Языков Олег Викторович : другие произведения.

Часть 3. Главы 13-14 от 25.11

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 8.75*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Думаю, что третья часть - "Истребитель истребителей" - закончилась. Теперь на очереди часть четвертая - воздушные бои над Курской дугой.


Глава 13.

   ...И началась каторга! Ну, вообще-то, рисуюсь я... выделываюсь несколько. Тяжело было - это да! Но не каторга, конечно, - не может любимое дело быть каторгой. Началась трудная, но интересная боевая работа.
   После того, как я поговорил с пилотами и потихонечку поставил им информпакеты по "третьяку", мне стало более-менее понятно, кто есть who в нашей особой авиагруппе. Хороших ребят подобрали нам в Штабе ВВС, боевых, опытных. У всех были сбитые, кое-кто и сам был сбит в бою. Да это я не в укор, наоборот, я считаю, что когда тебе по носу дадут и юшку пустят - это здорово мозги прочищает и адреналинчику в кровь добавляет. До звона в ушах! Опыт это дает, здоровой осторожности прибавляет и боевой злости.
   Особо я в мозги ребятам не лез - и времени на это недостаточно было, и не люблю я это мозголомство, да и необходимости нет... Так, попытался определить лидеров в группе. У мужиков ведь как? Как двое соберутся - так иерархическая лестница и начинает строиться... А без этого никак! Ведь главное дело мужчины - это бой, война, в крайнем случае - охота, которую тоже можно рассматривать как вариацию боя... А там, в бою, требуется четкая структура в группе ли, в подразделении ли. Властная вертикаль и единоначалие. Право одного командовать и посылать людей на смерть. Вот такие лидеры, пусть сейчас и скрытые, мне и были нужны. Тут ошибаться нельзя, слишком высока цена ошибки...
   Когда я закончил собеседование со своей группой, я пригласил к дальнейшему разговору отобранную тройку летчиков, а остальных отпустил к самолетам.
   -Ну, что, товарищи? Давайте познакомимся поближе... Сначала о себе... Как вы, наверное, краем уха уже слышали - Туровцев Виктор Михайлович... Что капитан - сами видите. Начинал воевать на Калининском фронте, потом - Сталинград. Там, в сентябре, первый сбитый... Тогда же, в первом, считай, бою, сбили и меня. Ранение, госпиталь, само собой... Крови литра два потерял. Но появилась злость, азарт появился. Потом пошло-поехало. Бои, победы. В общем - к январю 43-го у меня уже десять сбитых было, поставили меня комэском. Потом наш полк перебросили на Южный фронт. Там дрались над станицей Крымской... Слышали, наверное? Ага! Там, на Кубани, еще семь сбитых, и вот - буквально позавчера, что ли, - еще одного месса в командировке встретил.
   -Да, а в свое время у меня хватило наглости написать главному конструктору генерал-майору Яковлеву письмо о создании для нас, фронтовых летчиков, истребителя для завоевания господства в воздухе... - летчики оживленно завозились и стали переглядываться, - да-да! Именно так! Мечталось о такой машине, которая даст даже средне подготовленному летчику возможность на равных драться с фашистами. Надоело провожать глазами мессера, когда они от нас на высоту или в пике уходят... А товарищ Яковлев и так, без моего напоминания, этот истребитель уже проектировать начал. Ну, - и меня к нему, значит, на помощь направили... Не то в испытатели, не то в советчики. Так я тут, в ОКБ, и появился. Кое-что нам удалось - и вот, вы его видите! Наш "Як-3", "третьяк", как мы его тут между собой зовем. Поверьте - это будет лучший истребитель всей войны. Лучший в мире истребитель! Прошу любить и жаловать! А также - прошу осваивать и овладевать! Чтобы завтра-послезавтра лететь на нем в бой! Все ясно, товарищи? Вот так-то...
   Теперь давайте о вас. Ну кто самый смелый? Начинайте.
   Ребята переглянулись, и самый смелый начал. Храбрецом оказался старший лейтенант Кузьмичев. Так, воевать начал с августа 42-го... боевых вылетов... сбитых - шесть! Это хорошо. Командир звена - это отлично! Вот командирам звена мы тебя и назначим.
   Второй - старший лейтенант Невский. Ого! Не Александр? Нет - Федор. Тоже ничего - у Феди, между прочим, на груди два ордена...
