... я поставил чашку на сервировочный столик, подумал, и все же уцепил одну шоколадную конфету. Давно я не ел шоколадных конфет! Хорошо...
-Вы знаете, Александр Сергеевич, я еще в Сталинграде, в госпитале, после того, как меня сбили, долгими ночами думал - а как так получилось, что мы все время отстаем от немцев по ряду летно-технических характеристик наших истребителей? А потом понял, что я не совсем прав в своих рассуждениях.
Вот взять, например, И-16 и Ме-109Е первых серий. Оба запущены в производство в 34-35 годах. Месс, правда, немножечко позже ишака... Оба - монопланы с убирающимся шасси, оба скоростные для своего времени истребители, оба вначале были вооружены лишь пулеметами. Месс скоростнее, ишак маневреннее. Да и не очень уж и сильно ишак отставал от месса по скорости. Ведь максимальную скорость для самолета как определяют? Ну, вы и сами знаете... Определенная высота, наиболее подходящая для оптимальной работы мотора, температура, давление, определенные обороты, выверенный вес, полет по прямой... Да и готовят самолет перед замером скорости не так, как готовят к вылету истребитель на фронте. А в бою как? А в бою на максимальной скорости не летают - никакой ас этого не сможет сделать. Там ведь как? Скорость нагнал, подскочил к самолету противника - и, чтобы точно отстреляться, скорость надо подсбросить. Очередь дал - и снова - "по газам" и вперед! А ишак очень легко скорость набирал - только сектор газа стоило дать вперед. Особенно на последних типах моторов.
Так вот. Сам я на ишаках летал только в училище, боев на нем я не вел. Мне повезло сразу Як-1 получить... Но другие летчики много рассказывали... Ишак вполне сопоставим с "Эмилем". Более того, он довольно легко его "делал", особенно - если затащить месс на виражи! Как говорили ребята - ишак вокруг столба развернуться может. Шутка ли - вираж 16 -17 секунд! Да и бронирован "Эмиль" был слабовато, пулеметов И-16 на него хватало, особенно - Березина, крупнокалиберного. Во всяком случае, в Испании наши летчики мессеров гоняли, и вы это отлично знаете...
Это ишак, я уже не говорю, что ваш Як превосходил немца и по виражу, и в боевом развороте, и по мощи секундного залпа. Но вот появляется "Фридрих". Все - ишак уже не пляшет... Як-1 еще может драться с ним на равных, но у "Фридриха" мотор все же помощнее будет, так ведь? Примерно на сто пятьдесят - двести лошадиных сил? Ну, хорошо, пусть не двести... Он начинает выигрывать у Яка вертикаль... Но, что очень важно и интересно! Уже можно отметить это как вполне сформировавшуюся тенденцию. Увеличение мощности идет у немцев только в одном направлении - за счет увеличения веса самолета! И это им еще икнется. Этот недостаток станет для них необратимым.
Так вот, в ответ на "Фридриха" вы делаете облегченный Як, немцы быстренько подсуетились и выдали Ме-109 F-2, а потом - F-4. Вы - "Як-1б"! Отличный истребитель! Облегченный, маневренный, с достаточным по убойной силе для боя с истребителями противника вооружением. Правда, 105-ый мотор все же слабоват для него... Ну - не может он дать того, чего бы мне, как летчику-истребителю, хотелось! Не могу я ввинтиться в небо, как ракета! Но тут у немцев появляется "Густав", и это уже серьезно. Отличный истребитель! Скоростной, маневренный, устойчивый к повреждениям. Правда, если его зажечь - горит весело! Говорят, у него в металле обшивки марганца, что ли, много... Или магния - уж извините, не знаю.
Яковлев, внимательно меня слушавший, рассеянно покивал головой.
