Ясько Георгий Юрьевич : другие произведения.

Богочеловек

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О Богочеловеке.


БОГОЧЕЛОВЕК.

   "Кто я, кто Ты"? - вопрошает человек Бога каждым своим деянием. Жизнь человека есть непрестанное "действие", по-гречески - "энергия". Деятельность человека часть деятельности Природы. "Как я узнаю, что Поднебесная такова? Поступая так". Действуя, посылая в мир импульсы поступков и получая ответные реакции мира, удары его энергий, можно раскрыться перед самим собою, познать себя. Свою сокровенную, духовную энергию, своё истинное лицо. На земле самым ярким выразителем энергии является лицо человеческое. Оно и есть предмет истории, и всё с ним и ради него и из него совершается. "Но в чём же проявляется человеческая личность? Что служит характерным выявлением человечности? Если природой мы называем совокупность вещей, то совокупность энергий мы называем культурой".
  
   В культуре выделяют три уровня: 1) внешний, мифологический, объясняющий происхождение её образности соответствующими преданиями; 2) внутренний, символический, трактующий её элементы в соответствии с сакральными доктринами данной культуры; 3) глубинный, в основе которого черты общечеловеческого мышления, тех бессознательных представлений, которые существуют независимо от времени и от типа культуры. Так, повинуясь ему в России каждую зиму дети украшают свою страну миллионами статуй Великой Матери - т.н. "снежными бабами". Это одно из основных представлений человечества - Мировая Ось, воплощающая силы блага, порядок, устои мироздания. В книге "Столп и утверждение истины" такой осью П.А. Флоренский называет Церковь. Но это вовсе не РПЦ МП, а Вселенская Церковь - Тело Христово. "Телом Христовым" является нам София Премудрость Божия - олицетворение Женского Начала бытия. София - это полнота истинного бытия, вмещающая всё: множество "дхарм" Будды, "идей" Платона, "атомов" Демокрита, "универсалий" средневековых монахов, "монад" Лейбница, "вещей" Канта, современных "концептов". Это семь названий одного и того же, зерно-атомов Духа. Об этих кирпичиках мироздания А.К. Толстой писал: "Тщетно, художник, ты мнишь, что своих ты творений создатель.//Вечно носились они над землею, незримые оку...//Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,//Много чудесных в нем есть сочетаний и слова и света,//Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать". Таково объективное реалистическое понимание искусства и, подобное ему, понимание мифологии, религии, философии, науки и техники.
  
   2007 год объявлен годом русского языка. В.В.Путин пояснил это так: "Эксперты говорят, что сегодня - и особенно это у молодых людей - утрачиваются навыки ёмко и образно выражать свои мысли, различать эмоциональные оттенки". Это поверхностное отношение к языку. Видно эксперты президента не понимают, что: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". В языке заключено объяснение бытия. В слове как таковом бьётся ритмический пульс вопросов и ответов, вопросов к тайной сути бытия и ответов этой тайны.
  
   Флоренский пишет: "Слово всякого языка и во всяком виде, пока оно живо и произносится устно или умно, есть конечно, отражение идеи (платоновской - Г.Я.) и имеет реальную связь с идеей, - а идея - тоже реальность, имеющая и ипостасное бытие... Так же и имя "Иисус"... "Бог-спасение", или "Бог-Спаситель", или "Богочеловек", - идея Богочеловека и ипостась Богочеловека. Спаситель Богочеловек может именоваться на бесчисленном множестве языков, живых, мёртвых и будущих (Брама, Озирис, Гор, Амитабха Будда, Гуань-Ши-Инь, Ахура Мазда, Адам Кадмон, Кецалькоатль, Аджита, Падмапани, Кришна, Митра, Авалокитешвара, Майтрейя - Г.Я.) - и бесчисленное множество раз - телесно и духовно. И все эти бесчисленные слова-имена имеют свою реальность и ипостасность, как в произносящем субъекте-человеке, так и в произносимом объекте-Богочеловеке. Кто бы, когда бы, как бы ни именовал Спасителя, именующий каждый раз вступает в такое или иное отношение реальное к именуемому. Я хочу сказать: раз известное слово-имя соединено с известною идеею и её отражает в себе, то, пока эта связь есть... необходимо бывает реально-ипостасное отношение субъекта-лица, произносящего слово, к идее, коей носителем является объект-произносимый, тоже лицо. Таким образом субъект (лицо ипостась), произносящий слово "Иисус", или "Богочеловек", или "Бог-Спаситель", - необходимо вступает в то или иное отношение реальное к идее и ипостаси Богочеловека. (...) Так - каждое имя и всякое слово. (...) Наша мысль есть движение духа, наше слово есть духовно-телесное движение. И это движение может ставить нас в более тесное единение с Богом, как бы даёт нам осязать Бога".
  