   Третий - капитан Извольский, Кирилл. Из дворян, что ли? Кто отец? Точно - из дворянской офицерской семьи. Отец, еще в Гражданскую, твердо встал на сторону большевиков. Сын ни о чем другом, кроме как о военной карьере, и не мечтал. А тут еще и авиация! Наш человек! Пять сбитых, два ордена. Точно - наш! Пойдешь на первое звено. Правда, надо еще с командиром, подполковником Степановым, посоветоваться и доложить ему свои предложения. Хотя, я думаю, что он будет доверять своему заму по боевой...
   В общем, поговорили, познакомились... Попросил их присматриваться к летчикам, поговорить с ними, выяснить - у кого к чему душа лежит, кто что предпочитает? На каких высотах вел бои? Как стреляет? Есть ли "фирменные" приемчики? И какие?
   Отпустил ребят, поручив капитану Извольскому, до создания штаба авиагруппы, подготовить таблицу плановых полетов на неделю. И понеслось-поехало...
   А с подполковником Степановым удалось познакомиться прямо на следующий день. Произошло это так...
   Я на спарке-"семерке" проводил вылеты с летчиками группы, чтобы посмотреть уровень их пилотажа и мастерства. В целом - все было весьма неплохо. Мой Вася крутился на старте. Вдруг он передал, что прибыл командир группы и ищет меня. Ну, что делать? Приказал летчику идти на посадку...
   На земле передал своих опытному летчику-испытателю из Конторы, он их еще погоняет по особенностям третьяка, а сам, скинул парашют, и как был - в комбинезоне и в шлемофоне, порысил в помещение, отведенное на аэродроме для нашей группы.
   -Товарищ подполковник...
   -Не надо рапорта, капитан! Давайте знакомиться - Степанов, Иван Артемович!
   -Туровцев, Виктор Михайлович!
   Крепкое рукопожатие, глаза в глаза. На лице и на руке - ожоги. А взгляд ничего - твердый, волевой... И ум недюжинный проглядывает... Думаю - сработаемся!
   -Ну, Виктор Михайлович, что тут вами уже сделано?
   Однако! Резко подполковник салазки загибает! Я же только вчера прибыл и познакомился с людьми. Но - что делать! Сам же ведь талдычил, что времени абсолютно нет.
   Я кратко проинформировал командира о сделанном, подобранных кандидатах на командные должности, предполагаемой разбивке летчиков по звеньям, наметкам по программе обучения...
   Подполковник Степанов слушал молча, что-то помечая у себя в большом, потрепанном блокноте.
   -Хорошо... Что еще нужно, Виктор Михайлович?
   -Товарищ подпол...
   -Виктор Михайлович, мы же договорились... Сейчас у нас деловой разговор, важный разговор - что же мы козырять и щелкать каблуками-то все время будем? Дойдет еще дело до официоза, дойдет! Так что нужно?
   -Нужно формировать свои службы, Иван Артемович! Штаб нужен, инженерная служба, вооруженцы, снабженцы, связисты. Не могу я летчиков на решение всех этих вопросов отвлекать. Яковлевское ОКБ, конечно, помогает, но - не их это дело, и не смогут они в полной мере заменить всех нужных нам специалистов. И нужно нам отсюда, из Конторы, уходить. Уходить на свой аэродром. Сейчас - только полеты, пилотаж, слетанность, стрельба. Все остальное - пока побоку, не до него... Может, подсесть нам к какому-нибудь полку ПВО Москвы, а? Сейчас не 41-й, угрозы воздушного нападения на Москву, считай, что и нет. Так - один разведчик в неделю пролетит, а пэвэошники за ним полками гоняются... А так, если бы Штаб ВВС дал команду нам помочь, пока мы мясом не обрастем, мы могли бы сосредоточиться на главном - на боевой подготовке. Так я мыслю.
   -Правильно мыслите... И я так думаю, и уже кое-что нащупал, кое-что подготовил. Думаю - через пару дней снимемся мы отсюда и перелетим в Подмосковье, на один тихий и спокойный аэродром. Настолько тихий, что принято решение полк, который там стоял, расформировать. Вот мы его службами и воспользуемся. Я сегодня туда выезжаю. Послезавтра прилечу на истребителе за вами - будьте готовы к перелету!
   -Есть быть готовым к перелету, товарищ подполковник!
   Степанов покосился на меня, но ничего не сказал. Потом перебрал поданные мной документы по штатам и сказал: "Что наметили - то и делайте! Уверен, что вы не ошиблись. Оформите приказом - как вернусь, так и подпишу. На новый аэродром сядем авиагруппой "Молния", а не стаей грачей! Ну, до встречи!"

