Если ограничить историю появления этого рассказа литературными корнями -
ихбезусловно, можно усмотреть в творчестве Стругацких и Громова (некоторые
читатели на СИ так и делают), как продолжателя отечественной традиции социальных
страшилок.
Реминисценции неизбежны, хотя бы на уровне использованного словаря - "Мягкая
посадка" и "Год лемминга", безусловно, оказали свое влияние на... "умы современности",
включая и автора сего: после "синдрома адаптивности" трудно блеснуть новообразованными
шедеврами терминологии.
Если "Град обреченный" был интересен как пример соцэксперимента, поставленного
над подопытной популяцией Homo Sapiens некой внешней, всемогущей силой в
лице Наставников, определяющей эффективные правила существования (с непременным
намеком на соцреалистическую действительность, где партия сказала - комсомол
ответил...), то в рассказах Громова угроза уже исходит от самой природы (в
лице природы человека: механизмов эволюции на уровне вида, для которой гибель
отдельной особи и даже массовый замор "эволюционного шлака" - может быть
во благо, безотносительно этических аспектов). "Технический нокдаун" - попытка
взглянуть на проблему с "кибернетическим" уклоном - к настоящему моменту
мы настолько срослись с техносферой, что ее присутствие чувствуется во всех
областях общественной жизни, добавляя проблем как инженерам, так и психологам,
социологам и педагогам - влияние благ техногенной цивилизации малоизучено...
говоря откровенно, по большей части не изучено совсем - до сих пор ломаются
копья вокруг "вредности" компьютерных игр и сотовых телефонов, как совсем
недавно - еще в пору детства автора этих строк - вокруг телевидения
и набирающего популярность видео. Замечены корреляции между недоразвитием
лобных отделов коры головного мозга и слабым развитием тонких движений кисти,
поощряемым преимущественно клавиатурным вводом (каллиграфия оказывается полезна
не только с точки зрения красоты рукописного текста!) Новый бог поколения
"X" (X-Y-Z-?) - Сеть и на слуху новый тревожный термин: "Интернет-аддикция",
маскирующий, по сути, старый-добрый набор проблем с адаптацией: общим социальным
неблагополучием, недостаточной коммуникабельностью, эмоциональной бедностью
с одно стороны и доступностью суррогатов общения с другой, приводящих к почти
аутической выключенности из общественной жизни, развившейся из банального
бегства от реальности, погружающей социальных "дезадаптантов" в состояние
перманентного стресса. Это все пока на уровне общественной обеспокоенности.
Меж тем, электромагнитное загрязнение такой же вещный факт реальности, как
шумовой фон цивилизации и круглосуточная электрическая иллюминация. Из-за
огней большого города мы давно уже не видим звезд, хотя было бы наивно ожидать
помощи "оттуда". "Технический нокдаун" - это попытка с точки зрения "монолога
инсайдера" показать, что никакая заграница нам не поможет, уже в силу того,
что "так везде - повсюду на этой голубой планете", т.е. проблема в финале
оказывается наднациональной, общечеловеческой. А "братья по разуму" вполне
могут оказаться непостижимыми интратехами, чей разум так же далеко отстоит
от нашего по своим мотивам и целям, как логика рациональной машины - "чистого
интеллекта", моделирующего эмоции лишь в качестве интерфейса - отстоит от
человеческой "психосоматической ментальной сущности", неизбежно испытывающей
давление культуры и морали, чуждой органически (подчас - болезненно невосприимчивой)
ко всякого рода Кодексам Невмешательства (начиная с института прогрессорства
и нравственных метаний героев "Трудно быть богом").
Концептуально, это попытка написать последнюю страничку техноэволюции человечества
- когда давление техносферы превысит некий порог нашей толерантности, приводя
к фазовому скачку - включению человека в техносферу в качестве уже "человека
экотехнологического", т.е. взаимодействующего с техносферой в качестве субъекта,
но еще, увы, не "человека техносоциального" - сознающего последствия заигрывания
с "богом из машины". Которому, на пути к этому состоянию техносоциальной
ответственности придется пережить еще один этап мучительной автоэволюции
- подчас с ампутационным избавлением от "шлака эволюции" ("шлака" - в духе
и букве "Года лемминга"). На взгляд автора, задача человечества в том и состоит,
чтобы приготовиться к этому скачку - очередной вынужденной посадке, которая
вовсе не обязательно будет мягкой.
Апокалипсис уже приходил. В качестве "исторической данности" экотехн уже
осуществлялся на страницах произведений отечественных авторов - например,
в повести "Сталь разящая" супругов Лукиных. Но там он именно данность: бог
дал, бог взял (единственно - это именно "бог из машины", Металл, Светлый,
Разящий Без Промаха) - даже наметившийся хэппи-энд завершается гибелью Чаги
от всемогущего божества - которое в исторической ретроспективе есть "всего-навсего"
результат автоэволюции "разрегулировавшихся противопехотных комплексов",
однако, этот результат имел то самое неумолимое последствие - сход человечества
с позиции биологического доминирования (более широко - прекращение его "надмирового
владычества"). В этом миры "Стали разящей" и первого рассказа из цикла Орбитальной
Группировки обнаруживают родство: различия внешние - пугающая бесконечность
насквозь простреливаемых степей в мире Металла и клаустрофобная дрожь изолированного
города в "Техническом нокдауне". Но различия эти и идеологические: Лукины
показывают, что может быть с человечеством в результате его фактического
включения в техноэволюцию - сложившаяся экотехнологическая среда, в которой
жизнь живая - биологические организмы и сами люди (уже практически _не_социальные_
существа) - зависит от автономных самовоспроизводящихся кибернетических систем.
"Технический нокдаун" относится ко времени наступления такого апокалипсиса
- к моменту фазового скачка в развитии человеко-машинной системы, главенство
в которой, увы, не обязательно принадлежит человеку - надчеловеческой системе
это безразлично, так же как виду - безразлично существование отдельной особи.
Соответственно, message "Технического нокдауна" состоит в постановке вопроса
о пути приспособления человечества к условиям экотехна: ведь приспособление
возможно и за счет регресса - практической технологической деградации человечества
в его современном понимании, по образцу "Стали разящей" или технобиологической
- в виде громовского "шлака" в трактовке "Технического нокдауна". Или мы
будем готовы - или история "венца творения" закончится "авиакатастрофой".
В любом случае, человечество не будет вечно оставаться таким, каким мы его
знаем. Разумеется, тема достаточно широка, чтобы попросту не уместить в формат
рассказа пути "выхода из под удара", но такой задачи и не ставилось - "Технический
нокдаун" - это вопрос, приглашение к размышлению.