Йенч Вацлав: другие произведения.

Фехтование в фэнтези vol.2

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Автор выражает огромную благодарность Братству Святого Вита и тамошним фехтмейстерам за помощь в написании сего опуса! ВНИМАНИЕ! Дорогие толчки, ролевички и прочие старички, это написано ДЛЯ ПИСАТЕЛЕЙ! За деталями и глубинным смыслом отправляйтесь на тематические форумы или в клубы. Здесь за излишнее слюнепускание пойдете в ЧС! У меня рука не дрогнет.


Каждый выбирает по себе

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Слово для любви или молитвы

Каждый выбирает по себе

   1. Рубка и фехтование
  
   Под более чем избитым эпиграфом из песни Олега Газманова и... кто там еще претендовал на авторство, я не помню, продолжаем разговор, начатый в первой статье. Собственно, эти строки уже более конкретны, насколько вообще конкретным может быть обзор фехтования в целом для людей, которые в массе своей никогда и палки-то в руках не держали. Это я не к тому, чтобы обидеть, а к тому, что понятийный аппарат у фехтовальщиков свой и довольно специфичен, вплоть до полной невозможности восприятия обывателем. Однако если хочется проверить свои силы, вот вам фраза. Если вы ее поймете от заглавной буквы до точки - читать вам тут нечего. =)
  
   ФРАЗА: Перейти из испанской первой защиты к использованию итальянской атаки можно сначала разорвав дистанцию, затем перейдя в монтанатту, и, уже из нее, проделать пассато, на ваше усмотрение, закончив выпадом из стокатты или имброкатты, или же простым ланжем. (с)
  
   Кто закончил на этом - счастливого пути, рад за вас, кто остался - будем стараться понять эту фразу, заодно пройдемся более детально по основам фехтования и даже (о, ужас!) усвоим парочку терминов.
  
   Сразу скажу, при всем уважении к бугуртсменам и их зарубам, я бы не торопился величать сие занятие историческим фехтованием. Вспоминая Мольера, фехтование - это наука наносить удары не получая их взамен. Да-да, именно так и нечего тут материться из-за забрала! Идите дальше громыхать доспехами в свое удовольствие. Как говорил один товарищ: ПацАны из пИхоты, успокойтесь, мы вас увОжаем. 8-)))
  
   Возвращаясь к заголовку, да эти две вещи очень разные. Справедливости ради замечу:
  
   (1)
   - ДА на турнирах в латах бойцы, выходя один на один, владели широким арсеналом приемов, пусть и в целом меньшим, нежели фехтовальщики.
   - НЕТ, эти приемы не отмирали, а использовались в массовых баталиях на полную катушку.
  
   ВЫВОД: сохранение массы. =)
  
   (2)
   - ДА, в фехтовании технических действий и школ в разы больше.
   - НЕТ, далеко не все они использовались во время поединков, скажу больше, чаще всего дуэль ограничивалась всего лишь выпадом и парированием. Противники мало знали друг о друге. Более того, поединки заканчивались гибелью обоих дуэлянтов с пугающей регулярностью.
  
   ВЫВОД: ....
  
   стоп, не так все просто
  
   Почему?
  
   Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их. Необходимость прикоснуться к противнику, избегая его ударов, делает искусство фехтования чрезвычайно сложным и трудным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который оценивает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить еще точность и быстроту, дабы сообщить надлежащую мощь оружию.
   (с) Жан-Батист Мольер
  
   Технически фехтование сложнее рубки, поэтому делится на несколько ступеней тактического ведения боя. Сначала пробуем дешевые бретерские фокусы, затем уже посложнее, если решить техническую задачу преодоления защиты противника все же не удается, прибегаем к уникальным вещам и глубинам известной нам техники.
  
   Основным плюсом фехтования всегда было то, что носить доспех могли далеко не все (автор этих строк таскал на себе латы, так что поверьте на слово), соответственно "физуха" была ого-го! Поэтому обучиться фехтованию значило обзавестись искусством, которое всегда при тебе. Над ним не властно время в той жуткой степени, в которой оно властно над телом.
   Проще говоря, вспомните жалобы царя Салтана: "Где шелом? Несите латы! ...Ууу... Латы мне тяжеловаты... Заветный меч стал тяжел для царских плеч..." и т.д. А уж что творится через десяток лет с коленями - это не рассказать.
  
   Смекаете? Отлично.
  
   Аллегории с вином в деле фехтования не совсем уместны. Вы не становитесь лучше с каждым годом, потому что с опытом одновременно приходит в упадок ваша физическая форма. Но вы становитесь мудрее и хитрее. Это тоже очень важно, когда с прежней прытью вы не сможете вломить удар изогнувшись в имброкатте как змея, но сумеете ловко работая слабой частью клинка взять мулине и ударить в голову, используя ту же имброкатту не сходя с места.
  