***

   На день перелета было назначено много дел. Во-первых - митинг. Не смейтесь, митинг - дело хорошее. Если он к месту, и если ими не злоупотреблять по каждому мелкому поводу. Да и люди здесь к такой форме работы с массами привыкли. Потом - киносъемка. То ли Яковлев, то ли еще кто, не знаю, пробили приезд на аэродром группы кинодокументалистов. Дело нужное, я думаю. Страна должна знать своих героев! Нет, серьезно! Вылет с фирмы Яковлева группы новых истребителей на фронтовые испытания - это, братцы мои, определенный и весьма значимый рубеж. Или этап. А может - и старт. Чему-то.
   Вот только, как тут быть с секретностью? Ну, это дело тех инстанций, которые и принимали решение о киносъемке, не так ли? Может, они этот сюжет только в сентябре в выпуск "Союзкиножурнала" поставят? Когда немцы и так уже отлично о нас знать будут. По рубцам на своей шкуре. Я надеюсь...
   Значит, подведем итоги... Митинг, съемка, оркестр, напутственное слово, ответ от нас... Какая-нибудь клятва? А зачем, у нас есть присяга. Обязательство? У нас одно обязательство - бить смертным боем фашистов, пока они не кончатся... А если сказать, что перечислим оклады и премии за сбитых на создание именного самолета для лучшего бойца группы? А может, не группы, а фронта? Это надо обдумать, посоветоваться. Вот, кстати, у нас и замполит появился. Да еще и летающий! Это совсем хорошо. А то я не очень понимаю тех политработников, которые пламенно призывают летчиков бить фашистов, не щадя своей жизни, а сами же не вылезают с аэродрома, километрах в 20-30 от линии фронта. У штурмовиков правильно сделали - все политработники полкового и эскадрильного уровня ежемесячно летают на боевые задания стрелками. Это здорово оживляет политическую работу, уж поверьте! И дерьмо на этих должностях не держится, враз улетает, как пыль из-под винта! В общем, поручил я замполиту обдумать этот вопрос и порешать с кем надо детали. Если идею примут, в общем и целом.
   Командирам звеньев, естественно, задача - должным образом использовать зубной порошок, гуталин, и чистящую пасту. Что бы летчики в строю сверкали и горели блеском орденов, медных пуговиц и пряжек, сияли черным великолепием сапог. Так, вот... И сам попал под очарование этого армейского военно-полевого сумасшествия и показухи... Скоро прикажу траву красить зеленкой и небо синькой из пульверизаторов обрызгивать! Позор приспособленцу и очковтирателю Туровцеву! Нет, не так! Да здравствует попаданец Тур, стойко сопротивляющийся тяге к очковтирательству. А блестящий внешний вид - так это требование Устава, ребятушки... Устав читать надо! Как там нам в армии старшина говорил? "О, воин, службою живущий! Читай Устав на сон грядущий. И утром, ото сна восстав, читай усиленно Устав!"
   ...А тем временем - часы свое оттикали, время прошло, и наступил день отлета. День, когда наша группа станет настоящей, самостоятельной боевой частью.
   День был отличный - теплый, солнечный. Мягкий ветерок развевал флаги, установленные на флагштоках аэродрома и на ангарах еще к Первомаю, и, как всегда, еще не снятые... До октябрьских праздников висеть будут, не иначе... А то я не знаю...
   Вместо трибуны к рулежке подогнали грузовик, наскоро декорировали его красным материалом. В кузове радиотехники Конторы установили микрофон, сзади к грузовику поставили ящики, чтобы начальство могло бы вскарабкаться. Рядом с грузовиком тихо вздыхал басом геликон и мягко стучал большой барабан. Это разогревался оркестр. Для киношников немного сбоку поставили еще один грузовик. С него, как с площадки, они будут снимать и трибуну, и участников митинга, и стоящие чуть сбоку истребители. Я им посоветовал взять у аэродромных пожарку с лестницей, и посадить оператора на самый верх. Киношники посмотрели на меня прозрачными глазами, пожевали губами, но на верхотуру не полезли. У-у-у, приземленный народ! А вот вторую мою идею - оператору взлететь пораньше на спарке и отснять общие планы с нашей группой в воздухе, они приняли с восторгом и тут же договорились об этом с местным аэродромным начальством.
