Яворская Елена Валерьевна : другие произведения.

Про танки и танкистов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Размышления о двух проризведениях моих друзей по сайту "В вихре времен". Адреса произведений: http://mahrov.4bb.ru/viewtopic.php?id=5575 (автор Александр Кулькин, произведение "Из имперских архивов") и http://mahrov.4bb.ru/viewtopic.php?id=7190 (автор Александр Прибылов, произведение "Ушастые танкисты")

  Сразу оговорюсь: это не рецензии в привычном понимании слова. Ибо если произведение мне по-настоящему нравится, у меня не возникает ни малейшего желания разбирать его на составные части и уж тем более - нудеть о изобразительно-выразительных средствах и т.п. Приведу не совсем эстетичное сравнение: это примерно то же самое, что восторгаться кастрюлями и поварешками вместо того, чтобы поглощать вкуснейшие деликатесы.
   Одним словом, я просто делюсь читательскими впечатлениями, как делилась бы в обычном непринужденном разговоре. Личными в полной мере, ибо выступаю не как рецензент, который, до известной степени претендуя на объективность и широту охвата, должен строить предположения, как книга будет воспринята и истолкована теми или иными читателями; я же - только один из них, я говорю о собственных ассоциациях, о том, что затронуло лично меня и почему. На этот раз я уйду еще дальше от рецензии в привычном ее понимании. Потому что буду говорить о двух очень разных произведениях двух очень разных авторов, причем одно из этих произведений - миниатюра, по большому счету реалистическая (далее поясню, почему даю именно такое определение), а второе - пишущийся роман, который, исходя из имеющегося к настоящему моменту текста, можно уверенно причислить к фэнтези, но без конкретизации; вполне допускаю, что впоследствии он займет нишу на стыке фэнтези и альтернативной истории, а может... одним словом, его жанровую принадлежность только предстоит определить.
   На этом вступление позвольте закончить, без долгих слов перехожу к сути.
   С давних пор пребываю в уверенности, что одна из самых красивых вещей, созданных людьми, - это "тридцатьчетверка". На полном серьезе говорю. Ну вот какая-то спокойная уверенность на меня нисходит даже при просмотре исторических фото, а уж если дотронуться до брони... Не пытаюсь докапываться до первопричин. Может, дело в том, что дошколенком я гуляла в сквере Танкистов. Может, в том, что в подростковые годы с увлечением смотрела "Четырех танкистов и собаку". Не знаю. Но любое произведение о танках и танкистах сразу вызывает у меня повышенный интерес. А уж если совпадает с моим внутренним убеждением - то это уже любовь.
   Что и приключилось, когда я прочла миниатюру, коей открывается цикл "Из имперских архивов" коллеги Старого Империалиста. И не раз возвращалась к ней, открывая все новые и новые грани совсем короткого текста. Расхожее утверждение о том, что вещь имеет свою судьбу, вообще не вполне удачно, ибо слишком велик риск истолковать судьбу как некий набор внешних событий; и уж тем более не стоит пробовать определить идею данного произведения с помощью этой невнятной фразы. Моя формулировка будет куда многословнее, но, надеюсь, и куда точнее. Тут судьба предстает не цепочкой дней, в звенья которой неравномерно вплавлены события, и не черным фатумом, хотя финал, безусловно, драматичен; нет, судьба - это несовпадение ожиданий и действительности. Несовпадение, которое трагичнее любой сугубо внешней трагедии.
  Судьба очеловеченного танка... Для кого-то мое утверждение может прозвучать наивно, но объект, за которым даже на лингвистическом уровне закрепляется неодушевленность (чтобы убедиться в разнице, достаточно сопоставить окончания винительного падежа у существительных одушевленных и неодушевленных), не может считаться неодушевленным если в полной мере причастен к жизни людей... более того, остается с ними - и это не патетика ради патетики - и по ту сторону земного бытия.
  Монолог танка - новенького (так и тянет сказать - молоденького), в полной мере осознающего себя и одним из многих, и индивидуальностью... И как тут не сравнить-не сопоставить его с мальчишками, которые, едва получив лейтенантские погоны, погибали в первом же своем бою? Погибали с такой же верой в свое бессмертие, с таким же чувством ответственности за тех, чьи судьбы поручены им.
  Монолог построен на удивительных, стремительных, как развитие боя, переходах от трогательной бравады (вот не сочетаются эти слова, не сочетаются, но как сути-то соответствую!) - я самый лучший и мои товарищи самые лучшие - и азарта к героическому упорству и самопожертвованию... и вряд ли кому-то из читателей (о человекоподобных с ампутированной совестью я не говорю) придет в голову назвать это самопожертвование бесполезным.
  Автор убедительнейшим образом доказал, что короткое произведение может быть очень глубоким, многослойным. И при этом не утрачивать лаконичности. Стиль рассказа об одной "тридцатьчетверке" - не могу удержаться от аналогии - "тридцатьчетверку" и напоминает: ничего избыточного, строго и красиво, завершенно - в лучшем смысле слова.
   А глубина и выразительность реализуются, прежде всего, на уровне композиции. Круг, кольцо - символ завершенности, спираль - символ развития. Внутренняя (психологическая, эмоциональная) логика событий закольцована: очеловеченный танк чувствует свою причастность к судьбе экипажа, человек во сне отождествляет себя с танком, становится причастен к его судьбе. Движение от прошлого к будущему, от реальных событий к мистической (опять же в лучшем, самом лучшем смысле слова!) связи - спираль. Грандиозно, что еще могу сказать.
   К этой миниатюре, повторюсь, я возвращалась не раз. А сейчас с сопереживанием слежу, как создается... нет, созидается, вселенные - созидаются!.. очень немирный мир коллеги Прибылова, мир Ушастых танкистов. Мы пока видим только крошечный кусочек этого мира, но, осмелюсь утверждать, фрагмент в данном случае наверняка дает представление о целом; мир получается зримый, ощутимый. Альтернативная реальность. Вот и совпало в восприятии, легло на душу: уверенный в себе и своем лучшем из лучших экипаже новенький танк - и юная, только что из училища, внешне очень уверенная в себе Вешка. Внешне. С первых же фраз виден внутренний конфликт, болезненно настойчивая потребность стать... да-да, именно лучшей из лучших. Драматическая сила этого конфликта подчеркивается, оттеняется тем, что экипаж уже в полной мере оценил ее (заодно и я, читательница, прониклась к ней искренней симпатией), да и экипаж этот - не абы кто, народ бывалый, мыслящий и действующий вполне самостоятельно. А вот и обстоятельство, которое способно выпустить внутренний конфликт (пусть не таким, каков он есть, пусть в модифицированном виде) вовне: Вешка пока знает только один способ управления людьми - тот, что предписан Уставом. За пределами Устава все пугающе-неопределенное, а ей пока и без того хватает новизны. Новизны на фоне воспоминаний, снов, рефлексий очень-очень юного (и душой тоже, а как же?) существа. И стоит ли удивляться, что я весьма нетерпеливо жду, как обстоятельства и внутренняя логика характера будут менять Вешку, хотя обычно не склонна к истерическим выкрикам: "Аффтар, даешь проду!" И, тем паче, не считаю, что лучший вариант финала - хэппи-энд. А тут вот просит душа, чтобы у Вешки все сложилось хорошо. Хотя бы по самому что ни на есть скромному БОЛЬШОМУ счету.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"