Ясько Георгий Юрьевич : другие произведения.

Н.К. Рерих. Картины. Комментарии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Гонец. "Восста род на род". (1897). "Тень Учителя". (1932). "И мы не боимся". 1922. "Град обреченный". "Крик змия". (1914) "Звезда Матери Мира". 1924, "Знаки Христа". 1924. "София-Премудрость". 1932. "Сергий Строитель". 1940. "Матерь Мира". 1924 г "Чаша Христа". 1925 г. "Книга Голубиная". 1911 год. "Короны".1914. "Нагарджуна - победитель Змия". 1925. "Озеро Нагов". 1924. "Величайшая и Святейшая Тангла". 1929 г. "Тангла. Песнь о Шамбале". 1943 г.


   Н.К. Рерих. "Гонец. "Восста род на род", (1897).

   http://yasko.livejournal.com/31782.html
  
   Это первая картина Н.К. Рериха, с неё начался отсчёт его побед в живописи. Это его дипломная работа, её купил для своей галереи П.М. Третьяков. Очень понравилась эта картина Л.Н. Толстому, который сказал молодому Н.К. Рериху: "Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить выше - жизнь всё снесёт. Пусть Ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт". Вспоминая эту сцену в очерке "Толстой и Тагор" в 1937 году, Н.К. Рерих отмечает: "Я сейчас записываю эти давние воспоминания, а под окном от самой земли и до самого неба - через все пурпуровые и снеговые Гималаи - засияла всеми созвучиями давно небывалая радуга. От самой земли и до самого неба!"
  
   Радуга, как известно, - обязательный в тибетской живописи атрибут Грядущего Будды Майтрейи.
  
   Стасов, отвезший с Римским-Корсаковым Рериха тогда к Толстому, гремел: "Гонца" Вашего никто не оценит, как Толстой. Он-то сразу поймёт, с какой вестью спешит Ваш "Гонец".
  
   О чём же эта картина? Какую весть несёт Гонец? Читающий разумеет. Н.К. Рерих недвусмысленно дал это понять цитатой, вынесенной в название "восста род на род". Откуда же эта цитата на церковнославянском? Из знаменитой 24 главы Евангелия от Матфея, привожу по-русски: "Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос" и многих прельстят. Так же услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это ещё не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это - начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Моё; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут и прельстят многих; и по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасётся..." И наконец: "... ибо как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого, ибо где будет труп, там соберутся орлы. И вдруг после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою... О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один... Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, ни дня ни часа, в который придёт Сын Человеческий". Мф. 24:3-42.
  
   Уже в 1897 году Н.К. Рерих принёс людям весть о том, что приблизилось Царство Небесное, наступают времена апокалипсические, скоро придёт Спаситель.
  
  
  
  
  
   Н.К. Рерих. "И мы не боимся". 1922.

   http://yasko.livejournal.com/40636.html
  
   Картина из серии картин 1922 г. о православных монахах, куда ещё входят полотна "И мы несём свет", "И мы открываем врата", "И мы продолжаем лов", "И мы трудимся".Действие происходит зимой на утренней или на вечерней заре в средней полосе России. На переднем плане два монаха и медведь. Вообще-то разбуженные зимой охотниками медведи, "шатуны" смертельно опасны для людей. Но монахи мишку не боятся, он стоит смирно, смиренно, они не обращая на него внимания беседуют.
  
   Медведь - первый атрибут, указывающий: картина посвящена преподобному Сергию. Мы знаем, что, поселившись вдвоём с братом Стефаном в пустыне, преподобный вскоре остался один, брат не смог стерпеть пустыни и сбежал. Сергий в совершенном уединении прожил в лесной чаще около двух лет. Там он подвергался страшным и мучительным видениям. Жизнеописатель говорит об этом. Возникали пред ним образы зверей и мерзких гадов. (Н.К. Рерих изобразил их тени, спроецированными на горе заднего плана. Это, наверное, гора Маковец, место, выбранное преподобным для обители поражавшее величием и красотой. Летопись утверждает, что это вообще особенный пригорок: "глаголет же древний, видяху на том месте прежде свет, а инии огнь, а инии благоухание слышаху". Флоренский пишет, что это лесное урочище "Белые боги" "причислялось к местам языческих мольбищ".) Те чудовища бросались на преподобного со свистом, скрежетом зубов. Однажды ночью, по его рассказу, когда в "церквице" своей он "пел утренню", чрез стену вошел сам сатана, с ним целый полк бесовский. Бесы были все в остроконечных шапках на манер литовцев. Они гнали его прочь, грозили, наступали. Он молился. Бесы исчезли.
  
   Другой раз келия наполнилась змеями - даже пол они закрыли. Снаружи раздался шум, и бесовские полчища как будто пронеслись по лесу. Он услышал крики: "Уходи же прочь! Зачем пришел ты в эту глушь лесную, что хочешь найти тут? Нет, не надейся долее здесь жить: тебе и часу здесь не провести; видишь, место пустое и непроходное; как не боишься умереть здесь с голоду или погибнуть от рук душегубцев-разбойников?" Но он одолевает "страхования".
  
   "Что видел, что чувствовал святой Сергий, молившийся за Русь в своей лесной пустыне? Вблизи вой зверей да "стражи бесовские", а издали, из мест, населенных людьми, доносится стон и плач земли, подневольной татарам. Люди, звери, бесы - все тут сливается в хаотическое впечатление ада кромешного. Звери бродят стадами и иногда ходят по два, по три, окружая святого и обнюхивая его. Люди беснуются, а бесы, описываемые в житии, до ужаса похожи на людей... Но молитва, отгоняя бесов, укрощает хаос и, побеждая ад восстанавливает на земле тот мир человека и твари, который предшествовал грехопадению. Из тех зверей один, медведь, взял в обычай приходить к преподобному. Увидел преподобный, что не злобы ради приходит к нему зверь, но чтобы получить что-либо из его пищи, и выносил ему кусок из своего хлеба, полагая на пень или на колоду. А когда не хватало хлеба, то голодали оба - и святой, и, зверь, иногда же святой отдавал свой последний кусок и голодал, "чтобы не оскорбить зверя". И медведь сделался ручным. Может быть и русские люди когда-нибудь так же оставят зверства свои и припадут к стопам своего Отца, Учителя и Друга?
  
   На заднем плане, под горой видна та первая церквица преподобного, освещенная во имя Троицы. Я, было, хотел похвастать эрудицией и указать, что в этом храме довольно необычной архитектуры Н.К. Рерих изобразил нам храм Трипурасундарам из долины Кулу, где Рерихи прожили 20 лет. Но картина написана в 1922 году, а в старинное место долины Кулу Наггар они приехали в 1928. Но всё равно, сходство поразительное.
  
   С "Белыми Богами" связан и Нагар. Здесь Риши Виаса собирал Махабхарату, здесь проходил и Будда и Падма Самбхава, здесь жил Арджуна. Не далеко Манали - от самого Ману. Здесь старинные храмы, здесь были буддийские святилища. Где-то там по преданию захоронены священные книги. Покровитель долины Нар Синг иногда показывался в виде старца в белом. Разных богов в долине триста шестьдесят.
  
   Н.К. Рерих. "Град обреченный". "Крик змия". (1914)

   http://yasko.livejournal.com/32203.html

   У Н.К. Рериха есть две пророческие картины 1914 года "Город осуждённый" (вариант названия "Град обреченный") - гигантский змей обвился кольцом вокруг стен города, закрыв входы и выходы, словно образовав магический круг зла.
  
   "Крик змия" - среди остроконечных бесплодных скалистых хребтов поднимается к небу голова змея, он кричит, словно пророча беды и несчастья. Пророческий смысл этих картин вовсе не так ясен, как кажется тем, кто увязывает их сюжет, с блокадой Ленинграда. Хотя и этого смысла мы не отрицаем, но им значение этого символа не исчерпывается.
  
   Чтобы лучше понять значение этого пророчества, ознакомимся с изложением одной русской легенды, которое близкий друг и единомышленник Н.К. Рериха Вл. Соловьёв приводит в своей замечательной, одной из наиболее сложных историософских статей "Византизм и Россия" (1896 года), которая не устарела до сих пор. В ней он пишет о русском идеале властелина, как олицетворении грозной, всесокрушающей, ничем нравственно не обусловленной силы, - "идеал римского кесаря, оживлённый и усиленный воздействием ближайших ордынских впечатлений".
  