   В девять тридцать над аэродромом появился истребитель подполковника Степанова. Он зарулил на площадку, поставил свой истребитель в строй третьяков, и, надев фуражку, нашел меня взглядом.
   -Ну, Виктор Михайлович! Во-первых, здравствуй! Во-вторых, поздравляю тебя с этим праздничным для нас днем! А в третьих... показывай, что вы тут натворили?
   Я повел его к линейке истребителей. Эх, хорошо-то как! Просто здорово! Новенькие, сияющие лаком, в непривычно-красивой серо-голубой камуфляжной окраске "кубиками", с молниями, продуманными и нарисованными Толей Рощиным, "Яки" смотрелись великолепно!
   -Да-а, красота! Впечатляет, надо сказать... Красивый получился самолет, удачный. Эх, жаль-то как, что я за всей этой суетой еще на нем не слетал!
   -Ничего, Иван Артемович! Вот перелетим на новый аэродром, там и слетаете, какие ваши годы.
   -Это верно... - подполковник ласково похлопал "Як" по капоту, - красавец, право слово! А мой который?
   -А ваш - еще на заводе... Как и мой, впрочем.
   -А почему, Виктор Михайлович? - заинтересовался подполковник Степанов.
   -Ну - ваш-то понятно. Вам пока не до него было, стало быть, вы и получите самолет в числе последних, когда будете готовы летать. - Подполковник крякнул, но ничего не сказал.
   -А мой... Тут такое дело, Иван Артемович. Разговор у меня был с генералом Яковлевым... Насчет вооружения третьяков. Определяли чего и сколько... А тут оказалось, что одно КБ, забыл я его номер, Нудельман там еще конструктором... В общем - у них на выходе 23 мм авиапушка оказалась. Чуть ли ни в два раза легче, чем ВЯ, и отдача у нее снижена. А то ВЯ нам уже крепление на двух моторах поломала - срывает отдачей напрочь! Как будто не металл, а картон какой!
   -Ну-ну, - заинтересовался Степанов.
   -Ну, я и обрадовался - уж больно я покрупнее калибр хочу, мало мне 20 мм, а 37 - наоборот, чересчур для меня много. Вот я и жду - когда эти пушки в ОКБ подвезут. Поставят их на оставшиеся четыре истребителя - тогда уж я себе и выберу один из них.
   -Вот как! Ну, вам виднее, Виктор Михайлович! Однако, пойдемте-ка к летчикам, а то они волнуются уже, что это начальство тут в одиночку обсуждает? Давайте, Виктор Михайлович, командуйте, а я отстану немного...
   -Группа, равняйсь! Смирно!
   Я отдал рапорт, подполковник его принял и обернулся к летчикам в строю.
   -Здравствуйте, товарищи!
   -Здав... жел... тащ... полк!
   -Вольно-о... Эк, какими вы франтами стоите, товарищи красвоенлеты! Любо-дорого посмотреть! Все девки ваши будут!
   -Так уже, тащ подполковник, вон, обратите внимание на девчонок в первом ряду - у многих глаза-то заплаканные...
   -Ну, рысаки, ничего не скажешь... Слабо ты их гонял, Виктор Михалыч, если они у тебя еще на девчонок глядеть могли, слабо!
   -Нормально, товарищ подполковник, я им немножко сил для сегодняшнего перелета оставил. А там, на новом месте, я у них всю оставшуюся кровь-то и выпью! - я обратил к строю свою фирменную улыбку а ля граф Дракула. Раздался задушенный стон.
   -Ладно, циркачи! Отставить представление! Вон - начальство пожаловало.
   -Смир-р-р-но, равнение - на...
   Митинг покатился по наезженной колее. Яковлев, в парадном генеральском мундире, сиял, как жених на деревенской свадьбе. Около него, с постоянной улыбкой на губах, стоял Синельщиков. На грузовик вскарабкались какие-то незнакомые военно-воздушные генералы.
   Дирижер взмахнул рукой - четко и слаженно ударил "Авиационный марш".
   "Все выше, выше и выше
   Стремим мы полет наших птиц..."
   Застрекотала кинокамера.
   -Дорогие товарищи! Разрешите митинг, посвященный началу войсковых испытаний изделия И-30, считать открытым! Ура, товарищи!
   Мы радостно заорали "Ура!!!"
   Маленькое облачко, на минуту скрывшее солнце, уплыло по своим делам, и всю стоянку вновь залило солнечным светом. Самоварным золотом зажглись трубы оркестра. Хлопнули на ветру стяги. Митинг набирал обороты...
  

