Юбер Алекс : другие произведения.

О "Техническом нокдауне": об истоках и концепции

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
      Концептуально, это попытка написать последнюю страничку техноэволюции человечества...


 О "Техническом нокдауне": об истоках и концепции.



 
 Если ограничить историю появления этого рассказа литературными корнями - ихбезусловно, можно усмотреть в творчестве Стругацких и Громова (некоторые читатели на СИ так и делают), как продолжателя отечественной традиции социальных страшилок.
Реминисценции неизбежны, хотя бы на уровне использованного словаря - "Мягкая посадка" и "Год лемминга", безусловно, оказали свое влияние на... "умы современности", включая и автора сего: после "синдрома адаптивности" трудно блеснуть новообразованными шедеврами терминологии.
Если "Град обреченный" был интересен как пример соцэксперимента, поставленного над подопытной популяцией Homo Sapiens некой внешней, всемогущей силой в лице Наставников, определяющей эффективные правила существования (с непременным намеком на соцреалистическую действительность, где партия сказала - комсомол ответил...), то в рассказах Громова угроза уже исходит от самой природы (в лице природы человека: механизмов эволюции на уровне вида, для которой гибель отдельной особи и даже массовый замор "эволюционного шлака" - может быть во благо, безотносительно этических аспектов). "Технический нокдаун" - попытка взглянуть на проблему с "кибернетическим" уклоном - к настоящему моменту мы настолько срослись с техносферой, что ее присутствие чувствуется во всех областях общественной жизни, добавляя проблем как инженерам, так и психологам, социологам и педагогам - влияние благ техногенной цивилизации малоизучено... говоря откровенно, по большей части не изучено совсем - до сих пор ломаются копья вокруг "вредности" компьютерных игр и сотовых телефонов, как совсем недавно - еще в пору детства автора этих строк - вокруг телевидения
и набирающего популярность видео. Замечены корреляции между недоразвитием лобных отделов коры головного мозга и слабым развитием тонких движений кисти, поощряемым преимущественно клавиатурным вводом (каллиграфия оказывается полезна не только с точки зрения красоты рукописного текста!) Новый бог поколения "X" (X-Y-Z-?) - Сеть и на слуху новый тревожный термин: "Интернет-аддикция", маскирующий, по сути, старый-добрый набор проблем с адаптацией: общим социальным неблагополучием, недостаточной коммуникабельностью, эмоциональной бедностью с одно стороны и доступностью суррогатов общения с другой, приводящих к почти аутической выключенности из общественной жизни, развившейся из банального бегства от реальности, погружающей социальных "дезадаптантов" в состояние перманентного стресса. Это все пока на уровне общественной обеспокоенности. Меж тем, электромагнитное загрязнение такой же вещный факт реальности, как шумовой фон цивилизации и круглосуточная электрическая иллюминация. Из-за огней большого города мы давно уже не видим звезд, хотя было бы наивно ожидать помощи "оттуда". "Технический нокдаун" - это попытка с точки зрения "монолога инсайдера" показать, что никакая заграница нам не поможет, уже в силу того, что "так везде - повсюду на этой голубой планете", т.е. проблема в финале оказывается наднациональной, общечеловеческой. А "братья по разуму" вполне могут оказаться непостижимыми интратехами, чей разум так же далеко отстоит от нашего по своим мотивам и целям, как логика рациональной машины - "чистого интеллекта", моделирующего эмоции лишь в качестве интерфейса - отстоит от человеческой "психосоматической ментальной сущности", неизбежно испытывающей давление культуры и морали, чуждой органически (подчас - болезненно невосприимчивой) ко всякого рода Кодексам Невмешательства (начиная с института прогрессорства и нравственных метаний героев "Трудно быть богом").
 
 Концептуально, это попытка написать последнюю страничку техноэволюции человечества - когда давление техносферы превысит некий порог нашей толерантности, приводя к фазовому скачку - включению человека в техносферу в качестве уже "человека экотехнологического", т.е. взаимодействующего с техносферой в качестве субъекта, но еще, увы, не "человека техносоциального" - сознающего последствия заигрывания с "богом из машины". Которому, на пути к этому состоянию техносоциальной ответственности придется пережить еще один этап мучительной автоэволюции - подчас с ампутационным избавлением от "шлака эволюции" ("шлака" - в духе и букве "Года лемминга"). На взгляд автора, задача человечества в том и состоит, чтобы приготовиться к этому скачку - очередной вынужденной посадке, которая вовсе не обязательно будет мягкой.
  Апокалипсис уже приходил. В качестве "исторической данности" экотехн уже осуществлялся на страницах произведений отечественных авторов - например, в повести "Сталь разящая" супругов Лукиных. Но там он именно данность: бог дал, бог взял (единственно - это именно "бог из машины", Металл, Светлый, Разящий Без Промаха) - даже наметившийся хэппи-энд завершается гибелью Чаги от всемогущего божества - которое в исторической ретроспективе есть "всего-навсего" результат автоэволюции "разрегулировавшихся противопехотных комплексов", однако, этот результат имел то самое неумолимое последствие - сход человечества с позиции биологического доминирования (более широко - прекращение его "надмирового владычества"). В этом миры "Стали разящей" и первого рассказа из цикла Орбитальной Группировки обнаруживают родство:  различия внешние - пугающая бесконечность насквозь простреливаемых степей в мире Металла и клаустрофобная дрожь изолированного города в "Техническом нокдауне". Но различия эти и идеологические: Лукины показывают, что может быть с человечеством в результате его фактического включения в техноэволюцию - сложившаяся экотехнологическая среда, в которой жизнь живая - биологические организмы и сами люди (уже практически _не_социальные_ существа) - зависит от автономных самовоспроизводящихся кибернетических систем. "Технический нокдаун" относится ко времени наступления такого апокалипсиса - к моменту фазового скачка в развитии человеко-машинной системы, главенство в которой, увы, не обязательно принадлежит человеку - надчеловеческой системе это безразлично, так же как виду - безразлично существование отдельной особи.
  Соответственно, message "Технического нокдауна" состоит в постановке вопроса о пути приспособления человечества к условиям экотехна: ведь приспособление возможно и за счет регресса - практической технологической деградации человечества в его современном понимании, по образцу "Стали разящей" или технобиологической - в виде громовского "шлака" в  трактовке "Технического нокдауна". Или мы будем готовы - или история "венца творения" закончится "авиакатастрофой". В любом случае, человечество не будет вечно оставаться таким, каким мы его знаем. Разумеется, тема достаточно широка, чтобы попросту не уместить в формат рассказа пути "выхода из под удара", но такой задачи и не ставилось - "Технический нокдаун" - это вопрос, приглашение к размышлению.



Юбер Алекс, Dec 15/ Y2K+2  








 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"