   Слово-человек аукается со Слово - Богом, от которого оно эхом отразилось в пещере материи.
  
   Разверзнет Ночь горящий Макрокосм,
   И явственны небес иерархии:
   Чу, Дух поёт и хоровод стихии
   Ведёт, сплетясь змеями звёздных косм.
   И Микрокосм в ночи глухой нам внятен:
   Мы слышим гул кружащих в нас стихий,
   И лицезрим свой сонм иерархий
   От близких солнц до тускло-оких пятен.
   Есть Млечный Путь в душе, как в небесах;
   Есть множество в обеих сих вселенных;
   Один глагол двух книг запечатленных,
   И вес один на двойственных весах.
   Есть некий Он в огнях чудес явленных;
   Есть некий я в глубинных чудесах.
  
   Прототипа Человека (Бога-Сына, проявленное Божество) во всех развитых религиях видят в речи, в языке, в Слове. Слово, несущее информацию, есть вибрация воздуха, учит нас физика. Она же показала нам, что по сценарию Большого Взрыва на первой стадии развития Вселенной та была заполнена нагретыми до сотен тысяч градусов ионизированными газами - водородом и гелием, которые не пропускали излучения. Когда температура упала до 3000 градусов, газ стал нейтральным и прозрачным. Излучение стало распространяться во все стороны, неся информацию о распределении плотности вещества. Это реликтовое излучение (реликтовый Свет) вроде бы должно быть изотропным, то есть одинаковым по всем направлениям. Однако доказано (Нобелевка по физике за 2006 г.): первичное распределение полей и материи в ранней Вселенной анизотропно. Эта первичная неравномерность и привела к эволюции прекрасных в своём разнообразии форм тела Вселенной, которые мы повсеместно теперь наблюдаем. В 2006 году физика нанесла ещё один удар по христианской теории "творения из ничего". Оказалось, что Слово Большого Взрыва, прозвучавшее "из ничего" озвучило "нечто", информацию о том, что было до Большого Взрыва, до данного воплощения Вселенной. Наша Вселенная (Бог-Сын, Слово Жизни, Которым "вся быша"), есть перевоплощающийся Индивидуум. И Его тело в данном воплощении строится по тем кодам, которые несут в себе информацию о неисчислимых сериях прошлых воплощений этого Индивидуума. "Индивидуум" с латыни на русский переводится как "неделимый", это римская калька с греческого "Атом". Это Слово выражает всё множество смысла, заключенное в словах "атом", "идея", "дхарма", "монада", "вещь", "универсалия", "концепт". Не только все мы люди, но и всё определённое, всё, что может быть выделено познающей способностью как "вещь" из космического фона, является неисчислимыми отражениями Единого и Неделимого в зеркале материи. Окликами этого Слова. Тоже являясь воплощенными Словами. Именами. Вот откуда двуимённость, так распространённая среди разных народов. Человек имеет одно имя для обихода, и иное, истинное, священное, которое используется в сакральных целях в магических обрядах и тайных ритуалах. Брамин своё сакральное имя открытое ему его гуру никогда и никому не скажет и под страхом смерти: знание истинного имени даёт магическую власть над поименованным. Вот в чём корень магии, основа её действенности.
  
