В Начале была Командная Строка. (Глава 6)
|
LAV#UNDEFINED
|
|
|
Исходный текст: (с) Нил Стивенсон
Пер. с англ.: Лобанов Алексей, 2003
6.0
ТЕХНОСФЕРА
6.01
Unix является до сих пор единственной ОС, чей ГИП (обширный блок кода,
называемый "система X Window" (да-да, не "X Windows", как написано у автора, а
именно "X Window" - прим. перев.: а то юнихоиды обижаются)) выделен из ОС, в
старом значении слова. Это значит, что Вы можете выполнять Unix в чистом режиме
командной строки, если вам так уж приспичило обходиться без окон, иконок, мышей,
и т.п. то есть - абсолютно, и это все равно будет (старый, а к некоторым -
добрый, - прим. перев.) "Юних", способный делать все, что Юниху полагается
("Юниху - Юнихово! А маст даю - ...", - общее место, прим. перев.). Но другие
ОСы: MacOS, семейство Windows, и BeOS, поимели свои ГРАФИЧЕСКИЕ ИНТЕРФЕЙСЫ
ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ (must die! - прим. перев.) привязанными к старомодным функциям ОС
в том смысле, что они должны работать в ГРАФИЧЕСКОМ режиме интерфейса
пользователя, иначе они в натуре не катят ("То ись, отдыхают", - прим. перев.).
Значитца, теперь типа того, что как бы невозможно думать, о ГИПах в отрыве от
ОС; они намертво туда впендюрены, и по большому счету самая большая часть
операционных систем, и надо думать наиболее дорогая и трудно создаваемая часть.
6.02
Есть только два способа, продать продукт: цена и навороты. Когда ОСи
свободны, компании-производители ОпСистем не могут конкурировать в ценовом
отношении, и поэтому они конкурируют в создании всяких примочек. Это означает,
что они всегда пытаются превзойти друг друга в написании кода, который, до
недавних пор, не считался частью ОС совсем: все те штуки, типа ГРАФИЧЕСКИХ
ИНТЕРФЕЙСОВ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ. Это многое объясняет в поведении таких компаний.
6.03
Это объясняет, почему Microsoft добавила браузер к своей ОС, к примеру.
Легко получить свободные браузеры, также как получить свободные ОСы. Если
браузеры свободны, и ОСы свободны, может показаться, что нет способа, делать
деньги на браузерах или ОСях. Но если вы можете внедрить браузер в ОС, и этим
самым придать обоим новые свойства, у вас есть вполне продажный продукт.
6.04
Если отставить на мгновенье в сторону тот факт, что это в натуре сводит
недоверчивых к правительству юристов с ума, эта стратегия приобретает смысл.
По крайней мере, она имеет смысл, если вы полагаете (как управленцы Microsoft
в натуре думают), что ОС должна быть защищена несмотря ни на что. Реальный
вопрос в том, является ли каждое новое технологическое направление, которые то
и дело появляются, той щукой, которую надо использовать в качестве костыля,
чтобы поддержать доминирующую позицию ОС на рынке. В виду феномена Паутины
(по-ихнему WEB, - прим. перев., для тех, кто в танке), Microsoft должна была
разработать действительно хороший сетевой браузер, и она это сделала. И тогда
у них появился выбор: они могли заставить этот браузер работать во многих
других операционных системах, что должно дать Microsoft прочную позицию в мире
Internet, независимо от того, что случится с их сегментом рынка ОпСистем. Или
они могли бы сделать браузер единым с ОпСистемой, поставив на то, что это
сделает ее такой современной и привлекательной с виду, что поможет сохранить
их преобладание на этом рынке. Проблема в том, что, когда позиция "Мелкомягкой
Оси" начнет рушиться (поскольку она - к настоящему времени в районе девяноста
процентов, то есть, может только уменьшаться) она утащит вниз все вместе с
собой.
6.05
В классе геологии вашей средней школы вы, вероятно, проходили, что вся
жизнь на земле существует в тонкой, как бумага, оболочке, названной "биосфера",
которая зажата между тысячами миль мертвой скалы под ногами, и холодным мертвым
радиоактивным космосом над ней. Компании, которые торгуют операционными
системами, существуют в своего рода техносфере. Внизу - технология, которая уже
стала свободной. Выше - технология, которая должна еще только разрабатываться,
или, которая слишком безумная и умозрительная, чтобы впарить ее кому-нибудь
прямо сейчас. Подобно биосфере Земли, техносфера очень тонка по сравнению с тем,
что выше, и тем, что ниже, ее.
