Юринов Владимир Валентинович : другие произведения.

Тишина в эфире

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  (из книги "На картах не значится")
  
  В конце 80-х годов обстановка на советско-китайской границе была напряжённой. Китайцы то и дело затевали различного рода провокации. Что и как происходило на наземной (а точнее, на речной) границе, я точно не знаю, а вот что касается границы воздушной, выглядело это следующим образом.
  С аэродрома, расположенного на китайской территории километрах в двухстах от Амура взлетал самолёт и устремлялся прямиком к границе. Тут же в нашем дежурном звене объявлялась "Готовность Љ 1", и лётчик занимал место в кабине. Когда китайскому самолёту оставалось до границы километров сто, ему навстречу взлетал наш истребитель. Самолёты встречались в районе "ленточки", то есть границы. Несущийся на всех парах китаец резко сворачивал под девяносто и становился на курс, параллельный реке. Наш самолёт делал то же самое. Минут десять-пятнадцать самолёты шли параллельными курсами, разделённые Амуром. Потом китаец отворачивал вглубь своей территории и уходил домой, а ему на смену уже спешил новый потенциальный нарушитель границы. Всё повторялось.
  Особенно любили китайцы дёргать нас в дни наших государственных праздников. 7 ноября, 23 февраля, 1 и 9 мая. В эти дни усиление дежурного звена выезжало на аэродром вместе с основным составом, поскольку все знали - будут интенсивные полёты. Нередко лётчики с боевого дежурства налётывали за месяц больше, чем на плановых полётах.
  Однако реальные нарушения госграницы случались крайне редко, и пробирающую до мурашек фразу: "Нарушение государственной границы. Цель реальная!.." - доводилось слышать далеко не каждому лётчику. Мне в этом отношении "повезло".
  
  Это случилось 17 апреля 1987 года.
  Меня подняли из дежурного звена где-то перед обедом и почти сразу же после взлёта начали наводить на цель.
  - 619, с курсом 210. Включить излучение, цель справа под тридцать, дальность - 45, высота - три.
  - Понял: 210, 45, высота - три.
  - Занимайте высоту 2000, 619-й.
  - Понял: две.
  Я включил излучение прицела и сразу же обнаружил цель - метка ползла по экрану справа налево.
  - 619-й, цель наблюдаю, - доложил я.
  - Вас понял, 619. Курс 180.
  - Понял: 180.
  Я обрамил цель стробом и нажал кнопку "ЗАХВАТ".
  - 619-й, - доложил я, - цель в захвате.
  - Понял, - отозвался ОБУ. - Цель переходит справа налево. Вам курс 120.
  - Понял: 120.
  Стартовая лихорадка у меня малость прошла, да и цель уже была в захвате - никуда теперь не денется. Я немного успокоился.
  - 619-й, курс - 90. Цель прямо по курсу, дальность 15, выше 1000.
  - Понял: 90... 619, цель вошла в разрешённую дальность пуска, - проинформировал я ОБУ. - Включаю "ГЛАВНЫЙ".
  - 619-й, - поспешно отозвалась земля, - "ГЛАВНЫЙ" пока не включать. Цель визуально наблюдаете?
  Я поднял голову от приборов. На высоте полёта было несколько баллов кучевых облаков, что затрудняло поиск цели. Наконец впереди блеснула серебристая точка.
  - Цель наблюдаю, - доложил я.
  - 619-й, - обрадовалась земля, - доложите тип и государственную принадлежность цели.
  "Ни фига себе! - подумал я. - Что я им Зоркий Сокол, что ли?"
  - "Багет", - сказал я, - цель на дальности 12. Вижу её как серебристую точку.
  - 619-й, вам сближение с целью до дальности два, - строгим голосом поставил задачу "Багет". - Определить тип и государственную принадлежность цели.
  - Понял.
  Некоторое время ничего не происходило.
  - 619-й, нет сближения с целью, - упрекнула меня земля.
  - Вижу, - сквозь зубы процедил я.
  - 619-й, вам скорость плюс 200.
  - "Багет", - сказал я, - скорость - 1000. Разрешите сброс подвесного бака.
  Поясню. Самолёты дежурили в звене с дополнительным подвесным подфюзеляжным топливным баком. У самолёта с ПТБ существовало ограничение по скорости, превышать которое было опасно - нарушалась аэродинамика самолёта. В боевых условиях подвесной бак, после выработки из него топлива, полагалось сбрасывать.
  После моего запроса в эфире повисла тишина.
  - "Багет", - повторил я, - разрешите сброс подвесного бака.
  Нет ответа.
  Мы продолжали нестись вперёд - вглубь территории. Цель - впереди, я - в десяти километрах позади неё. Цель явно увеличила скорость, и расстояние между нами теперь совсем не сокращалось.
  - "Багет", 619-му на связь, - позвал я.
  - Ответил "Багет", - немедленно откликнулся ОБУ.
  - "Багет", - медленно и раздельно доложил я, - до цели - десять, нет сближения. Скорость - 1000, предельная по ПТБ. Разрешите сброс бака.
  Тишина в эфире.
  Под крылом тянулась бесконечная тайга. Маленькие клочковатые тучки неслись навстречу и, проткнутые насквозь, оставались далеко позади. Время от времени впереди, прямо по курсу, вспыхивала маленькая серебристая звезда.
  - 619-й, ваш остаток? - "проснулась" земля.
  - Полторы.
  И вновь безмолвие в эфире.
  От аэродрома меня уже отделяло больше ста километров. Я понял, что ничего интересного сегодня уже не произойдёт. Пора было подумать о возвращении.
  - "Багет", - позвал я, - 619-й, остаток топлива 1200.
  "Багет" не торопился с ответом. Секунды превращались в километры.
  - "Багет", - сказал я, - остаток 1100. Продолжать преследование цели?
  Наконец земля вспомнила о своём лётчике.
  - 619-й, преследование цели прекратить. Разворот на "точку", курс 270, набор 5000...
  Приземлился я с аварийным остатком топлива.
  