-"Густав" - это серьезно, - повторил я. - Но, заметьте, Александр Сергеевич! Все его плюсы построены на одном, но огромном, минусе! Это опять увеличение веса. Я даже не говорю о "пятиточечном" мессе, он явно перетяжелен. Мы на фронте заметили, что изменилась тактика боя у немцев. Они и раньше избегали маневренного боя с нами. Нет, если мы их затягивали, то дрались - мастерства и опыта немцам хватало. Но - не любили, старались сразу уйти. Не их это бой - грудью на грудь. Маневренный бой - это наш вид воздушной войны. А немцы все чаще и чаще стали использовать всего один прием. Если отбросить все красивости, его можно описать так: "Ударил - и беги!" Или бомбу бросил, и удирай во все лопатки. Не только месс с подвесами - тот действительно, тяжелый. На скорости просвистит, даст очередь, попал - не попал, и летит себе дальше по прямой! Пока опять высоту для атаки не наберет - не вернется. А частенько и не возвращается вообще! Так даже трехточечные "Густавы" так стали воевать. Ведь нам же видно - на высокой скорости потерял месс управляемость, не может крутиться как мы, все больше прямо летит. Или сразу после атаки уходит на вертикаль. Еще больше стали немцы маневренных боев избегать. Ударил и ушел - стало для них нормой и тактическим приемом. Но это - если фриц наших поймал... А если наоборот? Если у него высота меньше или скорости нет? А маневренный бой он вести не может? Тогда - все! Тогда иди сюда, милый! Я тебя сейчас потрошить буду. И потрошили ведь...
Так вот я и подумал, товарищ Яковлев, а какой будет ваш ответ фашистам? Так оно по всему и выходит - нужно еще более облегчить Як. Вплоть до того, что снять к чертовой бабушке с него все ненужное оборудование! Для ночных полетов, к примеру. И фару тоже. Ну не летают фронтовые летчики по ночам! Для перехвата ночных бомбардировщиков немцев "ночники" ПВО у нас есть. Все облегчить, что можно! Убрать тяжелые деревяшки из силового набора фюзеляжа, крыльев. Отделку улучшить, все щели закрыть, лючки резиновыми прокладками обеспечить.
Да! У Ила вон - бронекороб служит силовым каркасом самолета. А почему бы на Яке мотораму не сделать неотъемной частью каркаса фюзеляжа? А площадь крыла? Если я все правильно помню из теории - площадь крыла, она же "площадь смачиваемой поверхности", и дает основное трение, а, значит, - волей-неволей снижает скорость самолета. К тому же - меньшая площадь крыла должна, как я понимаю, дать лучшую маневренность. И вообще - надо десять, двадцать, да что там! Сто раз продуть самолет в аэродинамической трубе, убрать, зализать все лишнее, максимально улучшить аэродинамику!
Яковлев что-то черкнул в блокноте и снова незаметно для себя кивнул.
-Я вас, Александр Сергеевич, вашему делу учить не собираюсь. Все это вы и без меня знаете. Но так болела душа на фронте! Так хотелось получить от вас самый лучший истребитель - легкий, скоростной, маневренный, с мощным вооружением! Так, что бы только увидев нас в небе, у немцев "цыганский пот" на заднице выступал!
Я выдохся и замолчал. Что-то распелся я курским соловьем, аж в горле пересохло. Спокойнее надо, где там мой чай? Остыл уж, наверное...
Тут слово взял главный конструктор.
-Ну, хорошо, Виктор Михайлович! Многое вы уже высказали в своем письме, многое у нас уже воплощено в металле, так сказать... Два самолета-то практически уже готовы, облетывают их уже... Кстати, хочу вам предложить совершить пару-тройку вылетов в рамках летных испытаний. Мы вас включим в группу, временно - но включим... Это не помешает... - он еще что-то пометил в блокноте.
-Так вот! Кое-что уже сделано, кое-что я услышал от вас впервые... Чувствуется, что вы много об этом думали... Да, кстати! Могу вас порадовать - моторостроители клянутся и божатся, что дадут для нового истребителя новый, более мощный мотор - "семерку"! Это будет просто отлично! Это позволит настолько повысить... - он замолчал, постукивая себя карандашом по губам, и глубоко о чем-то задумавшись. - Это позволит, в том числе, установить и более мощное вооружение... Мощности хватит... Мощности тогда много на что хватит... Черт! Нужно было закладывать еще два-три самолета!