6.06
Но она развивается много быстрее. В различных частях нашего мира, можно
посетить богатые залежи ископаемых, где скелеты лежат на скелетах, и более
поздние лежат наверху, а более древние ниже. В теории они проходят весь путь
, до первых одноклеточных организмов. И если вы используете немного вашего
воображения, сможете понять, что, если проболтаетесь здесь достаточно долго,
вас тоже в натуре закопают, а в свое время некий более продвинутый организм
будет зарыт над вами.
6.07
Рекордом таких похорон - смоляной ямой Ля Бри для технологии программного
обеспечения - является Internet. Все, что там появляется, можно свободно взять
(пусть незаконно, но свободно). Руководители в компаниях подобно Microsoft
должны привыкнуть к практике - немыслимой в других отраслях - вбухивать
миллионы долларов в разработку новых технологий, как например, сетевых
браузеров, а затем - видеть, как те же или эквивалентные софтины появляются в
Internet через два года, или через год, или даже через несколько месяцев (ну,
положим, технология браузеров была разработана не в Microsoft - прим. перев.).
6.08
Продолжая разрабатывать новые технологии и добавлять примочки в свои
продукты, они могут быть на один шаг впереди процесса захоронения, но придет
день, и они почувствуют себя мамонтами, пойманными в яму Ля Бри, использующими
всю свою энергию, чтобы освободить свои ноги, вновь и вновь засасываемые
горячей смолой, которая стремится накрыть и объять их.
6.09
Выживание в этой биосфере требует острых бивней и тяжело топающих ног на в
едином способе организации, и Microsoft известна тем, что имеет их. Но,
втаптывая других мамонтов в деготь, вы можете сохранить вашу жизнь лишь на это
время. Опасность в том, что в своей одержимости не быть похороненными, эти
компании забывают о том, что лежит выше биосферы: область новой технологии.
Другими словами, они должны держаться за свои примитивные орудия и заскорузлые
конкурентные инстинкты, но также развить мощные мозги. Это типа того, что
Microsoft делает со своим научно-исследовательским отделом, который нанимает
интеллектуальных людей направо и налево (Здесь я должен упомянуть, что хотя я
знаю, и общаюсь с некоторыми людьми в научно-исследовательское отделе этой
компании, мы никогда не говорим о деловых вопросах, и я ни фига не разумею,
какого черта они там делают. Я больше узнал о Microsoft, используя операционную
систему Linux, чем я когда-либо смог бы, пользуясь "Форточками").
6.10
Неважно, что в натуре делает Microsoft , чтоб нарубить капусты. Сегодня,
она делает свои деньги чем-то типа временного арбитража. "Арбитраж", в обычном
значении, средство делать деньги, используя преимущество разницы цен между
разными рынками. Другими словами, он пространственный и зависит от знания
управляющим того, что происходит в разных местах в одно и то же время.
Microsoft делает деньги, пользуясь преимуществом разницы цен технологий разных
времен. Временной арбитраж, если можно так выразиться, зависит от знания
управляющим, за какие технологии люди будут платить в следующем году, и как
скоро впоследствии те же технологии станут свободными. Что у пространственного
и временного арбитража общего, - оба зависят от того, чтобы арбитр был
чрезвычайно хорошо осведомлен; с одной стороны о градиентах цен по пространству
в этом времени, и с другой - о градиентах цен по времени в данном месте.
6.11
Так Apple/Microsoft дождем сыплют новые прибамбасы на своих пользователях
почти ежедневно, в надежде, что устойчивый поток "типа технических новшеств",
объединенных с лозунгом "Я хочу верить" - феномен, способный отвратить их
клиентов от взглядов через дорогу на более дешевые и лучшие ОС, которые им
доступны. Вопрос - имеет ли это смысл с долгим прицелом. Если Microsoft впала
в зависимость от ОпСистем, как Apple - от аппаратных средств, тогда, они
разведут целую ферму своих ОСей, и привяжут все свои новые приложения и
технологии к ним. Поэтому их непрерывное выживание зависит от этих двух вещей:
забацывание новых фишек в их ОСи, чтоб клиенты не переключились на более
дешевые альтернативы, и поддержание имиджа, который, неким непостижимым
образом, дает клиентам чувство, что они чего-то имеют со своих денег.
6.12
Последнее - поистине странный и интересный культурный феномен.
|
|
|
Oct 22/ Y2K+3 (to be continued...)
|
|