Аннотация: Краткий обзор сказок на конкурсе Короткое Детское Произведение 2012
Обзор сказок конкурса "Короткое Детское Произведение 2012"
Сам конкурс можно посмотреть здесь: Короткое Детское Произведение 2012. Принимаю заявки на обзор сказок, повторяю - только сказок. Заявки рассматриваю в порядке поступления, но оставившие свой комментарий на мой опус идут первыми.
Мой рассказ, участвующий в сказочной номинации:
Команда Кролика, специально адаптированный для этого конкурса.
В обзоре, главным образом, рассматриваю две составляющие: идею произведения и схему построения сюжета. Орфографию можно исправить, текст переписать, но без идеи и хорошей схемы сочинение можно смело выкидывать в мусорное ведро.
Идея известная и проверенная временем: приключения снеговика в преддверие Нового года. Думаю, все помнят Снеговика-почтовика отечественного грандмастера Владимира Сутеева.
Первое впечатление - события и персонажи рассыпаны щедрым укропчиком по канве сказки без всякой логики. Не совсем понятна в произведении роль девочки Алёны и Снеговика. Из двух девочек можно без всякого ущерба для сочинения скомпилировать одну. А присутствие Снеговика так вообще вредно для сюжета! Мало того что он никак не участвует в сказке, так ещё и спокойно выпускает Снеговёнка в неизвестном направлении ночью... Или же изменить сюжет таким образом. Алёна со Снеговиком пускается на поиски Снеговёнка, и находят в тот самый момент, когда маленький Снеговёнок (не будем забывать, что он маленький) сражается с двумя хулиганами. Вместе дав отпор обидчикам, девочки становятся подругами, а потом все вместе идут встречать Новый год!
Сам факт Нового года - главного детского праздника - упоминается лишь вскользь, несколькими словами, что для детской сказки очень неправильно! Это как побывать первыми на Северном полюсе и забыть открыть его. Тут или убрать дальнейшие сцены со стенаниями или убрать Новый год. Также не мешало бы убрать сцену с холодильником - чересчур обыденно.
Появление волшебницы со снежинкой желания в самом конце сказки после того, как уже всё случилось, как собаке шестая нога. Ружье, появившееся в сочинении, обязательно должно выстрелить! Иначе его даже не стоит вешать на стену. Тут снежинка желаний либо должна спасти Снеговёнка, либо она совершенно не нужна.
Идея этой сказки тоже неоднократно проверена временем: непослушный ребёнок из-за лени попадает в какое-то место, откуда возвращается совершенно другим человеком. За примерами также далеко ходить не нужно: анимационные фильмы Нехочуха, Баранкин, будь человеком!, Спортландия и другие.
Сказка выстроена правильно, все персонажи к месту: старушка дает ключ к разгадке, девочка дает толчок к действию. Маловато событий в бесцветном мире, но, вероятно, автор и не ставил себе цели рассказывать приключения в таком коротком произведении.
Хорошая сказка, думаю, обязательно должна выйти в лидеры конкурса.
Наверняка я не первый (но, боюсь, и не последний), кто отметил схожесть героя кота Катушкина с другим известнейшим котом - Матроскиным отечественного грандмастера Эдуарда Успенского. Но - всё уже украдено до нас, то бишь все сюжеты так или иначе уже придумали, и не будем к этому придираться.
Сказка, поданная на конкурс состоит из четырёх историй, связанных общими героями. Есть и другие истории про кота Катушкина и, надеюсь, часть сказки с объяснением, почему кота зовут именно так, осталась за бортом. Но самое страшное в том, что все эти истории не имеют ярко выраженного конфликта, а конфликт - эта движущая сила и соль любого сюжета!
Вроде с хорошего конфликта начинается первая история. Вредная собачка Кася постоянно донимает Катушкина, а он боится высоты... Мальчик Лёва предлагает потрясающее решение для избавления страха высоты - полёт на ракете. Однако до логического окончания история не доведена - Кася и боязнь высоты больше не упоминаются, то ли проблемы решились сами собой, то ли все решили притвориться, что их вообще не было.
Ещё хуже то, что смазана познавательная часть истории с изучением космоса. Всё укладывается буквально в пару предложений про Луну, Марс, комету Галлея и некоторые созвездия - и без всякого описания! А где хотя Сатурн с кольцами, гигант Юпитер, горячий Меркурий, непокорная Венера? И главный вопрос, который задаст любой ребёнок при прочтении - а на какой ракете они летали? Нет ни описания ракеты, ни полёта!