-А что мешает подготовить не два-три, а с десяток самолетов, Александр Сергеевич? Насколько я знаю, технологически новый Як почти не отличается от Як-1, так ведь? На вашем опытном заводе их легко и быстро соберут, поставим разное вооружение, разное оборудование, бензобаки, что там еще? А потом - на этих истребителях - да и на фронт! Провести войсковые испытания, а? В нашей эскадрилье, Александр Сергеевич? Ребята счастливы будут!
-Погодите, погодите, Виктор Михайлович! Экий вы горячий! Еще ни коня, ни возу, а вы уже войсковые испытания! Где их проводить, это мы с Генштабом посоветуемся. А вас в любом случае в группу испытателей включим. Вас и вашего ведомого, так? Ведь разрывать пару нельзя, я правильно понимаю? Вот и хорошо.
Теперь давайте договоримся так. Официально - вы прикомандированы к нашему конструкторскому бюро на период подготовки и проведения испытаний нового истребителя. Значит - на вас будет распространяться статус летчика-испытателя, соответствующие денежные выплаты, режим рабочего дня, питание и все такое. Соответствующий приказ мы подготовим. Но вы, я вижу, еще не совсем здоровы. Так что, пока сделаем вам "свободное посещение лекций". Я вас представлю группе, пока походите, потолкайтесь среди народа, поговорите о том - о сем, поделитесь своим фронтовым опытом и наблюдениями. Они нам будут очень полезны, я в этом уверен, понял из нашего с вами разговора. А потом - начнем летать и там посмотрим... Ну, что? По рукам? Вот и отлично! А сейчас - можно перекурить и, через... да, через десять минут прошу на первое для вас совещание по И-30. Так у нас называется новый истребитель. Прошу!
***
На столе Яковлева звякнул телефон, и он отвлекся. Потом стукнули двери, и в кабинет зашли два авиационных генерала. Я бочком-бочком, по стеночке, выполз из кабинета главного конструктора и замнаркома авиапромышленности. В приемной уже толпился народ. Я никого не знал и лишь молча рассматривал людей, одетых в белые халаты. Надо же! Мы боремся за высокую культуру производства.
Через минут восемь нас всех вновь пригласили в кабинет Яковлева.
Все расселись за длинным столом для заседаний, покрытым привычным зеленым сукном. Через равные промежутки на столе стояли лакированные деревянные стаканы с остро заточенными желтыми конструкторскими карандашами, на сукне стопками по три лежали дешевые блокноты для записей. Я открыл один блокнот. Его листы были пронумерованы и прошиты. Однако! Тут я вспомнил, что все разговоры, которые ведутся в этом кабинете, являются секретом и государственной тайной, и уважительно положил блокнот на место. Куда уж мне-то супротив тайн поршневого истребителя! Может, рассказать им что-нибудь про самолеты пятого поколения? Или подпирающие их боевые беспилотники? А что это сейчас даст? Да ничего! Вот и промолчим, памятуя, что... - правильно! Молчание - аурум.
Расселся народ тоже интересно. На одной стороне стола сели военные в немалых чинах, на другой - инженеры-конструкторы в белых халатах и костюмах. Я каким-то образом попал на сторону "конторских". Как гость, наверное.
Совещание, как я и был извещен, было посвящено проблемам доводки нового истребителя. Его заводской шифр - И-30, это и будет знаменитый Як-3.
Ну, а сейчас, у будущего замечательного истребителя был болезненный период неизбежных и разных детских хворей и неполадок - проблем с кишочками-трубопроводами, сыпь на некачественном плексе фонаря, то утечки, то запоры в пневмосистеме, разные сложности с радиаторами, обтюраторами и еще какой-то технической хренью. Я не инженер, к сожалению, чтобы понимать все тонкости технических проблем. Достаточно ясно было одно - неладно что-то в Датском королевстве. Я имею в виду, что птенец еще не научился летать. И будет ли он летать так, как задумывали его создатели - это еще вопрос...
