Чингизханъ Юрген : другие произведения.

Монстры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Монстры.

 

В этом мире живет небо,

Небу триста лет, оно устало,

А под небом воздух из мороза,

Да к тому же с привкусом металла.

       

В настоящее время сложно сказать достоверно существовали ли монстры средневековья, или нет. Мы и сейчас до конца не познали природу. Не изучили полностью прошлое. Не знаем достоверно мы даже -  есть ли в озере Лох-Несс чудовище или нет.

        Но мы можем примерно представить на основании описания геральдических монстров, какие могли быть монстры в прошлом.

        Другой вопрос существовали ли эти монстры. Но это вопрос к ученым.

Всегда человек использовал знаки и символы, которые помогали различать, узнавать, понимать мир вокруг.

Птицы и животные играли ведущую роль в символике всех культур.  

Древние египтяне изображали почти всех своих богов с головами животных, чьими особенностями характера боги обладали.

Видимо, в средние века животные появились на геральдических гербах для обозначения качеств его обладателя.

Вымышленные создания, например, такие как единорог и грифон, объединяли в себе черты реальных животных и позволяли графическое изображение сделать более лаконичным.

Вот список наиболее известных монстров, описание которых дошло до нас:

Я позволю себе дать описание этих известных мифологических существ.

Феникс - древний символ бессмертия, возрождения, солнца. Эта мифологическая птица окрашена в золотой и красный цвета, символизируя восходящее солнце. Считалось, что феникс проживает в арабских пустынях и живет 500 лет. Чувствуя приближение смерти, делает погребальный костер из листьев дикой корицы, при этом поет погребальную песню, услышав которую животные падают замертво. Затем зажигает корицу, махая крыльями под лучами солнца. Через три дня после самосожжения из пепла рождается новый феникс для того, чтобы жить еще 500 лет. Неудивительно, что ранние христиане изображали феникса в катакомбах как знак Воскрешения. 
     В геральдике,
например, феникса всегда изображают поднимающимся из пламени.

Елизавета I,  и Мария, королева шотландцев, выбрали феникса в качестве своей эмблемы. Средневековые алхимики использовали феникса для обозначения своей профессии; позднее его стали часто использовать как знак, связанный с химией и фармакологией. В искусстве и литературе феникс символ возрождения - человека или замысла - или воссоздания после разрушения, в частности от огня.
       Альфин, например,  очень похож на  геральдического тигра, но с более плотным  и волосатым телом, густой гривой,  вытянутыми ушами, длинным тонким языком и перекрученным хвостом.

Передние лапы у альфина орлиные. 

В средневековых бестиариях и европейском "восточном" фольклоре альфин - чудесный зверь. Его часто изображали на щитах и знаменах.

У анталопа тигриная голова, два зазубренных рога, а мех растет клочьями по хребту и на ляжках. Он отличается свирепым нравом. Испытывая жажду, анталоп обязательно отправляется к реке Ефрат: Там его и можно поймать: нужно лишь подождать, пока зверь не запутается в густом кустарнике. 
      "Физиологи",
как правило, говорят об анталопе следующее: "У анталопа два рога. Живет он около реки-океана на краю земли. Когда же захочет пить, то пьет из реки и упивается. Потом упирается в землю и роет ее рогами своими. И есть там древо, называется танис, сильно напоминающее виноградную лозу широкими ветвями и густыми прутьями, - и, продираясь сквозь прутья, анталоп запутывается в них, - тогда охотник его ловит и одолевает.    

Василиск, например,  - один из самых смертоносных зверей средневековой символики; внешне похож на симплициссимуса, но с головой и ногами петуха.

По сведениям из заслуживающих доверия источников, взгляд василиска может убить (и единственной возможностью одолеть василиска было поставить перед ним зеркало).

Примечательно, что василиск назывался "королем, змей" ("базилискос", "маленький король").

В христианской символике василиск - один из четырех воплощений дьявола, в 91 псалме говорится: "на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона".

В геральдике его изображают с хвостом дракона, и он символизирует сокрушение врагов. Василиск так же символизирует вероломство или что-то смертельное. 

Виверн (Wyvern) - английский  геральдический монстр. Примечательно, что в прочих странах виверна не различают с драконом.

