Юхвидин Павел Анатольевич: другие произведения.

Феномен Эткина

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Портрет высокоодаренного пианиста и композиора, блестящего джазового импровизатора Михаила Эткина


   Павел Юхвидин
  
   ФЕНОМЕН ЭТКИНА
  
  
   Пианист и композитор Михаил Эткин еще в юности
   завоевал известность как блестящий импровизатор и виртуоз,
   выступая на различных общесоюзных джазовых фестивалях.
   Хотя все и всюду от Ленинграда (где Эткин учился в консерваторской школе-десятилетке для особо одаренных) до родного Красноярска, Барнаула или даже Улан-Батора (где случались джазовые празднества) его знали и ценили как джазмена, он стойко был привержен классике. В Красноярской музыкально-театральной академии, которую он окончил как дирижер, Михаил Абович преподавал студентам курс чтения симфонических партитур, работал пианистом Краевой филармонии.
   Нынче ему 50. В Израиле Эткин 18 лет, за эти годы он дал сотни концертов, выступил с десятками певцов и инструменталистов. Как импровизатора и джазового музыканта редкой одаренности его ценят все, но его стремление в мир академических жанров встречает недоумение коллег и друзей: "Миша, к чему это тебе? Твое призвание - джазовый рояль". Минувшим летом состоялась премьера мюзикла Олега Фирера "Фауст в Иерусалиме" с музыкой Михаила Эткина. Готовятся и другие спектакли с музыкой Эткина. И его вновь приглашают на различные музыкальные празднества: джазовую концеренцию в Ришон-ле-Ционе в конце июня, на летний фестиваль клезмерской музыки в Цфате, на Израильский джазовый фестиваль, который состоится в ноябре в Иерусалиме.
  
  
  