Все совещание, которое прошло в достаточно жестком и требовательном тоне, я просидел тише воды и ниже травы. Кукарекать мне было еще рано. Ведь я даже не представлял себе, что такое средняя аэродинамическая хорда! Которая, кстати, довольно часто упоминалась в ходе совещания. А ведь Виктор Туровцев должен был бы знать этот термин, он ведь его наверняка учил. Видимо, никому, кроме конструкторов, эта самая хорда и не нужна. По крайней мере, в полку я никогда про нее и не слышал. Без нее как-то летали. Так, что-то я разговорился, плюнуть на эту хорду и забыть!
О чем народ спорит? Ага, ясно. Ну, это они еще долго будут мусолить. Так, а это кто? Ага, понятно - это и есть ведущий конструктор "птенца" товарищ Синельщиков. Ну-ка, ну-ка... поглядим... А что - нормальный на вид мужик. Сделал он самолет, и хорошо сделал. И тут, в этом 43-м году сделает. Недолго уж ждать осталось. А я ему постараюсь помочь. Вот для него и подготовленный мной блок информации по Яку-третьему подойдет самым лучшим образом. Яковлеву этого не надо, у него и других дел полно. Хочешь - не хочешь, а Яковлев еще три направления в работе тащит. И нач, и зам, и пом, и ответственный за... Хватит ему! А тут надо постоянно и вдумчиво. А надо будет - так товарищ Синельщиков с товарищем Яковлевым и посоветуется, чтобы мои нетвердые воспоминания проверить наукой и практикой авиастроения.
Совещание, тем не менее, шло к своему завершению. Военные охрипшими голосами продолжали талдычить про недостаточный ресурс мотора М-105 и малое количество бензина в баках, конструкторы злыми, осипшими голосами отбивались от них, говоря, что много бензина было у бомбардировщика ТБ-3, и не хотят ли уважаемые представители военно-воздушных сил гоняться за "мессершмиттами" на "братских могилах"? На военных и на конструкторов резко ополчились моторостроители, утверждая, что не сегодня, так уж наверняка завтра, они дадут на новый истребитель новый мотор М-106, а может быть - даже и М-107. При этом они закатывали глаза и восхищенно качали головой. Как евреи-лоточники на блошином рынке. В общем - было ясно, что пора эту говорильню заканчивать.
-Так, товарищи! - хлопнул по столу ладонью Яковлев. - Пора заканчивать! А то скоро вы друг друга за манишки хватать начнете. Все! Все высказались, все всем понятно. Надо работать, надо устранять вскрытые недостатки. А они - вы ведь все это отлично знаете, товарищи! - они, эти недостатки, и на стадии госиспытаний полезут, и на первых сериях выпуска... Так что - все! Расходимся.
Народ, все еще оживленно бубня, потянулся на выход. Я поймал утомленный, больной взгляд главного конструктора, и молча поклонился, прощаясь. Он только кивнул головой и успокаивающе махнул рукой - "Мы еще увидимся..."
К Синельщикову я без рекомендаций главного не полез. Еще успеем познакомиться. Выбрав какого-то подполковника с добрым лицом, я поинтересовался, а не подбросит ли он героя-фронтовика до центра Москвы? Желательно - до ресторана "Метрополь"? Подполковник, не раздумывая, согласился. Только спросил - откуда я. С Южного фронта, с Кубани... Полковник понимающе кивнул, и махнул рукой - во-о-н та машина! Поехали...
Глава 4.
В общем, я не очень-то понял, что хотели мужики из ОКБ-115 от меня? Они что, думали я приеду и сразу - как солнце из-за туч, освещу все проблемы и решу все сложности? И все станет вокруг голубым и зеленым? Нет, я так не могу и не умею. А могу я им сказать, какой результат должен появиться от их работы. Это я могу, и это я сделаю. Кровь из носа, но сделаю!