По нашим сведениям в отличие от  дракона в узком смысле этого термина,  виверна имеет только переднюю пару  конечностей.

 Плюс к этому задняя часть ее тела плавно  переходит в драконий хвост; в остальном виверна полностью аналогична дракону.

По нашим сведениям     виверны входят в герб герцогов Мальборо. 

Гарпия. По нашим сведениям гарпия называется также "Jungfraunadler". Гарпия -   существо из греческой мифологии с лицом и  грудью женщины и туловищем орла  или стервятника.

Слово "гарпия"  связано с  древнегреческим глаголом "арпадзо" -  "хватать, похищать".

В геральдике гарпия   выражает понятие: "свиреп, когда  спровоцирован".

По сведениям из заслуживающих доверия источников символика гарпии может быть истолкована и как символ порока и страстей. 
    
Грифон - существо с головой и крыльями орла и телом льва; мифический зверь, соединяющий качества короля зверей и короля птиц.

Потому-то грифон и обозначал силу и бдительность. Считалось, что только в средневековой Европе он олицетворял двойственную природу Христа - божественную и человеческую.

Плюс к этому в Божественной комедии Данте грифон толкает повозку Христа. Грифон способен отыскивать и тайно хранить золото, поэтому он стал символизировать науку и ростовщичество. Как охранитель солнца, грифон был посвящен солнечному богу Аполлону, чью колесницу он вез по небу. В геральдике различается грифон женского рода - с крыльями, и мужского - без крыльев. Любимый зверь Эдуарда III, грифон стал одним из королевских символов животных Англии. Стилизованное изображение, приведенное здесь, используется как символ банка "Мидланд Банк". 

Дракон - один из самых сложных у широко трактуемых символов.

По нашим сведениям на Западе является главным образом разрушительной силой, злом. А на Востоке дракон - символизирует силу созидательную и благоприятствующую человеку.

Английское слово происходит от греческого дракон, "змея"; в латинском draco  означает как "дракон", так и "змея".

В христианской культуре дракон, как правило, - мифический зверь со смрадным дыханием и чешуйчатым телом, когтями льва, крыльями, похожими на крылья летучей мыши, и раздвоенными языком и хвостом.

Считалось, что только дракон - символ смерти, тьмы и дьявола как змия, введшего человека в грех: в искусстве часто изображается архангел Михаил с драконом у ног, также святой Георгий, пронзающий дракона копьем, что символизирует победу добра над злом.

По сведениям из заслуживающих доверия источников  дракон на цепи означает побежденное зло, часто у него хвост завязан узлом, так как существует поверие, что, как и у скорпиона, у дракона его сила заключена в хвосте.

Примечательно, что  короли и императоры выбирали дракона своим символом.

Символ дракона был принесен в Британию римлянами, которые несли его изображение на своих знаменах; древние бритты сделали дракона своим символом борьбы с саксонскими захватчиками.

По сведениям из заслуживающих доверия источников у кельтов дракон символизировал способность внушать ужас, а также непобедимость, а отсюда - независимость.

Сейчас национальным символом Уэльса является красный дракон уэльсского героя 7 столетия Кадвалладера.  Плюс к этому на уэльсском флаге красный дракон изображен на зелено-белом поле.

Примечательно, что Генрих VII перенял красного дракона, чтобы подчеркнуть свое происхождение от Кадвалладера.

Сейчас на городском гербе Лондона "поддерживателями" щита являются два дракона, что напоминает о поверии, по которому когда-то в Темзе жил Дракон, охранявший город. 
   
Примечательно, что  на Востоке "крылатая змея" обладает космической, сверхъестественной силой; драконы охраняют сокровища, они служат символами плодородия и силы.

В Китае это существо, имеющее наибольшую спиритуальную силу, символ жизни и света; эмблемой китайской императорской семьи является золотой дракон.

По восточным гороскопам дракон является самым счастливым знаком. В 1988 году, году Дракона, китайские родители игнорировали закон, предписывающий давать близнецам разные имена, и называли их сыновьями дракона. 

Единорог - вымышленное существо, встречающееся в фольклоре многих стран. По сведениям из заслуживающих доверия источников в Китае он означает изобилие и долголетие.