  
   Дар импровизации дается не каждому, пусть и большого таланта музыканту. В то же время, не всякий джазовый импровизатор, будь он даже высокого класса, может прочесть как книгу - и услышать внутренним слухом - симфоническую партитуру. Не всякий блестящий пианист умеет аранжировать для оркестра и хора или быть надежным аккомпаниатором певца любого жанра - и камерного, и джазового. Или сочинять музыку.
   Но Эткин - что поделаешь, так уж дано ему от природы! - умеет все. Умеет все там, где нужен феноменальный музыкальный слух и отменная исполнительская техника, искусство аранжировщика и композиторская фантазия. Помню, как в Красноярске, незадолго до общевузовских смотров художественной самодеятельности, на Эткина (он был еще студентом) выстраивалась очередь представителей университетов и институтов. Одна за другой прибывали ректорские и директорские "Волги" - все хотели заполучить Эткина. Потому что только он мог за месяц, а то и за пару недель подготовить самодеятельный студенческий хор, так расписав партии, что наскоро собранный коллектив начинал звучать как полноценный хор (несколько более голосистых и интонирующих ведут мелодию, "гудошники" гудят одну-две ноты, а складывается полная сочная гармония), если, к тому же, сам Эткин сидит за роялем.
   После Специальной музыкальной школы для особо одаренных при Ленинградской (ныне Петербургской) консерватории, где он учился в одном классе с Григорием Соколовым и другими будущими пианистическими знаменитостями, Эткин вернулся в родной Красноярск. Старейшая в России консерватория на Неве его не приняла, видимо, выполнив процентную норму по Абовичам. А в Красноярске слава джазмена помешала Михаилу поступить на фортепианный факультет, но с распростертыми объятиями его приняли на хоровое дирижирование: ведь все слышит, все интонирует, любые партитуры читает. Его взял в свой класс профессор Константин Якобсон, ставший позднее ректором. В тот же год в Музыкально-театральную академию (тогда - институт искусств) на вокальный факультет поступил другой красноярец, ныне всемирно знаменитый - Дмитрий Хворостовский. Эткин и Хворостовский оказались в одной группе по истории музыки и по общеобразовательным предметам, а вскоре начали совместно выступать. Причем, Эткин был в ту пору более известен. Так случилось, что его педагогами стали, в основном, питерские выпускники: по классу фортепиано Михаил состоял у преподавателя специальной, а не общей фортепианной кафедры - у профессора Евгения Лаука, ученика Надежды Голубовской (однокашницы Сергея Прокофьева). Оперно-симфоническому дирижированию учился у Александра Витлина, который в Ленинградской десятилетке был лишь несколькими класса старше Эткина, а ззатем закончил как дирижер у профессора Мусина и одно время руководил студенческим симфоническим оркестром в Красноярском институте (сейчас Витлин преподает в Высшей школе музыки в Берлине и ставит спектакли в Комише опер). Занимался он и в классе композиции доцента (ныне профессора) Олега Проститова, также ленинградского выпускника классов Слонимского и Мнацаканяна. Олег Леонидович-то и склонял Эткина, обнаружив его сочинительский талант (Эткин написал яркую токкату, замечательную Балладу для голоса, фортепиано, скрипки и кларнета) только писать. "Но как мне все бросить? - жаловался Михаил. - Рояль, хоры, джазовые фестивали - как без этого? Ведь это тоже мое".
   Но вот там, где нужно умение организовать, себя подать, продюсировать, искать спонсоров и финансирование, пробиваться в теле- и радиопрограммы Эткин оказывается совершенно беспомощным. Увы, события трагического года, его последнего года в Красноярске, когда он за несколько месяцев потерял самых близких людей: сразу за смертью отца, Абы Михайловича, крупного инженера и музыканта-любителя, последовала смерть от скоротечного рака горячо любимой жены Лилии - 30-летней женщины редкого ума и красоты, - а затем гибель от руки пьяного антисемита брата Бориса, также джазового пианиста, и, в довершение бед, машиной была насмерть сбита дочь Бориса, племянница Миля, студентка музыкального училища и талантливая джазовая певица - и последствия этих следовавших друг за другом потрясений тяжело сказались на его психическом состоянии. В Израиле ему пришлось проходить даже психиатрическую реабилитацию, что сильно затормозило его музыкантскую карьеру. Все 18 израильских лет он живет один в амигуровском хостеле в Холоне. И постоянно концертирует по стране от Афулы до Офакима, играя в первом отделении Баха и Листа, а во втором Гершвина и Брубека, а также собственные фантазии и токкаты. Он сделал, по листовскому образцу, собственную транскрипцию для одного рояля в две руки гершвинскую "Рапсодию в стиле блюз", написанную для фортепиано с оркестром. Без его участия не обходятся джазовые фестивали и конференции, джем-сейшены, особенно те, что вот уже 8 лет организует в Ришон-ле-Ционе энтузиаст джаза Яков Айзенберг, на счету которого сорок джазовых фестивалей в Сибири и не меньше десятка (за 8 лет пребывания в стране) в Израиле.
   Михаила Эткина приглашают - даже можно сказать, за ним охотятся - лучшие джазовые (и не только джазовые) музыканты Израиля: скрипачи, трубачи, кларнетисты, певцы: они-то понимают, что такое феномен Эткина. И не только те, кто знал его с юности, со времен общесоюзных фестивалей, но и те, кто хоть раз его игру услышал. Вот встретился с ним в Цфате, на фестивале клезмерской музыки превосходный трубач Григорий Шавер, не так давно репатриировавшийся, - и восхитился. И рассказывает мне, что вот, дескать, встретил уникального пианиста с потрясающей импровизационной фантазией и великолепной техникой. Мне рассказывает! Мне, преподававшему Мише Эткину историю музыки 25 лет назад!
   У него нет репертуарных органичений - он и ариям из моцартовых опер аккомпанирует с моцартовой легкостью, и романсам Рахманинова по-рахманиновски, и фрагменты из оперетт играет зажигательно. Программу из песен Исаака Дунаевского и оперетт Кальмана делал с Эткиным певец Михаил Гайсинский. А если, к примеру, Ола Биндер поет Шуберта, то и Эткин, как герой стихотворения Мандельштама Александр Герцович, еврейский музыкант, "Шуберта наверчивает, как чистый бриллиант". Были, кстати, и концерты с певицей по фамилии Бриллиант, которая пела цыганские песни.
   Прекрасная певица и актриса Бронислава Казанцева вовлекла его в свой проект "Еврейское счастье" - динамичную театрализованную композицию по народным песням на идише. Оказалось, что Михаил Эткин - не только знаток джазовых ладов и блюзовых гармоний, но и характерные еврейские увеличенные лады с тритоновыми сдвигами в басу - его родная стихия. Казалось бы, откуда у сибирского уроженца, увлеченного с юности космополитическим джазом, чуткое ощущение приемов клезмерского музицирования? Видимо, в крови. Поэтому и в Цфат на ежегодные фестивали клезмерской музыки Эткина приглашают регулярно. Ведь в каждой еврейской семье, на самом-то деле, даже если игнорировались религия и обычаи, сохранялся интерес к песенно-поэтическому фольклору своего народа.
   И в родном Амигуре состоялось несколько вечеров Михаила Эткина по инициативе координатора по культуре Эллы Эпштейн. И соседи, досадовавшие много лет на беспрерывно рокочущий рояль, смягчились и прониклись, наконец, уважением к странному жильцу, особенно после того, как дружно посетили в Бат-Ямском Аудиториуме представление его мюзкла "Фауст в Иерусалиме". И вот уже Эткина зовут в салоны амигуровских домов по всей стране.
   Все же, скажем прямо, нынешний его статус масштабу его дарований не соответствует. Да разве ж он такой единственный! - могут мне возразить. - Разве не метут улицы, не сторожат и не моют офисы сотни бывших преподавателей, что уже давно в Израиле воспринимается как само собой разумеющееся? Все же, Эткин много секретов джазовой гармонии, рояльной фактуры, мощного и подвижного баса, полиритмических сплетений мог бы открыть учащейся молодежи, многому научить увлеченное джазом юношество. Но дары его дарований - динамично выстроенные джазовые композиции, блестящие импровизации, мерцающие аккордовые гроздья, гротескные зонги мюзиклов и даже фонтаны стихотворных шуточных экспромтов (Михаил наделен, ко всему прочему, недюжинным даром версификации) радует всех, кто его слышит и слушает - и тонких ценителей , и рядовых любителей. Потому что то, что талантливо - оно внятно всем.
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Григорьев "Проклятый-3. Выживание"(Боевое фэнтези) Т.Мух "Падальщик"(Боевая фантастика) Л.Огненная "Академия Шепота 2"(Любовное фэнтези) Т.Мух "Падальщик 3. Разумный Химерит"(Боевая фантастика) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) В.Бец "Забирая жизни"(Постапокалипсис) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) Л.Огненная "Академия Шепота"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"