Додумывал я это, поглощая дежурный обед, полученный мной в зале ресторана "Метрополь" по талонам с литерой "А". А ничего - вполне прилично! Особенно, если для аппетита плеснуть грамм 50 армянского коньячку. А лучше - сто! Мне сегодня не летать. Да и завтра тоже. Да, кстати, - завтра в госпиталь, да и за мундиром пора зайти. Полевая форма меня лично не смущает. Она смущает принимающую сторону и отдельных высокопоставленных собеседников.
Вон, еще зашли три летуна, тоже по талонам, наверное. Привет, пернатые, кивнул я им. Привет!
Так, обед закончен. А дела еще есть. Надо найти порученца Колю Сидоренко. Дело есть к нему. Порученец Коля нашелся в Штабе.
-Слушай, Коля! А свяжи ты меня сейчас с полком, а? Можешь?
-А что тут сложного, товарищ капитан?! Пошли на узел связи.
Мы вышли из главного здания Штаба, долго шли двором, и наконец, подошли к трехэтажному строению за плотным забором. Предъявив на КПП документы серьезной охране, мы прошли в помещение.
Попросив меня подождать, Коля на секунду куда-то умчался, а потом вернулся с таким же молодым и улыбчивым лейтенантом, как и он сам.
-Слушаю вас, товарищ капитан!
-Здравствуй и ты, вольный сын эфира!
На сына эфира лейтенант хохотнул, пояснил, что он телеграфист, и начал меня пытать, а что же мне, собственно, надо?
-Слушай, ты можешь меня с полком связать? 111-ый ИАП, на Южном фронте, позывной вроде "Гроза" был...
-Да раз плюнуть! Что нужно - спецсвязь, телеграф, телефон?
-Телефон, конечно! Зачем мне телеграф? У меня в квартире телефон есть, а телеграфного аппарата нет.
-Пошли! - и лейтенант пошел по коридору, на ходу пытаясь открыть двери попадающихся на его пути кабинетов. Наконец, третий или четвертый кабинет оказался не запертым, и мы вошли. Лейтенант-связист снял трубку со стоящего на столе аппарата и стал вполголоса о чем-то говорить, потом долго слушал, потом опять что-то бормотал. Затем он замигал мне обоими глазами и замахал свободной рукой.
Я взял теплую от его руки и уха трубку.
-Оперативный дежурный лейтенант Корзухин!
-Сашка! Привет! Это я, Туровцев! Ну, как вы там?
-Какой Туровцев? Витька, ты, что ли?
-Я-я, пень глухой, сказал же что я. Как у вас дела? Все живы-здоровы?
-Все нормально, Витя! А как там Москва?
-Стоит Москва, никуда пока не делась... Вот что, Сашка, ты мне Толю Рощина покличь, он там где-то у тебя под боком сидит. Мне с ним парой слов перекинуться надо...
Пришлось подождать парку минут, пока разыскали и притащили к телефону нашего живописца.
-Толя? Привет! Ага, это я, Виктор! Карандаш есть? Возьми у Корзухина, он без планшета не ходит. Готов? Записывай! Зачем я тебе твой номер телефона диктую? Да затем, чтобы вы ночью мне в Москву на этот телефон позвонили. Сначала на "Редут" - это штаб ВВС, а потом попросите у "Редута", чтобы вас соединили с городским номером. Скажите - там ваш командир эскадрильи звонка ждет. Все понял? Ну - пока! Всем привет! Пока-пока!
Я, довольный и улыбающийся, положил трубку телефона на аппарат.
-Соединят твои телефонисты моих ребят с фронта с квартирой в Москве? - обратился я к такому же довольному и улыбающемуся лейтенанту.
-Соединят, я предупрежу... Но только - сам понимаешь - линия открытая!
-Да брось, ты! Какие могут быть секреты! Обычный бытовой разговор. Ну, спасибо тебе, лейтенант! Здорово ты меня выручил! Бывай!
И мы с Колей ушли.
-Ты не занят, Николай? Пошли, по кружечке пивка дернем? Есть тут поблизости?
-Есть, как не быть! Пошли, только разом и быстренько, а то мне уже пора по делам бежать.