  На следующий день выяснилось, что нарушитель был не совсем нарушителем, а точнее, нарушителем не был вовсе. Просто прибывший накануне в округ Заместитель Главкома ВВС решил устроить внезапную проверку боеготовности сил ПВО округа, для чего поставил нетривиальную задачу одному из опытнейших лётчиков дзёмгинского полка. Лётчик на самолёте Су-27 - в ту пору новейшем и секретном - взлетел с аэродрома Дзёмги, что под Комсомольском-на-Амуре, спокойно вышел в район Хабаровска, где "упал" на предельно малую высоту и, пропав с экранов радаров, незамеченным прошёл над руслом Амура аж в район Благовещенска. Здесь он "подскочил" до высоты 3000 метров и, развернувшись спиной к Китаю, почапал вглубь своей территории.
  Ко мне со стороны Зам Главкома претензий не было: "Лётчик сделал всё возможное в пределах установленных ограничений".
  Зато большие претензии у московского гостя были к звену управления. Несчастный орловский ОБУ - такой же лейтенант, как и я, - связанный по рукам и ногам инструкцией, не мог мне дать команды ни на открытие огня, ни на сброс подвесного бака. Сжимая в одной руке "соску" микрофона, он другой прижимал к уху телефонную трубку и всё ждал, всё ждал разрешения с командного пункта дивизии хоть на какие-то действия. А дивизионный ОБУ тоже ждал указаний сверху - из армии, хотя, в соответствии с инструкцией, уже мог принимать самостоятельные решения. Более того, армейский командный пункт тоже ждал указаний, тщетно разыскивая по телефону Командующего армией. Все чего-то боялись и все чего-то ждали. А "нарушитель" в это время спокойно шёл вглубь советской территории и посмеивался, слушая наш радиообмен.
  Проверка выявила опасную болезнь, поразившую управленческое звено советских ВВС. Болезнь эта заключалась в полном параличе воли, в боязни самостоятельного принятия ответственного решения, в боязни, как выяснилось, дать команду не то что на открытие огня, но даже на сброс подвесного бака, цена которому - копейка в базарный день, и который по определению является расходным материалом.
  В результате проверки "по шапке" получили многие. В инструкцию по действиям расчётов КП в случаях нарушения воздушной границы внесли изменения. Отныне полковые ОБУ имели право на самостоятельные действия в случаях, не терпящих отлагательства. "Пусть лейтенанты принимают решения, - сказал на этот счёт Зам Главкома. - Лейтенант ничего не боится. Ему терять нечего. Не то, что этим старым пердунам, которые держатся за свои кресла!.." Исправленную инструкцию Зам Главкома увёз на утверждение в Москву.
  Но, увы, уже было поздно. 28 мая 1987 года баловник Руст посадил свою "Сессну" на Большом Москворецком мосту.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"