Юхвидин Павел Анатольевич: другие произведения.

Уд и другие

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Получи деньги за своё произведение здесь
Peклaмa
 Ваша оценка:


   Павел Юхвидин
  
   УД И ДРУГИЕ
  
   Израильский Форум композиторов-женщин, созданный по инициативе доктора философии Хагар Кадимы в 2000-м году, объединяет несколько десятков выпускниц композиторских факультетов разных поколений. И вот уже десять лет Форум женщин-композиторов пропагандирует их музыку - преимущественно, академических жанров,- ежегодно представляя программы из новых сочинений на фестивалях и в престижных концертных залах. Так, например, год назад в Музыкальном Центре имени Фелиции Блюменталь игрались струнные квартеты участниц Форума, 5 лет назад - сочинения для двух певиц с ансамблем. В этих ежегодных концертах не только меняются тематические программы, но и члены Форума чередуются. Это, конечно, не заменяет и не препятствует женщинам-композиторам жить самостоятельной профессиональной жизнью - подавать сочинения на конкурсы (и побеждать!), предлагать партитуры оркестрам, принимать заказы на оперы, музыку для театра, телевидения, преподавать.
   В нынешнем, юбилейном году (10 лет!) два дня подряд - на Фестивале камерной музыки в Кфар-Блюм 27-го июля и в Центре Фелиции Блюменталь в Тель-Авиве 28-го исполняются произведения с участием уда. Этот древний щипковый пятиструнный инструмент квартово-секундовой настройки (две крайние басовые струны - одинарные, три мелодические - двойные) широко распространен на огромной территории - у всех арабских и иранских народов, на Кавказе и в Центральной Азии - у азербайджанцев, туркмен, армян. Уд считается арабским национальным инструментом, хотя у арабов он появляется в нынешнем виде лишь в эпоху великих завоеваний - в 8-9м веках. У аравийских арабов доисламского периода была примитивная 2-струнная кожаная лютня мизхар, а у древних иранцев - лютня барбат или барбад ("лебединая шея"). Скорее всего, деревянный уд (а "уд" и означает "дерево") родом из Ханаана или Финикии, то есть имеет ближневосточное, общесемитское происхождение. Позднее, в 10-11 веках этот инструмент с грушевидным корпусом и резко отогнутой головкой заимствовали европейцы, а арабское название "аль'удс" (дерево) превратилось в слово "лютня".
   И вот, программа, составленная из сочинений Хагар Кадимы, Ципи Флейшер, Тали Асса, Адас Гольдшмидт-Хальфон, Алоны Эпштейн так и называется "Уд и другие" - "Уд вэ-од" (к тому же, это название произведения Адас Гольдшмидт для уда, виолончели и фортепиано). Авторы 4-х поколений (40-х, 50-х, 60-х и 70-х годов рождения), чьи камерно-вокальные и камерно-инструментальные сочинения с участием уда исполняются в июльских программах, имеют разные жанровые пристрастия и стилистические устремления, но все отлично владеют современными композиторскими техниками, имеют основательное музыковедческое и общенаучное образование. Например, Ципи Флейшер, кроме композиторского, имеет филологическое образование - она известный лингвист, арабист и семитолог. Как композитор Ципи Флейшер работает, преимущественно, в сфере оперной и вокальной музыки. Программы и откроются ее вокальным триптихом "Душа", Город", "Секс" для сопрано, уда, виолончели и фортепиано на стихи живущей в Канаде египетской поэтессы Иман Марсаль - на оргинальный арабский текст.
   Тали Асса начинала свой музыкантский путь как флейтистка, в Иерусалимской Академии училась в классе саксофона, затем в Тель-Авиве в классе композиции Леона Шидловского, получила в университете степень по психологии и работает как психолог. К тому же, Тали Асса увлечена джазом и нередко выступает как джазовый музыкант. И в камерной ее музыке слышны отзвуки джазовой ладовости. В концертах "Уд вэ-од" исполняется ее "Нешимот" ("Дыхание") для уда, виолончели и фортепиано.
   Хадар Кадима, основатель и председатель Форума женщин-композиторов, училась в Тель-Авиве у Абеля Эрлиха, вторую и третью степени получила в Калифорнийском университете (оттого она, по американской системе, доктор философии - так называется третья степень по всем наукам и искусствам). Хагар Кадима много преподает, что не мешает ей активно сочинять в разных жанрах. Ее "Бездомная" для сопрано, уда, виолончели, кларнета и фортепиано написана на стихи известной израильской поэтессы Ш.Шифры.
   Адас Гольдшмидт-Хальфон училась в Иерусалимской академии у Инама Лифа, совершенствовалась по композиции в Иллинойском университете. Алона Эпштейн недавно получила диплом магистра (то есть второй степени) по классу композиции Леона Шидловского, начинает занятия в докторантуре у музыковеда и композитора Реувена Сарусси, освоила несколько романских языков. Алона уроженка Баку и ее "Голоса войны" для сопрано, уда, виолончели и фортепиано на французские стихи Артюра Рембо и итальянские Джузеппе Унгаретти - отголосок кровавых азербайджано-армянских столкновений (да что там! - настоящей резни!), свидетельницей которых она оказалась в детские годы. Цикл посвящен учителю - Леону Шидловскому, который также обращался к поэзии Унгаретти - итальянского футуриста и "герметиста" еврейского происхождения.
   Вот я и спрашиваю у Алоны: "Отчего возник интерес у нескольких композиторов одновременно к древнему арабскому инструменту? Оттого, что Ципи Флейшер семитолог и арабистка и обратилась к арабским стихам? Оттого что Вы родились в Закавказье, где уд еще бытует и входит в состав как Оркестра народных инструментов Азербайджанского радио, так и Оркестра народных инструментов Армянской филармонии? Адас ассоциирует уд с лютней, а Тали с джазовой гитарой?
  