   "Это вызванное историческими несчастьями возвращение русского сознания к старому языческому обожанию безмерной всепоглощающей силы, олицетворённой в монархе, чрезвычайно выразительно запечатлелось в удивительной легенде, по которой власть московских государей получает свою верховную санкцию не от кого иного, как от Навуходоносора, т.е. как раз от главы сокрушенного Христом языческого колосса, - от типичнейшего олицетворения богопротивной и свыше обличенной идеи безграничного деспотизма.
  
   Всем известно предание о том, что священные знаки царской власти перешли к московским государям от их предка, великого князя киевского Владимира Всеволодовича, который в свою очередь получил их в дар от восточно-римского императора Константина Мономаха (передавшего Владимиру и это призвание). Но откуда взялись эти регалии в самой Византии? На этот вопрос отвечает наша легенда.
  
   После падения Навуходоносорова царства, рассказывается в ней, Вавилон запустел, сделался жилищем бесчисленных змей и снаружи был окружен одним огромным змеем, так что город стал недоступен. Тем не менее, греческий царь Лев, " во св. крещении Василий", решил добыть сокровища, принадлежавшие некогда Навуходоносору. Собравши войско, Лев отправился к Вавилону и, не дошедши до него пятнадцать поприщ, остановился и послал в город трёх благочестивых мужей - грека, обежанина (абхаза) и русина. Путь был очень трудный: вокруг города на шестнадцать вёрст поросла трава великая, как волчец; было множество всяких гадов, змей, жаб, которые кучами, как сенные копны, поднимались вверх от земли, - они свистели и шипели, а от иных несло стужею как, как зимой. Послы прошли благополучно к великому змею, который спал, и к стене города.
  
   У стены была лестница с надписью на трёх языках - греческом, грузинском и русском, -
   гласившая, что по этой лестнице можно благополучно пробраться в город. Исполнивши это, послы среди Вавилона увидели церковь и, войдя в неё, на гробнице трёх святых отроков, Анании, Азарии, и Мисаила, горевших некогда в пещи огненной, они нашли драгоценный кубок, наполненный миррой и ливаном; они испили из кубка, стали веселы и на долгое время уснули; проснувшись, хотели взять кубок, но голос из гробницы запретил им это делать и велел идти в Навуходоносорову сокровищницу взять "знамение", т.е. царские инсигнии. В сокровищнице они среди других драгоценностей нашли два царских венца, при которых была грамота, где говорилось, что венцы сделаны Навуходоносором, царём вавилонским и всея вселенныя, для него самого и для его царицы, а теперь должны быть носимы царём Львом и его царицей; кроме того послы нашли в вавилонской казне
   "крабицу сердоликовую", в которой была "царская багряница", сиречь порфира, и шапка Мономаха, и скипетр царский".
  
   Взявши вещи, послы вернулись в церковь, поклонились гробнице трёх отроков, ещё выпили из кубка и на другой день пошли в обратный путь. Один из них на той же лестнице оступился, упал на великого змия и разбудил его; когда же "великий змий услышал его, то встала на нем чешуя как волны морские и начала колебаться"; два другие посла ухватили товарища и поспешно бежали; они добрались до места, где оставили своих коней, и уже положили в них свою добычу, как вдруг великий змей свистнул: они попадали на землю и долго лежали как мертвые; пока, наконец, очнулись и отправились к царю. Но в царском войске змеиный свист наделал ещё больше беды: погибло немало воинов и коней. Остальные в испуге бежали, и лишь за тридцать верст от Вавилона царь остановился подождать своих посланцев. Придя, они рассказали свои приключения и отдали царю инсигнии Навуходоносоровы - те самые, которые - по другим сказаниям - от одного из последующих византийских императоров перешли к киевским, а от них - к московским государям.
  
   Другой, позднейший вариант той же легенды (записанный в самарском крае) прямо ставит на место Византии Москву, заменяя императора Льва московским государем, - и именно Иваном Грозным. Это он оказывается непосредственным приемником Навуходоносоровой власти!
  
   Царь Иван Васильевич кликал клич: кто мне достанет из вавилонского царства корону, скиптр, рук державу и книжку при них? По трое суток кликал он клич - никто не являлся. Приходит Борма-ярыжка и берётся исполнить царское желание. После тридцатилетних скитаний и всевозможных приключений он, наконец, возвращается к московскому государю, приносит ему вавилонского царства корону, скиптр, рук державу и книжку и в награду просит у царя Ивана только одного: "Дозволь мне три года безданно, беспошлинно пить во всех кабаках!" - не лишенное знаменательности заключение для этого обратного процесса народного сознания в сторону диких языческих идеалов".
   (Вл. Соловьёв. Смысл любви. М., 91, стр.203-204.)
  
   Вавилон - одно из главных имён, упоминаемых в Апокалипсисе. Открываем и читаем: "Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть... И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонилась дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца". (Откр. 13:2-5).
  
   После чего придёт Спаситель.
  
   Являются ли эти два полотна Н.К. Рериха пророческими, что касается явления Антихриста, (рождения которого К.Н. Леонтьев ожидал в России), в т.ч. и в отношении СПб, покажет Время.
  
   В т.ч. и теле программа "Время"?
  
   Н.К. Рерих. "Тень Учителя". (1932).
  
   http://yasko.livejournal.com/31690.html
  
  
   У Н.К. Рерих есть несколько вариантов картины "Тень Учителя". Как пишет Т.В. Тютюгина в статье "Образ Христа в творчестве Рерихов периода Центрально-Азиатской экспедиции" "Культура и время N 2-2009, Н.К. Рерих сообщал своему корреспонденту: "Тень Учителя" относится к апокрифам о Христе, когда говорилось, что при прохождении Его следы Его тени не исчезали, а запечатлевались". Очевидно, в Гималаях участники экспедиции видели такую запечатлевшуюся Тень Учителя, что Н.К. Рерих изобразил на нескольких вариантах своей знаменитой картины.
  
   Вопрос: в чём же её сюжет? Напрашивается ответ: Учитель, поднявший Свою руку, запечатлен в момент, когда Он этим жестом благословляет проходящий караван экспедиции Рерихов. Однако, внимательное рассмотрение варианта 1932 года, хранящегося в Третьяковке, позволяет по другому трактовать сюжет картины. Тень Учителя обращена не к проходящему каравану, с точки зрения участника которого эта картина изображена, Его внимание сосредоточено на рядом с ним изображенной тени и Его жест обращен к этой тени. Эта тень очень напоминает гротескную человекообразную фигуру, убегающего от Спасителя существа, смертельно напуганного Им, прогоняемого Им, Его поднятой рукой. Фигуру Сатаны.
  
   На этой пророческой картине изображен момент изгнания Спасителем с нашей планеты Сатаны.
  
   Н.К.Рерих. "Звезда Матери Мира". 1924г.
   http://yasko.livejournal.com/48389.html

Звезда.

   Что это за Звезда, которая вела магов? Конечно, это Указ Братства, чтоб приветствовать Иисуса и сохранить, и передать бедной семье некоторые средства.
  
   По лицу земли, не зная точного места, мы шли. Указы Терафима вели изо дня в день. Когда мы слышали - "близко", именно тогда мы теряли всякие признаки жилья.
  
   Можно ли ожидать чудо неслыханного Провозвестия среди верблюжьих отбросов и ревущих ослов? Мышление человеческое пыталась поместить будущего Пророка хотя бы около храма или среди величественных стен.
  
   Мы получили Указ остановиться на бедном постоялом дворе. В низком помещении, обмазанном глиною, мы остановились на ночь. Костер и мален­ькая масляная лампа наполняли комнату красным светом.
  
   После ужина мы заметили, что служанка сливает остатки молока в от­дельную амфору. Сказали ей: "Не годится сохранять это". Она же сказа­ла: "Не для тебя, Господин, но для бедной женщины. Здесь, за стеною, живет плотник, у него недавно родился сын!"
  
   Потушив огонь, мы возложили руки и спросили! "Куда нам идти дальше?" Было сказано: "Ближе близкого, ниже низкого, выше высокого". Не поняв смысла, мы просили Указа. Но было сказано только: "Пусть уши слышат".
  