Глава 14.

   Аэродром, на который мы перелетели, мне понравился. Был он километрах в сорока от Москвы, но рядом с хорошей шоссейной дорогой в столицу. Недалеко была и железная дорога, так что со снабжением и переброской необходимых грузов вроде бы проблем не будет.
   Место было тихое и красивое. Рядом - лес, луга и речка. Воздух - м-м-м! - лесной, земляничный!
   Летный состав полка ПВО Москвы уже улетел на своих машинах, большей частью откочевали и наземные службы. В наше распоряжение был оставлен необходимый и разумный минимум наземного обслуживающего персонала.
   Кроме того, на следующий день, транспортным самолетом на аэродром были доставлены шестеро техников, один оружейник, один специалист по винтам изменяемого шага, один радиомастер. Это Яковлев поделился. Ведь те техники, которые остались от полка ПВО, наших машин не знали. Их надо было учить и учить. А пока - хоть на подхвате будут. Все конторским полегче. А они, конторские, будут с нами весь период войсковых испытаний. Самолет доставил так же несколько авиационных моторов, наиболее расхожие запчасти. Потом, железной дорогой, доставят плоскости, узлы шасси, воздушные винты, капоты и прочий необходимый ассортимент для ремонта той или иной степени сложности. А то, как я слышал в одном штурмовом полку шуточную песенку, бывают такие пилоты и такие посадки, что:
   Прилетели - мягко сели!
   Высылайте запчастя -
   Шасси, дутик, винт с мотором,
   Фюзеляж и плоскостя!
   Надеюсь - тьфу-тьфу-тьфу, у нас до такого не дойдет!
   А завтра у нас, по плану, стрельбы...