   По Флоренскому порядок воплощения человека таков: зерно-атом духа человеческого "ткёт" себе тела, тончайшим из которых является имя, затем идут такие тела как ментальное, астральное, эфирное, физическое. Но этот дом духа распространяется вширь и далее, переходя из беспредельности духовной, потенциальной, к беспредельности актуальной, а потом снова возвращаясь в беспредельности духовной. В дом, который строит себе дух человеческий входят одежды, которые продолжают физическое тело, жилище, орудия труда, поле труда человека, которое постепенно от биосферы расширяется на ноосферу, а потом и на пневматосферу (это другие названия для астрального и ментального планов). Таким образом, весь космос становится для человека и телом, и домом, и храмом, и мастерской. В своих интуициях Флоренский был близок Е.П. Блаватский, с её идеями он был знаком.
  
   По Соловьеву порядок воплощения идеи или явления красоты в мире соответствует проявлению великого творческого начала - Света (Слова) - в воспринимающей его природе. "Космический ум в явном противоборстве с первобытным хаосом и в тайном соглашении с раздираемой эти хаосом мировой душою или природою, которая все более и более поддается мысленным внушениям зиждительного начала, творит в ней и через нее сложное и великолепное тело нашей вселенной. Творение есть процесс, имеющий две тесно между собою связанные цели, общую и особенную. Общая есть воплощение реальной идеи, т.е. света и жизни в различных формах природной красоты, особенная же цель есть создание человека, т.е. той формы, которая вместе с наибольшей телесною красотою представляет и высшее внутреннее потенцирование света и жизни, называемое самосознанием. (...) ...человек уже не только участвует в действии космических начал, но способен знать цель этого действия и, следовательно, трудиться над ее достижением осмысленно и свободно".
  
   И это эволюционное сотворчество человека с космическими началами: Логосом и Софией на путях Богочеловеческого преображения Соловьев видит не в соблюдении обрядности РПЦ МП, а в области совершенного искусства, художестве, в культуре, как области воплощения идей. Усилия человека в которой и должны одухотворить, преобразить его и всю нашу жизнь. "Современное искусство в своей окончательной задаче должно воплотить абсолютный идеал не в одном воображении, а и в самом деле, - должно одухотворить, преосуществить нашу земную жизнь".
  
   Мы всё время приходим к одному и тому же - Культура - не блажь, а дело Господне, дело Природы порученное нам. "Для нас смысл и оправдание нашего бытия - в области сверх-человеческой, потусторонней, в тренсцендентном. Платоновская идея как конкретное совершенство и высшая реальность, вот что должно, по нашему же сознанию, руководить нашей деятельностью в каждом её моменте. И понятно, что эта трансцендентность нашей культуры находит себе выражение в способе понимания, что такое культура вообще. Для нас культура это есть идеал, система идеалов, и, наконец, существо идеальнейшее, Христос. Мы считаем народ культурным или некультурным в зависимости от того, есть ли у него идеалы, или нет их. Но наличным устройством жизни мы интересуемся мало, а в душе даже осуждаем такой интерес, как мелочность, как культурную нравственную приниженность. - Напротив, для Запада жизнь оправдывается и осмысливается имманентно, т.е. находит смысл свой в области чисто человеческой, посюсторонней, трансцедентальной. Эта трансцедентальность культуры находит себе выражение и в способе понимания Западом, что такое культура вообще. Культура для Запада - это учреждение, устройство жизни системой учреждений..." Цивилизация.
  