   И сидели мы в темноте и в безмолвии. И услышали, как заплакал ребе­нок где-то за стеной. Мы стали замечать направление плача и услышали материнскую песенку, которую можно часто услышать в доме землепашца. Она значит: "Пусть люди считают тебя пахарем, но я знаю, сынок, что ты царь. Кто же, кроме тебя, возрастит зерно самое тучное? Позовет Владыка сынка моего и скажет: "Только твое зерно украсит пир Мой. Сядь со мною, царь лучших зерен!" Когда мы услышали эту песенку, три удара раздались в потолок. Мы сказали: "Мы утром пойдем туда".
  
   Перед рассветом мы одели лучшие одежды и просили служанку провести нас по направлению плача. Она сказала: "Господин хочет посетить семью плотника, лучше я проведу вас кругом, потому что здесь надо пройти че­рез загон скота". Помня Указ, мы избрали краткий путь.
  
   Вот за яслями маленькое жилище, прислоненное к скале. Вот у очага женщина и на руках - Он! Какие же были знаки при этом? Он протянул к нам ручку, и на ладони был красный знак. На этот знак мы положили луч­шую жемчужину из привезенных нами.
   Передав ценности и священные предметы, мы предупредили мать о необ­ходимости странствий. И немедленно отправились обратно, выйдя через тот же загон скота.
  
   Позади мать сказала: "Видишь, сынок, ты царь. Этот алмаз поставь на лоб коня своего".
  
   Мы ушли, помня знак красной звезды на ладони. Тогда же было сказано помнить время красной звезды на лбу воина.
  
  
  
   Н.К.Рерих. "Знаки Христа". 1924.
  
   http://yasko.livejournal.com/47103.html

   "Звезда Аллахабада указала путь, итак, Мы посетили Сантнат и Гайю. Везде нашли поношение религий. На обратном пути в полнолуние произошло памятное изречение Христа.
  
   Во время ночного перехода проводник потерял путь. Я нашел после поисков Христа, сидящего на песчаном холме и смотрящего на пески, залитые луною.
  
   Я сказал: "Мы потеряли путь, надо дождаться звездного положения".
  
   "Росул Мория, что нам путь, когда вся земля ждёт нас!" И, взяв бамбуковую трость, Он очертил квадрат вокруг отпечатка Его следа, прибавив: "Истинно говорю - ногою человеческою", потом, отпечатав ладонь, тоже заключил её в квадрат: "Истинно - рукою человеческою". Между квадратами Он начертил подобие колонны и покрыл как бы полусферой.
  
   Он говорил: "О, как Аум проникнет в сознание человеческое!" "Вот я сделал пестик и над ним дугу и заложил основание на четыре стороны. Когда ногами и руками человеческими будет построен Храм, где процветёт заложенный Мною пестик, пусть Моим путём пройдут строители. Почему ждём пути, когда он перед нами?"
  
   И, встав, тростью смешал начертанное.
  
   "Когда имя Храма произнесено будет, тогда выступит начертанное. Запомнив Моё созвездие, квадрат и девять звёзд засияют над Храмом. Знак ступни и руки будут начертаны над камнем краеугольным".
  
   Так Сам сказал накануне полнолуния.
  
   Жар пустыни был велик".
  
  
   Н.К. Рерих "Сергий Строитель". 1940.
   http://yasko.livejournal.com/47534.html
   Провозвестие Владычицы.
   Пришло время указать главное о сияющем видении Владычицы. Неужели великое предуказанное видение было молчаливо? Неужели потрясение духа и седина волос не были следствием Провозвестия?
  
   Владычица сказала: "Придет время Мое, когда небесное Светило Мое к земле устремится, и тогда придешь ты исполнить волю сроков.
  
   И ненавистные будут спасителями, и побежденный будет вести победив­ших. И три корня, разделенные проклятием, срастутся любовью, и вести их будет посланный не из их племени. До срока проклянут татар и евре­ев, и они проклянут землю русскую.
  
   Когда же твои кости будут преданы уничтожению, трем проклятиям ис­полнится срок. И невидимо видимый станет у престола, облеченный Венца­ми и Перстнем. И где приложишь Перстень, там будет Рука Моя и Владыки.
   Наставление Сергия.
   "Иже успеет услышать своего духа голос, над бездною вознесется". Так говорил Сергий, "И ушедший в леса не может слышать речь людскую. И на ложе уснувший не услышит птичек - солнца возвестников. И чуду явле­нному молчащий откажется от глаза. И молчащий на брата помощь занозу из ноги своей не вынет".
  
   Так говорил Сергий.
  
   К Сергию пришел Святитель Алексей с вопросом - что делать?
  
   Сергий ответил: "Помоги земле Русской".
  
   Когда Сергия спросили крестьяне - что делать? - он ответил: "Помо­гите земле Русской".
  
   Когда Минин обратился к Сергию, тогда пришел ответ: "Помоги земле Русской!"
  
   Труды Сергия.
   Вот уже борода седая. Вот уже Дух Пламенный в сослужении. Вот уже Князь поклонился, но стоит возу с хлебом запоздать, и братия возлюбле­нная не верит ни на час.
  
   Стоит временно оскудеть кошелю, и братия, достойная и избранная, готова променять чудесную Благодать на чужой грош. Еще скажут - "что-то Угодники твои оскудели".
  
   И днем, и ночью нужна не Благодать, а благоденствие тела.
  
   Говорили о Сергии, что Игумен часто глухою ночью обходил кельи, и, находя спящих, он шел дальше, не тревожа. Может быть, он надеялся най­ти бодрствующего.
  
   Предвидение Сергия.
   Также Сергий говорил иногда о Белой Горе, но никогда не указывал место ее.
  
   Когда кто-то стучался неожиданно, братия говорила: "Не Игумен ли?"
  
   Сергий говорил: "На Белой Горе живут разные твари. Когда им нужно,о двух головах и о пяти ногах. На наших на похожи. Сани там без коней, и для скорости могут летать".
  
   Н.К. Рерих. "София-Премудрость". 1932.
  
   http://yasko.livejournal.com/46831.html

  
   В.Ф. Эрн писал: "Первый после Платона, Соловьев делает новое громадное открытие в метафизике. В море умопостигаемого света, который безОбразно открылся Платону, Соловьев с величайшей силой прозрения открывает определенные ослепительные черты вечной женственности". Сам философ писал: "Я, Владимир Соловьев, уроженец Москвы, призывал Тебя и видел Тебя трижды: в Москве в 1862 году, за воскресной обедней, будучи девятилетним мальчиком; в Лондоне, в Британском музее, осенью 1875 года, будучи магистром философии и доцентом Московского университета; в пустыне близ Каира, в начале 1876 года:
  
   Еще невольник суетному миру,
   Под грубою корою вещества
   Так я прозрел нетленную порфиру
   И ощутил сиянье Божества".
  
   Речь идет о трех явлениях философу Божественной Сущности, олицетворяющей вечную женственность. Эта Сущность - олицетворение одного из космических начал, "богоматерии", Св. Духа. Эту святящуюся субстанцию или энергию на западе называли Материя Люцида, а на востоке Матерь Мира. Это София Премудрость Божия. Это то живое пламя, которое преобразило Христа на горе Фавор, поэтому его Свет называют фаворским светом.
  
   В русской софиологии, родоначальником которой стал Вл. Соловьёв, считается, что София является "четвёртой ипостасью Божества". Её "номер" 4, после Отца, Сына и Святого Духа. Говорят, что Четверица, или Три-в-Одном, обожествлялась ещё пифагорейцами. В действительности же мы не можем установить: когда именно и где впервые люди стали почитать этот символ Премудрости Троих, в котором им явилось неведомое Божество, Троица. Умозрительно Троица является людям не иначе как Женственный Логос. Гностики говорили о Крестос-Софии, Флоренский о Христо-Софии. Одним из символов этой Царственной Сущности, Царицы Небесной является Огонь. Вот и Н.К. Рериху Она явилась в клубах Огня на Белом Коне. Белый Конь в разных системах мысли - от индуистского Калки Аватара до Апокалипсиса связывается с тем долгожданным событием, которое христиане называют Вторым Пришествием. Вообще, Апокалипсис - книга настолько же о Пришествии Софии, насколько о Пришествии Христа. Это книга о браке Агнца, о браке Христа и Софии. "... ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца". (Откр. 19:7-9)
  
   ("Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые, его призвали всеблагие, как собеседника на пир". На брачный пир Агнца? Так, практически все цитируют Тютчева, хотя в оригинале стоит не "блажен", а "счастлив". Почему же все переиначивают? Какое уж тут "счастье"? Сплошное блаженство!")
  