***

   Наша особая авиагруппа, конечно, не дивизия по численности, даже и не полк. По штатному расписанию в группе три звена - двенадцать летчиков, и звено управления - летающие командир, замкомандира по боевой и замполит. Итого получается пятнадцать летчиков в строю. Но это в идеале. В реальной боевой обстановке будет, скорее всего так - два звена в воздухе, одно - в боевой готовности на земле. Заместитель по боевой, естественно, с теми, кто в воздухе. А вы как думали? Или с ними комполка, а я - с дежурным звеном на земле. Все равно - они меняются в течение дня. Одни - в небо, другие - на отдых. И в случае необходимости - летят на усиление. Тогда мы все пятнадцать в небе.
   А пятнадцать новейших истребителей "Як-3" - это, я вам скажу, что-то! Это очень весомо. Вот только нам надо научиться как можно лучше использовать все возможности, которые дает летчику новая машина. Вот и учимся.
   Сегодня стрельбы. Насколько я помню, даже "Як-3" с одной пушкой и двумя пулеметами УБС имел весьма весомый секундный залп. Что же тогда говорить про трехпушечный истребитель, да еще - если одна из пушек имеет калибр 37 мм? Вот то-то и оно! Приятно, черт побери, понимать, что попадания твоих четырех-пяти снарядов хватит, чтобы наверняка сбить истребитель, а один 37 мм снаряд вообще разнесет вражеский самолет в клочья! Как говорится - капля никотина наповал убивает лошадь, а хомячка - вообще разрывает на куски!
   Но, чтобы получить такой результат - нужна лишь одна-единственная малость. Одно, но непременное, условие. Нужно попасть! Причем - не случайно, заполошно поливая противника снарядами на расплав ствола, а точно дозированной, в 6-8 снарядов, очередью, точно нацеленной в точно выбранное место - в мотор, а еще лучше - в кабину вражеского самолета.
   Мы довольно долгое время просидели с командирами звеньев, тасуя летчиков и "виртуально" пересаживая их с одного истребителя на другой. С 37 мм на 20, скажем. Или наоборот. Многое должны были подсказать нам воздушные стрельбы и стрельба по наземным мишеням.
   Поскольку самолета, чтобы таскать конус, у нас не было, решили начать со стрельбы по земле. Подобрали поле в качестве полигона, попросили у пехоты тягач и оттащили на это поле несколько разбитых немецких машин, ржавеющих еще с нашего контрнаступления под Москвой. Отправили на самопальный полигон полуторку с солдатами в оцепление, двумя офицерами для подсчета попаданий и радиосвязи. Я со звеньями сразу не полетел. Была у меня одна задумка... Так капитану Извольскому и сказал - ты, мол, командуй, а я буду попозже, встречай... Но Кирилл, по-моему, прохлопал намек ушами. Ну, что ж! Дело его. На войне, как говорится, а ля херр!
   Меры безопасности, коридор захода на цель, высоту и скорость мы оговорили, я еще раз потребовал от "звеньевых", чтобы они довели эти требования до остальных летчиков, и отпустил птенцов на свободу.
   На следующий день первым в сторону полигона ушел замполит. Он будет висеть в воздухе, и осуществлять функции диспетчера и надзирателя. Через несколько минут после него в воздух поднялось первое звено. Рутинное колесо стрельб по наземным целям завертелось...
   -Ну, Вася, давай! Поиграем в войнушку! Убрать колодки! Взлет...
   Мы с Василием, соблюдая полное радиомолчание, от солнца, стали подкрадываться к самолетам, выполняющим учебные стрельбы. Замполит о проверке бдительности знал и спокойно отошел с нашего пути, заняв безопасное место в стороне.
   Я молча качнул Василию крылом. Он качнул в ответ.
   "Атака!"
   А ведь у них полный БК, просквозила по единственной извилине от фуражки мысль, как бы ни пальнули со страху-то! Ничего! Мы с Васей так просвистим, что пока они поймут, почему в штанах мокро, нас уже и видно не будет!
   Так оно, в общем-то, и получилось. Эфир взорвался матом, растерянными криками и беспомощными командами. Выскочив на безопасную высоту, я отдал приказ прекратить словесный понос и доложить, что произошло.
   Скрипя зубами, Киря Извольский доложил, что его звено только что было атаковано парой неизвестных истребителей, напоминающих по силуэту самолеты "Як-3", бортовые номера 7 и 11. Правильно, между прочим, опыт не пропьешь! Именно - 7 и 11!
   -Поздравляю вас, воздушные бойцы! Только что смерть вырвала из ваших рядов двух летчиков. На ужин Извольскому достанется лишняя порция горчицы, мать вашу, истребители вы хреновы! Столпились, все на землю загляделись! Девок на пляже рассматривали? Ладно - остальное на земле. Продолжать стрельбы! Кирилл, командуй... Мы с Васей последние.
   Думаю, особенного удовлетворения от проведенных стрельб у ребят не было. Да и результаты я бы ошеломляющими не назвал бы. Взволновали мы с Васей ребят, задрожали ручонки-то! Отвыкли от фронтовой оглядки пацаны. А ведь, как писали на одном из форумов игры - "Летчик смотрит вперед только когда стреляет"... Мысль, конечно, не бесспорная, гиперболизированная, плакатная, но... В целом - оно где-то так и есть. Или, по крайней мере, близко к этому. На фронт ведь готовимся, ничего, что сейчас в тылу. Да, мессер сюда не залетит, а вот Ю-88 - запросто! А тут у летчиков особой авиагруппы такие курортные настроения! Это не дело, товарищи!
   -Это не дело, товарищи! - закончил я разнос. - Вы что-то уж больно легко забыли о своих фронтовых навыках. А ведь нам дней через десять-двенадцать туда, на фронт! Я требую - наша учеба - это ваша боевая деятельность! Буду жестко, даже жестоко, вас проверять. Летчику допустимо будет получить лишь одно замечание. Второго не будет. Будет отчисление из группы. Мне не нужны живые трупы в авиагруппе. Сбитые немцы, да, нужны! А своих я терять не собираюсь. Вы забыли, что стоит за итогами войсковых испытаний? Так я вам напомню - решение о серийном производстве истребителя "Як-3"! И мне не нужны итоговые данные - сбито 30 вражеских самолетов при 10-ти потерянных своих! Это не тот счет! Только "в сухую!" В сухую - и никак иначе! Всем ясно? Разойдись!
   А стрелков на 37 мм пушки мы отобрали. И слетали потом к соседям, постреляли там по конусу. Хорошо, в общем и целом, постреляли. В заданные мною нормативы уложились. И мы с Васей в том числе.

