Перунов А.: другие произведения.

Действительные основания исторического процесса в русском самосознании

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Творчество как воздух: VK, Telegram
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    статья написана для журнала "Национальные приоритеты".

  Действительные основания исторического процесса в русском самосознании.
  Перунова Н.В.
  
  В эпохи кризиса, потери цели культурного пути появляется острая необходимость понимания того, что есть культура и человек, каковы действительные основания движения истории и предназначение как человека, так и его деятельности в этом мире. Сегодня, когда рационалистическое мировоззрение показало в целом свою несостоятельность и мир стоит лицом к лицу с глубоким духовным кризисом, нарастания фашизма и мирового империализма, необходимо обратиться к истинным основаниям исторического процесса, чтобы найти в себе силы защитить и себя, и свою страну, и человечество.
  В рамках жизненного пути отдельного человека движение истории, как ему это может казаться, не имеет значения. Тем не менее, история во всей совокупности фактов и событий, сложившихся в борьбе разнородных сил, оказывает определяющее значение на формирование личности. Но не только история творит личность, и личность созидает историю. В связи с этим появляются вопросы: каковы движущие силы исторического процесса, чем обусловлена победа одних социальных и культурных тенденций над другими, куда в целом движется человечество, какова роль личности и личности-народа в этом движении.
  Исторический процесс можно рассматривать в единстве трех факторов: объективность, априорно существующая; субъективная воля человечества в ее решении; моделирование исторического процесса и его постулирование как объективно данное. Совокупность этих факторов выступает основанием той или иной концепции истории и человека. Россия, как и мир в целом, переживает борьбу ставших сегодня противниками двух стратегических концепций, от которых зависит не только будущее нашей страны, но и всего мира.
  Э.В. Ильенков писал: "история есть тот первообраз, по которому так или иначе, сознательно или невольно равняется логическое развитие", [1]. История есть свершившаяся объективность, обращение к которой позволяет моделировать культурное и социальное развитие. Поэтому необходим метод, позволяющий увидеть в совокупности исторических фактов универсальные принципы их возникновения и существования, которые и станут объективным основанием понимания истории и личности: "история, но только понятая диалектически, вооружает теоретика объективным ориентиром, с помощью которого можно дать верное логическое изображение предмета", [2].
  Объективностями творения исторического процесса выступают материя и сознание, материя и Дух. Субъективная воля человечества проявляется в творении истории в единении с Духом, или же в обособлении от него. Соответственно чему осуществляется моделирование исторического процесса и человека, как его творца и участника. В общих чертах - это христианская и рационалистическая концепции исторического процесса, отражающие понимание человека - субъекта созидания истории, его целей и мотивов деятельности, происходящей в контексте борьбы добра и зла, взаимодействия Духа и материи.
  В рационалистических концепциях истории объективностью выступает физическая и социальная материя, преобразуемая и созидаемая человеком. Чем выше, развитее способы взаимодействия человека и материи, тем лучше человек и его творение. История здесь выступает как единый непрерывный диалектический процесс созидания совершенных культуры и человека. Это органичное преобразование производственных сил и отношений в их более высокие и развитые состояния. Каждая новая эпоха исторического процесса диалектически строится на отрицании предшествующей, но при этом каждый новый виток исторической спирали ведет к улучшению человека.
  В христианских концепциях история не есть процесс качественного улучшения человека, так как мир в течение исторического времени по существу не меняется. Исторический процесс обусловлен взаимодействием микрокосма и макрокосма, внутренней борьбой добра и зла за души людей. История этой борьбы знаменуется чередованием времени наибольшей степени проявления Духа в человеке и культуре и времени отчуждения от Духа, что последовательно приводит к внутренней атомизации личности, распаду единства общества. Критическим продолжением последней является эсхатологический период, как глубочайший кризис культуры и духовности. Он ставит вопрос о дальнейшем существовании человека, но каждый раз разрешается сменой вектора сознания людей в сторону духовного преображения. Тем не менее, свободное в своей воле человечество может отказаться от возвращения к Духу, соблазнившись в обособлении от него, и погибнуть. В силу этого, по мысли П.А. Флоренского, исторический процесс дискретен, [3, с. 51].
  Различие концепций в первую очередь состоит в решении характера взаимодействия объективных начал, определения их. Рационалистическая концепция духовное начало ограничивает мыслимым ею пространством деятельности человека, исключая все, выходящее за его рамки и прежде всего - Бога как Благо. Тем самым, не ограничивая волю человека объективно существующим началом, а возводя ее в абсолют. Поэтому субъективность человеческой воли, не имея ограничений, постепенно направляется против себя самой. Из чего следуют различные меры ее ограничения - юридическое право, государственный контроль, распределение общественного продукта и др., и концепции, доказывающие достоверность такой картины мира. Например, понимание исторического процесса как организованного и контролируемого процесса смены общественно-экономических формаций, ведущего к совершенному человеку.