   В статье "Понятие Церкви в Священном Писании" Флоренский даёт такое толкование центрального образа Откровения - "Иерусалим новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего" (Откр. 21:2) Флоренский говорит, что это - Царица Небесная, Церковь незримая, или София. В той статье он пишет о Втором Пришествии, следуя традиционному для Православия толкованию Апокалипсиса. В главе 14, как и в последующей 15 главе, изображено богослужение 144 000 "девственников", "которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошёл" (Откр. 12:4) "Это верные Христу. И, как противоположность этой Церкви избранных, в главе 17-й изображена Великая Блудница, над которой (гл. 18-я) происходит суд. Блудница эта не есть то или другое государство, та или другая поместная Церковь это совокупность всех плевел Церкви, тогда как 144 000 девственников, далее являющиеся как Невеста Агнца или Иерусалим Горний - совокупность пшеницы. Ранее же описанная Жена есть нива, на которой до поры до времени растут неразличимые между собою пшеница и плевелы (Мф. 13:24-30; ср. Мф. 13:47-50). Таким образом, при последних событиях мировой истории Церковь дифференцируется на Блудницу - Церковь падших и на Град Божий, описанный в гл. 21-й. Это - "Жена, Невеста Агнца" (Откр. 21:9), куда уже не войдёт ничто нечистое. Тут Невеста предстаёт во всей своей небесной и лучезарной красоте". (П.А. Флоренский. Сочинения. ФН, т.122, М.,стр.470.)
  
   Очевидно, Христос и София придут Вдвоём. У Матфея сказано, что это событие будет иметь грандиозный космический масштаб: "... ибо как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого. (Мф. 24:27).
  
   Может быть, поэтому Н.К. Рериху София-Премудрость и явилась в пламенеющих языках Огня? Говоря о Втором Пришествии, нельзя не упомянуть об ожидаемом христианами Пришествии одного из самых загадочных персонажей Нового Завета "Святом Духе Утешителе". Он упоминается только в Четвёртом, гностическом, Евангелии. Е.П. Блаватская настоящим автором его называет Марию Магдалину. Христос говорит об Утешителе на Тайной Вечере.
  
   "И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его, и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает, и в вас будет. Не оставлю вас сиротами, приду к вам". (Ин. 14:16-18) "Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святый, Которого пришлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам". (Ин. 14:25-26). "Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне". (Ин. 15:26). "Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо если Я не пойду, Утешитель не придёт к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам. И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Маня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осуждён. Ещё многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам". (Ин. 16:7-14).
  
   Вот и всё, что сказано об Утешителе в Св. Писании христиан, но эти несколько фраз породили среди христианских мистиков целое тайное учение. Флоренский в главе "Утешитель" своего великого труда "Столп и утверждение истины" пишет: "Да, Дух Святой действует в Церкви. Но знание Его всегда было либо залогом, либо наградою, - в особые моменты и в исключительных людях; и будет таким, доколе не "свершится" всё. Вот почему при чтении церковной письменности не может не обратить внимание одно явление, сперва кажущееся странным, но потом, в свете предыдущих соображений, выявляющее собою внутреннюю необходимость. А именно: святые отцы и мистические философы говорят о важности идеи Духа в христианском мировоззрении, но почти никто не выясняет чего-либо отчетливаго и решительнаго. Ясно видно, что святые отцы про себя что-то знают; но ещё яснее, что это знание так глубоко затаено, так "неотчётливо", так несказанно, что облечь его в отчётливые слова не хватает у них сил. Главным образом это относится к догматистам, потомучто им надо говорить определённо и - по существу дела; они-то и оказываются почти немыми, или явно путаются. (...)
  
   Эта неотстоенность идей, происходящая из незаурядности умственных встреч с Духом Святым, явствует и из того, что в творениях церковной письменности не редкость, как уже отчасти указывалось выше, встретить некоторую неразграниченность идей Духа Святого и Софии - Премудрости, - отчасти же и их обоих от Логоса, - явление тем более бросающееся в глаза, что идеи Отца и Сына разработаны со всяческою тонкостью и, можно сказать, вычеканены довольно. (...)
  
   Около Духа Святого сгущаются все недоумения, затруднения и муки нашей жизни; а в откровении Его - все надежды". (П.А. Флоренский. Столп и утверждение Истины". М., 90, стр. 112-140)
  
   Это связано с тем, что раскрытие тайны Утешителя могло произойти только с наступление Новой Эпохи, Эпохи Святого Духа, которая ожидалась мистиками христианства. И вот эта Эпоха пришла.
  
   И Святой Дух Утешитель пришел и дал нам новое Откровение и "мир его не познал".
  
   Вл. Соловьёв учил, что мы живем во времена апокалиптические, когда происходит решающая битва за освобождение плененной первобытным хаосом Мировой Души, которая должна закончиться преображением неба и земли в Новое Небо и Новую Землю, преображением человека в нового человека. В этом новом мире люди будут жить в трех мирах, восходя без перерыва сознания великой лестницей к свету. Важнейший этап этой борьбы - явление "Жены, облеченной в Солнце", которая собирает новых людей, готовых к преображению своей энергетики в новый тип, отвечающий условиям грядущего нового мира. Явление этого воплощения вечной женственности было обещано Христом в Евангелии от Иоанна, как пришествие Святого Духа Утешителя. Владимиру Соловьеву эта Невеста Агнца явилась в образе Софии. Она была его Учителем, Она готовила его к великой миссии, которая "с каждым днем становилась для него все яснее, определеннее и строже". Этот культурный герой был послан Ею в мир как Ее предтеча, чтобы подготовить мир к Ее Пришествию. И он выполнил свою эволюционную задачу. Насыщенный огнем его духа Серебряный век русской культуры прошел, по словам Бердяева, под знаком вечной женственности, в ожидании и подготовке к эпохе Святого Духа.
  
   Мы знаем, что наследники Вл. Соловьева уничтожили ту часть его рукописей, которая по их мнению могла повредить его репутации "православного философа". Но рукописи не горят. Все же, кое-что осталось. Так рукопись "La Sophia" местами прерывается записями, сделанными под диктовку высшей Сущности. Вот одна из них: "Думай обо мне. Я рожусь в апреле 1878. Софиа". Читающий разумеет.
  
   Вл. Соловьёв дружил с Н.К. Рерихом, они переписывались, встречались, общались. "Помню беседу с Владимиром Соловьёвым у Стасова, когда обсуждалась моя картина "Световитовы кони", а философ приговаривал, теребя свою броду: "Восток! Восток!" Конечно, все помнят его пророческое стихотворение о Кукуноре". "Удивительно, насколько меняются человеческие выражения, сказанные наедине. Например, Куинджи в беседах наедине выявлялся настоящим интуитивным философом. Какие прекрасные строительные идеи он высказывал и видимо бывал очень потревожен, если входило третье лицо. Точно бы что-то отлетало. Впрочем, то же самое замечалось и с Владимиром Соловьёвым. Если что-либо постороннее вторгалось, то вся ценная нить мысли мгновенно пресекалась и он спешил прекратить беседу".
  
   Е.И. Рерих родилась 12 февраля 1879 года. С Н.К. Рерихом они поженились в 1901 году. Вл. Соловьёв ушел летом 1900 года. У нас нет никаких свидетельств того, что в этой жизни он встречался с Е. И. Рерих.
  
   В руках Софии-Премудрости Н.К. Рерих узрел свиток с текстом, озаглавленным крупным изображением Знака Знамени Мира. Три красных круга в красной окружности. Три-в-Одном. Четверица. Этот текст София-Премудрость, победно скачущая на Белом Коне Апокалипсиса держит как Знамя. Знамя Мира - Знамя Новой Эпохи. Эпохи Матери Мира. В письме от 30 июня 1931г. Е.И. Рерих пишет, что Знак Знамени Мира можно понять как "спасительный Круг" Матери Мира.
  
   "Некто поведал мне, - говорит Иоанн (Лествичник, - Г.Я.), - о необычайном и высшем пределе непорочности. "Ведь, - некто говорит, - воззрев на красоту, весьма прославил за неё Творца; и от единого взора погрузился в любовь Божию и в источник слёз; и изумительно было видеть, что ров гибели для другого для иного сверх естества стал венцом". Если всегда таковой, добавляет Лествичник от себя, - в таких чувствованиях усвоил себе такой образ действия, то он воскрес нетленным до общаго воскресения".
  
