|
|
||
Достоверной информации о зарождении украинского масонства нет. Одни исследователи считают, что это движение зародилось
еще во времена Богдана Хмельницкого. В этой связи упоминается - Юрий Немирич, соратник Хмельницкого, учившийся в Оксфорде,
протестант, который стоял у истоков
украинского масонства.
Совершенно
недоказуемы утверждения о причастности к масонству гетманов Ивана Выговского, Пылыпа Орлыка (автора первой
украинской конституции), Ивана Мазепы, Даниила Апостола. Однако эти слухи в
свое время упорно циркулировали по Украине того времени.
У истоков первых масонских лож на Украине стоял известный философ Григорий Сковорода.
Достаточно известный историк Сергей Ефремов в своей монографии "Масонство на Українi" пишет "сам он к масонству относился если не совсем
негативно, то достаточно безразлично". Мнение профессора М. Сумцова,
которого цитирует Ефремов: "Не был Сковорода масоном, но в значительной степени
он вырос и воспитывался в той атмосфере, которая питала российское масонство".
Все эти деятели проторили дорогу масонству на Украину, подготовили
идеологический, философский и социальный грунт для его появления. Исторические
факты свидетельствуют, что масонские ложи появились на Украине гораздо позже,
чем в России.
Если верить "Хронологическому указателю русских лож" историка Пыпина, первой украинской ложей стала киевская ложа
"Бессмертие". Она была основана в 1784 году российскими
офицерами, вместе с тем связана была не столько с российским, сколько с
польским масонством, поскольку подчинялась Великому Востоку Польши.
В тот же период
появляются первые ложи и в Галиции, в частности - ложа "Новая Польша".
Во второй половине XVIII века лож на
Украине было немного - не более десяти. В этот период украинские масонские ложи
были ориентированы прежде всего на Польшу. Поэтому,
после того, как в 1794 году Великий Восток Польши прекратил свое существование,
масонство на Украине практически тоже замерло.
Активизировалось украинское масонство в начале XIX века. Связано это было с
новыми политическими обстоятельствами, как в Польше, так и в России, вызвавшими
к жизни большое количество тайных обществ. В этот период появляются две больших
ложи в Киеве ("Соединенных Славян") и Полтаве ("Любовь к Истине").
К полтавской ложе, которую основал начальник
канцелярии князя Репнина - Новиков, имел отношение автор знаменитой "Энеиды"
Иван Котляревский.
Многие украинские
ложи поддерживали тесные контакты с российскими братьями, принимали участие в
подготовке восстания декабристов. Доказательством тому может служить хотя бы
тот факт, что на Украине масонские ложи были запрещены на несколько лет раньше
чем в Польше и в России, а именно в 1819 году.
Новый этап подъема масонского движения на Украине наблюдается в середине XIX века.
Великим мастером харьковской масонской ложи
был писатель Петр Гулак-Артемовский.
Многие члены
известного "Братства святых Кирилла и Мефодия" были
масонами. Предположительно к масонству имел отношение и Тарас Шевченко.
Причисление тех
или иных общественных деятелей к масонству нынче стало модным. Считается, в
частности, что масоном был даже Иван Франко, стихотворение которого "Каменярi" это чуть ли не гимн масонскому движению.
В период революции 1917-1921 гг. на арену истории выходит целая плеяда
украинских масонов. На этом этапе масонство на Украине приобретает ярко выраженную
политическую окраску. Масоны принимали активное участие в создании независимого
Украинского государства 1918-1920 г.
Председатель Украинской Центральной Рады,
первый Президент Украины, историк Михаил Грушевский был масоном, так же как и
глава Гайдамацкого Коша Слободской Украины Семен
Петлюра, гетман Павел Скоропадский и многие другие.
К началу ХХ века относятся первые сведения о серьезных расколах в украинском масонском
движении.
В 1918 году войска масона Петлюры разгромили гайдамаков масона Скоропадского.
После того, как Великим мастером,
созданной на базе киевской ложи Андрея Первозванного Великой Ложи Украины был
провозглашен Симон Петлюра,
начинаются серьезные трения внутри украинского масонства, которые завершаются
тем, что бывший лидер киевских мартинистов, масон высокого ранга Симон Мокротун рассылает записки
в масонские центры Парижа, в которых обвинят Петлюру в прогерманской политике и
в причастности к погромам на Украине.
Итог печален. Как
свидетельствует исследователь Андрей Серков, в 1923 году конвент Международной
масонской ассоциации отклонил просьбу Великой Ложи Украины о приеме.
После создания Советского Союза масонство на Украине практически прекратило
свое существование, перекочевав в круги украинской эмиграции.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"