  Каковы возможные причины этого? Рационалистическое понимание истории исходит из отрицания подобия сотворенного мира Богу и постулирует объективными вещи преходящие, односторонние. Соблазнение человека возможностью монологичного и полностью самостийного творения своего пространства ведет к его внутреннему и внешнему саморазрушению. Начало рациональное, ставшее мерой объективности, отчужденное от Духа и потому монологичное, в развитии исторического процесса выступает миной замедленного действия, невидимыми для современников теории силами, которые покажут свое истинное лицо в будущем.
  В христианской концепции история понимается как нисхождение Духа в земной мир и последующее восхождение к нему человечества, что и есть исторический процесс. Человеческая воля, находящаяся в контексте восхождения от человека к Богом данному Абсолюту, действительно ограничена в своем стремлении впасть в соблазн обособления. Ограничена переживанием реального присутствия Духа, возможностью отпадения от него и своей гибели, или возврата к нему.
  Не могу не привести легенду о черте, сказанную жительницей переселенческого белорусского села Александровка Омской области Акулиной Ремезевич.
  "Раньше нам рассказывали, что сидит, детки, черт привязанный, самый главный, что людей сасмущает, и он на цапи сидит и цепь такий толстый. Целый год, говорят, грызет этот цепь, а вот на йету ночь, ну вот на волосинку останется, (перед Пасхой). И он едак уже рад, а люди все едак плачуть - сарвется, так канец свету будет, а йон уже рад, что етих людей у вогонь сгонять, а когда начнут петь "Да воскреснет Бог наш", его тада цепь толстая станет, и он тада сидит - плачет, а люди веселяца едак и едак, детки, не можно плакать, едак какое горе, все прощают, что где обижают, надо прощать. Надо веселица на етот день, тады плакать грех, адин черт плачить", [4].
  Сокровенное ожидание верующими воскресения Христа, когда возгорится благодатный огонь и в церквях воспоют "Христос воскресе!". Древний мифологический сюжет о волке, привязанном на цепи, которая в конце времен порвется, и мир обратится в хаос. Это ли не доказательство дискретности истории, когда в один миг все, казалось бы, нерушимое вмиг исчезнет с лица земли. Но воля Господа в одно мгновение может защитить мир от краха, если еще будут на свете люди, молящиеся Ему.
   Исходя из понимания объективных начал исторического процесса, происходит моделирование развития культуры и воспитание личности, как творца и хранителя культуры. Собственно, личность выступает сердцевиной исторического процесса.
  Судьба личности в рационалистической концепции трагична. Личность заменяется на персону, умело выполняющую социальные роли, или же она обречена на гибель. Заместителем духовного здесь выступает идеология, закрепляющая и подтверждающая данную общественно-экономическую ситуацию. Идеология и стадия развития производства составляют единое неделимое целое. И как единое целое отрицают целое человека. Идеология возникает позднее, чем производственная ситуация, и также вслед за исчезновением последней, продолжает еще существовать и сопротивляться новым силам и течениям. Тогда личность, находящаяся в эпицентре смены вектора, оказывается в страдательном положении - личность, дух которой заменен на идеологию, строящуюся на экономическом базисе. Выпав из парадигмы, оказавшись носительницей идеологии, чей экономический базис уже исчерпал себя, она оказывается в тупике. Тем самым, рационалистическая концепция лишает историю на всех ее этапах личности и личностности, ее творцами выступают маски, роли, механизмы.
  В христианской концепции история личностна, совершается духовным подвигом преодоления дискретности и соблазна обособления. История личностна как духовный подвиг Христа, как духовный подвиг отдельного человека, как сопричастие мира подвигу личности, жертвующей собой ради грядущего, и метафизическому противостоянию добра и зла.
  Как в начале 20 века, так и сегодня были и есть эти люди. Они совершенно разные, но судьба и деяния их протекают в полностью осознаваемой ими реальности духовного бытия и необходимости обращения к нему человечества для блага его. Их сознательная гибель не дает нам игнорировать ее, они спасают нас, и жертв, и палачей, дабы эсхатологическая эпоха завершилась духовным возрождением.
  П.А. Флоренский, священник. Зная, что будет очередной жертвой репрессий, как и многие его современники, погибшие в те страшные годы, открыто оставался христианином, не покидал страну, созидал ее науку, ее Дух. Для того, чтобы потомки знали о приближении эсхатологической эпохи и возможности гибели человечества.
  Полковник Л.В. Хабаров, ветеран войны в Афганистане, настоящий воин и герой нашей Родины, кандидат философских наук. Будучи военным экспертом, понимал последствия своей открытой критики военных реформ. Но ради страны, ради нас ее осуществил.
  Исторический путь России проходит в постоянной борьбе рационалистической и христианской концепций. Наша страна выступает одним из фокусов мирового противостояния борющихся за доминирование сил. В конечных своих выборах, имеющих фундаментальное значение для страны и мира, Россия сохраняет свою культурную, экономическую, политическую самостоятельность, двигаясь именно в русле христианской концепции исторического пути.