   Цель подвига, как известно, - достигнуть нетления и обожения плоти через стяжание духа. Это нетление, таким образом, в глазах суровейшего из аскетических писателей является не внутренним обеспложением подвижника, не атараксией и не равнодушием, а, напротив, высшею отзывчивостью на красоту плоти, - способностью умиляться до слёз, плакать от восторга при виде прекрасного женского тела. Мучительный подвиг и окрылённый восторг оказываются антиномично-связанными в вопросе о поле, как и в других вопросах.
  
   "Тем же правилом, - говорит ещё Лествичник, - будем руководствоваться и в отношении напевов и песней. Боголюбцам, ведь, к радости и божественной любви и слезам свойственно возбуждаться и от мирских, и от духовных песнопений; сластолюбивым же - наоборот".
  
   Итак, цель устремлений подвижника - воспринимать всю тварь в её первозданной победной красоте. Дух Святой открывает себя в способности видеть красоту твари. Всегда видеть во всём красоту - это значило бы "воскреснуть до всеобщего воскресения", значило бы предвосхитить последнее Откровение, - Утешителя.
  
   ("Последнее Откровение", - Учение Живой Этики, во главу угла ставящее как раз красоту? - Г.Я.)
  
   Под "некто", о котором повествует Иоанн Лествичник, надо разуметь св. Нона, с 448 г. бывшего епископом в Эдессе и умершего в 471г., - того самого Нона, который основал в Эдессе первый лазарет древнего мира. Женщина, о которой упоминает рассказ была тогда вовсе не какой-нибудь святою; напротив, это была известная на всю Антиохию, где случайно находился Нон, - блудница Пелагея, за роскошь свою прозванная Маргаритою, - Жемчужиною". (П.А. Флоренский. Столп и утверждение Истины". М., 90, стр. 310-311). Что, конечно же, никакого отношения к рассматриваемому нами полотну не имеет.
  
   Н.К. Рерих. "Чаша Христа". 1925 г.

   http://yasko.livejournal.com/49436.html
  
   Изучая жизнь в свете мирового закона побития пророков камнями, можно выявить девять причин, по которым все народы делают это.
  
   1.Первая, главная причина, синтез всех девяти заключается в действии закона жертвы. Мы знаем об Агнце Божьем (у нас Его зовут Христом, а в Индии Вишвакарманом...), о предвечной жертве, положенной в основание мироздания, для того, чтобы возможным стало бытие. Чтобы Космос мог существовать. Чтобы в этом Космосе могли жить, эволюционировать люди. Стремясь стать совершенными как Отец их Небесный. Спаситель в Его космическом аспекте изначально ни на миг не оставляет человека. "Присутствие, Великое Присутствие наполняет природу". Вся полнота жизни дарована нам этой жертвой, человеческая история является продолжающимся Боговоплощением, продолжающимся Самозакланием, обеспечивающим человечеству не только переход к Богочеловечеству, но и само бытие, существование. Бытие в своём несовершенстве, в свое изначальной надтреснутости, в своей двоичности требует жертвенной крови для склейки. Всё в жизни человеческой сводится ко Христу, потому что все изошло от Него. "... вне Христа, без Христа, помимо Христа, не сообразно с Ним, без Его благодатной, т.е. бытийственно укрепляющей... помощи вообще невозможна никакая жизнь, никакое творчество, в сфере ли религиозной, художественной, философской, позитивно-научной, общественной, государственной, семейной, экономической, - вообще какой угодно, какая бы ни открылась еще, - не в том смысле, что плоха, нравственно предосудительна, канонически недолжна жизнь без Христа в какой бы то ни было области, а в том, повторяю, метафизическом смысле, что таковая просто невозможна, что она, поскольку она действительно вне Христа, действительно метафизически несовершенна, бытийственно неполна, а если была бы совсем вне Христа, то просто не была бы. (...) Христос есть истина, путь и жизнь; это не только догмат вероисповедания, но прежде всего закон мироздания. А если так, то ... во-первых... рассыпаются все притязания на автономию в какой бы то ни было сфере жизни и даже природы - без Христа не может быть не только государственности и т.п. но даже химии и геологии; а во-вторых, с такою же стремительностью опровергается всякое искушение, хотя бы и во имя Христово, на духовное насилие, ибо всякая свобода, как духовное самоопределение, от Христа и во Христе, Христос действует не только и не столько, даже совсем не периферически, через внешние заповеди, как то полагают в неразумной поспешности ревнители благочестия, а Своими благодатно бытийственными, так сказать, органическими путями, разумение которых доступно не богословскому схематизму ревнующих о вере, а духовно просветленному, благодатному взору, и посему иной противник Христа может быть в бытии своем гораздо ближе к Нему, нежели рьяный, но не духовный ревнитель Церкви", - пишет Флоренский. (Арх. Бухарев: pro et contra. СПб, 97, стр. 593)
  
   От Христа же - Иерархия Светлых Сил, Иерархия Его учеников, наших Учителей. Культурные герои, подвижники, вожди, законодатели, мыслители, поэты, художники, композиторы, учёные... Они работают с нами по Его плану, они делают Его работу, соответственно, они разделяют с Ним Его судьбу. Их жизнь и деятельность, являясь Боговоплощением, в разной степени и в форме, применительно к их миссии, в ту же меру становится и самозакланием. Является самопожертвованием, инволюцией. Им не нужно быть среди людей, им самим, для их персонального совершенствования эта работа уже не нужна. Она нужна людям, она нужна Логосу, Христу - это часть Его работы по воспитанию человека. Они берут на себя, и они делают свою часть Его работы, разделяя тем Его судьбу и таким образом приближаясь к Нему, ещё полнее раскрывая в себе Его сущность, сущность Отца Небесного. В меру принятой ими на себя эволюционной работы, Логос наделяет их соответствующими Своими полномочиями, мерой Своей власти. Сложное и богатое отдает себя, для того, чтобы простое и бедное питаясь его "плотью и кровью" (жизненной энергией) росло, взрослело, училось, боролось, творило - жило. Постепенно уподобляясь Ему. Другого способа управлять людьми, - реально, положительно, законно властвовать над ними,- кроме как прикармливать их своей плотью и поить их своей кровью (воспитывать,- питать своей жизненной энергией) нет. Законно властвовать над людьми - означает править по космическому закону, а не по человеческому. И это закон самопожертвования. Всякое предприятие, начинание требует Человеческой жертвы в своё основание.
  
   2.Флоренский писал: самое нужное человеку (Слово Божие - Священные Писания всех времён и народов), является и самым доступным для него. Все великие духовные ценности, культурные ценности, потребные человеку для восхождения, даются ему даром - подходи и бери. "И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром". (Откр.22,17) Даром для берущего, но не даром для дающего. Ведь за все в этом мире надо платить. За берущего платит дающий, за ученика платит Учитель. Учитель платит за ученика. Его ученик, сам в своё время став Учителем, будет платить своей плотью и кровью за своих учеников. Этой цепью самопожертвования крепится связь пространств и времён.
  
   3.Плескаясь в море зла, люди всё время умножают его объём своими преступлениями против Истины. Если бы количество яда человеческого не уменьшалось, не только эволюция человеческая на земле остановилась бы, но и сама жизнь на планете давно уже стало бы невозможной. Человечество давно уже захлебнулось бы в своём яде и погибло бы. Но как возможно уменьшать количество яда? Как можно держать его в известных пределах, не давая сгущению его превышать критическую концентрацию? Разумное существо - человек этот яд генерирует, по закону разумное существо - Человек же этот яд должен и поглотить, испить, принять и тем самым уничтожить. Сам Логос и Его ученики испивают яд человеческий. Сознательно принимая чашу подвига, чашу с ядом, произведенным людьми, эти Сыны и Дочери Человеческие уменьшают количество этого яда, давая людям возможность и далее жить на этой планете и далее отравлять её своей злобой. Принятием человеческого яда совершается Искупление человечества.
  