Мы быстро опрокинули с Николаем по кружке вполне приличного и прохладного пива по два двадцать пять, я еще удивился - надо же, не дорого, и он убежал к себе в штаб, а я пошел на троллейбус. Кстати - вполне приличный для 43-го года троллейбус, сине-белый такой, с мягкими сиденьями.
Все, на сегодня беготни хватит, пора домой.
***
А поздно вечером мне дозвонились ребята. В общем - как я и надеялся, так оно и получилось. Этому трюку меня научили еще в Советской Армии. Ночью, когда наступает известное затишье, ребята по цепочке всеми правдами и неправдами разысканных и разнюханных позывных, частенько звонили домой, на свои городские телефоны. Правда, для этого лучше служить в какой-нибудь серьезной части. Лучше всего - со своим узлом связи. Я служил в штабе дивизии ПВО страны, в Куйбышеве. Через несколько городов и частей, мне удавалось дозвониться до дома. Я родных не часто баловал, но случалось.
Теперь, таким же Макаром, ко мне дозвонились ребята. Мы болтали, наверное, целый час. Я выслушал все новости, в щадящем, конечно, не секретном варианте. Рассказал, что мог, о своем московском житье-бытье. Немного подколол ребят, сказав им, что птенчик вылупился из яйца, но пока еще дохленький - ни летать, ни пищать еще не умеет. Ничего, к лету научим! Передал приветы всем-всем, получил долгожданный привет из одного полка ночных бомбардировщиков, летающих на По-2 и, совершенно счастливый, аккуратно положил трубку.
Жить - хорошо! А спать - уже пора! Отбой. А, как известно, - по команде "Отбой!" моментально наступает темное время суток. И ведь, правда - уже 23.40! Все - пошли баиньки...
***
"Нас утро встречает прохладой..." - мурлыкал я, умываясь и бреясь. Где-то я уже это пел, не помню... Надо же! Не любитель я петь, совсем не любитель. Да и текстов песен, считай, не знаю совершенно. Так - одну-две самых любимых. А тут - распелся, как Басков, какой.
Что, неужели пришла пора перепеть всего Высоцкого, создать промежуточный патрон, изобрести автомат Калашникова, и напомнить конструктору Кошкину про командирскую башенку на Т-34-85? Такой, как мне кажется, должен быть "попаданский минимум"? Ах, да! Еще нужно поставить палку в колеса "Манхэттенского проекта" и подвести под некролог Н.С. Хрущева. Сколько дел-то впереди, а я еще не жрамши!
Быстренько спроворив яичницу с обжаренными кубиками хлеба, я со вкусом позавтракал, испил чаю, и пошел на остановку, где, как мне сказали в Конторе, останавливается их автобус, который собирает конторский народ по одному из московских маршрутов.
Благодаря форме и командирскому удостоверению в автобус я влез. Но по приезду был ненавязчиво остановлен охраной объекта. Попросил бдительную стражу кое-куда позвонить, и буквально через пять минут, за мной прибежал спортивного вида молодой человек с временным пропуском для меня. Гордо помахав пропуском перед грустными глазами гвардейцев кардинала, совсем уж было раскатавшими губёнки на задержание агента Абвера, я незаметно просочился на охраняемый объект. Спортивного молодого человека звали Петром, и он был приставлен ко мне - гидом и оруженосцем. По крайней мере - сегодня.
-Куда пойдем? - доброжелательно осведомился херр Питер. - Сразу к нам, в группу?
Я, почему-то, сразу представил группу продленного дня какого-нибудь детского садика "Ягодка", и сидящих на ночных горшках молодых, умных конструкторов, продолжающих что-то чертить на ватмане. Улыбнулся и отрицательно помотал головой.
-Нет, Петр. Не будем пока мешать занятым людям. Потом с ними познакомимся. А пока пойдем в цеха опытного завода. Там ведь И-30 стоят? Вот и пойдем, глянем на них, хорошо?
-Хорошо, товарищ капитан...