  История как сложный и многоуровневый процесс борьбы за души людей, в русском варианте безжалостна и непоколебима в стремлении пробудить уснувший Дух страны. Революция 1917 года не стала результатом смены общественно-экономических формаций, также как и распад СССР не был подчинен этой логике. Революция 1917 года была необходима русскому Духу, она легко смела многовековой культурный опыт и государственность, ради того, чтобы Дух пробудился, превратила цветущее поле культуры в выжженную пустыню. И Дух проснулся, советская действительность породила феноменальный всплеск культуры и науки. Но, когда элита и народ в большинстве своем отказались от духовных идей, восторжествовало вновь рационалистическое понимание истории и человека, СССР пал.
  Русская культура, основываясь на стремлении к единению с миром, обращении к Духу, наделяет индивида свободой собственного ценностного выбора, что открывает путь к непосредственному личному созерцанию Духа, когда вся жизнь земная строится в стремлении к Богу, по заветам Бога. Но присущие русскому народу свободолюбие, вольная душа могут привести и к отвращению его от Духа, отчуждению от духовных ценностей, нигилизму, стремительной архаизации всех слоев населения, поскольку никаких других скреп, делающих единым российское общество помимо духовной веры, для нас не существует. В этом смысле, русская культура представляет собой длящийся почти тысячелетие смертельно опасный эксперимент жизни в Духе абсолютно для всех сословий и возрастов, и периодически возникающих внешних угроз, как попыток мирового зла сломить полюс противостояния ему, столп диалогизма в мире, так и внутренних угроз, коренящихся в самой диалектике народной души - когда она то в лице народа, то в лице элиты отвращается от самой себя, опускает себя в бездну падения, своеволия для того, чтобы понять, сильна ли вера ее, поскольку если не сможет устоять она в решающей битве соблазнов мира сего, то и не нужно быть ей на земле.
  Может поэтому в числе нашей интеллигенции все больше встречается людей, выступающих против русского вообще. Потому как сфера духовного - сфера не контролируемая человеческим рассудком, при этом сфера, обязывающая к духовно осознанным поступкам, всякое отступление от совести и нравственности в общем-то карающая собственным отпадением личности от своего "Я", как лика, а не личины. Следовательно, критика русского имеет две причины - не желание критиканов следовать духовно-нравственным заповедям, тяжелым и обременительным. А также вполне понимаемая реакция хоть и рационально, но сдерживающего себя человека, на то состояние полной разнузданности и своеволия, в которое впадает русский народ в эпохи отчуждения от Духа.
  Сегодня, в эсхатологическую для нас и для мира эпоху мы вновь переживаем наступление рационалистических концепций. Действительно, современные достижения Западной цивилизации обусловлены высоким развитием производственных сил и отношений, что действительно способствует высвобождению человека из производственного процесса. Но дает ли это ему время и силы для духовного развития? Скорее нет, чем да. Свое высвободившееся время человек тратит на потребление и развлечения. Развитие производственных сил и отношений не только высвобождает человека из занятости, оно высвобождает его из жизни. Замена человека на автоматы и роботы для хозяев производств и капитала обесценивает человека как потенциального трудящегося, ставшего лишним в движении капитала.
  Соответственно, для народа, чья история в первую очередь направлена на борьбу за духовные ценности, приведение к знаменателю потребителя и лишнего человека (не нужного в сырьевой экономике), губительно. Губительно и для нас, и для мира, в совокупности и близких нам, и далеких от нас, поскольку личность и личность-государство способны сдерживать впадение мира в хаос бездуховности.
  Таким образом, существом русской исторической саморефлексии выступает следующее. История есть осуществление универсальных законов мироустроения, идущих от Бога к человеку. История есть соборность как мировое сопереживание и сопричастие происходящему внутри народа и страны пробуждения Духа. История есть вечная борьба за душу человека между добром и злом, сопровождаемая эпохами возрождения и падения Духа человечества. Исторические факты, периоды спокойствия и благоденствия, и наоборот, разрушения и войн отражают качество духовного здоровья народов. Всякое иное понимание объективных факторов движения истории в общем направлено на игнорирование самого существа природы человека. История личностна, так как обращена к душам каждого из нас. Духовный подвиг личности во имя грядущего способен спасти человечество от гибели, тогда как всякое другое понимание истории, имеющее своей целью отчуждение человека от Бога, безличностно в своем основании, и его творцы не имеют лица, и народ, на который направлены их деяния, превращается в слепую безликую массу.
  
  Библиографический список.
  [1] Ильенков Э.В. История марксистской диалектики. От возникновения марксизма до ленинского этапа. - М., 1971. - С. 265-288.
  [2] Ильенков Э. В. История марксистской диалектики. - М., 1971. - С. 265-288.
  [3] Флоренский П. А., священник. Сочинения. В 4-х т. Т. 3 (1). - М., 2000.
  [4] Личный архив автора, июль 2000 г.
  
  Статья написана по материалам книги Перунова Н. "Ценностно-архетипический комплекс: структура и типология".- М., 2013.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"