   4.Ещё одной причиной, по которой жизнь великих людей на земле столь ужасна является невольная вина всякого Учителя, открывающего людям истины, которые не могут быть в одинаковой мере вместимы всеми. Всегда находятся "разумные существа", которым Божественные Истины, открываемые человечеству - недоступны. Не вмещая их, они извращают их, вместо блага, творя зло. Таким образом благодать претворяя в яд. За подобное злотолкование, за пагубные последствия извращения провозглашенной части истины кто-то должен заплатить. И опять платит тот, кто открыл эту часть истины людям. Он платит даже за то, что эта истина дошла до ушей того, кому она не предназначалась и ввела его в соблазн, тем принеся вред его совершенствованию, затруднив путь его. Эти затруднения, возникшие не по вине невежды, должны быть устранены с его пути. Это закон справедливости относит на счёт того, кто данную истину открыл невольно и неспособным пока к её вмещению людям. Он платит и по этому счёту. Знал - на что шел, неся людям Свет.
  
   5.Невежество толпы. Неразвитое сознание, низкая энергетика основной массы людей, инерция её, влекущая к кристаллизации в отживших своё формах жизни. Равнодействующая всех человеческих устремлений направлена по нисходящей духовной линии, на внешнее, на утверждение в земном, на укрепление земного своего положения. Что ведёт к безостановочному вращению в колесе дурной бесконечности. В колесе безостановочно и неумолимо порождаемых причин и последствий дел, слов и мыслей, влекущих к дальнейшему огрублению, к дальнейшей инволюции, к распалению зла. Эта инволюция сделала основную массу безотчётным, ползучим врагом истины, врагом света, врагом самой себя, врагом человечества, - соответственно врагом Сынов и Дочерей Человеческих, всемерно старающихся освободить людей от этой вечной казни. "Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят", - сказал Спаситель. "Святая простота!", - сказал, стоящий на костре Ян Гус, увидев старушку, несущую своё поленце, - подложить к его костру.
  
   6.Злобно преследуют Сыновей и Дочерей Света, те, кто в отличие от толпы ведают, что творят. Среди людей есть изверги рода человеческого, сознательно избравшие путь зла, ради зла как такового. "Тление их пища, убийство их ремесло, развращение тела и духа их радость". Эти тёмные силы объединены в своего рода корпорацию, их цель - окончательное закабаление человека в тенетах иллюзии, в путах зла. Подчинение и уничтожение людей.
  
   7.Хаос непроявленного всё время существования вселенной соревнуется с бытием, угрожает проявленному, атакует, испытует его формы. Слепые силы неукротимой стихии бушуют во всех мирах стремясь разрушить всё сотворённое. Эти силы охватывают невоспитанных людей толпы, приходят в мир и через них. Воздействие хаотических сил на неразвитых людей и на людей духовно зрелых различно. Чтобы пояснить это различие Будда говорил о воздействии клочка шерсти упавшего на ладонь человека и попавшего в его же глаз. Люди толпы даже и не замечают, что эманации хаоса, излучаемые ими - попросту убивают.
  
   8.Флоренский сравнивал жизнь человека с горением свечи в бурю. Не то удивительно, что свеча не гаснет под порывами ветра, а то удивительно, что она вообще загорелась. Мы видим, что великие люди, живя среди людей, всё-таки успешно делают своё дело. Им удаётся исполнить свою миссию, поручение, работу, порученную им Логосом. Судьба хранит их. Но почему, ведь всё, что делается на земле должно быть "сделано руками человеческими, ногами человеческими", ни для кого из воплощенных закон не делает поблажек. Дело, видимо вот в чём: убивая великого человека, люди нарушают основной закон эволюции закон укрощения Логосом хаоса, закон победы Света над тьмой, закон высшей справедливости. И вот, чтобы компенсировать это нарушение закона, карма в следующем воплощении великого человека среди людей воздаёт ему за эту жертву, даёт возможность исполнить его миссию, хранит его жизнь. Механизм, позволяющий великим работать среди людей таков: закон берёт у мученика жизнь авансом, чтобы впоследствии, в одном из последующих воплощений, дать ему возможность выжить в невыносимой обстановке, потрудиться, "отработать аванс".
  
   9.Не будем забывать ещё об одной муке, которая сократила жизнь многим великим людям, а некоторых из них свела с ума. Воплощаясь среди людей, великие принимают тела, которые им может предоставить на данном этапе своей эволюции развращенное человечество. И эти физические тела тоже несут в себе следы всех человеческих грехов и пороков, всех человеческих преступлений перед природой в виде разных болезней, распространенных среди людей. А так же в виде последствий этих болезней, ведущих к физическому вырождению человечества, утрате и ослаблению способности физических тел служить орудием труда воплощающегося в них духа. О той невыносимой муке виртуоза, вынужденного всю жизнь играть на копеечной, фальшивящей скрипке, не будем забывать. Как писал Флоренский на эту тему: "Удел величия - страдание, - страдание от внешнего мира и страдание внутреннее, от себя самого. Так было, так есть и так будет. Почему это так - вполне ясно; это отставание по фазе: общество от величия и себя самого от собственного величия, неравный, несоответственный рост, а величие есть отличие от средних характеристик общества и собственной организации, поскольку она принадлежит обществу".
  
   Вот почему островитяне съели Кука.
  
  
   Н.К. Рерих. "Книга Голубиная". 1911 год.

   http://yasko.livejournal.com/50776.html
  
   "В начале ХХ века у Рериха появились картины, сюжеты в которых были таинственны и загадочны. В них иное пространство, где время остановилось и как бы превратилось в вечность. За ними стояла какая-то неведомая и ещё не познанная реальность", - пишет Л.В. Шапошникова. Одна из них "Книга Голубиная" 1911 года: "Давно на Руси ходило сказание о чудесной книге, прочтя которую всё можно узнать. Книга никому не открывалась и открылась лишь царю Давиду Евсеевичу. И всё, что было написано в ней, объявилось ему. Любознательный князь Владимир пошел к Давиду Евсеевичу и попросил:
  
   Прочти, сударь, книгу Божию,
   Объяви сударь, дела Божии;
   Про наше житие свято-русское,
   Про наше житие свету вольного!
   Отчего у нас начался белый вольный свет?
   Отчего у нас солнце красное?
   Отчего у нас млад-светел месяц?
   Отчего у нас звёзды частые?
   Отчего у нас ночи тёмные?
   Отчего у нас зори утрени?
   Отчего у нас ветры буйные?
   Отчего у нас дроблен дождик?
   Отчего у нас ум-разум?
   Отчего наши помыслы?
   Отчего у нас мир-народ?
   Отчего кости крепкие?
   Отчего телеса наши?
   Отчего кровь-руда наша?
  
   Как видим, князь Владимир задал целый ряд сложных научных вопросов, дать ответ на которые Давид Евсеевич уклонился. Но так или иначе, вероятно, всё это содержалось в книге, которая в древности называлась "Глубинная", а затем почему-то стала "Голубиной". Четыре короля с лицами мудрецов склонились над книгой. На королях одежды, расшитые неизвестными знаками. За диковинным городом, в котором собрались короли, видятся горы".
  
   Почему же "Глубинная" книга превратилась в "Голубиную"? Это не обычная для языка инверсия, при которой трудное для понимания подменяется привычным для слуха. Голубь - у русских символ Св. Духа. Так что, имя книги "Глубинная" превратилось в имя "Голубиная" ничего не утратив от своей глубины, но ещё приобретя от высоты и святости Св. Духа.
  
   "Около Духа Святого сгущаются все недоумения, затруднения и муки нашей жизни; а в откровении Его - все надежды", - пишет П.А. Флоренский. Раскрытие тайны Святого Духа Утешителя могло произойти только с наступление Новой Эпохи, Эпохи Святого Духа, которая ожидалась мистиками христианства. И вот эта Эпоха пришла.
  
   "Дух Святой открывает себя в способности видеть красоту... Всегда видеть во всём красоту - это значило бы "воскреснуть до всеобщего воскресения", значило бы предвосхитить последнее Откровение, - Утешителя".
  
   И Святой Дух Утешитель пришел и дал нам новое Откровение, новую редакцию "Книги Голубиной". "И мир Его не познал".
  