   NB: такое понятие как "пик формы" стоит относить скорее к спортивному фехтованию (возраст 20-30лет). В обычном фехтовании делить что-то на пики и упадки не имеет смысла. Кто сказал, что, допустим, лет в 50 вам не выпадет случай поставить на место зарвавшегося двадцатилетнего хама?
  
  
   2. Термины и понятия.
  
   Начнем с простого. Возьмите швабру. Не "нафиг?", а вы ступайте и возьмите, двумя руками и позовите приятеля. Он нам понадобится для базового понятия, с которого мы начнем знакомство с вашим "клинком". Хе!
  
   Встаньте надежно, сожмите руки крепко и вытяните кончик швабры на уровне своих глаз в сторону приятеля. Круто? =) Попросите теперь нашего визави взять рукой вашу швабру чуть выше предполагаемой гарды (перекрестья) и попробовать отклонить "клинок" вам в лицо. Тяжко идет, вы же сопротивляетесь, но тратите на это не так много сил, верно.
  
   Знакомьтесь! Это "сильная" часть клинка.
  
   Теперь попросите приятеля взяться за самый кончик клинка и сделать тоже самой... Что? Улыбается, а вы тужитесь, но проигрываете.
  
   Теперь понимаете, почему это "слабая" часть клинка?
  
   Итак, вот оно. Вроде немного, но если пораскинуть мозгами, то уже одно это знание даст вам в руки понимание основных процессов, протекающих в поединках, таких как атака и защита. Хорошо атаковать слабой, а защищаться сильной частью. Грубо говоря.
  
   Почему?
  
   Атакуя слабой частью вы используете дистанцию, чтобы обезопасить себя, в то же время встречая выпады врага сильной частью вы тратите меньше сил и остаетесь при возможности рипоста... то есть атакующего действия после постановки защиты, так как вторая половина клинка у вас свободна.
  
   Тут выплывает такой термин, как "контроль". Да, для успешного поражения цели в фехтовании СНАЧАЛА нужно держать под контролем оружие противника, а уже потом нанести свой смертельный удар! Банальность данной истины вырастает из простого факта, что на вас практически нет защиты, то есть принять на корпус удар клинка, как бравым доспешникам, вам не светит, просто потому что вы можете сразу двинуть кони или получить такую рану, от которой отбросите коньки немногим позднее.
  
   С защитой, вроде, разобрались, вернее с ее отсутствием в привычном понимании. Защита есть, но она состоит, как правило, больше из умения и того защитного элемента, который присутствует на вашем оружии. Речь идет о так называемой "развитой защите кисти". Чтобы понять, откуда берутся все эти испанские taza "чаши" эфеса, стоит уделить немного внимания основным типам ударов, которые нам любезно разъяснил Сильвер в своей эпохальной работе "Парадоксы защиты".
  
   Итак...
  
   Всего рука человека может предоставить ТРИ атакующих типа движения, которые различаются по скорости и силе: кистевое, локтевое и плечевое. Кистевое самое быстрое, соответственно плечевое самое медленное. Сила в этой линейке идет по возрастающей от кистевого.
  
   НО: речь в этой классификации идет ТОЛЬКО о стационарном нанесении удара, то есть НЕ учитывается движение ног! Стало быть, в ситуации ВЫПАДА с движением ноги скорость этого выпада равна ДВИЖЕНИЮ ноги, а движение ноги самое медленное.
  
   Из этих трех движений вырисовывается логика их применения, особенно если рассматривать вариант удара на опережение, то есть когда вы осуществляете контроль над движением противника не непосредственно, а умозрительно, рассчитывая скорость и амплитуду. Например: враг замахивается рубить с плеча, а мы посылаем локтевой укол острием клинка ему в горло (как короткий бросок тела змеи, преодолевающий отделяющую от цели дистанцию).
  
   Вот мы и пришли к дистанции. Она имеет одно из решающих значений в фехтовании. Как вы понимаете, условно есть также три дистанции: ближняя, дальняя и средняя (дистанция контакта, когда клинки пересекаются).
  
   С какой дистанции выгоднее всего работать, если на вас и противнике нет доспехов? Правильно, с максимальной, чтобы всегда иметь возможность покинуть радиус поражения оружия противника. Но такая дистанция диктует свои законы. Угадайте, какую часть тела с нее легче всего поразить? Верно, вооруженную КИСТЬ! Теперь вы можете уже сами продолжить цепь логических размышлений и ответить, почему возникла "развитая" защита кисти на шпагах, палашах и саблях. Более того, вы поймете, почему поражению кистей противника уделял так много внимания в своих трактатах пресловутый Миямото Мусаси.
  