На Западе, по нашим сведениям  в геральдике, единорог - это элегантный, но свирепый зверь, похожий на лошадь, но с козлиной бородкой, ногами антилопы, хвостом льва и рогом в центре лба, таким острым, что любой может порезаться только от прикосновения к его кончику.

Плюс к этому в  христианском искусстве единорог ассоциируется с голубем и ягненком. Он может быть пойман только целомудренной девой, одиноко сидящей в лесу: чувствуя ее чистоту, единорог может подойти к ней, положить голову ей на колени и уснуть.

 Из этих легенд единорог стал символом непорочности и чистоты. Также он является аллегорией Христа.

Поскольку Христос "воздвиг рог спасения нам" (Евангелие от Луки, 1:69), рог единорога стал символом креста. Поскольку полагалось, что рог способен очищать все, к чему прикасается (растолченный в порошок "рог единорога" включался в средневековые рецепты и продавался аптекарями как противоядие до конца 17 века), он стал символизировать силу Христа противостоять греху.

Также единорог мог быть символом ярости и, согласно одному писателю 13 века, "символизировал смерть, которая постоянно следует за человеком, пытаясь его схватить". Леонардо да Винчи считал единорога символом вожделения. 
     В геральдике единорог стал появляться с 15 столетия; наиболее известен в наши дни в качестве "поддерживателя" королевского герба Шотландии; когда Яков VI Шотландский стал в 1603 году королем Англии Яковом I, он заменил уэльсского дракона на шотландского единорога. 

Йейл (ял, йель) - это животное  впервые  описал Плиний Старший.

Согласно легендам, некоторыми чертами  и размерами йейл напоминает антилопу.  Шкура у него чёрная или рыже-коричневая. Главные его особенности - кабаньи клыки и длинные загнутые рога, которые можно было направлять в разные стороны, так  как они были подвижными. Йейл был очень  популярен в Средние века в качестве  геральдического животного.

В английской  геральдике он становится одним из так называемых "королевских животных.

В средневековой геральдике есть и еще один чудесный зверь, помесь леопарда (или пантеры) с верблюдом. У него верблюжья голова с двумя загнутыми назад рогами и туловище леопарда. Камелопард славился необыкновенной силой и свирепостью. В Геральдике камелопард символизировал отвагу и рвение.

Кентавр символизирует возмужалость, превращение человека в животного; согласно греческим мифам, кентавр - это существо с телом лошади и головой человека; используется также, чтобы изобразить человека, разрывающегося между добром и злом. В зодиакальном гороскопе кентавр представлен Стрельцом, стреляющим из лука. 

   Мартлет (martlet), согласно легендам, - мифическая безногая птица-вестник, напоминающая ласточку или стрижа; на гербе она изображается с двумя  пучками перьев вместо ног. Распространённое  геральдическое изображение, использующееся для  обозначения четвёртого сына. 

Морской пес,  возникал в воображении тех, кто никогда не видел настоящего морского  котика, но слышал о нем от мореходов. Так  морской пес был зачислен в семейство   морских химер  вместе с русалкамикозерогами и прочими монстрами. Это  существо использовалось в качестве  эмблемы моряками и портовыми городами. 

Пегас относится к персонажам классической мифологии; это крылатый конь Муз, который появился из шеи Медузы горгоны, когда Персей отрезал ее голову: символизирует красноречие, поэтическое вдохновение и созерцание; в европейской геральдике изображался на гербах "мыслителей".

 Во время второй мировой войны Пегас, вместе с Беллерофонтом на спине, был утвержден как  отличительный знак британских воздушно-десантных  войск; в наши дни используется для обозначения воздушного транспорта и скорости.

    Русалка,  согласно легендам, - до пояса женщина, от пояса - рыба; Merman (англ.), Triton (греч.) -  до пояса мужчина, от пояса - рыба. 

Канонически, русалка изображается с зеркалом в одной руке и гребнем - в другой; известна также разновидность под названием Melusine - мелузина (нем.); русалка с  двумя хвостами; распространена в  немецкой геральдике. 
             Саламандра обычно изображается в виде маленькой ящерицы или бескрылого дракона, иногда с фигурой, похожей на человеческую или собачью, среди языков пламени.