   "Во все времена беспрерывно Учение Жизни проливается на землю. Невозможно представить себе земное существование без этой связи с Невидимым миром. Как якорь спасения, как свет ведущий, укрепляет Учение продвижение среди тьмы. Но среди ливня Благодати, как в морских волнах, можно усмотреть ритм с особыми разрешительными нарастаниями, тогда появляются Учения. Так можно уяснить ритм всего мира сего с нарастанием и нырянием, словом начертить эволюцию сущего". На сломе Эпох дано человечеству Новое Учение, Учение Живой Этики. Оно ведет человека в Новый Мир, в мир эволюционного творчества, постижения иных миров, сотрудничества с Иерархией Света. Новое Учение дано через Рерихов, через русских людей. "Не подумайте, что тем самым Учение теряет свое мировое значение. Каждая истина общечеловечна, но каждый период имеет свое задание, и каждый народ имеет свою обязанность.
  
   Немало времени требуется, чтобы сложить кристалл сущности народа. При многолюдии трудно бывает распознать, где показывается истинная природа народа. Неопытному наблюдателю могут показаться поверхностные черты и затемнить сущность. Поэтому Мы так советуем научиться терпению и наблюдательности, чтобы потом не жалеть о легкомысленных суждениях. Люди привыкли судить легкомысленно, они надеются, что никогда не поздно изменить решение. Но изменить решение очень похоже на измену, иначе говоря, на свойство, которое Нам особенно отвратительно. Не может быть легкомыслия там, где обсуждается психология целого народа и значение целой эпохи".
  
   Международный Центр Рерихов является не только главным местом охранения наследия Рерихов. Это земной устой Нового Учения, здесь хранится новая редакция Книги Голубиной, грандиозный манускрипт, исполненный рукою Е.И. Рерих с иллюстрациями кисти Н.К. Рериха и С.Н. Рериха.
  
   Свойство человеческого сознания таково, - перефразируем О.А. Лавренову, - что даже когда некоторые наиболее возвышенные понятия философии жизни столь высоки, что не могут иметь определённых координат в мифопоэтической картине мира, они приобретают пространственные характеристики. Географический объект пространства приобретает свойства метафоры и становится в один ряд с духовным прообразом.
  
   "Наиболее ярким культурно-пространственным образованием представляется "центр мира" как места выхода за пределы времени и соприкосновений с вечностью или с нулевой точкой отсчёта времени - начала мира. "... Символизм городов, церквей, домов <...> связан с идеей некоего "Центра Мироздания". ...опыт, заключенный в символике Центра, видимо сводится к следующему: человек желает расположиться в пространстве "открытом вверх, допускающем сообщение с божественным миром".
  
   В символическом "Центре Мироздания" сознание стремится проникнуть за грань феноменального мира в ноуменальный. И этот переход иногда бывает совершен отнюдь не символически, сознание выходит в иное измерение пространства-времени, происходит инверсия внутреннего, личного, и внешнего пространств - чему, например, способствует "эффект пирамид" в Гизе. Андрей Белый так писал о своём опыте восхождения на пирамиду Хеопса:
  
   "Исчезло подножие пирамиды, я почувствовал себя как на неком астероиде, на небесном теле, а затем вывернулся наизнанку, и весь зодиак, солнце - всё это стало моей собственной кожей. Сам себя обволакивал зодиаком наподобие того, как мякоть персика обволакивает косточку. Был косточкой внутри самого себя - персика, сам на себя смотрел многоочитою звездною сферой. И когда я спустился к подножию пирамиды, я стал совершенно другим человеком". Труды Объединенного Научного Центра проблем космического сознания. Т. 2, М. 2009, Стр. 41.
  
   Неспроста "Глубинная" книга стала "Голубиной". Люди со временем точнее узнают "как что называется". "В суть всякой вещи вникнешь, как только (если только) правильно наречешь её". Придёт время, когда пассажиры планеты Земля будут называть Международный Центр Рерихов просто - "Центр".
  
   Н.К. Рерих. "Матерь Мира". 1924 г.
   МАТЕРЬ МИРА.
   Матерь Мира скрывает Имя Свое. Матерь Мира закрывает Лик Свой.
  
   Матерь общая Владыкам, не символ, но Великое явление Женского Нача­ла, представляющего духовную Матерь Христа и Будды, Та, которая учила и рукоположила Их на подвиг.
  
   С давних пор Матерь посылает на подвиг. По истории человечества Ее Рука проводит неразрывную нить.
  
   При Синае голос Ее звучал. Образ Кали был принимаем, основа Изиды, Истар.
  
   После Атлантиды, когда Люцифер нанес удар культу Духа, Матерь Мира начала новую нить.
  
   После Атлантиды Матерь Мира сокрыла Лик Свой и запретила произно­сить Имя, пока не пробьет час Светил.
   СИЯНИЕ МАТЕРИ МИРА.
   Лиловая аура Матери Мира светит нам. Кто не преклонится? Кто дер­знет на Нее?
  
   Среди сужденных сокровищ хранятся Ее светлые украшения. Учение о Ней горит фиолетовым лотосом.
  
   Пусть боль центров солнечного сплетения будет связана с Ее днями.
  
   Пусть новые кольца змия расплетаются в Ее время. Пусть трубы возду­ха звучат в начало Ее.
  
   Матерь Мира, пустыню пройди, ибо цветы за Тобою. Матерь Мира, на гору взгляни, ибо светятся горы огнем Твоим!
  
   Ушли ненавистные люди, подымаются орды. Новые чудеса, новые носите­ли и рушение стен покрыто гласом:
  
   "Матерь идет!"
  
   "Матерь Будды, Матерь Христа, устреми Сыновей Твоих! Если даже ска­ла падет на меня, буду знать, от Шагов Твоих!"
   Так наполним простран­ство.
  
   ПРИКАЗ.
   И поверх всех словесных приказов звучит Приказ Безмолвный, Всепроникающий, Неотменный, Неделимый, Неотвергаемый, Ослепительный, Щедрый, Неописуемый, Неповторяемый, Неповрежденный, Неизреченный, Безвременный, Неотложный, Зажигающий, явленный в Молнии.
  
   Вот два Приказа - на концах Мира Владыки Христос и Будда. И слово Их, как меч сверкающий, но поверх Их грома явлен Приказ Безмолвный.
  
   Поверх Их Покрывшая Лик Свой, Соткавшая пряжу Дальних Миров Послан­ница Несказанного, Повелительница Неуловимого, Дательница Неповторен­ного!
  
   Твоим Приказом океан замолкает и вихри черты невидимых знаков нано­сят.
  
   И Она, Лик Сокрывшая, встанет на страже Одна в сиянии знаков.
  
   И ни­кто не взойдет на вершину, никто не увидит сияние Додекаэдрона, знака Ее Мощи.
  
   Из спирали Света знак соткала Сама в молчании. Она Водительница идущих на подвиг!
  
   Четыре угла, знак Утверждения, явлен Ею в напутствие решившимся.
   ИГРА МАТЕРИ МИРА.
   Какая великая игра Матери Мира! Она подзывает детей от дальнего по­ля.
  
   "Спешите, дети, хочу научить вас. У Меня приготовлены для вас зор­кие глаза и открытые уши. Присядьте на Мое покрывало, будем учиться летать!"
   ОГНЕННЫЙ ЩИТ.
   Указала Матерь Мира: "Соберитесь, ветры, соберитесь, снега, не яв­ляйтесь, птицы, и не подходите, звери.
  
   Не утвердится нога человеческая на Моей Вершине. Не утвердится ос­нова дерзания темного.
  
   Не удержится свет месяца, но луч солнца достигнет Вершину.
   Сохрани, солнце, Вершину Мою, ибо где встану на страже?
   Никогда не взойдет зверь и не удержится сила человеческая".
   Сама Матерь Сущего с огненным щитом станет на страже.
   Что блестит на Вершине? Чему вихри сложили венец сияющий?
   Она, Великая Матерь, одна поднялась на Вершину.
   И никто не взойдет за Нею.
   ПЛАМЕННЫЙ ПЛАТ.
   На самой высокой горе сияет Матерь Мира.
   Она тьму поразить вышла.
   Почему упадают враги и куда с отчаянием обращают глаза?
   Она одела пламенный плат и окружилась стеною огня.
   Она наша крепость и устремление!
  

Н.К. Рерих. "Нагарджуна - победитель Змия". 1925. "Озеро Нагов". 1924.

   http://yasko.livejournal.com/51238.html

   "Нагарджуна (санскр. "Победитель Нага", кон. II - нач. III в.?) - величайший мыслитель в истории человечества, индийский философ, которого считают основоположником мадхамьики ("срединного пути"), одного из направлений махаяны, основной школы буддизма. (школы для продвинутых, школы для монахов, - Г.Я.). Этот реформатор буддизма, оставивший огромное наследие (сохранилось 200 приписываемых ему трудов - от комментариев на буддийские сутры до руководств по алхимии, врачеванию, металлургии и т.д.), был широко известен не только в индии, но и в Китае, и Тибете.
  