   Культура, (все вида искусств, включая науку - искусство добывать знание) это другое наименование магии, теургии. "Понятно, что иначе и быть не может. Изящные искусства, исторически суть выпавшие из гнезд или выскочившие звенья более серьёзного и более творческого искусства - искусства богоделания - ф е у р г и и. Ф е у р г и я, как средоточная задача человеческой жизни, как задача полного претворения действительности смыслом и полной реализации в действительности смысла, - была во времена древнейшие точкою о п о р ы всех деятельностей жизни; она была материнским лоном всех наук и всех искусств. Она была реальным условием развития самосознания, родником жизни, в с е ю деятельностью человека. Все деятельности находили в ней своё единство и вне её рассматривались как существующие легкомысленно, поверхностно, блудно, так сказать, и, следовательно, незаконно и болезненно. Точнее сказать, автономное существование внефеургических деятельностей было кощунственным п р е с т у п л е н и е м и рассматривалось именно так. А во времена ещё более давние самая мысль о возможности самостоятельности их не возникала, и не могла возникнуть: в крепком и здоровом сознании исключается и проблеск безумия. Но когда единство человеческой деятельности стало распадаться, когда феургия сузилась только до обрядовых действ, до культа в позднейшем смысле слова, то деятельности жизни, выделившись из неё и, так сказать, узаконив своё блудное существование, свою преступную самостоятельность, свою вне-божественную самодовлеемость, стали плоски, поверхностны, без внутренне-ценного содержания. Они тогда лишились истинной точки своего приложения, а потому - и прочной уверенности в безусловной нужности своей. Содержание их перестало существовать как безусловно ценное и непреложно реальное. Форма и содержание разделились и стали соприкасаться случайно и произвольно. Деятельности перестали быть сами собою разумеющимися в уставе жизни и стали капризом, прихотью, роскошью, выдумкою, - не "в самом деле", а "нарочно". И тогда деятельности обратились от Р е а л ь н о с т и и С м ы с л а - к реальности и смыслам, т.е. в своей раздельности от Первых, стали реальности пустыми, а смыслы ложными. Вещи стали т о л ь к о утилитарными (полезными), понятия, - т о л ь к о убедительными. Но утилитарность уже не была знамением реальности, а убедительность - истинности. Всё стало подобным Истине, перестав быть причастным Истине, перестав быть Истиною и во Истине. Короче - всё стало светским. Так произошла западноевропейская гуманитарная цивилизация - гниение, распад и почти уже смерть ч е л о в е ч е с к о й к у л ь т у р ы. Так распалась и разложилась на специальности, подробности и частности, из которых ни одна не необходима и все случайны и условны, человеческая личность, утерявшая безусловное условие своего единства, а с ним - и крепость ноуменального самосознания. Так рассыпалась душа в сумму помыслов и прираждений, т.е. состояний, навеваемых случайными ветрами извне". Сегодня, когда вектор развития человечества повернулся от внешнего к внутреннему, от анализа к новому синтезу, к Духу, человечество вернётся к "искусству богоделания" - "феургии", по слову Флоренского, к "теургии" по слову Вл. Соловьёва. К Культуре по слову Рериха.
  
   Теургия есть Божественная Магия. Культура (Служение Свету), или Теургия есть часть древней Мистерии, называемой Теофанией. Блаватская пишет о Теофании: "Лицезрение самих Богов, высших планетарных духов, облаченных в сияющий свет. По общему закону, Высочайший Бог, эта сверх-Душа человеческого существа (Атма-Буддхи) только осеняет человека втечение его жизни с целью наставления или откровения... Но в случае теофанического таинства она сама воплощается в теурге с целью откровения".
  
   "Проклят будь всяк, творяй дело Господне с небрежением", - сказал пророк Иеремия. Что это за дело? Из ада, в который превратилась наша жизнь путём стандартизации, усреднения, упрощения, имитации и, наконец, подмены всех человеческих ценностей, и самого человека, затосковавший человек мечтает вернуться к подлинному, к реальному, к себе. Тоска по цельной личности неотделима от высокой деятельности, от аскетики, как от искусства личного богоуподобления. Это искусство доступно всем. Повышение качества всякой деятельности - уже требует известных самоограничений. С самоограничения с добровольно накладываемой на самого себя дисциплины и начинается культура. Культура - это богоделание. Можно совершенствоваться в мытии полов. Это называется "кармайога". Одно из значений слова "йога" - "связь", в случае с термином йога - связь с Божеством.
  

Что значит "быть культурным"? Это значит - делать своё дело с любовью. Мыть полы вдвоём с Богом.

Бог есть любовь.

Георгий Ясько.

24.07.2007.

  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"