***

   А тут - радость пришла в наш кишлак! ОКБ завершило последние самолеты для нас, и на наш аэродром прислали самолет за перегонщиками. Надо ли говорить, что Васю я оставил тренироваться, а сам с еще тремя опытными пилотами отправился в яковлевскую Контору.
   -Ну, Иван Архипович, не темни! Какой истребитель ты мне подготовил, рассказывай!
   -Да что ж, Витя! Что тут готовить? Оне и так один в один, как яйца у курочки!
   -Архипыч, ты меня не зли! Я тебе дам "яйца"! Я человек болезненный, измученный "Нарзаном", со мной шутить так нельзя! А ну, колись! Какой?
   -Эх, грехи мои тяжкие... Вот этот, Витя, вот этот - пятнадцатый, стало быть! Это уж Толя Рощин нас надоумил. У тебя такой номер на фронте ведь был? Ага! Ну и сейчас, значит, будет. Вот, владей! Машина - загляденье! Мы с Кузьмичом все сами проследили, все сами на ощупь проверили. Бери, Витя, на доброе дело, на святое дело - бери!
   Старик неожиданно всхлипнул.
   -Ну, ну... Иван Архипович, не надо... Что ты! Тут радоваться надо - какое оружие ты сделал! А ты - в слезы... - я обнял старика, похлопывая его по спине. Вылупившимся на нас рабочим и летчикам я сделал страшные глаза.
   -Прими, Иван Архипович, от нас земной поклон! - я снял пилотку и низко поклонился. - Выковал ты для нас оружие, эту небесную молнию, а теперь и передаешь ее в руки внуков Пе... кх-м-м, в руки твоих внуков, в общем. Обещаю тебе, старик, что не посрамим мы славы русского оружия... не посрамим. Спасибо вам всем, товарищи! Теперь - ждите от нас известий с фронта!