Саламандры,  согласно легендам, считались наиболее ядовитыми из созданий; их укус смертелен. Верили, что саламандры способны жить в огне, поскольку у них очень холодное тело; стала символом борьбы с желаниями плотских утех. 
     Поскольку саламандра считалась бесполым существом, она также символизировала целомудрие: в христианском искусстве она обозначала стойкую приверженность вере и добродетельность. Франциск I сделал саламандру своим символом, с девизом "Я лелею [добро] и изгоняю [зло]". В британской геральдике саламандра означала храбрость и мужество. Первые страховые компании выбрали своим символом саламандру, что обозначало сохранность от огня. 
  
Симплициссимус - вымышленный зверь, похожий на дракона, но с двумя орлиными ногами и хвостом в форме наконечника пики, закрученным петлей. Символизировал войну, зависть, зловоние, бедствие, сатану; также бдительность. По нашим сведениям  Симплициссимус был личной эмблемой короля Гарольда (на французских коврах из Байе, повествующих о битве при Гастингсе и смерти Гародьда в 1066 году, симплициссимус изображен дважды). 

     Сфинкс, согласно легендам, символизирует достоинство и королевскую власть, мудрость, могущество и силу.

По сведениям из заслуживающих доверия источников в Древнем Египте существовало три разновидности сфинксов, с человеческой головой и телом льва  - андросфинкс; с головой сокола - хиеракосфинке, и с головой барана - криосфинкс.

Самым древним и большим сфинксом является Великий Сфинкс в Гизе, который охраняет подходы к пирамидам. Он был создан из известит примерно в 26 веке до н.э. Этот колосс - 20 м в высоту и 73 м в длину. Предполагается, что лицо сфинкса - лицо фараона Хафра (Хефрен), или же сфинкс представляет собой бога Гора наблюдающего, как восходит над горизонтом его отец Ра, солнце. 
   В греческой мифологии сфинкс имеет тело льва и крылья орла.

Примечательно, что это чудовище женского рода, которое задает загадку проходящим мимо: 
     "Кто ходит на четырех ногах, на двух и трех. И ног тем больше, чем слабее существо?"

Согласно легендам, Сфинкс пожирал всякого, кто не мог ее решить.

 Известно, что когда Эдип дал правильный ответ, что это - человек (который ползает на четырех конечностях ребенком, ходит прямо в расцвете сил и с палкой в преклонном возрасте), сфинкс бросился в море с обрыва.

Согласно К. Г. Юнгу, эта легенда отражает исчезновение матриархата (вспомним миф о богине Великой Матери) во времена, когда мужская физическая сила стала преобладающей.

Как символ Египта, сфинкс появился в Британии на могильных плитах людей, чья жизнь была связана с этой страной, а также на кокардах и знаках отличия подразделений британской армии, воевавших в Египте. 
       
Энфилд , Enfield (англ.) согласно легендам, - сложносоставной  геральдический монстр; имеет голову  лисы, грудь борзой, тело льва, передние лапы - орлиные, задние лапы и хвост -  волчьи; энфилд украшает гербы большей  части ирландских родов Келли. 
  
Химера, согласно Гомеру, является чудовищем с головой льва, телом козла и хвостом змеи. Питается огнем, была убита Беллерофонтом, который правил крылатым Пегасом. В геральдике ее иногда изображают с головой и грудью женщины и с хвостом дракона

Вместо послесловия.

Монстры не являются демонами в полном смысле этого слова. Поскольку, согласно демонологии демоны - это существа тонкого мира, живущие в тонком мире, и которые могут появляться в видимом физическом мире при использовании магом определенных заклинаний.

Монстры либо же могли существовать на самом деле, либо же были выдуманы.

Однако если даже монстров и не было в том виде, в каком дошли до нас, их описания, всё равно довольно интересно то, как работала фантазия в прошлом и каких создавала чудовищ.

Хочется отметить, что существует масса преданий, сказаний и притч о тех или иных монстров.

Не всегда эти предания старины можно объяснить лишь одним вымыслом. Видимо, некоторые монстры, или чудовища всё же существовали ранее. Просто в настоящее время мы не можем ни подтвердить их существование, ни тем более опровергнуть.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"