большая перемена", "Весна на Заречной улице", "Внимание, черепаха", "Уроки французского", "Все умрут, а я останусь", "Розыгрыш" и прочие.
Но у Роулинг не обыкновенная школа, а школа волшебства. Волшебные школы в литературе бывали и раньше, например, "Волшебник Земноморья" Урсулы Ле Гуин, то есть и здесь Джоан Роулинг не является первооткрывателем. Сразу все скучные школьные занятия становятся необычными и интересными. Даже само здание образовательного учреждения не просто здание, это целый замок с привидениями, магическими зверями и всяческими тайнами. Что может быть притягательнее для обычного читателя, а тем более подростка! А всякие волшебные истории (перечислять их даже не имеет смысла) любят все - от мала до велика.
Автор с первых страниц вызывает симпатию к своему герою, показав его невыносимую и полную лишений жизнь у Дурслей. Последующее небольшое наказание приёмных родителей и попадание в новый мир, полный волшебства, где оказывается, что Гарри Поттер - герой и легенда, воспринимается настолько хорошо, что Джоан Роулинг первые четыре книги вообще не меняет схему развития сюжета.
Гарри Поттер, по сути своей, обычный попаданец, попадающий в волшебный мир. А подобная тема также чрезвычайно популярна у читателей. Книги: А.Волков - "Волшебник Изумрудного города", Р.Желязны - "Девять принцев Амбера", В.Губарев - "Королевство кривых зеркал" и прочие.
Автор довольно находчиво решает проблему родителей, которые вечно путаются под ногами у юных искателей приключений и досаждают им нравоучениями. Волшебная школа одновременно является интернатом, то есть дети имеют возможность преспокойно шастать по ночам по замку, ведь, как известно, всё самое интересное происходит в тёмное время суток!
С первых дней в школе у Гарри Поттера появляются как друзья, так и враги, как любимые преподаватели, так и ненавистные. Развитие общего сюжета сопровождается постоянными разнообразными стычками и соревнованиями факультетов, которые не дают угаснуть читательскому интересу. Кроме того, Роулинг изобретает новый волшебный вид спорта, и главный герой, конечно же, сразу попадает в сборную, потому что он без всякой тренировки умеет то, чего не умеют другие. Не это ли есть мечта всех подростков?
Неправдоподобно, что никто из одиннадцатилетних детей не скучает по родителям, однако иное лишь внесло бы в сочинение ненужную сентиментальность и умалило бы многих персонажей в глазах юных читателей.
Ещё несколько мелких, но очень притягательных моментов для юных читателей. У каждого школьника в книге обязательно и разрешённо есть какой-нибудь питомец. У всех совы для почтового сообщения, хотя волшебники наверняка могли бы придумать более совершенный обмен сообщениями. Ученики для письма используют чернила, перья и пергамент. В школу дети добираются на старинном паровозе. Маги не воспринимают автомобили, однако допускают использование паровоза, хотя и то и другое - суть магловская техника. Но всё это опять-таки намеренные нестыковки, допущенные автором.
Из всех вышеуказанных несомненно хороших составляющих Джоан Роулинг и создала удачную компиляцию - книгу "Гарри Поттер и философский камень", которая завоевала всемирный успех.
Нужно отдать должное Джоан Роулинг - продолжения не только закрепили, но и развили успех первой книги. Хотя, как я уже упоминал выше, используется одна и та схема развития сюжета в первых четырёх книгах, она не ударилась в бесконечное копирование самоё себя и переливание из пустого в порожнее. Глобальный (надкнижный) сюжет развивается поступательно, чего очень не хватает многим и многим сериям. Последние три книги - это, по сути, вообще единая книга в трёх томах. Правда, если рассматривать надкнижный сюжет книги с точки зрения, например, персонажа Дамблдора, то выясняется, что в действиях этого самого Дамблдора маловато логики и последовательности.
Добавлю всё же и ложку дёгтя. После того, как была опубликована седьмая книги серия, Роулинг заявила, что закончила серию книг о Гарри Поттере. Это было сильное решение, и не всякий писатель на это способен. Роулинг написала книгу совершенно другого жанра и не про Гарри Поттера и, вероятно, чтобы проверить величину своего таланта, самоутвердиться ещё раз или для чего-то иного, опубликовала её под псевдонимом. Второго чуда не произошло - новая книга не пользовалась популярностью у читателя.
Издательству пришлось прибегнуть к старому проверенному способу и раскрыть истинное имя писателя, представив это в виде случайной утечки. Продажи взлетели, и Роулинг вновь оказалась на коне. Однако следующая книга Роулинг не про Гарри Поттера провалилась даже изданная под настоящим именем автора. Тогда Роулинг махнула на всё рукой и вернулась к Гарри Поттеру. Первые две книги после седьмой книги были лишь осторожными шагами и только дополняли новыми подробностями уже написанное.
Вот так выяснилось, что Роулинг - писатель одного Гарри Поттера, в чём я лично ничего плохого не вижу.