***

   Ну, что сказать? "Як" был великолепен! Пока мы мчались к себе на аэродром, я летел и наслаждался чувством полета на новой замечательной боевой машине. Чуткий, легкий, послушный руке летчика. Готовый бросить меня как из пращи в небо или, метеором, к земле! Да-а, дождался ты, Виктор, чуда. Исполнилась твоя мечта! Теперь - скорее бы на фронт.
   Скоро - не скоро, а почти все, что наметили, было выполнено. Последние дни шла шлифовка новых навыков, закрепление новых тактических приемов. А вот их перечень очень значительно расширился! Новый истребитель позволял делать такие вещи, что фашистские асы, знай они об этом, срочно бы стали подавать рапорты о переводе их в рейх, на западный фронт. И подальше от вероятности встретить "Як-3" в воздухе...
   Последним, как я и предполагал, новую машину закончил осваивать комполка. В последние дни подполковнику Степанову удалось завершить все организационные дела. Наша отдельная авиагруппа нарастила на летный костяк еще и немного "мяса". У нас появился небольшой, но весьма эффективно действующий штаб, необходимые службы, даже с кормежкой наладилось. Каким-то чудом к котлу встал шеф-повар одного из ленинградских ресторанов, до этого долгое время работавший на пассажирском флоте. Готовил он просто замечательно. А вот официанток решили не набирать. Уж тарелку-то супа сами себе налить сможем, а термосы с обедом до стоянки донести солдаты помогут. Слишком нас мало для полноценной столовки, не до роскоши сейчас...
   Так вот, комполка... Самолет он, конечно, освоил, но вот навыки летчика-истребителя у него были значительно ослаблены. Да и прежние ранения не прошли для подполковника Степанова даром. Сначала я просто немного удивлялся, а потом... Потом стал понимать, что тут что-то не так. Миндальничать и деликатничать в таком деле нельзя. Тут любой ошибке цена одна - чья-то жизнь.
   Пришлось тактично просканировать комполка. Оказалось, что страшного, может, ничего и нет, но и приятного - тоже мало.
   Подполковник Степанов потерял цветоощущение. Проще говоря - он стал дальтоником. В результате ранений или ожогов своих - я не знаю. Да и неважно это. Летать и даже вести воздушный бой он, наверное, сможет, но - нужно ли это? Тут есть определенная опасность и для него, и для людей, летящих с ним в одном строю. Что делать - я не знал, и решил пока все эти сомнения отложить. До фронта. До боевой практики. Посмотрим, как там пойдет. Может, командиру особо часто и летать-то не придется? А то начну я кричать, и не только карьеру могу ему поломать, но и жизнь тоже. Подождем, посмотрим... Не горит, чай. Есть, кому вести звенья, есть зам командира по боевой работе. Справимся, я надеюсь.
   А нам пора получать летные карты, прокладывать маршрут на Курск и готовиться к перелету на новое место службы. Труба зовет!
  

Часть 4. Небо в огне...

  
  
  

Оценка: 8.75*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"