Немного поправили ситуацию вторая и третья истории. Жаль, что о весёлом нраве Хосни Мышкина мы узнаём только со слов третьих лиц, а лучше было бы самим убедиться в этом. Как говорится, о классе фильма судят по тому, как взрывают машину: машина разлетается на части прямо в кадре; машина проезжает и звук взрыва говорит, что она взорвалась за кадром; и, наконец, двое прохожих в кадре говорят, что вон там машину разнесло вдребезги... Опять же, почему Хосни Мышкина зовут Хосни Мышкиным - ведь очень странная фамилия для кота... Хотя автор, оказывается, имел ввиду ещё более странную фамилию.
В четвёртой истории конфликт нужно усилить - и тем ярче будет финал, где Лёва и Катушкин стали соседями. Тогда и реакция самих персонажей на новость в конце будет более радостной и эмоциональной, а то они в самый ответственный момент стоят и молчат. Уборка, это конечно, вещь хорошая и нужная, но до или после неё нужно обязательно заняться чем-то более интересным - это пойдёт только на пользу рассказу.
Герой сказки, маленький мальчик Чарли, попадает в лес, который оказывается не совсем обычным, чтобы спасти лисёнка. Сказка представлена в виде дневника мальчика, однако в конце нас всё-таки выкидывает в реальный мир. Стилистически это не совсем верно - нужно либо всё сочинение представить как дневник, либо вести параллельное повествование в "дневнике" и в "жизни". Если первый приём практически ничем не отличается от истории, рассказанной ПОВом, то второй приём даёт возможность создать интерес и глубину даже у простой истории.
А эта сказка довольна проста. Путешествие в лес и встреча в Лисьей феей занимает слишком мало места в произведении, и даже не дают ощутить "волшебность" леса в полной мере. Ведь весь рассказ затеян не только для того, чтобы упомянуть в конце имя Чарльза Линта? Хотя сама схема построена грамотно. Все упомянутые в начале сказки факты, позже сыграют свою значимую роль. Чтобы найти фею, мальчику приходится пожертвовать очень ценным и дорогим для него компасом.
По произведению возникает несколько вопросов. Каким образом Лисья фея излечила раненого лисёнка? Как ей удавалось сберегать своих подопечных от охотников, и почему попался под пулю злосчастный лисёнок? Если существовало большое наказание за подстреленного лиса, то было довольно глупо для лесничего таскать свидетельство своей вины по всему лесу и даже притащить его домой. И довольно малодушный поступок со стороны отца отправить мальчика закопать подстреленное животное.
Люди и человеческий мир с точки зрения животных - очень интересный приём, обещающий множество любопытных и неординарных замечаний. Но приём часто используется в сатирических целях, яркий тому пример - роман "Житейские воззрения кота Мурра" Теодора Гофмана.
Из-за чёткого разделения по дням, произведение смахивает не на сказку, а на сухой отчёт о проделанной работе или на синопсис сочинения, что убивает на корню всяческую фантазию и желание читать. К чему столь пунктуальная привязка к датам и что она решает? Интересных находок нашёл всего две: "мямуары" и "каждый кот должен завести себе человека".
Рассказ лишен конфликта и кульминации: после счастливого детства следует не менее счастливое обретение хозяйки. Нужно добавить либо конфликт, либо больше оригинальных, неординарных идей, самобытных идей, что отличало бы это сочинение от прочих подобных же.
Сказка о непростом выборе главной героини между бессмертием и любовью. Ради любви Ледяной Деве приходится отказаться и от семьи. Правда, когда приходит беда, она вынуждена обратиться опять же к семье, и та не отказывает ей в помощи. Такой сюжетный ход несомненно можно отнести в большой плюс произведению.
Сказка написана хорошо, интересно. В основу заложен мощный конфликт, заключающийся в личном выборе героини. Но на этом история не оканчивается, и далее возникает другой конфликт, не менее сильный.
Сказка написана очень ярким и образным языком и читается легко и с интересом. Есть новые знакомства, есть таинственные исчезновения пчёл, есть целое расследование, поход по следам преступников и, наконец, счастливое окончание, где все стали друзьями.
Жаль только, что в такой светлой сказке не дали шанс исправиться коту, что для общей картины сюжета было бы очень даже логично и замечательно.