   А ПОЧЕМУ В ФИЛЬМАХ...?
  
   По кочану! Да по капусте! Мы говорим о фехтовании, верно? Верно. Впереди нет слова "артистическое"? НЕТ.
  
   Если коротко: обычное фехтование несет задачу быстрого и эффективного поражения противника с тем, чтобы он видел и оценивал минимум ваших движений при этом получал максимум урона, в артистическом же присутствует такая третья сторона как ЗРИТЕЛЬ, и если он не вдуплит в действия актеров, то зевнет или, чего доброго, кинет тухлым помидором, потому как не получит зрелища. Отсюда необходимость картинных па, пируэтов, сложных защит, прыжков и неимоверно длинных переводов вкупе с огромной амплитудой и сонной скоростью.
  
   Ладно, все это ворчание старого воина на то, во что превратили науку убивать театралы. Хотя красивую науку... =)
  
   Вернемся к нашим баранам. На горизонте последняя тройка, господа! Тройка уровней атаки! Теперь мы рассматриваем тело оппонента как мишень: от макушки до плеч - первый уровень, от груди до паха - второй уровень и от чресл до стопы включительно - третий (да, до стопы, я следую архаичной системе, а не классике, уважаемые шпажисты) 8-)
  
   Все три уровня - это три большие разницы для нанесения удара. Чтобы провести укол в грудь - достаточно средней позиции. А как быть, если нужно ударить в лоб, например? Отсюда и появились позиции для угрозы первому уровню (имброкатта) и третьему уровню (стокатта).
  
   NB: Господа "сливники", ваш любимы СЛИВ - это не имброкатта, а "защита святого Георгия" из фехтбуха польско-венгерского фехтования на палаше и сабле. Хотя, согласен, на гравюрах они очень похожи. =)
  
   В этих двух позициях кисть с клинком находится на первом или третьем уровне относительно вашего тела, кончик развернут в сторону противника и нацелен сверху вниз (имброкатта) и снизу вверх (стокатта). Однако это совершенно не означает, что вам следует бить строго по этим направлениям. Например: в небезызвестном сериале Графиня Де Монсоро отечественного производства шут короля, Шико, убивает адвоката Николя-Давида ударом в горло из стокатты. То есть вы поняли: угроза не есть 100% именно этого действия.
  
   Вот мы медленно и пришли к стойкам, позициям фехтовальщика. Как вы поняли, их превеликое множество, но основные всегда под рукой. Средняя позиция - монтанатта у итальянцев выглядела довольно забавно, отклячивался зад и вообще все тело изгибалось в противную клинку противника сторону, оставляя только полусогнутую руку с вашим клинком. А, например, испанская первая защита (La Destreza использовала в основе своей работу от защиты) - это вытянутое тело на прямых ногах с позицией ступней не шире плеч, корпус вполоборота к противнику, а клинок на вытянутой руке прямо нацелен кончиком в вашего визави.
  
   А теперь...
  
   Раскрываем ФРАЗУ в начале статьи:
  
   Испанцы исключали атаки по прямой линии, в то время как итальяшки любливали устремиться к цели самым коротким путем, захватив инициативу. От них, кстати, мы и получили одно пассато - скрестный шаг с выпадом, который помогал покрыть огромное расстояние в два широких шага при этом, следуя Мольеру, сообщал надлежащую силу клинку (с разгона). Испанцы же атаковали не в лоб, а по хордам внутри круга, так называемого "магического" или "круга смерти". Они основывали свои постулаты на геометрии, что помогло им считаться почти 300 лет непобедимыми.
  
   В современном мире, где правят бал смешения стилей, одной из интересных задач было смешение итальянской и испанской школы, так как они зиждились на очень разных принципах. Особо много смешать не удалось, но переходы, эдакие мостики между техниками были изобретены. =)
  
   Надеюсь теперь, перечитав фразу в начале, вы сможете понять ее смысл и положить еще немного в копилку своих знаний о такой интересной и многогранной науке, как фехтование.
  
   To be continued...

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис) М.Атаманов "Альянс Неудачников-2. На службе Фараона"(ЛитРПГ) Н.Любимка "Черный феникс. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) Е.Вострова "Канцелярия счастья: Академия Ненависти и Интриг"(Антиутопия) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик) Д.Сугралинов "Дисгардиум 6. Демонические игры"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Кирка тысячи атрибутов"(ЛитРПГ) Л.Вериор "Другая"(Любовное фэнтези) М.Атаманов "Искажающие реальность-6"(ЛитРПГ) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"