-Давай так договоримся, Петр. Меня Виктор зовут, и хотя мой позывной на фронте был "Дед", парень я еще достаточно молодой. Да, молодой... достаточно... - хмыкнул я. - так что - давай по именам и на "ты"!
-Давай, Виктор, заметано! Пошли.
***
В цехах опытного завода тоже было чисто, аккуратно, продуманно. Видимо, главный конструктор А.С. Яковлев уделял этим вопросам большое значение, и коллектив понял и поддержал своего руководителя. Это мне понравилось.
Рабочие тоже ходили в халатах. Только в синих. К двум пожилым "синеблузникам" меня и подвел мой новый чичероне.
-Привет славному отряду тружеников тыла! - весело поздоровался я. - Ваш новый член коллектива - летчик Туровцев.
Труженики тыла переглянулись, и один из них, тот, что постарше, ответил: "Ну, здорово, член! Новый..."
Это была катастрофа! Так попасть! Да причем сразу, и по собственной дурости. Теперь мне тут жизни не будет.
Я снял пилотку и низко поклонился.
-Извините, за дурь, отцы! Не было у меня желания вас обидеть. Я действительно новенький у вас, прикомандированный. С Южного фронта, летчик-истребитель, капитан Туровцев, Виктор. Командир эскадрильи... - с каждой фразой я говорил все тише и тише.
Отцы молча слушали, не проявляя к В. Туровцеву, командиру и орденоносцу, никакого интереса.
Тут кашлянул позабытый - позаброшенный Петр.
-Между прочим, Архипыч, это ведь Виктора придумка - делать мотораму единым блоком со всем каркасом фюзеляжа. И счетчик боекомплекта - тоже он... - индифферентно, как бы ни к кому особо не обращаясь, обронил мой гид. - Да и еще кое-что... Килограмм на семь-десять веса, между прочим...
-Да ты что! - ужаснулся Архипыч. - Такой человек! А с первого взгляда - дурак дураком!
Я покаянно повесил голову, кося на отцов глазом с поволокой...
-Ладно тебе притворяться, парень! Не боись - не выдадим. А ты впредь язык не распускай! И рабочего человека зря не чепляй! Не дело это, понимаш... А что ты воин знатный - поглядели мы уж на твои заслуги. Ладно, забыли! Говори, чего пришел?
Я и высказался по полной программе. Мол, полазать мне надо по истребителю, в кабине посидеть, прикинуть что-нибудь к носу, покумекать... И еще - комбинезончик бы мне не помешал. А то, вот беда, - переодеться мне не во что. Сирота я московская, стало быть...
Отцы усмехнулись в усы, и ответствовали, что, мол, все будет, все, стал быть, справим. Не сомневайся. Иди, руки мой. Сейчас чай пить будем, с сушками. Так и начались мои трудовые будни.
Первые впечатления были несколько смутными. Во-первых, в цеху было несколько темновато. Поэтому, переодевшись, я воодушевил передовой отряд работников авиапромышленности на трудовой подвиг, и мы, кряхтя и поругиваясь, выкатили истребитель на солнышко.
Теперь дело пошло веселее. Правда, несколько диковато было смотреть на не покрашенную в привычный камуфляж машину. Истребитель был покрыт пятнами какой-то не то мастики, не то шпаклевки мерзкого серо-желтого цвета, и выглядел как больное проказой, несчастное существо с обвисшими крыльями.
Не было у него бодрого, боевого вида, не было. Хоть ты плачь! Ну, ничего! Это сейчас, как я понимаю, не главное. А что главное? А вот это мне и предстоит уяснить...
Глава 5.
"Эмиль" - бытовое, жаргонное обозначение "Мессершмитта-109Е" разных модификаций. Далее, для справки: "Мессершмитт-109F" - "Фридрих", G - "Густав", - K - "Кёниг".
В случае гибели ТБ-3 погибало до 11 членов экипажа (в зависимости от модели и специализации самолета).
ОКБ-115 - опытно-конструкторское бюро А.С. Яковлева в Москве.