   Ашлона Эпштейн: Возможно, все это так, но имеется еще одна важная причина. Вы помните, почему Берлиозу пришла в голову идея написать симфонию для альта? Потому что на альте играл Паганини. Почему Брамс решил написать сонаты для кларнета и квинтет с кларнетом? Потому что был первоклассный кларнетист. В нашем случае сочинения для уда инспирировал прекрасный музыкант Эмиль Джамаль - исполнитель, импровизатор, музыковед, фольклорист и педагог. В своем друзском селении Ярка он открыл музыкальную школу, назвав ее "Бейт Моцарт". Эмиль прекрасно образован в сфере европейской музыкальной литературы, знает друзскую, арабскую, да всю ближневосточную музыкальную традицию. И всегда умеет прочесть и прочувствовать новую музыку именно как музыку, а не только как соединенные по вертикали и горизонтали звучащие точки.
   П.Ю.: Кто еще участвует в исполнении ваших произведений?
   А.Э.: Вокальные сочинения - а их большинство - исполняет певица Рона Исраэль-Колат.
   П.Ю.: На иврите, по-арабски, по-французски и по-итальянски?
   А.Э.: А как же! Наши израильские певцы поют на всех языках. На кларнете играет Сара Эльбаз - преподаватель Высшей Школы музыки имени Бухмана - Меты Тель-Авивского университета. Виолончелист - Йони Готлибович, пианист - Филипп Лурье. Они замечательные музыканты, имеют большой опыт в исполнении музыки современных авторов.
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) К.Федоров "Имперское наследство. Сержант Десанта."(Боевая фантастика) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) М.Юрий "Небесный Трон 2"(Уся (Wuxia)) Ф.Вудворт "Наша сила"(Любовное фэнтези) В.Старский ""Темный Мир" Трансформация 2"(Боевая фантастика) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик) Ю.Гусейнов "Дейдрим"(Антиутопия) А.Ардова "Жена по ошибке"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"