   По преданию, особые знания он получил от царя Нагов (змеедраконов народной мифологии) Нагарджи; ибо считается, что сутры, которые Будда проповедовал при жизни были поняты только Бодхисаттвами, богами и нагами, и именно наги сохранили их тексты в своих подводных дворцах. Этот таинственный момент передачи знания и изображен на картине.
  
   "Сильные духом отдельные учителя искренне пытались снова явить прекрасный лик Учения... - писал Н.К. Рерих в своём экспедиционном дневнике. - Смелый Нагарджуна, почерпавший на озере Юмцзо (озере Нагов) мудрость из бесед с Нагом - "змеиным царём"... и многие другие, одинокие, понимающие эволюцию, очищали пыль условности с заветов Будды". Е.П. Маточкин, И.И. Нейч.
  
   "Мифические наги, фараоны Египта, легендарный Фу-Си и немало других несли на себе символ мудрости - змея, или, точнее, раздутый капюшон кобры, иногда с несколькими головами. В этом символе сливаются два понятия: мудрость и посвящение. Впрочем, их всегда считали синонимами. "Урей (змей,- Л.Ш.) - священный символ, - пишет Е.И. Рерих, - изображающий голову кобры, носимый на головном уборе посвященными и фараонами Египта, также украшающий богов Индии. Так, урей есть символ Посвящения и скрытой мудрости. Змий всегда был символом мудрости, и древние мудрецы Индии назывались нагами. Урей так же означает космический Огонь". Существуют выражения "мудрость змеи", "мудрый как змей" и другие подобные определения. Некоторые понимают буквально: змей мудр. Но никто эту мудрость у змеи не проверял. Это символ связан не со змеёй-нагом непосредственно, а имеет отношение к совершенствованию человека, как такового, и изменению его энергетики. Изменение же энергетики происходит в результате расширения сознания. Спираль потенциального сознания в индийской философии называется кундалини. В процессе совершенствования эта спираль, похожая на змею, постепенно поднимается и достигает определённых энергетических центров. В случае посвящения или расширения сознания она достигает высшего энергетического центра человека и образно поднимается над его головой, свидетельствуя о достижении состояния мудрости человеком, проходившим стадии совершенствования или посвящения. Символический капюшон кобры или нага свидетельствует о том, что человек достиг высшей мудрости в познании и овладел тайными знаниями, доступными только ему. Мудрость, как главный путь познания, есть самая суть Духовной революции. Путь этот долгий и трудный. Мудрость открывает себя постепенно, соответствуя уровню сознания и способности вмещения самого человека. В I тысячелетии до н.э. определённая волна мудрости пошла через её вестников - мудрецов (в т.ч. и через Нагарджуну, - Г.Я.), расширив познавательные возможности человечества. В ХХ веке этот процесс значительно расширился и проблема перехода от привычных способов познания к мудрости приобрела небывалую остроту. Накопленные знания требовали нового подхода к их объяснению и созданию новой системы познания, основой которой является именно мудрость. Авторы Живой Этики сформулировали кратно этот сложный процесс - "Разбудить Спящую Мудрость". Мудрец достигает расширенного космического сознания, которое становится источником Истинного и Реального Знания. (...)
  
   "Поверх воли, основанной на житейском опыте, - отмечает Живая Этика, - выявляется иная глубокая мудрость, таившаяся в глубинах сознания. Если человек соприкасается высшим Миром, то касание это совершается не в области напряжения воли, но именно путём глубины сознания, где сгущается чистая всеначальная энергия (...) Мыслитель упоминал о двух сущностях в человеке - разуме и мудрости". Л.В. Шапошникова. Вселенная Мастера. М., 2005, стр.825-826.
  
   Искатель Будды.
   "Один чистый человек хотел увидеть Будду, удерживая свое внимание на самых разнообразных предметах. Руки его не хватали мудрые образы, и глаза его не пронзали предметы почитания - явление не приходило.
  
   Наконец, преклонившись в молитве, искатель почуял, как на лоб ему спустилась нить паутины. Он отбросил ее, и раздался четкий голос: "За­чем прогоняешь руку Мою? Луч Мой следовал за тобою, позволь обнять те­бя".
  
   Тогда задрожал в человеке солнечный змей, и нашел он отброшенную нить. И в руках его она обратилась в сорок жемчужин, и каждая носила Лик Будды. Посреди был Камень и на нем надпись: "Отвага, отчаяние, от­рада". Последователь Будды получил отраду, ибо знал пути к ней".
  
   В первой трети ХХ веке, пройдя под руководством Великого Учителя небывалый ещё на планете Земля Огненный Опыт, Е.И. Рерих впервые за всё время существования этой планеты добавила в ноосферу Земли незнакомые здесь некоторые высшие энергии. Новый вид Живого Огня. Что радикально изменило условия планеты. Теперь для открытия в себе известного уровня высот и глубин мудрости, не обязательно ехать в Индию или Тибет. Теперь, благодаря её подвигу, это стало возможным в любой точке Земли. Тем более что сейчас на Земле воплощается много людей нового энергетического типа, носителей нового, космического типа сознания и новой энергетики. Т.н. "детей индиго". От них можно получить энергетический инициирующий импульс, эту закваску, как назвал её Христос, чтобы процесс пробуждения твоей спящей в тебе мудрости пошёл. Для этого, конечно, нужно иметь этот спящий в центре "Чаша" опыт прошлых жизней, ждущий только толчка, чтобы пробудиться, проявиться, охватить твоё сознание, - преобразить тебя.
   "Поступая таким образом, они считали, что подражают Будде, который во время знаменитой проповеди на Горе Коршунов взял цветок и предложил его собравшимся слушателям. Наставник У-мэнь восхваляет это событие, которое в Дзен считается началом передачи высшей истины "вне письменных знаков и слов" в следующем стихотворении:
  
   Пока он поднимает цветок,
   Появляется змей.
   Лицо Кашьяпы расплывается в улыбке,
   И ни на земле, ни на небе никто не знает, что делать".
  
   Н.К. Рерих. "Короны". 1914.
  
   Л.В. Шапошникова пишет: "Перед Первой мировой войной Николай Константинович написал целую серию загадочных картин, понять которые удалось только тогда, когда предвещаемое в них событие уже стало реальностью. Картины были написаны между 1911 и 1914 годами...
  
   Особое внимание привлекла картина "Короны". Три короля стоят на земле. Над ними в небе возникают три облачные короны, улетающие куда-то вдаль. Смысл картины станет ясным несколько лет спустя, когда революция сметёт три монархии: Романовых, Гогенцоллернов, Габсбургов".
  
  
   Н.К. Рерих. "Величайшая и Святейшая Тангла". 1929 г. "Тангла. Песнь о Шамбале". 1943 г.
   Картина Н.К.Рериха "Величайшая и Святейшая Тангла" (1929 г.) создана через несколько лет после окончания знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. "Весь горный хребет Тангла был ясно виден, и его белые искрящиеся контуры поднимались высоко над хаосом горной страны, которая простиралась вокруг него, - пишет Ю.Н.Рерих в книге "По тропам Срединной Азии". - <...> Перевал Тангла считается местом пребывания тридцати трех богов или небесных жителей, и наши монголы и тибетцы сообщили, что было хорошей приметой пересечь перевал в исключительно погожий день".
   ...Причудливый изгиб реки, похожий на древний иероглиф неведомого языка. Река уходит к белоснежным горам, острые пики которых устремлены в синюю бесконечность. И где-то там, скрытая этими снежными вершинами, лежит Заповедная Страна, называемая Шамбалой, - единственное место на Земле, где, согласно легендам, мир небесный пересекается с миром земным, где хранится древнее Знание и обитают могущественные люди, похожие на Богов.
   Пронзительная, звенящая чистота разлита в пространстве картины "Величайшая и Святейшая Тангла". Из глубин веков звучит в ней "зов великой правды", она обращает нас к тем вдохновенным истокам, к тем сокровенным знаниям, которые Азия бережно хранит у своего сердца... http://www.icr.su/rus/news/icr/tangla.php
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"